Правописание корней раст рост. Презентация на тему: "правописание корней -раст-(-ращ-) -рос- -раст- -ращ- -рос-"

Правописание корней раст рост. Презентация на тему:

Сафиуллина Нурия Ахматовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская гимназия Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект урока по ФГОС в 5 классе.

Тема: Правописание корней -РАСТ- , -РАЩ- и -РОС-.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели: формировать навык орфографической зоркости и грамотного письма;
воспитывать желание писать красиво и аккуратно.
- знакомство с условиями выбора букв А-О в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.

Формирование умений правильного написания этих корней;
-формирование практических навыков,
-развивать умения логически излагать свои мысли.
-воспитывать культуру учебной деятельности.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
уметь ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
знать нормы правильного написания корней –раст-, -ращ-, -рос-.
знать условия выбора букв О-А в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.

Знать слова-исключения

Распознавать слова с чередующимися гласными а - о в корнях - раст-, -ращ-, -рос -;

обосновывать выбор гласных в этих корнях.
уметь применять полученные знания на практике,
уметь оформлять на письме,
уметь обозначать орфограмму № 13.
Основные понятия: правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-.

Межпредметные связи: Литература Ресурсы: Основные: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. .Издательство: М.: Просвещение. Год: 2012.

Дополнительные:

1.Богданова Г.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. Просвещение, 2010.

2. Л.Т. Григорян, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка. 5 класс: Пособие для учителей. Издательство : Просвещение .2009
Оборудование: опорные схемы, задания, алгоритм действий, тестовые задания, оценочные листы
Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальное задание.
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый,

Использованы материалы сайта http://www.razym.ru/naukaobraz

Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности-
1.Организационный этап:
Дорогие ребята! Сегодня мы пройдем очередной шаг к новым знаниям. Я рада вашему желанию узнать неизведанное.

2.Проверка выполнения домашнего задания.

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

С правописанием каких корней мы познакомились на прошлом уроке? (правописание корней –лаг-, -лож-.)
-Какой раздел науки о языке мы проходим (Морфемика. Орфография-Что мы узнали о правописании корней?
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Буквы О-А в корнях –ЛАГ-ЛОЖ-.
-Повторение предыдущего материала. Вставьте буквы в слова: изл(?) жение, пол-(?)жите, предл(?)жение, прил(?)гательное.

Каков алгоритм выбора букв О-А в корнях –ЛАГ-ЛОЖ-?

Приведите примеры слов на эту орфограмму. Напишите их в тетради. Обозначьте орфограмму № 12.
- Вы хотите расширить свои знания о правописании различных корней? (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
- Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, чего не знаем.
- Выясним причину затруднения: чего не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
Актуализация прежних знаний.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
С чего начнем наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: Диктант с элементами выбора букв А или О. Как можно сделать работу? –Разделить слова на 2 колонки: 1-я если пишется А, 2-я если пишется О.
Цель: проверить умения учащихся выбирать правильный вариант. Учитель диктует слова: прилагательные, слагаемое, изложить, предлагать, расположиться, уложить.

Объясните условия выбора букв А-О.
1. А теперь рассмотрим таблицу учебника на стр.34.

Прочитайте задание. Сможете вы сразу ответить на этот вопрос?

Давайте построим проект выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
5.Организация построения проекта выхода из затруднения:
-Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
- Уточнение и согласование темы урока.
- Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
- Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Сегодня мы познакомимся с очень важной орфограммой в корнях.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Буквы О-А в корнях- РАСТ-РОС-)

Каковы цели урока: (научиться правильно писать буквы А-О в корнях- раст-рос-).

Каким способом мы будем это выполнять? (Будем читать и анализировать)
-Какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

Понаблюдаем за правописанием слов в данной таблице.
- Теперь нам нужно выяснить, в каком случае в корнях –раст-, -ращ-, -рос- мы напишем букву О, в каком случае букву А.
-Какой способ действия здесь можно применить?

Рассуждения учащихся:

Мы видим в 1-м столбике корни – раст -.Здесь выделены буквы СТ. Значит, надо писать в корне –А- перед СТ. Во 2-м столбике корни – ращ-, выделена буква –Щ-, значит, перед –Щ- надо писать в корне –А-. В 3-м столбике буквы не выделены, здесь написан корень –рос-.

Прочитайте орфограмму № 13 на стр.35 и сделайте свои выводы.

6 . Применение знаний и способов действий

Составьте пошаговый алгоритм написания букв А-О в корнях –РАСТ-,-РАЩ-,-РОС-.

Учащиеся: 1 шаг: прочитать слово и посмотреть, какие здесь корни. 2 шаг: посмотреть, какие буквы в корнях. 3 шаг: вспомнить, что перед буквами СТ надо писать А;. перед буквами Щ тоже надо писать А. 4. Надо вспомнить слова-исключения р о сток, отр а сль.
- Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Добавим такие слова-исключения: Р
о стов, Р о стислав, р о стовщик и запомним их.

Выразим наш вывод в обобщенном виде. Повторим все вместе алгоритм действий.

Работа в парах: проговариваем друг другу по очереди слова-исключения.

7.Первичная проверка понимания изученного

Объясните условие выбора гласных А- О-в корнях с чередованием:

Произрастает, выросла, заросли, растение, водоросли.(объяснение учащихся)

8.Этап закрепления новых знаний и способов действий

Объясните с помощью алгоритма, как правильно выбрать букву. После выполнения работы осуществите взаимопроверку. При взаимопроверке пользуйтесь эталоном, т.е. орфограммой № 13.

Запишите слова, вставьте букву О или А, объясните свой выбор: Красивые р--стения, молодая пор-сль, маленький р-сток, розы разр-статся, мальчик Р-стислав, выр-щивание вишни, морские водор--сли, город Р-стов.

9.Применение знаний и способов действий.

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
-Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

Выполнение упражнение № 453. Запишите в 2 колонки слова с корнями 1) –раст- и ращ, 2) рос. Обозначьте изучаемую орфограмму. После окончания работы выполните самопроверку по эталону- орфограмме № 13.

10.Обобщение и систематизация.

Повторение учебного материала: эталон-орфограмма № 13.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? После окончания работы выполните взаимопроверку по эталону- орфограмме № 13.

А. 1. Подр--стать, изл--жение.

2.Зар--сли, прил--гать.

3. Предпол--жение, водор--сли.

В. Прочитайте текст на экране. Озаглавьте текст. (Красная книга р-стений).

Вставьте буквы и объясните их правописание. Выпишите слова с пропущенными буквами.

Как радует нас красота и аромат полевых цв--тов. Но часто к ним тянут(?)ся жадные руки и бе(?)жалостно рвут их. Эти красивые цветы и лекарственные р(?)стения могут навсегда и(?)чезнуть. Многие из них занесены в «Красную книгу р(?)стений»

11.Рефлексия учебной деятельности.

- В чем суть правописания гласны в корнях с чередованием –РАСТ-, РАЩ-, -РОС-.

Добились мы своей цели?

Что осталось непонятным и кому?

! ! !

Научился проверять гласную в корне –РАСТ-, РАЩ-, -РОС- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

12.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

- Все ответьте на вопрос, всё ли вы хорошо усвоили, всё ли у вас получилось.

13.Подведение итогов занятия
-Над какой темой мы сегодня работали?
- Давайте вспомним, какие исследования мы сегодня провели?
- На все ли вопросы ответили?
14.Домашнее задание (три уровня домашнего задания)
- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили, всё ли у вас получилось. У кого всё получилось берите задание № 3, у кого не всё получилось – задание № 2, кто не понял тему урока – задание № 1.

1.Стандартный минимум- упр.455: вставьте пропущенные буквы.

2.Повышенный упр.456: диктант; обозначьте корни с чередующимися гласными.

3.Творческий: придумать сказку о королевстве корней –РАСТ- и –РОС-.
-15.Оценки за урок.
Всем большое спасибо за работу.

расти или рости

Слово «расти» пишется с буквой «а» – расти .

Запутаться в правописании этого слова можно потому, что есть слово «рост», в котором после буквы «р» чётко слышится «о».

Правило написания слова

При возникновении вопроса, как правильно «рости » или «расти », нужно вспомнить правило «Правописание корней с чередующимися гласными». В корнях -рос-, -раст-, -ращ- буквы «о» и «а» чередуются. Перед буквой «с» пишется «о»: росла , поросль, пророс и т. д .

Перед сочетанием «ст» и перед буквой «щ» пишется буква «а»: выращивать, растение, растёт и т. д.

Собственные имена «Ростов» и «Ростислав», слова «росток», «ростовщик», «отрасль», являются исключениями из этого правила. Их написание необходимо запомнить.

В просторечии иногда встречается слова «ро́стить» и «ро́стите», которые употребляются в отношении домашних животных или детей. Использовать их в нормативной лексике нельзя.

Правильно говорить «расти́ть », «расти́те ».

Примеры

  • Весной на деревьях начинают расти молодые листочки.
  • «Расти , быстрее, малыш, повзрослеешь – станешь с нами в море ходить», – сказал капитан Пашке.
  • Расти , коса, до пояса.
  • Нужно постоянно расти , развиваться, чтобы стать настоящим профессионалом.
  • Чтобы пшеница начала расти , ей нужно достаточно света, влаги и тепла

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 74% ответили правильно)


Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.










1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.


2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.


3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.


4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).


5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

Предмет Русский язык

Дата 26.01.2009

Класс 5 «Б»

Тема урока «Правописание гласных А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»

Тип урока: объяснение нового.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

    совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

    формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

    обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

    развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

    дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

    научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

    доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

    наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

    систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.

Методы формирования знаний: постановка вопросов:

    фронтальный опрос (для закрепления новых орфографических понятий);

    взаимоопрос (повторение правила написания А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ).

Методы формирования умений:

    нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

    подбор примеров слов с данной орфограммой.

    выборочно-распределительный диктант.

Методы контроля: выборочный диктант с сигнальными карточками (используется во время подведения итогов урока).

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мобилизующий этап – 5 мин.
3. Формулирование темы и цели урока – 5 мин.
4. Изучение нового материала – 8 мин.
5. Закрепление изученного материала – 15 мин.
6. Итоги урока – 2 мин.
7. Постановка домашнего задания – 2 мин.

8. Рефлексия– 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

1) Предл..гать, распол..житься, р..стения;
2) Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
3) Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться -ЛАГ-, -ЛОЖ- , а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение . Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла . Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС- .

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение , выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“ .

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться...
2. Учиться находить и правильно писать...

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

IV. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

1. Работа с учебником, с. 169.

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.

2. Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток , отрасль , Ростислав.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания.

1. Упражнение 437 (устно)

2. Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

3. Упражнение (запись на доске)

1) выр..стить, возр..ст, ...
2) ср..щение, выр..щенный, ...
3) выр..с, водор..сли, ...

Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.

Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)

Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)

Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.

Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.

4. Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.

5. Работа в тетрадях с печатной основой. (тест 11, задание 4)

VI. Итог урока.

Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Дети повторяют правило. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание . Параграф 84, упр.441.

VIII . Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Каким способом?

Что еще нужно сделать?

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала(+).

Хорошо Понял, но

понял не все.

материал.

Активно На уроке

работал было

на уроке. скучно.

Спасибо за работу, оценки за урок…

Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

    Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

    Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

    Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

интерактивная доска, , , карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

ХОД УРОКА

слайда

Этапы урока

Слайд 1

1. Организационный момент
2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-

Слайд 2

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усилия

Слайд 3

4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

Слайд 4

4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85

Слайды 5-9

4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Слайд 10

5. Закрепление
5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов
Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

Слайд 11

5.2.Самостоятельная работа упр.437.
Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек.
Проверка, анализ ошибок

Слайд 12

5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-

Слайд 13 или интерактивное задание

5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание
Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Слайд 14

6. Подведение итогов урока
- Какую орфограмму изучили?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?
- Какие есть слова-исключения?
- В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-

Слайд 15

7. Домашнее задание
п.85 выучить, п.84 повторить упр.441

Разработка сайта 2007-2010 © (Счетчик показов: 1492651)
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на обязательна.

Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

Формирование УУД:

Познавательные метапредметные умения

  • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
  • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
  • Уметь работать с толковым словарем.
  • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.

Коммуникативные метапредметные умения

  • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные метапредметные умения

  • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
  • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
  • Исправлять речевые недостатки.

1 этап (Приложение 1 . Слайды 1, 2, 3, 4, 5)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учащимся предлагается решить два ребуса.

В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

Заря.
Горение.

По каким правилам пишем эти слова?

Формируемые УУД

Развитие «Я - концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2 этап (слайды 6, 7, 8)

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
- Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

Затруднение. Проблемная ситуация.

Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают

Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

Формируемые УУД

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Поиск разнообразных способов решения задач

Формулирование проблемы

3 этап (слайды 9, 10, 11)

Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

Поразмышляем!

Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о , а когда а.

Сделайте вывод.
(Работа в парах)

Карточка 1

Буквы о-а в корне -лаг- -- -лож-

  • Предла гать - предло жить
  • Сла гаемое - сло жение
  • Прила гать - прило жение

Карточка 2

Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) -- -рос-

  • раст - раст ение
  • -ращ - выращ енный
  • -рос - зарос ли

Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.

На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

Словарь подскажет

  • Отрасль - отдельная область науки, производства.
  • Ростовщик - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

Формируемые УУД

  • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
  • Структурирование знаний
  • Использование речи для регуляции своего действия

4 этап (слайды 12, 13)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

Вставьтепропущенныебуквы:

1) изл_гать,
2) пол_гать,

3) сл_гаемое,
4) предл_гать,

5) возл_гать,
6) изл_жение,

7) возл_жить,
8) пол_г,

9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать

13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,

16) отр_сль,
17) р_стовщик,

18) р_сток,
19) подр_сли,

20) прор_сти,
21) выр_щенный,

22) дор_сти,
23) р_стительность,

24) возр_ст,
25) прир_сти.

Формируемые УУД

  • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • Структурирование знаний
  • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы

5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения

Определите «третийлишний»

  • прилагать, ловить, помирить;
  • усложнить, положить, изложение;
  • произрастать, потрясти, излагать.

Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

Формируемые УУД

  • Развитие «Я концепции»
  • Владение диалогической формой речи.
  • Писк разнообразных способов решения задач
  • Структурирование знания

6 этап (слайд 15)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

Формируемые УУД

  • Развитие «Я - концепции»
  • Самооценка личности

Домашнее задание разных уровней сложности (слайд 16) (учащиеся выбирают одно задание)

  • Выполнить упражнения 98 на стр.88 и упр.100 на стр.89 из учебника А.Д.Шмелева «Русский язык. 5 класс. В двух частях» М. «Вентана-Граф» 2014
  • Составить связный текст для диктовки с использованием слов на изученные правила.
  • Придумать стихотворение, которое поможет запомнить слова-исключения.

Самое обсуждаемое
Оксид углерода (IV), угольная кислота и их соли Оксид углерода (IV), угольная кислота и их соли
Цитаты из фильма Тёмный рыцарь Все фразы джокера Цитаты из фильма Тёмный рыцарь Все фразы джокера
Вайда - пиратский корабль Вайда - пиратский корабль


top