Урок бессоюзное сложное предложение с презентацией. Презентация на тему "бессоюзные сложные предложения - практика "

Урок бессоюзное сложное предложение с презентацией. Презентация на тему

Cлайд 1

БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.:Дрофа, 2008 Составила учитель русского языка и литературы Корзунова Ж.В.

Cлайд 2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры , . Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. […]; […]. Перечисление фактов и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

Cлайд 3

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры : [причина ]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. : [пояснение ]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. : [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Cлайд 4

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - . противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время ] - . когда Кончил дело – гуляй смело. [условие] - . если Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Cлайд 5

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - [вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. - . Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. - [сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.

Cлайд 6

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. (причина и следствие) На основе материалов к Н. В. Егоровой к учебнику «Русский язык. 9 кл.»

Cлайд 7

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения. Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.). Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев). Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев). Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин). Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

Cлайд 8

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн). 7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин). 8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский). 9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин). 10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 9

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов). 12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.). 13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский). 14. Придет вечер _ обо всем поговорим. 15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят! 16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.) Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 10

«Бессоюзное сложное предложение урок» - Сосна дерево долговечное. В каком предложении ставится тире? Нравится рисовать рисуй на здоровье. Степь как море. Посмотрит рублем подарит. Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами. Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали, то исчезали. Расставить и объяснить знаки препинания в тексте.

«Сложно-бессоюзные предложения» - Цель: На улице проливной дождь выйти невозможно. Найдите «третье лишнее». (В13, В6). Вид контроля: самоконтроль. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Гриши. Анализ выразительных средств текста (А7, В8).

«Бессоюзные предложения» - Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?». Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет]. Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Работа с поэтическим текстом. Тест: Эпиграф (тезис). Запятая и точка с запятой в БСП.

«Бессоюзное предложение урок» - Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре. Какую роль играют БСП в тексте? На уроке мы обобщили все изученное о бессоюзных сложных предложениях. Задание: исправь ошибку. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. Расстановка знаков препинания в БСП. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» - До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Д) Решетом воду мерить время потерять. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Практические задания. Ветер достиг восьми баллов. Успеть к теплоходу нельзя. 3) Выходить в море никто не решался.

«Тире в бессоюзном предложении» - Практические задания. Д) Останешься на заводе доверю большую работу. Топить нечем. 2) В кино хотел сходить. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. Когда дождь кончился, мы отправились в путь. А) В селе было тихо избы темны.

Всего в теме 10 презентаций

Открытый урок русского языка 9 класс

Тема «Бессоюзное сложное предложение»

Цель: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении и знаками препинания в нём.

Задачи: 1. Выработать умение использовать основной прием определения бессоюзных сложных предложений – сравнение их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2. Сформировать специальные умения и навыки учащихся.

3. Воспитать у учащихся познавательный интерес к теме урока.

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.

2. Психологический настрой :

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро вам – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, отзывчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.

3. Актуализация прежних знаний. Какие сложные предложения вы изучили?

Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы. Вы должны по вариантам записать номера предложений (1 в. - ССП, 2 в. – СПП)

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. (СПП)

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. (ССП)

3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце. (СПП)

4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. (СПП)

5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный. (СПП)

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Я сразу понял, что это дело мне по силам. (СПП)

8. Лодка причалила к берегу, и мы ощутили под ногами твердую землю. (ССП)

9. Где тонко, там и рвется. (СПП)

10. Дождь продолжал хлестать, и я продрог до костей. (ССП) Все ли предложения вы выписали? Нет. Почему? Какое это предложение, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Приём «Кроссворд » (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока. - Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель « вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

1)Познакомиться с …

2)Учиться … Учащиеся формулируют цели урока.

Приём «Знаю – не знаю»

Соединить стрелками соответствие

Сложносочинённое предложение

Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Простое предложение

Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.

Бессоюзное сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Сложноподчиненное предложение

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

4. Изучение новой темы. Что вы знаете о БСП?

Основные признаки бессоюзных сложных предложений

1) Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.

2) По значению они близки к союзным сложным предложениям.

3) Имеют характерную интонацию.

4) Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

(приложение 1)

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие , части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно ):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи .

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что ):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что ):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая - резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Прихожу к колодцу - никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть - аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть - мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово - соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь - один раз отрежь. Примеры предложений с различной интонационной связью: 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) 2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.) 3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.) 4. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
5. Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
6. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.) Учитель: Что в тексте показалось вам понятным? Что оказалось новым, совсем непонятным? Что требует дополнительных разъяснений?

5. Закрепление

Выполнение заданий. Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

2) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните. На родине Ломоносова недавно сооружен памятник. Ломоносов изображен энергичным человеком, полным сил и напряженной воли; высокий лоб его незаметно переходит в пышный парик; руки, не знавшие покоя при жизни, опущены на колени. (Осетров.) Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (К. Паустовский.) Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед; по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский.) перечисление, равноправие

3) Работа с учебником. Упр.

4. Задание: Определить БСП (Встать):

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2. Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3. Не рой другому яму – сам споткнешься.

4. Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.

6. Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7. И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8. На дне терпения оседает золото.

9. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

6. Рефлексия

    Чему научились сегодня на уроке?

    Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

    Какое задание показалось трудным и почему?

7. Итог урока:

    Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

    Достигли ли вы их?

8. Домашнее задание.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание. ___________________________________________

9. Выставление оценок.

Класс: 9

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Форма: урок по русскому языку в 9 классе с ИКТ-технологией

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

  • Образовательные :
    • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
    • совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
    • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
  • Развивающие :
    • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
    • развивать умения создавать схемы БСП;
    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
  • Воспитательные :
    • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
    • воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся:
    • репродуктивный,
    • частично-поисковый,
    • объяснительно-иллюстративный,
    • исследовательский;
  • по степени активности учащихся:
    • конструктивные,
    • творческие;
  • по источнику знаний:
    • словесные,
    • практические,
    • наглядные,
    • использование АРМ;
  • по стимулированию и мотивации:
    • познавательные,
    • социальные,
    • эмоциональные;
  • по мыслительной деятельности:
    • индуктивные,
    • дедуктивные,
    • аналитические,
    • сравнения,
    • классификации материала;
  • по контролю и самоконтролю:
    • устный,
    • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

  • индивидуальные,
  • фронтальные,
  • групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

  • АРМ учителя,
  • учебник «Русский язык. 9 класс» (под ред. Бархударова С. Г. и др., Москва «Просвещение», 2007),
  • тетради учащихся,
  • плакаты,
  • Презентация ,
  • Приложение 1 (индивидуальные задания по вариантам),
  • Приложение 2 (ключи ответов и нормы оценки),
  • Приложение 3 (текст рассказа «Схватка с медведем»),
  • Приложение 4 (варианты самостоятельной работы).

План урока:

I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.
VII. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 1 – тема урока.
Слайд 2 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

  • виды сложных предложений в русском языке;
  • характер смысловых отношений между частями БСП;
  • навыки постановки знаков препинания в БСП;
  • умение строить схемы БСП;
  • умение заменять сложные союзные пд синтаксическими синонимами.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

1) Терминологический опрос:

– Давайте при помощи учебников (стр. 20) вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.

Слайд 3

– Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа:

ССП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).

Слайд 4

– Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа:

СПП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений).

Слайд 5

– Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа:

БСП – (сложное бессоюзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (по смыслу и интонацией) и разделённых (знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире).

2) Устная работа по группам: конкурс «Кто быстрее?»

– По графическому изображению определите вид сложного предложения.
– Придумайте предложение по схеме:

Слайд 6

Первая команда:

1. , (чтобы)
2. : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. – [ быстрая смена событий].
5. , , .
6. (Если), .

Вторая команда:

1. , однако .
2. : , .
3. Либо , либо .
4. (Когда), .
5. [ время ] – .
6. [ условие ] – .

3) Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в БСП:

– Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.

Слайд 7 (1-й ученик)

– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и условиях их выбора.

Слайд 8 (2-й ученик)

Запятая меду частями БСП:

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,
  • тесно связаны между собой по смыслу,
  • обычно кратки,
  • произносятся тоном перечисления,
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И .

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Слайд 9 (3-ий ученик)

Точка с запятой между частями БСП:

  • части БСП менее связаны по смыслу,
  • более распространены,
  • содержат собственные знаки,
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

Слайд 10 (4-ый ученик)

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом

: [причина]. БСП Богатому не спится: богатый вора боится.
(=потому что; так как )

2. есливторое пд поясняет первое или к. – н. его член

: [пояснение]. БСП Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(=а именно; то есть )

3. если второе пд дополняет первое

: [дополнение]. БСП Пора понять: ты за себя в ответе.
(=что; и увидел, что…; и понял, что... )

Слайд 11 (5-ый ученик)

Тире между частями БСП:

1. Если в пд содержится противопоставление
противопоставление

– . БСП Труд человека кормит – лень портит.
(=а, но ) Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

2. Еслипервое пд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд

[ Время, условие ] – . БСП Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
(= если…; когда… ) Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Есливторое пд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд

– [вывод, следствие]. БСП Раз солгал – на век лгуном стал.
(= так что; поэтому ) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи
быстрая смена событий

– ! БСП Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

5. Есливторое пд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд

– [сравнение]. БСП Молвит слово – соловей поет.
(= словно; как; будто; точно; что )

IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся

1) Рефлексия анализа БСП

– Повторималгоритм рассуждения при анализе БСП:

Слайд 12.

Алгоритм анализа БСП:

  • найти грамматические основы;
  • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
  • поставить необходимый знак препинания;
  • построить схему БСП.

2) Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (по числу учеников).

Объяснение порядка выполнения работы:

  • подписать карточку;
  • вставить необходимые знаки препинания между частями БСП;
  • построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.
Вариант 1

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

последовательность событий
, , .

2. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

противопоставление
– .

3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

пояснение
: .

4. Алешка поднялся – заря ещё занималась.

время
– .

5. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу.

дополнение
: .

Вариант 2

1. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

пояснение
: [ и ].

2. За всё браться – ничего не сделать.

условие
– .

3. Я понимал: выручить нас может только случайность.

дополнение
: .

4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

быстрая смена событий
– .

5. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

последовательность событий
, .

Вариант 3

1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

причина
: .

2. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

условие
– .

3. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

пояснение
: .

4. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

последовательность событий
, [ и ].

5. Вот затрещали барабаны – отступили басурманы.

быстрая смена событий
– .

Вариант 4

1. Всё так четко, ладно – душа радуется.

вывод
[ , ] – .

2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

последовательность событий
, .

3. Закуковала кукушка – сей ячмень.

время
– .

4. Печален я: со мной друга нет.

причина
: .

5. По горизонту лежал сероватый туман: предвестник суховея.

пояснение
: .

Вариант 5

1. Грустные мысли бродили у меня в голове, отец тоже был печален.

одновременность событий
, .

2. Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

время
– .

3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.

дополнение
: .

4. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

причина
: .

5. Лугин слушал-слушал – ему стало грустно.

следствие
– .

Вариант 6

1. Однако пора спать: уже без четверти шесть.

причина
: .

2. Упустишь минуту – потеряешь час.

условие
– .

3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой.

последовательность событий
, .

4. Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.

дополнение
: .

5. Раздался выстрел – зверь упал.

быстрая смена событий
– .

3) Взаимопроверка правильности выполнения задания

– Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте их, выставите оценку и сдайте учителю.
(Приложение 2 )

Слайд 13 Ключи ответов по вариантам и нормы оценки.

V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике

1) Устная работа с текстом:

– Выразительно прочитайте текст (Приложение 3 ).
– Определите виды сложных предложений в тексте.

Слайд 14

Схватка с медведем.

Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! ССП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. СПП
С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

2) Литературная справка:

Слайд №15

– Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны?
– Конечно, барона Мюнхгаузена!

Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена.
Он был военным, некоторое время служил в Росси, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения.
Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе.

3) Письменная работа с текстом:

– В тетрадях для контрольных работ запишите название текста.
– Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.

Слайд 16

Схватка с медведем

Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий ) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но ) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление ) Я знал: (= что ) он немедленно растерзает меня, (дополнение ) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что ) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина ) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому ) он погиб голодной смертью. (Следствие )

VI. Заключительная проверка знаний/ Домашнее задание

1) Письменная работа в тетрадях/Домашняя работа

Выполните самостоятельную/домашнюю работу по вариантам.

Объяснение порядка выполнения работы:

  • в тетрадях для контрольных/домашних работ записать вариант своей работы,
  • выполнить пять заданий работы

Первый вариант

  1. Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
  2. Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
  3. Родина будь спокойна дети отцов достойны.
  4. Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
  5. Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.

  1. Синеет даль гудят проселки.
  2. Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
  3. Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
  4. Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
  5. Погляди в свое окно все на улице красно.
  1. Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
  2. Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
  3. Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
  4. Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
  5. Дворник радио включает птицы слушать не дают.

4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

  1. Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.
  2. Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.
  3. Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.
  4. На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!
  5. Не будут пятки белые они же загорелые!

Второй вариант

1) Укажите бессоюзные сложные предложения.

  1. Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
  2. Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
  3. Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
  4. Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
  5. Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

2) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.

  1. Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
  2. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
  3. Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
  4. Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
  5. Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.

3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Друге дети учатся я сплю до десяти.
  2. Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
  3. Мы кричали три часа потеряли голоса.
  4. Третий день болит душа не могу поймать ерша.
  5. Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.

4) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.

  1. Он попробовал шевелить левой рукой она не двигалась.
  2. Щеке было холодно она касалась снега.
  3. Только вижу бледный всадник опустился на траву.
  4. На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.
  5. И каждый знал дорога к ней ведет через войну.

5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

VII. Итоги урока

1) Объявить оценки ученикам за устную работу на уроке и за первую самостоятельную работу (на карточках).

2) Собрать тетради для контрольных работ.


Самое обсуждаемое
Маи чаво общежития что где Маи чаво общежития что где
"Бросать слова на ветер" - значение и происхождение фразеологизма?
Что значит со времен царя гороха Что значит со времен царя гороха


top