Ребенок плохо выговаривает звук «ч». Что делать? Орфоэпический словарь — Произношение орфографического сочетания чн Произносится ш

Ребенок плохо выговаривает звук «ч». Что делать? Орфоэпический словарь — Произношение орфографического сочетания чн Произносится ш

Буква Ч, ч (называется: че) — присутствует во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 24-ая, в русском - 25-ая, в белорусском - 26-я, в украинском и сербском - 28-я, в македонском - 29-я); некоторые неславянские народы также используют её в своих письменностях.

В церковно- и старославянской азбуках именуется «червь» (ц.-с.) или «чрьвь» (с.-с.) — словом этим обозначались не только черви, но и моль. Обычно в кириллице по порядку считается 26-й (в ц.-с. азбуке) или 27-й (в с.-с.), имеет вид и соответствует числу 90 (правда, сперва для обозначения числа применяли греческий символ «Ҁ, ҁ» (коппа); 28-я по счету в глаголице, имеет форму и обозначает число 1000.

Обычно происхождение этих двух букв (как и Ц), связывается с семитской буквой «цади» или «цаде» (ср. с еврейским символом для этой буквы, который применялся в началах и серединах слов: צ).

Из существовавших вариантов написания буквы Ч в кириллице следует отметить чашеобразное старое (схожее с латинской буквой Y) и её форму в босанчице, имеющую вид латинского v или даже современной русской У (прописной буквы); буква Ч смотрелась как «коппа» — Ҁ в шрифтах Ф. Скорины.

Произношение

В русском языке исторически букву Ч произносили как одиночный звук, т.е., глухой переднеязычный палатальный шипящий фрикативный звук /ɕ/. Сейчас буква Ч произносится как глухая аффриката: в русском языке является всегда мягкой /tɕ/, но в большинстве иных славянских языков, имеющих кириллическую письменность, вообще всегда или часто твёрдая /tʂ/. Русская фонетическая транскрипция традиционно для передачи сочетания звуков /tɕ/ использовала символ [ч], хотя встречаются в литературе и варианты [т’ш’] или даже [тьщ].

ЗЧ, СЧ, ЖЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ

Буквосочетания «зч», «сч», «жч», «шч», «здч», «стч» принято в русском языке выговаривать как долгое [ш̅’] (/ɕː/) (по аналогии с буквой «щ»).

Буквосочетание «чн» традиционно произносили как [шн] (/ʂn/), но теперь такое произношение сохраняется лишь в редких словах (напр., нарочно), в других словах в то же время (напр., точно), утвердилось [чн] (/tɕn/). На особенности произношения сочетания букв «чн» повлияли диалектные различия: чаще [шн] можно встретить в московской речи и оно было нормой в речи старомосковской; для произношения петербургского более типичным является [чн].

Словарной нормой считают произношение [шн] в таких словах, как скучный (и скучно), яичница, нарочно (и [чн] в нарочный, т.е. «посыльный»), очечник, конечно (но [чн] в словах, производных от слова «конечный»: алгоритм работать будет конечно, время жизни частицы конечно), скворечник; в производных от мужских личных имён I-го склонения (Илья, Кузьма, Никита, Фома и др.) женских отчествах, заканчивающихся на -ична: Ильинична, Кузьминична, Никитична.

Не является обязательным, но допускается произносить [шн] в следующих словах: молочный, сливочный, порядочный (здесь возможны вариации в зависимости от семантики: это порядо[чн]ый человек, а другой — сволочь порядо[шн]ая), шапочный, копеечный, шуточный, гречневый, бутылочный, горчичный (и горчичник), булочная, двоечник, прачечная, лавочник, троечник, собачник. В прочих случаях предпочтительнее произносить [чн].

Буквосочетание «чт» в таком местоимении, как что и в его производных (ничто, чтобы и др., кроме нечто) произносят как [шт] (/ʂt/), во всех прочих словах (включая нечто) произносят как [чт] (/tɕt/).

ТЧ, ЧЧ

Удвоенную букву "чч" (встречающуюся в заимствованиях, напр., каприччо) произносят одинарно, т. е. правильно произносить не /tɕtɕ/, а /tːɕ/, при этом появляется пауза в звуке /tː/ между выполнением смыкания и размыкания, и в целом звучание может происходить более медленно и отчётливо. Аналогично произносят и сочетание «тч»: отчество.

Орфография буквы

В орфографии русского языка выбор между чя/ча, чё/чо, чю/чу, чы/чи, чэ/че диктуется не произношением, а формализованными правилами и соображениями исторического и этимологического порядка. Обычно написание чу, ча, че, чи; противоположное им чю, чя, чэ, чы почти невозможно, хотя встречается в заимствованиях (Чэнду, Чюрлёнис, Чыонг) либо применяется по эстетическим соображениям: так, О. Н. Чумина (поэтесса, к. XIX — нач. XX вв.) печаталась под фамилией «Чюмина». Достаточно сложными правилами определяется выбор между чё и чо; в

ряде случаев смена чё на чо изменяет смысл слов: печонка (маленькая печь) — печёнка (печень). В фамилиях распространено двоякое написание: -чов/-чёв, причём, с точки зрения современной действующей орфографии более верна форма с о, но она встречается реже. Формальными правилами также задается выбор между чь и ч (если только не имеется в виду разделительный мягкий знак: бычьё, ничья): с чь пишут преимущественно неопределённые формы (жечься, лечь, стричь) и формы повелительных наклонений глаголов (плачь, тычься, прячь,), а также существительные женского рода ед. числа — именит. и винит. падежи — (речь, дочь) и наречия, образованные от них (заполночь, вскачь).

Применение

Ч сокращенно обозначают час - единицу времени

Ч - «время Ч» - некоторое определённое время

Ч - в рецептах, в сокращении слова «часть» (объёмная или массовая часть — понимают из контекста)

Ч — в обозначении серии паровозов.

Изучение любого языка - дело непростое, а русский не зря называют великим и могучим. Разнообразие сложных правил часто пугает иностранцев. Немалые трудности у изучающих русский язык как иностранный вызывают русские буквы. Даже спустя годы многие жители других стран не умеют правильно выговаривать некоторые из них. Преподаватели школы русского языка "Лидер" решили рассказать, какие буквы оказываются самыми сложными для слушателей и как научиться произносить их правильно.

Буквы И, Ы

Почти все иностранцы испытывают сложности со звуком [ы]. Как правило, «ти» говорится вместо «ты» или «мить» - вместо «мыть». Для того чтобы правильно выговорить этот непростой звук, необходимо отодвинуть язык вглубь рта и напрячь его заднюю часть.

Будет проще делать это, если вместе со звуком [ы] будут произноситься [к] и [г]. Эти звуки всегда легко даются слушателям, но, когда они их произносят, язык сам напрягается нужным нам образом. Поэтому эффективно будет использовать сочетания этих букв, постепенно переходя на другие, а далее - к словам.

Буква Й

Очень важно тщательно поработать со звуком [й], так как он используется чаще, чем сама буква, ведь мягкие гласные во многих случаях обозначают два звука. При этом иностранцы часто допускают ошибки, говоря, к примеру «твои», а не «твой».

Иностранцу следует понять, что звук [й] очень короткий. Если звук [и] можно произнести нараспев, то [й] выговаривается мгновенно: ай!

Не менее важно обратить внимание на написание этой буквы, ведь если перепутать «и» с «й», получится ошибка, в отличие от пары «е» и «ё».

Буква Р

Когда мы произносим звук [р], кончик языка напрягается и, вибрируя, дотрагивается до альвеол (бугорков над зубами). Как правило, сложности у иностранных слушателей вызывает именно эта вибрация кончика языка. Чтобы упростить задачу, стоит использовать простые для иностранцев звуки [т] и [д]. Когда мы их выговариваем, язык автоматически занимает правильное положение над зубами. Сочетания этих звуков, к примеру «др», поможет привыкнуть к сложному [р].

Буква Ж

Эта буква удивляет иностранцев не только своим произношением, но и написанием (нередко она именуется бабочкой или звездочкой).

Чтобы произнести этот звук, необходимо весь язык отодвинуть назад, а кончик его поднять к альвеолам.

Чтобы иностранцу освоить звук [ж], будет полезно использовать такие помощники, как звуки [о], [у] и [г]. Первые два гласных звука помогут правильно оформить губы, а согласный [г] отодвинет язык назад.

Буква Ц

Этот звук в русском языке - неделимый, что и вызывает затруднения у иностранцев. Зачастую его путают со схожим сочетанием звуков [т+с] и именно так и произносят звук [ц]. В таком случае стоит понять, что звук [т] должен произноситься как можно более кратко и быстро.

Чтобы освоить произношение этого звука, лучше использовать слова, в которых буква Ц следует за буквами Т или Д. Это позволит добиться большей четкости произношения.

Буквы Ш и Щ

Эти шипящие вызывают особые сложности при изучении русского языка, их нередко путают. Чтобы выговорить звук [ш], нужно отодвинуть язык назад и напрячь его заднюю часть. При этом кончик языка должен быть у альвеол, а губы следует вытянуть и округлить. Для произношения звука [щ] язык нужно наоборот продвинуть вперед и приподнять среднюю часть. Губы при этом растягиваются, как при улыбке.

Стоит заметить, что мягкий звук [щ] звучит дольше, нежели твердый [ш]. Для того, чтобы добиться от звука [щ] нужной мягкости, стоит обратиться к звуку [и].

Отработать навыки произношения всех букв русского алфавита вы можете на курсах русского языка как иностранного в нашей школе. Профессиональные преподаватели с радостью помогут вам овладеть этим интереснейшим языком. Ждем вас!

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

    Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

    Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

    • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
    • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
    • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

    Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

    Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

    Характеристика звука [Ч]:

    Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

    Постановка звука [ч]

    Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

    1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
    2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
    3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

    Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

    Артикуляционная гимнастика

    Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

    • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

    • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

    • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

    Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

    Правильная артикуляция

    Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

    1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

    • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
    • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

    2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

    • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

    3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

    • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
    • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

    4. Использовать опорные звуки:

    • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

    Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

    Автоматизация звука [ч]

    Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

    • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
    • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
    • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
    • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
    • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
    • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


    Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
    Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

    Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

    Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

    Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





    Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
    Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
    Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах


    Самое обсуждаемое
    Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге
    Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования
    Роберт оппенгеймер цитаты Роберт оппенгеймер цитаты


    top