Дарий I, царь Персии

Дарий I, царь Персии

После смерти завоевателя Египта, царя Камбиза , персидский трон захватил самозванец-маг Гаумата . Он выдавал себя Смердиса, брата Камбиза, которого Камбиз ранее велел умертвить. Личность нового повелителя вызвала подозрение в среде аристократии. Знатный перс Отан, тесть покойного Камбиза, поручил своей дочери Федиме, доставшейся в наследство Лжемердису-Гаумате, удостовериться кто именно этот царь: обманщик или действительно брат Камбиза. Для этого он велел ей, во время сна царя на её половине, осмотреть его уши. Исполнив желание отца, Федима объявила ему, что уши у царя отрезаны. Отан знал, что этому позорному наказанию, при покойном основателе персидского могущества, Кире , был подвергнут один из его магов.

Улика была налицо. Тесть Камбиза сообщил о том своим друзьям Аспадину и Габриату, к ним присоединились еще вельможи: Интаферн, Мегабиз, Гидарн и только что прибывший в Сузу член династии Ахеменидов , сын Гистаспа (Виштаспы) – Дарий. Эти семеро заговорщиков решили свергнуть самозванца, в чем им много помог Прексасп, теперь распустивший в народе молву, что царь, не кто иной, как маг , и притом не перс, а мидянин. Заговорщики проникли во дворец, закололи преданных самозванцу евнухов и достигли до чертогов самозванца и его брата. Оба, после отчаянного сопротивления, были убиты, головы их отрублены и выставлены напоказ народу. Независимо от этого справедливого наказания, свергнувшие самозванца умертвили всех магов, которых только могли отыскать во дворце и в городе. Впоследствии, день этот праздновали особым торжеством, называемым: избиением магов (магофония). В этот день ни один из этой касты не осмеливался показываться на улице.

Торжество Дария I над магом Гауматой и мятежными правителями областей. Изображение с Бехистунского рельефа

Уничтожив самозванца и истребив его приверженцев, заговорщики приступили к важному вопросу об установлении нового правительства. Отан предлагал демократическую республику, т. е. правление народное; Мегабиз – олигархию; Дарий стоял за самодержавие. Последнее мнение взяло верх, и Отан тотчас же отступился от всяких притязаний на престол, с единственным условием, чтобы он и все семейство его оставались свободными. Нового царя решили избрать из среды шестерых остальных освободителей Персии – бросив жребий, причем заключили договор, что сотоварищи избранника останутся при нём первейшими вельможами с правом невозбранного, во всякое время, входа в царские чертоги. Жребий состоял в том, что царем будет тот из шестерых претендентов, чей конь первый заржет при восходе солнца. С помощью своего конюшего Эварета (спрятавшего в кустах у сборного места – кобылицу), Дарий заставил заржать своего коня прежде прочих – и с седла пересел на персидский царский престол. При выборе коня, в орудие судьбы, Дарий и его товарищи руководились идеей религиозной, так как конь, у древних персов, был посвящен солнцу и почитался в религии Зороастра священным животным.

Дарий I, сын Гистаспа, воцарился в 521 г. до Р. X. Происходя от царственного семейства Ахеменидов, он, для лучшего упрочения власти, ещё теснее породнился с царским домом, взяв себе в жены двух дочерей Кира, его внучку, дочь настоящего Смердиса, и дочь Отана – главного виновника своего воцарения. Персидское царство Дарий I разделил на двадцать сатрапий ,обложив их правильными денежными податями, которые, в предыдущие царствования, приносились, по мере надобности, деньгами или натурою. Вследствие этой меры, у персов сложилась приводимая Геродотом пословица: Дарий – торгаш, Камбиз – властитель, Кир – отец. Государственный доход Персии при Дарии составлял 14.560 талантов.

Развалины дворца Дария I в Персеполе

Тяготясь опекой бывших своих сообщников, Дарий I под благовидным предлогом казнил одного из них – Интаферна – и с ним нескольких его родственников. Историки сохраняли нам предание о жене несчастного, умолявшей царя пощадить приговоренных к смерти. Тронутый Дарий решил помиловать только одного, по её выбору; выбирать же ей пришлось между мужем, детьми и братом. Она указала на последнего, сказав царю: я могу найти другого мужа, от которого у меня могут быть еще дети, но другого брата мне не найти!» Царь отдал ей вместе с братом и старшего сына, но прочих казнил.

На третий год царствования Дария I – или на второй, по книгам иудейским – враги евреев, самаритяне, донесли ему, что иудеи, невзирая на запрещение Лжесмердиса, продолжают отстраивать разрушенный Навуходоносором Иерусалим, ссылаясь на старинный указ Кира. Дарий подтвердил этот указ, разрешив иудеям достраивать, кроме города, и Храм, обращая на расходы следующие в казну подати.

В 516 г. до Р. X. (пятый год царствования Дария), вспыхнул мятеж в Вавилоне , при котором инсургенты, запершись в городе, приготовились к отчаянной защите. Девятнадцать месяцев безуспешно осаждал персидский царь мятежную столицу, которою однако же овладел, благодаря хитрости и коварству Зопира, сына Мегабиза, сыгравшего с вавилонянами ту же шутку, какую сыграл при Кире – Арасп. Зопир обрил себе голову, обрезал нос и уши и передался вавилонянам, будто бы для отмщения изуродовавшему его Дарию; вкрался к ним в доверенность, водил их против своих, принимал участие в вылазках, при которых сам резал персов немилосердно. Он наконец добился того, что вавилоняне доверили ему защиту всего города, который Зопир и предал из рук в руки царю Персии – ради чего и возвёл на себя напраслину и изуродовался таким ужасным образом. Вторично пал перед персидским оружием буйный Вавилон и на этот раз позорнее первого: Дарий I приказал разрушить его стены, снять городские ворота и казнить три тысячи знатнейших граждан.

Усмирив мятежи, царь Дарий высек на высоких скалах торжественный рассказ о своих свершениях, украшенный великолепными рельефами (см. Бехистунская надпись). После этого он по примеру Камбиза, неудачно ходившего войной в Эфиопию, задумал воевать со скифами , желая наказать их за вторжение в Мидию сто двадцать лет тому назад. Тщетно брат Артабан отклонял Дария от безрассудного намерения – царь упорствовал и деятельно занялся приготовлениями к походу. Выступление свое он ознаменовал одним из тех зверских подвигов, на которые был так изобретателен Камбиз. Эваз, знатный перс, умолял царя не отнимать у него всех троих сыновей для похода в Скифию и оставить ему хоть одного.

– Я тебе оставлю всех! – отвечал Дарий – и действительно оставил, казнив всех трех сыновей.

Многочисленные войска Дария I, согласно составленному царем маршруту, пошли на берега Босфора Фракийского (подробнее - см. в статье Поход Дария I на скифов). Здесь персы соорудили памятник с исчислением своего войска, простиравшегося кроме экипажа 600 кораблей, до 700.000 пехоты и конницы. Перейдя чрез Босфор, посредством понтонного моста, царь Дарий повел персидских воинов чрез Фракию и землю гетов (даков), мимоходом им покоренные. Достигнув берегов Истра (Дуная), Дарий I переправил войска на противоположный берег, приказав союзникам своим, грекам малоазиатской Ионии , разобрать наведенный ими мост и следовать за ним, но передумал, по совету Коэта, предводителя митиленцев, и отложил разводку моста на шестьдесят дней, приказывая грекам возвратиться домой, без него, если он не возвратится на берег из внутренности страны к этому сроку.

Избегая столкновений с завоевателем, скифы, отступая перед ним, заманивали его подальше от берегов, повсюду истребляя запасы и тем делая возвратный путь персов крайне затруднительным. Дарий расположился лагерем, в котором вскоре начался жестокий голод. Тогда скифские вожди прислали к нему послов, которые, вручив царю пять стрел, птицу, мышь и лягушку, без всяких объяснений возвратились к себе. Дарий I истолковал себе эти странные дары скифов выражением их покорности; но один из его спутников, Габриат , объяснил эти символы иначе; по его словам, скифы хотели сказать царю: зарывайся в землю как мышь, улетай как птица, прячься в болото как лягушка, везде и всюду скифские стрелы настигнут тебя!

Предполагаемый маршрут Скифского похода Дария I

Голод и болезни в лагере, наконец, принудили Дария к отступлению. Ночью, бесчеловечно покинув больных и раненых, он постыдно бежал к берегам Истра, куда прежде его прибыли скифские дружины. Последние предлагали ионийцам, разобрать мост на тот берег и тем отрезать царю персидскому дальнейшее отступление. Правитель Херсонеса Фракийского, афинянин Мильтиад ,советовал грекам исполнить желание скифов и погубить Дария... Они, было, согласились – но их отговорил один из вождей, Гистией, тиран милетский. Во избежание споров со скифами, греки разобрали часть моста – но лишь только враги удалились на поиски за персидским царем, Дарий I другой дорогой пришел на берег Истра и переправился с войсками на противоположную сторону реки. Оставив, под начальством Мегабиза 80,000 войска в Херсонесе, Дарий с остальными войсками направился в Сарды, где и перезимовал. Мегабиз, между тем, покорил персидской державе все народы Геллеспонта, в числе прочих стран и Македонию, где посланники Мегабиза, за их наглость и оскорбление жен и девиц, были перерезаны. – Вскоре скифы опустошили Фракию, пользуясь отсутствием Дария, покорявшего этим временем Индию. Геродот, упоминая об этом важном событии (кн. IV гл. 44) умалчивает, однако, о подробностях похода персидского царя в эту великую страну.



top