Школьная иерархия — миф или реальность. Есть ли в школе дедовщина

Школьная иерархия — миф или реальность. Есть ли в школе дедовщина

Казалось бы, основное предназначение школы – предоставление знаний ученикам, воспитание и развитие культуры общения. Но почему тогда многие дети хотят сменить школу или начинают прогуливать уроки? Шоком для большинства родителей становится понимание, что для любимого чада школа, словно клетка с акулами. Причиной этого является четкое распределение ролей каждого учащегося в соответствии с негласными правилами.

Чаще всего деление класса на подгруппы ощутимо. Насмотревшись американских кинолент о школе, в частности, сериал «Сплетница», фильм «Дрянные девчонки», ученицы желают подражать королевам. В интернете много шокирующих роликов, посвященных унижению одноклассников. Современное кино от режиссера Гай Германики о школе подтверждает эти истины.

Особенности школьной иерархии

В каждом классе есть своя иерархия. Причем со стороны учителей и ребят. Но ни один классный руководитель не признается в этом. Потому что убеждать, проводить беседы о равенстве – прямая обязанность учителей, которой они не желают заниматься.

Педагоги условно класс делят по таким критериям:

— Успеваемость.

— Личные симпатии.

— Финансовая составляющая родителей.

Успеваемость и личная симпатия взаимосвязаны между собой. Если ученик не нравится педагогу, он вряд ли станет отличником. Но ученик со средними способностями при поддержке классного руководителя или другого педагога может получать отличные оценки. К детям из состоятельных семей отношение неоднозначное. Одни стараются всячески угодить родителям и школьникам, чтобы получать подарки, финансовое вознаграждение. Другие педагоги завидуют и сознательно валят школьника. Отношения ученик-учитель зависят от поведения, старания и способностей ребенка.

Иерархия в учебном заведении значительно отличается от разделения педагога. Она состоит из таких групп:

Лидеры. Среди мальчиков и девочек есть так называемые вожаки. Они решают, кого травить, какие уроки посещать, какую музыку слушать, какие фильмы круты, какую одежду носить, кто достоин попасть в их элиту и прочие вопросы. С ними хотят встречаться практически все. Очень редко отличники возглавляют такую группу, но бывают такие случаи. Бывают агрессивные лидеры, карающие за непослушание. Например, в книге «Чучело» Миронова была таким жестоким лидером. Сомов был тоже лидером, который учился хорошо. Среди мальчиков лидером становится либо самый сильный, либо с хорошим чувством юмора.

Друзья лидеров. Им завидуют остальные ученики, потому что у них мощные покровители.

«Крутые». Эта группа почти соперничает с лидерами или тесно сливается в одно целое. Такие ученики курят, пьют, ругаются матом, прогуливают школу, тусуются со старшеклассниками и уважаемые люди в районе. Учеба для них не в почете. Девчонки из такой группы раньше начинают встречаться с парнями-старшеклассниками. Но горе связаться или не угодить им. Они могут вызвать на драку или просто побить. Учителя считают, что ничего путного из таких детей не получится, и стремятся быстро выпустить их.

«Шестерки». Они хотят дружить с крутыми или лидерами любой ценой. Таких одноклассников не уважают, но используют. У них нет своего мнения. Поэтому чаще всего их подставляют. Например, подстрекают украсть в магазине вещь, а сами сбегают, оставив одноклассника разбираться с проблемой. Даже после такого случая «шестерки» все равно готовы служить своим кумирам.

Обыкновенные ученики. Они хорошо общаются со всеми группами.

«Ботаны, зубрилы». Так, на сленге называют отличников. Если они не зазнаются, дают списать, то у них есть шанс подняться по иерархии к друзьям лидеров. В противном случае - спуститься ниже.

«Козел отпущения». У каждого есть одноклассник, отличающийся от других, которого обвиняют во всех неприятностях. Педагоги тоже выбирают ученика, на котором срываются на крик, занижают оценки. Такого ребенка и одноклассники тоже начинают подтравливать. Но никому другому обижать своего «козла отпущения» лидеры не позволят.

Изгой. Эти дети подвергаются травле среди одноклассников за доносы учителям, резкость в высказываниях, сплетни, внешний вид, мировоззрения. Самую большую ошибку, которую совершают эти дети, можно считать «комплекс жертвы». Даже если их перевести в другую школу, есть шанс повтора ситуации.

«Невидимки». Они словно живут в своем мире. Ни с кем не общаются или дружат с себе подобными. На встрече выпускников их не помнят, не узнают на улице. Неизвестно, что хуже быть изгоем, или незаметным.

Новый ученик. Пока он на низшей ступени, потому что к нему присматриваются. От его поведения зависит его место в иерархии.

Группировка по интересам у школьников нестабильна. Вчерашний друг главаря может оказаться изгоем. Девчонка-изгой может войти в элиту, став девушкой лидера класса или главаря в школе.

Существует ли дедовщина в школе? Естественно. Группировка «крутых» старшеклассников любит обижать младших учеников, отбирать у них деньги. Или девчонки из банды травят неугодную, унижая ее.

Почему учителя бездействуют? Потому что не хотят перечить лидерам. Только педагог от Бога способен победить такую социальную систему вместе с родителями детей. Больше общения и любви – и тогда отношения выйдут на другой уровень.

Люди, вспоминаем школу кто с ностальгией, кто с улыбкой, а кто-то из нас, до сих пор вздрагивает от ужаса, вспоминая школьные годы.

Как когда-то наши родители, теперь и мы отправляем в школу наших детей. Мы хотим, чтобы они научились быть успешными, добрыми, разумными, самыми лучшими.

Наши дети ходят в школу, учатся, получают оценки. Мы переживаем за них, волнуемся, направляем, стараемся поддержать. Но давайте разберемся, что ждет ребенка в школе. Вспомните свое детство. Вы думаете, что с тех пор многое изменилось? Только не в системе школьной иерархии.

Придя в школу, ваш ребенок попадает в жесткую систему социальных отношений в классе. В начальной школе она почти никак не проявляется. Почти все первоклассники в значительной степени находятся под влиянием родителей.

Тем не менее, уже в начальной школе класс делится на две категории: те, кто работают на статус и те, кто работают на дневник. Статус оценивают лидер и одноклассники, дневник оценивают сам школьник и его родители. Чья оценка для школьника существеннее, ту сторону он и выбирает.

Как вы, наверное, помните из детства, резкое структурирование иерархии начинается в пубертатном периоде (десять-двенадцать лет). Особенно ярко это проявляется в классах, которые не сохраняют состав с начальной школы, а собираются заново.

Первое время все друг к другу присматриваются, а после «притирки» формируется окончательный состав групп, формируются роли, практически на всё оставшееся время существования класса. Пикового значения уровень школьной иерархии достигает в шестых—девятых классах.

Место вашего ребенка в школьной иерархии зависит, от того насколько он уверен в себе, его самооценки, независимости от мнения других, от его характера, от многих других факторов.

Набор школьных ролей в системе школьной иерархии невелик. Вот они:

Социальные роли мальчиков:

Альфа .

Основная роль Альфы — организация класса, поддержание единой структуры и управление этой массой. Например, хочет Альфа уйти с уроков — класс уходит вместе с ним. Или хочет Альфа громко возмутиться действиями учителя — весь класс ещё громче возмущается следом за ним. Ни одно более-менее серьёзное решение не приниматься без ведома и согласия Альфы. И, естественно, травля местной Омеги организуется им же.

Второй Альфа

Довольно редкое явление. Представляет собой ещё одного школьника в классе с качествами лидера. Мирное сосуществование двух альф возможно потому, что альтернативный Альфа никак не участвует в ранговой борьбе, у него и без того есть куда расходовать свой потенциал.

В присутствии второго Альфы Омеге живётся спокойнее, так как он единственный кто может встать на его защиту. Но так как постоянно защищать его всё равно некогда, наличие такого защитника в классе статус жертвы с изгоя не снимает.

Беты

В классе их один или двое. Единственные друзья Альфы. Это люди, которым он доверяет и к чьим мнениям прислушивается. Они могут быть как из обычных семей среднего достатка, так и из семей интеллектуалов. У Бет либо не так хорошо, как у Альфы, подвешен язык, либо недостаёт харизмы, потому классом напрямую они управлять не могут. Зато они управляют через Альфу.

Гаммы

Большинство, как правило - полкласса. Ходят по пятам за Альфой, выполняя его прихоти и заискивая, если в чём-то провинились. Иногда получают ресурсы (иногда материальные, но чаще моральные), которые завоёвывает Альфа со свитой. В сравнении с Гаммами, Альфа и Беты получают больше, Эпсилоны не получают ничего, а Омеги даже отдают.

Эпсилоны

Это те, кого принято называть «серая масса». По количеству - оставшаяся неохваченной мужская составляющая класса минус Омега. В школу ходят не для того, чтобы чувствовать себя «крутыми», а потому что так надо.

Омега

Центральное лицо во всей иерархической системе. Совершенно необходимая составляющая для любого тесного коллектива. Как известно, при наличии общего врага коллектив сплачивается для беспощадной борьбы с ним. Класс, в котором присутствует ярко выраженный Омега, дружен, весел и с виду здоров.

Если жертва по каким-то причинам класс покидает (или приобретает стрессоустойчивость), ей обычно находят замену из числа Гамм, или же класс делится на несколько группировок, между которыми начинаются межгрупповые процессы.

Социальные роли девочек:

Девочки в классе тоже образовывают иерархии, которые с иерархиями мальчиков на первых порах практически не пересекаются. Пересечение происходит только в 13-15 лет- период наступления половой зрелости.

Девочек- лидеров обычно несколько, и с самого начала образуются две-три почти не контактирующие группировки по интересам. В возрасте до тринадцати лет девочкам не интересны ни Альфы, ни мальчики вообще. В редких случаях пересечения группировок девочки-лидеры имеют авторитет над мальчиками-лидерами.

Из-за такой неоднородности женской части класса девочка-изгой, которую травят все, возникает не часто. И вообще иерархическая структура у девочек имеет гораздо меньшую прочность, чем мальчишеская, и за годы учёбы может достаточно сильно измениться.

Альфа.

В основном ими являются либо девочки, имеющие репутацию первой красавицы и, ко всему прочему, стервозный характер, либо девочки-отличницы с высокой самооценкой. В первом случае Альфа является законодательницей моды в классе.

Основной особенностью Альфы является то, что они становятся любимыми ученицами у учителей. Учитель может не послушать Альфу-мальчика, а к мнению Альфы-девочки он прислушается обязательно.

Альфа-девочка обладает исключительным, неоспоримым и не подлежащим обсуждению правом на Альфу-мальчика. По сравнению с Альфой- мальчиком её позиции далеко не так крепки в классе, потому что женский коллектив никогда и нигде не является сплочённой структурой, в которой все «друг за друга».

Отсутствие Омеги-девочки может сделать лидирующую позицию вообще чисто символической, особенно когда группировок девочек больше одной. Если в классе присутствует больше одной Альфы-девочки, то между ними будет происходить перманентная война.

Беты

Как правило, две-три подружки Альфы. Они нужны Альфе для распространения сплетен и оказания мелких услуг, например, сопровождения в туалет, предоставления квартиры и т.п. в случае надобности. Но настоящими подругами, как в отношениях Альфа- и Бета-мальчиков, они не являются. И от Гамм-девочек они отличаются не сильно.

Причина - в женской природе, в соответствии с которой девушки могут полностью доверять только парням, а с другими девушками у них всегда соперничество.

Заметим, что Альфы-девочки предпочитают брать себе в подруги более невзрачных особ. Это связано с тем, что не каждой Альфе понравится, что подружка у неё отбивает парней, поэтому она ищет приятельниц поневзрачнее, чтобы на их фоне выглядеть более выигрышно перед мальчиками.

Гаммы

Находятся в более выгодном положении, чем Гаммы-мальчики, в силу того, что Альфа всё-таки уважает их и практически не срывает на них свою злость.

Эпсилон — это та же серая масса.

Омега у девочек избирается по тем же шаблонам, но больше внимания уделяется внешности — зачастую это самые некрасивые, глупые или бедно одетые, или не способные следить за своей внешностью.

Наиболее распространённый вид травли неугодной девочки — её полное игнорирование, но такое практикуется в более высококультурных классах, в элитных лицеях и т.п. В менее культурных - травля принципиально не отличается от мужского варианта.

Идеальный пример возможных издевательств применительно к девочке-Омеге показывает советский фильм «Чучело».

Учтите, что учитель почти никогда не встаёт на сторону жертвы травли и вообще по мере возможностей старается скрыть сам факт неуставных отношений в классе. Происходит это по очень простой причине: любой зафиксированный факт издевательств над ребёнком - пятно на репутации, как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива школы с обязательными санкциями.

Кроме того, ухудшение репутации учебного заведения приведёт к оттоку наиболее полезной для школы клиентуры, которая спихивает детей не куда попало, да могут и просто денег отсудить. Потому на любые жалобы проблемного ребёнка или его родителей учитель, скорее всего, ответит по шаблону «проблема в вас».

Дальнейшая судьба. жизнь.

Лучше всех устраиваются в жизни, конечно же, Беты-мальчики. Ребята, которые умеют где надо войти в доверие и в нужный момент снять все сливки, став Альфой уже во взрослом понимании этого термина.

Сами же школьные лидеры, не обладающие реальной пробивной силой и внутренним стержнем, используются как инструмент, как источник харизмы. Большинство руководителей государств выполняют именно эту функцию.

Если же Альфа был со стороны хулиганов, то тут дело заканчивается обычно посадкой на долгий срок в места не столь отдаленные, гибелью от ножа в одной из драк или смертью от передозировки наркотиками или несчастным случаем.

Что касается Альфа-девочек, то чаще всего они удачно выходят замуж (за тех же Альфа или Бета-мальчиков).

В случае, если Альфа-девушка сочетается браком с Бета-парнем, то она может продвигать своего супруга по карьерной лестнице благодаря своей харизме и обаянию, и, в конечном счёте экс-Бета становится Альфой и достигает богатства и славы.

Гамма-мальчики остаются Гаммами всю сознательную жизнь. С Гаммами женского пола тоже, в принципе, всё понятно: после школы они, как правило, выходят замуж рано за, себе подобных Гамма-парней.

Эпсилоны устраиваются совершенно по-разному, но чаще на неплохое тихое место.

С экс-Омегами сложнее всего. После школы им приходиться заново учиться общаться с людьми. Конечно, ведь они привыкли, что их никто не любит, и за малейшую ошибку будут наказывать. Если через несколько лет Омега сможет победить в себе эти комплексы, то дальше станет проще.

Некоторых экс-Омег можно обнаружить хорошо устроившимися в этой жизни, что может быть объяснено выработавшимся за трудные годы умением переживать стрессовые ситуации. Некоторые Омега-мальчики благодаря юношеской закалке и врождённым способностям или патологиям (за которые в детстве их и не любили) приходят к такому успеху, о котором Альфы и Беты и мечтать не могли.

Если Вы заметили, что ваш ребенок в жесткой системе школьной иерархии занял место «Омеги», то это серьезный повод бить тревогу! Самостоятельно ему с этой проблемой не справиться, он может рассчитывать только на вашу помощь и поддержку. Как крайний вариант - будьте готовы, если понадобиться сменить школу. В любом случае посоветуйтесь с опытным психологом.

Девчонки

Девчонки в классе тоже образовывают иерархии, которые с иерархиями парней на первых порах практически не пересекаются. Пересечение происходит только в 13-15 лет — период наступления половой зрелости. У девчонок лидеров обычно несколько, и с самого начала образуются две-три почти не контактирующие группировки по интересам. В возрасте до тринадцати лет им не интересны ни альфа-парни, ни парни вообще. В редких случаях пересечения группировок альфа-девчонки имеют авторитет над альфа-парнями, так как особого силового превосходства у парней ещё нет, а девчонки могут и между ног ударить.

Из-за такой неоднородности женской части класса девчонка-изгой, которую травят все, возникает не часто. И вообще иерархическая структура у девчонок имеет гораздо меньшую прочность, чем у парней, и за годы учёбы может достаточно сильно измениться.

Альфа.
В основном ими являются либо девчонки, имеющие репутацию первой красавицы и, ко всему прочему, стервозный характер, либо отличницы с высокой самооценкой. В первом случае альфа является как бы законодательницей моды в классе. Основной особенностью альфа является то, что они умеют подмазываться к учителям. Учитель может не послушать альфа-парня, а к мнению альфа- девчонки он прислушается обязательно. Альфа обладает исключительным, неоспоримым и не подлежащим обсуждению правом на альфа-парня. По сравнению с альфа-парнем её позиции далеко не так крепки в стае, потому что женский коллектив никогда и нигде не является сплочённой структурой, в которой все «друг за друга». Отсутствие омега- девчонки может сделать лидирующую позицию альфы вообще чисто символической, особенно когда группировок девчонок больше одной. Если в классе присутствует больше одной альфы, то между ними будет происходить перманентная грызня.

Беты — это две-три подружки стервозной альфа-девчонки. Они служат альфе для распространения сплетен и оказания мелких услуг, например, сопровождения в туалет (альфа никогда не пойдет в это поганое место в одиночестве), предоставления «хаты» (зеркальца, сигаретки, отмазы перед предками/учителями) в случае надобности. Но настоящими подругами, как в отношениях альфа- и бета-парней, они не являются. И от гамма-девчонок они отличаются не сильно. Причина — в женской природе, в соответствии с которой они могут полностью доверять только парням, а с другими девчонками у них всегда соперничество. Оказавшись без своей лидерши (к примеру, заболевшей), беты становятся абсолютно дезориентированными и могут послужить прекрасной мишенью для внезапных ответных выпадов омег. Этим бета-девчонки отличаются от бета-парней, которые с должностью «и. о. альфы» всегда справляются достойно. Заметим, что альфы предпочитают брать себе в подруги более невзрачных особ. Это связано с тем, что не каждой стервозной девочке понравится, что подружка у неё отбивает парней, поэтому она ищет приятельниц поневзрачнее, чтобы на их фоне выглядеть более выигрышно перед парнями.

Гаммы — приспешницы альфы, которые выполняют более грязные поручения, чем беты (дать списать, сгонять в ларёк за сигаретами, последить за каким-нибудь парнем). Однако они находятся в более выгодном положении, чем гамма-парни, в силу того, что альфа-девчонка всё-таки уважает их и практически не срывает на них свою злость. Люто, бешено гордятся своей принадлежностью к тусовке альфы, во всём пытаются подражать ей. Хотя всё же боятся её немилости.

Эпсилон-девченки — это та же серая масса. См. Эпсилон-парни .

Омега в стае девчонок избирается по тем же шаблонам, но больше внимания уделяется внешности — зачастую это самые страшные уродины класса, настолько тупые или нищие, что не способны следить за своей внешностью. В некоторых коллективах таковых женских омег бывает две и даже три. Также женские особи более ревностно относятся к «популярности». Бывают случаи, когда девчонку начинают травить лишь потому, что она излишне пытается понравиться непременно всем, и в не последнюю очередь парням.

Наиболее распространённый вид травли неугодной девчонки — её полный и тотальный игнор, но такое практикуется в более приличных женских сообществах. В более быдластых же травля принципиально не отличается от мужского варианта.

Идеальный пример возможных издевательств применительно к омеге показывает совковый фильм «Чучело».

Омега-девчонки имеют гораздо больше шансов нарастить ранговый потенциал. Лучший пример — Наташа Гусева, которая до съемок в фильме была классической омегой, ботаником и «размазней» (по её же словам), как в классе, так и на съемочной площадке. В классе — понятно почему, а на площадке ненависть объяснялась банальной завистью к конкурентке, получившей главную роль, пренебрежение же парней — тем, что в перерывах между дублями она не курила с остальными, а читала учебники. С выходом же фильма бывшая омега за один день стала девочкой № 1 Советского Союза. Другое дело, что ей самой это оказалось ни к чему, но пример впечатляет.

Виды травли

Беспредела до поры до времени при травле омеги нет. Правила примерно те же, что и в армии, что и в милиции:
-если бить, то не оставлять следов и увечий;
-не доводить жертву до состояния полного отчаяния, ибо последствия непредсказуемы

Способов относительно безобидной травли множество, но выделяются несколько универсальных, с которыми знаком любой учившийся в школе.

Со стороны стада

Зайчик, она же Собачка (укр. Цуцик). Хорошая спортивная детская игра, в которой водящий пытается завладеть мячом, который другие участники игры друг другу перебрасывают. В разновидности, адаптированной для травли, вместо мяча используется предмет, принадлежащий жертве. Чаще всего шапка или рюкзак. Данная игра весьма часто ведётся и не в отношении омеги — жертвой станет каждый, кто
а) достаточно глуп, чтобы оставить на парте небольшой кидабельный предмет
б) присутствует в классе при начале игры
в) не вломит люлей.

Неваляшка : разновидность «зайчика», в которой в качестве предмета используется сама жертва. Жертва окружается и затем одним из участников толкается другому, затем в касание второй отыгрывает третьему и так далее, пока у жертвы не закружится голова и она не упадёт. Опасный вид травли для омеги, так как при должном умении жертва может получить люлей чуть не от всех одноклассников, если собьет с ног того, в чьем направлении летит.
Причем доказано во всех случаях, что жертва врезавшаяся в сторонний незаинтересованный до этого субъект (например девчонок) — получает от него порцию ненависти за неоправданный толчок (оправдываться бесполезно), а не тот, кто всё это устроил, хотя сторонний субъект прекрасно все видит и в курсе всего, но правила иерархии нарушать не будет — так как боится ощутиться в такой же роли как жертва. Этот способ является прекрасной возможностью для кодлы проверить свой авторитет в группе или закрепить/подтвердить власть — если кто заступится за жертву и станет возражать альфе — это повод взять на заметку зарвавшегося кадра.

Расстрел гидравлический : разновидность дворовой игры «войнушка гидравлическая». Некоторые отморозки заряжают оружие мочой, что в принципе нарушает пункт два правил работы с жертвой при травле.
Расстрел пневматический : разновидность дворовой игры «войнушка пневматическая». От гидравлического расстрела выгодно отличается тем, что может быть применён прямо на уроке!

Ай! Берётся толстая и длинная швейная игла и во время урока сидящий сзади втыкает её сидящему спереди в мягкое место. В глазах учителя нарушителем дисциплины на уроке становится сам обиженный. Процедуру можно повторять несколько раз за урок.

Маркировка : цель — измазать жертву чем-нибудь или приклеить на спину бумажку. Наиболее ходовой материал — мел. Менее ходовой — помада. Разновидность развлекухи: гамма рисует на ладони слово «ХОЛ», которое на жертве отпечатывается как «ЛОХ». Некоторые проводят эксперименты с обратным написанием других коротких слов. Если повезёт, вымазанную жертву ещё и дома отругают за порчу одежды.

Супермен — продвинутая «маркировка». Используется все, что угодно: говно на уроке физкультуры, жвачка, женская прокладка.

Женская раздевалка . Иногда стая поступает с омегой следующим образом: кидает его в женскую раздевалку и держит дверь. Но чаще используется более простой трюк: в раздевалку закидывается одежда омеги. Тут или одежда вылетит из раздевалки обратно в коридор (грязная, что уже неплохо) или останется там ждать, когда за ней в неглиже придёт омега. Встречается также вариант с женским туалетом. Что примечательно, годам к 18-19 ты уже будешь мечтать, чтоб кто-нибудь закинул тебя в женскую раздевалку и подержал дверь, но, увы.

Прятки — одна из вещей, принадлежащих жертве, тщательно прячется или воруется. После чего весь класс со смехом наблюдает за процессом поиска и слушает тирады пострадавшего.

Стриптиз — цель игры: стянуть штаны или юбку с жертвы в самый неожиданный для неё момент (скажем, на физ-ре во время подтягивания на турнике или во время прогулки по коридору). Дополнительные очки начисляются, когда жертва проделывает данное действие своими же руками (скажем, длинная нитка цепляется к юбке сзади и накидывается на плечо девушки; жертва, стараясь убрать нитку, тянет за неё, тем самым задирая собственную юбку). У девчонок существует более жестокий вариант данной процедуры: омега окружается одноклассницами, и с неё срывают одежду, держа за все конечности. Особенно оезультативно раздевать омегу перед парнями.

Клевета — о жертве распускаются неугодные ей слухи, порочащие её. Как правило, тема клеветы связана с различными половыми извращениями или нарушением закона.

Долой с глаз — жертва запирается в классе или шкафу либо заваливается большой кучей парт или стульев. Потом за жертвой можно наблюдать из отдаления. При этом следует учесть вероятность применения грубой физической силы (выбивание двери, полет стульев и парт через класс)

Ковбой aka Привыкай к морской качке (уст.) — в туалете, когда жертва справляет малую нужду, сзади подходит одноклассник и трясёт жертву, взявшись за пояс, пока та не обмочит себе брючки. Впрочем, на практике почти не применяется, так как успев развернуться жертва вполне может «облить» шутника.

Игнорирование — применяется чаще всего в стаде «самок». С жертвой прекращается всякое общение. Её реплики не слышат, её поступки не замечают. Самый идиотский вид травли. Неэффективен применительно к пофигистам.

Пассивная травля — наиболее лёгкий вариант травли омеги со стороны стада. В данном случае омегу просто пытаются обходить стороной, отказываются садиться с ним за одну парту или брать его в команду во время игры (часто ссылаясь на то, что он вечно косячит или имеет какие-то странности). Также в ходе пассивной травли применяются всякого рода обзывания и подколы в адрес жертвы. Чаще всего данный способ применяется в элитных лицеях и гимназиях, где правила слишком строгие, чтобы осуществлять активную травлю. Опять же, неэффективен против пофигистов.
Тя — стадо скапливается вокруг омеги, хватается за его одежду и тянет разные стороны. Каждый сеанс заканчивается тем, что вещи увеличивается на несколько размеров и их дальнейшее использование становится затруднительным. Омега, который приходит на следующий день в растянутых вещах, подвергается.

Крах — предпочтителен для травли омеги-ботаника. Во время ответа учителю, стул жертвы отодвигается на 5-10 сантиметров от начального положения. По окончании ответа жертва садится по привычной траектории… Падение, боль, унижение, выговор учителя гарантирован (при особо (не)удачном падении + сотрясение мозга)

Бараны. Нужны две низкоранговые жертвы. Начинается с того, что слово за слово доканывается каждый из них, пока один не станет лить потоки говна на другого, и, соответственно, наоборот (а это обязательно произойдет, ведь чем ниже позиция жертвы, тем он старательней будет очернять другого). Разборка вполне может дойти до драки. А учитывая моральное состояние бойцов — драка может быть очень жестокой. И с соответствующими последствиями далее. Главный плюс метода в том, что руки у провокатора всегда «чистые», а травимые для посторонних всегда остаются виноваты.

Сватовство — когда стадо намеренно подталкивают низкоранговых разнополых особей друг к другу с лозунгами вида «трахни её, докажи что не гомик», «мы тебе тёлку нашли» и тому подобными. Оба поциента оказываются в совершенно неловком и безвыходном положении. Также травители могут разводить на неловкие вещи (типа заставить потрогать омега-девчонку за грудь, поцеловать и прочее) под угрозой избить или начать считать омегу гомосексуалистом.

Надо отметить, что особо излюбленным местом для травли стадом является раздевалка. После чего омега обходит её стороной и переодевается где попало, что два раза в неделю доставляет удовольствие остальным. Во многих случаях процессы истязания жертвы записываются на камеру мобильного телефона гаммами, наблюдающими это со стороны, а затем видео распространяются на весь класс через bluetooth.

Со стороны учителей

Выставление на посмешище — просто тупо вызывают омегу к доске или заставляют встать с места и покрывают ругательствами с ног до головы. Как правило, упрекают в тупости, никчемности, лени и прочем.

Призыв к благодарности — нередко применяется с предыдущим способом. За проделки омеги со словами «Скажите спасибо %username%» наказывает весь класс. В результате, омега при первой же возможности получает люлей от наказанных и ни в чем не повинных товарищей.

Задалбывание — вызывают отвечать одного и того же ученика каждый урок, причем гоняют по всей программе и не успокаиваются, пока не влепят «пару». Так может продолжаться неделями. Вызубривание учебника, как правило, помогает мало.

Выставление из класса — если омега уже конкретно достал учителя, то он просто выгоняет его из класса во время урока. Впрочем, омеге это только на руку: он просто мотает домой во избежание очередных издевательств.

Стоит отдельно заметить, что учитель почти никогда не встаёт на сторону жертвы травли и вообще по мере возможностей старается скрыть сам факт неуставных отношений в классе . Происходит это по очень простой причине: любой зафиксированный факт издевательств над ребёнком — пятно на репутации как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива школы с обязательными санкциями РайОНО (это в лучшем случае). Кроме того, ухудшение репутации учебного заведения приведёт к оттоку наиболее полезной для школы клиентуры, которая спихивает детей не куда попало, да могут и просто денег отсудить. Потому на любые жалобы проблемного ребёнка или его родителей учитель скорее всего ответит по шаблону «проблема в вас» .

Со стороны родителей (да-да, такое тоже бывает)

Судебные разборки — некоторые родители любят ходить по судам по малейшим поводам. Не стоит удивляться, если вас вызовут в суд по делу о том «как ваш Васенька толкнул нашу Машу» с выставлением огромных сумм моральной компенсации и преувеличением полученных травм.

Родительский комитет — если вы чем-то не угодили родителю, возглавляющему родительский комитет, можете быть готовым к самым большим подлостям и неприятностям. Этот родитель убедит в своей «правоте» всех учителей и других родителей, а вам не поздоровится.

Старшие классы

В 16-18 лет иерархическая структура класса неизбежно меняется. Во-первых, она становится смешанной. Во-вторых, на формирование новой структуры очень большое влияние оказывает то, насколько велик населённый пункт, в котором располагается школа.

С точки зрения населённости города
Если город достаточно велик, то в старших классах целостность иерархии постепенно разрушается. Это связано с тем, что у членов стаи вне стен школы появляются более важные дела, чем донимание омеги. Кроме того, другие полезные занятия позволяют школьникам развиваться и взрослеть быстрее. Роль омеги как объекта травли снижается, он наконец-то может спокойно ходить по школе, не боясь, что в него что-то прилетит. Разве что годы паники и неуверенности в своих силах уже сделали из него асоциального одиночку. Но это всё-таки лучше, чем то, что было раньше.
С точки зрения ранговой борьбы всё становится вяло и неинтересно.

Другое дело, когда город маленький! В этом случае, напротив, для омеги всё становится ещё жёстче. У молодых лбов сил и энергии (бушуют гормоны) становится ещё больше, а достойных занятий в городке всё нет. Потому для разнообразия ощущений над омегой ставятся всё более изощрённые эксперименты. Теперь уже с сексуальным подтекстом, поскольку в травлю включаются половозрелые девушки, перед которыми парням надо выпендриться.

В этой обстановке защита омеге-парню часто приходит с неожиданной стороны — от самой красивой и популярной девушки подросткового сообщества. Но связано это не с материнским инстинктом и не с желанием показать женскую доброту и хорошее воспитание, а всё тем же — желанием при собственном высоком ранге пойти против стада, подчинив его своей воле. В отличие от парня альфа-девушку никто трогать не будет. Для нее также важно заодно унизить альфа-парня, с которым она часто встречается. В душе же она презирает изгоя-омегу даже сильнее остальных девчонок.

С точки зрения структуры классов

На переходе 9-10 классов перекраивается сам состав класса: многие уходят в техникумы, включая практически всех альф-гопников. Много людей переводится в специальные школы и лицеи с углубленной программой, где коллектив является не сборищем всех мастей с района, а именно коллективом, где все знают, зачем родители запихнули их сюда. В этом случае хоть градация и видна, никто никого не трогает и не донимает: средний уровень интеллекта и спокойствия в таких местах выше. Да и за порядком тоже следят строже.

Что касается школ, то оставшийся народ обычно распределяется заново меж чуть подсократившимся числом классов (так как все индивиды с интеллектом ниже среднего ушли в ПТУ, а выше среднего — в места поэлитней), в результате чего связи точно пронизывают теперь уже всю параллель. С другой стороны, куча гамм и эпсилонов теперь не знает, что им делать и зачем вообще добивать омегу, поэтому структура чаще всего меняется почти полностью и становится похожей на университетскую: множество товарищей учится в соседних классах, поэтому по старым связям круги общения остаются те же, в результате чего параллель и сам класс делится на несколько невраждебных и равных друг другу компаний. Да и народ уже потихоньку подрастает и зачастую имеет дела поважнее, чем школа.

Взрослая жизнь омеги

После школы это классические хикки, нерды и битарды, которым очень трудно заново учиться общаться с людьми. Конечно, ведь они привыкли, что их никто не любит, и за малейшую ошибку будут наказывать. Если через несколько лет омега сможет победить в себе эти комплексы, то дальше станет проще. Если альфа был со стороны гопников, то экс-омега после окончания школы отделывается всего лишь лютой, бешеной ненавистью к гопоте, но не мизантропией.

Некоторых экс-омег можно обнаружить хорошо устроившимися в этой жизни, что может быть объяснено выработавшимся за трудные годы умением переживать стрессовые ситуации. Некоторые омеги благодаря юношеской закалке и врождённым способностям или патологиям (за которые в детстве их и не любили) приходят к тому успеху, о котором альфы и беты и мечтать не могли.

Если во время издевательств присутствовал хоть малейший сексуальный подтекст (а в 100% случаев это подтекст аномальных с точки зрения гомофобных сообществ однополых отношений), то взрослый омега гарантированно получит патологии в интимной сфере.

Заключение

Если ты — представитель сообщества гамм и ниже, то после выпуска ты можешь внезапно понять, что дальше так нельзя и стоит начинать добиваться чего-то большего. К счастью, в универститете и в жизни вообще правила и ценности совершенно другие, поэтому главным правилом для тебя будет выкинуть из головы весь тот школьный хлам и устроиться заново. Однако, если студенческий коллектив более чем наполовину состоит из самцов, то первые два курса травля может быть обеспечена, ибо самцы взрослеют на два года позже самок. Но если же всё складывается хорошо, по сравнению с тобой вчерашние альфы будут иметь небольшое преимущество, а тебе может оказаться даже и проще. Поэтому необходимо в начале поднапрячься, постараться, и всё получится.

Ну и разумеется, омеге, чтобы не подвергаться повторным унижениям следует всеми путями и способами избегать попадания в российскую армию и тюрьму.

Чтобы привести всё вышесказанное к общему знаменателю, следует сказать, что школьная иерархия подобного плана была всегда — так как это группа разношёрстных людей, содержащихся в условиях какой-то (полу)закрытой системы, как например тюрьма или армия.

Степень уподобления полчищам бабуинов зависит от:
Порядочности самого заведения : изначально стараются отсеивать совсем тупое быдло, после постараются либо не допустить обострения, либо скрыть прецеденты, что, к сожалению, тоже бывает.
Стабильности иерархии в классе . Более важная ранговая возня отвлекает от травли.
Быдловатости класса . Если в классе быдла больше, чем небыдла, проблемы, описанные выше, обязательно будут — быдло подвержено стадному мышлению больше, чем рассечённое по своим узким кругам небыдло.
Соотношения парней и девчонок в классе . Больше девчонок — меньше грызни.
Обстановки дома и родительского контроля за развитием детей .

Упрощенная версия статьи
по материалам Lurkmore.ru

Оригинальная статья + доп.инфа

Психологическая иерархия как фактор формирования личности человека.

Согласно теории эволюции, человек произошёл от обезьяны, естественно, унаследовав все её принципы и повадки. Среди них оказался и принцип формирования общества. То есть, грубо говоря, обязательно должны присутствовать вожаки, свита, «средний класс», работяги, ну и там всякие «отбросы». Борьба за обладание властью ведётся, как правило, в центре, а периферия помалкивает, пока её саму не трогают. При этом для каждого из званий прописываются права и обязанности входящих в неё особей, а также степень подчинения особям вышестоящих групп.

Собственно, подобные вопросы в своём изучении затрагивает психология социальных групп , изучающая механизмы взаимодействий внутри относительно закрытых коллективов. А поскольку осознанное формирование личности начинается (а в некоторых случаях – и заканчивается) ещё в подростковом возрасте, то наиболее сильные проявления психологической борьбы наблюдаются именно там, и даже чуть позднее – уже к 20-23 годам. То, что произойдёт с человеком за такой промежуток в 10-12 лет, во многом определит его дальнейшее положение в обществе.

Итак, одни из многих существующих в обществе моделей неформальных взаимоотношений – это, как ни странно, обычный школьный класс и обычная институтская группа. Предпосылок тому несколько. Во-первых, всё более усиливающаяся потребность в самореализации, и поиск способов её воплощения. Во-вторых, учебный коллектив – это очень тесная среда, которая существует немало лет, и из которой очень непросто выйти. То есть на протяжении целых десяти лет школьного обучения класс как социальная группа всё больше замыкается в себе, лишь укрепляя неформальную иерархию. Конечно, в институтской среде всё формируется заново, но с тем же итоговым результатом через пять лет. И, в-третьих, не стоит забывать, о нарастающем бурлении гормонов (во всех смыслах), что значительно укрепляет самолюбие и безбашенность. Продолжительность процессов зависит от преобладающего социального статуса, а также общего интеллектуального и культурного уровня в группе. Впоследствии это проходит, страсти утихают, но результаты остаются.

По ту сторону Солнца: составляющие иерархии.

Таким образом, можно представить себе общую картину появления такой группы. Всё начинается с простого деления её на две части: те, кто работают на статус и те, кто работают на оценку. Некоторым удаётся и то, и другое. Первое время, конечно, все ещё присматриваются друг к другу, но затем формируется окончательная структура, неуязвимая (за редчайшими исключениями) аж до самой выдачи аттестата или диплома.

Подобную иерархию, в её классическом понимании, можно представить в виде солнечной системы. В центре находится ядро фактической власти, вокруг на ближайшей горячей орбите вращаются альфа-звёзды, чуть поодаль их прикрывают бета-звёзды. Затем, всё ближе к холоду, крутятся гаммы, дельты, эпсилоны и омеги.

При этом важное значение имеет разделение по половому признаку. Интересно, что если более половины группы составляет её женская часть, то устанавливается матриархат, по своей жесткой диктатуре не уступающий мужской власти. А 95% сильного пола волей-неволей вынуждены уходить на задворки системы. Может, где-то бывает и наоборот, но в современной действительности это уже большая редкость.

Классическая иерархия включает в себя шесть основных элементов, расположенных, как правило, по вертикали.

Альфа (Альфа Основная).

Считается формальным лидером в группе, выбивается наверх как самый жизнеспособный. Для того чтобы стать Альфой, требуется по-настоящему высокий статус. Плюс к этому ещё харизма, хорошо подвешенный язык, завышенная самооценка и потребительское отношение к остальным членам группы. Впрочем, это потребительское отношение обязательно должно совмещаться с покровительством своих «подданных» и чётким распределением ролей.

Основная роль Альфы – организация группы вокруг себя, поддержание единой структуры и управление общей массой. В этой ситуации для Альфы главное, прежде всего, усидеть на своём высоком месте. Для этого ему необходимо отслеживать действия вероятных конкурентов и пресекать любые посягательства на власть. Также ни одно более-менее серьёзное решение не должно приниматься без его участия.

Требованиям на место Альфы лучше всего соответствуют дети из обеспеченных семей – проще говоря, «нужные дети нужных родителей». На них, как правило, обращается внимание (часто стихийно) с первых дней. И вокруг них практически сразу же выстраивается стайка самцов и самок рангом пониже, желающих притереться к более продвинутым и, как создаётся ощущение, более интеллектуальным особям. Хотя интеллектуальные способности для Альфы стоят едва ли на первом месте. Ведь не напичканный знаниями человек, пусть и самый харизматичный, вряд ли сможет возглавить иерархию. Поэтому зачастую и оказывается так, что всё окружение Альфы гораздо глупее его самого, что только в разы укрепляет нимб на его голове. Идеальный вариант – если Альфа становится старостой группы. И, естественно, отличником (отличницей).

Позиция Альфы в группе прочна и до конца существования коллектива сильно не изменяется. Единственной угрозой может выступить лишь конкурент со стороны, ведь (самое главное!) изнутри такой системы новый Альфа не может возникнуть в принципе.

Группы с преобладанием Альфа-самцов и Альфа-самок существенно отличаются. Если в первом случае лидер может быть только один, то во втором возможно и двоевластие, причём с самого начала непредсказуемое. Например, при формировании институтской группы, в ней оказываются две Альфы, пришедшие из разных мест, но чем-то похожие между собой. Но конкуренции не случается: они становятся лучшими подругами, и на протяжении пяти лет обучения могут спокойно править в тандеме, даже не пытаясь поделить власть. Конфликт между ними возможен лишь теоретически, но только за кадром, а то и вообще после окончания института.

Бета (Бета Основная).

Таких в группе один человек, реже – два. Считается лучшим другом Альфы (или двух Альф, в случае их двоевластия), но на самом деле выступает чем-то вроде личного помощника. Занимаются Беты тем, что сопровождают Альфу везде и всюду: вместе заходят в аудиторию, делятся с ними сигаретами и выпивкой, уходят в буфет или в сортир, опаздывают на занятия… И всегда вместе.

Основная задача – непосредственно контактировать с общей массой и распоряжаться ей, чем Альфы обычно брезгуют. Альфа и Бета обязательно должны быть одного пола. В случае патриархата, Бета-самец отличается от Альфы меньшим гонором, менее подвешенным языком, но большей коммуникабельностью, чего у Альфы, в силу его прямолинейности, нет. При необходимости Бета может исполнять обязанности лидера и вообще чётко контролировать ситуацию, если вдруг Альфа струсит перед угрозой (бывает и такое). Служит надёжным тылом, кстати.

В женской иерархии всё по-другому. Бетой выбирается наиболее исполнительная и преданная из нижестоящих Гамм. Основные требования к Бете – только и делать, что заглядывать в рот Альфам и всячески соглашаться с ними по любому поводу. Внешность и ум большой роли не играют, Альфы вообще предпочитают ставить на эту должность страшных и тупых – и самим не помеха, и у Беты нимб вырастает на зависть прочим Гаммам. Такая Бета должна быть, прежде всего, очень скользкой и обладать изворотливостью, но ни в коем случае не метить в лидеры. Это предохраняет от возможных неприятных последствий, ведь существует определённая разновидность Бет, со скрытыми повадками Альфы. И если в мужской иерархии это вполне сносно, то появление такой особы в матриархальной группе грозит серьёзным конфликтом на верхушке. Никакая Бета-«скрытая Альфа» не будет долго мириться с вторичной ролью в силу своего не менее высокого, чем у Альф, статуса и нужных связей извне.

Так что для Беты скрытое желание сместить Альфу с трона куда более естественно, чем открытая преданность.

Гамма.

Наиболее многочисленная часть количеством примерно в полгруппы. По иерархии болтаются внизу относительно Альфы и Беты. Основная задача – своим численным большинством ходить за «хозяевами», выполняя их прихоти и всячески заискивая перед ними. Интеллектуальные способности – обязательно не выше, чем у верхушки. Общей мозговой массы может быть и больше, но Гаммы считаются одной из самых психологически подавляемых прослоек в группе. То есть стремления к лидерству у них нет, своим положением они в общем-то довольны, а собственное мнение их приучили не высказывать ещё в школьные годы.

Прослойка Гамм, кажущаяся на первый взгляд единой и непоколебимой, является очень размытой и неоднородной. Здесь кипят страсти за право встать поближе к Альфам и Бетам. В результате чего возникают Привилегированные Гаммы и Периферийные . Этот состав может периодически меняться, например, в зависимости от того, чей подругой являлась экс-Гамма, выбранная на роль Беты, или кого из Гамм Альфы могут назначить старостой (желая править, но при этом не желая брать большой ответственности на себя). А ещё некоторые Гаммы могут попасть под раздачу со стороны Альфы за мелкие «провинности», и на их место тут же попадают другие, более услужливые. Гаммы очень легко возбудимы и неустойчивы, но на людей рангом повыше нападать не отваживаются, предпочитая в качестве мишеней, прежде всего, Эпсилонов или Омег.

Дельта.

Не очень многочисленны. Находятся вне общей вертикали, и существуют как бы параллельно остальным. В отличие от гамм, однородны по составу, с преобладанием мужского пола. В случае матриархата – это те самые 95% мужских особей, ушедших на крайние орбиты. Расположены примерно на одном уровне с гаммами, но, в отличие от последних, являются не психоподавляемыми, а скорее равнодушными к борьбе за влияние в группе.

Основное качество Дельты – исполнительность и повышенная работоспособность. При этом как-то нелогично сочетающаяся с общей неорганизованностью и ленью. Способностей присутствует даже побольше, чем у Гамм, но Дельты пользуются этим нехотя, предпочитая вариться в собственном соку. То есть они способны достигать хороших и даже отличных результатов, но не считают это нужным для себя. А так – за одно прочтение могут разобраться даже в самом сложном конспекте и самой нечитаемой шпоре.

Из-за (или благодаря?) такой противоречивости Дельты стараются наладить отношения со всеми членами коллектива, пытаясь угодить всем одновременно, и в первую очередь Гаммам. Например, интеллектуальную натуру успешно совмещать с тусовочной. Мотивируются легко и тем же способом, что и Гаммы – возможностью питаться «объедками с барского стола». Дельт можно чаще всего встретить на различных тусовках группы – там они надеются поближе подкатить к Альфам и Бетам. Иногда это удаётся, а в случае успеха Альфа-самка сделает Дельту-самца своим молодым человеком. Такая особь именуется «Псевдо-Альфой» и среди прочих Дельт считается наиболее авторитетной, хотя его положение полностью зависит от Альфы Основной.

Дельты в своей массе наиболее значительно расслаивают группу, поскольку могут действовать по принципу «и вашим, и нашим». Они могут свободно общаться и с Гаммами, и с Эпсилонами, и даже с Омегой.

Существует ещё одна разновидность Дельты – так называемая Энигма . Очень редкий тип людей, выделяется чрезмерной неадекватностью и наигранностью поведения, причём в любом смысле этого слова. Любит находиться в центре внимания, но не по статусу, а по своей глупости. Для Альф и Бет служит, как правило, в роли придворного шута, за свою клоунаду срывая гром аплодисментов. А иногда может угнетаться и похлеще Омеги – всё зависит от воли правящих.

Эпсилон.

Стереотипные пофигисты, самая тихая и незаметная часть группы. Своеобразно плывут по течению, присутствуют не ради своего статуса, а потому что «так надо». В иерархии занимают место на уровне с Гаммами, при этом, как и Дельты, находятся в стороне. Независимы от общей вертикали, но нерешительны и неактивны. Умственные способности и итоговые результаты – порой выше, чем у Альфы и Беты, но общую картину это не меняет совершенно.

Падения на самое дно избежали благодаря запасу психологической устойчивости и своему равнодушию к жизни группы в целом и в частности. Это имеет двойственные последствия – с одной стороны, Альфы и Беты их не трогают, но с другой – рассчитывать на высокое положение точно не приходится, и главное – обходиться надо только собственными силами.

Нападки на Эпсилонов, если и осуществляются, то только со стороны Привилегированных Гамм и по всяким мелким поводам (например, лучше результат по контрольной и т.п.), и не более того. С Периферийными Гаммами, а также с Дельтами и Омегами общий язык находится довольно быстро. Причём, что любопытно, как только состав Гамм перетасуется, вчерашние «враги» для Эпсилонов уже могут набиваться к ним в друзья.

Существует редкая разновидность Эпсилонов – «перевёртыши » (чаще всего девушки). Первоначально они относятся к Эпсилонам, однако первое время (год-два, например) не могут чётко определиться со своим положением, то и дело передвигаясь по нижнему слою иерархии. В итоге становятся перед выбором: остаться в стороне от вертикали и жить как раньше или же примкнуть к Гаммам (где вкуснее и сытнее «кормят»), чтобы попытаться стать Привилегированной среди них, за счёт более высокого интеллекта и хорошей организованности. Впоследствии у неё может появиться возможность выбраться на место Беты (риск обрести статус «дуры» компенсируется растущим нимбом на голове).

Однако Эпсилон-перевёртыш имеет более чем двойственный характер, поэтому в его присутствии Альфы рискуют получить проблемы на свои же головы от такой «подруги»: во-первых, она умнее, во-вторых, красивее, в-третьих, может и подвинуть их, ввиду скрытой жажды власти, а для Гамм она уже давно стала своей. При изгнании из общей вертикали перевёртыш может вернуться обратно к Эпсилонам, если те её окончательно не послали.

Омега.

Самое нижнее звено иерархии, но при этом зачастую самое центральное. В школьные годы ни один класс без него обычно не обходится, в институтские – Омегу можно и не наблюдать вовсе.

Прежде чем напомнить, что же такое Омега и как к нему все относятся, вспомните, пожалуйста, фильм «Чучело» или, в крайнем случае, одну из героинь сериала «Школа». Вот, лучше чем там, образ Омеги вряд ли удастся передать.

Итак, Омега считается общим «врагом» для вертикальных элементов (Альф, Бет, Гамм). Класс, в котором присутствует ярко выраженный Омега – вполне нормальное явление. Омега своим присутствием позволяет держать Гамм сплочёнными, что очень выгодно Альфам и Бетам, а вовсе не потому, что есть какая-то особая личная неприязнь к нему. А вот при отсутствии такового персонажа, среди Гамм обязательно начнётся разброд и война между Привилегированными и Периферийными, от чего верхушка будет чувствовать себя неуютно.

Омега среди прочих попадает под раздачу вовсе не потому, что чем-то кому-то навредил или кого-то обидел. Просто в подобной среде подростки обладают явно сверхъестественным нюхом и способны учуять самого уязвимого в общей массе. Почему и как происходит дальнейшая травля и открытое психологическое давление – уже другой вопрос. Ну вот захотелось, и всё тут.

А вот причины психологической слабости Омеги как раз можно назвать вполне определённо, и это, прежде всего, воспитание, развивающее крайне низкую самооценку и как следствие, подверженность психоподавлению. Вот взяли и внушили ему (ей) в детстве, что нельзя давать сдачи, нужно быть вежливым, учтивым и такое прочее. А ещё хуже – если в семье вообще плохая атмосфера, или семья неполная. Короче, прямая социальная противоположность Альфе, «ненужные дети ненужных родителей». В результате имеем совершенно аморфное существо, неспособное даже на самое небольшое сопротивление.

Ещё одна причина (а точнее, следствие воспитания) – Омега старается быть (показательно) слишком правильным, правильно одеваться, прилежно учиться, считая, что это ему позволит стать успешным. Как правило, не позволяет… Для Гамм такие попадают в разряд «белых ворон». Будь он немного устойчивей, его можно было бы отнести к Эпсилонам, но здесь сказываются характерные стрессы и частые депрессии, из-за чего «жертва» в очередной раз не выдерживает давления. И даже если он в сто раз умнее Эпсилонов, это не поможет, потому что Гаммам проще и выгоднее кушать из «альфо-бетовой» кормушки, но не связываться с аутсайдерами.

Как уже было отмечено выше, в школьной среде Омега присутствует обязательно. Если такового нет, на роль жертвы «выбирают» слабейшую из Гамм (обязательно провинившуюся из Периферийных) или Дельт, и всё идёт по отработанному, но непонятно кем и когда написанному сценарию.

В школе Омега присутствует только в единственном числе. При переходе в институт он может несколько преобразиться, максимум до уровня Эпсилона или Дельты (но остаться Омегой по сути). Для институтской среды явление Омеги вообще как раз нехарактерно.

Таким образом, мы рассмотрели классическую модель иерархии. Но её существование в таком «идеальном» виде, как это ни странно, невозможно. Ведь построенная таким образом, она рано или поздно впадёт в состояние застоя, и вот тут появляются другие весьма интересные субъекты…

Троевластие на уровне Альфы: суть конфликта.

Для этого вернёмся назад во времени, к самому началу формирования коллектива. Ведь в нём могут оказаться не одна и не две потенциальные Альфы. Сначала пару месяцев может происходить «брожение масс», и группа будет более-менее однообразной. Но постепенно может выясниться, что рядом с основной вертикалью, помимо традиционных Дельт и Эпсилонов, присутствует нечто иное, и явно на непозволительно высоком месте. Имя ему –

Альфа Конкурирующая.

Конкурент в прямом смысле для Альфы Основной (главное – обязательно того же пола). Появляется практически сразу же, одним из путей. Путь первый – изгнанная Бета (та самая «скрытая Альфа»), не желающая мириться с ролью дуры. Фактически она выпадает из общей структуры, в которой для неё места больше нет, но жаждет отплатить. Путь второй – изначально не пожелавшая «прогибаться» Альфа. Иногда обе Альфы Конкурирующие могут действовать одновременно. Цель поначалу одна – максимально выбить центровку из-под общей вертикали, и желательно насовсем. Однако для этого требуется набрать собственных «подданных».

В первом случае это можно сделать, переманив под себя часть недовольных Гамм (Периферийных), Дельт или став благосклонной к Эпсилонам. Здесь счёт может идти буквально на секунды: сегодня Гамма стала неугодной для «них», а для Альфы Конкурирующей – она лучший союзник, и даже потенциальная Бета. В общем, разворачивается война за обладание «живой массой». А Гаммы даже и не подозревают, за кого их держат…

Во втором случае выстраивается совершенно отдельная вертикаль. Такой Альфе Конкурирующей достаточно трёх-четырёх союзников, и не больше. Выбираются они, как правило, из Эпсилонов, реже – из Гамм (поскольку те и так нарасхват). Но выбираются самые надёжные с её точки зрения люди, одна из них назначается Бетой Конкурирующей .

Такое явление, а особенно оба случая сразу позволяют значительно перекроить общую структуру группы. Но появление ещё одного элемента вносит куда большую неразбериху…

Альфа Альтернативная.

Возникает, как правило, ещё на стадии формирования группы, проявляется почти сразу. Представляет собой субъекта с ярко выраженными лидерскими качествами, но на власть не претендующего. Для этого Альфа Альтернативная намеренно держится в стороне от общей вертикали, не отгораживаясь в целом. Присутствует в единственном числе.

Редкостное сочетание характеров: обладает присущей Альфе психологической устойчивостью, высоким самомнением, но в то же время достаточно умён, креативен и совершенно равнодушен к «правителям», как и Эпсилоны. Кроме того, в случае явного матриархата, он в отличие от Альфы Конкурирующей, обязательно является человеком противоположного пола по отношению к Альфе Основной, что может несколько смягчить конфликт. В ином случае (если Альфа Альтернативная женского пола, что бывает ещё реже) страсти могут накаляться, но определённую грань переступать всё равно никто из них не будет.

Ещё одно отличие от прочих Альф – не набирает себе «подданных», предпочитая одиночное плавание. Как и нижерасположенные Эпсилоны, полагается только на свои силы. Но при этом он ещё и уверен в эффективном расходовании своего потенциала, поскольку знает, куда его можно направить – не на ранговую борьбу, к примеру, а на незаметный, но эффектный обход Альфы Основной в текущей ситуации. Комплексу отличника, правда, не подвержен, поэтому мотивирует себя скорее самим процессом достижения результата и переходом на новую ступень. А результат этот бывает и повыше, чем у Альф и Бет.

Итак, на высшем уровне в группе теперь можно насчитать четыре субъекта, совершенно разных по сути. Ситуация, наконец, успокоилась, и мы можем пронаблюдать за верхушкой.

Между Альфами Основными и Конкурирующими, особенно если это девушки, конфликт поначалу проистекает в открытой форме. Возможны применения любых методов, начиная от показательного игнорирования, и заканчивая прямыми оскорблениями. Альфы Основные обладают с виду мощной поддержкой в лице Беты Основной и Гамм. Впрочем, если Альфа Основная по каким-либо причинам отсутствует в текущий момент, позиции вертикали резко ослабевают, поскольку Бета-самка Основная (в отличие от самца!) не способна адекватно справиться с ситуацией, ввиду своей изначальной Гамма-сути. Такая обстановка её дезориентирует, и она падает обратно к прочим Гаммам.

Первая Альфа Конкурирующая сработала по принципу «чем больше – тем лучше». Теперь у неё в подчинении может оказаться очень много людей, недовольных Альфой Основной. Но есть угроза в лице всё тех же Гамм. Не стоит забывать, что Гаммы непостоянны, и в любой момент могут убежать обратно к «врагу», если новая «хозяйка» их не устроит. Таким образом, возникает риск потерять контроль над своей «живой массой». Пути для отступления два – либо покинуть коллектив насовсем, либо с позором отправиться к Эпсилонам и больше оттуда не вылезать.

Вторая Альфа Конкурирующая решила действовать стратегически. Например, что мешает ей настучать в деканат на малейший прокол Альфы Основной, если та является старостой? Дальше следует «разбор полётов», и эту Альфу Конкурирующую, как самую добросовестную, назначают старостой. Первая цель – юридическая власть – достигнута. Теперь можно и Гамм под себя переманивать, поскольку перед старостой те обычно прыгают на задних лапках. Власть Альфы Основной в этом случае, хоть и остаётся фактической, но превращается уже в формальность. В самом крайнем случае Альфу Основную могут загнать на уровень Гамм, а то и вовсе Омеги – Альфа Конкурирующая, если она ещё более жёсткая по натуре, щадить никого не будет.

Но угрозу для новоиспечённой старосты может представлять, как это ни удивительно, собственная Бета (Бета Конкурирующая). Выдернутая из Эпсилонов, да ещё и при наличии связей, круче, чем у Альф, она, естественно, захочет на халяву продвинуться и выше. Где-то по истечении года-двух (если ничего не изменится) её можно заметить изо дня в день относящей журнал группы в деканат. А если «её» Альфа Конкурирующая по каким-либо причинам в скором времени должна покинуть коллектив, то такая Бета будет всячески стремиться завоевать самое высокое место в группе, и не в последнюю очередь, благодаря мужскому вниманию, ведь, по её мнению, она красивее и умнее по сравнению с Бетой Основной.

Однако не сдавшаяся Альфа Основная понимает, что к чему, и уже готовит на роль старосты Привилегированную Гамму, предложив сделать её … заместителем нынешней официальной обладательницы журнала. И вот тут с Бетой Конкурирующей её Эпсилон-натура сыграет злую шутку: не найдётся нужной поддержки, а по своему характеру она не столь стервозна, как этого ей хотелось бы. Хуже всего, когда это происходит в начале учебного года. Тогда момент почти наверняка оказывается упущенным, и вчерашняя Бета возвращается в группу простым Эпсилоном.

Если Альфа Основная – самка, то Альфа Альтернативная в этом случае – обязательно самец. Конфликт присутствует, но происходит в вялотекущей и порой нелепой форме. Причина тому одна – Альфе Альтернативному не нужно занимать место Альфы Основной в иерархии, а как женщина она ему категорически неинтересна (ну зарёкся он с «мажорными» общаться!). Альфа Основная, по её собственному мнению, является единственной претенденткой на хоть какого-нибудь Альфу-самца. Но, поняв, что в итоге ничего не добьётся, сильно обижается, но максимум, что выдаёт, это фразу типа: «Вот попросишь ты у меня что-нибудь!..» На этом всё и заканчивается, вплоть до следующего гормонального всплеска у самки.

Для Альфы Альтернативной, если она самка (но, повторюсь, это явление редкое), ситуация возникает ещё более выигрышная, но и более напряжённая. Потому что, как правило, первая красавица в группе – именно она, а по интеллекту ну никак не напрашивается в «подданные» к Альфам Основным. Естественно, что Альфа Основная будет завидовать ей на определённой почве, поскольку самодостаточность Альфы-самки Альтернативной обязательно притягивает мужское внимание в группе и за её пределами. Но конфликт со стороны Альфы Основной происходит максимум в виде «быстрее неё ответить и быстрее сдать контрольную» и вообще показательно стараться быть лучшей (в первую очередь, перед своими подданными). И естественно, не без тотального игнорирования, вместе со своей свитой. Однако на большее никто не решается. Потому что Альфа Основная сильна при поддержке Бет и Гамм, но до поры до времени, потому как те вовсю мечтают увидеть «хозяйку» раздавленной. Альфа Альтернативная же сильна сама по себе, и в поддержке в рамках группы не нуждается. Тем более, негласно на её стороне – мужчины, а что может быть лучше для женщины?

Со временем также выясняется, что Альфа Альтернативный совершенно не принимает участия в жизни группы. Например, не пойдёт на всеобщую пьянку, под весьма оригинальным предлогом: «А мне это нафиг не нужно!» А вместо этого в тот же день свалит на какой-нибудь угарный концерт в местную тусовку. Короче, распоряжается своим временем, как ему заблагорассудится. Он также может позволить себе не прийти на пары (всё равно понимает, что хватит возможностей наверстать), а вообще в идеальном случае – по возможности всё больше времени проводить на сборах, олимпиадах или конференциях. Психологическое давление на него со стороны вертикали поначалу ощутимо (вероятно проверка, действительно ли это Альфа или же нет?), но со временем сходит к минимуму. Выстроенный за время совместного обучения барьер никто ни с какой стороны ломать даже и не собирается. Потому что по большому счёту это никому из них не надо. То есть, большая часть времени проходит в относительно мирном сосуществовании, но на определённом отдалении. «Холодной войны», если угодно.

Отношения с прочими элементами группы у него складываются по-разному. Насчёт Альф и Бет Основных всё ясно, а вот с Альфами и Бетами Конкурирующими он легко находит общий язык. А если ещё точнее – то они с ним, хотя бы из чувства противоречия. Однако, чем ближе сессия (то есть борьба за результат), дистанция между всеми Альфами закономерно увеличивается.

Гаммы резонно для себя считают Альфу Альтернативного слишком «гордым» и «высокомерным», ведь он не пьёт с ними и не прикармливает их подачками. Но никто из них (что самцы, что самки) стараются часто не подлезать к нему (даже без конфликта – очень осторожно), поскольку рискуют получить нагоняй от «хозяев». Самцы – за то, что не подчиняются главному Альфе-самцу, а самки – за то, что Альфа Основная может увидеть в них потенциальных конкуренток. В случае же конфликтной ситуации, Гаммы остаются в проигрыше, потому что привыкли действовать только с Эпсилонами и Омегами – Альфе Альтернативному, в принципе, плевать на это всё, в крайнем случае – ответит раз и навсегда, чтоб запомнилось. Без рукоприкладства, само собой, поскольку сам по себе он натура неконфликтная, но устойчивая.

Также к Альфе Альтернативному тяготеют Эпсилоны (ввиду схожести некоторых черт в характерах, плюс они видят в нём недостающую им твёрдость), да и Дельты тоже могут обратиться за помощью. Что касается отдельно взятого Эпсилона (в том числе противоположного пола), то в общении с Альфой Альтернативным он видит и некую личную выгоду для себя, рассчитывая на помощь с его стороны. Это позволяет ему чувствовать себя комфортно, как за каменной стеной, и одновременно достигать результатов наравне с прочими Альфами и Бетами, не вмешиваясь в их группировку. В свою очередь, Альфа Альтернативный требует от Эпсилона прямолинейности в игре, поскольку «перевёртышей» он на дух не переносит, при малейшем намёке на двойную игру Эпсилон с благим матом вслед отправляется куда подальше. Да и вообще, Альфа Альтернативный свято уверен в том, что добиваться результата надо (о, ужас!) своими мозгами, а не прикормом со стороны.

За финишной чертой: последствия пребывания в иерархии.

Итак, дипломы вручены, все расходятся по своим направлениям… Что их ждёт в теперь уже взрослой жизни, когда они прошли 15 лет обучения в относительно закрытом социуме?

Лучше всего, конечно же, устроятся Бета-самцы, именно из-за своей ответственности, умения входить в доверие и хорошей исполнительности. Это первые претенденты на должности менеджеров разного пошиба. Альфа-самцы (Основные) словно поменяются местами со своими бывшими «помощниками», поскольку сами по себе не обладают реальной силой и властью. Зато их ключевым козырем по-прежнему остаётся харизма. Основными направлениями деятельности могут стать программирование, работа «штатным директором» или даже политика. Однако не факт, что в новом коллективе они не упадут до уровня Гаммы или Омеги, а это совсем уж плохо.

Альфа-самки Основные чаще всего удачно выходят замуж, вернее, их просто удачно выдают по расчёту за таких же «нужных детей нужных родителей». Бета-самка может рассчитывать примерно на такой же результат, но гораздо похуже, так как она всегда и во всём уступала Альфа-самкам. Идёт ли речь о работе? – Неизвестно.

Наиболее удачным будет считаться брак Альфа-самки и Бета-самца, поскольку харизма плюс исполнительность дадут эффективный результат в будущем. С Альфа-самкой Конкурирующей ситуация абсолютна идентична, так как выбор не особо богат. Самодостаточная Альфа-самка Альтернативная, по крайней мере, будет искать мужчину с задатками Альфы (а это может быть и Альфа, и Бета, и даже нераскрывшийся Эпсилон) –таков её выбор. Работа для неё, как для разносторонней особы, будет зависеть от разных факторов.

Для Альфы-самца Альтернативного, возможно, спутницей станет такая же адекватная ему Альфа-самка или Эпсилон-самка, которая, что самое главное, будет ему надёжным тылом в жизни. Работа его точно будет связана не с бизнесом, скорее, будет иметь отношение к весьма неожиданной сфере. Эпсилоны же в основном устраивают свою жизнь по-разному, но по-прежнему тихо и спокойно.

Гаммы и Дельты (что самцы, что самки), как правило, остаются на своём уровне до конца жизни. В основном, становятся мелкими реализаторами, офисным планктоном, рабочими на загнивающем заводе, либо от неумения что-то делать просто подаются в творческую среду, где, естественно, всё портят. Выходят замуж и женятся они, в большинстве своём, на себе подобных.

С Омегами (а точнее с экс-Омегами) ситуация сложнее всего, поскольку большинству из них очень трудно заново научиться общаться с людьми. Если Омеге удастся преодолеть эти комплексы, то жить дальше станет проще. За некоторое время может выработаться устойчивость к стрессовым ситуациям, и Омега может достичь определённого успеха, наравне с теми же Альфами и Бетами. Однако, если он останется таким, как прежде, то его жизнь мало чем будет отличаться от тех же Гамм, по сути своей, никому не нужных. Проблема усугубится, если несколько таких типичных Гамм и Омег после неудавшихся курсов психологической «реабилитации» от какого-нибудь психолога-недоучки, окажутся вместе, в одном коллективе, и только будут себя чувствовать одинаково плохо в обществе, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Подводя итог, можно сказать, что подобная иерархия существовала всегда – так как в любом случае, самая разношёрстная группа рано или поздно сплотится в единую систему. А вот сама обстановка в ней зависит от многих факторов. Например, порядочности самого заведения, гендерного соотношения в группе, а также стабильности иерархии. Как уже отмечалось, менее «застойная» иерархия более живуча, за счёт активных и не очень конфликтов наверху. И наконец (а вообще-то, в первую очередь!), особое внимание стоит обратить на формирование личности не в закрытом социуме, а за его пределами, например, в родном доме, в семье.

Описанная модель в какой-то степени достаточно условна. В какой-то – вполне соответствует реальным ситуациям, которые можно наблюдать своими глазами. Здесь у каждого свой выбор, а когда и на какой ступеньке иерархии он его сделал – это уже другой вопрос.

Андрей Шабанов.



top