Проблемы художественного образования в россии. Образование и искусство Таланты и поклонники

Проблемы художественного образования в россии. Образование и искусство Таланты и поклонники

ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт
художественного образования» РАО; г. Москва

Аннотация:

В статье освещается современное состояние российского образования в области различных видов искусства, даётся общее представление о новом направлении гуманитарного знания – педагогике искусства, излагаются принципы художественной дидактики (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность). Автор выделяет общие черты педагогики искусства, последовательно раскрывает основные существующие подходы к образованию молодого поколения через искусство (монохудожественный, полихудожественный, универсальный и др.).

На Всемирной конференции по художественному образованию в Сеуле (май, 2010
год) были инициированы исследования в области образования через искусство. В
настоящее время в России, как и в некоторых других странах СНГ, подготовлены
Концепции образования через искусство, которые являются фундаментальной базой для
дальнейших исследований в этой области. Перспективным направлением в рамках
международного сотрудничества с Бюро ЮНЕСКО в Москве, странами Содружества
Независимых Государств, Московским государственным университетом культуры и
искусств является реализация долгосрочного проекта по созданию и развитию «Web-
обсерватории художественного образования в странах СНГ». Web-обсерватория
представляет собой web-портал, обеспечивающий в первую очередь доступ к
Национальным информационным базам данных по художественному образованию в
странах-участницах.
Web-обсерватория предполагает систематическое наблюдение за развитием
художественного образования в России, ближнем и дальнем зарубежье и будет
способствовать поддержке культурного разнообразия и культурного наследия, более
интенсивному включению искусства в образование детей и юношества на всех ступенях,
распространению инновационных подходов в образовании, и в итоге – повышению его
качества.
В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО перечислен ряд
принципов построения образования в области искусства. Часто спрашивают, что означает
такое название – «дорожная карта»? Недавно я услышала термин из уст премьер-министра
РФ, это касалось экономической сферы. Для меня это план, стратегия замысла, действия
большой повседневной работы, которая приведет к результату, когда художественное
образование будет реально являться одним из важнейших механизмов трансляции всей
системы духовных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций.
В теории и практике современного российского художественного образования
сложилось новое направление гуманитарного знания – педагогика искусства. Под
«педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая
теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Педагогика
искусства как самостоятельная область формировалась на протяжении XX века усилиями
исследователей и художников, выдвигавших гуманистические идеи «воспитания через
искусство», «формирования культуры творческой личности», «пробуждения
человеческого в человеке», «приобщения к искусству как к культуре духовной» и др .
Не отрицая важности общей дидактики, регулирующей учебно-воспитательный
процесс, создатели педагогики искусства выдвинули следующие новые принципы,
принципы художественной дидактики:
- ассоциативность, исходящая из присущей искусству особенности порождать в
сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, смыслов;
- импровизационность как неожиданная и творчески преобразующая сторона
организации процесса обучения;
- образность, помогающая раскрыть явления художественной действительности в
их глубине и целостности;
- вариативность как последовательное изменение замысла при воплощении
художественных образов.
Но хочу подчеркнуть, что новое направление, педагогика искусства, складывается
на основе развития ведущих научных школ: «Теория и практика художественного
воспитания и развития» (А. В. Бакушинский); «Интегрированное обучение и
полихудожественное воспитание» (Б. П. Юсов); «Искусство как часть духовной культуры
человечества» (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский); «Теория эстетического воспитания»
(А. И. Буров); «Театральное образование (Ю. И. Рубина, П. М. Ершов) и
кинообразование» (Ю. Н. Усов).
Наличие в научных школах представителей разных направлений, имеющих свой
индивидуальный творческий почерк, систему представлений и новаторских идей в связи с
проблемой формирования художественной культуры человека как части его духовной
культуры, позволяет глубже понять и осознать методологические предпосылки
становления школ, расширяет представления об исторических корнях тех или иных
явлений отечественной культуры и искусства. Выделены общие черты педагогики
искусства, которые получают развитие в исследованиях лабораторий Института: это
концептуальность, научность, художественность .
Концептуальность выражается, прежде всего, в подходе к художественному
образованию как неотъемлемой и абсолютно обязательной части духовной культуры
человека, когда взгляды человека на искусство не могут быть отделены от взглядов на
жизнь.
Научность заключается в первую очередь в способе рассмотрения художественных
и жизненных проблем методом, адекватным природе человеческого познания,
вытекающим из природы и закономерностей искусства. Отсюда следует необходимость
формирования у школьников философского уровня мышления.
Художественность проявляет себя как подход, продиктованный сущностью самого
исследуемого (познаваемого) предмета; как руководящий принцип отбора содержания и
методических основ его раскрытия; как организующее начало, проявляющееся в
органическом единстве содержания и форм художественного образования.
На современном этапе развития российского художественного образования
выделены его основные подходы.
Монохудожественный подход основывается на общем и углублённом изучении
отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в
рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности.
Данный подход реализуется в системе общего среднего образования, музыкальных,
художественных, хореографических школах, учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
Полихудожественный, то есть целостный, подход к преподаванию, когда в центре
процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово
и т. п.), а сам ребенок, с присущей ему полихудожественной природой детства. Занятия в
рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с
помощью разных видов детского творчества – музыкального, изобразительного,
театрального, хореографического и т. п. Это стимулирует развитие творческого
воображения детей, что является предпосылкой дальнейшей учебной деятельности. В
настоящее время этот подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного
образования и в начальной школе .
Третий подход к художественному образованию, приобретающий всё большую
актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства как метода
преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического
направлений. Примером широкого применения этого подхода является восприятие
произведений музыкального и изобразительного искусства, обращение к страницам
биографий выдающихся отечественных и мировых ученых: физиков, биологов,
физиологов и др., искавших в искусстве поддержку и почву для новых размышлений,
идей и экспериментов.
При изучении родного и иностранных языков активно используется
интонационный метод, производный из интонационной теории. Эта теория берет свои
основы из музыки, искусства слова и искусства движения, ключом которых является
интонация как носитель образного смысла. Такой подход становится инновационным в
практике работы учителей-новаторов, учителей-исследователей.
Наиболее перспективным является четвертый подход к художественному
образованию, который можно представить как универсальный метод Школы Будущего.
Сущность подхода заключается в преподавании всех учебных предметов в едином
культурно-историческом контексте и на основе общих закономерностей и родства
научного и художественного познания.
В этом случае искусство не является иллюстративным рядом для учебных
дисциплин, не связанных с искусством, а становится процессом и результатом
постижения какого-либо явления культуры (духовного, материального) и природы этого
явления, породившего физический, химический, биологический и др. законы. И тогда у
молодого поколения формируется целостная картина мира во всём ее многообразии и
единстве. Данный метод находит свое претворение в практике работы отдельных
образовательных учебных заведений инновационного типа, связанных с активизацией
творческого потенциала и общей детской одаренности, где в процессе экспериментальной
деятельности подтверждается высокая эффективность идеи его применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное
пространство. Международный альманах. 2(4): 666-674.
2. Научные школы в педагогике искусства: моногр. Часть I. / под общ.ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Издательский дом
РАО, 2008.
3. Гуманитаризация образования в практике работы образовательных учреждений. Сборник статей / Департамент
образования города Москвы; [ред.-сост. Е.А. Ермолинская, под ред. Л.Г. Савенковой]. – Москва: Интеллект-Центр,
2014.

Художественные высшие учебные заведения Москвы всегда находились на особом счету. Политические перемены и экономические потрясения в стране не делают конкурс в них меньше: любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде. И это несмотря на то, что лишь единицам выпускников удается профессионально состояться, обрести успех, а вместе с ним и достаток. Однако факт остается фактом: свободных мест в таких вузах обычно в два раза меньше, чем желающих их занять.

Таланты и поклонники

Как и в случае с театральными вузами, при поступлении в художественное учебное заведение у абитуриента будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. Действительно, ведь уметь держать в руках карандаш или кисть может каждый, однако создать нечто неповторимое способен лишь один человек из сотни или тысячи.

Дать абсолютно точное определение понятию "талант" не представляется возможным: в искусстве все слишком субъективно. К сожалению, любая творческая профессия целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков. Вот почему многие специалисты советуют: прежде чем переступать порог художественного вуза, стоит подумать, а сможете ли вы провести долгие годы своей жизни в неизвестности, горько сожалея о том, что ваши работы так и не произвели должного впечатления на публику. Ведь вся игра красок, четкость линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной единственной целью - потрясти мир и выразить себя.

Профессиональные перспективы будущих художников, дизайнеров, архитекторов довольно призрачны. Стоимость их работы может сильно разниться - все будет зависеть от капризной и непостоянной феи-удачи. Работоспособность, умение найти общий язык с заказчиком сегодня не менее важные профессиональные качества.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению.

При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление. Более того, на подготовительных курсах при Суриковском институте преподаватели без обиняков предупреждают, что никаких поблажек "своим" на ждать не придется - все поступают на общих основаниях. Подготовительные занятия, как правило, платные, не говоря уже о том, что абитуриенту приходится самому обеспечивать себя вспомогательными материалами - красками, кистями, карандашами, бумагами, подрамниками, холстами… Цена может быть разной: за тюбик краски, к примеру, - от 10 до 1000 руб. А подрамник стоит не менее 2000 руб.

Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную школу №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.

Экзамены по специальности

Вначале стоит определиться, в каком направлении вам хотелось бы применить свои творческие порывы. Профессия художника имеет несколько разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник. В число специальностей, которые можно получить в художественном вузе, входят и такие, как скульптор, архитектор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма, художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной графики. И первое, что у вас попросят при поступлении, - предоставить на предварительный просмотр творческие работы в соответствии с выбранной стезей. Как правило, это рисунки: портрет и фигура человека, живопись - портрет с руками, композиции. Прошедших данный отбор допускают к вступительным испытаниям. Экзамены по специальности проходят в мастерских (при участии натурщиков) в течение нескольких дней. К специальным предметам относятся:

  • рисунок (два задания): портрет и стоящая обнаженная фигура (на бумаге графитовым карандашом); бумагу выдают непосредственно на месте или абитуриент использует собственную, отмеченную печатью приемной комиссии;
  • живопись: один портрет с руками сидящего натурщика (на холсте масляными красками или темперой, гуашью, акварелью - при поступлении на графический факультет); холст размером до 70 см по большой стороне абитуриент должен принести с собой;
  • композиция: работа на заданную тему может быть в любой технике.

Затем осуществляют просмотр экзаменационных работ и выставляют оценки. Если количества набранных баллов достаточно, чтобы пройти по конкурсу, далее вас ждут сочинение на заданную тему, история (устно), история русской художественной культуры и в некоторых случаях - иностранный язык. Если все-таки поступить на дневное отделение не удалось, к вашим услугам платные отделения, средняя стоимость учебы на которых иногда достигает 4500-5000 долл.

Адреса вузов

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова: факультет живописи, скульптуры, теории изобразительного искусства; Москва, Товарищеский пер., 30 (ст. м. "Таганская", "Марксистская");

Факультет графики, архитектуры: Москва, Лаврушинский пер., 15 (здание напротив входа в Третьяковскую галерею, ст. м. "Новокузнецкая", "Третьяковская").

Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова: Москва, Волоколамское ш., 9 (ст. м. "Сокол").

Российская академия живописи, ваяния и зодчества: Москва, ул. Мясницкая, 21 (ст. м. "Чистые пруды"); Камергерский пер., 2 (ст. м. "Охотный Ряд").

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова: Москва, ул. Вильгельма Пика, 3 (ст. м. "Ботанический сад").

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 (ст. м. "Василеостровская").

Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило рейтинг высших учебных заведений по результатам их деятельности. Сбор данных для определения рейтинга вузов и специальностей проводился с середины 2004 учебного года.

При определении рейтинга учитывалось множество параметров: качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран; объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т. д.

Место Наименование вуза
1 Московский архитектурный институт (государственная академия)
2 Московский государственный художественно-промышленный университет
3 Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
4 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
5 Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
6 Ростовская государственная академия архитектуры и искусства
7 Красноярский государственный художественный институт

Инвестиции от 60 000 руб.

Проведение психологических игр - один из трендов на рынке интеллектуальных услуг. Это один из тех самых бизнесов, где вложения в десятки раз ниже возможной прибыли в первые же месяцы работы.

Инвестиции от 300 000 руб.

Школа ментальной арифметики - это востребованный и стабильный бизнес. Для старта достаточно 300 тыс. рублей, которые окупятся в течение полугода. Как зарабатывать на счетах 100 тыс. рублей в месяц?

Инвестиции от 60 000 руб.

Открой собственное производство уникальных товаров для животных. Домашний мини-завод со 100% окупаемостью.

Инвестиции от 100 000 руб.

Прибыльная идея заработка для визажистов – открыть курсы визажа. Стартовать можно со 100 тыс. рублей и амбициями в кармане. Этот шаг не только принесет прибыль, но и повысит вашу деловую репутацию.

Инвестиции от 1 000 000 руб.

Учебные центры - это популярное бизнес-направление, потенциал которого в России только раскрывается и в котором можно найти свободные и прибыльные ниши. Что нужно для открытия образовательного центра?...

Инвестиции от 49 000 руб.

Городские пешеходные экскурсии - это вид досуга, позволяющий глубже погружаться в историю улиц. В бизнес-плане мы рассмотрим экскурсии с элементами спектакля, которые смогут приносить от 80 тыс. руб.

Инвестиции от 740 000 руб.

Детский клуб - это популярный развивающий и социально ответственный бизнес, который помимо глубокого морального удовлетворения способен приносить ежемесячную прибыль в размере более 900 тыс. руб.

Инвестиции от 635 800 руб.

Как открыть языковую школу в городе с населением более 1 млн. человек. Стартовые вложения - 635 800 руб. Чистая прибыль - 140 000 руб., рентабельность - 17,5%.

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как...

Инвестиции от 3 620 000 руб.

Инвестиции в открытие клуба составят 3 620 000 руб. Источник – собственные денежные средства. Срок окупаемости проекта – 16 месяцев

Мы предоставляем все необходимое для полноценного старта в короткие сроки с минимальными инвестициями.

Инвестиции от 2 800 000 руб.

Инвестиции в частный музей шоколада составят 2 828 000 руб. Прогнозируемый срок выхода на окупаемость – 19 месяцев.

Инвестиции от 4 640 000 руб.

Бизнес-план автошколы "Руль и колесо"

Срок окупаемости проекта составляет 24 месяца, дисконтированный срок окупаемости – 25 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) – 7 114 361 руб., что существенно превышает начальные инвест...

Инвестиции от 14 530 000 руб.

Стоимость проекта составит 14 530 000 руб., из которых 10 530 000 составят стартовые вложения в открытие, а 4 000 000 руб. – оборотные средства. Срок окупаемости - 32 месяца.

Инвестиции от 60 000 руб.

Производство светящихся отделочных материалов и тротуарной плитки по франшизе "Оскар"

Новые виды отделочных материалов, которые можно производить даже в домашних условиях. Мы предлагаем производить: светящуюся брусчатку, плитку для дома, фасадный камень.

Инвестиции от 50 000 000 руб.

Рентабельность такого начинания не слишком высокая, но определяется она точно в зависимости от количества учеников – чем их больше, тем, конечно, лучше. Срок окупаемости такого проекта, безусловно, оч...

Инвестиции от 500 000 руб.

Даже хорошую школу сомелье можно открыть за сумму в пределах 500 тысяч рублей, однако в первое время нельзя рассчитывать на прибыльный бизнес. Всё связано с тем, что первые месяцы работы будут направл...

Инвестиции от 1 000 000 руб.

Стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оце...

Инвестиции от 100 000 руб.

Бизнес в сфере обучения может стать прибыльным. Однако, в отличие от ситуации несколько лет назад, в наши дни конкуренция в образовательном сегменте уже довольно велика. Поэтому надеяться на успех нов...

Психологический салон "1000 идей"

Психологический салон "1000 идей" - свое дело, которое меняет жизнь. Уникальный формат, 25 готовых программ, обучение под ключ. Инвестиции 80 000 руб.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

Тюменский государственный институт культуры

Факультет музыки, театра и хореографии

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Курсовая работа

Введение в педагогику художественного образования

Художественное образование как явление художественной культуры

студентка 4 курса СЭТ,

Научный руководитель: к.п.н.

доцент В.С. Лебедев

г. Тюмень, 2016

Введение

Глава 1 Методологические основы развития художественного образования

1 Понятие художественного образования

1.2 Цели и задачи художественного образования

4 Эффективные пути реализации художественного образования

Глава 2 Роль формирования художественной культуры

1 Понятие художественной культуры

2 Строение художественной культуры

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. В работе рассматривается одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями.

Наступающая эпоха - это эпоха человека развитого, духовно направленного, творческого, индивидуального. Процессы общественного развития обращены на индивида, на индивидуальность, находящуюся в целостном образовательном процессе. При этом целостность в образовании определяется высоким качеством формирования социального человека, раскрытия его природной сущности, формирования его во всей полноте возможностей, данных ему природой. Аксиома новой педагогики утверждает, что в процессе образования, в том числе и самообразования, формируется цельный, гармоничный человек, в том понимании цельности и гармонии, которое составляет единство человека и мира и рождает «душевное отношение ко всем явлениям мира».

Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование, как часть общего образования и профессиональное художественное образование. Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох (Платон, Т.Г. Грушевицкая, Л. С. Выготский, Г.М. Агибалова, Л.Н. Мун, Н. К. Шабанова, А.И. Кравченко и др.).

Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего народа. Одним из условий успешной человеческой деятельности является художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, с другой - на реализацию его творческих задатков. Художественное развитие личности является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие. Художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, развитие способностей личности к преобразованию себя и действительности.

Образование и культура находятся в прямой зависимости друг от друга. Если образование - это культура индивида, то художественное образование - это художественная культура индивида. Художественное образование процесс длительный и незавершенный. Он имеет всегда промежуточный результат, но с уверенностью можно сказать, что рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества.

Объект исследования - процесс художественного образования и художественной культуры.

Главными целями художественного образования на современном этапе можно считать повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовании, а также сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.

Художественное образование призвано обеспечить осуществление таких задач как:

формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,

подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Художественная культура играет специфическую роль в духовной жизни человека и общества. Именно благодаря художественному образованию и художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Работа состоит из: введения, главы 1, главы 2, заключения, списка литературы.

Глава 1. Методологические основы развития художественного образования

1Понятие Художественного образования

Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Необходимой составляющей эстетического, педагогического и психологического аспектов является история художественного образования, которая изучает динамику развития данного феномена в различных временных границах.

Для изучения и понимания историко-культурного контекста развития художественного образования важными являются работы Н.Н. Фомина, Б.Л. Яворский, С.В. Анчукова, Р.В. Варданян, К.Н. Мачалов, Н.К. Шабанова, А.В. Бакушинский, А.П. Садохин и др.

Существенное значение для изучения процессов художественного образования имеют работы, посвященные общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных функций, отдельных уровней и видов.

Данной проблеме посвящены труды Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, Азаров, Л.Н. Дороговой.

Современного состояния системы художественного образования в России касаются исследования Н.Х. Веселя, Г.А. Гиппиуса и других авторов.

Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.

Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

1.2 Цели и задачи художественного образования

Целями художественного образования на современном этапе являются:

обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которые вписаны в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные собственные сведения художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенном культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе, которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.

начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

художественный эстетический культура образование

1.4 Эффективные пути реализации художественного образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;

взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;

непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.

Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере. Реализация ее будет служить всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны, процветанию отечественной культуры.

Глава 2. Роль в формировании художественной культуры

1 Понятие Художественная культура

Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.

Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу.

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники и т.д.)

творческая деятельность.

Художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др.

Изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации.

Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры. Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью и ее результатами. Это искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания. Именно благодаря художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

2 Строение художественной культуры

До сих пор существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая, таким образом, природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, - в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования - формы орудий труда, научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

д) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства.

Культура имеет три модальности:

человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

процессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;

предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - создаваемые человеком миру искусственных объектов: мир вещей, мир идей и мир образов.

В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Заключение

Данная работа позволила сделать следующие выводы:

Важнейшей задачей художественного образования является развитие личности путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира.

Расширенное художественное образование, соединяя в синкретическом единстве богатство синтеза и взаимодействия искусств и возможности педагогики, создает оптимальный целостный учебно-развивающий комплекс, способный интегрировать духовный потенциал и культурные традиции искусства, создать художественно-эстетическую среду для становления активной творческой личности.

Художественная культура и художественное образование является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству и творчеству в России довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.

Художественное образование и духовное развитие - это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играет художественная культура.

Художественная культура не только развивает уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство и творчество.

Исходя из вышесказанного, следует отметить:

«Культура - это важнейший компонент всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право на художественное образование является всеобщим правом человека, правом всех учащихся, включая тех, кто часто не имеет возможности получить образование - иммигрантов, представителей культурных меньшинств и людей с ограниченными возможностями».

Список литературы

1. Азаров А.Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008

Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С. 223-225.

3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

Варданян Рудольф Варданович. Мировая художественная культура: Архитектура / Р.В. Варданян.-М.: Владос,2004.-400с.: ил.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 96.

Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. №4, 1998 г.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496 с.

Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М., 1990г.

Мун Л.Н. Импровизационная природа синтеза искусств // Педагогика искусства (электронный научный журнал: art-education.ru/AF-magazine), 2008, №3. - 0,5 п.л.

Мун Л.Н. Синтез искусств в истории художественной культуры // Эстетическое воспитание, 2001, № 3. - С. 8-12 - 0,5 п.л.

Мачалов К.Н «Русь как главный хранитель воспитания художественных навыков», издательство «Наука», Москва, 2005 год

Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку, так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Обучение рисунку строилось по двум направлениям: выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Хотя получать образование могли лишь привилегированные слои египетского общества, практиковались телесные наказания (ходили 3 месяца в колодках). Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой стороны организовывались профессиональные школы. Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов. Во времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей. Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение фигуры человека по сетке. Это была не просто попытка увеличить изображение, а прообраз модульной сетки, позволявшим увеличить изображение, построить фронтальное и боковое изображение, поскольку пересечение линий сетки проходило в определенных узловых соединениях. Рисунок строился с любого места по этой сетке. Изображение выявлялось не с определения общей формы, а с механической подготовки расчетов пропорций. В обучении скульптуре применялся метод эталона и метод незавершенной работы как наглядного пособия для понимания поэтапности работы. Таким образом, налицо системный подход к обучению изобразительному искусству, положено теоретическое обоснование практики 11 изобразительного искусства, впервые установлены законы изображения и обучения будущих художников. Существовала ли теория процесса обучения (дидактика) не установлено. Однако существовали педагогические сочинения (автор Тауф). Обучение строилось не на изучении окружающей действительности, а на заучивании установленных канонов. ИЗО а Египте было уже общеобразовательной дисциплиной. Лекция №4 «Система художественного образования в Древней Греции». Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории мирового изобразительного искусства. Произведения, созданные в этот период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью, гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе художественного образования, которая, в свою очередь, является значительным этапом в истории развития всего художественного образования в целом. Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации. Пантеон греческих богов, в отличие от египетских зооморфных (впоследствии с человеческими телами), был антропоморфен. Загробный мир представлялся по аналогии с реальностью. А подготовка к переходу в мир иной была не столь всепоглощающей. Вообще мироощущение древних греков носило гуманистический характер, обращенный на выявление закономерностей реальной действительности, а красота человеческого тела считалась эталоном гармонии, то есть соразмерности частей относительно целого. Этот эстетический идеал выражен в словах Перикла 12 (древнегреческий стратег, возглавивший Афины в период его расцвета): «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Однако, все новое, созданное греками имеет фундамент. И фундамент этот – египетское искусство. Греческие художники систему канонов и способы ваяния, выработанные в Египте. Например братья Телеклес и Теодор из Самоса, живя в разных городах, взялись за выполнение заказа самосцев на статую Аполлона Пифийского. Независимо друг от друга они изготовили каждый свою половину статуи так искусно, что при соединении обе половины сошлись между собой. Такому успешному ходу работы способствовала соблюдение египетская методика работы над скульптурным произведением. В дальнейшем греки по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания. Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических пропорциях. В 432 году до н.э. Поликлет из Сикиона создал сочинение о пропорциональных закономерностях построения человеческого тела и впервые в истории решил проблему конрпоста. Изображение тела человека стало естественным и жизненным. Как образец исполнения скульптуры по новым канонам выступает «Дорифор» (копьеносец). Рисунки с этой скульптуры делали не только будущие профессионалы, но и дети в общеобразовательной школе. Еще один великий скульптор уже поздней классики Пракситель создал свой канон, в котором пропорции тела были несколько удленены по отношению к поликлетовскому канону. О методах обучения данного периода мы знаем из позднейших теоретических трудов римских историков Плиния, Павзания и Ветрувия, а так же на основе сохранившихся артифактов. Причем артифактов греческого станкового искусства осталось не так много: скульптура дошла до нас, в 13 основном, в римских копиях, которые не передают всей глубина древнегреческого искусства, артифакты живописи также немногочисленны. История первых методических разработок в изобразительном искусстве Древней Греции связывают с именами Полигнота и Аполлодора Афинского. Полигнот, образовав круг художников в Афинах, где ему были даны права гражданства, развернул свою педагогическую деятельность. Он призвал художников стремиться к реальности. Однако овладел только линейным рисунком, без передачи светотени. Но и здесь линия работала на передачу пространства. Плиний пишет: «Полигнот…который нарисовал женщин в просвечивающей одежде, прикрыл головы их пестрыми чепцами и первый внес в живопись очень много нового, коль скоро начал открывать рот, показывать зубы и вместо прежнего ненодвижного лица давать разнообразие». Аристотель отмечал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, рисовал в натуральную величину модели. Однако живописьего представлялась раскрашенным в монохроме рисунком. Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому, который Плиний относит к «светочам искусства». Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал моделировать объем формы в рисунке. Это почиталось за чудо. Появилась необходимость в иных методах обучения, которые рассматривали закономерности распределения светотени относительно источника света. Живопись стала основываться на игре теплохолодности. Аполлодор был не просто талантливым художником, но и прекрасным педагогом. Одним из его учеников был Зевкис (420-380гг до н.э.). В одной из своих эпиграмм Аполлодор называл его «похитителем моего искусства». Методика Зевкиса основывалась на пристальном изучении природы, понимание законов красоты через наблюдение. Есть легенда о том, что Зевкис нарисовал мальчика, несущего виноград. К винограду слетелись 14 птицы, так он был искусно нарисован. А мастер расстроился: «Если бы я так же искусно изобразил мальчика, то птицы бы не прилетели, испугались». Знаменито соперничество Зевкиса и еще одного значительного художника Паррасия. Плиний пишет: «Про Паррасия передают будто он вступил в состязание с Зевкисом. Зевкис принес картину, на которой виноград был изображен так удачно, что слетелись птицы. Паррасий принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевкис, гордясь приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано и показана сама картина. А затем понял свою ошибку и уступил пальму первенства под влиянием благородного стыда». Паррасий проявил себя еще и как художник-теоретик, написав трактат по рисунку, в котором особое внимание уделил линии и ее работе по посторению иллюзии пространства. «Ведь контур должен состоять из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто. Характерные особенности его преподавания: -ясность в передаче очертаний предметов; -линеарность в передаче формы предметов; -активная работа с натуры; -сочетание высокотехничного рисунка с знанием законов реалистичного построения человеческого тела; -владение средствами светотеневого рисунка; -стремление к передаче реалистичности изображения, доходящей до самоцели. В IV веке до н. э. существовало несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Фиванская школа – основатель Аристид – придавали значение светотеневым эффектам, передаче ощущений, иллюзий. Эфесская школа – Эфранор или Зевкис – основывалась на чувственном восприятии природы, ее внешней красоте. 15 Сикионская школа – основатель Эвпомп – базировалась на научных данных естествознания и строго придерживались законов изображения реальной природы. В этой школе требовалась величайшая точность и строгость рисунка. Она оказала влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эвпомп (400-375гг до н.э.) был выдающимся педагогом и живописцем. Он призывал своих учеников изучать закономерности природы на основе научных данных, главным образом, математики. Это принципиально новый метод – наблюдение+анализ. Ученик Эвпомпа – Панфил придавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету, поскольку при рисовании человек не только передает форму предмета, но и познает его строение. Панфил много работал много работал в области соприкосновения рисунка с геометрией, поскльку считал, что последняя развивает пространвтвенное мышление. На двери его школы было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Продолжительность обучения у Панфила была 12 лет и стоила один талант (26,196 кг золота). К IV веку до н. э. древнегреческие художники начали разрабатывать теорию перспективы. Однако она имела мало сходства с той, что создал Филлиппо Брунеллески (с одной точкой схода). Это, скорее всего перцептивное восприятие действительности. Так в истории западноевропейского искусства появилось и существует поныне два направления: рисование от цветового пятна и от конструктивного анализа формы. Мастера Древней Греции призывали своих учеников к изучению натуры на научной основе, преимущество отдавалось знаниям, а не порывам вдохновения. Поэтому обучение рисунку имело первостепенное значение. Ученики рисовали, в основном, на буковых дощечках, покрытых воском, металлической или костяной палочкой. Художественные школы Древней Греции – это частная мастерская-студия, напоминающие по своему принципу частные мастерские эпохи Возрождения. 16 Итог: - новые методы обучения, в основе – рисование с натуры; - задача рисовальщика не только копирование предметов, но и познание закономерностей их построения; - рисование в общеобразовательной школе как инструмент познания окружающей действительности; - выработка канонов построения человеческого тела по законам видимой действительности научных знаний; - человек – венец красоты, в нем все соразмерно о гармонично, «Человек – мера всех вещей» (Гераклид). Лекция №5 «Художественное образование в Древнем Риме» Художественное наследие значительно по своей ценности для мировой культуры. Но оно носит иной характер, нежели греческое. Все дело в мировоззрении римлян. Они, как греки и этруски, были язычниками, но их религия, а отсюда и художественная фантазия были прозаичнее греческой, их мировосприятие – более практичным и трезвым. Римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, выработали кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской юриспруденции), новые формы в архитектуре (открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий) и изобразительном искусстве (исторический рельеф, реалистический скульптурный портрет, статуарную скульптуру, интереснейшие примеры монументальной живописи). После завоевания Греции Римом началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец. «Невежественный победитель был покорен искусством покоренного народа». 17 Во II в. до н. э. греческий язык был обычным в высшем обществе. Произведения греческого искусства заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия. Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как к избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Отсюда и система художественного образования, дававшая лишь навыки ремесленника высокого класса, копеиста. Действительно, среди лощенных механических копий греческая подлинная скульптурная пластика представляется настолько живой в своей игре плоскостей, что кажется легким бризом в знойный день. Ничего принципиально нового в методику преподавания изобразительного искусства Рим не внес. Хотя заниматься изобразительным искусством считалось хорошим тоном и в высшем римском обществе. Но это было не более, чем дань моде. Таким образом, утилитарность мышления римлян сказалось на развитии художественного образования в этой стране не лучшим образом. Лекция №6 «Методы работы в средневековом искусстве» Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, ее догмами, отсюда спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Поэтому религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Однако, 18 это не значит, что в средневековом искусстве не нашли выражения реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии. Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшавшей средневековые храмы. Но в самой художественной системе, художественном методе средневекового искусства была заложена ограниченность, сказывающаяся, прежде всего в предельной условности, в символике и аллегоризме образного языка, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического тела. Достижения реалистического искусства античности было предано забвению. Гиберти писал: «Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подверглось величайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так, вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству». Изобразительное искусство строилось без опоры на науку – только внимание и верный глаз художника. Телесность сохранялась лишь при заимствовании образов античного искусства (Орфей – образ юного Христа- пастыря). Однако эти заимствования длились недолго. На смену образу юного Христа пришел культ старчества со своим образным строем. Основа обучения в этот период – механическое копирование. Однако в средневековом искусстве была система, которая пыталась нащупать некие закономерности построения изображения. Это система Виллара де Оннекура. Ее сущность – в построении отвлеченных математических расчетов, поиске 19 геометрической закономерности, кабалистике чисел, а не в поиске закономерностей строения форм природы. Византийское искусство отличались большей каноничностью по сравнению с искусством средневековой Европы. И здесь практиковалась работа по образцам. До наших дней дошел интересный труд по методике изобразительного искусства Византии. Это – «Ерминия, или Наставления в живописном искусстве» 1701-1745 г.г., написанное афонским монахом Дионисием из Фурны (Фурнографиотом). В ней содержится много фактов, касающихся ремесла живописца (как сделать копию, угли, кисти, клеи, грунтовки, подробные инструкции о способе написания ликов, одежд) и многое другое. Например, о том, как производить копирование: «…прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с небольшим количеством желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробелы и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника». Другой пример копирования: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятна, то наложи на него непромасленную бумагу, приставь его против света к окну…и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою». Итак, в эпоху средневековья: - основной метод обучения – копирование по образцам, способствовавшее развитию ремесленного труда; - процесс обучения – самостоятельная работа в составе артели мастеров. 20


Самое обсуждаемое
Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Кукушкин, николай иванович Кукушкин, николай иванович


top