Большие противолодочные корабли вмф ссср. Погибший флот ссср Вмф ссср корабельный состав

Большие противолодочные корабли вмф ссср. Погибший флот ссср Вмф ссср корабельный состав

Самый большой флот в мире
Журнал "Море"

Юрий Егоров

Вторая мировая война закончилась подписанием капитуляции императорской Японии на борту американского линкора "Миссури". После ужасающей войны мир остался расколотым на две части, группирующиеся вокруг двух крупнейших военных держав-победительниц: Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Каждая из противоборствующих сторон обладала огромными вооруженными силами. Только в США центр тяжести этих сил склонялся в сторону стратегической авиации (уже с атомными бомбами на борту) и военно-морского флота, а в СССР - в сторону бронированных армад танковых войск и авиации поля боя.

Кратковременный мир сменился изматывающей длительной гонкой вооружений и "холодной войной". Сочетание отчетливого нежелания сторон прямого вооруженного столкновения и появление ядерного оружия послужило причиной нараставшей "холодной войны" в виде военно-промышленного противостояния двух держав.

Прибрежный и малочисленный флот СССР никак не мог сравниться с громадным военно-морским потенциалом, созданным США для борьбы на просторах всего Мирового океана с подводными силами Третьего рейха и авианосным императорским флотом Японии. Ведь в составе военного флота США к концу войны было более ста авианосцев!

Практически к 1946 году осталось только две военно-морские державы: США и Великобритания. В течение первого послевоенного десятилетия СССР продолжал выполнять слегка откорректированный вариант кораблестроительной программы 1937 года. По предложению Главного штаба ВМФ СССР (а по сути - личному мнению Сталина) по десятилетнему плану 1946 года планировалось построить 4 линейных корабля и 10 тяжелых (фактически - линейных) крейсеров, 84 крейсера, 12 авианосцев, 358 эсминцев и 495 подводных лодок. Фактически ставилась задача за 10 лет создать военный флот, если не равный, то хотя бы сравнимый с военным флотом США и превзойти флот Великобритании. 16 октября 1946 года была утверждена откорректированная десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946-1955 гг. В соответствии с ней планировалось расширенное строительство крупных надводных кораблей, в частности, четырех тяжелых крейсеров - типа "Сталинград" (пр.82), 30 легких крейсеров типа "Чапаев"/ "Свердлов" (пр.68К/68-бис), 188 эсминцев пр.30/41 и 367 подводных лодок.

Удивительным был факт продолжения строительства в СССР крупных артиллерийских кораблей и полное отрицание авианосцев. Даже факт получения в свои руки практически готового немецкого авианосца "Граф Цеппелин" не привел к осознанию необходимости всестороннего его изучения и использованию как учебного или опытового корабля. Однако, в составе флота десять лет оставался выслуживший все сроки дредноут времен первой мировой - "Новороссийск". Были достроены 5 крейсеров типа "Чапаев" и 14 крейсеров типа "Свердлов" (головной вступил в строй в 1952 г). Вступили в строй и 10 эсминцев типа "Огневой" (пр. 30), заложенные еще до войны. В конце 40-х гг. развернулось строительство самой большой серии эскадренных миноносцев в истории России и СССР (70 единиц). Головной, "Скорый", вступил в строй 21 декабря 1949 года. Был построен в 1955 году прототип нового океанского эскадренного миноносца пр. 41 типа "Неустрашимый" (1 ед.).

Результатом развития флота в первом послевоенном десятилетии стало строительство почти 200 надводных боевых кораблей основных классов (крейсер - эсминец - сторожевой корабль) и более 300 дизель-электрических подводных лодок (в том числе новых проектов: 26 больших пр. 611, 215 средних пр. 613 и 31 малая пл. пр. А-615). К концу 50-х годов военный флот СССР по своим размерам превзошел флот "владычицы морей".

Однако, испытание в Советском Союзе ядерной бомбы в 1949 году, начало интенсивного развития ракетного оружия и разработка атомных подводных лодок в США, а также смерть Сталина предопределили прекращение строительства крупных надводных кораблей в СССР и начало создания советского ракетно-ядерного подводного флота.

Принятие фактически новой военной доктрины (по типу "ядерного устрашения") при Н.С. Хрущеве, опиралось на успешную разработку ракетно-ядерного оружия и внедрение на флоте атомной энергетики. Это позволило СССР во втором послевоенном десятилетии избежать расточительного количественного разрастания флота и совершить качественный скачок в его развитии. В 1956 году 375 боевых кораблей было поставлено на консервацию. Оглянувшись назад, по прошествии 40 лет, стоит признать правоту резкого сокращения строительства надводного флота, в целях экономии огромных средств. В течение второго послевоенного этапа в строительстве военно-морского флота было создано 19 принципиально новых проектов боевых надводных кораблей, в том числе - больших ракетных кораблей типа "Бедовый" и "Гремящий", больших противолодочных кораблей "Комсомолец Украины", ракетных крейсеров типа "Грозный", первого авианосного корабля - противолодочного крейсера "Москва", противолодочного корабля пр.159 и малого противолодочного корабля пр.204, четырех проектов ракетных катеров, торпедных и сторожевых катеров. Эти корабли стали прототипами всех проектов, построенных в СССР в последующие три десятилетия. Фактически, с конца пятидесятых годов, с приходом к руководству флотом главкома С.Г. Горшкова, началось создание океанского ракетно-ядерного флота, преимущественно подводного. К сожалению, назначение нового главкома ВМФ СССР было ознаменовано одной из крупнейших трагедий военных флотов в 20 веке. 29 октября 1955 г. в севастопольской бухте перевернулся и затонул от взрыва трофейный линейный корабль "Новороссийск" (бывший итальянский "Джулио Чезаре"). Вместе с ним погибло 609 моряков... Эта трагедия и стала поводом для повторного снятия со своего поста адмирала Н.Г. Кузнецова, который возглавлял флот СССР в годы войны. В противовес традиционной стратегии развития флота в декабре 1955 года было принято решение оснащать его легкими ракетными кораблями. Однако, необходимо отметить, что первыми ракетное оружие получили самолеты морской авиации. Первым комплексом ракетного оружия, принятым на вооружение ВМФ СССР, стал морской бомбардировщик Ту-4К вооруженный крылатой ракетой "КС" Комета, испытания которой были успешно завершены еще 21 ноября 1952 г.

Однако, именно 1957 - стал годом "ракетной революции в СССР". И не только после успешного запуска первого в истории искусственного спутника Земли знаменитой ракетой Р-7, но и в перевооружении ВМФ СССР. Первыми из них стали БРК типа "Бедовый" (пр.56Р) и специально спроектированные большие ракетные корабли (БРК) типа "Гремящий" (пр.57). Испытание крылатых ракет (КР) КСЩ с борта ракетного корабля "Бедовый" (пр.56Э) состоялось в Черном море 2 февраля 1957 г.

Созданные на основе эсминцев пр.56, ракетные корабли типа "Бедовый" (4 единицы) имели одну пусковую установку крылатых ракет КСЩ (7-8 ракет). БРК проекта 57 были построены серией из 8 единиц (головной вошел в строй 30 июня 1960 г.) и оснащались 2 пусковыми установками и 12 крылатыми ракетами. Параллельно на основе переоборудования того же базового проекта создавались ракетные корабли ПВО типа "Бравый" (пр.56К и серийный пр. 56А), имевшие на вооружении первый серийный корабельный зенитный ракетный комплекс "Волна". В конце 50-х годов под ракетные комплексы были модернизированы крейсера типа "Свердлов" - "Дзержинский" (ЗРК Волхов) и "Адмирал Нахимов" (УКР Стрела).

Однако, в отличие от США, модернизация артиллерийских кораблей в ракетные не получила развития в советском флоте. Принципиально новым типом ракетного корабля стали ракетные крейсера типа "Грозный" (пр.58), вначале строившиеся, как эскадренные миноносцы. Проект этих кораблей, построенных на ССЗ им. А.А. Жданова (Ленинград) серией в 4 единицы, был разработан под руководством В.А. Никитина. При предельно малом водоизмещении (полное - 5400 тонн) они несли 16 крылатых ракет П-35 (развитие типа П-5) и 16 зенитных ракет "Волна". Головной из них, "Грозный", вступил в строй 30 декабря 1962 г. Новый тип легких ракетных кораблей, первоначально СКР, а затем БПК пр.61 был разработан Б.И. Купенским. Головной из них, "Комсомолец Украины", строился в Николаеве и вступил в строй на день позже, чем РКР "Грозный". Это были первые в мире серийные (20 единиц) газотурбинные корабли класса "эсминец", оснащенные ЗРК ПВО "Волна" (32 ракеты). Один из кораблей этого типа - БПК "Отважный" погиб от взрыва в 1974 году недалеко от Севастополя. Корабли этого типа стали крупнейшими боевыми кораблями, построенными на экспорт в СССР серией 5 единиц для Индии. Однако, основными носителями ракетного оружия в ВМФ СССР оставались подводные лодки и ракетные катера.

4 июля 1958 г. началась новая эпоха в истории ВМФ - головная атомная подводная лодка К-3 (пр. 627) под командованием кап.1 ранга Л.Г. Осипенко прошла первые мили атомного подводного флота с использованием энергии ядерного реактора. Однако, подводный флот к этому сроку уже получил на вооружение ракетное и ядерное оружие. Первое оружие с ядерными боевыми блоками (торпеды и крылатые ракеты П-5) было размещено на борту средних дизель-электрических пл. проекта 613 (под крылатые ракеты модернизировано 13 единиц) и больших пл. пр.611 (под баллистические ракеты модернизировано 6 единиц). Ядерные торпеды были испытаны с борта подводной лодки (ПЛ) пр. 613 в 1955 г. Первые успешные пуски баллистических ракет Р-11ФМ, способных нести боевые ядерные блоки, состоялись 16 сентября 1955 г. с борта ПЛ Б-67 (пр. В-611). Комплекс крылатых ракет П-5, созданных в КБ В.Н. Челомея, был также успешно испытан 22 ноября 1957 году с борта ПЛ С-146 (пр.613).

На втором этапе основной силой подводного флота СССР стали атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. Было построено 50 ПЛ с УКР (атомных ПЛ пр. 659/675 - 34 ед. и ДЭПЛ пр.651 - 16 ед.) и 31 пл. с БРПЛ (атомных по пр. 658 - 8 ед. и 23 ед. ДЭПЛ пр.629). Самыми многочисленными советскими атомными пл. в 60-е годы стали лодки проекта 675, имевших восемь побортных контейнеров для крылатых ракет, напоминающих своим расположением торпедные аппараты Джевецкого на "Барсах" времен первой мировой. Торпедных атомных подводных лодок было построено 14 единиц. На вооружении советского подводного флота к концу 1966 г. стояло 364 крылатых ракеты и 105 баллистических ракет (в США - 656). Первые пуски КР П-15, созданных в КБ "Радуга", состоялись с борта двух экспериментальных ракетных катеров пр. 183Э, построенных на судостроительном заводе №5 (ныне "Алмаз"), 16 октября 1957 г. Серийные ракетные катера пр.183Р начали строиться с 1959 г. (построена серия в 112 единиц), а с 1960 года новый проект 205 вооруженный уже 4 крылатыми ракетами П-15. Всего было построено 427 ракетных катеров этого проекта (на экспорт с 1963 по 1985 год - 157 катеров разных модификаций). Советские ракетные катера произвели революцию в военно-морском деле. И их боевое применение стало лишь вопросом времени. 21 октября 1967 г. 4 ракетами П-15 ракетного катера пр.183Р Объединенной Арабской Республики советской постройки был потоплен израильский эсминец "Эйлат". Это событие по его значимости в истории боевых операций на море можно сравнить с первым боевым применением минных катеров и подводных лодок. Появление в боевом составе ВМФ СССР к концу 60-х годов нескольких сотен ракетных катеров позволило на десятилетие опередить в этом классе ВМС стран НАТО и создать дешевый и надежный класс боевого прибрежного надводного корабля.

К концу второго этапа (1957-66 гг.) создания ракетно-ядерного флота ракетных надводных кораблей в ВМФ СССР числилось 29 единиц (в ВМС США - 67). За этот период было построено - 4 крейсера, 49 эсминцев, 105 СКР и МПК, 56 атомных ПЛ, 102 ДЭПЛ. По количеству атомных и ракетных подводных лодок, уже к концу 60-х годов, Советский Союз превзошел Соединенные Штаты Америки. Крылатых ракет на борту кораблей СССР, даже без ракетных катеров, было размещено более 500 единиц. Однако, по количеству баллистических и зенитных ракет советский флот отставал от флота США в несколько раз.

К сожалению, с приходом к власти Л.И. Брежнева началась неоправданная в условиях мирного времени гонка вооружений, в том числе и военно-морских. На третьем этапе развития военного флота в СССР (1967-1991 гг.) началось строительство боевых кораблей с темпом, превосходящим американский. Был построен самый большой в мире по водоизмещению и количеству боевых кораблей военный флот. По количеству размещенного на борту кораблей оружия (без учета авиационного вооружения) СССР, также превзошел США. С середины 60-х годов, выполняя новую программу строительства вооруженных сил Брежнева - Гречко - Горшкова, было развернуто интенсивное строительство крупных надводных кораблей по принципу "корабль за корабль". Практически вся серия тяжелых авианосных крейсеров типа "Киев" вводилась в строй год в год с американскими атомными авианосцами типа "Нимиц". В течение первого десятилетия (1967-1975), пока шла война во Вьетнаме, ВМС США наоборот резко сократили строительство боевых кораблей. Перерыв в строительстве авианосцев составил 8 лет, крейсеров - 7 лет, а эсминцев целых 11 лет. Однако перерыв в строительстве ракетных подводных лодок был еще больше, и составил 14 лет!

С ввода в состав ВМФ СССР 5 ноября 1967 г. первой ракетной подводной лодки стратегического назначения К-137 "Ленинец", спроектированной в КБ С.Н. Ковалева, началось строительство самой большой в мире серии проекта 667А, Б, БД, БДР, БДРМ - 77 единиц. Вместе с 6 самыми большими в мире тяжелыми подводными ракетными крейсерами проекта 941 - "Акула", вооруженными 20-ю 90-тонными МБР, количество стратегических ракетоносцев СССР почти в полтора раза превзошло США. Уже с вводом в строй в декабре 1972 г. первой ракетной атомной ПЛ К-279 типа "Мурена" (пр. 667Б) с БРПЛ Р-29 дальностью стрельбы 7800 км, превосходящей американскую ракету "Посейдон" в 1,5 раза, ВМФ СССР обогнал ВМС США на 7 (!) лет (ракетный комплекс "Трайдент-I" вошел в строй только в 1979 г.). В течение последних двух десятилетий ВМФ СССР смог не только догнать ВМС США по числу боевых надводных кораблей, но и резко обогнать по численности подводных лодок, в том числе - атомных. Было построено 80 атомных ПЛ (включая 7 тяжелых подводных крейсеров с УКР) и 110 боевых надводных кораблей океанской зоны действия: 5 авианосных, 3 тяжелых атомных крейсера, 1 атомный корабль измерительного комплекса, 42 ракетных крейсера и БПК 1-го ранга (крейсеров, по классификации НАТО), 42 БПК и СКР 2-го ранга (эсминцев).

Расходы на создание военного флота в СССР являлись неоправданно высокими. Основной причиной этого была разнотипность кораблей. Если обратиться к таблице, можно увидеть, что только проектов подводных лодок в СССР было разработано в 10 (!) раз больше, чем в США.

Из этой таблицы прекрасно видно, что водоизмещение военно-морской армады СССР превосходило ВМС США на 17 %.

Основу военного флота СССР составляли атомные ПЛ проекта 671РТМ и РТ - 33 единицы и 12 АПЛ проекта 670 и 670М. Самыми мощными являлись 7 единиц подводных ракетных крейсеров проекта 949 и 949А, каждая из которых обладала способностью уничтожить авианосную группу США.

В составе флота СССР находилось также 12 АПЛ с корпусами из титановых сплавов, в том числе самая быстроходная в мире (пр.661) и самая глубоководная (проект 685).

Первый, специально спроектированный корабль с авиационным вооружением (вертолетами корабельного базирования Ка-25) и первыми противолодочными ракетами "Вихрь" - противолодочный крейсер "Москва" вошел в строй в 1967 г. В 1975 г. вошел в строй первый крейсер с авиационным вооружением "Киев" с самолетами вертикального взлета Як-38. Этот самолет совершил свой первый взлет с палубы ПКР "Москва" 18 ноября 1972 г. Всего было введено в строй 4 авианосных крейсера пр.1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск", "Адмирал Горшков" (бывш. "Баку"). Срок службы кораблей этой серии был невелик. Первый российский авианосец "Адмирал Кузнецов", заложенный в 1982 г., с большим трудом вышел на боевую службу в Атлантику только через 13 лет (!).

1 ноября 1989 г. состоялась первая в истории российского флота "классическая" посадка боевых самолетов (Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ) на его палубу. 27 марта 1974 года в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен уникальный боевой корабль - тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" (пр. 1144, главный конструктор - Б.И. Купенский). Вступление крейсера "Киров" в строй 30 декабря 1980 г., по его историческому значению, можно сравнить с вступлением в строй в 1907 г. английского линейного корабля "Дредноут". Корабль, с ядерной установкой, оснащенный двумя новейшими ракетными комплексами, не имеющими аналогов за рубежом - противокорабельным "Гранит" (20 ракет) и зенитно-ракетным (многоцелевым) "Форт" (96 ракет С-300), представлял по своей сути прототип корабля "арсенального типа", строительство которого только предполагается в начале XXI века в США. Корабли этого типа были причислены к линейным крейсерам по классификации справочника Jane"s Fighting Ships (этому самому уважаемому военно-морскому справочнику мира в 1997 г. исполняется 100 лет).

Несмотря на то, что первое надводное судно с ядерной энергетической установкой в СССР появилось еще в 1959 г. - атомный ледокол "Ленин", что явилось весомым признанием важности освоения морских путей в Арктике, ВМФ СССР получил первый атомный боевой корабль на 20 лет позднее ВМС США. Всего было построено 4 таких корабля: "Киров", "Фрунзе", "Калинин" и "Петр Великий", государственные испытания которого с огромными трудностями начались 28 сентября 1996 г. (через 10 лет после закладки).

Параллельно со строительством этого типа крейсеров, на Балтийском заводе был построен уникальный корабль измерительного комплекса с ядерной энергетической установкой "Урал" (проект 1941), самый большой атомный надводный корабль ВМФ СССР, полным водоизмещением 35000 тонн. Судьба этого уникального корабля, имеющего стратегического значение не только для военного флота России, но и для безопасности России, к великому сожалению, оказалось такой же, как и у Красноярской РЛС и у других стратегических объектов России. Новейшее и весьма дорогое судно предполагают использовать как электростанцию для Владивостока. Воистину Тихоокеанский флот России в конце века стал такой же могилой боевых кораблей, как и воды Цусимского пролива в 1905 году.

Вообще строительство надводного флота ВМФ СССР было неоправданно расточительным и нелогичным. Например, игнорировалась настоятельная необходимость строительства крупных авианосцев, без которых флот просто был неспособен вести полноценные боевые действия в условиях как локальных боевых конфликтов, так и неограниченной ядерной войны. В то же время надводный флот пополнялся 4-мя (!) типами крейсеров одновременно. Практически каждый судостроительный завод строил свой тип корабля (за исключением ССЗ им. А.А.Жданова, строившего параллельно два типа: пр. 956 и пр.1155). При этом в богатой Америке строили крейсера только одного типа - "Тикондерога", да и то унифицированного со своим прототипом - эсминцами типа "Спруенс".

Разнотипность стала общей бедой не только в кораблестроении. Системы вооружения и радиоэлектронного оборудования, стоявшие на борту советских кораблей также отличались большой разнотипностью. В течение последних двух десятилетий в СССР было введено в строй 45 типов боевых кораблей (ПЛ-АВ-КР-ЭМ-СКР), в США - 16 типов. На вооружение кораблей (без авиационного) было принято 30 типов ракет, в США - только 10 типов.

Военные флоты двух держав имели четко выраженную асимметрию в корабельном составе. Если у СССР более половины составляет подводный флот, то в США 40 % водоизмещения флота составляют авианосные и десантные корабли. Суммарное водоизмещение построенных в США в течение 1971-90 гг. авианосцев превысило водоизмещение всех построенных подводных лодок (!) и почти равнялось водоизмещению всех остальных боевых надводных кораблей (см. табл.). Крупные авианосные корабли являются наиболее эффективной боевой платформой в океане, способной вести как эффективный контроль за воздушной и морской обстановкой на огромных акваториях, так и интенсивные боевые действия по завоеванию господства в воздухе в локальных войнах и стать передовой базой ядерного оружия в случае развязывания войны с его применением. Они способны выполнять весь спектр боевой деятельности: от политики демонстрации силы и устрашения до выполнения локальных боевых задач в любом месте Земли. Сомали, Ирак, Босния - это страны, у берегов которых только за несколько последних лет действовали авианосцы США. В дополнение к тому, что авианосец является наиболее многоцелевым боевым кораблем, он является еще и самым дешевым (!) типом таких кораблей по критерию "стоимость-эффективность". Стоимость постройки одной тонны водоизмещения авианосца почти в 5 раз ниже таковой у атомных подводных лодок или крейсеров.

Советский флот строился из расчета на всеобщую ядерную войну, в которой наибольшей боевой устойчивостью обладали атомные подводные лодки, использование которых в локальных войнах более проблематично.

В течение третьего этапа советский флот начал интенсивно пополняться океанскими противолодочными кораблями 3-го поколения: большими противолодочными кораблями (БПК) типа "Владивосток", "Кронштадт", "Николаев", которые фактически возродили традиции отечественного строительства крейсеров. Всего до 1979 г. было построено 25 единиц этих проектов (8 с крылатыми ракетами и 17 - с противолодочными). В течение 80-х и начале 90-х годов были введены в строй три ракетных крейсера типа "Слава" (пр.1164), 13 больших противолодочных кораблей типа "Удалой" (последние 2 по измененному проекту) , 20 эсминцев 1-го ранга типа "Современный" (пр.956). Корабли 2-го ранга типа "Бдительный" (проект 1135), построенные в нескольких модификациях серией в 41 единицу, стали основой военно-морских сил СССР и России. В их числе 7 сторожевых кораблей погранвойск типа "Нерей" (пр.1135.1). Последние 2 корабля этой серии вошли уже в состав военно-морских сил Украины. Прибрежный "малый" флот активно пополнялся малыми противолодочными кораблями типа "Альбатрос" (пр.1124 - 72 единицы), проектом боевых кораблей, строившимся почти тридцать лет.

В развитие класса ракетных катеров в ЦКБ "Алмаз" был разработан малый ракетный корабль проекта 1234, головной "Буря" вступил в строй в сентябре 1970 г. Корабль, в отличие от ракетных катеров, оснащен более мощным ракетным комплексом "Малахит" (6 ракет П-120) и ЗРК "Оса-М". За последнее десятилетие в состав советского флота было принято больше 100 единиц малых ракетных и противолодочных кораблей различных модификаций типа "Молния" (базовый пр.1241 вооруженный УКР "Москит" и "Термит"), почти 50 ракетных, сторожевых и торпедных катеров по базовому пр.206.

Основным недостатком советских сторожевых, малых ракетных и противолодочных кораблей следует считать отсутствие бортового авиационного вооружения в виде легких вертолетов. Особенно ярко этот недостаток проявился в пр.1135. Практически ни один западный корабль этого класса не строился без штатного вертолетного вооружения или хотя бы взлетно-посадочной площадки (ВПП).

Строительство десантных кораблей, необходимость в которых так остро ощущалась в годы войны, началось практически лишь через двадцать лет после её окончания. В 1968 г. был построен первый большой десантный корабль пр. 1171 из серии в 14 единиц. Общее число больших и средних десантных кораблей к 1991 г. превысило 100 единиц. Основным десантным судном ВМФ СССР стали средние десантные корабли пр.770, 771, 773, построенные в Польше. В состав флота были включено только 3 больших десантных корабля с доковыми камерами типа "Иван Рогов" (пр.1174). Особое развитие в советском военно-морском, да и в гражданском морском и речном флоте получили корабли, суда и катера с динамическими принципами поддержания. Были введены в строй четыре больших серии десантных кораблей и катеров на воздушной подушке: тип "Скат" (пр.1205) - 30 ед., тип "Кальмар" (пр.1206) - 19 ед., типа "Джейран" (пр.1232.1) - 18 ед. и самый мощный тип "Зубр" (пр.1232.2) - в России 8 единиц (последние 2 недостроенных достались Украине). Особая заслуга в деле создания большинства судов на подводных крыльях, начиная со знаменитой "Ракеты" - созданной в том же знаменательном 1957 году, принадлежит конструкторам ССЗ "Красное Сормово" под руководством Ростислава Алексеева. Этот же коллектив, впервые в мире, создал для ВМФ серию экспериментальных и боевых экранопланов, аналога которым не создано ни в одной стране мира и по сей день. Самый большой в мире опытный экраноплан КМ-1 был создан и начал испытания еще в 1965 г. Серийные экранопланы (главный конструктор В.В.Соколов) были построены в Нижнем Новгороде. Тип "Дракон" (пр.904) - 5 единиц и тип "Лунь" (пр.902) - 2 единицы (второй - ракетный, с комплексом "Москит" из 6 ПУ).

Среди кораблей с динамическими принципами поддержания выделялись ракетные и противолодочные корабли с управляемыми подводными крыльями - МРК типа "Ураган" (пр.1240), 2 малых ракетных корабля скегового типа "Сивуч" (пр.1239), МПК типа "Сокол" (пр.1141) и его развитие 2 единицы пр.1145.

Большое развитие в советском флоте получили минно-тральные боевые корабли, что было вызвано значительной протяженностью береговой линии страны и закрытостью морских театров потенциальных военных действий. Обеспечение боевой службы военного флота и научно-исследовательской деятельности по созданию и совершенствованию современных систем оружия и обнаружения потребовало создания значительного числа исследовательских судов (океанографических, судов физических полей и носителей подводных аппаратов). В составе советского ВМФ находилось самое большое в мире количество научно-исследовательских судов (ЭОС), судов разведки (ССВ) и подводных аппаратов.

С момента распада Советского Союза развитие военно-морского флота России, помимо потери значительного количества военно-морских баз, предприятий судоремонта и учебных центров, определялось финансированием по остаточному принципу и отсутствием программы его реструктуризации и сокращения. Выделяемых средств постоянно, в течение последних пяти лет, не хватало не только на качественное развитие флота в минимально необходимом объеме, но и на элементарное его содержание. И это неудивительно. Экономический потенциал России и величина ее военных расходов за указанный период уменьшились в несколько раз, однако, соответствующего сокращения численного состава ВМФ России произведено не было. Не было принято никакой программы консервации излишков корабельного состава и их целевой реализации за рубеж, именно как боевых единиц, а не металлолома.

Большие потери российский военно-морской флот понес от отсутствия нормальной системы базирования и обеспечения планового ремонта кораблей. В течение 5 лет, в то время когда общественные круги страны активно обсуждали, а руководство страны и флота интенсивно делило абсолютно ненужные для России корабли Черноморского флота (корабельный состав остальных трех флотов России, как минимум, в три раза больше того, что российский флот мог реально содержать), из состава флота были выведены в значительном количестве весьма современные корабли, которые на долгие годы могли составлять костяк флота России (авианосные крейсера "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Адмирал Горшков", атомные крейсера "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев"). Только за последние несколько лет, после пожаров и аварий и невозможности их ремонта, выведено из состава флота несколько крупных боевых кораблей - ТАКР "Адмирал Горшков", КИК "Урал", БПК "Адмирал Захаров" и др. Даже в период Гражданской войны и последующей разрухи были сохранены самые ценные корабли флота.

Последние заявления руководства страны о планируемой достройке авианосца "Варяг", разворованного по свидетельству очевидцев, до ужасающего состояния, являются очередным, не подкрепленным никакими расчетами, политическим демаршем. Гораздо проще и дешевле было сохранить то, что имели.

Одним из весьма негативных последствий ошибок реформ последних лет стало разрушение морских компонент экономического могущества страны. Возможности милитаризованного в былые годы до предела судостроения не использованы и на десятую часть, морские перевозки страны на 95% выполняются судами зарубежных стран, морское приборостроение практически парализовано... Настоятельно необходимым является сохранение технологии разработки и строительства боевых кораблей, в т.ч. разработка новых систем оружия, радиоэлектронного оборудования и двигателей. Хотя, по мнению многих экспертов, в ряде областей науки и техники уже произошло необратимое разрушение научно-производственного потенциала.

За последние годы в России заложены две атомные подводные лодки двух новых унифицированных проектов - стратегический ракетоносец "Юрий Долгорукий" (1996 г.) и атомная многоцелевая ПЛ "Северодвинск" (1994г.). Достроены последний ракетный подводный крейсер типа "Дельфин" (К-407, пр.667БДРМ). Введено в строй 4 тяжелых атомных подводных крейсера пр.949А - "Орел", "Омск", "Курск", "Томск"; 2 атомные пл пр.945А - "Зубатка" и "Окунь"; 6 малошумных атомных ПЛ пр.971 - "Дракон", "Волк", "Леопард", "Тигр", "Рысь", "Вепрь". Строятся ДЭПЛ улучшенного типа "Варшавянка" (пр.636) и "Лада" (пр.677).

В год 300-летия российского флота, ценой больших усилий, наконец достроен атомный крейсер "Петр Великий" и зачислен в состав Северного флота.

Из надводных кораблей на заводе "Янтарь" построен СКР нового проекта "Ястреб" (пр11540) - "Неустрашимый", заложен - "Неудержимый" (1993 г.). Введено в строй 6 ЭМ пр.956 - "Беспокойный", "Настойчивый", "Бесстрашный", "Важный", "Вдумчивый", "Буйный" и БПК "Адмирал Чабаненко".

На судостроительном заводе г. Зеленодольска заложено три сторожевых корабля типа "Гепард" (пр.11661). В ПКБ "Алмаз" создан новый проект СКР типа "Новик" (пр.1244), головной заложен 25 июля 1997 г. на заводе "Янтарь". Планируется, что этот небольшой (3000 тонн, длина - 100 метров) сторожевой корабль, оснащенный универсальной артиллерией, зенитными, противолодочными и ударными ракетами и, самое главное, вертолетом ангарного базирования, станет основой океанского флота России в начале XXI века.

Принимая во внимание огромную протяженность морских границ России, насущной необходимостью нового флота является всемерное развитие морской палубной авиации. Принятие на вооружение новых типов вертолетов (легкого патрульного и многоцелевого), вооруженных современными системами обнаружения и оружия, обеспечение их базирования на большинстве сторожевых кораблей флота позволит решить большинство проблем охраны водных районов и морских границ страны. Россия, наверное, как ни одна страна мира, нуждается в современной морской палубной авиации: от легких вертолетов до многоцелевых палубных самолетов. И, конечно, основой флота должны остаться малошумные надежные атомные и неатомные подводные лодки унифицированных проектов. Одним из основных аргументов апологетов большого по списочному составу военного флота является необходимость наличия на каждом флоте количества кораблей равного списочному составу флотов сопредельных государств. Исходя из таких предпосылок, флот России должен быть по составу равным флоту Германии, Норвегии, Турции и Китая или Японии. Даже элементарный здравый смысл подсказывает, что это невозможно в обозримом будущем, да и не нужно в принципе. России нужен минимально возможный военный флот.

А ее морской потенциал необходимо развивать в сферах технологии добычи сырья на шельфе, морского транспортного и рыбного флота, портового хозяйства, гражданского судостроения, марикультуры и приморского туризма.

Они не красили одуванчики в зеленый цвет, а постоянно находились на передовой. Про советские базы за рубежом до сих пор известно крайне мало.

Советские моряки приобрели опыт, недоступный подавляющему большинству представителей других видов ВС СССР. Они не красили одуванчики в зеленый цвет, не занимались сельхозработами, а постоянно находились на передовой, в готовности в любой момент начать боевые действия против очень сильного и умелого противника.

Про советские базы за рубежом до сих пор известно крайне мало. Советский агитпроп называл американские военные базы символами агрессивной политики империализма. Разумеется, СССР, проводивший «мирную и созидательную политику», никаких баз за рубежом иметь не мог (группировки войск в странах Варшавского договора и 40-я армия в Афганистане под это определение не подпадали). Однако на самом деле военно-морские базы за рубежом у нас были. Первые появились еще в 1939-1940 годах в странах Балтии (до их полной оккупации советскими войсками) и в Финляндии (ВМБ Ханко). Сразу после войны у Китая был арендован легендарный Порт-Артур (довольно быстро возвращен хозяевам в знак «вечной дружбы»). В Албании советский ВМФ в 1958 году получил базу подводных лодок Влера, которую всего через три года пришлось бросить из-за резкого ухудшения отношений с Албанией. При этом из 14 наших подлодок, базировавшихся во Влере, четыре были фактически захвачены албанцами (они были неисправны и увести их не удалось).

По мере роста «национально-освободительного движения» в развивающихся странах в Азии, Африке и Латинской Америке стало появляться всё больше государств «социалистической ориентации». Одновременно наш флот получил океанские корабли и начал несение постоянной боевой службы в открытом океане. В задачу ему ставилась борьба с подводными лодками и авианосцами США. Без разветвленной системы базирования полноценное несение службы было невозможно.

Поэтому в обмен на массовые поставки в «братские» страны оружия и обучение персонала им пользоваться СССР стал получать право создавать на их территории «пункты материально-технического обеспечения» ВМФ. В разные периоды в 60-80-х годах прошлого века такие ПМТО действовали в Сьенфуэгосе (Куба), Бизерте и Сфаксе (Тунис, который, кстати, никогда не считался страной социалистической ориентации), Порт-Саиде и Мерса-Матрух (Египет), Триполи и Тобруке (Ливия), Тартусе и Латакии (Сирия), Адене и на о. Сокотра (НДРЙ), Бербере (Сомали), Конакри (Гвинея), Луанде (Ангола), Камрани (Вьетнам), в Асмэре и на о. Дахлак (Эфиопия). Таким образом, советский флот появился в тех районах Мирового океана, которые Запад всегда считал своим глубоким тылом (Индийский океан, Центральная и Южная Атлантика, Карибское море, центральная часть Тихого океана). Под контролем нашего ВМФ оказались некоторые важнейшие узлы морских коммуникаций, например оба выхода из Красного моря (и Суэцкий канал, и Баб-эль-Мандебский пролив). Советские моряки и морские пехотинцы начали даже проводить совместные учения с «аборигенами». Учебные десанты высаживались на йеменском острове Сокотра, в Сирии, в Сомали, во Вьетнаме.

Иногда, впрочем, нашим морякам и морпехам приходилось поворачивать оружие против недавних партнеров по учениям или непосредственно втягиваться в азиатские и африканские разборки. Так, летом 1977 года началась война между двумя союзниками СССР - Эфиопией и Сомали. Примирить противников не удалось, и Москве пришлось делать выбор. Сделан он был в пользу Эфиопии, и сомалийский президент Барре предложил советским гражданам, находившимся в его стране, немедленно ее покинуть. 20 ноября 1977 года с нашего БДК был высажен десант в столице Сомали Могадишо. Благодаря этому эвакуация персонала посольства и других советских учреждений прошла без потерь и особого ущерба. Однако прекрасно оборудованную базу в Бербере пришлось бросить. Взамен мы получили базы в Эфиопии, которые, к сожалению, оказались расположенными на территории мятежной провинции Эритрея (сейчас это независимое от Эфиопии государство), и нашим воинам пришлось принимать непосредственное участие во внутриэфиопском конфликте. Эта поистине «неизвестная война» советского ВМФ продолжалась 13 лет.

ВМФ обеспечивал переброску в Эфиопию советского оружия и кубинских войск, а также воевал сам. В декабре 1977 - январе 1978 года тихоокеанский эсминец «Веский» обстреливал позиции эритрейцев в районе Массауа. Летом 1978 года в порту Массауа был высажен танковый взвод морской пехоты ТОФ, который, не понеся потерь, обеспечил эфиопам захват порта и города. В мае 1984 года два советских противолодочных самолета Ил-38 были уничтожены эритрейцами (по другим сведениям - спецназом из Саудовской Аравии) во время атаки на эфиопскую ВВБ Асмэра. В мае 1990 года, за год до окончательного краха режима тогдашнего эфиопского президента Менгисту Хайле Мариама, произошло сразу два морских боя. Сначала тральщик «Разведчик» отразил атаку четырех эритрейских катеров на советский танкер, один из катеров был потоплен. Затем в бой с четырьмя другими катерами сепаратистов вступил катер АК-312 (пр. 205П). Он потопил три из них, не получив при этом никаких повреждений (этот бой можно считать одним из самых успешных за всю историю ВМФ СССР). В октябре 1990 года МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (пр. 1124М) подавил артиллерийским огнем обстрелявшую его с берега артиллерию эритрейцев. В декабре тральщик «Дизелист» потопил два из шести атаковавших его эритрейских катеров. Все упомянутые корабли («Разведчик», «Дизелист», АК-312, МПК-118) принадлежали Черноморскому флоту. В феврале 1991 года база с о. Дахлак была эвакуирована из-за невозможности ее дальнейшего существования в условиях очевидного конца эфиопского режима (как, впрочем, и советского).

Приходилось нашим морякам и морпехам воевать и в других экзотических местах. В 1981 году советские моряки фактически предотвратили поддержанный ЮАР военный переворот на Сейшельских островах, а затем обеспечивали проведение в столице островов Виктории суда над мятежниками. В 1986 году началась гражданская война в «братском» Южном Йемене, поэтому нашей морской пехоте пришлось заняться эвакуацией из Адена советских и иностранных граждан (в том числе и западных).

Более известен широкой общественности факт нашего пребывания в Средиземном море. Пятая оперативная эскадра ВМФ СССР (1 крейсер, 1 эсминец или большой противолодочный корабль, 1-2 тральщика, 1 большой и 2-3 средних десантных корабля с морской пехотой) состояла из кораблей всех трех европейских флотов СССР - Черноморского, Балтийского и Северного (на ротационной основе, естественно). Причем основную роль, несмотря на свою удаленность от Средиземного моря, играл Северный флот. Во-первых, он был самым сильным, во-вторых, он обладал возможностью свободного развертывания в открытый океан. С 1967 по 1972 год эскадра постоянно базировалась в Порт-Саиде, а разведывательные и противолодочные самолеты Ту-16, Ил-38 и Бе-12 размещались на аэродромах Мерса-Матрух, Асуан, Александрия, Каир-Западный. Наши моряки не раз были готовы вступить в бой с израильтянами или с 6-м флотом США - и во время Шестидневной войны 1967 года, и во время войны на истощение 1967-1970 годов, и в дни октябрьской войны 1973 года, хотя к тому времени наш флот, как и весь воинский контингент, уже были изгнаны Садатом из Египта. В январе 1968 года отряд кораблей Черноморского флота произвел высадку десанта на азиатском берегу Суэцкого канала с целью сохранения за Египтом контроля над входом в канал, но к конфликту с Израилем это не привело.

Большой противолодочный корабль «Симферополь», 1987 год

После потери Египта 5-я эскадра, которую принято называть Средиземноморской, осталась неприкаянной. Корабли заходили в порты Алжира, Туниса и Ливии (здесь они весной 1986 года, то есть уже при Горбачеве, чуть было вновь не втянулись в конфликт с 6-м флотом во время американских ударов по ливийскому флоту в заливе Сидра, а затем по Триполи и Бенгази), однако главной базы не имели. Основным союзником СССР в Средиземноморье была Сирия, однако, по-видимому, у наших военных надолго остались неприятные воспоминания о войне 1973 года, когда израильские ракетные катера в ходе нескольких ударов по сирийским портам Латакия и Баниас полностью уничтожили ВМС этой страны, а также потопили несколько иностранных торговых судов, включая одно советское (причем сделали они это совершенно безнаказанно, ни один израильский катер даже не был поврежден). Кроме того, в начале 80-х наши зенитные ракетчики, временно размещавшиеся на территории Сирии, несколько раз подвергались атакам как израильских десантников, так и местных мусульманских экстремистов. Тем не менее морякам было некуда деваться, с 1988 года начал действовать постоянный ПМТО в Тартусе. Сейчас только он у нас и остался, это единственная база ВС РФ за пределами СНГ.

Крупнейшей нашей базой за рубежом была вьетнамская Камрань. Кроме 15-й оперативной эскадры ТОФ, действовавшей в западной и центральной частях Тихого океана, там базировался полк морской авиации, размещалась РЛС и средства радиотехнической разведки. Кроме того, Камрань была тыловой базой и для 8-й оперативной эскадры, действовавшей в Индийском океане. Численность военного персонала достигала 10 тыс. человек. Гавань Камрани - одна из лучших в Тихом океане, здесь могут базироваться корабли всех классов до авианосца включительно. Во время вьетнамской войны США предполагали перевести в Камрань из бухты Субик на Филиппинах главную базу своего 7-го флота. Они успели создать хорошо оборудованную ВМБ как раз к моменту своего поражения и ухода из Вьетнама. В 1979 году ее и прибрал к рукам СССР на правах 25-летней бесплатной аренды (которая, увы, кончилась на два года раньше срока). В середине 80-х количество одновременно базировавшихся здесь подлодок, кораблей и вспомогательных судов превышало 20 единиц. Корабли 15-й эскадры не только противостояли 7-му флоту США, но и напрягали с юга Китай, отношения с которым в тот момент находились на уровне холодной войны.

Обвальный уход с зарубежных баз, начавшийся еще в конце существования СССР, объясняется не только экономическими и политическими причинами, но и несоответствием структуры и состава ВМФ и стоящих перед ним задач. Если Сухопутные войска и ВВС обладали хоть какой-то степенью универсальности, то флот (как и РВСН) был создан для войны только и исключительно против США, при этом (в отличие от РВСН) реально воевать с американцами был не способен ни по количественным, ни, что гораздо важнее, по качественным параметрам. Задача борьбы с американскими подлодками не решалась вообще, эффективность нашей противолодочной обороны была очень близка к нулю (хотя противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38 базировались на Кубе, в Анголе, Эфиопии, Египте и Вьетнаме, то есть рядом со многими из наших ПМТО). Не слишком хорошо обстояло дело и в плане борьбы с авианосцами. У нас были созданы подлодки и ракетные крейсера, способные одним залпом снести целое авианосное соединение США, но имелись очень серьезные проблемы с целеуказанием. В случае реальной войны мы просто не имели бы возможности применить наши замечательные ракеты, поскольку американцы нас очень быстро бы «ослепили», уничтожив предназначавшиеся для целеуказания спутники и самолеты Ту-95РЦ. Наконец, наши зарубежные базы и корабли в открытом океане не имели никакого авиационного прикрытия. При наличии у США полутора десятков авианосцев и множества военно-воздушных баз по всему миру это не оставляло нашим кораблям шансов на успех. СССР военно-воздушных баз с боевой авиацией (кроме противолодочной) за рубежом не имел никогда, если не считать краткого пребывания 135-го истребительного авиаполка в Египте во время войны на истощение. Исключением являлась Камрань, где постоянно базировалась эскадрилья МиГ-23, но она могла прикрыть только саму базу, но не корабли в океане. Когда острота противостояния с США резко снизилась, все эти обстоятельства проявились в полной мере. Ну и конечно, у страны закончились деньги, вместе с чем схлопнулась и сфера влияния.

Тем не менее многолетняя боевая служба в открытом океане с заходами в зарубежные базы была уникальным этапом в истории российского ВМФ (нечто подобное имело место лишь в конце XVIII - начале ХIХ веков во время походов нашего Балтийского флота в Средиземное море на войну с турками). Советские моряки за эти годы приобрели опыт, недоступный подавляющему большинству представителей других видов ВС. Они не красили одуванчики в зеленый цвет, не занимались сельхозработами, а постоянно находились на передовой, в готовности в любой момент начать боевые действия против очень сильного и умелого противника. Несмотря на указанные выше обстоятельства, боевая служба ВМФ СССР в Мировом океане напрягала Америку очень сильно. Причем в ходе этого перманентного противостояния между советскими и американскими моряками, несмотря на восприятие друг друга как врагов, возникло взаимное уважение коллег-профессионалов.

Потери и приобретения флота после второй мировой войны, Развитие ВМФ СССР после второй мировой войны, Состояние ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Человек и советский ледокол (фото второй половины XX века).

ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ФЛОТА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Потери Военно-Морского Флота СССР за годы войны составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Флот потерял 150 крупных кораблей и подводных лодок, около 700 других кораблей, катеров и вспомогательных судов, около 5 тыс. самолетов.

Однако эти потери восполнялись построенными в стране кораблями (корабли также поставлялись по ленд-лизу и достались в качестве трофеев) и новым обученным офицерским составом.
Так, к концу Второй мировой войны корабельный состав советского флота по численности кораблей был уже вдвое больше, чем в начале войны.
Всего на 3 сентября 1945 года в ВМФ СССР числился 361 надводный корабль специальной постройки.

По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил итальянские, немецкие и японские корабли, а также большое количество технической документации.

РАЗВИТИЕ ВМФ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Сразу же после окончания войны Советским правительством был взят курс на ускоренное развитие и обновление военно-морского флота. В период конца сороковых-начала пятидесятых годов в состав флота вошло большое количество новых и современных кораблей и подлодок всех типов. Устаревшие корабли довоенной постройки проходили модернизацию.

Большое внимание было уделено подготовке личного состава флота: совершенствовалась организация и повышался уровень боевой подготовки. Был принят во внимание опыт Великой Отечественной войны. Учебные пособия и уставы были переработаны и разработаны новые. Ко всему прочему, была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Во всем мире продолжали совершенствовать ракеты различных классов для поражения целей в любой среде и на любом расстоянии. СССР не оставался в стороне. Так противолодочные корабли получили ракеты-торпеды и реактивные бомбометы.

Развитие ядерных технологий привело к тому, что в советском подводном кораблестроении определились два главных направления: создание подводных дальнобойных ракетоносцев и многоцелевых атомных подлодок для выполнения комбинированных задач. Также было признано необходимым создание авианосцев для выполнения боевых задач в Мировом океане.


Всплытие подводной лодки

В середине пятидесятых годов был принят курс на строительство мощного ракетно-ядерного флота, который смог бы действовать в Мировом океане. Так, 12 августа 1957 года был спущен со стапелей первый советский подводный атомоход «Ленинский комсомол».

Позже были спроектированы и построены различные противолодочные корабли, началось внедрение палубной авиации. Так, в шестидесятые годы был построен первый советский крейсер-вертолетоносец. Активно велись исследования в области создания кораблей с динамическими принцами поддержания: на подводных крыльях и на воздушной подушке, — а также различных кораблей, используемых в десантных целях.

В дальнейшем корабли постоянно совершенствовались, создавались новые ракетоносцы, также вступали в строй многоцелевые подводные лодки. Проблема с внедрением на палубы авиации была решена: создано большое количество авианесущих кораблей, с возможностью вертикального взлёта и посадки самолетов. Также строились надводные корабли с атомной энергетикой.
Флот получил современные десантные корабли и тральщики.

Основой ударной мощи флота стали атомные подводные лодки с дальнобойными баллистическими ракетами.

Морская авиация заняла важное место в ВМФ, так как резко возросло значение противолодочной авиации, способной вести эффективный поиск и уничтожать подводные лодки врага в Мировом океане. Главной задачей морской авиации стала борьба с атомными подводными ракетоносцами вероятных противников.

Конечно, и надводные корабли не утратили своей важности: их мобильность, огневая мощь и способность вести боевые действия в Мировом океане увеличились. Поиск и уничтожение подлодок могли выполнять также и противолодочные крейсеры, и некоторые большие противолодочные корабли.

На вооружении стояли такие авианесущие крейсеры, как «Москва», «Баку»,«Ленинград», «Минск», «Киев», «Новороссийск»; быстроходные противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины», «Адмирал Виноградов», «Красный Кавказ», «Николаев» и др., а также сторожевые корабли типа «Бодрый».

Подлодка К-22 «Золотая рыбка»
Самая быстрая в мире подлодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 км/ч (42 узла). За дороговизну постройки эту титановую лодку прозвали «Золотая рыбка».

Другую большую группу надводных кораблей постепенно стали формировать ракетные крейсеры и катера —вследствие развития ракетного оружия и радиоэлектроники, что расширило возможности этого рода сил, придав им новые качества и функции.

Одним из ярких примеров мощи советского флота могли служить атомные ракетные крейсера «Киров» и «Фрунзе». Эти крейсеры имели превосходные условия для экипажа, что позволяло им месяцами не заходить в базы.

Неатомные ракетоносные корабли с ракетами различного назначения также стали важной частью флота. Наиболее примечательными из ракетных крейсеров были «Варяг», «Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин», «Слава», а также несколько других.

Малые ракетные корабли типа «Зарница» и ракетные катера типа «Кировский комсомолец» могли осуществлять задачи по уничтожению надводных судов противника не только в закрытых морских театрах, но и в прибрежных районах океанов.

В семидесятые годы флотеполучил десантные корабли на воздушной подушке. Они были предназначены в основном для перевозки десантных подразделений сухопутных войск, морской пехоты и их боевой технике.

Появились большие десантные корабли, оснащенные специальными помещениями для личного состава, а также трюмами и площадками для размещения различной военной техники. Часть малых десантных кораблей были вооружены скорострельной десантной артиллерией, которая позволяла отражать атаки с воздуха.

Также большие изменения произошли в береговой артиллерии. Из нее были сформированы ракетно-артиллерийские войска, способные поражать цели на расстоянии 300-400 километров.
Морская пехота, в свою очередь, была изменена коренным образом: она стала располагать плавающей и высокопроходимой бронетехникой различных типов (танки, бронетранспортеры, разведывательные и инженерные машины и т.д.).

Также различные новые качества приобрели суда вспомогательных типов. Почти все типы вспомогательных судов прошли модернизацию и перевооружение.


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» и ракетный крейсер проекта 1164.

СОСТОЯНИЕ ВМФ СССР НА КОНЕЦ 1980-Х ГОДОВ

Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков: «Гонка вооружений в целом, и в частности военно-морских, начата и взвинчивается не нами. Наш могучий океанский ракетно-ядерный флот был создан по решению ЦК КПСС и Советского правительства в ответ на развертывание флотами США и НАТО ракетно-ядерного оружия, нацеленного на нашу страну.
...Сегодня, когда мы уже имеем флот, являющийся одним из сильнейших в мире, оглядываясь назад, отчетливо видишь, какой же колоссальный труд вложен в него нашими замечательными учеными и конструкторами, инженерами и рабочими. Можно сказать, что наш флот создан трудом всего советского народа».

На конец восьмидесятых годов в состав ВМФ СССР входило свыше сотни эскадр и дивизий, численность личного состава которых составляла более 450 тыс. человек. Морская пехота насчитывала почти 13 тыс. пехотинцев.

Расходы на военно-морской флот в СССР по состоянию на 1989 год достигли 12,08 млрд рублей, из которых 3 млрд было затрачено на закупку кораблей и катеров и более 6,5 млрд — на техническое оснащение.

В боеготовом состоянии находилось 160 надводных кораблей, способных выполнять продолжительные операции в Мировом океане и дальних морских зонах, а также 83 стратегических атомных подводных ракетоносца, 113 многоцелевых атомных подлодок и свыше 250 дизель-электрических.

Из книги Павлова А.С. «Советский ВМФ 1990-1991»:
«СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).»

В 1991 году на судостроительных предприятия в СССР строились два авианосца (из них один атомный), одиннадцать подлодок с баллистическими ракетами, а также 18 многоцелевых атомных и семь дизельных подлодок. Ко всему прочему, было заложено десять эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и большое количество менее крупных кораблей всех типов.

Своего пика ВМФ СССР достиг в 1985 году, тогда состав флота насчитывал в сумме 1561 кораблей и по своему боевому потенциалу уступал лишь ВМФ США.


Пункты базирования ВМФ СССР, 1984 год

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

«Грехи других судить Вы так усердно рветесь,
начните со своих и до чужих не доберетесь »
— У. Шекспир

Рухнул «Железный занавес», и установившаяся Эпоха Гласности позволила миллионам советских граждан узнать много новых и шокирующих тайн, связанных с историей их бывшей страны.

Например, свободная пресса выяснила, что советским Военно-Морским Флотом управляли совершенно бездарные и некомпетентные люди. Вместо того чтобы развивать флот по американскому образцу (с упором на авианосные ударные группировки), маразматики из советского Генштаба принялись искать «асимметричные ответы», истратив десятки миллиардов народных рублей на строительство дорогих, но малоэффективных подводных лодок, крейсеров и сверхзвуковых ракетоносцев.

Против 14 американских «Нимитцев», «Китти Хоков» и «Форрестолов», составлявших в 1980-е годы боевое ядро ВМС США, советский ВМФ выставил невероятную по своему разнообразию «эскадру» в составе:

— 15 надводных ракетных крейсеров – от простейшего «Грозного» до невероятного атомного «Орлана»;
— многочисленные серии ПЛАРК: проекты 659, 675, 670 «Скат», – всего порядка 70 субмарин с крылатыми ракетами;
— , «Лира», «Плавник», «Кондор» и «Барракуда»;
— десятки «обычных» многоцелевых ПЛА и ДЭПЛ;
— ракетные катера и корветы (МРК);
— ракетоносная авиация ВМФ – сотни Ту-16, Ту-22М2 и ;
— противокорабельные ракетные комплексы – от примитивного «Термита» до фантастических «Гранитов», «Вулканов» и «Базальтов».

Очевидно, что этот впечатляющий набор оружия имел запредельную стоимость, но так и не смог решить возложенную на него задачу – проблема эффективного противодействия американским АУГ так и осталась под вопросом.

Немало претензий вызывает советская система выдачи целеуказания ракетному оружию. Американские АУГи перемещались в океане со скоростью700 мильв сутки – выследить и взять на сопровождение столь подвижные объекты являлось исключительной по своей сложности задачей. А без качественной информации о текущем местоположении АУГ грозные «убийцы авианосцев» становились беспомощны.

И попробуй его сбей!

Любой разведчик Ту-16Р или Ту-95РЦ, рискнувший приблизиться к АУГ в военное время, будет неминуемо сбит воздушным патрулем за многие сотни миль от ордера авианосной группировки. Единственное приемлемое решение – космическая разведка. Советская морская космическая система разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда-М» была настоящим кошмаром – каждые 45 суток спутник УС-А, оснащенный малогабаритным ядерным реактором и РЛС бокового обзора, сгорал в плотных слоях атмосферы, а вместе с ним сгорали миллионы полновесных советских рублей.

Список замечаний к организации службы ВМФ СССР обычно заканчивается утверждением о необходимости строительства огромного количества аэродромов для морской ракетоносной авиации (МРА) ВМФ, разведчиков и истребителей прикрытия. Вновь немалые затраты без какой-либо полезной отдачи.

Каждая решенная проблема открывала череду новых трудностей: руководство ВМФ СССР загнало флот в тупик. Потратив безумные средства на «асимметричное оружие», советский флот так и остался предельно неэффективной системой, не способной бороться на равных с ВМС США.

Итогом данного диспута может быть стать простой и логичный вывод: руководству советского флота следовало перенять заребужный опыт и начать создание авианосных ударных группировок по образцу ВМС США. Получилось бы мощнее, эффективнее, а главное – дешевле (согласно известной легенде, стоимость двух подлодок проекта 949А превышала стоимость авианесущего крейсера «Кузнецов»).

Или не следовало?

Различные спекуляции по поводу запредельной стоимости ВМФ СССР разбиваются, как о скалу, об единственный факт — бюджет советского флота был меньше, чем бюджет ВМС США.

Расходы на ВМФ СССР в 1989 году составили 12,08 млрд. рублей, из них 2993 млн. рублей на закупку кораблей и катеров и 6531 млн. на техническое оснащение.

— справочник «Советский ВМФ. 1990-1991», Павлов А.С.

На закупки оружия и боевой техники для военно-морских сил США запланировано выделить 30,2 млрд. долларов, из них 8,8 млрд. пойдут на приобретение авиационной техники, 9,6 млрд. — боевых кораблей и вспомогательных судов, 5,7 млрд. — ракетного оружия, артиллерийско-стрелкового вооружения и торпед, 4,9 млрд. — прочей военной техники.

— Зарубежное военное обозрение, №9 1989 год

Даже если не вдаваться в подробности курсов валют (официальный и реальный), ценообразования, уровня коррупции и особенностей реализации военных программ по обеим сторонам океана, факт остается неизменным: несмотря на свои титановые подлодки и супер-крейсера, советский флот был дешевле в несколько раз!

Собственно, на этой волне можно было закончить повествование, но публику интересует главный вопрос: был ли способен отечественный ВМФ в том виде, в каком он был, нейтрализовать авианосные группировки в северной Атлантике?

Ответ очевиден: ДА .

Согласно расчетам, проведенным по обеим сторонам океана, в случае войны подлодки и МРА ВМФ СССР топили американский флот, при этом сами советские моряки и летчики несли жестокие потери – после проведенной атаки АУГов МРА ВМФ СССР фактически перестала бы существовать.

Всякий раз, когда кто-либо пытается писать о противостоянии нашего и американского флотов, обязательно произносится мантра: «для уничтожения одной АУГ выделялось три авиационных полка бомбардировщиков-ракетоносцев »! Обычно мантра произносится зловещим тоном, пугающе вытаращив глаза с целью убедить всех присутствующих в «неуязвимости» американского флота.

Сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3

Хотя если разобраться, на войне без потерь не обойтись. А уничтожение авианосца, пятерки крейсеров, фрегатов и 50…60 единиц вражьей авиатехники в обмен на потерю ста советских самолетов (возьмем самый пессимистичный сценарий) – размен более чем справедливый.

Или кто-то всерьез надеялся, что для противодействия могучему флоту США, на содержание и развитие которого янки тратили по 30 млрд. долларов в год, достаточно пары сверхзвуковых Ту-22М?

Всевидящее око

Еще одно заблуждение связано с обнаружением противника: принято считать, что лишенные качественной разведки корабли ВМФ СССР беспомощно кружили по просторам Мирового океана, как слепые котята. А американцы? Американцы – молодцы! У ВМС США есть и палубная авиация, и морские самолеты ДРЛО – летающие радары E-2CHawkeye мгновенно обнаружат противника, а палубные «Хорнеты» растерзают любую надводную или воздушную цель, не подпустив её к АУГ ближе, чем на500 миль.

В данном случае, теория сильно расходится с практикой.

Разумеется, находясь в идеальном «сферическом вакууме», самолеты с авианосца должны первыми обнаружить противника, и первыми нанести удар. Попав под непрерывные атаки палубной авиации, любой из атомных «Орланов» погибнет, даже не успев выйти на дистанцию пуска своих ракет.

Сторонники подобных сценариев обычно не учитывают тот факт, что советским «Орланам» и подлодкам НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ куда-либо прорываться – советские боевые корабли постоянно находились в наиболее важных районах Мирового океана :

— 5-я оперативная эскадра — решение оперативно-тактических задач в Средиземном море;
— 7-я ОпЭск – Атлантика;
— 8-я ОпЭск – Персидский залив и Индийский океан;
— 10-я ОпЭск – Тихий океан;
— 17-я ОпЭск – обеспечение советских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (преимущественно – Южно-Китайское море и Юго-Восточная Азия), появление эскадры — следствие Войны во Вьетнаме.

ВМФ СССР практиковал слежение за кораблями «вероятного противника» — ракетные крейсера и подлодки все время дежурили где-то поблизости от американских АУГ и соединений боевых кораблей НАТО, готовые в упор открыть огонь на поражение. В таких условиях палубная авиация теряла свое главное преимущество: больший радиус действия. Советские «Скаты», «Орланы» и «Антеи» надежно держали «пистолет» у виска американского флота.

Запуск противокорабельной ракеты комплекса «Вулкан» с РКР «Москва»

Остается лишь добавить, что помимо боевых кораблей, с ударным вооружением, за военно-морскими силами США и НАТО непрерывно следили многочисленные морские разведчики ВМФ СССР – большие, средние и малые суда связи (ССВ), в количестве более 100 штук. Скромные кораблики, внешне почти неотличимые от рыболовецких траулеров и сухогрузов, в чьи задачи входила визуальное наблюдение за «вероятным противником», радиотехническая разведка и ретрансляция сигналов.

Несмотря на отсутствие оружия, советские ССВ бесцеремонно прогуливались рядом с грозными «Нимитцами» и «Тикондерогами», замеряя электромагнитные поля и отмечая текущие координаты американского соединения.

Советская подлодка намотала на винт секретную американскую антенну TASS и лишилась хода. Первым на помощь прибыло ССВ-506 «Находка». На заднем плане — эсминец ВМС США «Питерсон». Саргассово море, 1983 год

Янки скрежетали зубами от досады, но обижать «малышей» в мирное время запрещено – безопасность ССВ обеспечивалась военной и политической мощью Советского Союза. В случае войны, ССВ становились чистыми смертниками, но перед своей гибелью они успеют связаться с ударным соединением и передать координаты «неуловимой» американской эскадры. Возмездие будет жестоким.

Мастер на все руки

Иногда ВМФ СССР критикую за его «однобокость» — якобы советский флот был ориентирован исключительно на глобальный ядерный конфликт, но был совершенно бесполезен при решении тактических задач.

Стоит заметить, что до изобретения высокоточных крылатых ракет морского базирования любой из современных флотов играл чисто эпизодическую роль в локальных войнах — если не считать орудий сверхбольшого калибра на четырех сохранившихся линкорах ВМС США, какую либо реальную помощь и огневую поддержку флот оказать не мог. Во всех локальных конфликтах ХХ столетия основная роль отводилась сухопутным силам и авиации.

Вот видите! – воскликнут сторонники создания АУГ – флоту без авианосцев в локальных войнах не обойтись!

Любителям летать с палуб просьба не беспокоиться: воздух – это сфера деятельности ВВС. Палубные авиакрылья слишком малочисленны и слабы, чтобы нанести существенный вред даже такой невеликой стране, как Ирак. «Буря в пустыне», 1991 год – шесть авианосных ударных группировок ВМС США обеспечили всего 17% боевых вылетов Коалиции. Всю основную работу выполнила авиация наземного базирования – на их стороне были и массовость, и качественное превосходство, и спецтехника для решения сложных вопросов (E-8 J-STARS, RC-135W, стелс-самолеты и т.п.).

Во время бомбардировок Югославии единственный американский авианосец «Рузвельт» приперся лишь на 12-е сутки войны — без него 1000 самолетов НАТО конечно бы не справились. Ливия, 2011 год – ни один из 10 «Нимитцев» даже не шевельнул пальцем, зато ВВС США вдоволь «порезвились» в ливийском небе. Комментарии, как говорится, излишни. Ценность авианосцев в локальных войнах стремится к нулю .

Единственная значимая функция американского флота в локальных войнах – доставка в регион нескольких сотен КРМБ «Томагавк», с помощью которых янки «выносят» самые трудные и высокозащищенные цели – позиции систем ПВО, радары, командные центры, авиабазы и т.п. объекты.

Что касается отечественного флота, он делал все, что должен был делать нормальный флот, за исключением нанесения ударов по целям в глубине побережья. Флот отлично справился с эскортированием судов во время танкерной войны в Персидском заливе — уж, чего, а эсминцев (больших противолодочных кораблей) в составе ВМФ СССР всегда было в достатке, более 100 единиц.

Флот получил высокую оценку в ходе операций по тралению и очистке от мин Суэцкого канала и бухты Читтагонг (Бангладеш). Военные моряки обеспечивали доставку военной и гуманитарной помощи в страны Африки и Ближнего Востока, попутно являясь наглядной демонстрацией военной мощи СССР. Корабли принимали участие в подавлении переворота на Сейшельских островах, спасении экипажа американского разведчика «Альфа-Фокстрот 586», вытеснении крейсера «Йорктаун» из советских территориальных вод – благодаря своей многочисленности, универсальности и всемирной сети военно-морских баз, корабли ВМФ СССР оперативно всегда оказывались в нужном месте в нужный момент.

Советские КИК (корабли измерительного комплекса) регулярно несли дежурство у ракетного полигона Кваджалейн (Тихий океан), наблюдая за траекториями и поведением боевых блоков американских МБР, велось наблюдение за запусками с зарубежных космодромов – СССР был в курсе всех ракетных новинок «вероятного противника».

Противолодочный крейсер «Ленинград»

На ВМФ СССР лежала обязанность содействия в рамках советской космической программы – корабли не раз привлекались к поиску и эвакуации приводнившихся космических аппаратов в Индийском океане.

У отечественного флота не было громоздких и чудовищно дорогих вертолетоносцев-доков, подобных американским «Уоспам» и «Таравам». Зато в составе ВМФ СССР имелось 153 больших и средних десантных корабля, подготовленные части морской пехоты, а также 14 старых артиллерийских крейсеров и 17 эсминцев с автоматизированными130 мморудиями для огневой поддержки. С помощью этих средств советский флот мог запросто провести точечную десантную операцию в любом уголке Земли.

Вот такая «однобокость»…

Главный калибр

Военно-Морским Флотом СССР управляли грамотные люди, которые отлично понимали стоящие перед ними цели и задачи : несмотря на свой меньший бюджет, отечественный ВМФ мог достойно противостоять даже могучему американскому флоту – корабли выполняли задачи в любой точке Мирового океана, защищая интересы своей Родины.


Самое обсуждаемое
Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге
Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования
Роберт оппенгеймер цитаты Роберт оппенгеймер цитаты


top