Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н

Характеристика Николеньки из повести

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Толстой «Детство» главные герои и их характеристика поможет понять произведения лучше.

Толстой «Детство» главные герои

  • Николенька Иртеньев - от его имени ведётся повествование
  • Володя Иртеньев - брат Коли
  • Любочка — сестра Коли и Володи
  • Papan (папа по-французски)
  • Maman (мама по-французски)
  • Бабушка
  • Карл Иваныч - домашний учитель Коли
  • Мими – гувернантка Иртеньевых
  • Наталья Савишна — экономка
  • Гриша — юродивый и странник

Николенька Иртеньев — 10-летний мальчик, который растет в дворянской семье в деревенском поместье.

Мальчик умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к родным, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Карл Иванович — учитель, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.

Наталья Савишна -женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она - крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта - самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Рецензия на повесть Л. Н. Толстого – «Детство», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Автор рецензии: Березина Софья.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни».
Отрывок из повести «Детство» Л. Н. Толстого.

Читая этот отрывок, каждый невольно пролистывает пленку лет и возвращается в детство. В голове всплывают образы родных и близких, друзей, учителей. Каждый из нас вспоминает чудесные моменты, навеянные добром и теплом, которые греют нашу душу и не оставляют нас равнодушными.

Действие начинается в родном доме Николеньки Иртеньева. День для мальчика начался, как обычно. Умывшись, он вместе с учителем Карл Иванычем и своим братом отправляется в гостиную, где завтракает его матушка и остальные живущие в этом доме люди. Николенька испытывает необыкновенные и светлые чувства к матери: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Николенька чувствует необыкновенную потребность в любви и ласке, он придает особое значение этим чувствам.

Отец говорит мальчику, что надо уезжать в Москву, разлука с родным домом, где остались любимые люди, к которым он привык за всю свою жизнь, оставляет отпечаток на сердце Николеньки. Жизнь в Москве внесла совсем небольшие коррективы, к которым мальчик все-таки долго привыкал. Через полгода пребывания в Москве, приходит письмо от матушки, в котором говорится, что она себя очень плохо чувствует и хочет увидеть своих детей. В день приезда в родной дом к близкому человеку – матери, мальчик понимает, насколько сильные чувства он к ней испытывает, насколько сильно сердце его стучит при виде родного и любимого человека, но он не теряет надежды на выздоровление матушки. Но судьбу не изменить, и через несколько дней она умирает…

Процесс формирования мыслей, чувств, эмоций мальчика – диалектика души, захватывает. Ты следишь за тем, как у Николеньки с каждым годом жизни, в голове возникает буря мыслей, которые его одолеваю в процессе каждого шага, каждого, пускай незначительного действия. Мы – читатели выступаем в роли психолога. Мы вместе с мальчиком хотим разобраться в этой жизни, понять, что важно, что нужно, кому и чем мы обязаны. Этот трудный, и вместе с тем радостный и беззаботный период – детство, а позже отрочество, являются главными временными частями в нашей жизни. Мы начинаем задумываться о том, кто мы, что мы, винтики в постоянно бурлящей жизни, или мы предназначены для более важного, ответственного дела.

Меня заинтересовали многие герои этой замечательной и доброй повести. Наталья Савишна – няня Николеньки. В молодости она влюбилась в молодого бойкого офицера, но на ее просьбу выйти замуж отреагировали весьма скептически, и она пообещала своим хозяевам, что больше ни единой мысли не будет у нее о любви и отношениях. Наталья Савишна показывает нам то, насколько трепетно и нежно может относиться русская женщина к совершенно первоначально чужим людям. Она готова отдать все, что у нее есть, она готова сделать все возможное, только бы угодить и порадовать своих хозяев. Наталья Савишна сыграла очень важную роль в становлении личности Николеньки. Он впервые испытал чувство совести и стыда за свой поступок, но смог осознать и понять, не у каждого это получается.

Особое чувство вызывала у меня матушка. Л. Н. Толстой не передает все точности внешности, через года он пронес только все самое важное, что осталось у него в памяти, и что вызывает в нем самые светлые и теплые чувства. «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда ее одинаковую доброту. » – так писал Л. Н. Толстой. Между ними существует особая нить, которая связывает их, которая не обрывается даже спустя много лет, даже когда матушки нет уже на этом свете. Матушка подарила Николеньке самое важное, самое сокровенное – ласку, любовь, нежность, – все это автор пронес с собой через года и не забыл, он помнит ее светлую улыбку, от которой ему становилось хорошо на душе. Каждому из нас необходимо крыло матери, под которым мы чувствуем себя в безопасности, под которым мы готовы слагать стихи, петь песни, совершать безумные поступки, только бы хорошо было родному человеку. Николенька в душе называл свою матушку любимым существом – это словосочетание обнимает своей добротой весь мир… С почтенным уважением Николенька относится к своему первому учителю – Карл Иванычу (тему которого я затронула раньше). Он сыграл очень большую роль в его жизни, Карл Иваныч вызвал у мальчика чувство жалости, чувство сострадания. Простой немецкий уроженец, который в жизни поведал очень мало радости, его счастьем были дети, которых он учил, он передавал им не только научные знания, но и знания жизни, которые Николеньке не раз помогали в жизни. Папа Николеньки, несмотря на свой твердый, местами жесткий характер, многому научил своего сына: нельзя потешаться над людьми, нужно быть честным, вести себя достойно, уважать себя и других. Повесть «Детство» сыграла в моей жизни очень большую роль. Первая роль поведала мне: «Остановись, время идет, часы тикают, опомнись, не беги вперед, у тебя самая прекрасная пора – детство, воспользуйся моментом». Все дети хотят стать взрослыми, очень рано они бросают игрушки и стремительно идут вперед во взрослую жизнь. Вторая роль открыла своим ключиком новую шкатулку в моей голове, где мои мысли стали выстраиваться в тонкую линию, на которой засели осознанные решения «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Рецензия написана в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015»
Автор рецензии: Березина Софья.

Придумайте вопросы к стихотворению Симонова: Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет

на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка

Привязанный к щиту, чтоб не упал

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Сказание о белгородск Сказание о белгородском киселе

1.Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актёр?
2.Какими чувствами наполняет голос летописца в финале?
3.Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашеё истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
4.Какие наставление содержит Сказание о белгородском киселе?

1) История создания повести Л.Н. Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография - повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла. Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)

3) Особенности повествования в повести «Детство».
Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

4) Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)

Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести - Николеньку? (как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка)

С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой)

Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)

Образ матушки.

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву? («её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»)

В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)

Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, тёплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)

Образ отца.

Каким характеризует своего отца главный герой? (Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.)

Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? (карты и женщины)

Назовите основные черты, характеризующие отца? (оригинальность, практичность)

Образ Карла Ивановича.
Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)

Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»? (крайне почтительно)

Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)

Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)

Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)

Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)

Образ Натальи Савишны.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны - кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)

Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)

Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)



top