Темник Мамай или козак Мамай? Значение слова мамай в краткой биографической энциклопедии Битва мамая с аланами.

Темник Мамай или козак Мамай? Значение слова мамай в краткой биографической энциклопедии Битва мамая с аланами.

Имя: Мамай

Годы жизни: ок. 1335 - 1380

Государство: Золотая Орда

Сфера деятельности: Армия, политика

Величайшее достижение: Не будучи потомком Чингисхана, стал правителем части Золотой Орды. Возглавил монгольскую армию в Куликовской битве

Имя Мамая широко известно на Руси. Как же получилось, что темник сумел в течение двадцати лет стать не только фактическим правителем Золотой Орды, но и вошел в мировую историю благодаря своей деятельности? Родился Мамай в Кафе предположительно в 1335 году, принадлежал к монгольскому роду Киятов. По происхождению ханом он быть не мог – престол занимали только чингизиды. Но сумел стать зятем последнего из рода Батуидов.

Наместник Мамай

В шестидесятых годах четырнадцатого века в судьбе Мамая свершилось два очень важных события – хан назначил его наместником и Северного Причерноморья. На тот момент он уже был женат на дочери хана, что, несомненно делало его назначения ожидаемыми и логичными.

В 1359 году восьмой хан Золотой Орды Мухаммед Бердибек-хан был убит в результате захвата власти Кульпой – самозванным ханом, своим дальним родственником. После смерти тестя темника началось двадцатилетие, которое вошло в мировую историю как « ». Мамай не остался в стороне от этих событий – он развязал войну против нового правителя. Мамай контролировал западную часть государства. Сам сесть на трон он не мог в силу недостаточно знатного происхождения. Ему необходим был покладистый и слабовольный хан, который позволил бы ему стать фактическим правителем. В 1361 году его выбор падает на Абдуллаху из рода Батуидов, родственника покойного правителя, которого он назначает правителем Белой Орды. Но другие ханы стали оспаривать это решение, предъявляя свои претензии на ханский золотоордынский престол. За два десятилетия в общей сложности 9 ханов претендовали на него.

Мамай понимал, что в борьбе за ханство ему нужны союзники в международной политике. И потому начал налаживать связи с западными странами.

Мамай и Золотая Орда

В 1370 году умирает Абдуллах-хан. По поводу его смерти ходят разные версии, в том числе и о насильственной смерти. Следующим ханом была, по некоторым версиям, сама супруга темника. Археологи даже находят чеканные золотые монеты с ее изображением. Но как бы не устраивала Мамая кандидатура супруги, Тулунбек-ханум, он понимал, что во главе орды должен стоять хан-чингизид мужского пола. Судьба этой женщины, жены Мамая, впоследствии сложилась трагически. После гибели Мамая она была взята замуж для усиления авторитета его власти, но через несколько лет казнена им по подозрению в заговоре.

В 1372 году был провозглашен ханом восьмилетний Магомет-султан. Через десять лет он погиб в , но на тот момент был вполне удобен для Мамая в качестве хорошо управляемого правителя.

Но все было непросто с законностью прав Магомета — согласно Яссе, закону , провозглашенные Мамаем ханы, были незаконными.

Мамай в Куликовской битве

После убийства своего отца Тохтамыш бежал под покровительство . И тот использовал беглого чингизида для получения контроля над Ордой. Несколько раз войско Тимура и Тохтамыша пыталось захватить трон, но каждый раз терпел неудачу. Помогли обстоятельства – в 1380 году в Куликовской битве Мамай не только потерпел поражение, но и в этом сражении погиб провозглашенный темником Булак-хан. Это не сломило Мамая, но обстоятельства все равно были против него.

Попытка скрыться в Крыму под покровительство генуэзцев, в родную Кафу, провалилась — в город его не пустили. Мамай вскоре был убит подосланными Тохтамышем наемниками. Похороны незаурядному и известному темнику были устроены самые почетные.

По поводу наиболее фатального события в жизни Мамая – Куликовской битвы – у историков есть две версии. Одни, во главе с Л. Гумилевым, Н. Карамзиным, Г. Вернадским считают, что битвы не было, и татары были скорее союзниками, нежели угнетателями. И именно этот союз спас Русь от исчезновения как государства в сложный период междоусобицы.

Оппоненты же этой группы ученых опираются на описания зверств татар в русских летописях – массовые казни, разрушения городов, убийства. Но большинство летописей могло быть отредактировано гораздо позже – при правлении Ивана III, с политической целью, в угоду текущей международной ситуации – в частности, в связи с обострением отношений с Литовским княжеством, давним союзников монголов.

Обе версии имеют право на жизнь, но, возможно, правда где-то посередине.

Его имя вошло в бытовую культуру на уровне поговорок: «как Мамай прошел». С ним связана одна из самых известных страниц истории – Куликовская битва. Он вел тайные политические игры с литовцами и генуэзцами. Беклярбек Золотой Орды Мамай.

Происхождение

Хан Мамай стал прототипом знаменитого персонажа украинской народной культуры – казака-лыцаря (рыцаря) Мамая. Современные украинские историки-реформаторы даже всерьез пишут об украинском происхождении хана, а эзотерики называют казака-Мамая «космогоническим олицетворением украинского народа в целом». Впервые в бытовой культуре простонародья он появился довольно поздно, в середине XVIII века, но стал настолько популярным образом, что висел в каждом доме рядом с иконами.

Мамай был наполовину половец – кыпчак, наполовину - монгол. По отцу – потомок хана Акопы из рода Кият, а по матери – из рода золотоордынского темника Мамая. Тогда это было распространенное имя, означавшее по-тюркски Мухаммед. Он удачно женился на дочери сарайского правителя - хана Бердибека, который до этого убил своего отца и всех братьев, начиналась Великая Замятня в Орде – длительный период междоусобиц. Сам Бердибек тоже был убит, и прервалась прямая линия династии Батуидов на главном престоле Орды. Тогда восточные потомки Джучи стали претендовать на Сарай. В этих условиях Мамай захватил западную часть Орды и ставил там ханов – непрямых наследников рода Батуидов. Сам он править не мог, не будучи Чингизидом. И вот тут развернулась большая политика с участием Мамая.

«Талантливый и энергичный темник Мамай происходил из рода Кият, враждебного Тэмуджину и проигравшего войну в Монголии еще в XII в. Мамай возродил причерноморскую державу половцев и алан, а Тохтамыш, возглавив предков казахов, продолжил улус Джучиев. Мамай и Тохтамыш были врагами». Лев Гумилев.

Мамай vs Тохтамыш

Тохтамыш был приверженцем старых ордынских порядков, стремившимся объединить раскалывающуюся орду. К тому же он был чингизидом и обладал неоспариваемыми правами на Сарай, в противовес Мамаю. Отца Тохтамыша убил правитель Белой Орды Урус-хан, но после смерти последнего знать там отказалась подчиняться его потомкам и призвала Тохтамыша. Внутреннюю войну Тохтамыш проиграл, но спасся после решающего сражения, переплыв раненым Сырдарью – во владения Тамерлана. Тот сказал: "Ты, видимо, мужественный человек; иди, возвращай себе свое ханство, и ты будешь моим другом и союзником". Тохтамыш взял Белую орду, получил Синюю – по праву наследования, и двинулся на Мамая. Теперь все зависело от составленных на западе союзов.

Большая политика

Поскольку Золотая Орда в усобицах ослабела, литовцы начали укрепляться на территориях, прежде подконтрольных монголам. Киев стал практически литовским, Чернигов и Северская были под влиянием Литвы. Князь Ольгерд был воинствующим антиправославным, тогда как большинство населения в расширившейся Литве уже было русским, и Москва этим пользовалась против литовцев. Однако другие русские князья, напротив, использовали Литву против Москвы – в первую очередь, суздальцы и новгородцы. Разделение по западной политике было и в Орде.

Мамай поставил на Литву, а Тохтамыш на Москву. Мамай вел прозападную линию, поскольку для борьбы с Тохтамышем ему были нужны деньги. Деньгами обещали помочь крымские генуэзцы в обмен на концессии для добычи мехов на севере Руси. Мамай долго пытался подговорить Москву исполнить условия генуэзцев в обмен на ярлык и другие привилегии. И то, и другое московиты приняли. Митрополит Алексий, де факто правивший, когда Дмитрий был ребенком, использовал Мамая для возвышения, как юридического, так и фактического, Московского княжества. Но в итоге Москва от Мамая отвернулась, произошло так называемое «великое розмирье». Не без влияния Сергия Радонежского, который сказал, что с латинянами (генуэзцами и латинянами) никаких дел быть не может.

Из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»: «Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю… Где церкви были, тут ропаты поставлю».

До Куликовской битвы

Небезынтересные события происходили до Куликовской битвы. Поскольку Мамай надеялся на заключение союза или с Москвой, а затем с другими княжествами против Москвы, он часто отправлял посольства в Русь. В Рязань, Тверь, саму Москву и т.д. С этими посольствами часто поступали отвратительно. Так произошло в Нижнем Новгороде (тогда находившийся под княжением суздальцев), где сидел суздальский епископ Дионисий. Он поднял против татарского посольства посадскую чернь. Как пишет Лев Гумилев, «все татары были умерщвлены самым жестоким образом: их, раздев донага, выпускали на лед Волги и травили собаками». Мамай на реке Пьяне настиг пьяные вдрызг суздальские войска и перерезал, повторив чуть позже то же самое в Нижнем. На адреналине Мамай решил продолжать двигаться на Москву, но войска мамайского мурзы Бегича были разгромлены на реке Воже. Вот после этого главное открытое столкновение Мамая и Москвы стало неизбежным.

Потомками Мамая себя называли князья Глинские. По их родовой легенде, потомки Мамая служили в Великом княжестве Литовском, и якобы Глинские ведут род от сына Мамая Мансура Киятовича. Если так, то Мамай был предком Иоанна IV Грозного по матери – Елене Глинской.

Гибель

В Куликовском сражении, о котором у нас написано много, Мамай потерял не только войско, но и легитимность: малолетний хан Мухаммед, который де юре правил в Сарае, был убит. Таким образом, Тохтамышу почти не пришлось воевать, чтобы добить на реке Калке остатки войска Мамая – люди сами переходили в к более законному повелителю. Мамай отправился к генуэзцам в Кафу (нынешнюю Феодосию), но совершенно очевидно, что им он больше не был интересен. Там он был и убит. То ли генуэзцами, то ли лазутчиками Тохтамыша: это не так важно, поскольку участь его была предрешена, а время его кончилось.

Мамай оставил значительный след в истории: именно при нем произошла известная Куликовская битва. Это была неоднозначная, но влиятельная личность своего времени. Рассмотрим, кто такой Мамай, что он сделал для своей страны, чем прославился.

Происхождение

Мамай родился примерно в 1335 году. Он происходил из рода Кият (древнетюркское племя, представителем которого являлся сам Чингисхан). Женился Мамай очень выгодно, взяв в супруги Тулунбек — дочь Мухаммеда Бердибека (восьмого правителя Орды).

Бердибек погиб в 1359 году. На этом правление династии Батуидов прекратилось. Мамай начал так называемый период «Великой замятни», длившийся почти до его смерти. Он пытался восстановить династию, делая ханами только представителей рода. Однако по закону Золотой Орды они являлись самозванцами.

Звания и должности

Отвечая на вопрос, кто такой Мамай, нельзя обойти вниманием его звания и должности. Он управлял войсками Золотой Орды с 1361 по 1380 годы, был военачальником. Русские называли его темником. Это воинское звание человека, который руководит самой большой группой своей армией (примерно 10 тысяч человек). У него не было звания хана, так как он не принадлежал к роду Чингизида. Он являлся также беклярбеком — управляющим золотоордынской государственной администрацией.

История событий до Куликовской битвы и политика Мамая

Когда Бердибека, отца Тулунбек, убил хан Кульпа, Мамай объявил ему войну и, как уже говорилось, начался период «Великой замятни». Целых 11 лет с 1359 г. Мамай воевал аж с девятью ханами, которые противились тому, что он поставил во главу хана Абдуллаха. В 1366 году Мамай отвоевал некоторые земли на западе владений Золотой Орды (близ Крыма) и начал там управлять. Это ослабило центральную власть. Временно он даже управлял столицей — Новым Сараем (когда удавалось ее отвоевывать).

Восточные государства не поддерживали Мамая, поэтому он в основном обращался за поддержкой к европейским государствам (чаще всего к Литовскому, к Генуе и к Венеции). Правление Мамая было очень неоднозначным. Историкам известно, что он первое время поддерживал Московское княжество, даже заключил договор с митрополитом Алексием, который, можно сказать, управлял Москвой, пока был маленьким князь Дмитрий. Для России выгода от такого союза заключалась в том, что Мамай уменьшил налоги, взимаемые с русских.

Спустя некоторое время Михайло Аланский с сам попросил темника (напомним, так на Руси называли Мамая) дать ярлык на княжество Дмитрию Донскому. Аланский сделал темнику множество подарков, и тот согласился. Так стал зависимым Дмитрий Донской, князь, от Мамая (Мамаевой Орды, точнее, самопровозглашенного государства в Золотой Орде), а не от тех правителей, которые правили в Сарае. Спустя семь лет Мамай отнял ярлык на княжество у князя, и дал его Михаилу Тверскому. Но уже повзрослевшему на тот момент князю Дмитрию удалось через год вернуть себе этот ярлык. Его вручил ему хан Мухаммед Булак, посаженный на трон Мамаем.

В это же время шла борьба с Тохтамышем (законный хан Орды). Он был чингизидом и с 1377 года пытался стать полноправным правителем. Его главная цель состояла в том, чтобы убрать Мамая. Год спустя он и его войска вторглись во владения темника. К 1380 году Тохтамыш вернул свои земли, а Мамаю остался только Север Причерноморья и Крым. Тохтамыш победил и установил законную власть, а «Великая Замятня» закончилась. Это было почти в одно и то же время, что и Куликовская битва, о которой мы поговорим ниже.

Куликовская битва

Чтобы знать, кто такой Мамай, нужно понимать, какую роль он сыграл в столкновении на Это сражение шло между войсками Мамая и Дмитрия Донского. Есть несколько причин, которые привели к этой битве.

Отношения Мамаевой Орды с Москвой ухудшились, когда темник отнял у Донского уже данный ему ярлык на Московское княжество. За это князь Дмитрий прекратил выплачивать дань. Темник решил отправить своих послов, но их всех по приказу князя, у которого было много сторонников, убили. После этого были небольшие столкновения враждующих сторон, но сам Мамай еще не наступал. Пока только Арапша (служащий у Мамая хан Синей Орды) разорял некоторые крупные русские княжества.

В 1378-м темник отправил свои войска на сражение с Дмитрием, но ордынцы потерпели поражение. Примерно в это же время Мамай начинал терять часть своей территории, так как Тохтамыш со своими людьми атаковал его с другой стороны. В 1380 году началась подготовка к битве. Московские войска во главе с Дмитрием собирались направиться к Дону через Коломну. Главный полк возглавлял сам Донской, вторым полком командовал Владимир Храбрый, а третьим — Глеб Брянский. Очень многие русские города также оказали большую военную поддержку князю Дмитрию, отправляя свои войска на помощь.

Интересно также отметить численность войск. В разных источниках упоминается количество русских воинов от 40 тыс. до 400 тыс. Но многие историки полагают, что эти числа преувеличены и что количество воинов не превышало 60 тысяч. А вот в войсках Мамая насчитывалось от 100 до 150 тысяч человек.

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на берегу Дона на Куликовом поле. Известно, что русские наступали со знаменами, изображавшими Иисуса Христа. Сначала были небольшие столкновения передовых войск, в которых погиб татаро-монгол Челубей и русский инок Пересвет.

Так как по численности войска Мамая превосходили войска Донского, то и шансов на победу у русских изначально было мало. Но у них была определенная тактика. Они припрятали засадные отряды князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка-Волынского, которые под конец сражения очень помогли. Таким образом, сторона Мамая начала проигрывать. Почти всех ордынских воинов перебили. Сражение закончилось бегством татаро-монгол.

Эта битва имела большое значение. Хоть Русь еще продолжала находиться под гнетом Золотой Орды, но стала более независимой, Московское княжество сильно укрепилось. Спустя сто лет Русь окончательно освободилось от влияния Орды.

Смерть

После проигрыша русским войскам и хану Тохтамышу, Мамай бежал на территорию нынешней Феодосии в но его туда не пустили. Мамай попытался укрыться в городе Солхате (сейчас это Старый Крым), но не успел туда добраться. По дороге его на него напали люди Тохтамыша. К этому времени все сторонники Мамая перешли на сторону законного правителя, поэтому у темника не было надежной защиты. В сражении с людьми Тохтамыша он был убит. Хан похоронил тело своего противника с почестями. Его могила (курган) находится в поселке Айвазовское недалеко от Феодосии (бывший город Шейх-Мамай). Нашел могилу наш славный живописец Айвазовский.

Род Мамая

Согласно историческим родословным, потомками Мамая были князья, живущие в Литовском княжестве. Великий род всем известных Глинских, предполагается, велся от Мансура Киятовича — сына Мамая. Князь например, известен своим мятежом в Литве, после которого он и его семья переехали в Москву. Также потомками Мамая являются рода Ружинских, Вишневецких, Острожских и Дашкевичей. Князья этих фамилий очень известны в истории Запорожья как люди, многое сделавшие для Украины в военном плане.

О темнике Мамае известно несколько познавательных фактов:

  • Есть такая поговорка «как Мамай прошел», что означает беспорядок, разруху. Также это говорят про человека, который оставил после себя бардак. Это выражение произошло после того, как отряды Мамая с успехом опустошали города Руси.
  • Помимо многочисленных исторических книг и источников, имя темника упоминается в песне «Мамай» (исполнитель: украинская группа "Вопли Видоплясова"). Но тут стоит отметить тот факт, что существует такое понятие «Казак Мамай» — что обозначает собирательный образ героя-казака Украины. Но название произошло не от имени темника, а от старинного слова «мамаювати» (путешествовать, вести вольный образ жизни). Так что ничего общего с темником это не имеет.

Заключение

Мы выяснили, кто такой Мамай. беклярбек и военачальник Золотой Орды, неофициальный правитель самопровозглашенного государства Мамаева Орда. Ему удалось завоевать доверие многих татаро-монгол, совершить много побед.

Он прославился своими успешными походами на Русь, однако под самый конец жизни проиграл в великой Куликовской битве, а чуть позже и хану Тохтамышу, с которым долгое время боролся за власть. Его ошибки привели к ослаблению влияния Золотой Орды, а его самого к смерти.


В наше время имеется еще немало сведений в различных летописях и другой исторической литературе по поводу личности татарского темника (полководца) Мамая. Его биографию пытались исследовать многие наши современники, но, натолкнувшись на весьма скудные, но емкие сведения, начинали сникать и скромно повторять заезженные слова про татарина-захватчика. Лев Гумилев считал, что на стороне темника Мамая сражались поляки, крымцы, генуэзцы, ясы, касоги, а вот волжских татар в его войске было немного.

Сто пятьдесят лет назад самый русский немец Е.И.Классен обратил внимание ученых на общие ошибки при написании истории и обозначении народов: в классификацию народов и национальностей ученые собирают все мыслимые и немыслимые признаки - религиозные, профессиональные, территориальные, производные от имен собственных полководцев, названий местностей, рек, морей и гор (топонимики).

Таким образом, современный житель Краснодарского края может иметь не одну «национальность», руководствуясь научными классификациями.

Приведу пример: житель Таманского полуострова, омываемого двумя морями, может быть краснодарцем (по наименованию края), кубанцем-кубманом, таманцем, понтийцем (черноморцем), меотом (житель побережья Меотийского озера или болота), азовчанином (Азовское море), предкавказцем, кавказцем, горяком (жителем гор), азиатом, христианином, мусульманином (от полководца и священника Мосула), магометанином (последователем Магомета), исламистом (последователем учения Исмаила, близкого магометанству), анапчанином, синдом, казаком, арийцем, пограничником (украинцем), строителем, лекарем, пекарем, щитником (изготовителем щитов или сколотом), скифом (стрелком), кельтом (обладателем боевого топора), латником (изготовителем или обладателем лат), русом (по цвету волос), аланом и т.д., не считая фамилии, имени и отчества.

Что же мы видим у историков древности? Здесь по их версии проживают, практически все из перечисленных народов. Та же болезнь преследует современных ученых. При этом ни один из ученых (за редким исключением в отношении малых народов) не говорит, как сами себя эти народы называют.

Придерживаясь этих правил, можно уяснить одно, что любая малочисленная семья - многонациональное государство. Что и требовалось политикам и их наемникам-историкам! Раз здесь эти народы жили, значит, имеют право на современное проживание.

Возвращаясь к нашему герою, можно найти все те же признаки. Потому по сей день, гадают наши ученые, какой был национальности Мамай.

Первым из современных ученых, заявившим во весь голос о происхождении Мамая, был Ю.А.Шилов, теперь уже украинский ученый. Он напомнил читателям о думах (сказаниях) о казаке Мамае, раскрывающих его славное прошлое в борьбе за единую Русь и сохранение древних традиций. Вот только не всем это пришлось по душе: столько лет лелеяли идею раскола двух арийских ветвей: тюркской и славянской, и вот появился человек, который рушит идеологический прием «Разделяй и властвуй!».

Напомню читателю некоторые моменты в истории за несколько столетий до наступления пресловутого монголо-татарского ига.

В 965 году киевский кнез-князь Святослав совершил длительный поход по вассальным землям Козарии (именно так написано в сохранившихся списках с летописей, Хазарией эти земли станут стараниями поздних историков) и разрушил несколько городов в самой Козарии. Летописцы указывают путь следования дружины Святослава: Киев - Верхнее Поволжье - Дон - Нижнее Поволжье - Самкерц (Тамань) - Киев. Чтобы решиться на такое предприятие, нужно было обладать огромными средствами и запасами продуктов питания и фуража, чтобы прокормить армию во время похода такой длительности, но суть не в этом. После разгрома Козарии часть его населения, исповедовавшая ветхозаветный иудаизм, называвшийся караимством под именем караимов переселилась в Готфию или Тавриду (так в те времена назывался Крым) и некоторая часть этого населения ушла в Прибалтику, где успешно проживает и поныне, сохранив в чистоте древний тюркский язык. Основное население Козарии исповедовало язычество в форме поклонения солнцу и величались они татара (тата Ра - отец Бог). Они также двинулись в Готфию и на Кавказ, чтобы укрыться в горной местности от истребления христианами. В этих местах проживали родственные по языку народы, но имело место другая ветвь христианства, не столь радикальная по своей сути как, шедшее из Европы (в то время еще Венедии).

Судя по сохранившимся данным, родиной Мамая было Лукоморье - то самое Лукоморье русских сказок, берег Русского (Черного) моря, территория (терра Тора) легендарной Черной Руси, участок берега от Крыма до Днепра. Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда же он бежал после поражения в 1380 году. Здесь или в Кафе (Керчи) нашел свое последнее пристанище, оставив в памяти народной топонимические названия в реках (Мамайка), возвышенностях (Мамаев курган) и многочисленных русских фамилиях и народных приданиях в южнорусских землях. Только в одном документе имеются свидетельства того, что Мамай принадлежал к роду Кыйан (что позволяет считать украинским ученым Мамая своим земляком).

Первые упоминания о Мамае в отечественных летописях относятся к 1361 году по новому летоисчислению. В тот год Мамай, полководец Алтын Урус (Золотой Руси, после правки глобализаторами - Золотой Орды) поддержал юного князя Дмитрия, сына умершего Ивана II Ивановича в борьбе за Владимирский престол. В то время (1359) власть великого князя досталась Дмитрию Константиновичу Суздальскому, имевшему солидную дружину и авторитет среди удельных князей. Ему ничего не мог противопоставить наследник покойного московского князя 9-летний Дмитрий Иванович. Вот тогда и появился посланник Орды, талантливый полководец и разумный политик Мамай. В то время он еще не мог предположить, чем может обернуться для него подобная поддержка.

Великая (Большая) Орда того периода уже испытывала сложные внутренние процессы. В том же 1361 году происходит отделение (отпад) мусульманского Хорезма от Большой Орды. В Поволжье ханы с трудом удерживают ситуацию в руках: часть Орды приняла христианство, но еще большая часть принимает мусульманство (учение полководца азиатских торков или гузов Мосула о едином Боге). Подобные брожения уже существуют на землях Орды от Волги до Днепра, хотя большая часть населения Орды этого района еще исповедует солнечный культ, но уже сильны позиции мусульманства, магометанства и христианства.

Внутренние религиозные противоречия в Орде привели к началу ее распада и возвышению темника Мамая. Нам неизвестно, когда родился этот человек, но мы можем предположить что он был гораздо старше мальчишки Дмитрия, которого Мамай посадил на престол великого князя по просьбе московских бояр и митрополита Алексия. В 1364-65 годах Мамаю приходится силой оружия доказывать Суздальскому князю право малолетнего князя Дмитрия на великокняжеский престол во Владимире. Война Москвы с Суздалем завершилась полной победой Москвы, поддержанной татарами. Князь Дмитрий Константинович Суздальский признал право на престол московского князя и в 1366 году выдал за него свою дочь Евдокию в знак примирения.

В этом же году отделяется от Орды мордовский князь Булат, принявший христианство. Великое Княжество Русское, Литвинское и Жемайтское (в позднее время, когда из Московии сотворили Русь, то указом царя в 1840 году заменили это название на Литву) продолжает расширять свои владения и наносит поражение татарским войскам на Синих Водах. Тверь вступает в союз с ВКЛ и объявляет войну Москве в 1367 году в борьбе за Владимирский престол (тесть Ольгерда, Михаил Тверской из рода Рюрика имел немалые основания быть великим князем). В следующем году великий князь Ольгерд разбивает при Тростенском озере московские полки, усиленные татарами и оказывается уже под стенами Москвы («первая литовщина»), но после непродолжительной осады при приближении отрядов Мамая снимает свои войска и отступает.

Начало 1371 года знаменательно для московского князя тем, что в борьбу за большую власть вмешивается соседнее государство - великое княжество Рязанское. В Москву прибывает Мамай со своими людьми и торжественно вручает очередной ярлык на княжение Дмитрию Ивановичу, подтверждая свои симпатии московскому князю. После этого объединенные войска идут на Рязань и заставляют ее принять «руку московского князя» - стать данником Москвы, а Олега Рязанского - «подручником Дмитрия Ивановича».

В 1372 году Золотая Орда распадается окончательно на семь территорий: царство Мамая между Волгой и Днепром; Новый Сарай; бывшая Болгария на Каме; Мордовия; Ас Тархан (позднее Астрахань); Сарайчик; Крым. В Заволжских землях мы продолжаем встречать название Большая (Великая) Орда.

В этом же году встречаются московская и литовские рати под Любутском. После долгого стояния и переговоров, не став испытывать судьбу, оба князя заключили мир и разошлись. Следующий год известен сближением Ольгерда с митрополитом Киприаном и союзом с Олегом Рязанским.

В 1374 году нижегородцы перебили послов Мамая, а рязанцы напали на небольшой татарский отряд. В отместку Мамай направил свои войска на усмирение восставших: была взята и сожжена Рязань и несколько нижегородских поселений за рекой Пьяной. В это время Ольгерд вторгся с крестовым походом в земли Мамая с запада. Вторжение Ольгерда было успешно отражено в конце года, и Мамай вновь направил свой отряд в нижегородские земли и на город Новосиль.

Следующий год отряды Мамая проводят в ряде походов по усмирению юго-восточных нижегородских земель. Летом в Орде Мамай вручает ярлык на великое Владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому. В ответ на эти действия, на Тверь отправляется объединенное войско князей Северо-Восточной Руси. После восьмидневной осады Твери происходит подписание мирного договора, в котором Михаил Тверской признает себя «братом молодшим» московского князя Дмитрия, отказ от претензий на великое княжение и возможности вести внешнюю политику и торговлю. В том же году происходит набег новгородских ушкуйников на ордынские земли от Костромы до Астрахани (1375) и поход Дмитрия Ивановича на земли волжских татар. Таким образом, стало неизбежным столкновение Мамая с усиливавшимся Дмитрием Московским.

В 1376 году литвины (белоруссы) захватывают Галицию (Червоную Русь) и при их участии происходит назначение Киприана на митрополичий престол в Киеве. В это же время происходит захват власти в части земель Золотой Орды (Поволжье, Сев. Кавказ, Сев. Причерноморье) Тохтамышем и создание им Белой Орды. После захвата земель, входивших в земли царства Мамая, Тохтамыш становится злейшим врагом царя Мамая. Этот фактор и решили использовать в своем сценарии глобализаторы.

В следующем году в великом княжестве Литвинском (Белой Руси) к власти приходит Ягайло, который ищет союз с Мамаем для укрепления собственной власти. Московский князь Дмитрий Иванович одержал победу над золотоордынским войском мурзы Бегича на реке Воже. Это была первая крупная победа московских войск над большим войском Алтын Урус. В 1379 году Дмитрий Иванович идет с войском в западные русские земли.

В 1380 году Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло, к которому примкнул Олег Рязанский.

Далее приведу несколько выдержек из летописи «Сказание о Мамаевом побоище», более похожую на поэтическое произведение, чем на серьезный исторический документ, в котором среди восхвалений христианским ценностям иногда проскальзывают реальные факты. Иногда сведения расходятся со здравым смыслом и чувствуется рука позднего правщика (В те времена существовало четкое разграничение, где русские земли, где словенские, а где - московские. На протяжении еще нескольких столетий Московию не называли Русской землей, продолжали ездить из «Москвы на Русь», когда нужно было попасть в Поднепровье).

Не всем фактам можно верить, но постараюсь их прокомментировать. Например, великий князь Ольгерд уже несколько лет, как умер, но он продолжает фигурировать наряду со своими сыновьями Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским, оставившими литовские войска и пришедшими на помощь москвичам. Здесь все понятно: власть им не досталась по наследству в ВКЛ после отца-христианина, в бывшем тогда еще языческом государстве, а по закону был избран лучший из князей - Ягайло. О самом Мамае летопись говорит, что «... имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан». В словах Дмитрия Московского десятки раз звучит желание «пострадать или умереть за веру христианскую против татар-безбожников». Святой Сергий, благославляя князя, «...окропил его священной водой и все христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым - знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником».


Здесь впервые названы настоящим именем воины Мамая - «половцы». Напомню, что в официальной истории половцы (кипчаки - по-арабски) канули в вечность два столетия назад. Представление о вероисповедывании воинства Мамая говорят такие слова: «сказал же князь великий брату своему, князю Владимиру: «Поспешим, брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам...». (Прим. авт.)

Все повествование посвящено длительной подготовке князя Дмитрия к походу в чужие земли, затем выставление сторожевых постов и подготовке места предстоящего сражения. За несколько дней до самого сражения объединенное московское воинство прибыло к месту битвы, выбранное его полководцами две недели назад. «Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, как и кому подобает стоять.»

Как видит читатель, «литовцы» носят русские имена, точнее, - христианские и пришли с Брянска, Полоцка и Волыни - современных белорусских земель. Это еще раз говорит в пользу того, что «Литва» - искусственное название, заменившее «Литвинию». В современной России, Украине и Белоруссии одной из самых распространенных являются фамилии Литвин, Литвинов, Литвиненко, подтверждая происхождение носителей этой фамилии. (Прим. авт.)

После расстановки полков, спрятавшихся за построенными укреплениями и оставившими узкую полоску земли перед рекой, князь пожелал осмотреть расстановку полков и признал ее очень хорошей: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки нашего господа нашего Иисуса Христа.» На следующий день великий князь, сменив коня, вновь устроил смотр своим полкам и обратился к ним с речью: «Отцы и братья мои, господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, а жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос-бог и спаситель душ наших».

«Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него воздел, ибо любил он его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя».

Здесь и были встречены полки татарские или языческие. «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликовом: было то поле тесное между Доном и Мечею... И самого великого князя ранили сильно и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьею силою сохранен был.»


Как говорилось выше, московские полки оставили неширокую полоску суши вдоль берега, чтобы форсирующие реку полки Мамаевы не могли развернуться в боевой порядок. Маневр удался, и начальную часть битвы полки половцев провели в сильно стесненных условиях. С трудом выровняв ситуацию, войско Мамая стало теснить христиан. В это время был нанесен решающий удар засадного полка: «Соратники же, друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем; и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно».

«Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, Ираклия (это в переводе, в древнерусском тексте: Херкле, что по-скифски означает Геракла) и Хорса и великого своего пособника Магомета.»

В тексте точно указывается, каким богам поклонялся сам Мамай. Кроме этого видно, что в его армии были и магометане. Этот вопрос мы уже рассматривали ранее. (Прим. авт.)

После удара засадного полка началось отступление войска Мамая, переросшее в бегство. Бежал и сам царь Мамай.

Дмитрий Иванович, объезжая поле брани, обратился к своему воинству: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вас господь такою смертию умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство».

Обращаю ваше внимание еще на такой факт: ни разу летопись не сообщает о монголах или о монголо-татарском иге, против которого могли бороться московские воины. Здесь не чувствуется и одним словом защита. Весь сюжет повести пронизан атакующим духом! Сплошные цитаты из Библии и полная уверенность в своей правоте в борьбе за «христианские ценности». Кстати сказать, отсутствуют в ней и поздние фантазии насчет стрелковых полков генуэзцев и иных представителей зарубежных государств - союзников «иностранца» Мамая. (Прим. авт.)

Вскоре Мамай был разбит в своих землях Тохтамышем, а потом и убит. На этом можно было бы и остановить наше повествование, подведя итог не в пользу славян-староверов, потерпевших жестокое поражение на поле Куликовом. Отметим еще одну деталь: союз Москвы с мусульманином Тохтамышем был более приемлем, чем со славянами. В те времена различие между христианством и исламом было незначительным, что позволяло им «сотрудничать» против язычества. На московских монетах еще два столетия спустя будут штамповаться арабские тексты и хваления Аллаху.

В год смерти Дмитрия Ивановича Московского в 1389 году один из сыновей Мамая спас от смерти великого князя Великого Княжества Русского, Литвинского и Жемайтского под деревней Глина, за что получил титул князя Глинского. От него пошла династия князей Глинских, которой предстояло еще сказать свое слово в европейской политике. В 1421 году в Киеве крестился внук Мамая Олекса или Алексей, которого в христианской хронологии принято считать родоначальником Глинских. Его сыновья возвысили свой род, имеющий царские корни. В те годы в Европе было почетно иметь родство с этой фамилией. Породнились с нею и великие князья Московские: в 1526 году состоялось венчание Василия III с Еленой Васильевной Глинской. В 1530 году родился у них сын Иван IV Васильевич, прозванный Грозным за наведение порядка в стране. Таким образом, через полтора столетия на московском престоле появился царь с богатой родословной, идущей от самого царя Золотой Руси Мамая.

С прискорбием сообщаю, что поражение славян на Куликовом поле привело почти к полному «охвату» земель чуждой религией. Потому эта глава помещена в книгу «Славяне» как подводящая некоторый итог и опровергающая «разовое» крещение Руси в 988 году. Разбив своих религиозных противников - староверов (но не уничтожив окончательно), иудо-христиане стали готовиться к новым битвам со своими братьями во Христе, имеющими некоторые религиозные отличия в обрядах и называемые старообрядцами. Но это уже особая глава в истории...

Евгений Гладилин (Светлаяръ)

МАМАЙ

Мамай - темник Золотой Орды, захвативший после убийства хана Кидыря, в 1361 г., власть в Орде и державший ее в своих руках до 1380 г., при 13 эфемерных ханах. При нем Московская ориентация Золотой Орды сменилась Тверской (1370 - 75; ярлыки на великое княжение тверскому великому князю Михаилу Александровичу), и в связи с этим произошли первые, после Батыя, столкновения с Москвой (русские победы на реке Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г.), пошатнувшие авторитет Мамая в Орде. Он был прогнан оттуда Тохтамышем, бежал в Кафу и там убит (1380).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАМАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАМАЙ в Словаре полководцев:
    (?-1380) тат. темник, фактич. правитель Золотой Орды. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского. Потеряв власть, М. бежал в Крым. …
  • МАМАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1380) татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в …
  • МАМАЙ
    татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько ханов, …
  • МАМАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАМ́АЙ (?-1380), тат. военачальник, фактич. правитель Золотой Орды, организатор походов в рус. земли. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько …
  • МАМАЙ
  • МАМАЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Мамай, -я (ист. лицо); но: мамай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Орфографическом словаре:
    мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-1380) , татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Мамай м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на …
  • МАМАЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ ГРУЗИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мамай (+ 744), католикос Грузинский, святой. Память 3 мая (Груз.) Правил Грузинской Церковью в …
  • МАМАЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Николай Яковлевич (родился 7.2.1926, станица Анастасьевская Краснодарского края), советский шахтёр-новатор, бригадир комбайновой бригады забойщиков, Герой Социалистического Труда (1957). Член КПСС …
  • ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань …
  • ГЛИНСКИЕ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
    Князья. Имеются две версии их тюрко-ордынского происхождения, но обе выводятся к князю Мамаю, разбитому в 1380 году Дмитрием Донским на …
  • КУЛИКОВО ПОЛЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Монгольские завоевания Встревоженный усилением покоренной в 13 в. Руси монгольский правитель Золотой Орды темник Мамай в 1380 собрал 150-тысячное войско …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ЗАМЯТИН в Литературной энциклопедии:
    Евгений Иванович — современный писатель. Родился в Лебедяни Харьковской губ., в 1908 окончил С.-Петербургский политехнический институт по 303 кораблестроительному …
  • КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    битва 1380, сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой …
  • ХАНСТВО КРЫМСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    обнимало собой Таврический полуостров и земли на С и В от него; но здесь оно не имело определенных границ. Состав …


top