Индия после Второй мировой войны План Ø. Завоевание Индией независимости

Индия после Второй мировой войны План Ø. Завоевание Индией независимости

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство – Пакистан.
15 августа 1947 года Индия получила независимость, а также образовалось новое государство – Пакистан, Выделение части индийских территорий в отдельное государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт.

Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности.

Конституция независимого государства Индии 1949 (вступила в действие в 1950 г.) г. провозгласила создание суверенной и демократической республики, в которой запрещались рабство и какие бы то ни было формы принудительного труда. В Конституции говорилось о равенстве всех граждан перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

По форме правления Индия представляет собой парламентарную республику. Высшим законодательным органом по Конституции является, парламент, состоящий из главы государства и двух палат - Народной палаты и Совета штатов.

Джавахарлал Неру (14 ноября 1889 -27 мая 1964) - один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа1947. Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Он принимал экономическую помощь от СССР, выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования, на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения.

Двумя любимыми проектами Неру были: установление азиатской идентичности и неприсоединение.

В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

1975г- На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)

2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст

3. Отмена приданого

4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)

5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

1. Отступает от гандийского социализма

2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора

3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

1990-е – резкий рост и модернизация экономики

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса премьером становится индус - Манмохан Сингх.

Индия характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.

Занимая 7-е место в мире по территории, по численности населения Индия уступает только Китаю. Учитывая высокий прирост населения (1,5-2% в год), можно прогнозировать, что по этому показателю Индия способна обогнать Китай.

в рейтинге Всемирного банка страна занимает 12-е место, несколько уступая Бразилии. При расчете ВВП по паритету покупательной способности, по данным Международного банка реконструкции и развития, в 2006 г. Индия заняла 5-е место в списке крупнейших экономик мира после США, Китая, Японии и Германии.

Индии удалось нормализовать политические и экономические отношения с Китаем и Пакистаном. Конфликты, существовавшие между Индией и ее соседями, в том числе и территориальные, неоднократно приводившие к военным столкновениям, не ликвидированы полностью, но уже не стоят на первом плане в современной сложной международной обстановке. Индия обзавелась ядерным оружием.

В политическом плане Индия сохраняет дружественные отношения с современной Россией. Это взаимовыгодное экономическом сотрудничестве и совместных действиях на международной арене, когда интересы и внешнеэкономические концепции России и Индии совпадают.

Характерно, что и в отношениях с США индийские лидеры говорят о далеко идущем стратегическом партнерстве, при наличии интенсивного экономического сотрудничества.

Имея обширные экономические связи с Европейским союзом, странами АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), участвуя во встречах "Группы-8", Содружества наций и других подобных организаций, Индия практически не входит ни в одну региональную интеграционную группировку. Некоторым исключением можно считать Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии, включающую, кроме Индии, ее соседей - Пакистан, Непал, Бангладеш, Бутан, Шри-Ланку и Мальдивскую республику. Эти государства некогда входили в орбиту бывшей Британской Индии. Фактически экономика Индии - это ядро всей экономки Южной Азии.

Индия как одна из крупнейших экономик мира была включена в "Большую двадцатку", призванную разработать стратегию выхода из мирового экономического кризиса. В то же время Индия вошла в группу БРИК вместе с Россией, Бразилией и Китаем. Страны этой неформальной организации обеспечивали в докризисный период не менее трети общего прироста мировой экономики.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

· Коммунистическая партия

· · Марксистская коммунистическая партия

· · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов

· · Марксистско-ленинская коммунистическая партия

· · Движение наксалитов

В 1947 году наступил конец английскому правлению в Индии. В августе 1947 года страна была поделена на две части по религиозному признаку: на Индию, большую часть которой населяют индусы, и на Пакистан, население которого исповедует ислам. На севере дия полуострова Индостан, в Кашмире, который был передан Индии, хотя здесь живут мусульмане, в результате этого:

  1. Между Индией и Пакистаном возник территориальный спор. Начиная с 1948 года несколько раз происходили военные столкновения (1965, 1987, 1988, 1997 гг.) за овладение княжеством Кашмир. При этом Индия опиралась на помощь СССР.
  2. В свою очередь, Пакистан раскололся на Восточный и Западный Пакистан. В 1971 году в Восточном Па­кистане развернулось широкое движение за автономию. При вмешательстве индийских войск было образовано независимое государство Бангладеш. В 1974 году Пакистан признал суверенитет Бангладеша.

В 1950 году Индия была объявлена республикой. По конституции она стала федеративной, а по форме правления – парламентской республикой. Основные принципы внутренней и внешней политики Индии подготовил Дж. Неру. Основу “курса Неру” составили:

  • неприсоединение к военным блокам;
  • защита мира и сотрудничество;
  • плановое развитие национальной экономики.

Индийскую Республику называют “самой большой демократией мира”. Она многонациональна, поликонфессиональна, с большим количеством неграмотного сельского населения. Несмотря на то, что большая часть населения живет ниже уровня бедности, Индия уделяет большое внимание вооружению, и индийский ракетоноситель даже вывел на космическую орбиту спутник связи. С 90-х годов Индия производит тактические и баллистические ракеты.

Провозглашение независимостиВ
июне
1947
была
достигнута
окончательная
договоренность,
позволившая
британскому
парламенту
принять Закон о независимости Ин-дии,
который вступил в силу 15 ав-густа 1947. В
этом документе изла-гались принципы
раздела, согласно ко-торым ряду областей
предоставля-лась
возможность
определиться – вступать в Индийский Союз
или Па-кистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на само-управление
с правом выхода из Содру-жества.
Прекращался
также
сюзе-ренитет
английской монархии над индийскими
княжествами,
а
также
действие
заключенных с ними догово-ров. Население
Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба
сделало выбор в пользу Пакистана, а
жители Запад-ной Бенгалии и Восточного
Пенджаба высказались за вхождение в
состав Индийского Союза.
Провозглашение
независимости
Индия после обретения независимости

Последствия раздела

Сразу после обретения незави-симости в
Индии
было
сформи-ровано
правительство во главе с премьерминистром Дж. Неру. В стране произошли
беспрецедент-ные столкновения между
индусами, мусульманами и сикхами.
Происхо-дило
массовое
переселение
мусуль-ман в Пакистан, а индусов в
Индию. К межобщинной неприязни и
столк-новениям добавились экономические
и
политические
трудности,
вызванные
разделом.
Железные
и
автомобильные дороги и системы
оросительных каналов были пере-резаны
государственными
грани-цами,
промышленные предприятия оторваны
от
источников
сырья,
разобщены
гражданские службы, полиция и армия,
необходимые
для
обеспечения
нормального управле-ния страной и
безопасности граж-дан. 30 января 1948,
когда нару-шения общественного порядка
пош-ли на спад, индусом-фанатиком был
убит Ганди.
Последствия
раздела
Джавахарлал Неру

Последствия раздела

Правители 555 княжеств должны были
решить, вступать им в сос-тав Индии
или Пакистана. Мирная интеграция
подавляющего боль-шинства малых
княжеств не вызва-ла осложнений. Но
мусульманинни-зам, стоявший во главе
самого бо-гатого и многонаселенного
княже-ства Хайдарабад, где численно
пре-обладали индусы, заявил о своем
желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в
Хайдарабад были введены индий-ские
войска, и под давлением цент-рального
индийского правитель-ства низам
подписал соглашение о вступлении в
состав Индийского Союза.
Княжество Хайдарабад

Последствия раздела

Серьезная ситуация возникла и на севере,
где правителем Джамму и Кашмира,
территории
с
преиму-щественно
мусульманским
населени-ем,
был
магараджа-индус.
Пакистан
оказывал
экономическое давление на княжество,
чтобы добиться его при-соединения. В
октябре 1947 около 5000 вооруженных
мусульман всту-пили в пределы Кашмира.
Остро нуж-давшийся в помощи магараджа
под-писал документ о включении княжества в состав Индии. Индия обви-нила
пакистанскую сторону в агрес-сии и
передала вопрос о Кашмире на обсуждение в
Совет безопасности ООН. В ООН было
решено
признать
в
качестве
демаркационного рубежа фактическую
линию прекращения ог-ня по ее состоянию
на 1 января 1949. 17 ноября 1956
Учредительным соб-ранием Кашмира была
принята Кон-ституция, в соответствии с
кото-рой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии.
Последствия раздела
Спорная территория Кашмир

Последствия раздела

Отношения с Пакистаном стали главным
вопросом внешней политики Индии.
Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал
Индии занять роль лидера в Движении
неприсоединения. Когда премьер-министр
Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с
США в деле борьбы с советской экспан-сией,
американцы заключили военный союз с
Пакистаном. Это заставило индийское
руководство расширить контакты с
Китаем и СССР. Индий-ско-советские связи
заметно
окрепли
после
заключения
крупного торгово-го договора 1953 и
обмена визитами руководителей двух
государств.
СССР
приветствовал
индийскую политику неприсоединения,
которая совпадала с его стратегической
линией на огра-ничение влияния США в
Афро-Азиат-ском регионе.
Последствия раздела
1954 г. Встреча Дж. Неру.
Слева И. М. Харченко.

Развитие и реформы

26 января 1950 Индия была провоз-глашена
республикой. В конституции 1950 отражена
осторожная
позиция
руководства
и
закреплены достигну-тые успехи за время
независимого
раз-вития
страны.
Относительно
прос-тая
процедура
внесения поправок в конституцию на основе
решений боль-шинства в парламенте
расширяла
возможности
дальнейшего
осущест-вления реформ. При Дж. Неру,
кото-рый был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана. Промышленная поли-тика
ориентировалось на создание смешанной
экономики и открывало перспективы для
сотрудничества с частным капиталом,
хотя в ведущих
отраслях допускалась
только госу-дарственная собственность.
Это правило коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машинострое-ния,
добычи полезных ископаемых и др.
Развитие и
реформы
Флаг Индии
Эмблема Индии

Развитие и реформы

Курс
на
стимулирование
развития
промышленности сочеталась с поли-тикой
осторожных реформ в аграр-ном секторе.
Плановая
комиссия
нас-тоятельно
рекомендовала штатам законодательно
гарантировать
за-щиту
прав
землепользователей,
в
частности
ограничить ставки аренд-ной платы,
установить
«потолок»
для
площади
индивидуальных
земле-владений
и
реорганизовать на коопе-ративной основе
кредитно-сбытовую систему, а в более
отдаленном
буду-щем,
возможно,
и
агропроизводство.
С
1953
началась
реализация програм-мы общинного развития,
ставившей, в частности, задачу организации
се-ти учреждений по распространению в
деревне передового сельскохозяйст-венного
опыта, а также создание на селе
кооперативных объединений и панчаятов.
Развитие и
реформы
Крестьяне

10. Границы умеренного курса

Правительство откладывало дости-жение
компромисса в вопросе о ре-организации
территориально-адми-нистративного
деления на лингвис-тической основе, а
когда в 1956 на базе доминирующих языков
были об-разованы 14 штатов, проявилось
не-довольство других этнических общин. В
1960 серьезные волнения в штате Бомбей
заставили центральные влас-ти пойти
навстречу требованиям о его разделении
на два новых штата – Гуджарат и
Махараштру. Сикхам уда-лось добиться
успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен
на штат Пен-джаб, в котором сикхи
составили большинство, и штат Харьяна с
пре-имущественно индусским населением.
Еще резче встала этническая проб-лема в
северо-восточной пограничной полосе, где
некоторые местные пле-мена требовали
независимости и поднимали с этой целью
вооруженные восстания.
Границы умеренного
курса
Новые административнотерриториальные деления

11. Границы умеренного курса

Компромисс с ведущими кастами серь-езно
ограничил возможности прави-тельства в
проведении социальных преобразований в
деревне. Законы об аграрной реформе,
получившие одоб-рение в штатах, содержали
значи-тельные пробелы, позволявшие, с од-ной
стороны, вгонять арендаторов с земли, а с
другой – обходить положе-ние о верхнем
пределе площади земле-владений. Медленное
развертывание преобразований обусловило
хрониче-скую нехватку аграрной продукции,
по-вышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале
1960-х годов углубился финан-совый кризис.
Экономический застой, в свою очередь,
ограничил возможности маневрирования для
ИНК.
Классическая модель кастовой
иерархии

12. Границы умеренного курса

Авторитет Неру в октябре 1962 был
существенно подорван после втор-жения
китайских войск на терри-торию СевероВосточного погранич-ного агентства и в
пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь
обеспе-чить связи между Синьцзян-Уйгурским
и
Тибетским
автономными
районами, Китай пытался заста-вить
Индию
отказаться
от
прав
на
стратегически важную равнину Аксайчин
на востоке Ладакха в Каш-мире.
Вооруженные силы КНР нанесли несколько
ударов индийской армии и оккупировали
территорию площа-дью 37,5 тыс. кв. км.
К тому времени, когда Китай объявил об
отводе войск из всех занятых районов,
кроме Аксайчина, Неру вынужден был
обра-титься за военной помощью к США.
Границы умеренного
курса
Ладакх
Ладакх на карте Индии

13. Преемники Неру

Пришедший на смену Неру в качестве
премьер-министра Шастри был выд-винут
на этот пост группой партий-ных лидеров
под названием «синди-кат», которую
поддерживали крупные землевладельцы и
предприниматели.
В
1965
эксперты
Всемирного
банка
обусловили
предоставление
финан-совой
помощи
проведением
комплекса
экономических
реформ. За полтора го-да пребывания на
посту премьер-ми-нистра Шастри принял
решения о переориентации главного потока
госу-дарственных инвестиций с тяжелой
индустрии на сельское хозяйство; ак-цент
на интенсивное земледелие и мелиорацию;
стимулирование с по-мощью системы цен и
выделения
суб-сидий
деревенским
хозяйствам, спо-собным модернизировать
производ-ство; повышение роли частных и
иностранных инвестиций в промышленности. Экономика стала особенно
зависимой от финансовых поступ-лений изза рубежа, когда на страну легло
дополнительное бремя военных расходов во
время второй войны с Па-кистаном в 1965.
Преемники Неру
Лал Бахадур Шастри

14. Преемники Неру

Потери, понесенные ИНК на парла-ментских
выборах в 1967, не лишили его победы с
небольшим перевесом на общенациональном
уровне, но приве-ли к поражению в 8
штатах. В шта-тах Керала и Западная
Бенгалия ИНК был отстранен от власти
коалицией во главе с Коммунистической
партией Индии. В обоих штатах левые
прави-тельства ограничили деятельность
полиции, и там развернулись выступ-ления
арендаторов
и
сельскохозяйст-венного
пролетариата против поме-щиков и
фабричных рабочих – против руководства
предприятий. Револю-ционно настроенные
коммунисты поддерживали вооруженные
кресть-янские бунты в нескольких штатах,
где действовала КПИ. В конце 1960-х годов
они организовали выступления малых
народов в штате Андхра-Пра-деша и членов
зарегистрированных племен и каст в
Западной
Бенгалии,
которые
были
подавлены армией.
Преемники Неру
Здание парламента в Индии

15. Индира Ганди

Следующий премьер-министр страны Индира
Ганди не могла более пола-гаться на старых
партийных лидеров и объединилась с
малочисленной
моло-дежной
группой
социалистов и бывших коммунистов.
Решительные
действия
премьера
по
национализации крупней-ших коммерческих
банков связали ее имя с новой политикой,
ориентирован-ной на помощь бедным слоям
населе-ния. Популярность премьер-министра
достигла апогея в 1971 в результате победы
в третьей индо-пакистанской войне. С
возникновением Бангладеш Индия оказалась
на доминирующих по-зициях в Южноазиатском регионе. Более того, в мае 1974
она
провела
ядерные
испытания,
продемонстри-ровавшие возросшую военную
мощь страны.
Индира Ганди
Индира Ганди

16. Политический кризис

В 1971 правительство восстановило право
парламента
вносить
изменения
в
Конституцию,
отмененное
в
1967
постановлением
Верховного
суда.
В
принятой 26-й поправке указывалось, что
любой закон должен соответ-ствовать
основополагающим стать-ям Конституции,
исходящим из прин-ципов социальной и
экономической справедливости. Когда в
апреле 1973 поправка была отвергнута
Верховным судом, правительство сместило
трех самых старых судей, голосовавших
против нее, и назначило председате-лем
суда одного из его членов, кото-рый
высказался за принятие поправки. Лидеры
всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели
в этом акте угрозу установления
авторитарного
режи-ма.
Лидером
оппозиции стал Дж. Нара-ян, старейший
последователь Махат-мы Ганди. Нараян
развернул агита-ционную кампанию в
Гуджарате, кото-рая привела в январе 1974
к отставке министров и роспуску
законодатель-ного собрания штата. Столь
же энер-гичная кампания была проведена в
Би-харе.
Политический
кризис
Махатма Ганди

17. Политический кризис

Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в
«коррупционной
практике»
дало
ее
противникам возможность организовать
движение за смещение премьер-министра.
В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное
положе-ние, вылившееся в массовые аресты
политических оппонентов и широкую
цензуру. На парламентских выборах в
марте 1977 новая партия Джаната,
представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу
и отменила закон о чрезвы-чайном
положении. Однако вскоре пра-вительство
Джанаты стало жертвой внутренних
интриг. Его глава М. Де-саи подал в
отставку в июне 1979, и на состоявшихся в
январе 1980 парла-ментских выборах Ганди
вновь пришла к власти.
Политический
кризис
Морарджи Десаи

18. Политический кризис

Участие электората в выборах 1980
сократилось примерно до 55% при увеличении числа конфликтов во время
избирательной
кампании.
В
Западной
Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала
КПИ.
Центральное
прави-тельство
столкнулось
с
возрожде-нием
сепаратистских движений на северо-востоке,
с рядом религиозно-общинных волнений в
Уттар-Прадеше. Во всех случаях для
наведения порядка пришлось прибегать к
военной силе. В июне 1984, после вспышки
сикхского терроризма в Пенджабе, армейские
части штурмом захватили святыню сикхов –
Золотой храм в Амритсаре, что привело к
гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен
его привер-женцев, укрывшихся в храме.
Реши-тельная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Ин-дии, но
восстановила против премье-ра сикхов. 31
октября 1984 И. Ганди была убита двумя
своими охранника-ми-сикхами. На посту
главы прави-тельства и в качестве лидера
ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который
назначил парламентские выборы на конец
1984 и одержал на них убеди-тельную победу.
Политический
кризис
Раждив Ганди

19. Политический кризис

На выборах 1989 партии, высту-пившие
против ИНК (И), объединились вокруг
бывшего министра финансов В.П.Сингха,
который затем возглавил правительство
меньшинства. Прави-тельство Сингха
опиралось на создан-ную в 1988 партию
Джаната дал и поддерживалось индусской
национа-листической Бхаратия джаната
пар-ти (БДП) и двумя коммунистическими
партиями. Коалиция распалась в нояб-ре
1990, когда из нее вышла БДП. Сле-дующее
правительство Чандра Секха-ра ушло в
отставку четырьмя месяца-ми позже,
поскольку ИНК (И) не одоб-рил проект
государственного бюдже-та.
Политический
кризис
Герб БДП

20. Политический кризис

Раджив Ганди погиб от бомбы, бро-шенной
ланкийским террористом-тамилом в мае
1991. Это был акт мести за ввод
индийских войск на се-вер Шри-Ланки в
1987 для проти-водействия тамильским
сепаратис-там. Новый премьер-министр
Нара-симха
Рао
провел
в
1992
решительные экономические реформы,
призванные
модернизировать
производственную и научно-техническую
базу страны. Ме-нее успешной была
деятельность пра-вительства Рао по
предотвращению
межобщинных
столкновений,
возник-ших
после
разрушения ортодоксальны-ми индусами
мечети в Уттар-Праде-ше в декабре 1992.
Политический
кризис
Нарасимха Рао

21. Политический кризис

Выборы в апреле-мае 1996 привели к
распределению мест в парламенте
между тремя главными фракциями: ИНК
(136 депутатских мандатов), БДП (160) и
коалицией
левой
ориентации,
получившей название Объединенный
фронт (111 мандатов). После того как
БДП отказалась войти в правитель-ство
большинства, новый премьер-ми-нистр
Х.Д.Деве Говда привлек к учас-тию в нем
ИНК. Основу правитель-ства составили
представители регио-нальных и левых
партий.
Соня Ганди, лидер ИНК

22. Политический кризис

В апреле 1997 ИНК отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Гов-дой, и
премьер-министр был вынужден подать в
отставку. Его место занял назначенный
президентом
и
утверж-денный
парламентом Индер Кумар Гуджрал,
который
продолжил
курс
своего
предшественника
на
либерали-зацию
экономики
и
рост
экономиче-ских
показателей, но отказался от дальнейшего
сокращения расходов на социальную сферу.
Активизировался
внешнеполитический
диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход
в отстав-ку правительства Гуджрала
привел к досрочным парламентским
выборам в марте 1998. К власти пришла
коали-ция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП.
Политический
кризис
Трехсторонняя встреча глав МИД
Китая, Индии и России

23. Политический кризис

Главной задачей нового премьер-министра
Атал Бихари Ваджпаи было сохранение
коалиционного правитель-ства во главе с
БДП.
В
апреле
1999
произошел
правительственный
кри-зис,
и
правительство было вынуждено уйти в
отставку. Была распущена нижняя палата
парламента. Новые парламентские выборы
состоялись в октябре 1999. Несмотря на
активное участие в предвыборной борьбе
Ин-дийского
национального
конгресса,
большинство
в
парламенте
получил
Национальный демократический аль-янс,
возглавляемый БДП. Премьер-ми-нистром
вновь стал Ваджпаи. Прове-денные Индией
ядерные
испытания
ос-ложнили
ее
отношения с большин-ством государств
мира.
В
современ-ной
неустойчивой
обстановке
факто-ром
стабильности
остается фигура президента, которым в
1997 впервые в истории страны был избран
пред-ставитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан, ра-нее
занимавший пост вице-прези-дента при
Ш.Д.Шарме, который при-надлежал к касте
брахманов.
Политический
кризис
Атал Бихари Ваджпаи

24. Вывод

После обретения независимости перед Индией
возникло множество путей национального развития. Эффективному развитию государства
мешал ряд внутренних проблем: сильная со-циальная
дифференциация, наличие каст и догм, проблема
национальных меньшинств, борьба индуистов и
мусульман. Но несмотря на труд-ности и преграды в
развитии, Индия сумела ре-формировать и усилить
социальную, экономи-ческую и другие сферы
общества. Сейчас Индия является современным,
динамично развивающ-имся государством, активно
участвующим в ре-шении международных проблем.

Независимое развитие Индии

Мощный подъем национально-освободительного движения в Индии после окончания Второй мировой войны заставил англичан предоставить ей независимость. В 1947 г. британский парламент принял закон о независимости Индии. Согласно этому закону бывшая колония была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Разделены по религиозному признаку, оба государства с самого начала враждебно относились друг к другу. Их непримиримое противостояние привело к вооруженным конфликтам в 1947-1948 гг, в 1965 г. и 1971 г. (результатом последнего индо-пакистанского конфликта стало создание государства Бангладеш на территории Восточного Пакистана).

В 1950 г. Индия провозгласила свою полную независимость. Согласно принятой конституции Индия стала федеративным государством (его 25 штатов созданы по национально-территориальному принципу) и парламентской республикой. Первым премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. После обретения независимости правящей партией страны стал Индийский национальный конгресс (ИНК). Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (1966-1977, 1980-1984) и его внук Раджив Ганди (1984-1989). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.

За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно-командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.

Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.

Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.

Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В 80-90-е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.

Окончание второй мировой войны и первые послевоенные годы составили для Азии целую историческую эпоху. Победила Августовская революция во Вьетнаме, началось освобождение Индонезии, стали независимыми Бирма, Лаос, Камбоджа. Революционный Китай торжествовал успех многолетней борьбы.
На этот же период приходится национально-освободительная революция в Индии. Не полагаясь более на лицемерные обещания Англии, индийский рабочий класс, индийское крестьянство требовали независимости и добивались ее революционным путем. В феврале 1946 года началось восстание индийских военных моряков (почти 20 кораблей подняли красные флаги).
Английское лейбористское правительство должно было сделать заявление о предоставлении Индии политической независимости в рамках Британского содружества наций.
Специальная миссия, посланная в Индию из Лондона, предложила следующий план: Индия преобразуется в союз автономных провинций и княжеств, а после того получает право считаться доминионом; провинции, в свою очередь, подразделяются на индуистские и мусульманские - по религиозному признаку.
План этот имел цепью расчленение страны: предполагалось, что таким образом легче держать ее в прежней зависимости.
После разного рода маневров, имевших целью развести на разные концы и рассорить между собой две главные политические партии национального освобождения - Индийский национальный конгресс и Мусульманскую лигу, - Англии удалось провести план расчленения Индии. Законом от 15 августа 1947 года были созданы два доминиона: Индия и Пакистан.
Пакистан (111 млн. человек) был составлен из двух частей, отстоящих на 1,5 тысячи километров друг от друга. На княжество Кашмир заявляли требования как Индия, так и Пакистан. Уже в октябре 1947 г. пакистанские вооруженные отряды заняли часть Кашмира. По просьбе махараджи Кашмира княжество было включено в состав Индии (1947 г.).
Расчленение страны повлекло за собой неисчислимые бедствия. Сотни тысяч людей насильственно переселялись из одного доминиона в другой. Экономические связи, установившиеся веками, были искусственно разорваны. Религиозная рознь стала еще ожесточенней.
Когда началось расчленение на две части провинции Пенджаб, борьба между индусами (и сикхами), с одной стороны, и мусульманами - с другой, вылилась в резню. Погибло около 500 тыс. человек и не менее 12 млн. осталось без крова. Погромы и резня прокатились по всей огромной стране и, что касается Пенджаба, не прекратились до сих пор.
За расчленением последовало создание правительств Индии и Пакистана. Правительство Индии было сформировано Индийским национальным конгрессом - партией национальной буржуазии, землевладения, интеллигенции. Главой правительства стал Д. Неру.
Государственная независимость Индии получает свое окончательное подтверждение в акте 26 января 1950 года, которым Индия объявляется "суверенной и демократической республикой". В тот же день была введена в действие конституция Индийской республики.
Конституция провозгласила федеративное устройство нового государства: в начале штаты различались по форме правления, но в 1956 году была проведена реформа, введшая новое административное деление. В настоящее время штаты имеют единообразную систему управления.
Княжества Индии (Хайдерабад, Майсор и др.) должны были войти в состав республики: попытки их феодальных властителей остаться в стороне были сорваны народными массами.
Равенство граждан признается независимо от касты и религии, к которым они принадлежат.
Касты, о которых мы говорили, характеризуя древнюю Индию, не исчезли и по сей день. Это деление особенно заметно в деревне, где обычай держится крепче и дольше.
Преобладание браминов (брахманов) несомненно в политической жизни: из них состоят основные кадры государственных чиновников высшего ранга, лидеры политических партий и организаций.
Не менее 70 млн. человек индийского населения составляют "неприкасаемые": рикши, метельщики, посыльные, ассенизаторы и т.п. И хотя законы на их стороне, старые обычаи еще не исчезли.
Конституция содержит особое упоминание об обеспечении народа средствами к существованию как задаче управления, об охране труда рабочих и малолетних.
В этой связи заслуживают упоминания аграрная реформа (задачей которой должно быть уничтожение феодального землевладения и феодальных пережитков вообще), а также политика индустриализации страны.
Первая аграрная реформа стала осуществляться в 1948 году, но она имела ограниченный характер, проводилась правительствами штатов, сводилась к некоторому отчуждению (за плату) излишних земель помещиков. Выкупные платежи были очень высокими (10-15-летняя годовая рента), и поэтому воспользовались плодами реформы одни кулаки.
В последующие годы были предприняты новые меры для перераспределения земли. Однако и после того положение мало в чем изменилось: 80Уо крестьян владели тем же количеством земли (27%), что и 2% крупных землевладельцев.
Индустриализация страны осуществляется на основе государственных планов. Особое внимание уделено созданию государственного сектора народного хозяйства. Индия создала некоторые важнейшие индустриальные комплексы.
В ноябре 1949 года вступила в силу конституция Индии. Главой Индийской республики является президент, избираемый на 5 лет. Он назначает премьер-министра правительства (Совета министров). Последнее несет ответственность перед парламентом. Парламент двухпалатный. Одна его палата избирается выборщиками от штатов, другая - всеобщим голосованием. Избирательное право является всеобщим и предоставляется гражданам начиная с 21 года.
Имея в виду сепаратистские стремления некоторых штатов, а еще больше неизбежность острых социальных столкновений, конституция Индии предусматривает право президента вводить чрезвычайное положение и принимать чрезвычайные меры для пресечения противоправительственных действий.


Самое обсуждаемое
Оксид углерода (IV), угольная кислота и их соли Оксид углерода (IV), угольная кислота и их соли
Цитаты из фильма Тёмный рыцарь Все фразы джокера Цитаты из фильма Тёмный рыцарь Все фразы джокера
Вайда - пиратский корабль Вайда - пиратский корабль


top