Мотивация. Оценка степени удовлетворённости основных потребностей человека

Мотивация. Оценка степени удовлетворённости основных потребностей человека

Нужда — это испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.

Нужды можно разделить на:
  • Физические — пища, одежда, безопасность
  • Социальные — нужда в общении и привязанности
  • Индивидуальные — потребность в знаниях и самовыражении

Потребность

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Так, например, ощущая голод американец думает о гамбургере, россиянин о пельменях, а москвич о суши.

Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать , которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.

Например, на основании своей покупательской способности каждый покупатель выбирает такой автомобиль, который максимально удовлетворяет его потребности в безопасности, престиже и комфорте.

Запросы

Запросы - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Компании, серьезно относящиеся к , затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят , чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые . Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан.

Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.

Потребности человека и экономические блага

Потребности — объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности.

Благо — это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает целям и устремлениям людей.

Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (здания, машины, продукты), отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводтсвенной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей.

Блага подразделяются на безграничные и ограниченные (экономические) .

Неэкономические блага (безграничные) предоставляются природой без приложения усилий человека. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могу удовлетворить.

Экономические блага подразделяются на:
  • Потребительские блага — непосредственно удовлетворяющие потребности людей (еда, жилье)
  • Средства производства — блага производственного характера (станки, оборудование, полезные ископаемые)

Различают блага: взаимозаменяемые (обладающие способностью удовлетворять потребности за счёт друг друга. напр:маргарин и масло) и взаимодополняющие (удовлетворяющие потребности лишь в комплексе друг с другом напр: автомобиль и бензин).

Большинство экономических благ создается в процессе .

Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности .

В данной работе я бы хотела рассмотреть эти два понятия: конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара, имеют ли они смысл.

Целью любой коммерческой деятельности является получение прибыли, а получение прибыли и ее увеличение в течение жизнедеятельности предприятия достигается различными способами. В настоящее время маркетинг является одним из тех ключевых моментов, который позволяет сориентироваться на рынке, не упустить возможность успешной деятельности на нем. Перечислять все цели и задачи маркетинга наверное не имеет смысла, но в рамках данной работы мне хотелось бы выделить следующее: одной из основных задач маркетинга является поддержание конкурентоспособности товара, а именно изучение или создание новых потребностей, формирование требуемых свойств товара, отслеживание рыночной позиции товара, его жизненного цикла. Вот именно к вопросу о конкурентоспособности товара и конкурентоспособности фирмы как к вопросу, касающегося непосредственно маркетинга, я бы хотела обратиться.

Для начала поясним, что же такое конкурентоспособность. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

Понятие конкурентоспособности товара на взывает ни у кого сомнений. Тем более, что в первой части определения говорится об объекте, который удовлетворяет потребности, а потребность удовлетворяется только товаром, работой или услугой. Для доказательства того, что конкурентоспособность продукта реально оценивается, можно привести несколько параметров, которые позволяет (конечно не с абсолютной точностью) оценить конкурентоспособность того или иного товара.

Для начала несколько слов о том, какие же показатели используются. Существует три группы основных параметров: технические параметры, которые отражают потребительские свойства товара; нормативные показатели, которые характеризуют соответствие товара обязательным нормам и стандартам; и наконец экономические параметры, говорящие о величине затрат, связанных с эксплуатацией или потреблением данного товара, которые еще называют ценами потребления. Как известно, конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. Поэтому при расчете показателей конкурентоспособности товара в качестве сравниваемого объекта обычно берут или товар-аналог (прямой метод), или образец (косвенный метод), который уже пользуется спросом. Затем эти показатели собираются в один интегрированный показатель, который по смыслу отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.

Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. А как на счет конкурентоспособности фирмы? Интересный вопрос. Ведь существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. И на мой взгляд, эти показатели тоже ведь характеризуют деятельность фирмы, от них просто так отмахнуться нельзя, это так же результат, который поддается анализу. Действительно, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел. Пусть у фирмы на какой-то определенный момент, например в момент составления годового, баланса показатели финансового состояния и экономической деятельности говорят о том, что организация работает успешно. Но получается вот какая ситуация: несмотря на благополучные данные экономического анализа, некоторые товары идут на рынке хорошо, а некоторые плохо. В данном случае мы с полным правом можем сказать, что первая группа товаров конкурентоспособна, а вторая нет. Но можно рассмотреть и иное положение вещей. Положение предприятия на рынке весьма устойчиво, конкурентов не много, продукция продается хорошо, но показатели финансового состояния, к сожалению, говорят о наличии проблем в части платежеспособности.

Не буду голословной. Данный вопрос вообще заинтересовал меня потому, что я столкнулась с подобным примером. Это Омский нефтеперерабатывающий завод. В своем регионе он имеет широкую сеть сбыта своей продукции, более того его называют одним из основных внутренних поставщиков нефтепродуктов в Западно-Сибирском регионе. Этот завод вырабатывает наряду с обычными продуктами переработки нефти также и высококачественный бензин, постоянно совершенствует схему технологического процесса. Казалось бы все говорит о том, что предприятие функционирует прибыльно. Но коэффициенты ликвидности говорят об обратном, то есть большую часть активов составляют активы средней и медленной реализации, то есть если вдруг кредиторы попросят вернуть долг, то возможно предприятие сразу окажется не в состоянии это сделать. Для инвесторов данное предприятие тоже казаться заманчивым не будет. То есть с точки зрения получения инвестиций данное предприятие неконкурентоспособно.

Так же в качестве объективного показателя конкурентоспособности предприятие можно привести его имидж. Имидж (по словарю) - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей. Казалось бы имидж фирмы складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет все условия сделок, если в части деловых отношений она отличный партнер, то и имидж у нее соответственный.

В качестве заключения мне хотелось бы сказать, что на счет данного вопроса спорить можно достаточно долго, но как мне кажется, эти два понятия имеют право на существование. Еще необходимо добавить, что эти два понятия очень тесно связаны. Докажем это на примере того же самого имиджа. Конечно, сначала имидж формируется товаром, а уже потом самим положение фирмы в деловом мире. То есть одно понятие вытекает из другого.

1.Потребности

1.1.Классификация потребностей

1.2.Влияние производства на потребности

1.3.Обратное воздействие потребностей на про­изводство

1.4 Влияние времени на удовлетворение потреб­ностей

2. Закон возвышения потребностей

3.Литература

1. ПОТРЕБНОСТИ

В рассмотренном нами круговороте движения благ не достает важного звена, соединяющего потребление с производством. Речь идет о потребностях людей.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности че­ловека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними побудителями активности.

1.1. Классификация потребностей

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллек­тивные и общественные. По объекту (предмету, на ко­торый они направлены) запросы людей подразделя­ются на материальные, духовные, этические (относя­щиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются по­требности труда, общения, рекреации (отдыха, восста­новления работоспособности) и экономические.

Рассмотрим детально последний вид потребностей. Экономические потребности - та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо про­изводство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запроса­ми людей. Как они влияют друг на друга?

1.2. Влияние производства на потребности

Производство прямо влияет на потребности по не­скольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и, тем самым, способствуют реализации отдельных челове­ческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых зап­росов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подхо­дящую стоянку или гараж, приобрести горючее, за­пасные части и многое другое.

Во-вторых, под воздействием технического обнов­ления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые по­требности. Скажем, с появлением в продаже персо­нальных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизо­ров новых поколений у людей возникает желание их приобрести.

В-третьих, производство не только доставляет ма­териал для удовлетворения потребностей, но и влияет на способы потребления, и тем самым формирует оп­ределенную культуру потребителя. Например, перво­бытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испы­тывает, как правило, качественно иную потребность.

Мясо должно быть определенным образом приготов­лено и потреблено с помощью столовых приборов.

Значит, производство создает потребление и опре­деленный способ потребления. Благодаря этому, оно развивает у людей потребности-влечения и способнос­ти к потреблению.

1.3. Обратное воздействие потребностей на производство

В свою очередь, экономические потребности оказы­вают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.

Во-первых, потребности являются внутренней по­будительной причиной и конкретным ориентиром со­зидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быс­тро изменяться в количественном отношении. Потреб­ности всегда включают в себя появление новых сози­дательных целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие таким целям. В силу этого, человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.

Обобщая весь практический опыт человечества, вы­дающийся философ Георг Гегель (1770-1871) пришел к заключению: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль»

1.4. Влияние времени на удовлетворение потребностей

Справедливо предположить, что многие блага (осо­бенно, если речь идет о товарах широкого потребле­ния, таких как продукты питания и одежда) предназ­начены для непосредственного индивидуального по­требления и привлекают потребителя как средство удовлетворения его потребностей; поэтому они жела­тельны для потребителя с интенсивностью, соответ­ствующей предполагаемой степени удовлетворения этих потребностей. Следовательно, если исходить из самых общих целей экономического анализа, то без всякого ущерба для дела можно рассматривать денеж­ную цену спроса вне зависимости от того, в каком ка­честве она выступает: как мера желания или как мера удовлетворения потребностей, ощущаемых тогда, ког­да желаемое благо уже получено. Из этого общего вывода, тем не менее, имеется одно важное исключе­ние.

Речь идет об отношении людей к будущему. Вооб­ще говоря, люди предпочитают данные удовольствия или удовлетворения потребностей в настоящем таким же удовольствиям или удовлетворениям потребностей в будущем, даже если последнее гарантировано. Это положение внутренне противоречиво: из предпочтения благ в настоящем не следует, что данное их количе­ство хоть сколько-нибудь больше такого же количе­ства благ в будущем. Выдвинутое положение означает только то, что наш дар предвидения несовершенен и что, следовательно, мы оцениваем будущие блага, если можно так выразиться, по убывающей шкале. Пра­вильность сказанного подтверждается тем фактом, что по такой же убывающей шкале оценивается накоп­ленный жизненный опыт, когда (речь не идет здесь о склонности людей забывать неприятное) мы размыш­ляем над прожитым. Таким образом, предпочтитель­ность по отношению к настоящим благам по сравне­нию с эквивалентными и гарантированными благами в будущем не означает, что с любым неудовлетворени­ем потребностей в экономике можно было бы смирить­ся, если бы оказалось возможным блага будущего в полной мере заменить благами настоящего. Неудов­летворенность человека, предпочитающего потребить благо в текущем, а не в следующем году, уравновеши­вается удовлетворенностью его предпочтений в следу­ющем году по сравнению с данным годом. Следова­тельно, нечего противопоставить тому, что если мы последовательность равных удовлетворенных потреб­ностей (именно удовлетворенных потребностей, а не объектов, которые порождают чувство удовлетворен­ности) соотнесем с рядом лет (начиная с текущего года), то стремления к удовлетворению этих потребностей, которые человек станет испытывать, не будут равно­значны; их можно количественно представить как пос­ледовательность величин, постоянно убывающую по мере того, как год с соответствующей ему удовлетво­ренной потребностью будет отдаляться от текущего момента времени. Таким образом, вскрывается имею­щее далеко идущие последствия экономического несо­ответствия, поскольку подразумевается, что люди рас­пределяют наличные ресурсы между настоящим, близ­ким и отдаленным будущим на основе абсолютно ир­рациональных предпочтений. Когда они осуществля­ют выбор между двумя удовлетворяемыми потребнос­тями, они не обязательно выбирают ту, что приносит большее удовлетворение, напротив, они склонны про­изводить или получать меньшее удовлетворение, но сегодня, а не стремиться к получению гораздо боль­шего удовлетворения несколько лет спустя. В конеч­ном счете, усилия человека, направленные на получе­ние результата в отдаленном будущем, неизбежно по­давляются усилиями, направленными на получение ре­зультатов в сравнительно близком будущем, последние же подавляются усилиями, направленными на дости­жение результата в настоящий момент. Предположим, к примеру, что индивидуальная способность человека к предвидению будущего такова, что он дисконтирует удовлетворение достоверных будущих потребностей из расчета 5% годовых. Тогда вместо того, чтобы быть готовым работать в следующем году (или в году де­сять лет спустя) столько времени, что данное прира­щение усилий обеспечивало бы такое удовлетворение потребностей, какое гарантирует равное приращение усилий в настоящий момент, он в следующем году будет работать так, что приращение его усилий возрастет в 1,05 раз, а через 10 лет - в 1,0510 раза по сравнению с приращением усилий в данный момент. Следова­тельно, суммарный объем экономического удовлетво­рения, которое люди испытывают на самом деле, го­раздо меньше того, каким оно могло быть, если бы их способность предвидеть будущее не была извращена; а кроме того, к удовлетворению одинаковых (конкрет­ных) потребностей стремились бы с одинаковой силой, независимо от периода, к которому они относятся.

Однако это еще не все. Поскольку жизнь человека ограничена, такие плоды его труда и воздержания, которые имеют свойство возрастать со временем, спу­стя много лет становятся недоступными для исполь­зования тем человеком, усилиями которого они были созданы. Это означает, что та степень удовлетворе­ния, с которой были связаны его желания, служит удовлетворению не его собственной потребности, а по­требности кого-то другого (возможно его непосред­ственного наследника), чьи интересы представлялись ему практически совпадающими с его собственными, а возможно, потребности какого-то далекого ему (по степени родства или по времени жизни) человека, которым он едва ли интересовался вообще. Отсюда вытекает, что даже если бы наши желания получить равное удовлетворение наших собственных потребно­стей, возникающие в различные моменты времени, были равнозначны, то желание удовлетворить буду­щую потребность оказалось бы менее интенсивным по сравнению с желанием удовлетворить потребность, относящуюся к настоящему моменту времени: ведь весьма вероятно, что в будущем удовлетворять по­требности придется не нам. Это тем, по-видимому, справедливее, чем больше времени проходит от воз­никновения в будущем потребности до момента ее удовлетворения: ведь с увеличением продолжитель­ности этого периода увеличивается и вероятность смер­ти не только данного человека, но и его детей, близ­ких родственников и друзей, с которыми его интере­сы, быть может, связаны особенно тесно. Очевидно, что подобное препятствие к инвестированию ради доходов отдаленного будущего частично преодолева­ется с помощью механизма фондовой биржи. Если в данный момент инвестируется 100 фунтов стерлин­гов сроком на 50 лет из расчета 5% годовых, чело­век, который их вкладывает, имеет возможность про­дать свою акцию через год, в конечном счете, за 105 фунтов. Тот же, кто ее покупает, также имеет воз­можность вернуть через год свой капитал в 105 фун­тов, возросший на 5% и т.д.

Мотивация - это процесс определения потребностей и мотивов действий работников и создание условий для удовлетворения этих потребностей. Общепринятая иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу отражает их количественное убывание от простых физиологических к сложным духовным.

А) 15 утверждений оцениваются попарно, сравниваются между собой. Определим степень удовлетворённости каждой потребности, сравнивая поочерёдно каждую с последующими. То есть сначала первую потребность сравниваем со 2-ой и записываем более предпочтительный для себя вариант в столбец 1 (строка 1), затем сравниваем 1 потребность с 3-ей и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 2), затем сравниваем 1 потребность с 4-ой и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 3) и т.д. до тех пор, пока не будет заполнен 1-ый столбец. В столбце 1 будут стоять цифры: или 1, или номер сравниваемой предпочтительной потребности. После этого переходим к сравнению потребности 2 со всеми остальными следующими потребностями (З-ей, 4-ой и т.д.) и заполняем столбец 2. После этого сравниваем 3-ю потребность со всеми последующими (4-ой, 5-ой и т.д.), заполняя столбец 3.

Аналогично проработаем со всеми потребностями таблицы и заполним все 15 столбцов. Для более эффективного сравнения перед сравнением поставим фразу: «Я хочу больше... (потребность 1 и т.д.), чем... (сравниваемая потребность)».

Потребности:

  • 1. Добиться признания и уважения.
  • 2. Иметь тёплые отношения с людьми.
  • 3. Обеспечить себе будущее.
  • 4. Зарабатывать на жизнь.
  • 5. Иметь хороших собеседников
  • 6. Упрочить своё положение.
  • 7. Развивать свои силы и способности.
  • 8. Обеспечить себе материальный комфорт.
  • 9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
  • 10. Избегать неприятностей.
  • 11. Стремиться к новому и неизвестному.
  • 12. Обеспечить себе положение влияния.
  • 13. Покупать хорошие вещи.
  • 14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
  • 15. Быть понятым другим.

Таблица 1 Сравнение потребностей

После заполнения таблицы определим сколько раз мы отдали предпочтение каждой потребности во всей таблице, не учитывая цифр первой заглавной строки, Т.е. сколько раз во всей таблице встречается единиц (потребность 1) и указывается в итоговой строке в столбце 1; сколько раз во всей таблице встречается цифра 2 (потребность 2) и указывается в итоговой строке в столбце 2; сколько раз во всей таблице встречается цифра 3 (потребность 3) и указывается в итоговой строке в столбце 3 и т.д.

Максимальное число в итоговой строке таблицы может быть 14.

Выберем 5 потребностей, получивших наибольшее значение, и расположим их по иерархии. Это мои главные потребности, т.е. то, чего я желаю больше всего.

Таблица 2

  • Б) расположим потребности в соответствии с 5-уровневой иерархией потребностей А. Маслоу.
  • 5 - потребности в самовыражении (самореализации);
  • 4 - потребность в признании и уважении;
  • 3 - социальные потребности (в общении);
  • 2 - потребность в безопасности;
  • 1 - материальные потребности.

Потребности человека отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 Иерархия потребностей по А. Маслоу

Для определения степени удовлетворенности 5-и главных потребностей необходимо подсчитать сумму цифр по 5-и уровням, следующим образом:

  • 1) материальные потребности определяются как сумма итоговых цифр столбцов - ст.4+ст.8+ст.13=8+13+2=23;
  • 2) потребность в безопасности - ст.3+ст.6+ст.10=13+7+3=23;
  • 3) социальные потребности - ст.2+ст.5+ст.15=9+3+3=15;
  • 4) потребность в признании - ст.1 +ст.9+ст.12=8+7+9=24;
  • 5) потребность в самореализации - ст.7+ст.11+ст.14=7+7+4=18.
  • 6) подсчитаем суммы баллов по каждому из 5 уровней.

Рисунок 2 График удовлетворения потребностей

Построенный график показывает 3 зоны удовлетворённости по 5 потребностям. Сумма баллов не выше 14 отражает удовлетворённость данной потребности, от 15 до 27 - частичную удовлетворённость, свыше 28 - неудовлетворённость потребности.

Согласно данному графику, все 5 рассмотренных потребностей не достигли зоны неудовлетворённости, все мои потребности находятся в зоне частичного удовлетворения, а социальные потребности, согласно графику (рисунок 2), находятся в большей степени в зоне удовлетворённости.

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.


Самое обсуждаемое
История создания сказки «Чудо-дерево» История создания сказки «Чудо-дерево»
Проблемное обучение на уроках географии Отчет нир проблемное обучение на уроках географии Проблемное обучение на уроках географии Отчет нир проблемное обучение на уроках географии
Презентация на тему Презентация на тему "бессоюзные сложные предложения - практика "


top