Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. На уроке прослеживается формирование УУД.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства В. Г. Распутин

Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Почему мальчик оказался в райцентре? «Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр»

Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни»

Почему он не убежал в деревню? «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока»

Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Лидия Михайловна

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик Лидия Михайловна

Какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?

Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.(« Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед » . « Не жди пощады, не ищи заступничества » . « Остолбенел от предательства »). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. (« Горько, навзрыд заплакал » , « не было человека несчастнее меня » . « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся »). - Он учится преодолевать свои слабости. (« Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься »). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, « научился держать себя » , « справился с диковатостью » , начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

1. Сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина « Уроки французского » . 2. Написать заметку в стенгазету « Советую прочитать « Уроки французского » В.Г. Распутина » . 3. Сочинение о понравившемся герое. (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Тему сочинения сформулируйте сами. Домашнее задание

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой - обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок.

А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость - набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник - коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор.

Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна - ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше - на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки - слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде. Материал с сайта

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал - и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему - она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок - ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор.

И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости......

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы «Лицей №32»

Конспект урока литературы в 6 классе

«

в произведениях В. Астафьева и В. Распутина».

Выполнила

учитель русского языка и литературы

.

Цель: Сформировать у детей представление о нравственных выборах героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.

Задачи:

1. Образовательные

1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.

2. Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

3. Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.

2. Развивающие

1. Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах

2. Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.

3. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа героев.

4. Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.

3.Воспитательные

1. Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.

Методы

1. Репродуктивный

2. Частично-поисковый.

Оформление

1. Эпиграф к уроку

2. Таблица

3. Фрагмент из телевизионного фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

Нравственный выбор моего ровесника

Ход урока

Учитель : Отрочество… Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?

Ученик : Это совершенный поступок, хороший или плохой.

Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

Ученик: Нравственность, нрав.

Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и определим лексическое значение слова «нравственность»

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Что же такое «нравственный выбор»?

Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).

Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Сопоставив героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, мы определим, какие выборы в отношениях со сверстниками и взрослыми делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».

Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанных произведений и проанализировать жизненные выборы главных героев.

Эти мальчишки общаются с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герои произведений - ваши ровесники. Чье мнение для них и для вас более важное, а чье - менее значительно.

Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важное - других людей.

Учитель: Перед вами – таблица, в которую мы будем записывать выводы. (Таблица продублирована на доске).

Нравственный выбор моего ровесника

Учитель: Давайте посмотрим, как складываются их отношениях со сверстниками.

Астафьева общается с левонтьевскими ребятами. Обратимся к эпизоду «Левонтьевские мальчишки предлагают обмануть бабушку». Прослушайте пересказ этого эпизода и подумайте над вопросом «Как ведет себя герой? Почему он не смог дать отпор левонтьевским мальчишкам?»

Ученик: Учащийся пересказывает эпизод близко к тексту от первого лица.

Ученик: Для него мнение сверстников было важнее, чем мнение взрослых людей, поэтому он решил доказать ребятам, что не боится бабушку.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Продолжим наши наблюдения. Обратимся к эпизоду из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»


Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».

Ученик: Этот мальчик не принимает тех условий, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Как ведут себя герои в отношениях со сверстниками?

Ученик: Для героя Астафьева мнение левонтьевских ребят значимо, поэтому он «идет у них на поводу», а герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.

Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома. Вспомните, к чему привел обман героя рассказа «Конь с розовой гривой»? Найдите в тексте строки, которые говорят о душевных переживаниях героя.

Ученик: (Чтение эпизода со слов « Бабушку надул…» (стр.95).

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Скажите, как повлияла эта история на его дальнейшие поступки?

Ученик: Эта история не прошла для него даром: случай он запомнил на всю жизнь. Чтение эпизода со слов «Сколько лет с тех пор прошло!» (стр. 105).

Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?

Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?

Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.

Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? пошла на обман? Имела ли она право это делать?

Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.

Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).

Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.

Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?

Ученик: Да, если учитель помогает ученику.

Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки?

Ученик: Делает обобщение по материалам таблицы

Оба героя примерно одного возраста. Они общаются с ребятами как в школе, так и во дворе. Мнение сверстников для героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» важно: он хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. А вот герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он более сильный и независимый.

Но оба героя обманывают взрослых: один - бабушку, другой - учительницу.

Герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманывает бабушку, стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув ее, обманывает самого себя: убивает в себе честность. Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, и герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Но оба героя «находят в себе смелость» признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь.

Учитель: Произведения, которые мы с вами прочитали, являются автобиографическими , то есть написанными на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках авторы нам рассказали?

Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.

Мы вновь обращаемся к словам: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.

Но герои этих произведений – люди другой эпохи. Кто из них более близок вам? (Голосование с обоснованием).

Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.

Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.



top