Религиозные верования древнего междуречья.

 Религиозные верования древнего междуречья.

ЛЕКЦИЯ 4

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ

  1. Религия Древнего Египта.
  2. Религия Древней Месопотамии.
  3. Религии народов Малой Азии и Финикии.
  4. Религия Ирана.
  5. Религии Китая.
  6. Религии Индии.

Возникновение первых цивилизаций в IV тыс. до н.э. способствовало ускорению общественного прогресса. Формирование первых государств вызвало подчинение человека власти и закону, привело к господству социальных сил вместо природных, хотя и наряду с ними. В связи с этим происходит изменение содержания и функций религиозных верований: интересы личности и общества стали расходиться или перестали отождествляться. Социальное расслоение привело к появлению разных систем ценностей у разных социальных групп. Силам разъединения, взаимного отрицания людьми друг друга должна была быть противопоставлена общая, всеми признаваемая и для всех обязательная система ценностей и стандартов поведения. Для этого групповые интересы и взгляды должны были получить форму всеобщности, всечеловеческий или надчеловеческий облик.

В религиях Древнего Востока очень долго держались глубоко архаические черты, сочетающиеся с теми сложными формами, которые порождались социальными и политическими условиями жизни.

1. Религия Древнего Египта.

Религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни Египта. Религия отражала как природные условия (Нил, пустыня, звери и т.п.), так и социальные (фараон, государство). Египетская религия прошла длительный путь развития и к концу II тыс. до н.э. превратилась в законченную систему.

Самый древний пласт египетской религии - тотемизм . В каждой области Египта (номе) чтили свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом, которого изображали или в виде этого животного или в смешанном, зооморфном образе. Так, в Дендере почитали корову, в Элефантине - барана, в Сиуте - шакала, в Гермоиоле - павиана и ибиса, в Файюме - крокодила, в Бубатисе - кошку и т.д. Культ животных в Египте был локальным, а не родовым, тем не менее исследователи считают его остатком древнего тотемизма.

В почитании местных богов постепенно происходит процесс антропоморфизации священных животных: изображается человеческая фигура с головой животного (Бастет - кошка, Тот - ибис, Хатор - корова, Анубис - собака и т.д.). Таким образом зооантропоморфные образы ведут происхождение от священных животных.

Наряду с этим встречаются следы матриархата - большое число женских божеств среди местных покровителей (Хатор, Сохмет, Нефтида и др.).

Объединение Египта привело к централизации культа и появлению общеегипетских богов. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Древнейшим из общеегипетских богов был Гор, которого первые объединители Египта в конце IV тыс. до н.э. превратили из племенного божества в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах. Затем, при 5-й династии, верховным божеством становится гелиопольский Атум (Ра). Возвышение Фив привело к тому, что бог Амон стал во главе общеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра).

Другие местные божества приобретали общеегипетское значение в роли покровителей того или иного вида человеческой деятельности: Тот стал покровителем писцов и ученых, Анубис - богом загробного царства, Сохмет - богиней войны и т.д. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, некоторые связывались с солнцем (Амон, Гор, Осирис и др.), с луной (Тот, Исида, Хонсу), с небом (Хатор, Нут), с землей (Геб, Нут).

Создание общеегипетского пантеона способствовало установлению мифологических связей между отдельными божествами. Так появились триады и эннеады (девятибожия) божеств. Сближение богов иногда вело к их отождествлению (Амон-Ра). Также вводится и общеегипетское почитание священных животных. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил.

Обожествление царя - характерная черта египетской религии. Сначала цари находились под покровительством бога Гора, затем стал рассматриваться как сын бога Ра и сам предстает как живое божество. Египетский фараон был во главе важнейших религиозных обрядов, а жрецы действовали от его имени. Для почитания фараона существовал особый священный церемониал.

Погребальный культ.
Мумификация первоначально использовалась египтянами для предохранения тела от гниения, затем ей стал придаваться религиозный смысл. Вера в посмертную судьбу души - самая развитая среди древних народов.

По египетским верованиям, со смертью человека умирает только тело, а другие составные части существа остаются жить: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобразная душа, невидимый двойник, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. Существовало поверье, что покойник или его ка попадает на поля Иалу на западе и продолжает вести там ту жизнь, которую вел в этом мире.

Счастливая загробная жизнь обеспечивалась магическими средствами - изображениями ее сцен на стенах гробниц и волшебными формулами. Божества выступают в качестве покровителей умерших. Вокруг них складывался погребальный культ. Центральная фигура культа Осирис - повелитель загробного мира и посмертный судья душ. В обрядах происходило магическое отождествление покойника с Осирисом. Идея - магически обмануть враждебные силы, выдав умершего за великого бога. Важная часть заупокойного культа - идея суда над душами умерших. В роли судьи выступает Осирис, которого сопровождают боги-помощники. Путеводителем для погребальных обрядов служила Книга мертвых - сборник магических заупокойных формул.

Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т.н. "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125-й главе "Книги мёртвых" (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также "чистый сердцем" ("я чист, чист, чист",- утверждает умерший на суде).

У египтян существовала идея нравственной ответственности человека, которая была связана с верой в загробную жизнь. Но идея загробного воздаяния не доминировала. Преобладало представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами.

Мифология . В древнем Египте существовало много космогонических (отделение неба от земли) и антропогонических мифов (бог лепит человека из глины на гончарном круге). Часть мифов направлена на олицетворение природы (луна, воздух, земля, Нил, пустыня). Большое место занимают солярные мифы. Есть мифы о культурных героях (Тот, Осирис) и мифы о наказании людей богами (Ра посылает Сохмет для наказания людей за злые дела).

Земледельческие культы были связаны с мифом об Осирисе и Исиде . Осирис - олицетворение хлеба, а миф о нем - образный рассказ о превращениях посеянного и проросшего хлебного зерна. Исида - богиня плодородия.

Магия . Магическая практика играла большую роль в Египте. Лечебно-предохранительная магия была тесно связана с медициной, а лечебная практика находилась в руках жрецов. Для лечебных целей применялись заговоры, амулеты, магические изображения. Практиковалась и магия погоды. Известны и различные приемы вредоносной магии, например, колдовали над восковой фигуркой врага. Широко известна египетская заупокойная магия для обеспечения покойнику благополучия в загробном мире.

Жречество и храмы играли огромную роль в жизни Древнего Египта. Они осуществили монополизацию знаний, установили господство в идеологии, обладали экономическим могуществом, предъявляли претензии на политическую власть. Культовые функции сводились к обрядам и жертвоприношениям, а также к участию в погребальном ритуале.

Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Общая линия развития состояла в следующем:

  • во-1-х, постепенное слияние местных культов и объединение их в общегосударственные;
  • во-2-х, превращение жречества в замкнутую касту;
  • в-3-х, слабая тенденция к преодолению национальной замкнутости привела к синкретизму в эллинистическую эпоху.

В религии народов Месопотамии прослеживается много сходных черт с Древним Египтом.

Общегосударственные боги возникли путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях. Особенно выделялась великая троица: Ану (небо) - непостижим и далек, Эа (культурный герой, защитник людей) - мудр и свят, Энлиль (ветер) - могуч и царственен. Между ними и местными богами жрецы стали устанавливать генеалогические связи. Боги антропоморфны (единственный зооморфный бог Эа - человек-рыба). Следы тотемизма мало заметны, хотя были священные животные - быки (изображали с головой человека) и змеи.

Возвышение Вавилона вывело на первое место бога Мардука . Жрецы сочиняют мифы о его первенстве и пытаются создать подобие монотеистического учения: Мардук - один, а остальные боги - его проявления.

Культ царей
В Древнем Вавилоне персона царя не обожествлялась, но царь считался ставленником богов и правил от их имени. Имя царя обычно писалось со словом "бог".

Земледельческие культы в основном связаны с мифом об Иштар и Думмузи . Иштар - богиня плодородия, эротическая богиня, отличающаяся сладострастной жестокостью к любовникам. При храмах практиковалась культовая проституция, оргиастические культы и представления жрецов-евнухов в женских одеждах.

Жрецы составляли особую касту. Культ был строго регламентирован. Храмы строились в виде ступенчатых башен (зиккураты ). У жрецов была монополия на знания. Особо жрецы занимались астрономией и астрологией. В связи с этим наблюдалась астрализация божеств в мифологии. Слово "бог" в клинописи обозначалось знаком звезды.

Мифология связана с космогоническими мифами. Так, в одном из мифов рассказывается о начале мира, который возник из хаоса, о богах и их борьбе за мироустройство. В другом мифе говорится о создании первого человека по имени Адапа, о потере им бессмертия и о происхождении смерти. Интересные мифологические мотивы содержатся в эпосе о Гильгамеше.

Демонология.
Большую роль в религии играли верования о многочисленных низших духах, злых и губительных, которые считались олицетворением болезней и несчастий людей. Для борьбы с ними использовались заклинания жрецов, а также амулеты-обереги. Обычно они содержали изображение самого духа, который должен был испугаться и убежать.

Магия.
Существовала лечебно-предохранительная, вредоносная, военная магия. Хорошо была развита мантика : толкование снов, гадание по животным, птицам, форме масляных пятен на воде и т.д., особенно гепатоскопия (гадание по печени).

Погребальный культ был развит слабо. О загробной жизни имелись смутные представления. Считали, что души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды. Идеи загробного воздаяния вавилонская религия не знала. Вся религия ориентирована на земную жизнь.

Религия Ирана развивалась своеобразными путями. Названия: маздаизм , зороастризм , авестизм , огнепоклонство . Позже митраизм , парсизм . В настоящее время маздаизм - религия парсов.

Первоисточником является Авеста - древняя священная книга. Составление ее приписывается пророку Заратуштре (VI в. до н.э.). Основная идея Авесты - резкий дуализм светлого и темного начал в мире, которым управляют светлые силы - агуры и темные - дэвы. Во главе светлых сил находится Агура-Мазда , темных - Ангра-Майнью . Оба великих духа признаются равноправными творцами всего сущего. Между светлыми и темными началами идет постоянная борьба. Одно из объяснений корней дуализма - антагонизм между оседлыми земледельческими племенами и кочевниками-скотоводами.

Законченный вид религия приобретает в правление Ахеменидов (V-IV вв. до н.э.). Окончательное превращение дэвов - древних арийских племенных богов в злых духов произошло под влиянием политических причин. Религиозная политика Ахеменидов была ловкой и осторожной. Они не трогали культы в завоеванных странах, а в иранских странах ввели строго централизованный культ Агура-Мазды. При Сасанидах эта религия стала национальной религией иранцев.

Культ сводится к принесению жертв, обрядовым очищениям, поддержанию священного огня и т.п. Все это состоит в обязанности жрецов-атраванов, которые монополизировали культ. Особо интересна специфика погребения. Иранцы хоронили умерших в специальных круглых башнях - дакмах и оставляли трупы на съедение коршунов. Маздаисты не интересовались телом умершего, но считали, что душа имеет разную участь (рай или ад) в зависимости от земной жизни.

В религии разработана своя этика: главная добродетель - пахать землю и сажать растения. К грехам относят нарушения ритуальной чистоты, из которых выделяют 3 главных: сожжение трупа, употребление в пищу падали и противоестественные половые пороки. Моральные предписания: быть праведным, делать добрые дела, говорить правду, соблюдать договоры и т. п. Религиозные убеждения определяют посмертную судьбу души.

В ходе последующего развития релгии было развито эсхатологическое учение о конце света и страшном суде. Популярен был также культ Митры - древне-иранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Известен вклад образа М. и в формирование некоторых аспектов раннехристианского учения и ряда предшествовавших ему концепций.

4. Религии Китая.

Свидетельства древнейшей религии Китая - гадательные кости (найдено св.100 тыс.), многие с надписями, в которых обычно формулируется вопрос, на который гадающий хотел ответ. Кость бросали в огонь и по трещинам жрец давал ответ. Были тотемистические верования, которые отразились в названиях племен.

Даосизм.
Около VI в. до н.э. возникло учение Лао Цзы. Центральная идея - дао . Буквально дао означает "путь", но в это понятие вкладывают более широкое метафизическое и религиозное содержание: образ жизни, метод, принцип. Некоторые толкуют материалистически: дао - природа, объективный мир. В учениии о дао присутствует диалектика: "Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию; предшествующее подчиняет себе последующее." Диалектика понимается как примирение, отсюда - принцип бездействия и квиетизма. Осуждается всякое стремление сделать что-либо или изменить в природе или жизни. Практический вывод: "Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным." Зло и всякое знание. Главная добродетель - воздержание, которое рассматривается как первая ступень нравственного совершенства. На основе учения Лао Цзы - даосская религия.

У даосов появились свои храмы и жрецы, которые разделялись на монашествующих и семейных. Во главе культа находился верховный жрец ("небесный учитель"). Он господствовал не только над жрецами, но и над духами. Даосский жрец - гадатель, предсказатель, исполнитель магических обрядов. Среди обрядов выделяется шаманизм с экстатическими плясками. Особую роль играли гадания о свойстве местности: каждая местность находится под влиянием добрых или злых сил, связанных с особенностями рельефа (например, холм определенного очертания влияет на все, что поблизости, включая умерших, погребенных около него, поэтому иногда мертвецов откапывали и переносили на новое место). Сложилась особая профессия из даосских жрецов-специалистов по таким гаданиям. Существовали и гадания другого рода: вопрос пишется на бумаге, которую сжигают на алтаре, а жрец пишет ответ на песке.

Существовали у даосов поверья о непорочном зачатии: от горного духа, от молнии, от дракона, падающей звезды и т.д. Были представления о загробной жизни. У каждого человека сосуществуют две души: ци - жизнь, неотделимая от тела, и лин - душа, отделимая от тела. По смерти лин превращается либо в гуй (черта), если человек был ничем не выдающейся личностью, либо в шэнь (божество), если человек значительный и уважаемый. Душам выдающихся людей, как и душам предков приносили жертвы.


Почти одновременно с даосизмом возникло и развивалось другое учение - Кун Цзы (Конфуция). Основное содержание - учение о правилах поведения и правильной жизни, система политической и частной этики, учение об управлении государством, о правильном порядке в семейном быту. Сам Конфуций был обожествлен после смерти, и в честь него было построено около 1500 храмов. Однако в конфуцианстве отсутствует профессиональное жречество. Исполнение обрядов осуществляют государственные чиновники, главы семей и родов. По содержанию культ представляет собой узаконение традиционных семейно-родовых обрядов.

По конфуцианству, главнейшая обязанность человека - сыновья почтительность и почитание предков. Государственный культ обращен к предкам императора. Главное правило жизни в конфуцианстве - соблюдение обрядов. Традиционный уклад жизни сводится к 5 отношениям: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями.

Третьей религией Китая является буддизм. Также есть сторонники ислама и христианства. Китайцы обычно выполняют обряды всех трех религий, поэтому борьба между ними ведется не за верующих, а политическая.

Пантеон.
Китайский пантеон богов весьма обилен: есть местные божества и боги, заимствованные из других религий. Главный бог в древности - шан-ди - "небесный император" (олицетворение неба), затем - Тянь (небо). Культ неба мог осуществлять только император, остальные люди могли приносить жертвы только второстепенным богам. Конфуцианские и даосские божества не разграничены между собой. Из второстепенных богов выделяются бог богатства, боги покровители профессий, покровители отдельных местностей, умершие выдающиеся лица, у крестьян - земледельческие божества. Видное место в пантеоне занимают драконы; главный из них - Лун-ван ("князь драконов").

Культ предков.
Важнейший из культов - культ предков, который стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Китайцы верят, что после смерти душа предка проживает в трех местах. Одна ее часть отправляется на небо, другая остается в могиле, чтобы принимать приношения, а третья поселяется в семейном святилище.

На пути к небу душе требуется помощь. Поэтому китайские похоронные обряды проводились с тщательным соблюдением сложных процедур, обеспечивающих душу всем необходимым снаряжением в дальний путь. С помощью даосских жрецов члены семьи произносили молитвы, делали подношения еды - чтобы душа ни в чем не нуждалась по дороге. Противостоящих усопшему злых духов задабривали жертвами и громкими причитаниями. Очень важно было правильно выбрать место для могилы. Могила должна была содержаться в полном порядке, и проживающей в ней душе периодически приносили еду. Потомки должны были посещать могилу, особенно в дни весеннего праздника (цзинь-мень ).

На протяжении ста дней в доме старшего наследника мужского пола проводились поминальные службы. Буддийский или даосский жрец освящал памятную дощечку предков, в которую обычно вписывали имя усопшего и его послужной список. Над дощечкой жгли благовонные палочки и в определенные праздничные дни ставили еду. Молодожены, проходя мимо, были обязаны каждый раз перед ней кланятся. Ее присутствие сплачивало семью и обеспечивало покровительство и благословение всем родственникам.

У каждой семьи был свой семейный храм или молельня, где в определенное время совершались обряды семейного культа. Храмы предков (мяо ) обустраивались в зависимости от социального положения. В храме первоначально помещалась статуя или кукла, изображавшая умершего, впоследствии - табличка с красными иероглифами на черном фоне. В табличке содержалась душа умершего и для внедрения ее туда существовал специальный обряд. Таблички хранились в определенных шкафчиках, откуда их вынимали в определенное время (часто семейные события) и расставляли перед ними кушанья.

Земледельческий культ .
Ввиду значения земледелия в Китае важную роль играл земледельческий культ. Этот культ официальный и государственный, но массовые формы остались крестьянскими: весенние и осенние обряды с жертвоприношениями. Особенно чтили местных покровителей-духов. В жертвоприношениях превалировал символизм.

Общая черты религии.
Китайцы были мало склонны к мистицизму и аскетизму. Главное - обряды и их соблюдение. Обряды были лишены экзальтации. Мистическое общение с божеством занимало малое место (только у даосов). Индивидуальное начало в религии несвойственно китайцам.

6. Религии Индии.

История религий Индии делится на 3 периода: ведический, брахманский и индуистский.

Ведический период .
По названию древнейших религиозных текстов - Вед (веда - знание). Веды представляют собой разновременные собрания текстов, которые распадаются на четыре основных сборника: книга гимнов - Ригведа (содержит 1028 гимнов), древние сборники молитвенных заклинаний и обрядов Самаведа (извлечение из тех же гимнов), книга поклонения - Яджурведа, книга песнопений и магических заклинаний - Атхарваведа.

В религии арийцев Индии в тот период господствовал политеизм (многобожие). Количество богов трудно подсчитать. Полагают, что их было 33, но в Ведах есть упоминания о гораздо большем количестве: в одном месте говорится о 3399 богах. Из богов выдвигался обычно на первое место тот, к кому в данный момент обращались (так называемый генотеизм ). В Ведах это самый популярный бог - Индра : ему одному посвящено до 250 гимнов, да и в других он упоминается часто. Характерна его двойственная природа: с одной стороны, это бог-воитель, с другой - бог грома и молнии. Другой бог с чисто натурмифологическими чертами - Варуна - олицетворение ночного неба, небесных и земных вод. Имя его происходит от корня "вар" - покрывать: это - "покрывающее" божество. Небо олицетворялось и в образе другого бога - Дьяуса (олицетворение дневного неба). В виде олицетворений солнца выступает целая вереница божеств: Сурья, Савитар, Пушан, Митра и даже Вишну. Олицетворение зари - богиня Ушас - одно из очень немногих женских божеств ведического пантеона.

Некоторые из образов богов связаны с самой культовой практикой и выступают как посредники между людьми и небесными богами. Таков прежде всего Агни - олицетворение огня (ему посвящено до 200 гимнов), божество Сома - священный опьяняющий напиток, изготовленный из особого растения, который употреблялся при культовых действиях и служил жертвой богам, наиболее им приятной.

Ведические боги группируются в две противостоящие и отчасти враждебные друг другу категории: асуров и дэвов . К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар; ко вторым - большинство остальных. Возможно, что асуры были более древними предметами почитания. Они соответствуют иранским благодетельным существам-агурам. В позднейшее время асурии у индийцев стали злыми духами, дэвы - добрыми, тогда как у иранцев распределение было как раз обратным. Злыми духами считались также ракшасы . С ними ведут борьбу Индра и другие добрые божества.

Наряду с богами у арийцев почитались и предки - питрис, питары (отцы). Их культ был отражением патриархально-родового уклада.

Центральную роль в культе ведического периода играло жертвоприношение. Оно было главным способом общения людей с богами. Преобладали бескровные жертвы: священный напиток сома, коровье молоко, масло, мед, лепешки. Приносители жертв обозначаются в Ведах по рангам и по специальностям (один совершает возлияние, другой зажигает священный огонь и пр.); но, видимо, особого профессионального жречества еще не существовало. Принесение жертвы рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно практично; оно представляло своего рода торг: я даю тебе, а ты даешь мне. Молитвы, связанные с жертвой, обладают принудительной силой. Боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой.

Таким образом, ведическая религия представляет собой наряду с сильным развитием мифологии и олицетворений все же в значительной мере магию: молитвы являются в сущности заклинаниями, принудительно действующими на богов. Представления ведической религии о загробном мире были очень смутны. Идея души, отдельной от тела, видимо, еще не сложилась. Ведическая религия ориентирована целиком на этот, а не на потусторонний мир. Образы богов довольно многочисленны, и большинство их - олицетворения явлений природы. В Ведах не упоминаются ни святилища, ни храмы. Жертвы приносятся или в доме, или на открытом воздухе, на особом жертвеннике. Не было, очевидно, и изображений богов. Эта сравнительно простая религия отражала переходный, родо-племенной общественный строй.

Брахманский период.
Изменения в религии Индии были связаны с изменениями общественного строя и социальным расслоением. В первой половине I тыс. до н.э. сложились основы кастового строя Индии, который почти до наших дней являлся специфической чертой общественной жизни этой страны. В древности были известны четыре варны (по-санскритски варна дословно цвет): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама , или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу, сложенному в этот период, сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи и из ног - шудры. Каждой касте сам Брахма предназначил род деятельности. Господствующее место заняли брахманы - наследственное кастово обособленное жречество, приносители жертв, знатоки священных Вед. Наряду с ними важное место занимает другая из господствующих каст - каста воинов - кшатриев. Из их среды выходили князья и цари. Третью касту - вайшьев - земледельцев, скотоводов и торговцев - составляло свободное население, принадлежавшее в основном к племенам арийцев - завоевателей. Три перечисленные касты считались благородными и арийскими; они назывались также дважды рожденными. Четвертая, бесправная каста рабов, включавшая потомков покоренных аборигенов Индии, - шудры (слуги).

Сообразно возвышению социальной роли профессионального кастового жречества - брахманов сильно усложняется культ. Он отражает строго аристократический кастовый строй общества Индии. Усложняется пантеон древних богов. На первый план выдвигаются кастовые божества. Одним из главных, а впоследствии главным богом становится Брахма. Из других божеств главное значение получают Вишну и Шива . Последний связывается с ведическим богом бури Рудрой . Имя Вишну совпадает с одним из ведических олицетворений солнца, но по своему облику и функциям это новый бог. Видное место занимают женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии. Каждое мужское божество получило свою женскую пару. С Вишну связывается богиня Лакшми , с Шивой - богиня Парвати , которую также называют Дурга, Кали. Появляется и множество других богов. Все вместе они совершенно оттесняют ведические божества. Индра превратился в бога кшатриев. У вайшьев - земледельцев - одним из главных богов стал древний Рудра, отождествлявшийся позднее с Шивой. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

Культ в брахманский период стал строго аристократическим. Публичных обрядов и жертвоприношений не было. Принесение жертвы, считавшееся главным культовым действием, составляло частное дело. Руководить жертвоприношением, произносить гимны мог только брахман. Он делал это по приглашению. Принесение жертвы требовало больших затрат, поэтому оно было доступно только богатым, знати. Простой народ совершенно не участвовал в культе: общественных жертвоприношений не было, частные же жертвоприношения беднякам были недоступны. Общественных храмов не было.

В эту эпоху выдвинулась одна из важных религиозных теорий, которая позже сделалась краеугольным камнем индусской религии: идея перевоплощения. Согласно брахманским представлениям, душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил. Главное и основное правило - соблюдать законы касты. Шудра, если он покорно и смиренно служит остальным кастам, исполняя все правила поведения своей касты, получает возможность в посмертном перерождении воплотиться в человека более высокой касты. Напротив, человек, который нарушает законы своей касты, в следующем воплощении не только может быть понижен в касте, но может обратиться в низшее животное. Брахманы устанавливали даже категории грехов, за которые человек получает определенное возмездие. За мысленный грех человек должен будет воплотиться в представителя низшей касты, за словесный грех - в животное, а за греховный поступок - в неодушевленный предмет.

В индийской религиозной философии того времени было выработано и теоретическое обоснование учения о перерождении - идея кармы . Понятие кармы сложное, и оно по-разному толковалось разными течениями индийской философии. В русском языке ему приблизительно соответствуют два понятия - причинность и судьба. Каждый хороший поступок влечет за собой награду для человека, каждый дурной - наказание; но, как правило, не в этой жизни, а в будущем воплощении. Сама судьба человека или любого другого существа в этой жизни есть результат его поступков в прежнем существовании. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в будущем воплощении. Так философская идея кармы легла в основу брахманского учения о перерождении.

Одна из философских систем, сложившаяся в ту же эпоху, получила особое значение в дальнейшем развитии религии Индии - это Йога , аскетическое учение, практическое применение религиозных и философских принципов для целей самоусовершенствования. В учении и практике йогов на первое место выдвинулась система сложно разработанных приемов дыхания и других специальных правил поведения, цель которых - сохранение чистоты тела и самоусовершенствование души. На этой почве вырос впоследствии известный индийский аскетизм.

В целом религия Индии брахманского периода едва ли может рассматриваться, как это обычно делают, всего лишь в качестве дальнейшего развития ведической религии. От этой последней в брахманизме осталось довольно мало: только вера в священный авторитет Вед, имена немногих богов и ритуал жертвоприношений. По своему же духу, по чисто кастовому характеру религия брахманизма резко отличается от ведической.

Дополнительная литература

Религия Месопотамии

Религия Месопотамии – сложный комплекс религиозных верований народов и цивилизаций междуречья Тигра и Евфрата – Шумера, Вавилона, Ассирии. Основным источником сс изучения являются археологические данные, клинописные источники на шумерском и аккадском языке, древнегреческие источники, из которых особо следует выделить своеобразную энциклопедию античности и древнего мира – "Историю" Геродота (484–425 гг. до н.э.) .

В истории месопотамской религии можно выделить два этапа, каждый из которых имеет собственную религиозную специфику:

– шумерский (IV тыс. до н.э. – 2003 г. до н.э.);

– семитский (2003 г. до н.э. – 539 г. до н.э.).

Начало развития шумерской религии относится к V–IV тыс. до н.э. и связано с зарождением шумерской цивилизации. Шумеры появляются в междуречье Тигра и Евфрата в начале IV тыс. до н.э. В IV–III тыс. до н.э. возникают первые города-государства – Лагаш, Ур, У рук, Ниппур, Ларса и др. С начала III тыс. до н.э. семитские племена начинают экспансию на территорию Месопотамии, их центром являлся город Аккад. Около 2334 г. до н.э. царем города Аккада становится Саргон (Шуррукен), которому удается подчинить своей власти большую часть Месопотамии. В начале XXII в. до н.э. шумеро-аккадское государство было захвачено кочевниками кутиями. После освобождения от их гнета, начинается период возвышения Ура, продолжавшийся вплоть до захвата Месопотамии эламитами в 2003 г. до н.э.

Специфика шумерской религии связана с той ролью, которую последняя сыграла в становлении цивилизации. Религия и жреческое сословие были основой государственности в Шумере. Сельскохозяйственная деятельность в Шумере была немыслима без совместного, коллективного труда по строительству ирригационных сооружений. Руководство, распределение работ, хранение и распределение продукции становятся обязанностью жрецов. Коллективный труд, решение общих целей и задач, централизованное распределение объединяют общины в города-государства, центрами которых являются храмы, одновременно выполняющие функции отправления культа и административного руководства. Появление письменности (клинопись) в первую очередь связано с хозяйственными нуждами учета продукции и работ, а не передачей и фиксацией религиозного знания.

Основным институтом шумеров был храм и храмовый комплекс, имевший символическую функцию центра мира и располагавшийся строго в центе города-государства. Он строился из сырцового кирпича на высокой платформе с двумя лестницами или пандусами. В центре храма располагалась статуя божества, которому был посвящен храм.

К концу III тыс. до н.э. в Шумере появляется новый вид храмовой архитектуры – зиккурат – храм на нескольких платформах (от трех до семи, по Геродоту). Подобное устройство храма отражало структуру космоса, а платформы были окрашены в различные цвета, символизирующие ту или иную структуру пространства. С точки зрения науки переход к повой стилистике логичнее всего объяснять свойствами строительного материала шумеров – сырцового кирпича, который был недолговечен, и строения приходилось постоянно обновлять. В процессе реновации платформы выстраивались одна на другой, что могло привести к закреплению новой архитектурной формы.

Храмы Шумера обслуживались жреческим сословием. До настоящего времени не сохранилось термина для обозначения жрецов, но косвенные данные позволяют предполагать наличие сильной дифференциации внутри этого слоя населения. Каждый из жрецов выполнял свои строго определенные функции, за что получал вознаграждение (ежемесячные рационы). Женщины-жрицы либо давали обет безбрачия, посвящая себя богу, либо занимались храмовой проституцией (одна из форм служения божеству). Позднее, с созданием жреческих школ и широким уровнем распространения грамотности, большинство из представителей этой социальной группы совмещали религиозные функции с деятельность государственных чиновников и советников.

Для шумерского этана развития месопотамской религии характерно существование классического политеизма без попыток его сведения к генотеизму. Характерной чертой религии Шумера является поклонение богам- покровителям городов. В Ниппуре поклонялись богу воздуха Энлилю (Эллилю ), в Эреду – богу мудрости и подземных пресных вод Энки (Эа ), в Ларсе – богу солнца У ту (Шамаш ), в У руке – богу неба Анну и богине любви и войны Инанне (Иштар ) и т.д.

Бытие каждого существа связано с предписанной ему функцией (предназначением), зависящей от судьбы (нам ) или силы (ме ). Эти два качества, присущие божеству, являются основным элементом его почитания. Божество не существует вне предписанного ему места и времени, потому основой религиозного культа был календарный ритуал, т.е. оно почиталось нс как таковое, а в связи с тем периодом времени, когда активность его судьбы и силы достигала своего апогея. Столь же большое значение имело поклонение пространственной локализации божества – первоначально это его храм, а затем сфера небесного (и иного) пространства, занимаемого им.

Со II тыс. до н.э. начинается период преобладания семитской религиозной традиции, который связан с захватом Шумера семитскими племенами. В конце III тыс. до н.э. в Месопотамию вторгаются многочисленные кочевые семитские племена. Одно из них – амореи – создает около XIX в. до н.э. несколько государств, одному из которых – с центром в городе Вавилоне – довелось оказать решающее влияние на всю дальнейшую историю Месопотамии. Расцвет Вавилонского царства (Старый Вавилон) приходится на правление царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, а затем – касситами. С начала III тыс. до н.э. начинается подъем северомесопотамского города Ашшура и становление Ассирийского царства. На конец II – начало I тыс. до н.э. приходится возвышение Ассирийского царства. С IX в. до н.э. доминирующую позицию в жизни Месопотамии приобретают семитские племена халдеев. В VII в. до н.э. происходит возвышение Вавилона (Новое Вавилонское царство), захватившего Ассирийское царство и установившее свою гегемонию в Месопотамии до 539 г. до н.э., когда Вавилон был захвачен персами.

Для нового этапа характерно сохранение прежнего шумерского пантеона с привнесением семитских божеств. Политеизм постепенно переходит в генотеизм (тип верований, когда каждое из божеств может заменять всех остальных; при обращении к одному из них на него переносятся свойства и качества всех остальных, оно как бы представляет их всех: фактически, при существовании множества божеств поклонение адресуется одному), разрабатывается развернутая мифологическая система, усложняются ритуалы и культовая практика. Изменяется и понимание отношений между человеком и божеством, они основываются на возможности внутреннего, межличностного характера, становятся более интимными. Следование календарному ритуалу постепенно сходит на нет, заменяясь религиозноэтическими поисками.

Генетическая преемственность между двумя этапами развития религии, позволяет рассматривать ее как единую, эволюционно развивающуюся религиозную традицию.

К основным характеристикам этой религии можно отнести:

– стабильность пантеона;

– идею нерушимости мирового порядка;

– слабую разработанность концепции греха;

– размытость представлений о загробном мире;

– почитание небесных тел;

– почитание растений;

– практически полное отсутствие зоолатрии (почитание животных в качестве религиозного объекта);

– ранняя антропоморфизация божеств;

– цивилизованность ритуалов (отсутствие кровавых жертвоприношений) и т.д.

В религии Месопотамии существовало огромное количество различных божеств: боги мироздания, божества – патроны городов, личные божества, обожествленные растения, обожествленные небесные тела, обожествленные правители и герои, демонические существа и т.д. В ней крайне сложно выделить верховных богов, что было связано с системой политического устройства Шумера, когда каждый из городов имел своих божественный пантеон и бога-покровителя. Однако можно утверждать, что творцами-демиургами мира и, соответственно, важнейшими божествами шумерского пантеона была сравнительно небольшая группа божеств. В III тыс. до н.э. часть из них слилась с божествами семитского пантеона, чьи функции совпадали с шумерскими божествами (семитские имена указаны в скобках).

К важнейшим божествам шумеро-аккадского пантеона относятся:

Анну – бог неба и высших законов космоса;

Энлиль – бог обитаемого мира, покровитель царской власти и естественного порядка;

Энки – божество подземных вод, создатель и покровитель человека, бог искусства, врачевания и магии;

Инанна – богиня любви, войны и Венеры;

У ту – бог солнца и правосудия;

Нанна (Ст ) – бог луны и исчисления времени;

Нинурта – бог земледелия, покровитель воинов и олицетворение верховной власти;

Нисаба – богиня ячменя, счета и школ;

Ишкур (Адад ) – бог ветра и дождя;

Нергал и Эрешкигаль – боги смерти и подземного мира.

В позднешумерской религии была предпринята попытка выделения триады верховных богов: Анну – Энлиль – Энки, лидером которой являлся Энлиль. Однако процесс не был завершен, и система генотеизма в шумерской религии не укрепилась.

Во II–I тыс. до н.э. происходит разделение божеств месопотамского пантеона на две группы: верхние божества (Игиги ) и нижние (Ануннаки ). В Ассирии и Вавилонии выстраиваются системы генотеизма – подчинение всех божеств пантеона одному верховному богу. В Ассирии это бог войны Ашшур, в Вавилонии – бог-покровитель Вавилона Мардук.

Мифология и культ религии Месопотамии построены на представлениях о сакральном пространстве и времени. В ней существует несколько версий сотворения мира:

– после разделения Неба и Земли, что совершает Энки при помощи мотыги, и их последующего священного брака;

– из воды по воле праматери Намму,

в результате космической битвы Мардука и чудовища Тиамат, из разрубленного тела которой создается Вселенная.

Человек был создан из глины Энки, и его основное предназначение – работа на благо божеств. Понятий индивидуальной судьбы и свободы воли при таком подходе не существовало.

Особое место в мифологии занимало представление о судьбе и миссии царя. Он воплощал в себе средоточие сакральной силы, и от его благочестия, набожности и жертвоприношений напрямую зависела участь подданных и страны.

Впервые в религиозной традиции в месопотамской мифологии был озвучен миф о всемирном потопе и уничтожении грешного человечества. Однако представления о грехе и посмертной участи были разработаны слабо.

Грехом почиталось уже само рождение человека, серьезным проступком считалось неподчинение властям, нанесение вреда хозяйству, несоблюдение ритуальных запретов. В эпоху семитского господства все проступки человека были разделены на правонарушения, караемые законом, и магическую порчу, снимаемую специальными заговорами.

Вне зависимости от происхождения и земной жизни, после смерти человек попадал в "страну без возврата", где испытывал постоянную жажду и голод. Участь умершего благоприятна только тогда, когда он имеет детей, которые кормят и поят его (что осуществлялось через специальные отверстия или желобки в стенах храма). В противном случае он может превратиться в злого духа. Правители получали вечное кормление за счет установки храмовых стел с перечнем деяний или статуй в новоотстроенных храмах. Один из самых популярных мифологических сюжетов Шумера, где описывается посмертная участь человека, – эпос о Гилъгамеше ("все видевшем"), совершающем путешествие в потусторонний мир.

Мир в месопотамской религиозной картине мира структурирован как по вертикали, так и по горизонтали.

Вертикальная структура состоит из верхнего (анну ), среднего и нижнего (ки ) миров. Горизонтальная представляет деление пространства среднего, человеческого мира.

Верхний – сфера планет, звезд и обитания божеств, делится на семь ярусов в соответствии с основными небесными телами. Па последнем, седьмом небе находится трон старейшего из божеств – Анну. Верхний мир является источником законов мироздания и образцом мирового порядка.

Средний мир – сфера обитаемого мира, имеет трехчастную структуру: "наша страна" (калам ), "степь" (эден ) и "чужие земли " (кур ). Он находится под руководством бога ветра и сил природы Энлиля. Калам – территория города-государства, центром которого является храм как высшая точка сакральности. По мере удаления от храма и города уровень сакральности пространства уменьшается. Эден – нейтральное пространство, окружающее город. Кур называется так же, как и страна мертвых в нижнем мире, олицетворявшая скверну, которой противопоставлена сакральность калама.

Нижний мир состоит из двух пространств – область подземных вод (абзу ), возглавляемая Энки, и область мира мертвых (кур ), возглавляемая супружеской парой Ниргал и Эрешкигаль, где обитают судьи людей ануннаки и обретаются души умерших.

Обе модели, как вертикальная, так и горизонтальная, демонстрируют специфическое распространение сакрального в мире. В случае с вертикальной структурой – максимальная концентрация сакрального – верх, средняя или нейтральная – середина, отсутствие – низ. В горизонтальной системе структурирование пространства то же, только от центра к периферии.

Основой религиозной жизни в Месопотамии был культовый календарь.

Год начинался весной, был связан с первым равноденствием и разливом рек. Новый год ассоциировался и ритуально представлялся как битва молодого божества (Нинурта, Мар- дук, Ашшур, Набу ) с силами зла, персонифицированными в виде хтонического существа (Асаг, Анзу, Тиамат). Из кусков тела поверженного противника создавался мир. После этого ритуала проходила торжественная интронизация нового царя.

Следующий месяц был связан с комплексом ритуалов, обеспечивающих плодородие растениям, животным и людям. В их основе лежал символический брак пары городских божеств (чаще всего это брак между умирающим и воскресающим божеством весны Думузи и богиней любви Инанны). В роле бога в этом браке выступал правитель города, в роли богини – храмовая жрица. Ребенок, родившийся от такого брака, имел высокий социальный статус и считался божественным отпрыском.

Летом, в период солнцестояния, проходил праздник проводов бога Думузи в подземный мир. В конце лета отмечали праздник в честь царя-героя Гильгамеша, тоже связанный с подземным миром. Эти два праздника были преддверием цикла осенних праздников, посвященных богам подземного мира и смерти, судьям подземного мира аннунакам.

Зима ассоциировалась с господством злых сил, голодных духов умерших и всемирным потопом. В момент зимнего солнцестояния отмечался "праздник выхода отцов" – ритуал почитания умерших правителей.

Важным ритуалом религиозной жизни, воспроизводившим космогонию, было строительство храма. Под влиянием календарных представлений в Месопотамии закрепился принцип цикличности – годовой цикл повторял цикл мирового творения и жизни. В начале года обновление храма, городских стен и зданий символизировало космический акт творения, избирался новый правитель, отменялись все прошлогодние сделки и долговые обязательства, амнистировались преступники, освобождались долговые рабы – происходил полный цикл очищения и возрождения.

В конце II тыс. до н.э. кризисные явления во всех сферах жизни сделали весьма актуальным вопрос о причинах бедственного положения. Ответ был двояким:

– первый заключался в том, что человек забыл богов, плохо исполняет обряды и ритуальные предписания – это привело к чрезвычайному усложнению культовой практики, строгой ритуалистике;

– второй ответ заключался в том, что божества забыли о людях, им безразличны их проблемы и заботы – эта точка зрения привела к бурному росту различных магических практик, астрологии и мантики.

Религия Месопотамии оказала огромное влияние на развитие религиозных и светских представлений соседних народов. Множество сюжетов ее мифологии имеют прямые параллели в Библии, математические и астрологические знания шумеров пользовались огромной популярностью в Древней Греции, благодаря чему многие элементы шумерской культуры стали неотъемлемой частью и европейской культуры. Особенно это касается исчисления времени: семидневная неделя, сутки, состоящие из 24 часов, час, состоящий из 60 минут, и т.д.

  • Геродот. История. Л., 1972.

Вода - это жизнь. С этим утверждением сложно не согласится. Мы принимаем его, так как знаем, какую важную роль играет вода в жизни человека. Без еды люди могут обходиться более месяца, а без жидкости не проживут и суток. Об этом знали и жители древних которые теперь принято называть Месопотамией. У них существовал культ поклонения богам, которые, по сути, являлись олицетворением сил природы. Среди них одним из самых почитаемых был бог водных пространств Эа. Многие из нас знают, где находится Междуречье, но лишь единицы слышали о том, чем жила эта древняя человеческая цивилизация. Потребуется много времени, чтобы полностью охватить этот вопрос, поэтому ограничимся лишь одной небольшой его частью. Расскажем о том, что собой представлял тот самый бог воды в Междуречье, почему люди ему поклонялись и какие жертвы приносили. Лучше всего об этом поведают нам древние шумерские мифы.

Несколько слов об удивительной древней Месопотамии

Как выглядит карта Междуречья, мы помним еще из уроков истории, которые проходили в средней школе. В разное время на территории между и Евфрат, что на Ближнем Востоке, располагались четыре больших государства: Аккада, Ассирия, Шумер, Вавилония. Данную цивилизацию, возникшую несколько тысячелетий назад, еще именовали Месопотамией. В разное время здесь находились крупные города со своей уникальной культурой и обычаями. Среди них можно выделить Вавилон, Урук, Киш, Акшак, Ларса, Лагаш. До нас дошли письменные источники о событиях тех далеких времен, зафиксированные на глиняных табличках. Археологи и по сей день ведут раскопки на этой территории и находят свидетельства существования той далекой и древней цивилизации.

Религия Междуречья

На территории Месопотамии долго существовали отдельные города-государства, каждый из которых имел свою политическую систему. Во всех таких поселениях существовал свой культ местного бога-покровителя. В центре города строился храм в его честь. Вся общественная жизнь была сконцентрирована вокруг священного жилища божества. Говорить о какой-то единой религии народов древнего Междуречья не приходится, но с возникновением крупных государственных образований на этой территории ситуация поменялась. Карта древнего Междуречья менялась, и вместе с ней преображалась жизнь людей. Если говорить о религии, то можно утверждать, что тогда был сформирован единый пантеон богов, который, правда, не оставался стабильным.

Сначала подобное образование возникло у шумеров. В таком пантеоне были боги первого порядка: Ану (бог неба), Эа (бог воды), Энлиль (бог воздуха). После них следовал ряд богов второго порядка, их было двенадцать, а затем шли тридцать второстепенных богов. Жрецы Междуречья, служащие при храмах, разработали свою сложную систему устройства мира. Ее положения были отражены в многочисленных мифах. Так до наших дней дошли сказания о том, как разлучили небо и землю, как человека сотворил бог воды и многое другое. В Междуречье существовали уникальные обычаи, которые впоследствии оказали большое влияние на общемировую культуру.

Культура древнего Междуречья

Историки считают, что Месопотамия является одним из древнейших очагов цивилизации на земле. В свое время здесь проживало около 10 % всего населения нашей планеты. Что собою представляет культура Междуречья? Какие изобретения нам достались от жителей этих стран? Именно здесь возникла первая в истории человечества письменная система - клинопись.

Жители древнего Междуречья писали на мягкой глине заостренной тростниковой палочкой. Сначала это были рисунки, обозначающие слова, а затем появились знаки. Культура Междуречья необычайно богата. Известно о том, что, например, шумеры уже в то время обладали определенными познаниями в области математики и астрономии. Именно они стали авторами древнейшего календаря, библиотечного каталога, рецептурного справочника. Один из самых ценных вкладов в мировую культуру - это шумерская эпическая поэма «Сказание о Гильгамеше». Жители древнего Междуречья оставили после себя множество мифов о жизни богов и людей. Эти древние сказания объясняют нам, как действуют силы природы с точки зрения жителей Месопотамии. Боги древнего Междуречья - это олицетворение земной и водной стихий, не подвластных человеку.

Эа - в Междуречье

Каким изображали жители древнего Междуречья владыку водных пространств? По их представлениям, это был старец с бородой и рыбьим хвостом. В руках у него был светильник. Особенно почитали его рыбаки прибрежных островов.

При раскопках жертвенников этого божества было найдено множество рыбных костей. По всей видимости, так люди старались задобрить морского владыку. Считалось, что он благосклонен к ним. В шумерских мифах он представляется творцом людей, богов и мира. Эа - мудр, порою хитер, очень добр. Этих качеств были лишены многие боги Междуречья. Список их приведен выше. Часто они, как, например, бог воздуха Энлиль, относились враждебно к людям. Эа не только создал человека и все живое на Земле, он научил людей разводить сады, сажать хлеб, лен, собирать лечебные травы. Его часто изображали с серпом, мотыгой или топором. Считалось, что особенно этот бог покровительствует шумерскому городу Эриду. Здесь стоял главный храм Эа, который назывался Э-Абзу.

Если вспомнить историю, то можно заметить, что многие народы считали своими богами покровителей пресных и морских вод. Например, воды Посейдон, согласно мифам древних эллинов, входил в тройку главных богов-олимпийцев, наравне с Зевсом и Аидом. Только в отличие от Эа, он обладал буйным нравом, гневливостью и вспыльчивостью. Бог воды шумеров добр к другим покровителям и снисходителен к людям.

Боги древней Месопотамии

Адад - бог грома, молнии и ветра, олицетворяет собой силы природы, которая может как погубить (град, наводнения и так далее), так и оживить (дождь).

Ашшур - вершитель судеб, отец Ану - изображался с луком в руках в центре лучистого солнечного диска.

Баал - бог бури, грома, молний и дождя, живительного для природы. Вечно умирает (засуха, увядание, голод) и воскресает (плодородие почвы, расцвет природы).

Зерван - бог времени и судьбы. Согласно древним мифам, являлся двуполым существом. Отождествляет собой бесконечное время.

Мардук - сын бога воды Эа. Письменные источники Древней Месопотамии сообщают о том, что он умел врачевать и знал волшебные заклинания. Именно Мардук с помощью своей смекалки победил Тиамат, войну с которой развязал его отец Эа, убивший Апсу. Особенно почитали Мардука вавилоняне. Считалось, что он покровительствует городу. Части тела бога сравнивали с растениями и животными. Говорили, что его внутренности - это львы, позвоночник - кедр, пальцы - тростник, череп - серебро, а излияние семени - это золото. Мардуку был посвящен особый праздник - Цакмуку.

Митра - бог дружбы и договоров, защитник правды и справедливости. Каждый день он несся по небу в солнечной колеснице. Особенно благосклонен был Митра к тем, кто почитал его. Он даровал им победу над врагами и мудрость. Обычно Митру изображали храбрым воином, вооруженным факелом и ножом. Росписи в древних гробницах знатных людей повествуют о том, как бог дружбы победил быка, убив его. Из тела этого животного появились все птицы, звери и растения.

Син - бог воздуха и владыка Луны. Это божество обычно изображали в виде старца с длинной бородой, сидящего в лодке. Каждую ночь в ладье в форме полумесяца он совершает путешествие по звездному небу. Считалось, что Син разрушает темные заговоры злоумышленников, проливая лунный свет на их черные дела.

Тешуб - Его почитали во всей Малой Азии. Изображали Тешуба бородатым с дубинкой в руках. Его символы - топор и молния. В странах древнего Междуречья существовал миф о том, что мудрый и бесстрашный Эа помог Тешубу победить страшное огромное чудовище Улликумме, созданное из диорита. Бог воды пилой разделил небо и землю, что привело к ослаблению великана. В итоге чудовище было повержено.

Уту-Шамаш. В аккадской мифологии - Шамаш, в ему соответствует Уту. Хранитель истины и справедливости, солнечный бог. Изображался с лучами над головой и с серповидным ножом в руке. Каждый день он путешествовал по небу, а с наступлением ночи спускался в подземное царство, даруя свет мертвецам.

Элохим - отец всех богов и людей, творец мироздания. Согласно мифам, он жил в центре Вселенной, у «истока обоих Океанов». Древние шумеры представляли его себе старцем с большой бородой и добрым взглядом, в длинных одеждах и в рогатой тиаре, а иногда и в образе быка.

Энлиль - сын Ану - бог воздуха и ветра. Считали, что он недоброжелателен к людям, насылает на них мор и голод, засуху и водные потопы, уничтожающие посевы. Его сравнивали с ревущим ветром и диким неуправляемым быком.

Пантеон древнего Междуречья

Известно, что в древней стране Месопотамии существовало множество различных богов. У каждого из них была своя «область деятельности». По своей значимости они располагались в следующем порядке:

  1. Эа - бог воды, Анум - верховный владыка неба, Энлиль - покровитель воздуха и ветра.
  2. Шамаш - бог солнца. Изображался, как старец с высоким тюрбаном на голове.
  3. Син. Бог луны - старец с длинной серебристой бородой, пересекающий небо ночью в золотой ладье.
  4. Нергал - бог преисподней, насылает на людей смертельные болезни, развязывает кровопролитные войны.
  5. Набу - бог мудрости, покровитель каллиграфов и писцов. Согласно шумерской мифологии, является внуком Эа.
  6. Мардук - сын Эа, покровитель города Вавилона.
  7. Иштар - богиня любви и плодородия, распри и войны. Являлась покровительницей гетер и легкодоступных женщин.
  8. Нинурта - бог счастливой войны, покровитель скотоводства и земледелия.

Главный храм Эа

Как раньше выглядела карта Междуречья, мы знаем из исторических источников, дошедших до наших дней. Глиняные таблички, найденные при раскопках некоторых крупнейших шумерских городов, способны пролить свет на далекое прошлое народов, населявших когда-то Месопотамию. Из этих же источников нам известно о том, что жители городов часто строили храмы в честь своих богов. И делали они это особым образом. Во-первых, для строительства храма в городе выделялся особый участок земли. Во-вторых, священное строение возводилось углами в строгом соответствии с розой ветров. Святилище прямоугольной формы было ориентировано по сторонам света.

Храм считался жилищем бога. В древнем шумерском городе Эриду была такая постройка, носившая название Э-Абзу, что означало «мировой океан подземных пресных вод». В нем царствовал Эа - бог, особо почитаемый жителями данного селения. В этом святилище часто совершались жертвоприношения. При раскопках города, в той его части, где стоял храм, было найдено множество рыбных костей. Принося в жертву рыбу, жители старались задобрить своего покровителя Эа, прося его о помощи и содействии в делах.

Миф о происхождении богов

Как появился Эа? Как появились другие боги - владыки неба, земли и загробного мира? В шумерских мифах, создание которых исчисляется серединой четвертого тысячелетия до н.э., описывается это следующим образом. Мир богов произошел из хаоса. Вначале владыка подземных пресных вод Апсу и покровитель мирового океана Тиамат объединились, и в результате этого произошли первые божества, символизирующие мужское (Лахму) и женское (Лахаму) начала. Шумеры представляли эти существа в виде огромных безобразных чудовищ. Лахму и Лахаму, в свою очередь, породили богиню земли Кишар и бога Неба Аншар. Эти существа уже имели человеческое обличие. У них родилось много детей и внуков, среди которых были владыка воздуха Энлиль, хозяин неба Ану и Эа (Энки) - бог воды. В Междуречье особо почитали последнего. Ведь от него зависело плодородие земли и здоровье домашнего скота.

Но вернемся к нашей истории о происхождении богов. Вскоре многочисленные потомки так надоели Апсу своими жалобами и руганью, что он решает погубить их всех. Тиамат предупреждает своих детей о готовящейся угрозе. Бог воды Эа, славившийся своей хитростью и изобретательностью, стал спасителем всех богов. Он прочел над Апсу заклинание, в результате которого прародитель заснул крепким сном. Затем Энки заковал его в оковы и убил. На месте гибели Апсу бог воды возвел храм. Он взял в жены богиню Дамкину. В результате этого союза у супругов родился сын Мардук, ставший впоследствии покровителем богатейшего города Междуречья - Вавилона.

Миф о создании человека

Древний бог воды Эа в шумерских мифах считался не только создателем других покровителей, но и людей. Вот как рассказывали об этом жители стран Междуречья много тысячелетий назад.

Эа среди богов отличался особой мудростью и хитростью. Не раз владыки неба и земли обращались к нему за помощью, как к самому сильному, справедливому и рассудительному среди них. Однажды боги пожаловались Эа на то, что нет у них слуг, некому им служить, некому подать вино. Мудрый Энки, вняв просьбам собратьев, взял мягкую глину из источника, наполненного сладкой водой, и создал из нее человека.

Но получилось у него это не сразу, а лишь с седьмой попытки. Созданный человек был очень слаб и неприспособлен к жизни. По сравнению с богами он был немощным и бессильным. Возможно, что именно такими же слабыми чувствовали себя и жители древней Месопотамии перед грозными и безжалостными силами природы. Боги Междуречья - это олицетворение неуправляемой стихии, которая могла как погубить, так и дать силы к жизни.

Миф о всемирном потопе

Подобные сказания встречаются в религии многих народов. Но для жителей Междуречья миф о всемирном потопе имел особый смысл. Если для египтян разливы реки Нил, приносящие плодородный ил, являлись источником благополучия и процветания, то для шумеров наводнения рек Тигр и Евфрат были губительны. Вода заливала их посевы, тем самым обрекая людей на голодную смерть. Вот в каком виде дошел до нас древний шумерский миф о Всемирном потопе.

Однажды боги, узревшие силу людей, которые своим трудом добывали хлеб, начали опасаться усиления власти людей на земле. И решили тогда владыки неба и земли покончить со своими слугами раз и навсегда. Орудием убийства боги выбрали наводнение, которое должно было смыть с лица земли людей.

Но добрый и мудрый Эа решает спасти одного из царей, чтобы тот впоследствии смог продолжить человеческий род. Для этого бог воды открывает тайну о готовящемся потопе царю Сипарра, который в свою очередь успевает построить большой ковчег. План бога воды удался. Царь Сипарра спасся, пережив наводнение в построенном ковчеге, а его потомки со временем заселили землю.

Мы узнали о том, кем был для древних шумеров бог воды. В Междуречье, где его почитали как творца людей и всего живого на земле, о нем сочиняли удивительные мифы, большая часть которых дошла до наших дней.

ВЕРОВАНИЯ

Для народов Месопотамии, как и для большинства народов мира, в древности характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями. Мифы, посвященные космогонии, богам, этическим нормам и т.д. и перекликаются с мифологическими воззрениями других народов, стоящих на аналогичной стадии развития. В V в до н.э. в этом регионе сформировалась одна из древнейших религий, сохранившихся до наших дней, - зор оастризм.

Боги

На территории Месопотамии сменяли друг друга цивилизации и культур, которые приносили свои верования, но в то же время передавали предшественникам веру в собственных богов. У шумеров не было единой религиозной системы. Они поклонялись множеству местных богов-покровителей, сопоставленных с различными явлениями природы, таких, как бог неба Ану , бог воды и покровитель г. Эриду Энки, бог воздуха и покровитель г. Ниппура Энлиль, богиня земли Ки, богиня плодородия Инанна, бог Луны Нанну.
Семитское (аккадское) население Двуречья, пришедшее на территорию, заселённую шумерами первоначально имело свои племенные культы. Однако уже к середине III тыс. до н. э. часть богов получила семитские имена наряду с шумерскими или вместо них (Энлиль = Бел , Иннана = Иштар , Уту = Шамаш , Энки = Эа , Ану =Ан , Нанна = Син и т. д.).
В период возвышения Вавилона (XVIII в. до н. э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города Мардук.
В Ассирии, получил распространение тот же пантеон с добавлением местных божеств, верховным богом считался Ашшура, носивший то же имя, что и город.

Мифология

Мифы народов Месопотамии отражают древние представления об окружающем мире и о себе, содержат познавательные и воспитательные мотивы. Мифологическое творчество народов Месопотамии, как и история региона, подразделяется на шумерское, аккадское и вавилонское. Но вместе с тем многие сюжеты, в частности, цикл о Гильгамеше, были одинаково популярны во все периоды.

Мифы шумерские

У шумеров не было единой мифологической и религиозной системы, поэтому количество мифов было весьма велико. Космогонические представления шумеров наиболее четко отражены в шумеро-аккадском эпосе «Энума элиш».
Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы, основанном на мифологических сюжетах, является эпос о Гильгамеше , - собрание шумерских легенд, позже переведенное на другие языки.

Думузи и Энкимду
Женитьба Марту
Инанна и Билулу
Инанна и покорение горы Эбих
Инанна и Шукаллетуда
Инанна и Энки
Лахар и Ашнан
Лугальбанда и гора Хурум
Лугальбанда и Энмеркар
Миф о мотыге
Миф о потопе
Нисхождение Инанны в нижний мир
Полет Этаны
Сватовство Думузи
Смерть Гильгамеша
Смерть Думузи
Энки и мировой порядок
Энки и Нинмах
Энки и Нинхурсаг
Энки и Эриду
Энлиль и Нинлиль
Энмеркар и повелитель Аратты
Энмеркар и Энсукушсиранна
Эпос о Гильгамеше

Мифы аккадские

Когда вверху
Иштар и Таммуз
Ловец рыбы Адапа
Полёт на орле
Саргон - царь Аккада

Мифы Вавилона
Вавилонская теодицея
Когда Ану сотворил небо
Легенда о Семирамиде
Миф о птице Зу
Миф об Адапе
Миф об Атрахасисе
Миф об Эрре
Нергал и Эрешкигаль
Нергал и Эрешкигаль
Нисхождение Иштар
Подвиги и деяния Нинурты
Поэма о невинном страдальце
Поэма о невинном страдальце ("Владыку мудрости хочу восславить...")
Проклятие Аккаде
Путешествие Нинурты в Эриду
Сказание о Саргоне
Сказка о ниппурском бедняке

Бехистунская надпись
Трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст, высеченный на скале Бехистун по приказу царя Дария I. Прочтен в 30 - 40-х гг. XIX века английским ученым Г.К.Роулинсоном.
Надпись расположена на высоте 100 метров от дороги, соединявшей Вавилон и Экбатаны, ее размеры около 15 м в высоту и 25 м в ширину. Барельеф изображает Дария, встречающего своих побежденных врагов. Скала ниже надписей в целях сохранности была обрублена вертикально.

Вид Бехистунской надписи
Перевод текста

Авеста
Древнеиранский религиозный литературный памятник, главная священная книга в зороастризме. Существует две редакции Авесты: полная и краткая.
Текст Авесты в полной редакции делится на четыре части:
Ясна (молитвенные песнопения)
Висперед (литургические воззвания к разным богам),
Вендидат (свод религиозных и юридических предписаний)
Яшты (гимны).
Вторая редакция «Авесты» - это сборник молитв, включающий в себя отрывки из Вендидата, Висперед и Ясны. Порядок этих отрывков канонизирован.

Религия Древней Месопотамии - раздел Религия, Понятие, структура, типологии религий Религиозные Представления Жителей Древнего Двуречья Являли Собой Довольно Сло...

Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

Происхождение и развитие

Значительное влияние на формирование и развитие религии накладывал сам принцип политического устройства Месопотамии. В отличие от рано объединившегося Египта, в Междуречье Тигра и Евфрата долгое время существовало множество самостоятельных городов-государств. Эти независимые политические центры одновременно являлись и центрами культа местных богов-покровителей. Вся общественная жизнь такого города-государства концентрировалась вокруг храма. Храм был хранилищем материальных благ, местом сохранения и передачи всех знаний, а также средоточием политической власти. Изначально правитель каждого города-государства выполнял одновременно и функции верховного жреца местного культа.

С возникновением крупных государственных образований сформировался единый пантеон богов, однако он недолго оставался стабильным.

Пантеон

Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были бог неба Ану и богиня земли Ки , а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог воды Эа , создавший первых людей. Эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых менялась с течением времени в зависимости от смены династий правителей. Постепенно развитие религии на местном уровне многочисленных городов Междуречья привело к появлению огромного числа второстепенных богов, причем многие дублировали друг друга или были между собой тождественны. Большинство их имен известно только из специально составлявшихся списков богов. Главными божествами были также Шамаш (шумерский Уту ) и Син (шумерский Нанна ) – боги Солнца и Луны. Каждый имел в Месопотамии два основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба божества почитались в продолжение всей истории месопотамской цивилизации. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество.

Помимо главнейших богов, Второй Пантеон был представлен 12 другими главными богами и 30 второстепенными.

Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар , богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина.

Представления о загробной жизни

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте. Подобно другим древним народам, шумеры, аккадцы и ассирийцы шумно выражали свою скорбь по умершим. Как только человек умирал, члены его семьи начинали раздирать на себе одежду царапать лицо и грудь, посыпать голову прахом. Покойников обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью.

Могилы строились из кирпича. Они представляли собой обширные подземные камеры, в которые были проложены трубы. По ним заботливые потомки возливали воду, поскольку считалось, что умершие постоянно мучаются жаждой.

Культ

Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. В храме богов кормили два раза в день (утром и вечером). Подавали два блюда: "основное" и "второе". Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю. Еда для жрецов шла отдельно. Прислуживающие богу питались с его стола, но за одним столом с ним никогда не сидели. Главным моментом в жертвенной трапезе был акт поглощения пищи – идол питался, глядя на нее. Бога, "поглощающего пищу", скрывали занавесями от людей, в том числе и жрецов.

Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. При этом божество определялось не столько по деталям лица, сколько по одежде и прочим атрибутам. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны. Изготовление идола было важнейшим моментом в его существовании. Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах.

Для месопотамской религии характерно также наличие предметов поклонения – символов, в которых распознавалось присутствие конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное изображение бога или сопутствовали ему. Так, например, священным знаком Шамаша являлось изображение солнечного диска, знаком Иштар – восьмиконечная звезда, а символом Мардука было копье. Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие, структура, типологии религий

Религия особая форма осознания мира обусловленная верой в сверхъестественное включающая в себя свод моральных норм и типов поведения обрядов... Культ... Молитва Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва Сила молитвы по представлению верующих так...

Ранние религиозные верования
Причины возникновения религиозных верований.Существуют различные концепции происхождения религии - от богословских утверждений об исконности, богоданности религии, о врожденности р

Религия Древнего Египта
Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне о

Религия Древней Греции
Как и в Египте, развитие религиозных взглядов в Древней Греции прошло определенные периоды, которые соответствуют периодам развития древнегреческой культуры. Крито-микенский

Религия Древнего Рима
В истории Римской империи можно выделить три основных периода, которые можно назвать и периодами развития религии: § ранний или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.); § Римская респуб

Индуизм
Индуизм- самая большая национальная религия в мире. Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Индуизм возник

Синтоизм
Синтоизм - комплекс верований, культов японцев, который часто называют исконной японской религией. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов». Син, или ками, - это

Даосизм и конфуцианство
Даосизм возник в 5-4 веках до н. э. и на первый взгляд выступал «оппонентом» господствовавшего в качестве этической системы конфуцианства. Постулаты этих учений зачастую выглядят д

Возникновение буддизма, основные течения буддизма
Древнейшая из мировых религий - буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родо-гшеменных связей

Буддийское вероучение и культ
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического сводабуддизма - Типитаки; это слово обозначает на языке пали «три с

Буддизм в России
На территории России буддизм является основной религией в Бурятии, Калмыкии, Туве. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться в разные периоды Средневековья, когда сюда перекочева

Особенности вероучения, культа и организации иудаизма
Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремлени

Возникновение христианства
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой рел

Этапы истории Русской православной церкви
Период Киевской митрополии. В 988году Киевский князь Владимир заключил с Византией договор о дружбе и взаимопомощи. Одним из его условий

Раскол и старообрядчество в России
Раскол, старообрядчество - религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Желая укрепить Церковь, патриарх Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы, сущн

Русская Православная церковь в современной России
С 1 февраля 2009 года (интронизация) Предстоятель Церкви - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), избранный на патриарший престол 27 января. Существенная исторически беспрецеден

Особенности католического вероучения и культа
Католицизм - самое многочисленное направление в христианстве. Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США. Истоки К.

Иерархия в католической церкви
В католической церкви сложилась строгая централизация духовенства. На вершине иерархической пирамиды стоит папа как источник всей духовной власти. Он носит титул «епископ Рима, викарий Иису

Деятельность католической церкви
В католической церкви существует множество организаций, не имеющих официального характера. Их деятельность определяется личностью руководителя. Это может быть чтение и изучение Библии, а может быть

Основные положения протестантского вероучения
Протестантские вероучение, культ и организационное устройство формировались на основе требования устранения тех элементов, которые привнес католицизм в догматику и культ по конъюнктурным соображени

Протестантизм в России
Протестантизм в России одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Возникнув в первой четверти XVI

Ислам как мировая религия
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд чело

Коран и Сунна
Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: «О вы, которые уверова

Ислам в России
Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерациипосле христианства. По данным переписи населения 2002 г. численность традиционно мусульманских народов в России


Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top