Сегодня нам известны сотни различных произведений. Все они собирают вокруг себя публику, где вкусы людей совпадают. Но только некоторые творения могут заставить проникнуться абсолютно всех. И здесь не обязательно владеть особыми навыками письма или придумывать нечто новое и загадочное. Достаточно лишь показать людям их самих. Много может дать ощущений фантастическая баллада, но настоящая, тяжелая, пылкая любовь сделает намного больше.
Есенин С.А. – это именно тот человек, который может заставить проникнуться чувствами и пережить сладостные и, в тоже время, трепетные эмоции.
Особенностью этого поэта является большая привязанность к теме любви. Кто хорошо знаком с его работами, не может и представить этого автора без страсти, пылких чувств и восхищения. Все его творчество пропитано любовью и ее теплом.
В его стихотворениях мы можем переживать радость встреч с любимым человеком, тоску в разлуке, грусть и отчаяние. Он настолько чувственно передает все свои мысли, что никто не может остаться равнодушным.
Есенин, в своих творения, часто описывает любовь к Родине. Он, как будто, переплетает два чувства – любовь и патриотизм. Это помогает ему одушевить все, что вокруг него:
«Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?»
(Зеленая прическа, Девическая грудь.)
Умение правильно подбирать метафоры, создает совершенно новый мир Есенина, где природа оживает и наполняет все своей красотой.
«С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.»
(Не ходить, не мять в кустах багряных)
Второй этап жизни Есенина характерен сменой настроения, из-за революции, свидетелем которой он стал. Это повлияло на его любовную лирику. Больше не было слов возвышенности любви и любования природой.
«Да! Теперь - решено без возврата
Я покинул родные края,
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.»
(Да! Теперь решено. Без возврата...»)
Теперь поменялось и его отношение к женщине. Если раньше это было милая стройная березка, то сейчас его обращение к женщине, как к грязи.
«В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.»
(«Сыпь, гармоника. Скука... Скука...»)
«Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.»
(Заметался пожар голубой)
Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:
«Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.»
Следующий цикл произведений – это попытки вернуть утраченную любовь. Есенин старается снова обрести смысл жизни, но та разгульная жизнь оставила отпечаток в судьбе поэта. Он часто пишет о том, как скучал по родине, пытается писать о любви, но сам чувствует, что ее почти не осталось.
«Видно, так заведено навеки -
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.»
(«Видно, так заведено навеки...»)
Все больше мы чувствуем грусть автора о несбывшихся надеждах. Но вместе с этим есть нечто большее. Мудрость… Он по-новому начинает понимать жизнь. И свою любовь, пускай отверженную и безответную, но все также сильную, передает в новых стихах.
Прошло уже много лет а мы все также переживаем все те же чувства, которые заложил автор в своих творениях. А все потому, что он писал о том, что так близко и понятно каждому из нас.
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
(А. Толстой)
Лирику Есенина нельзя не любить. Все, о чем бы ни писал поэт: о родине,о природе, о любви, переломных моментах истории, - во всем ясно слышится искренность и теплота. Может, именно таким был и сам поэт. Он никогда не скрывал своих мыслей, чувств, тревог и надежд.
Без стихов о любви невозможно представить себе поэзию С.Есенина. Его любовную лирику отличает нетрадиционное, неклассическое выражение "вечного" чувства. Действительно, стихотворения Есенина о любви не переносят нас в мир возвышенных и изящных представлений - любовь в его творчестве зачастую представляет стихией, которая безудержна в своем проявлении.
В ранних стихах Есенина присутствуют мотивы русских народных песен о неразделенной любви и смерти, об утраченной юности. Юношеская любовь лирического героя возникает внезапно, что изображается в виде конкретной картины, предшествующей появлению чувства:
Ты поила коней из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Любовь лирического героя заканчивается трагически, в духе переосмысленных молодым поэтом народных сюжетов:
В пряже солнечных дней время выткало нить:
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Таким образом, ранняя любовная лирика Есенина носит чувственно-созерцательный, мечтательный характер. Но в ней нашла отражение и стихийная сила чувства, имеющего земную природу и временами даже грубого в своем проявлении. Любовь в есенинских стихах этого периода конкретна и мимолетна. В более поздней лирике возникает собирательный образ любимой, которому поэт придает чувственные, но в то же время идеальные черты.
ПО мере того как в творчество поэта все более ощутимо стали звучать мотивы разочарованности в жизни, претерпел изменения и его женский идеал: с ним теперь, в первую очередь, связываются не надежда на понимание и вдохновение, не душевные порывы, а представления о чувственных радостях жизни: "Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом..."
Этот период есенинского творчества отмечен максимализмом в проявлении чувств. Стихийная грубость в выражении эмоций сменяется столь же стихийным раскаянием. Такие особенности характерны, например, для цикла стихов "Москва кабацкая". Однако они не свидетельствуют о том, что идеал любви в поэзии Есенина был к этому времени окончательно утрачен. Мне кажется, что представления об этом идеале были связаны у поэта исключительно с юностью, когда даже безответная любовь наполняет душу светом. Об этом Есенин упоминает в своей поздней поэме "Анна Снегина".
Именно своей мимолетностью и неповторимостью ценно для Есенина юношеское чувство. Воспоминание о нем он перенес через свою короткую, но полную бурных событий жизнь. И сегодня стихи поэта о первой любви греют нас отраженным светом его чувства.
Сочинение
Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь — первая и основополагающая эмоция и чувство. Но по мере взросления, к сожалению, человека начинают окружать не очень приятные вещи, и отношение к жизни меняется.
Но все же, несмотря ни на что, любовь остается в жизни людей, напоминая о себе первым поцелуем, морским бризом, лунными ночами и ласковым маем, когда вся природа ликует и любит жизнь. Отношения между мужчиной и женщиной только тогда бывают хорошими, долгими и плодотворными, когда основаны не столько на взаимном уважении, сколько на любви.
Поэтому о том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить? Писатели и поэты посвящали теме любви не только книги и тома, но и свои жизни. И каждый из них видел любовь по-разному, разным наполнял её.
Как же рассматривал это чувство в своих стихах хулиган и деревенский поэт Сергей Есенин?
Мне бы хотелось обратить особое внимание на цикл стихов «Любовь хулигана». Существенной особенностью этого цикла является то, что он выстроен как роман о влюбленном герое. Здесь рассказывается история любви, от зарождения чувства до его окончания, от «первый раз я запел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?»
В «Любви хулигана» образ любви светел, и потому лирический герой заявляет: «В первый раз отрекаюсь скандалить»; «Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки»; «Я прощаюсь с хулиганством». Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциируется с иконным ликом: «Твой иконный и строгий лик, по часовням висит в рязанях».
Но справедливости ради нужно сказать, что этот цикл относится к позднему периоду поэзии Есенина (если можно так сказать, ведь умер он в 27 лет!). До этого существовал сборник «Стихи скандалиста», где любовь была равна «постели»: «Наша жизнь — простыня и кровать, наша жизнь — поцелуй и в омут». А «Любовь хулигана» — тончайшая психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою. И в этих стихах, и в последующих творениях на эту тему мы не наблюдаем любовного пессимизма, любовной драмы, характерной для образа любви в лирике М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского.
В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки, и все становится понятным:
Все равно — глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем
Вот она, неповторимость чувства, истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.
Следующий цикл стихов о любви — это «Персидские мотивы», в которых у Есенина раскрывается тайное искусство любви, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний. Поэт упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и вся. Он дает прекрасному образу множество названий: «дыханье ранней весны», «мускус и амбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен».
В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема. Такие стихи, как «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Не гляди ты на меня с укором…», «Какая ночь! Я не могу…» посвящены «вспыльчивой связи», принятой за любовь, легкомысленным женщинам. Эта любовь без страдания, она — в удовольствие, это чувство не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой:
Походить я стал на Дон Жуана,
Как заправский ветреный поэт…
Таким образом, отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале — это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь. В его поздней лирике складывается концепция благодатной любви, необременительной, дарящей радость и тихую грусть.
Другие сочинения по этому произведению
«Есенинская поэзия согревает нас…» (по поэтическому творчеству С. Есенина)Тема любви в лирике С. А. Есенина
Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те-мой любви, оно как бы и не существует без этого высо-кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.
Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя-щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес-нями, полны деревенской мелодичности и напевно-сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол-нотой красок, звуков, запахов. В его стихах — мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.
Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта — радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от-чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета-ется с главной есенинской темой — темой любви к Ро-дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно-стью одушевляет природу отчего края:
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Березка — его любимый образ, становится берез-кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле-бединой шеей и множество других удивительных ме-тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир — мир живой и одухотворенной при-роды, в котором жил он сам.
Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро-ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете-ния, чувственность летнего зноя.
Возлюбленная поэта — это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во-лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе-нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи-санном в 1916 году.
В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта — в об-разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».
В начале двадцатых годов происходит резкая сме-на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе-нин, став свидетелем событий революции, видя изме-нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик-ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен-ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез-ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже-лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев-ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ-ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча-стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми-лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме-ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко-тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре-шено. Без возврата...», — пишет он в 1922 году. Чувст-ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».
Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости-тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена-висть. Такое настроение поэта выражается в стихо-творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи-санном в 1923 году. Однако подобные образы являют-ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац-кая » любовь — это отчаянный поэтический крик о гу-бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби-вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со-стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...
В 1923 году поэт возвращается из большого зару-бежного путешествия, которое сыграло значитель-ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур-жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка-жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род-ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале-ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го-дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа-ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых -
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш-ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе-ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:
... Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне...
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий...
Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче-ским настроением и светлой грустью:
Там на севере, девушка тоже,
Может, думает обо мне...
«Видно, так заведено навеки...» — в этом стихотво-рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не-сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме-хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче-ский герой остается верен прежнему чувству. Он на-ходит снова верного посланника — это «милый Джим»:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.
Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина - это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.
Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?
Особенности любовной лирики Есенина
Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.
Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.
«Заметался пожар голубой»
Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.
Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.
«Ты меня не любишь, не жалеешь»
Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.
Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.
«Руки милой - пара лебедей»
Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.
«Я не знаю, как мне жизнь прожить» - это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.
«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»
Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.
«Я не знал, что любовь - зараза» - эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.
«Глупое сердце, не бейся»
Стихотворение отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять совершенные когда-то ошибки. Произведение окутано нотой печали, однако в ней не чувствуется безысходность. Тема любви в лирике Есенина занимает центральное место.
«Я помню, любимая, помню»
Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.
Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.
Вместо заключения
Таким образом, тема любви в лирике Есенина - это особенное направление в творчестве поэта. Здесь большое значение имеют чувства и их развитие. Лирический герой раскрывается с неожиданной и прекрасной стороны. Ему предстоит многое узнать о самом себе, научиться принимать собственное эмоциональное состояние.