Традиции при похоронах офицеров моряков. Традиции похорон в мире

Традиции при похоронах офицеров моряков. Традиции похорон в мире

Предание воде – один из способов упокоения тела ушедшего из жизни. Наряду с захоронением в землю, сожжением и небесным погребением, данный обряд восходит из древних времён. Традиция водного погребения наиболее распространена была у народов, живущих вблизи водоёмов или по роду деятельности часто плавающих по морям.

На территории Европы обычай опускать мёртвое тело в пучину вод был характерен для викингов. Славные мужи, отличившиеся в битвах, снаряжались после смерти в полном боевом облачении. Их укладывали на мини-драккар или плот и отпускали на волю волн. Менее зажиточных людей обёртывали в саван, увозили подальше от берега и на глубине спускали в воду.

Захоронение в водах сегодня

Обстоятельства по которым раньше избавлялись от тела на корабле сейчас покажутся несущественными. Если в прошлом наличие мертвеца на борту неизменно приводило к заражению членов экипажа, то сейчас для сохранности тел используют морозильные камеры. Последними оборудован каждый современный лайнер.

Ныне предание воде не столь популярно и регламентируется нормативными актами отдельных стран.

Великобритания – «владычица морей» - разрешено

Жителям Туманного Альбина официально разрешено выбирать такой способ погребения, как предание воде. Ежегодно этим правом пользуются около сотни британцев. Чтобы упорядочить морские погребения, для них определены специальные места, например, остров Уйат.

Морское погребение накладывает ряд условностей на проводимую церемонию. Так, в деревянном гробу просверливаются отверстия для быстрейшего заполнения водой. К нижней части привязывается бетонный швеллер в качестве грузила. Не допускаются к такому виду захоронения ранее забальзамированные тела, поскольку яд в консервирующем растворе может нанести непоправимый ущерб экосистеме. Кроме того, требуются обязательные справки, что перед смертью усопший не болел ВИЧ, гепатитом и рядом других инфекционных заболеваний.

Нидерланды – воды много – хоронить нельзя

Хотя само государство фактически стоит «на воде», такого рода погребения запрещены на официальном уровне. Тем не менее желающих упокоиться подобным образом достаточно. В основном это люди морских специальностей.

Чтобы соблюсти все правила приличий, тела для погребения отправляют в Великобританию, где морское погребение разрешено. При чём совершают транспортировку на судне с британским флагом. Ведь на плавательных средствах Нидерландов должны неукоснительно соблюдаться законы страны.

Германия – экономично и романтично

Ежегодно около 20 тыс. немцев избирают воды Северного и Балтийского морей в качестве места своего последнего пристанища. Мэр города Штранде высказался против устройства мемориала на берегу, но зато способствовал обустройству площадки с видом на море для совершения поминовения.

Гавайи: гладь морская жаждет принять своих детей

Традиционным способом упокоения на Гавайских островах считается предание воде. Такой обычай тесно связан с образом жизни, промыслами и местоположением. В наши дни, к сожалению, всё меньше коренных гаитян желают быть захороненными на дне морском.

Австралия – нельзя, но можно со специальным разрешением

В общем случае погребения в пучине вод запрещены законами страны. Однако при изъявлении подобного желания родственники покойного могут получить необходимые разрешения и совершить обряд.

США – можно, но подальше от берега

Законодательными актами разрешено погребение в воде за пределами территориальных вод. Минимальное расстояние до берега должно составлять не менее 240 км. Данное ограничение связано отнюдь не с предвзятым отношением к мёртвым, а навеяно практическими соображениями. Ранее рыболовные судна нередко захватывали в свои сети свободно плавающие тела усопших. Кроме того, океанские течения прибивали к берегам полуразложившиеся останки, что никак не способствовало сохранению экологии побережья.

На сегодняшний день желающие быть захороненными в пучине вод всё чаще предпочитают кремацию и дальнейшее развеивание. Либо непосредственно урну с прахом опускают на океанское дно.

Прах в основании рифа – новый похоронный тренд

Востребованность «водного погребения» привела к поиску новых решений для осуществления подобных захоронений. Одним из них стало увековечивание памяти в основании коралловых островов. С одной стороны поддерживается экосиситема океанского дна, с другой – укрепляется подножие острова.

Сам кремированный прах размещают в пустотах бетонной полусферы и запаивают. Второй вариант – использование пепла при замесе цементного раствора, из которого изготавливают кирпичи. На само бетонное изделие наносятся данные о покойном путём оттиска или закрепления таблички на шесте. Далее отвердевший прах устанавливают у основания рифа. В среднем глубина упокоения составляет около 100 метров. Расстояние от берега – порядка 20 км. Это означает, что родные почившего всегда смогут вооружиться аквалангом и наочно почтить память своего близкого.

Примечательно, что уже через несколько месяцев на искусственном основании рифа начинают расти коралловые полипы.

Россия – разрешено только военным морякам при чрезвычайных обстоятельствах

Согласно уставу ВМФ РФ погребение умерших на судне моряков следует проводить на суше. Для этого тело помещают в холодильную камеру и транспортируют на берег. Предание воде проводится только в исключительных случаях.

При совершении похоронного обряда тело обёртывают в парусиновую ткань, зашивают со всех сторон, а к ногам прикрепляют груз. На похоронах умершего накрывают флагом ВМФ, а сверху кладут фуражку. Если усопший был офицером, рядом с головным убором кладут в раскрытом виде перекрещенные ножны и кортик. При наличии медалей и орденов, их располагают на орденской подушке. Указанные атрибуты не отправляют в пучину вод, а после прощания передают семье почившего. Сама церемония проходит с отданием надлежащих воинских почестей.

Церемония прощания с телом на воде по Уставу ВМФ России

Начало мероприятия обозначается сигналом «Большого сбора». По его звучанию вся команда корабля размещается на верхней палубе. Исполняется траурный марш, по его окончанию производится троекратный залп холостыми патронами. Обряд совершается на самом корабле или с использованием катера/шлюпки, который отвозит тело на глубину. Под звуки гимна Российской Федерации плоскость (доску), на которой размещён обёрнутый в саван умерший, подносят к борту судна (катера/шлюпки). Постепенно её начинают наклонять увеличивая угол наклона. Тело соскальзывает в воду.

На время церемонии флаг приспускают на половину его высоты. Таким способом на «морском языке» сообщают остальным курсирующим кораблям, что на борту совершается обряд погребения. Словно сама Смерть водружает по верху свой незримый флаг.

В судовом журнале делается отметка о координатах места, где было совершено предание воде.

27 Февраля 2019

Останков умерших людей в море или океане.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов. Одной из форм погребения в море можно считать бытовавшее у викингов погребение человека в особой погребальной ладье , которая перед отплытием поджигалась . В западных культурах таким образом хоронили, как правило, моряков, умерших на корабле, окутывая тела покойников в саваны из парусины и сбрасывая их с борта судна . Известно, что некоторые британские или американские ветераны военно-морской службы оставляли завещания, предписывающие похоронить их в море, и для церемониала подобных погребений, в некоторых источниках называющихся наиболее почётными для прославленных моряков , были даже разработаны специальные инструкции .

Разные религии по-разному относятся к погребению в море. Например, протестантам -англиканам погребения в море не только разрешены, но также имеется подробное описание того, как должно осуществляться такое погребение . С другой стороны, в исламе погребение в море формально запрещено и допускается лишь в том случае, если похоронить умершего иным способом не представляется возможным . Различное отношение к данному явлению существует и в разных государствах и территориях: например, на Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и иногда практикуются до сих пор , тогда как в Австралии по умолчанию запрещены, а на их проведение требуется особое разрешение .

Напишите отзыв о статье "Погребение в море"

Примечания

Отрывок, характеризующий Погребение в море

– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.


Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года был смертельно ранен и через несколько часов скончался адмирал Горацио Нельсон. Тело его было забальзамировано и доставлено в Англию на флагманском линейном корабле «Виктори». Знаменитый флото­водец со всеми почестями был похоронен в Лондоне. На 27 английских линейных кораб­лях, участвовавших в этом сражении, кроме Нельсона, погибли сотни офицеров и матро­сов, но все они в отличие от своего адмирала были похоронены в море.

Обычай погребения в море берет свое начало с самых первых дней возникновения мореплавания и сопровождается различными церемониями, связанными с умиротворе­нием богов. Например, у римлян и греков в рот умершего, опускаемого в море, клали монеты для уплаты Харону за провоз погребенного через подземную реку Стикс до врат Аида (Плутона) - бога подземного мира и царства мертвых.

У англичан существует обычай оплачивать работу служителя - парусника, зашиваю­щего парусиной тело умершего, - одной гинеей . Коммодор Беккет в своем труде «Customs and Supcrstitions» (Обычаи и предрассудки) пишет, что в силу этого обычая 23 гинеи были уплачены паруснику одного из английских линейных кораблей за зашива­ние 23 убитых в Ютландском морском сражении.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенно­му начальнику о всех случаях смерти, когда бы она ни наступила, будь то ночью или днем. Последний заносит этот факт в вахтенный журнал и докладывает командиру.

В Российском императорском флоте тело умершего или погибшего моряка зашивали в парусину, к ногам прикрепляли груз, после чего покойника помещали на специальной чисто оструганной доске, выносили на шканцы, ставили на небольшое, специально соору­женное для этого случая деревянное возвышение и покрывали Андреевским флагом. Иногда судовыми средствами делали гроб. При наличии на корабле священника произво­дился обряд отпевания, а в его отсутствие отпевание совершалось под руководством командира корабля. С началом отпевания флаг приспускался до половины. По окон­чании этого церковного обряда, под пение «Со святыми упокой», тело вместе с дос­кой подносили к борту ногами вперед и конец доски клался на планшир. Два спе­циально назначенных матроса станови­лись у изголовья и брали края флага в руки. По сигналу горниста (специальный напут­ственный сигнал умершему) доска при­поднималась, и тело соскальзывало за борт из-под флага; одновременно судовой кара­ул производил троекратный залп. Флаг поднимался до места. На церемонии обя­заны были присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой. Такие по­чести отдавали всем служащим на воен­ном корабле, погребаемым в море, без раз­личия в служебном положении и ранге. Эта особенность церемонии символизиро­вала признание того, что перед Богом и смертью все равны. Покрытие тела флагом указывало на то, что покойник служил го­сударству и что государство ответственно за него. Три холостых залпа в воздух, по преданию, делаются для того, чтобы ото­гнать дьявола, ибо сердце человека в этот момент открыто, и дьявол может легко проникнуть в него. Еще задолго до изоб­ретения огнестрельного оружия, которое стали затем использовать при погребаль­ных церемониях, число «три» у многих народов имело мистический смысл и упот­реблялось, например в Древнем Риме, при похоронных ритуалах. Так, до закапыва­ния покойника в могилу сначала бросали три горсти земли, и родственники умер­шего при этом произносили три раза имя погребаемого. Покидая кладбище, они три раза произносили слово vale, то есть « про­щай». Числа 3, 5 и 7 имели таинственный смысл еще до возникновения римской империи, и даже теперь мы имеем доста­точно много примеров употребления числа «три» именно в этом смысле. Например, три грации , три ведьмы в трагедии у. Шекспира «Макбет», «три» карты в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, частое употребление числа три в масонских ри­туалах, троекратное ура и, наконец, чисто военная традиция, существовавшая до ре­волюции, вызывать перед строем на вечер­ней поверке давно погибшего или умер­шего, но честно исполнившего свой долг перед Родиной солдата тоже три раза. Этот обычай неукоснительно соблюдался во многих полках русской армии и на кораб­лях. А впервые он был введен во француз­ской армии императором Наполеоном. Существовала эта традиция и в Советской армии, но вызов фамилии покойного про­изводился только единожды. Число «три» широко употребляется в христианстве: триединый Бог (Отец, Сын и Дух Святой), праздник Троицы, икона Андрея Рублева «Троица», троекратное осенение себя кре­стом, три дня, по прошествии которых душа отлетает на небо, и так далее.

Что же касается специального сигна­ла, исполняемого горнистом при погребе­нии, то он как бы означает последнее: «Прости-прощай», обращенное к покой­ному, символизирует собой трубные зву­ки, которые издает архангел Гавриил в момент Страшного суда и воскресения из мертвых.

Корабельный устав ВМФ (КУ-78) оп­ределяет, что тела умерших или погибших в бою на корабле должны быть погребены на берегу. Только при невозможности со­блюсти это правило тела предают морю. В этом случае тело покойного зашивают в парусину, а к ногам прикрепляют груз. Тело умершего или погибшего моряка прикрывается Военно-морским флагом, поверх которого кладется фуражка умер­шего, а на гроб офицера, кроме того, кор­тик, сложенный с ножнами крестообразно под острым углом. Ордена и медали умершего, прикрепленные к подушечка­ми, располагаются у гроба на подставке. К гробу наряжается почетный караул.

Перед опусканием тела в море или отходом катера (шлюпки) с гробом от борта личный состав корабля по сигналу «Большой сбор» выстраивается на верх­ней палубе. Проводится траурный ми­тинг. Оркестр исполняет траурный марш. Перед преданием тела земле (морю) флаг, ордена, медали, фуражка и кортик уби­раются, производится траурный салют тремя ружейными залпами холостыми патронами. С первым залпом салюта оркестр исполняет Государственный гимн, доска, на которой находится тело умер­шего (погибшего), переносится к план­ширю, наклоняется, и покойник предает­ся морю.

Корабль, на котором находится тело умершего, приспускает до половины кор­мовой флаг и поднимает его до места, ког­да тело будет предано морю или когда ка­тер (шлюпка), отвозящий тело на берег, отойдет от борта не менее чем на 2 кабель­това. О погребении в море, широте и дол­готе места погребения делается запись в вахтенном журнале и сообщается род­ственникам погребенного.

Сколько ни говорят, что «могила моряка - это море», каждый моряк мечтает быть похороненным на суше, чтобы родным было куда прийти, чтобы его помянуть. Не стали исключением и японцы - у каждой военно-морской базы было своё кладбище, где хоронили погибших и умерших моряков. Однако во время Второй мировой войны многие японские моряки уходили на дно вместе со своими кораблями, и местом их памяти становились символические могилы.

Специальные флотские кладбища начали создавать при главных японских военно-морских базах ещё в XIX веке. В таких местах торжественно хоронили умерших и погибших военных моряков, однако у них было одно отличие от классических кладбищ европейского типа. Дело в том, что по японской традиции раз в год принято поминать души покойных. Эта церемония официально проводилась и на флотских кладбищах, но оказалось, что не очень удобно поминать погибших в морском бою или катастрофе, если могилы разбросаны по всей стране, или море так и не отдало тела. Тогда на кладбищах стали устанавливать мемориалы-кенотафы - символические могилы без праха умерших. В отличие от классических памятников погибшим кораблям и морякам, которые существуют как на Западе, так и в Японии, это были именно символические могилы, объекты поминовения мёртвых.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Йокосука: кенотаф экипажа линейного крейсера «Цукуба», погибшего при взрыве боезапаса 14 января 1917 года.
tokyo-bay.biz


Йокосука: индивидуальные могилы.
tokyo-bay.biz


Йокосука: ежегодная церемония поминовения.
cocoyoko.net.e.rb.hp.transer.com

После поражения Японии во Второй мировой войне официальная флотская церемония поминовения была отменена как «милитаристский ритуал» . Впрочем, и японского флота к тому времени уже не было, поэтому кладбища стояли без присмотра. В Куре кладбище и вовсе лежало в руинах - летом 1945 года оно сильно пострадало во время американских бомбёжек, а потом по нему прошёлся сильный тайфун. Но в стране остались ветераны, пережившие ужас войны, и родственники моряков, ушедших на дно вместе с кораблями, - эти люди продолжили ухаживать за кладбищами, периодически собираясь, чтобы помянуть павших.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6


Куре: вид на мемориал-кладбище. Фото автора


Куре: кенотаф экипажа линкора «Ямато». Фото автора


Куре: кенотаф экипажа линкора «Хюга». Фото автора


Куре: кенотаф экипажа авианосца «Хиё». Этот монумент был установлен в 1983 году в Киото. В 1995 году его перевезли в Вакаяму, а в 2002 году установили на кладбище в Куре. Фото автора


Куре: кенотаф экипажа крейсера «Аоба». Фото автора


Куре: кенотаф экипажей крейсера «Могами» (слева) и сторожевого корабля №82 (справа). Фото автора

Во времена американской оккупации и в первые годы после неё эту деятельность старались не афишировать, опасаясь обвинений в милитаризме. Только в начале 70-х годов на кладбищах стали массово устанавливать новые мемориалы-кенотафы в память о погибших во Второй мировой. При этом экипажи крупных боевых кораблей обычно имели отдельные кенотафы, а экипажи небольших кораблей часто поминались целыми частями. Устанавливались и более общие кенотафы - например, в память о погибших подводниках или о пропавших без вести на острове Гуадалканал.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Куре: кенотаф экипажей крейсера «Ицукусима» и канонерской лодки «Хиэй», погибших в 1894 году в морском бою с китайцами в устье реки Ялу. Установлены в 1895 году в другом месте, были перенесены на кладбище в 1981 году. Фото автора


Куре: кенотаф экипажей подлодок военно-морского округа Куре. Фото автора


Куре: кенотаф экипажа эсминца «Симакадзе». Корабль погиб 11 ноября 1944 года, памятник установлен 11 ноября 1965 года. Фото автора


Куре: могила британского моряка Джорджа Тиббинса. Единственная могила, защищённая решёткой, установленной ещё до 1945 года - очевидно, во избежание инцидентов. Сейчас за могилой ухаживают столь же тщательно, как и за могилами японских моряков. Фото автора


Куре: памятник павшим в войне за Великую Восточную Азию (официальное японское название войны на Тихом океане). Установлен 25 января 1947 года - первый памятник из появившихся на мемориальном кладбище в Куре после войны. Фото автора

С начала 70-х в уходе за кладбищами-мемориалами и ежегодных мемориальных церемониях стали принимать официальное участие моряки японских ВМС. Однако и по сей день кладбища-мемориалы находятся в ведении общественных организаций, и ВМС официально не имеют к ним отношения. Присутствие на ежегодных мемориальных церемониях флотского почётного караула, оркестра и высших чинов военно-морских баз объясняется исключительно желанием развивать дружеские отношения с местным населением. Осторожность в вопросах, связанных со Второй мировой войной, до сих пор является неотъемлемой частью японской политики.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Общий вид кладбища в Сасебо. Фото автора


Кенотаф экипажей подлодок военно-морского округа Сасебо. Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа линкора «Харуна». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа броненосца «Хацусэ», погибшего 15 мая 1904 года на минах русского минзага «Амур». На этом же кладбище находится кенотаф экипажа броненосца «Ясима», погибшего вместе с «Хацусэ». Фото автора

Скорее всего, по тем же соображениям политкорректности бывшее флотское кладбище в Йокосуке переименовано в «Кладбище Мамондзан», кладбище в Куре называется «Парк Нагасако», а кладбище в Сасебо - «Парк Хигасияма». И только самое маленькое и неприметное флотское кладбище в Майдзуру продолжает называться «Флотским кладбищем в Майдзуру». При этом только в Йокосуке бывшее флотское кладбище всё ещё разрешает захоронения частных лиц на своей территории, на остальных же кладбищах это запрещено.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Хирю», затопленного японцами после битвы при Мидуэе в 1942 году. Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Дзуйхо». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Тайё». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажей крейсера «Тёкай», потопленного 25 октября 1944 года в битве у острова Самар, и эсминца «Фудзинами», погибшего два дня спустя вместе со всем экипажем и моряками, спасёнными с «Тёкай». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Мёко». Фото автора

Самые заметные памятники на территории кладбищ-мемориалов - это кенотафы экипажей погибших кораблей. Но есть там и кенотафы береговых частей флота, а также родов войск (например, подводников). Существуют и общие кенотафы погибшим в войнах и конфликтах. Кроме того, до 1941 года на кладбищах устанавливались кенотафы погибшим и умершим вследствие несчастных случаев и даже эпидемий. Сохранились на флотских кладбищах и индивидуальные могилы. Так, на территории кладбища-мемориала в Куре находится 92 коллективных мемориала, 157 индивидуальных могил японских моряков и могила английского военного моряка Джорджа Тиббинса, умершего в 1907 году во время визита его корабля в Японию. Всего на бывшем флотском кладбище в Куре поминают около 130 000 погибших моряков.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6


Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Хагуро». В постамент вмурован иллюминатор, поднятый с затонувшего крейсера. Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Яхаги», погибшего 4 апреля 1945 года вместе с линкором «Ямато». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажей эсминцев 27-го дивизиона эскадренных миноносцев: «Ариакэ», «Югурэ», «Сирацую», «Сигурэ». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Хацуюки». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Вакаба». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Вараби», погибшего при столкновении с крейсером «Дзинцу» в 1927 году. Увенчанный статуей бодхисаттвы Каннон, это один из самых необычных кенотафов на мемориалах-кладбищах. Фото автора

Мемориалы-кенотафы выглядят по-разному - от роскошных произведений кладбищенской архитектуры до скромных конструкций, которые можно спутать с индивидуальными могилами. Никаких правил при их установке не существовало - всё явно определялось вкусами и финансовыми возможностями тех, кто заказывал тот или иной кенотаф. В результате монумент флотскому стройотряду может выглядеть солиднее памятника экипажу авианосца. Более старые монументы обычно выглядят скромнее, чем более новые, а почти все индивидуальные могилы выполнены в виде одинаковых каменных столбиков.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Суги». Фото автора

Место последнего упокоения беспокоит многих еще при жизни. Для нашего курорта, и не только, эта тема очень актуальна. Земли становится всё меньше, места на кладбищах - всё дороже. Да и сам внешний вид многих кладбищ вызывает дрожь. Кто был на сочинских кладбищах, не понаслышке знает, что они переполнены - сплошь и рядом подзахоронения, гроб на гробе, у нас реально нет мест для расширений погостов. К тому же очень много заброшенных могил, а оградки делают у кого как финансы позволяют. В некоторых местах трава в человеческий рост и непролазная грязь. Да что говорить, это видеть надо...

Одно время муссировалась идея с крематорием, но так до сих пор и не прошла. Хоронить на луне, в космосе, поближе к Богу, как сейчас придумали международные миллионеры, тоже не по карману. К нам в редакцию обратились читатели с предложением - а почему бы не организовать морское кладбище? "Народная газета" попыталась рассмотреть идею, которую предложили наши читатели.

Прах в море

Высокий уровень смертности и все меньшее количество земли для захоронений заставляют крепко задуматься. Для города Сочи с его высокой концентрацией населения и отсутствием земли – это вообще проблема. Одним из выходов было бы организовать крематорий, эта тема до сих пор муссируется на градостроительных советах. Но здесь все, по большому счету, упирается в экономический вопрос и ментальность граждан. Опросы показали, что на первоначальном этапе процент кремаций (дело все же новое, непривычное) будет составлять максимум 15% от умерших, в число которых будут входить невостребованные, безродные тела.

А содержание крематория между тем дело затратное. Также чиновники говорят, что уже построен крематорий в Новороссийске, в планах работы которого обслуживание всего Краснодарского края. И при грамотном подходе, в случае предсмертной воли и желания родственников, поездку туда можно будет организовать буквально в течение одного дня. Поэтому с крематорием скорее всего вопрос у нас решен не будет. Тем не менее проблему с захоронениями решать нужно как можно скорее, кладбища в Сочи переполнены, и хоронить уже скоро станет просто негде.

Выход из ситуации наши читатели видят в организации морского кладбища

Просторы Черного моря позволят реализовать подобную идею, как известно, оно является огромным резервуаром сероводорода. Ниже глубины 150 -200 метров у нас в море залегает сероводород, так называемая "мертвая зона", где отсутствуют живые существа и разлагается вся органика. В том числе и за счет этого фактора экосистема моря имеет свойство самоочищаться. Кто-то может сказать, зачем нам вторая река Ганг? А не выйдет ли вся затея боком? Здесь хочется уточнить, что сероводород – это газ, который без остатка растворяет все, что попадает на глубину его залегания. Получается, как бы это странно ни звучало, экономичное хозяйствование, да и экологические бы нормы были соблюдены. Да и все мы разумные люди, и никто не стал бы делать морские кладбища в местах туристического скопления и с моральной точки зрения.

Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил оборудовать пустующие прибрежные территории от Сочи в сторону Геленджика. Там, где невозможно создать туристическую инфраструктуру, в промежутках можно было бы организовать морские кладбища. И местное население могло бы зарабатывать на оказании ритуальных услуг.

А как у них?

Кстати, в Китае всерьез заинтересовались темой захоронений в море. В центральном городе китайской провинции Гуандун место на кладбище обойдётся в 1200 долларов за квадратный метр. Это даже дороже, чем элитные квартиры. Но в Шанхае, Шаосине или Вэньчжоу власти заплатят вам 320, 800 или 1290 долларов за рассеивание праха умерших в море. Включена даже стоимость поездки на лодке и лепестков цветов, с которыми смешивают прах. По традиции военно-морских сил США, самых отличившихся тоже хоронят в море.

Устав ВМС допускает предание воде как тела в гробу, так и развеивание праха. Прощальная церемония сопровождается религиозным ритуалом (если человек исповедовал ту или иную религию) и завершается тремя выстрелами траурного взвода из семи человек. В Великобритании и Ирландии захоронение тела в море разрешено в определенных частях Северного моря, для чего требуется специальное разрешение. На Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и практикуются до сих пор. Получается, тема морских захоронений не нова и могла бы стать для Сочи выходом из ситуации с перенасыщенностью местных кладбищ.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов.
Все это имело свою подоплеку - верования, что путь на тот свет ведет по воде или о прибытии прародичей по морю. У викингов бытовало погребение человека в особой погребальной ладье, которая перед отплытием поджигалась. На Руси, где жило много варягов, тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.

Упокоиться с шиком

Морские похороны сейчас набирают популярность и в научной сфере. Быть похороненным в море становится еще и очень модно. В противовес теории Чарльза Дарвина о происхождении людей от обезьяноподобных предков есть другая – человечество вышло из воды. Последняя в настоящее время очень популярна. Если человек не слез с дерева, а вышел из воды, получается, гармоничнее было бы и найти в ней свое последнее пристанище. Эту идею поддерживают и многие психологи. Похороны в море морально переносить проще, чем похороны в землю.

– Опускание гроба в землю, медленное кидание земли – это очень тяжело, так же, как и кремация, этого многие боятся. А морское захоронение – более мягко действует на психику, – уточнил для "Народной газеты Сочи" один из психологов курорта.

Действительно – огражденная акватория, катер, торжественная музыка, красивый гроб в виде ракушки-жемчужницы, который опускают в море, плавающие кругом лепестки цветов – все это может выглядеть для нас непривычно, но красиво. Если развивать эту тему дальше, то можно еще организовать установку плавучего памятника и получить специальное свидетельство, где будут определенные координаты захоронения. Можно оборудовать подходящим образом для поминок прибрежную зону с поминальными столиками и беседками, где можно предаваться скорби по ушедшим с красивым видом на море и проплывающими рядом дельфинами...

Есть мысль, что особенно это бы заинтересовало иностранцев (быть похороненным в Черном море, и вообще в море, для многих из них – статусно, красиво и необычно). И это, кроме решения проблемы с кладбищами вообще, был бы и дополнительный заработок сочинцам. Ведь родственники усопших будут приезжать к ним на морские могилы, что-то покупать, где-то селиться. Похоронили, а потом еще и платный выезд на лодке для поминок и посещений – это целая индустрия необычных похорон.

Подводные камни

Однако с организацией морских кладбищ у нас не все так просто. В этом деле есть свои подводные камни. Директор МБУ г. Сочи "Управление по организации похоронного дела" Александр Мамлай, согласившись, что в идее морских захоронений есть рациональное зерно, объяснял, что реализовать такой проект будет непросто.

Есть действующее законодательство, а оно ни слова не говорит по поводу захоронений в море , – пояснил Александр Мамлай , – поэтому мы можем много обсуждать, но пока на законодательном, федеральном уровне это не будет прописано, все это бесполезно.

Получается, чтобы запустить проект с морскими кладбищами, надо перекраивать законодательство на уровне Федерации. Пойдут ли на это парламентарии – вопрос. Между тем проблема с нашими сочинскими погостами, где уже негде хоронить, требует решения. Хотелось бы, чтобы наша власть побыстрее обратила на нее внимание и нашла выход.


Самое обсуждаемое
Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка
Все Все "сапоги" из вв чморят и чморят омон и собр
Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность


top