Как появились азербайджанцы в дманиси откуда пришли. Саингило - не так давно грузия

Как появились азербайджанцы в дманиси откуда пришли. Саингило - не так давно грузия

В результате распада Советского Союза в Закавказье образовались 4 независимых государства, к которым позже прибавились еще 2 республики.

По мнению некоторых кавказологов и аналитиков, окончательная карта Кавказа еще не сформировалась, и для формирования окончательных границ в регионе нужно не одно десятилетие. Как отмечает немецкий кавказолог, капитан Кайзеровской армии Т.Оберленедер, вместе с германской военной экспедицией находившийся в 1917-1918 гг. в Грузии, мир в регионе наступит только тогда, когда будет создан один политико-правовой субъект, вместо трех или четырех. Капитан имел в виду, что три основных народа Закавказья – армяне, татары (азербайджанцы) и грузины – не успокоятся, пока один из них не завоюет значительную часть территорий и ресурсов соседей. Эти стремления он называл генетически заложенными и представил, с точки зрения зарубежного историка и этнографа, этногенетическую задачу для каждого народа, стараясь принять во внимание традиции и менталитет народов Кавказа.

То, что ученые народов Кавказа интерпретирует историю региона исходя из интересов собственных народов, факт общеизвестный. Очевидно, что заложниками подобного подхода к исторический науке становятся молодые поколения, воспитывающиеся в антагонизме к национальной идеологии соседей. Делается это исключительно для того, чтобы и дальнейшие поколения вели ту же политику достижения гегемонии в регионе той или иной этнокультурной группы. Для народов Кавказа подобная политика – единственный путь сохранения национальной идентичности, языка и традиций. Подобное идеологическое наследство, наверное, является уникальным во всем мире. Представители Запада, утверждающие, что «демократии друг с другом не воюют» и что вопросы Кавказа можно решить путем демократизации региона, сильно ошибаются. Борьба трех этносов в регионе носит не только идеологический и политический, но и этнокультурный характер. Иными словами, Оберлендер все же прав, говоря о «менталитете противостояния соседей». Годы кровопролитных войн в регионе после распада СССР только подтверждают этот вывод.

В свете армяно-азербайджанского, грузино-абхазского и грузино-осетинского активных противостояний, пассивный конфликт между Грузией и Азербайджаном имеет второстепенный характер. Пропагандируемое «братство Азербайджана и Грузии», преследует лишь одну цель: выглядеть в глазах Запада в качестве надежного экономического партнера. Об этом свидетельствует совместные грузино-азербайджанские энергетические и коммуникационные проекты, единые «демократические направления» и т.д. Словом все то, что приветствуется на Западе.

Безусловно, играя в «братьев» каждая сторона преследует свои цели. Грузия демонстрирует, что у нее все великолепно, что ее ждет светлое будущее. Кроме того, официальный Тбилиси претендует на роль «локомотива Кавказа в Единую Европу», показывая этим, что лишь ее территория на данный момент является оплотом демократии на Кавказе, и прогрузинские решения конфликтов будут означать расширение демократической власти в регионе.

«Братская» позиция по отношению к Грузии выгодна Азербайджану для ведения пропаганды против Армении и Нагорного Карабаха, которая направлена на демонстрацию примера хороших межгосударственных отношений и, конечно же, больших выгод от них. В конце концов, как говорят некоторые азербайджанские политические деятели: «Азербайджан будет стремиться быть центром всего Кавказа, иметь такое развитие, что армяне Карабаха сами будут просить включить их в состав республики». Конечно - это утопия… и в первую очередь для такой республики, как Азербайджан. В конечном итоге она компенсирует закрытость границы с Арменией и НКР за счет Грузии и тем самым попытается на десятилетия блокировать Армению.

Итак, мы видим, что у Грузии и Азербайджана действительно взаимовыгодные братские отношения. Однако не надо быть профессиональным политологом или аналитиком, чтобы «за малым не видеть главного», а именно: сильное противостояние между этими республиками. Получается, что Запад купил их своими гуманными идеями и инвестициями, но не усмотрел менталитет этих народов, которые, несмотря ни на что, будут продолжать политику своих предков до победного или «уничтожительного» конца. Как известно, азербайджанское общество не скрывает подобные стремления и агрессию против Армении и армянского народа. И дело отнюдь не в Карабахе. Научно-образовательные учреждения, институты, школы, университеты, СМИ и т.д. являются оплотом создания вышеуказанной экспансионистской политики. Она дошла до такой степени, что высшие круги руководства АР экспортируют эти идеи за рубеж и максимальным образом подпитывают ее.

Приведем лишь некоторые аргументы:

Азербайджанцев уверяют, что Ереван является исконно азербайджанской землей, которую они «уступили пришлым армянам в 1918 г.», озеро Севан называют «жемчужиной западного Азербайджана» (так они называют Армению) и так далее и т.п. Самым важным фактом является то, что азербайджанские историки уже много лет стремятся освоить культурно-политическое наследие Кавказской Албании. Для этого руководство АР тщательно пытается вытеснить и ассимилировать истинных наследников этого былого государства – лезгов, аварцев, удин...

Подобная политика Азербайджана по отношению к Грузии не уступает своей важностью Армении.

Азербайджано-грузинский конфликт можно разделить на две части: этнокультурную и политическую, полное развитие которых может привести и к заключительной – военной части.

Этнокультурная часть конфликта

Азербайджан

Тысячи так называемых научных изданий в Азербайджане о вопросах правоприемничества культурно-политического наследия Кавказской Албании сильно настораживают не только Армению, но и Грузию. Дело в том, что по представлению азербайджанской элиты, «территория исторической Кавказской Албании, чьим культурно-политическим наследником является Азербайджан, распространялась на территориях не только нынешнего Азербайджана и Армении, но и значительной части Дагестана, северной части Ирана, и на восточную половину современной Грузии». Необходимо также отметить, что здесь приводится немаловажный факт – населенный тюркским этническим элементом грузинский район Квемо-Картли (Борчалы – по-азерб.), основная часть Кахетии до города Телави, который, согласно азербайджанской историографии, также является «исконно азербайджанским городом». Кроме того, якобы доказывается тот факт, что «предки азербайджанского этноса» в Квемо-Картли жили тысячелетиями и десятки церквей и монастырских комплексов являются исконно албанскими (т.е. «азербайджанскими»), не говоря уже о мечетях, которые были построены иранцами и аварами.

Ведется отдельная и внушительная работа с тюркским населением Грузии. Главной целью Баку является обеспечение свободного роста азербайджанского населения в этой стране, затем постепенное заселение новых территорий путем явного демографического бума. В условиях критической демографической ситуации в Грузии это сделать не трудно. Немаловажной задачей также является четкая образовательная программа по отношению к вырастающему поколению азербайджанцев в Грузии. В качестве ответной меры в Грузии усиливается давление на азербайджанцев, что также накаляет этнокультурный конфликт.

Грузия

В грузинских учебниках по истории о заселении тюркоязычных шиитов в Квемо-Картли говорится очень мало, но эмоционально. Там в частности сказано, что «азербайджанцы здесь появились лишь в конце 18 века из-за великодушия грузинского народа».

Фактом нарастания этнокультурного конфликта является последний скандал по демаркации границ между Грузией и Азербайджаном, который, кстати, не утих и продолжает усиливаться. Пользуясь случаем, азербайджанская сторона предъявила претензии сразу к более 10 деревням, которые находятся на границе и входят в состав Грузии. Другая сторона не отстала от соседа и сразу же потребовала архитектурный монастырский комплекс «Давид Гареджи», который находится на приграничной линии. В обмен на архитектурный комплекс грузинская сторона предложила территориальный обмен, но не на те районы, которые требовал Азербайджан. Грузинская сторона выступила с предложением о создании научной комиссии для того чтобы доказать именно грузинское, а не албанское происхождение «Давида Гареджи».

Согласно грузинской историографии, Закатальский, Белоканский, Кахский и Шекинские районы являются исконно грузинскими. Кроме того, грузинскими считаются также Казах и Товуз. Аналогично бакинским коллегам, официальный Тбилиси тоже ведет внушительную работу с ингилойцами, которые компактно проживают в Кахском и Шекинском районах. Грузинское руководство, начиная с правления З. Гамсахурдиа, продолжает медленную, но верную политику по отношению к ингилойцам, которые этнически схожи с грузинами, и пользуются отдельной ветвью картвельских языков. Кроме способствования сильного роста численности ингилойцев в Азербайджане (в течение 20 лет увеличилась в 2 раза), грузинское руководство проводит массовую христианизацию этого народа, который по состоянию на 1985 г. на 70% исповедовал ислам. На сегодняшний день ингилойцы на 75-80% являются православными. Грузинская сторона каждый год выделяет ингилойцам сотни квот на бесплатное обучение в своих вузах, с условием, что выпускники вернутся на родину, и будут развивать свой край с помощью грузинского государства. В настоящее время ингилойцы занимают значительные посты в административных районных учреждениях и даже в правительстве АР.

Иными словами идет попытка создания мощного грузинского этнического анклава внутри Азербайджана, точно такого же, как в Квемо-Картли. Однако здесь нельзя сравнивать демографический потенциал азербайджанцев Грузии с ингилойцами.

Кроме того, грузинская сторона в последнее время проявляет интерес в восстановлении заброшенных церквей не только в ингилойских районах, но и там, где компактно проживает удинское меньшинство.

Политическая часть конфликта

Азербайджан

В Азербайджанской республике на первом месте в качестве пропаганды против Грузии ставятся националистические заявления госчиновников страны, яркие попытки СМИ показать сильное ущемление прав азербайджанского меньшинства в этой стране и конечно конкретные шаги давления на Тбилиси в малых или в больших масштабах, что в конечном итоге имеет свои политические последствия.

Кроме высказываний и публикаций историков, в АР громкие заявления об исторической принадлежности тех или иных территорий делают довольно влиятельные руководители страны и народные избранники. Одним из таких ярких примеров является заявление депутата Милли меджлиса, декана факультета истории Бакинского государственного университета Ягуба Махмудова, сделанное им в 2003 году в интервью газете «Эхо»: «азербайджанская сторона правомочна претендовать на часть грузинских территорий… До 1122-го года Тбилиси был мусульманским городом...У нас есть право на территориальные претензии к грузинам. Но мы сейчас не поднимаем эти вопросы, так как у нас с Грузией хорошие отношения, и мы участвуем в совместных проектах». Немаловажным фактом также является то, что этот человек представляет правящую партию страны. Любопытен также тот факт, что заявление было сделано точно тогда, когда собственно и начался процесс демаркации границы между государствами.

Понятно, что это в первую очередь был политический шаг, который был призван «образумить» грузин в некоторых неприятных для Баку вопросах. Исходя из всего этого, вспомним также то, что буквально за неделю до скандала, связанного с монастырским комплексом, официальный Баку внезапно приостановил подачу газа в Грузию, заявив, что «азербайджанская сторона в первую очередь хочет обеспечить газом своих потребителей, и потом уж продолжить ее подачу в Грузию». Это действие также может свидетельствовать о попытке использования давления на соседа для выгодного решения граничного вопроса со стороны Азербайджана. Кроме того, «пятой колонной» для Баку являются представительства азербайджанцев в Грузии, которые время от времени делают резкие заявления, заставляя грузинскую сторону идти на компромиссы. Это не значит, что Тбилиси не осознает нарастающую проблему в стране, значение «тюркский фактор» в Грузии растет не по годам, а по месяцам. Неопровержимым фактом этого является заявление азербайджанского национального меджлиса в Грузии в начале этого года, где от правительства Грузии требовалось соблюдать решение о выдаче земельных участков многодетным семьям. Кстати, земельные участки азербайджанцы требовали в районах Рустави и Телави. Выражаясь иными словами, азербайджанское руководство, которое до 2002 г. твердило о территориальной и культурной автономии азербайджанцев в Борчалы, сейчас уже поняло, что это на сегодняшний день пойдет ей только во вред, руководствуясь идеей - «зачем отделять только Борчалы, если завтра путем демографического бума и присвоением новых земель можно получить всю Грузию». Итак, факт того, что азербайджанцы уже требуют новые территории и требуют заселения турок-месхетинцев, реально доказывает этот ход развития событий.

Одним из основных оружий политического конфликта против Грузии является политическое опекунство вопроса по возвращению турок-месхетинцев в родные края. Азербайджанская сторона несколько раз заявляла о своей готовности «помочь» грузинской стороне заселить турок-месхетинцев в армянонаселенном крае Самцхе-Джавахк. Кстати, этому также содействует и официальная Анкара, выплачивая большие деньги месхетинцам и внедряя в их среде антиармянские настроения. Этот пример показывает, что в отношении к Грузии у Турции и Азербайджана также общие планы и взгляды. Ведь кроме усиления «тюркского фактора», заселение турок-месхетинцев представляет собой также антиармянский характер.

Грузия

Грузинская сторона в политической борьбе явно проигрывает. Как сказал автору этих строк один из депутатов парламента Грузии по-поводу антигрузинской политики Анкары и Баку, «а что нам остается делать? Анкара содержит почти половину нашей армии и всячески помогает в оснащении, а из Азербайджана идет единственный путь альтернативных энергоресурсов. Кроме того, эта страна является хорошим рынком для реализации наших товаров». Однако у грузинской стороны не такая уж и плачевная ситуация. В первую очередь Тбилиси начал с поднятия боевого духа своего народа, кроме армейских парадов и риторических заявлений ее высокопоставленных политиков, она начала большие реформы в школьных и в вузовских учреждениях. Это делается в первую очередь для реального поднятия именно грузинского самосознания. Затем Грузия начала активно публиковать «научные труды», в которых четко показывалась, что в регионе лишь грузинские королевства и династии были мощными, имели огромные территории от Черного до Каспийского моря. В начале прошлого года многотысячными тиражами начали публиковать «исторический атлас Грузии», который бесплатно направляется в образовательные учреждения, в библиотеки, в выставки и в первую очередь в зарубежье. На этих картах четко обозначены территориальные претензии грузинского государства, и, что самое главное, подобные претензии в книге не скрываются, называя территории «исконно грузинскими». Кстати, на днях появился и электронный вариант атласа, который можно найти в интернете.

Официальный Тбилиси, начиная с 2003 г., принял азербайджанские методы «работы» с нацменьшинствами. Началось сильное давление на азербайджанцев Грузии, одновременно сильная агитация того, что Борчалы (Квемо-Картли) является грузинской землей, и что там нет места неблагодарным соседям, которых грузины приютили в конце 18 века. Причем дело дошло до того, что отдельные представители перспективной азербайджанской молодежи в своих речах даже согласились с этим. Кроме того, известно, что в некоторых случаях грузинская сторона искусственным образом накаляет вражду азербайджанцев региона с армянами для нейтрализации антигрузинских помыслов. Фактом этого является осквернение памятника Низами Гянджеви грузинскими националистами в Марнеули в конце 2005 г., в результате которого поднялась волна протеста. Пользуясь случаем, представители правоохранительных органов Грузии сразу же заявили, что это «дело рук армян». Подобное заявление дало обратный эффект, поскольку вандалы, осквернив памятник, в ту же ночь на памятнике Руставели написали «отец» той же краской на грузинском языке, что и доказывает непричастность армян. Необходимо отметить, что грузинская подобная пропагандистская работа активным образом ведется и среди армян Самцхе-Джавахка

Кроме агитационной деятельности, Тбилиси также пытается помешать росту тюркского этнического элемента в стране, что приводит к волнениям и создает крепкие основания для ненависти к грузинам. В дальнейшем это обстоятельство может стать ярким поводом для вооруженного столкновения сторон. Приведем некоторые факты:

В течение полутора лет дважды делались попытки арестовать руководителя Национальной Ассамблеи Азербайджанцев Грузии Дашгына Гюльмамедова. Кроме того, был задержан его младший брат, в результате чего был устроен многотысячный митинг, следствием которого стали несколько разбитых стекол районной полиции в городе Марнеули. Грузинская сторона была вынуждена отпустить задержанного.

Начиная с 2003 г. начались аресты, и даже убийства видных, уважаемых и состоятельных азербайджанцев в Грузии. Неопровержимым фактом этого является убийство более 5 человек в течение одного года, избиение марнеульским спецназом митинга протеста в прошлом году. Однако самым показательным актом политики вытеснения стали аресты сразу пяти влиятельных азербайджанцев в нынешнем году. Вначале был арестован глава исполнительной власти села Сарачло Болнисского района, Рамиз Сафиев, который 14 августа отобрал документы у всех проживающих в селе грузин и потребовал от них убраться из села.

5 октября сотрудники Специального оперативного департамента МВД Грузии, без предъявления обвинения, арестовали жителей села Поничала (Соганлуг) Гардабанского (Караязы) района Раиба Алиева, Фариза Ибрагимова и Мурадали Пирмурадова. Затем, 18 октября, без всякой причины и объяснения сотрудники МВД Грузии прямо в кабинете арестовали мэра города Марнеули, видного представителя азербайджанцев Грузии Рафика Гаджиева и сотрудника Марнеульской городской мэрии Автандила Герекова. Эти действия властей сразу же подняли бурю массовых волнений и критики уже не только в Грузии, но и в самом Азербайджане. Проправительственная и оппозиционная пресса, а также общественные деятели сразу вспомнили, что Борчалы – это «исконно азербайджанская земля» и что «азербайджанскому народу для освобождения Карабаха нужна маленькая, но победоносная война». В этой атмосфере и родились два лозунга, которые на сегодняшний день активным образом становятся не чем иным, как идеологией: «Ключи от Карабаха находятся в Тавризе», а спустя некоторое время: «Ключи от Карабаха находятся в Тавризе и Борчалы».

Итак, основным оружием Грузии в политическом конфликте с Азербайджаном является физическая нейтрализация нарастающей опасности и массовая агитация. Другого способа быстрого и целенаправленного вытеснения азербайджанцев из страны нет.

Каковым будет ответный шаг Баку? Уступка Грузии своих территорий, т.е. «албанского» монастырского комплекса?

Думаем, что нет. Недавно в Бакинской газете «Зеркало», где обосновывались причины недопустимости уступки комплекса «Давид Гареджи», было напечатано следующее: «Высота 800 метров над уровнем моря имеет для нас громадное военное значение. В горах ведь, как известно, бои идут за ненаселенные высоты, которые берегут населенные низины. Отсюда открывается вид на окрестности Сагареджо, Рустави…». Какой из этого можно сделать вывод?

Может, вооруженная фаза конфликта уже не за горами?

Иной раз далеко не последние представители Азербайджана берутся вдруг утверждать нечто такое, что иначе как сенсацией не назовешь.

Ни для кого в Азербайджане, да и во многих других странах, не секрет, что за время после развала Советского Союза десятки, а то и сотни тысяч коренных азербайджанцев Грузии, традиционно населяющих юго-восток этой страны, уехали в другие республики в поисках хоть какой-то работы, чтобы суметь поддержать свои семьи, родителей, жен и детей. Немалая часть из них оказалась в Азербайджане - например, на стройках Баку во время недавно почившего "строительного бума". И в последние дни о резком улучшении социально-экономического положения в губернии Квемо Картли и селах, расположенных чуть севернее Тбилиси, в Кахети (места, где азербайджанцы и проживают компактно), что-то ничего слышно не было.

Тем удивительнее прозвучали вчера для многих слова генерального директора SOCAR Energy Georgia Махира Мамедова. Этот чиновник вдруг заявил Vesti.Az, что азербайджанцы, проживающие в Грузии, возвращаются обратно в свою страну. По его словам, он знает много таких азербайджанцев, - как с большими материальными возможностями, так и с малыми, - которые уже вернулись в Грузию. "Люди возвращаются, восстанавливают отцовские дома. И если раньше говорили, что азербайджанцы и грузины уезжают из Грузии, то теперь, думаю, будут говорить об их возвращении", - заявил Махир Мамедов. Он отметил, что только SOCAR Energy Georgia открыла в Грузии 2800 рабочих мест, половину которых заняли азербайджанцы.

Комментируя эти заявления, руководитель Миграционного центра Азербайджана Алиовсат Алиев тоже заявил Vesti.Az, что отток в Грузию действительно наблюдается, и что, если так пойдет и дальше, через 3-4 года число возвратившихся в Грузию этнических азербайджанцев достигнет 15-20 тысяч. "Поселившиеся много лет назад в Азербайджане граждане Грузии - этнические азербайджанцы и даже определенная часть грузин начали возвращаться на родину. В Грузии уже есть необходимые условия для жизни и работы. В то же время за эти годы грузинские азербайджанцы, проживая здесь, столкнулись с массой проблем, связанных с легитимностью их пребывания на территории, и это тоже отчасти стало причиной их возвращения. Другая причина заключается в том, что грузинские граждане отныне могут беспрепятственно ездить в некоторые страны Европы и работать там. Например, между Грузией и Польшей заключен договор, согласно которому граждане первой страны могут без специального разрешения заняться трудовой деятельностью во второй стране", - говорит правозащитник. По словам Алиева, то, что в Грузию возвращаются этнические азербайджанцы и грузины, только к лучшему - это означает уменьшение числа мигрантов, незаконно проживающих на территории Азербайджана. "Экономические показатели Азербайджана по-прежнему, превышают грузинские.

Азербайджану опасаться нечего, это пусть Грузия и Армения боятся массовой миграции собственных граждан, потому что у них низкая рождаемость и высокая смертность. В Азербайджане, слава Богу, демографического спада нет", - заявил Алиев. Однако юрист не исключает, что могут наступить такие времена, когда трудовые мигранты из Азербайджана потянутся в Грузию. Между тем руководитель Евразийской платформы гражданских инициатив Азер Аллахверанов не думает, что в Грузии есть все предпосылки для возвращения этнических азербайджанцев на историческую родину. "Я уверен, что такого сильного оттока обратно не будет. Сейчас на территории Азербайджана проживают порядка 100 тысяч граждан Грузии - это те, которые в течение последних 10 лет, а то и раньше, приехали сюда, получили разрешение на трудовую деятельность, а также грузинские азербайджанцы, получившие здесь гражданство. Но есть одно "но". Мы часто слышим от нашей диаспоры в Грузии, что там проживают порядка 500 тысяч этнических азербайджанцев и больше. Однако, по официальной статистике Грузии, на 2007 год там проживало 360 тысяч азербайджанцев. Причем больше всего они сконцентрированы в Квемо Картли - 79%. Потом идет Кахети, где их чуть больше 14%, в Тбилиси проживают порядка 4% азербайджанцев", - сообщил Азер Аллахверанов. Он также отметил, что, если в 1989 году в Грузии функционировала 181 азербайджанская школа, в 1997 году - 167, то сегодня там действуют 124 школы - это официальная статистика Евразийской платформы гражданских инициатив. Кроме того, в свое время в Грузии было 57 мечетей, сегодня же, по данным Кавказского центра исследований, осталось всего 45 мечетей. "Я это говорю к тому, что если демократические преобразования в Грузии коснутся и азербайджанцев, тогда отток, о котором говорится, будет. Сегодня единственный фактор, способный повлиять на переезд в Грузию, - это экономический", - заключил Аллахверанов.

В такой ситуации не остается ничего иного, кроме как связаться с известными широкой общественности азербайджанцами, живущими в Грузии, чтобы получить подтверждение или опровержение громким словам М.Мамедова.

Первым, с кем "Зеркалу" удалось поговорить по телефону, стал Алибала Аскеров - глава самой, пожалуй, известной НПО азербайджанцев Грузии - "Гейрат". "Я заметил, что Махир Мамедов за последнее время уже несколько раз выступил с подобными заявлениями. Но я должен сказать, что де-факто и сегодня продолжается миграция граждан азербайджанской национальности из Грузии. Этот процесс шел все эти годы и сейчас не прекращается. Почему это происходит? Прежде всего потому, что работы здесь как не было, так и нет", - отметил Аскеров.

"А еще я хотел бы, чтобы кто-нибудь поинтересовался у Мамедова: каковы здесь источники доходов тех людей, которые, по его словам, возвращаются в Грузию? Сможет ли он ответить на этот вопрос? Где они берут деньги на восстановление домов своих предков?

Нет, я не отрицаю, что такие азербайджанцы из местных действительно есть. Но их мизерное количество. И такие обеспеченные люди были и есть всегда. И в 1992 году были, и сегодня. Но их всего-то 1-2% от всего количества граждан Грузии азербайджанской национальности. А чем занимаются остальные?" - вопросил председатель НПО.

"Сегодня Баку стал слишком дорогим городом, и по этой причине большая часть грузинских азербайджанцев уже не в состоянии работать и выживать в этой столице, это правда, - добавил А.Аскеров. - И кто не сможет продолжать зарабатывать в Азербайджане, наверняка вернется в Грузию.

Между Баку и Тбилиси назревает серьезный политический конфликт. В декабре 2017 года в Европейском центре по вопросам национальных меньшинств был представлен отчет под названием Nomen Est Omen? Naming and Renaming of Places in Minority Inhabited Areas in Georgia, автором которого является Мариа Диего Гордон. Этот документ вызвал повышенное внимание у Азербайджана, потому что в нем констатируются тревожные факты. Первый: правительство Грузии целенаправленно переименовывает топонимы в местах компактного проживания национальных меньшинств. Второй: переименованию подвергаются в основном тюркские (азербайджанские) топонимы и гидронимы, и эта политика не коснулась других национальных меньшинств.

Заметим, что подобную тенденцию в Закавказье эксперты фиксировали давно, чуть ли не с момента появления там независимых государств - Азербайджана, Грузии и Армении. Но она была характерна для Баку и Еревана, оказавшихся в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. В двух республиках активно менялась топонимика. При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев, указывая на так называемое «пришлое» происхождение армян, часто приводил в пример топографические карты Российской Империи, которые действительно содержат заметный набор топонимики тюркской принадлежности. Теперь о «пришлом» характере появления азербайджанцев на территории Грузии пишут уже грузинские историки, а политики, как выясняется, не первый год втихаря подвергают ревизии самоидентичность азербайджанцев Грузии.

Напомним, что переименование азербайджанских сел в Грузии в начале 1990-х годов осуществлялось под лозунгом «восстановления исторической справедливости». Эта кампания опиралась на выкладки грузинских историков, считающих, что в период персидского наступления на Грузию азербайджанцы в 1480-х годах поселяются на южных окраинах страны, в районе рек Акстафа, Дебед и других (казахская, памбакская и шурагельская группы). В начале XVII века при шахе Персии Аббасе I в Дебедскую долину пришло тюркское племя борчалу, которое и дало региону Борчалы свое название. В 1604 году здесь был образован Борчалинский хаканат (султанство), просуществовавший до XVIII века. Мигранты меняли непонятные им названия местных сёл на тюркские топонимы. Однако азербайджанские историки придерживаются несколько иного мнения: различные тюркские племена стали поселяться в юго-восточных регионах Грузии еще до нашей эры.

Битва за имена между Баку и Ереваном, как мы уже говорили, понятна. А что происходит во взаимоотношениях между Азербайджаном и Грузией? Ведь на официальном уровне две республики заявляют о стратегическом партнерстве, в каденцию президента Грузии Михаила Саакашвили в Тбилиси заявляли даже о «фактически конфедеративных отношениях с Баку». Помимо того, азербайджанцы в Грузии, являющиеся самой крупной общиной меньшинств и проживающие в южных, юго-восточных и центральных районах страны, никогда не претендовали на статус автономии. В то время, когда возможность появления армянской автономии в Джавахетии в разное время обсуждалась как на академическом, так и политическом уровнях. В докладе Гордона фиксируется только тенденция изменений в Грузии тюркской топонимики. Случайно?

Историки знают, что такое происходит лишь тогда, когда переименования обусловливаются внешнеполитическими причинами, желанием сохранить или изменить государственные границы, а также ярко выраженным стремлением подчеркнуть национальную или цивилизационную принадлежность объектов номинации. В Грузии уже не первый год ведутся широкие дискуссии относительно цивилизационной идентичности страны. Как известно, территории, на которых потом были сформированы республики Азербайджан, Армения и Грузия, в начала XIX века входили в состав Персидской империи и находились в ареале мусульманской цивилизации. После развала СССР и обретения независимости Баку вместе с Анкарой взял на вооружение доктрину «одна нация - два государства», обозначив таким образом свою цивилизационную принадлежность и выводя Тбилиси и Ереван в зону пограничных или окраинных культур.

Но по мере того, как Грузия и Армения стали развивать сотрудничество с ЕС, эти страны позиционируют себя в качестве восточно-христианской цивилизации, наследниками Византийской империи. Как пишет один грузинский исследователь, есть точка зрения, согласно которой Грузия и Армения являются субдоминантами Евразийской цивилизации. Можно назвать и другие концепции, но главное, что их объединяет - дистанцирование от исламского, точнее, тюркского мира. Пожалуй, только этим можно объяснить политику Тбилиси по зачистки топонимов на своей территории, что, конечно, связано с формирующейся в Закавказье геополитической конъюнктурой, сложным и противоречивым процессом поиска устойчивых ценностных ориентиров. И это доминирующая тенденция.

А на практике интригой оказываются перспективы стратегического партнерства между Баку и Тбилиси. Грузия является фактически единственным транспортным коридором для вывода Азербайджаном его энергоресурсов на мировой рынок. В то же время Баку, хотя и выступает сейчас в отношении Тбилиси в роли чуть ли единственного гаранта ее энергетической безопасности, может утратить позиции. Но в целом для Азербайджана складывается уникальная ситуация. Назвав армян на территории Нагорного Карабаха «пришлыми», сами азербайджанцы в Грузии объявлены таковыми же. Битва разворачивается на поле топонимики, где еще много неразгаданных исторических тайн.

Станислав Тарасов

Краткий Исторический Ракурс :

Саингило это историческая часть северо восточной Кахетии. Сегодня она находится под юрисдикцией Азербайджана. Регион населен ингилойцами. Ингилойцы такие же грузины как имеретинцы, кахетинцы, мегрелы и т.д. Термин "ингило" возник в 18 веке и на турецком означал "омуслиманевшего".
Саингило была частью восточной Эеретии. Из за многих набегов спарсов в регионе шла массовая исламизация и Грузинские цари очень часто не могли контролировать регион.
В 1803 году регион вошел в состав Российской империи и принял новое название - Закаталский район. Восстановить контроль над исторически регионом Грузия смогла в период своей независимости (1918-1921), а конкретнее 7 мая 1920 года соглашением между России и Грузии, которым Россия признала регион как часть Грузии. Но после советизации Грузии грузинские большевики, по не понятным причинам, отдали регион Азербайджану. Соглашение подписали с грузинской стороны Филиппе Махарадзе а с Азербайджанской Нариман Нариманов.

Саингило и ингилойцы сегодня:

Читайте в Теме:

  • Грузинское историческое наследие Эеретии - Курмухская церковь Святого Георгия
  • Проблемы ингилойцев

Грузинское историческое наследие Эеретии- Курмухская церковь Святого Георгия

В исторической части Восточной Грузии, в провинции Эерети, с 1931 года находящейся в составе Азербайджана, в двух километрах от города Кахи, в ущелье р. Курмухи расположена Курмухская церковь Святого Георгия, построенная, вероятнее всего, в конце XII - начале XIII века.

Впервые в исторических анналах Курмухская церковь упомянута в 1310 году в связи с путешествием католикоса-патриарха всея Грузии Эквтиме III(1310-1325), который посетил храмы Гиш-Курмухской эпархии, в том числе и церковь Святого Георгия.
Известно так же имя Курмухского епископа тех времен - Кириле Донаури.

А наиболее раннее из сохранившихся сведений о самой Гиш-Курмухской эпархии относятся к армянским источникам, и связаны с проведением первого Синода епископов армянских, грузинских и албанских, собравшихся в Двине в 506 году. В ней среди 24 грузинских эпископов упомянут и эпископ Гиши Эзра.


После монгольского нашествия епископская кафедра, расположенная до того в городе Гиши, центре Эерети, была перенесена в Курмухскую церковь Святого Георгия.

Влияние курмухского епископа распространялось на население эеретского нагорья и исторической провинции Цахури, которая частично находится в сегодняшнем Дагестане.

На прилегающей к храму территории сохранились остатки древней водопроводной системы, что свидетельствует о значимости храма. По всей видимости, здесь был не только крупный религиозный центр, но и многолюдный мужской монастырь.

Однако опустошительные нашествия на Восточную Грузию иранского шаха Абасса I в 1614-1617 годах привели к упадку хозяйственной и религиозной жизни края. Позднее, иранская администрация целенаправленно заселяла регион лояльными лакскими и туркменскими племенами, что привело к изменению этнической картины, и как следствие, запустению храма Святого Георгия.
В последующих годах все еще сохранялся епископат и монастырь, но о былом величии уже не было речи.


К середине XVIII века храм пришел в упадок, но позднее, в 1860-ых годах силами местного населения было собрано более 600 рублей, а «Общество Восстановления Православного Христианства на Кавказе» выделило 3000 рублей на восстановление Курмухской церкви. Восстановление храма завершилось в 1894 году.

Курмухская церковь представляет собой типичный средневековый грузинский храм, коих множество во всех уголках исторической Грузии. Самый близкий подобный аналог, схожий как планом строения, так и использованными материалами, находится в северо-западной части региона Кахети, в селении Пудзнари.
В 2004-2005 годах министерство культуры Азербайджана провело реконструкцию, для чего с купола церкви был снят крест, который после окончания реставрационных работ вновь должен был быть водружен на прежнее место. Однако это удалось сделать, лишь прибегнув к протестным акциям христианского населения.

Сама же Курмухская церковь ввиду известной позиции азербайджанских властей, стремительно создающих мифологизированную историю, открывается лишь на Гиоргоба, религиозный праздник в честь святого Георгия. А в прочие дни православный священник может попасть в храм лишь на 15 минут.
Политика албанизации грузинских архитектурных памятников, с советских времен находящихся на территории Азербайджана, приобретает поистине грандиозный размах, и, судя по этой динамике, большинство грузинских церквей уже в самом ближайшем будущем рискуют так же обзавестись албанскими корнями.


Проблемы ингилойцев

Проблем у Инглойцев уйма.
Самая большая из них это дискомфорт. Дискомфорт, который власти Азербайджана, почему то, им всегда создают.
Им практический не ют возможность молится в церквях которые там остались, их заставляют записываться как азербайджанцы, список очень длинный выйдет, хотя обострять ситуацию я не хочу.

В место этого представляю вам призыв верующих мусульман Грузии властям Азербайджана которые требуют от Баку прекратить давление на грузин-ингилойцев.

Союз верующих мусульман Грузии выступил с обращением к министру иностранных дел Азербайджана Эльмару Мамедьярову, сообщает грузинское информационное агентство Apsny.ge. Ахунд исполнительного органа союза Ризван Алмазов призывает азербайджанские власти защитить права проживающих в Саингило грузин.

В обращении сказано, что в Грузии права азербайджанцев по религиозному и этническому признаку не ограничиваются и не нарушаются. Азербайджанцы свободно молятся в своих мечетях.

«В отличие от нас, проживающим в Саингило грузинам местные власти и правоохранительные органы неоднократно создавали проблемы. Грузинам Саингило до сих пор не позволят свободно входить и молиться с Курмухской церкви Святого Георгия. Мы обращаемся с просьбой к министру иностранных дел Азербайджана господину Эльмару Мамедьярову на правительственном уровне поставить вопрос пресечения давления на проживающих в Саингило грузин», - говорится в заявлении союза.

Отметим, что грузино-ингилойцы проживают в бывшем Закатальском округе Российской Империи, ныне это Кахский, Белаканский и Закатальский районы Азербайджана. Общая численность грузин в этих районах составляет примерно 50 тысяч человек, 80% их которых - грузины-ингилойцы, исповедующие суннитское направление ислама. В Азербайджане они, как и другие коренные народы региона, подвергаются притеснениям на этнической и религиозной почве.

Стоит отметить, что в бывшем Закатальском округе находится 5 грузинских церквей, однако действует из них лишь одна, Курмухская церковь святого Георгия. При этом, в октябре 2007 года она была закрыта после акта вандализма. Тогда неизвестные ворвались в церковь, выгнали настоятеля и отняли у него ключи. Ныне церковь открывается лишь дважды в год - в праздник Св. Георгия - 6 мая и 23 ноября.

Грузию связывает с Азербайджаном много общего. Оба государства избрали путь интеграции в политические, экономические институты Запада и его структуры безопасности. Кроме того, двусторонние стратегические отношения базируются на совместных энергетических, транспортных проектах. Наряду с этим важнейшим фактором, связывающим две страны, являются наши соотечественники, проживающие в Грузии.

Для рядовых азербайджанцев цена заявления грузинского руководства "Азербайджан - наш стратегический партнер" измеряется, прежде всего, положением наших соотечественников, проживающих в Грузии. Если отношение к ним уважительное и корректное, если грузинское руководство искренне в своих декларациях о готовности решать их актуальные проблемы, то это означает, что в Тбилиси осознают истинную ценность стратегических отношений с Азербайджаном. В противном же случае может возникнуть соблазн рассматривать тезис официального Тбилиси о "стратегическом партнерстве" как политико-пропагандистское обеспечение его прагматической заинтересованности в успешном функционировании проектов Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Тбилиси - Эрзурум.

Я приехал в Грузию во второй раз после "революции роз". С прошлогоднего визита я вернулся откровенно разочарованным. Во время посещения в ходе того визита азербайджанских сел Назарли и Косалар, расположенных не так уж и далеко от Тбилиси, я столкнулся с многочисленными жалобами местных жителей. "Нам не дают земли, дороги находятся в ужасном состоянии, школы не ремонтируются, в то время как в соседние грузинские села прокладывают свет и газ, мы лишены и того и другого, и, несмотря на то, что трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан проходит через наше село, нас не берут на работу даже как рабочих", - заявляли местные жители.

О тяге наших соотечественников в Грузии к образованию я помню еще со школьных времен. В школе №1 с физико-математическим уклоном, где я обучался в середине 1980-х годов, среди 30 учеников нашего класса лишь девять человек были грузинами, и впоследствии все поступили в высшие учебные заведения. С такими воспоминаниями я посетил одну из школ села Назарли. Наивно ожидать появление образованной молодежи в школе, стены которой пропитаны сыростью, потолок и крыша сгнили, а парты остались еще со времен далеких 1960-х годов. Единственной примечательной вещью в школе был новый глобус в кабинете географии. Однако и он, по словам директора, был куплен на деньги учителей.

Прошло несколько месяцев, и содержание приходящих из Грузии новостей стало понемногу (не более того) меняться. Президент соседней страны Михаил Саакашвили стал часто приезжать в регион наших соотечественников, обещать им скорое решение земельной проблемы. В ходе одного из таких посещений во время празднования в этом году Новруз байрамы Саакашвили лично вручил нескольким азербайджанским семьям документы на земельные участки. Грузинские власти все чаще стали высказываться в том плане, что необходимо продвигать наших молодых и образованных соотечественников на высокие должности и позиции.

Действительно, на этот раз во время моих встреч в Грузии стали все чаще звучать заявления о том, что "проблемы азербайджанцев постепенно стали решаться". Правительство Грузии поставило цель отремонтировать за три года 3200 школ. Среди них должно быть немалое количество школ и в районах проживания наших соотечественников. Положено начало решению и земельной проблемы. Соотечественники заявляют о некотором коренном изменении ситуации в регионе Квемо-Картли, в свое время печально известного наличием больших проблем с распределением земель. Глава муниципалитета села Сакрабели Дманисского района Камран Мусаев сообщил, например, о факте присвоения в свое время одним гражданином Грузии - этническим грузином - 1300 га из земельного надела в 3000 га на территории населенного азербайджанцами села Хамамлы. Однако в целом, несмотря на определенные подвижки в "земельном вопросе", большая часть грузинских азербайджанцев остается без земельных участков.

Другой важный вопрос - "языковой". По словам заместителя главы исполнительной власти Гардабанского района по социальным вопросам, слушателя курсов управления в Кутаиси Рамиля Байрамова, власти Грузии заинтересованы в изучении местными азербайджанцами грузинского языка. С этой целью в регионах были организованы трехмесячные курсы языка и Интернета. Однако результаты получились неудовлетворительными. "Наши соо-течественники не проявляют интереса к изучению грузинского языка. Потому что, по правде говоря, многие не видят необходимости в изу-чении грузинского языка. Окружающие говорят на азербайджанском, транслируются каналы азербайджанского телевидения. Однако все это в итоге приводит к тому, что мы, приходя в исполнительный аппарат Грузии, не можем выдвигать кадры. Найти достойные кадры среди 500-тысячного азербайджанского населения Грузии превратилось в проблему. В то же время молодые и толковые соотечественники, владеющие грузинским языком и имеющие высшее образование, направляются либо за рубеж, включая Азербайджан, либо же втягиваются в бизнес, и их не привлекает госслужба", - сказал Байрамов.

Он жаловался на то, что сегодня, когда в отличие от прежних времен имеется возможность продвижения азербайджанцев, многие не используют этот шанс. Приходится с сожалением констатировать горькую правду этих признаний. Приоритетной задачей наших соотечественников должно быть понимание необходимости полноценной интеграции в грузинское общество, участия не только в его экономической, но и социально-политической, культурной и научной жизни, что невозможно без знания государственного языка. Только такая диаспора - владеющая грузинским языком, знающая историю и культуру Грузии, являющаяся значимым фактором политического процесса и, в целом, национально-государственного строительства в соседней стране - будет представлять ценность не только для Грузии, но и для Азербайджана. Только такая община сможет эффективно выполнять роль связующего моста между двумя братскими республиками. Однако было бы несправедливым винить только грузинских азербайджанцев в слабой незаинтересованности в вышеотмеченной интеграции. Иногда складывается ощущение (возможно, ошибочное), что грузинская сторона сама не заинтересована в налаживании полноценного учебного процесса в местах компактного проживания азербайджанцев и использует их пассивность в данном вопросе как удобный предлог для своеобразной социальной изоляции наших соотечественников. Кроме того, до сих пор официальный Тбилиси не нашел приемлемого баланса между тягой местных жителей к изучению азербайджанского языка и истории и требованиями по обязательному изучению грузинских учебных дисциплин. Во всяком случае фактом является срыв грузинской стороной попытки Министерства образования Азербайджана снабдить азербайджанские школы в Грузии азербайджанскими учебниками. Известно, что грузинские таможенники устроили унизительную проверку учебников, которые поставлялись в Грузию как гуманитарный груз, и в итоге задержали весь груз, а учебники по "Истории средних веков" вообще вернули в Баку. Складывается впечатление, что в отличие от нефти и газа, которые грузинская таможня практически не досматривает, учебные пособия, пропагандирующие язык, культуру и историю соседнего "стратегически-дружественного" Азербайджана, рассматриваются в Тбилиси как некоторая угроза национальной безо-пасности Грузии.

Кстати, местные азербайджанцы, с которыми мне довелось побеседовать, позитивно оценивали деятельность посольства Азербайджана в Грузии за последние два года. Была отмечена поддержка посольством инициатив молодых соотечественников. В этой связи отмечались открытие радиостанции в Марнеули, начало деятельности молодежных центров. Несмотря на это, был отмечен факт финансирования этих инициатив за счет средств международных фондов и выражена озабоченность, что спустя некоторое время такие проекты могут сократиться. Я узнал и о другой проблеме. Сколько бы нынешнее руководство Грузии ни заявляло о заинтересованности поддержки местных инициатив, оно не уделяет этому должного внимания. Когда наша молодежь хотела открыть в Тбилиси информационное агентство, она спустя несколько дней столкнулась с "вниманием" грузинских спецслужб. В итоге от идеи создания агентства пришлось отказаться. В бюрократическую "паутину" попал и проект создания в Марнеули культурно-спортивного комплекса (здесь нет заключения Минэкологии Грузии), с серьезными проблемами сталкивается идея открытия Марнеульского филиала университета "Одлар юрду". Видимо, многочисленность наших соотечественников, их возможности и инициативы все еще пугают кого-то в Тбилиси.

Кстати, поступает информация, свидетельствующая о том, что определенные круги в Москве и Тегеране начали уделять больше "внимания" нашим соотечественникам. Внимание этих кругов привлекает то обстоятельство, что многочисленность азербайджанцев Грузии может позволить им влиять на итоги любых выборов и других происходящих в этой стране политических процессов. Эмиссаров этих кругов видят в различных местах. На одной из встреч в Тбилиси я узнал, что иранские религиозные эмиссары добрались до одного из азербайджанских горных сел в Грузии. Хотя прежде в тех краях не видели ни представителей властей Грузии и Азербайджана, ни политиков, журналистов или представителей неправительственных организаций.

Во время встреч в Грузии я убедился в наличии еще одной проблемы. Между представителями старшего и молодого поколений имеют место разногласия. Одной из причин малочисленности молодых, инициативных, в том числе в плане стремления к управлению, соотечественников Рамиль Байрамов назвал консервативность старшего поколения. Он высказал мысль о том, что старшее поколение не проявляет интереса к интеграции образованной молодежи во властные органы Грузии. Это мнение разделяет и глава НПО "Фонд гражданских инициатив" Заур Халилов. Он отметил, что определенная группа представителей старшего поколения, не сумевших в свое время занять достойное место в грузинском обществе, старается потащить за собой и нынешнее молодое поколение.

Крайне тяжело решаются в Грузии имущественные вопросы, связанные с интересами местных азербайджанцев. В качестве примера этому говорят о состоянии Тбилисского азербайджанского драматического театра и Дома-музея Мирзы Фатали Ахундова в Тбилиси. Молодые ребята хотят, чтобы указанные учреждения работали, как им и полагается, однако большая часть этих зданий сдана в аренду под кафе, рестораны, магазины или же используется в качестве личного имущества. Здесь требуются настойчивые и последовательные усилия грузинских властей по "освобождению" указанных объектов и созданию условий для их нормального функционирования.

В целом исторические и геополитические нити, связывающие наши страны, достаточно прочны для того, чтобы выдержать испытание существующими проблемами и нерешенными вопросами. Общность подходов ко многим актуальным вопросам мировой политики и региональной жизни, традиционные узы мирного соседства и взаимной поддержки в трудные периоды истории наших стран и народов - все это является прочной базой для успешного решения вышеуказанных проблем и совместного построения взаимовыгодных отношений дружбы и подлинно стратегического партнерства.


Самое обсуждаемое
Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров
Тайные общества правят миром? Тайные общества правят миром?
технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета


top