Старт в науке. Поэзия военных лет Военная тема в отечественной поэзии

Старт в науке. Поэзия военных лет Военная тема в отечественной поэзии

Сочинение

В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, - оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким образом, облегчает воздействие на человека словом, исполненным сочувствия, поощрения. И сила воздействия на нее поэтического слова увеличивается. Поэтому можно себе представить, как бились сердца солдат, внимавших словам Анны Ахматовой:

* Мы знаем, что ныне лежит на весах.
* И что совершается ныне.
* Час мужества пробил на наших часах,
* И мужество нас не покинет.

Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны («Клятва», «Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»).

* Тому, кто смело сражается за родину,
* Не страшно под пулями мертвыми лечь,
* не горько остаться без крова…

Стране грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден:

* И та, что сегодня прощается с милым,
* Пусть боль свою в силу она переплавит.

Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, «пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны ». В стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…» описывается впечатление, которое произвел на лирического героя «седой мальчишка», у которого погибла мать:

* Ты это горе знаешь понаслышке,
* А нам оно оборвало сердца.
* Кто раз увидел этого мальчишку,
* Домой прийти не сможет до конца.

Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.

Поэзия военных лет


«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за последние годы», - заметил А. Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.
Читатели и слушатели тепло встречали поэзию. Об одной из таких встреч рассказывает А. Фадеев в дневнике «Ленинград в дни блокады», вспоминая литературный вечер у рабочих Кировского завода, в котором он принимал участие вместе с Н. Тихоновым и А. Прокофьевым. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» К. Симонова, «Землянка» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского породили многочисленные стихотворные «ответы». Поэтический диалог пишущих и читающих, горячая заинтересованность в поэзии широких масс свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт.
Душевная близость с народом является самой примечательной и в известном смысле исключительной особенностью лирики 1941-1945 гг. Чтобы пояснить это положение, напомним простейшую и в принципе верную схему лирического отражения жизни: «я» и мир. В 20-е годы в нашей поэзии она конкретизировалась в формуле: «я» и революция. Генеральное направление лирики того времени определил В. Маяковский двумя словами: «Моя революция». В годы первых пятилеток эстетический диапазон нашей поэзии расширяется. Пафос преображения действительности определяет характер всей литературы, в том числе и лирики. Лирический герой стремится «переделать» свое «я» и слиться с народом-воином.
Лирика 30-х годов имела «невоенный» характер. Война трактовалась преимущественно как опоэтизированное воспоминание о гражданской войне. Правда, время от времени появлялись стихи, выражающие чувство тревоги («Предчувствие», «Я так боюсь» О. Берггольц; «Тревога» М. Алигер) и даже страха (В. Луговской). В стихах К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Ушакова, навеянных предвоенными инцидентами в Монголии и Финляндии, обнаружилась тенденция к трезвому изображению войны и ее тягот. Но в целом поэты редко заглядывали в глаза беде и трактовали эту тему в слишком оптимистическом духе: «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим».
Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали ее, - это горькая штука», - признается К. Симонов («Из дневника»), А. Твардовский открывает первую страницу «Василия Теркина» утверждением, ставшим для поэзии военных лет программным:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.
Поэзия 1941-1945 гг. необыкновенно быстро «отмобилизовалась», нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Н. Тихонова, А. Суркова, М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Асеева, А. Прокофьева, Д. Кедрина, С. Щипачева, И. Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое сознание жестокой необходимости войны войне...
Своеобразную и углубленную разработку получает и тема родной земли, нации, народа. В довоенной лирике родина трактовалась главным образом в революционном и даже планетарном духе и нередко противопоставлялась всему остальному миру: «У нас у всех - одна, одна, одна - единственная на земле страна!» (В. Луговской); «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» (В. Лебедев-Кумач). В том же плане полярного противопоставления нередко повертывалась она и по отношению к прошлому («проклятому прошлому»).
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии.
Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве (А. Сурков, В. Гусев), о Ленинграде (Н. Тихонов, О. Берггольц, А. Прокофьев, В. Инбер), о Смоленщине (М. Исаковский) и т. д. Поэты пристально вглядываются в лицо родной земли, пишут о деревенских проселках, о зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном, до боли с детства знакомом клочке земли, где ты родился и рос (стихи А. Суркова, А. Прокофьева, А. Твардовского, К. Симонова и др.). Самое же главное, художники в дни войны как бы «заново познали свой народ» (Леонов) и тему родины толковали как тему народа.
Наряду с конкретизацией поэтического представления о родине расширяется и историзм. Образ родины с ее вековыми патриотическими традициями стремятся создать почти все без исключения поэты. Напомним хотя бы «Слово о России» М. Исаковского, «Русь» Д. Бедного, «Думу о России» Дм. Кедрина. Правда, в иных стихах между Россией настоящего и Россией прошлого стиралось всякое различие («Россия» М. Алигер). Но в общем обращение к прошлому весьма обогатило нашу поэзию и укрепило ее связи с русской классической патриотической лирикой и устным народным творчеством.
Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя. Прежде всего он стал более земным, более интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. В стихах А. Твардовского («За Вязьмой», «Две строчки»), А. Прокофьева («Товарищ, ты видел над нею», «Мама»), К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Дом в Вязьме»), С. Щипачева («Опять весна над русскими полями», «Партизанка») и других поэтов конкретные, личные чувства и переживания несли в себе общезначимое, общенародное и потому не становились отвлеченно-дек- ларативными. И хотя у поэтов иногда обнаруживалась тенденция к «принижению» героя, к очерковости, в целом сама по себе такая тенденция была плодотворна и в конечном счете привела к усилению конкретно-реалистического начала в поэзии военных лет. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми ее батальными и бытовыми подробностями - в поэзию. «Приземление» лирики не мешало передаче поэтами грандиозности событий и красоты подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания, и вместе с тем мы постоянно ощущаем глубоко оптимистическое решение трагического:
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(А. Сурков)
Новый поворот в изображении лирического героя означал также и усиление внимания к народным, национальным чертам характера людей. Любовь к отечеству и ненависть к врагу - это тот неиссякаемый и по существу единственный родник, из которого черпала в горькую годину свое вдохновение наша лирика.
Редкое поэтическое единодушие не обезличило поэтов. Больше того, кажется, еще никогда поэтическая индивидуальность таких поэтов, как Н. Тихонов, А. Твардовский, А. Прокофьев, А. Сурков, О. Берггольц, К. Симонов, М. Исаковский, не раскрывалась с такой силой, как в годы войны. Графически четкая тихоновская строка в «Огненном годе» обрела высокую интеллектуальную зрелость. В поэзию А. Прокофьева с неудержимой силой ворвалась вольная и широкая стихия русской народной напевной речи. Внутреннее родство с народным языком легко угадывается, у каждого на свой лад, в стихах А. Суркова, М. Исаковского и других поэтов. А. Твардовский культуру стиха поднимает до такой высоты, когда стих перестает ощущаться как стих. Твардовский предельно сближает стих с русской разговорной речью. Он думает и говорит стихами.
Лирику военных лет трудно разграничить на политическую, философскую, любовную и другие традиционные тематические разновидности, так как каждое значительное произведение тех лет, как правило, представляет собою органическое единство гражданских, интимных и иных мотивов. Но зато в ней более или менее отчетливо вырисовываются внутриродовые, жанровые различия. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: собственно лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую с присущей ей жанровой «смесью» от надписи под карикатурой до басни и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
Война вызвала настоятельную потребность в поэтах-ораторах. Даже такие лирики, как М. Исаковский, С. Щипачев, Н. Рыленков, М. Алигер, заговорили с народом в ряде стихов громким ораторским голосом. Набат и призыв становится одним из основных мотивов одической поэзии. И чем труднее складывалась обстановка на фронте, тем сильнее звучал голос поэта-трубача. А. Сурков: «Вперед! В наступленье! Назад ни шагу!», «Мститель! Над пламенем встань! Порази в черное сердце пьяного зверя»; Н. Тихонов: «Согнем врага, чтоб зверь и трус хлебнул до смерти горя»; А. Твардовский: «Ты - враг. И да здравствует кара и месть!»; О. Берггольц: «Опрокинь врага, задержи»; Вера Инбер (сыну):
Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе
Всей моей материнской любви!
К одическим стихам можно отнести многочисленные послания Москве, Ленинграду, Белоруссии, Украине, обращения и призывы («Вперед, богатыри, вперед!» А. Суркова, «Ленинградке» О. Берггольц), наказы («Наказ сыну» М. Исаковского), новогодние послания («Новогоднее слово» А. Твардовского, «1942» Д. Бедного, «1 января 1942 года» С. Васильева), восторженные оды о России, о Советской Армии и оды проклятья («Слово ненависти» А. Твардовского, «Проклятие» И. Эренбурга, «Мщение» П. Антокольского), стихи-клятвы («Родина, отомстим!» В. Инбер, «Заповедь мстителей» А. Суркова) и т. д.
Поэтика одических стихов военных лет во многом тради- ционна. Это сказалось и в наличии большого количества риторических фигур, вопрошений, восклицаний, ответствова- ний и т. д., и в обилии метафор, аллегорий, гипербол, звуковых повторов, и в особом характере сцепления словесных образов, называемом «сопряжением», и, наконец, в интонационно-ритмической организации стиха.
Установка на «произносимость», на декламационно-ора- торскую речь в одических стихах военного времени, как и в классической оде, становится основным жанроопределяющим фактором. Сопряжение, т. е. повторение и соседство либо сходных, либо тождественных в смысловом и звуковом отношении слов, придает одическому стиху особо возвышенный характер: «То был залог, порука из порук, что мы его угомоним навеки» (А. Твардовский); «И враг бежит, смятенный и голодный, кляня судьбу проклятую свою» (Н. Тихонов) и т. п.
Одические стихи 1941-1945 гг. наследуют лучшие черты од Пушкина, Некрасова, Брюсова, Маяковского. В классически ясных одических формах нашло выход возмущенное и потрясенное до самих глубин гражданское чувство советских людей. Именно в таких стихах находила наиболее полное и открытое выражение страстная, публицистически заостренная - гневная или патетическая - мысль, которой жил народ в те годы. Действенность их усиливалась тем более, что они были обращены не «вообще» к народу, армии, а как бы к каждому воину в отдельности, к каждому человеку («Убей его» К. Симонова, «Партизанам Смоленщины» А. Твардовского, «Товарищ, ты видел» А. Прокофьева и др.). Это придавало даже наиболее открыто-публицистическим стихам характер лично-интимный. Чаще всего и самый публицистический пафос стихотворения сменялся, переплетался с собственно лирическим или, наоборот, лирическое начало стиха переходило в патетику, публицистику.
Товарищ, ты видел над нею
Закаты в дыму и крови.
Чтоб ненависть била сильнее.
Давай говорить о любви.
(А. Прокофьев)
В этих стихах - разгадка и того своеобразия лирической поэзии военных лет, которым отмечена она почти у всех поэтов.
В одических, патетических стихах обнаружилась и другая особенность военной лирики - стремление к созданию обобщенных, идущих от народно-поэтических традиций, почти символических образов Родины, России, поднявшей «свой богатырский, карающий меч» над «умытыми кровью просторами». Нередко и образ солдата вырисовывался как образ сказочного или былинного богатыря, насмерть вставшего на защиту отечества, а образы народа и войны персонифицировались в образах Мести, Возмездия, Гор Беды, не теряя, однако, реального современного содержания. При этом самый характер одических стихов менялся на разных этапах войны - с призывных и гневных декламационных интонаций к воспеванию героического подвига воинов, народа, Родины. Достаточно сравнить, например, «Тебе Украина» и «Возмездие» А. Твардовского, «За нашей спиной Москва» и «И день и ночь...» А. Суркова, «Землякам-сибирякам» и «Ода русской пушке» С. Васильева, «Бей врага!» (1942) и «Домой! домой!» (1945) В. Инбер и многие другие, чтобы почувствовать, как по-разному отражались в публицистической лирике настроение и мироощущение советских людей в ходе войны.
Одический дух проник во всю поэзию военных лет, в том числе и интимную. Стихи задушевного лирического склада представляли собою, как правило, исповедь патриотического сердца перед Родиной, любимой, друзьями, перед собственной совестью. И это естественно: дорога к личному счастью хотя и была у каждого своя, но она непременно проходила через войну. Иногда одический подтекст выступает настолько явственно, что как бы захлестывает волною гражданских чувств элегическую основу произведения. Таково, на наш взгляд, стихотворение К. Симонова «Жди меня». «Жди меня» - это своеобразный «наказ» любимой. Однако в стихах о любви господствовала иная интонация, иной строй, который можно было бы назвать элегическим.
Говорят, что элегия - стих грусти. Это верно лишь отчасти для стихов XIX в. Оттенки настроений в элегических стихах военных лет весьма разнообразны: тут и грусть, и раздумья о войне, и скорбь о невосполнимых утратах, и жалость и сострадание к павшим на поле боя, горечь разлуки, боль потерь и радость ожидаемых встреч, чувство боли душевной и физической на войне, тоска по мирной счастливой жизни и мечта о победе. В таких стихах, как «Мой сын синеглазый», «Незрячие глаза остекленели», «Исповедь воина» А. Суркова, «Две строчки» («Из записной потертой книжки...»), «В поле, ручьями из- мытом», «У Днепра» А. Твардовского, в ряде стихов К. Симонова, М. Исаковского, Н. Тихонова, М. Алигер, О. Берггольц и других выражены интимные чувства лирического героя, его личные муки и страдания, близкие и понятные воюющим соотечественникам. Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества. Она слышится в «мыслимом голосе» советского воина в изумительных стихотворениях
A. Твардовского «Я убит подо Ржевом», А. Ахматовой «Мужество», С. Наровчатова «В те годы» и других стихах.
Элегия не нуждается в большой аудитории и не стремится «перекричать войну». Но в грохоте и гуле военных лет ее голос был хорошо слышен, так как пишущие стояли близко у сердца воюющего человека. В одическом стихе то или иное чувство как бы дано заранее. Оно не требует своего развития, а лишь стремится раскрыться в возможно полной и яркой форме. В элегии художник воссоздает сам процесс зарождения чувства, его развитие. Поэтому военные элегии, как правило, тяготеют к некоему подобию фабулы. Правда, она порою бывает проста, незамысловата, например, мотив возвращения героя к любимой («Без меня никого не люби»
B. Лебедева-Кумача). Иногда это получает трагическое разрешение: воин не находит любимой («Возвращение» С. Гудзен- ко). Но чаще элегическое чувство грусти пересиливает надежда на встречу, на счастье, на любовь («Мы встретимся снова»
C. Васильева, «Положи мне на плечи руки» А. Суркова).
Иногда утверждают, что «исповедническая» лирика определяет характер поэзии военных лет. Это верно только отчасти, так как наряду с элегиями создавались и одические стихи. Больше того, чувство гражданского долга побуждало поэтов обращаться к читателю прежде всего с публицистическими стихами. Они создавались не только в годы невзгод, но и в период побед. На взятие Берлина откликнулись многие поэты, хотя и не все удачно. Недаром А. Твардовский заметил тогда: «Не в самый полдень торжества приходят лучшие слова».
Такое же жанровое многообразие отличает и песню военной поры - от гимнической и маршевой до интимно-любовной. Песни эпохи Великой Отечественной войны начинают свою боевую поступь с гимна. 24 июня 1941 г. в центральных газетах было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война», а 25 июня - «Песня смелых» А. Суркова. «Священная война» через несколько дней становится самой популярной песней (музыка А. Александрова). В ней содержится и призыв («Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»), и горячее пожелание («Пусть ярость благородная вскипает, как волна»), и полярная характеристика столкнувшихся сил («Как два полярных полюса, во всем враждебны мы»), и многократно повторенная энергичная клятва («Дадим отпор душителям», «Пойдем ломать всей силою», «Загоним пулю в лоб»). Песня заканчивается оптимистически, с большим подъемом:
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Простые доходчивые слова запоминались, а широкий напевный мотив делал ее легкой для исполнения. Она стала как бы «музыкальной эмблемой» тех лет, заглавным песенным произведением и своеобразным жанровым «центром», к которому тяготели песни-марши, песни-призывы.
Гимнические песни военных лет весьма многочисленны. Особенно много гимнов появилось в 1943 г. в связи с двадцатипятилетием Красной Армии, а также в период конкурса на создание гимна Советского Союза (песни М. Исаковского «Слава советской державе», музыка В. Захарова; В. Гусева «Живи, наша Родина», музыка Т. Хренникова; С. Васильева «Слава нашей Москве», музыка А. Новикова, и др.).
Гимны военных лет своим происхождением обязаны революционным гимническим песням, но их содержание шире: они славят родину, партию, народ. В них нет частностей, деталей, исторических или бытовых подробностей. Они выражают общенародные чувства и не чуждаются ни символики, ни устойчивых традиционных словосочетаний («земля родная», «Россия-мать», «ярость благородная», «святое знамя»), ни риторических фигур. Многочисленные обращения, призывы придают им действенный и целенаправленный характер. Тон этих песен возвышенно-приподнятый, торжественный, темп неторопливый, ритм четкий, как правило, легко приспособленный к строевому шагу.
Маршевые песни представляют собою разновидность гимнических песен и несут на себе как бы двойную нагрузку. Выполняя свойственные гимнам функции, они одновременно призваны всей своей формой, своим четким чеканным ритмом мобилизовать людей в поход, организовать массовое целенаправленное движение.
«Песня смелых» А. Суркова (музыка В. Белого), быть может, яснее, чем любая другая маршевая песня, выразила то, что принес с собою военный марш 1941-1945 гг.: волю, собранность, энергию, организованность, публицистическую страстность, боевой запал, невероятный динамизм и силу молодости. Русские маршевые песни обычно построены на широкой проголосной основе и рассчитаны на размеренный строевой шаг. «Песне смелых», напротив, свойственна решительная и энергичная мелодическая форма:
Смелый к победе стремится.
Смелым - дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Наряду с гимнами и маршами поэты-песенники военных лет создают большое количество песен о родине. В одних песнях образ Родины воспроизводился как бы в целом, «от края до края» («Наша родина - Россия» А. Прокофьева и В. Соловьева-Седого), в других поэтизировали отчизну через воспевание любимого города, края и т. д. Это позволяло конкретизировать тему и вводить в песню интимный, лирический элемент. Через образ любимого края (Смоленщины, к примеру) как бы просматривались безбрежные просторы отчизны. Публицистический элемент в песнях о родине не навязчив, не оголен. Он как бы растворяется в традиционных мотивах русской народной протяжной песни, но не поглощается и не заглушается ими, а придает песне новую, неслыханную силу убеждения и душевную теплоту. Плавный подъем, плавный спад, величавое, несколько приподнятое звучание создают в патриотических песнях о родине ощущение прочной душевной устойчивости и уверенности.
В песнях о родине большое место занимает описание величественной красоты родной природы, жарких боев или целой цепи событий. В них, в отличие от гимнических песен, намечается сюжет. Так, например, в «Песне о Днепре» Е. Долматовского (музыка М. Фрадкина) рисуется картина отступления и наступления наших войск. Скупые, но выразительные строчки текста оформляются соответствующим музыкальным сопровождением: гулом приближающегося или удаляющегося боя.
Кроме названных произведений о родине, огромной популярностью пользовались «Вечер на рейде» А. Чуркина -
B. Соловьева-Седого, «Под звездами балканскими» М. Исаковского - М. Блантера и др. Особую тематическую группу составляют партизанские песни: «Ой туманы мои, растума- ны» М. Исаковского - В. Захарова, «Шумел сурово Брянский лес» Д. Софронова - С. Каца и др.
В песнях Отечественной войны широко представлен фронтовой быт: боевые походы, короткий солдатский отдых с шутками, товарищескими беседами, грустными лирическими раздумьями о любимой,- о далеком доме. К военно-бытовым песням относятся «застольные» солдатские песни, песни о шинели, тельняшке, табачке, фронтовой бороде и т. д. Разнообразны они и по форме: лирико-плясовые, вальсовые, частушечные. Все это делает военно-бытовую песню весьма гибкой, готовой откликнуться на самые различные запросы фронтового быта. Такие популярные песни, как «Дороги» Л. Ошанина - А. Новикова, «Солдаты идут» М. Львовского - М. Молчанова, «На солнечной поляночке» А. Фатьянова - В. Соловьева-Седого, «Вася-Василек», «У криницы»
C. Алымова - А. Новикова, украшали фронтовую будничную жизнь солдата. «Соловьи» А. Фатьянова - В. Соловьева-Седого, «В лесу прифронтовом» М. Исаковского - М. Блантера пользовались особой популярностью. Тонкий лиризм этих песен, сочетающийся с мужественными мотивами, хорошо передавал настроения солдата, нежность и чуткость его души. Правда, не все военно-бытовые песни удачны, среди них немало натуралистичных, лишенных подлинной поэтичности.
Наконец, в военное время было создано несколько превосходных интимных лирических песен: «В землянке»
A. Суркова - К. Листова, «Огонек» М. Исаковского и неизвестного автора музыки, «Где ж ты, мой сад?» А. Фатьянова -
B. Соловьева-Седого и некоторые другие. Это песни о разлуке, любви и верности, о надежде на встречу, на радость и счастье. Они были исключительно популярными на фронте, породили массу подражаний и «ответов», потому что авторам удалось с большой художественной силой воплотить общие для всех чувства и переживания. Имея некоторые черты романса, они в то же время были по своему главному содержанию и настроению близки мужественным песням о защитниках родины, их нелегкой фронтовой жизни. В целом же массовая советская песня военных лет охватывала широкий круг дум и чувств воюющего человека и стала поистине выразительницей души народной.
Особую жанровую группу в поэзии военных лет составляет сатира. Прежде всего ей свойственно «свободное отношение к форме» (Салтыков-Щедрин), своеобразная жанровая «смесь». Басни, песни, частушки, пословицы, поговорки, анекдоты, сказки, шутки, прибаутки, эпиграммы, пародии, шаржи - вот далеко не полный перечень форм, которыми пользовались сатирики в годы войны.
Может быть, нигде так тесно не смыкалась поэзия тех лет с устным народным творчеством, как в сатире. Лубок, частушка и раешник были едва ли не самыми излюбленными формами для фронтовых юмористов. По примеру поэти- ческо-агитационной работы В. Маяковского и Д. Бедного поэты активно сотрудничали в сатирических «Окнах». Наиболее систематично и серьезно в этом жанре работал
C. Я. Маршак.
Сатира военных лет «обосновалась» главным образом во фронтовой печати. Каждая фронтовая газета имела свой «уголок юмора» под тем или иным броским заголовком: «Штык в бок», «Прямой наводкой», «На мушку», «С одного захода», «Веселый залп» и т. д. Газеты издавали сатирические приложения. Так, «Красноармейская правда» (Западный фронт) выпустила сборники «Ежи», «Гриша Танкин», а газета «Красная Армия» (Юго-Западный фронт) - «Иван Гвоздев на фронте» Б. Палийчука и А. Твардовского. Выходили и другие сатирические сборники.
В фронтовых «уголках юмора» сотрудничали профессиональные поэты. В газете Ленинградского фронта «На страже Родины» работали А. Прокофьев, В. Саянов, М. Дудин. В «Красноармейской правде» сотрудничали А. Сурков, А. Твардовский, Н. Рыленков. Наряду с профессиональными поэтами в «уголках юмора» выступали самодеятельные авторы, бойцы Красной Армии.
Многим писателям-фронтовикам казалось не только уместным, но и полезным возвратиться к народному лубку и лубочному герою. Создаются многочисленные стихотворные рассказы о боевых приключениях веселого и неутомимого Васи Теркина (А. Флитом, М. Дудиным, А. Прокофьевым), «донского казака Ивана Гвоздева» (А. Твардовским и Б. Па- лийчуком), Гриши Танкина, Федота Сноровкина и т. д. С. Кирсанов создает «Заветное слово Фомы Смыслова». Эти герои остроумны, хитры, Изворотливы, неуязвимы.
В историко-литературном отношении фронтовой юмор не следует переоценивать: он оказался недостаточно самостоятельным. Однако для своего времени сатирическая поэзия сыграла большую положительную роль и была довольно изобретательной с точки зрения формы, нередко остроумной, злой и веселой.
Наряду с собственно лирическими и сатирическими жанрами в поэзии военного времени получили развитие различные жанры стихотворного эпоса: эпические миниатюры, стихотворные новеллы, баллады.
Жанр баллады, особенно интенсивно развивавшийся в 1942-1943 гг., сыграл существенную роль на пути поисков поэтами более углубленного анализа событий и человека на войне. Некоторые ее особенности (острая сюжетность, напряженность конфликта, энергия повествования) хорошо отвечали стремлению запечатлеть не только «состояние души», не только выразить гнев или надежду, но и художественно воспроизвести войну в ее конкретно-событийных проявлениях, передать ее драматизм в реальных жизненных коллизиях. Над балладой работали многие поэты - А. Твардовский, А. Сурков, Н. Тихонов, К. Симонов, И. Сельвинский и другие, - расширяя и обогащая ее жанровые возможности. Если, например, такой мастер баллады, как Николай Тихонов, и в 20-е годы и в Отечественную войну оставался в основном верным принципу работы над балладой, который он сам хорошо определил - «баллада - скорость голая», то Твардовский создал совершенно иной тип баллады - балладу психологическую («Баллада об отречении», «Баллада о товарище»). А. Сурков упорно и успешно работал над балладой публицистической («Баллада о пехотной гордости», «Баллада о гвардейской чести»). К. Симонов склонен к балладе описательно-дидакти- ческого характера («Презрение к смерти», «Секрет победы»).
Особое значение в развитии поэзии военной поры имела поэма - самый емкий, универсальный и чуткий к требованиям времени лироэпический жанр. История советской поэзии не знает другого такого периода, когда бы за четыре неполных года было создано столько значительных поэм. «Киров с нами» Н. Тихонова, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Россия» А. Прокофьева, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Блокада» 3. Шишовой, эпические произведения Анны Ахматовой, Аркадия Кулешова, Леонида Мартынова, Бориса Ручьева, Владимира Луговского, наконец, поэма
A. Твардовского «Василий Теркин» - вот далеко не полный перечень имен и произведений, заслуживающих внимания.
В годы воины было написано немало поэм, близких к стихотворным очеркам и повестям, в которых воспевались данный подвиг, данный человек, но не было больших художественных обобщений, и потому жизнь этих произведений была кратковременной. Поэма, по словам Белинского, должна «схватывать жизнь в ее высших моментах», т. е. раскрывать наиболее существенное в исторической действительности. Авторы наиболее значительных эпических произведений стремились к поэтическому осмыслению героического духа военных лет, к созданию таких героев, в которых бы нашли воплощение черты поколения и даже народа в целом.
В основе каждой значительной поэмы тех лет лежит поэтическая идея, имеющая всеобщее значение. Поэты воспевали трудовой подвиг народа (Н. Асеев, С. Васильев, С. Михалков), военно-историческое прошлое (И. Сельвинский,
B. Саянов), революцию и революционеров (С. ЦЦипачев). Однако главной и определяющей темой была Великая Отечест-
венная война, трактуемая как столкновение двух миров. Идея борьбы социализма и фашизма, как определяющая в ходе войны, передавалась поэтами и в произведениях об отдельном, высшем моменте в жизни героев, о героическом подвиге на поле брани или в тылу врага («Зоя»), и в поэмах о трудной и героической жизни солдата на войне, о подвиге всего народа («Василий Теркин», «Россия»),
Поэмы военных лет, как правило, сюжетны. Но сюжетом в них становится как бы сама война. Авторы стремятся либо соотнести повествование с самой войной, с мыслью о ней, если в поэме речь идет о труде или о героическом прошлом, либо возвысить частный подвиг на войне или в тылу врага (подвиг Зои Космодемьянской у М. Алигер, к примеру) как факт общенационального значения, представить изображаемое как частицу единого великого целого. Сквозным образом, который так или иначе присутствует в каждой поэме, является образ Родины, образ Победы. Пусть война еще не закончена, а герои погибли, но ореол Победы горит бессмертным огнем славы в подвигах гвардейцев-панфиловцев («Слово о 28 гвардейцах» Н. Тихонова, «Двадцать восемь» М. Светлова), в мужественной смерти Зои («Зоя» М. Алигер), в подвигах партии, олицетворенной в образе Кирова («Киров с нами»). Лучезарный образ Победы, точнее, ничем неистребимое желание Победы как бы освещает изнутри каждое из произведений и придает поэмам тех лет внутреннюю цельность. Многие поэты, каждый по-своему, завершали повествование образом России в походе. Этот образ движущейся к победе Родины придает поэмам в той или иной мере, в зависимости от таланта их авторов, историческую достоверность, художественную новизну и эпическую законченность.
Поэмы военных лет имеют еще одну общую примечательную особенность: страстный, проникновенный и напряженный лиризм, часто смыкающийся с патетикой. Лиризмом дышит в них каждая строчка, каждый образ. Даже одно из наиболее эпических полотен - поэма «Василий Теркин» - из 30 глав имеет семь лирических, связанных с выражением непосредственных чувств лирического «я»: «От автора», «О войне», «От автора», «О себе», «О любви», еще «От автора» и еще раз «От автора». Поэт шел по горячим следам событий в огне и дыму, он охватывал сердцем еще не обжитый поэтической мыслью материал эпохи. Авторские главы в «Василии Теркине» - это не лирические отступления в привычном смысле слова, а своего рода связующие опорные звенья в сюжетно- композиционной цепи произведения. Через них автор вводит читателя в сокровенный мир своего героя, доверительно раскрывает то, что по ряду причин не смог бы выразить литературный персонаж ни словами, ни поступками. Он как бы приближает к читателю Василия Теркина, дает его крупным планом или, наоборот, как бы удаляет на расстояние, рисует героя на общем гигантском фоне войны, иногда сливается с ним, говорит за него или заставляет его говорить за самого себя. Недаром автор «Василия Теркина» доверительно признается своему читателю:
И скажу тебе, не скрою. -
В этой книге там ли, сям
То, что молвить бы Герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил.
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Лиризм - не исключительная особенность поэм военного времени. На лирический характер произведений этого жанра у Байрона и Пушкина указывал еще Белинский. «Двенадцать» А. Блока, «Анна Снегина» С. Есенина, «Хорошо!» В. Маяковского насквозь лиричны. Особое в поэмах военных лет заключается в небывалом стремлении поэта слиться в своих переживаниях с судьбой всей страны, всего народа, превратиться в певца «ото всех и за всех», стать поэтическим органом своего народа. Это отчетливо осознавали поэты. Ольга Берггольц писала:
Я счастлива.
И все яснее мне,
Что я всегда жила для этих дней,
Для этого жестокого расцвета.
И гордости своей не утаю,
Что рядовым
пошла в судьбу твою, Мой город,
В званье твоего поэта.
Лирическое «я» в поэмах военных лет становится неотделимым от эпической темы отечества и судеб его народа. Преобладавший ранее мотив «я и Родина» сменяется другим: «я - Родина». П. Антокольский в поэме «Сын», которая звучит как исповедь сердца, придает широкий эпический характер событиям и через облик своего мальчика, погибшего на войне, хочет разгадать черты целого поколения. Такую же задачу ставит и М. Алигер в поэме о Зое. Стремится «преодолеть свои пределы» и Вера Инбер. «Пулковский меридиан» - это поэтическая летопись блокады Ленинграда. Одиссеей военных лет можно назвать поэму А. Твардовского «Василий Теркин».
Образ Родины проходит через все лучшие поэмы военных лет. О чем бы ни повествовал поэт, он говорит это во имя и от имени Родины, всем сердцем сливается с ней.
Враг вздумал нас осилить, -
В гранату ставь запал!
НЕТ, не на ту Россию
Ты, лютый враг, напал!
(.А. Прокофьев. «Россия»)
Родина определяет и цель и смысл борьбы, она же выступает высшим судьею героев, в ее одобрении - честь и гордость солдата.
Смотри, родная сторона,
Как бьется братьев двадцать восемь!
(Н. Тихонов)
Праздник близок, мать-Россия.
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
(А. Твардовский)
Подвиг народа на войне поэты стремились передать через конкретных, реальных, живых героев. Многие поэмы тех лет (около одной трети) названы по имени главных героев: «Василий Теркин», «Зоя» и т. д., чем основное внимание сосредоточивается не на выявлении сугубо личных, неповторимых черт, а на отображении наиболее общего, что роднит его с народом, с родиной. Василий Теркин - не исключительная личность:
В каждой роте есть всегда
Да и в каждом взводе.
Каждая черта, каждый поступок Теркина как бы сливаются с общей стихией. Теркин - один из многих и в тяжелом бою на болоте, при переправе через Днепр и в походе на Берлин.
Герои эпических поэм военных лет лишены каких-либо недостатков, какого-либо эгоистического расчета, самолюбия, самомнения и т. д. При всей реалистичности они живут не «прозаической» жизнью, которая в той или иной мере в «обычное» время окружает людей. Все поступки, все помыслы - в сфере высших, общенародных интересов. Даже мельчайшим подробностям фронтового быта, обыкновенной солдатской шутке, присказке в «Василии Теркине» придается общее, можно сказать, поэтическое течение.
Василий Теркин ярче, чем любой иной эпический герой тех лет, воплотил в себе многогранные черты русского национального характера. Его не назовешь балагуром, хотя он и не расстается с шуткой, прибауткой присказкой, ладно врет и смешит товарищей. За шутливой, свободной непринужденной формой его поведения скрываются и гибкий ум, и природная смекалка, и богатейший жизненный опыт, и умение глядеть в корень, и та живая лукавинка, без которой русский народный характер и представить невозможно. Бесхитростная речь героя всегда таит в себе глубинный философский подтекст. Василий Теркин мудр той высшей мудростью, которой наделен народ. Лишенный каких-либо предрассудков, не связанный ни с какими догмами, он не поучает, а осмысливает жизнь. Его размышления и раздумья о смысле жизни, о любви, о смерти и бессмертии, о подвиге и славе, родной отчизне и т. д. характеризуют собою миропонимание целого поколения, вошедшего в жизнь после Октября и унаследовавшего от своих дедов, отцов и братьев все лучшее, что дала им многовековая история.
Подлинный наследник национальных и революционных традиций, он не декларирует свою любовь к Родине. Патриотизм составляет сущность его натуры. Василий Теркин проявляет глубочайшее понимание характера Великой Отечественной войны и твердо знает свое собственное место в строю. Мысль «мы с тобой за все в ответе» пронизывает всю поэму, становится одной из излюбленных заповедей героя:
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Будучи живой, яркой личностью, Василий Теркин вместе с тем начисто лишен индивидуализма, в нем сфокусированы лучшие черты народа-победителя.
«Василий Теркин» Твардовского представляет собой народную эпопею, многообразно вобравшую различные стороны войны. По-разному предстают в поэмах и образы воюющего народа, Родины, России.
Таким образом, русская поэзия военных лет, начавшись с призывно-эмоциональных литературных форм (стихотворный лозунг, агитстихи, гимнические песни, марши), перешла к созданию самых разнообразных по жанру произведений вплоть до поэмы. В вершинном своем творении - в поэме «Василий Теркин» - она поднялась до величайшего художественного обобщения и в образе Теркина создала тип национального героя, воплотившего в себе лучшие черты народа-победителя. Создавая героико-патриотические поэмы, художники шли неодинаковыми путями. Одни воспроизводили события в реалистическом плане, стремясь воссоздать живые подробности блокированного города, поля боя, военной ситуации, обстановки, угадывая характеры героев в их национальном своеобразии. Так поступали О. Берггольц, М. Алигер, Н. Тихонов. Другие решали эту задачу в традиционно-поэтическом духе, прибегая к так называемым романтическим приемам изображения. Они меньше всего озабочены воспроизведением реальных картин боя, но стремятся нарисовать идеально возвышенный образ героя и времени, образ войны, картину горя и разрушений, широко используя для этого романтическую символику («Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова).
Однако это не означает, что поэмы анализируемого периода легко распадаются на реалистические и романтические. Два стилистических потока - реалистический и романтический - не столько исключали, сколько дополняли и обогащали друг друга, порождая многогранные формы героических поэм. Лучшие поэмы тех лет и романтичны, и реалистичны. В них запечатлена поэзия всенародного героического подвига в дни Великой Отечественной войны.
С точки зрения жанровых поисков эпическая поэзия Отечественной войны довольно многообразна. Но, пожалуй, самым интересным, значительным и новым был жанр поэмы, который как бы непосредственно подсказан самой неповторимой действительностью. Речь идет о поэмах, которые одновременно были и своеобразной летописью событий, и философской концепцией войны, и исповедью сердца: «Василий Теркин» Твардовского, «Пулковский меридиан» Инбер, «Россия» Прокофьева. Каждая из этих поэм писалась в течение ряда лет, запечатлевая движущееся время. Каждый поэт ставил задачу осмыслить войну в целом. И это оказало прямое влияние на структуру и иные жанровые признаки столь непохожих произведений столь разных авторов.
Сюжеты, конфликты, характеры этих поэм не были заранее намеченными и обдуманными, они постигались поэтами в самом процессе работы и корректировались развивающимися событиями. Творческая история «Василия Теркина», «Пулковского меридиана» и «России», очень сложная и необыкновенно интересная, подтверждает, что жанровые поиски авторов определялись стремлением совместить принцип достоверного, обстоятельного изображении войны и переживаний человека на войне с предельно обобщенными поэтическими образами, а детальный анализ - с широкомасштабной картиной эпохи. Конфликты каждой из этих поэм эпохальны и отражают борьбу двух миров, двух концепций жизни - социализма и фашизма.
Вместе с тем в этих поэмах в зависимости от своеобразия таланта авторов и индивидуальных замыслов мы видим и различный подход к воспроизведению событий, и разные принципы организации поэтического материала.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идет война народная,
Священная война.
В. Лебедев-Кумач
В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.
В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских

Поэтов.
Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.
Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь.”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”, были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.
Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
Время требовало от литературы строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. Стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.
Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что, когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее.
В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.
Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
Одними из известных поэтов того времени смело можно считать О. Берггольц, К. Симонова, Мусу Джалиля.
Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) родилась в Петербурге в семье врача. В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета, после чего работала журналистом. Первые свои произведения она писала для детей и юношества. Поэтическая известность О. Берггольц пришла к ней с выходом сборников “Стихотворения” (1934) и “Книга песен” (1936). В годы войны, находясь в осажденном Ленинграде, О. Берггольц создает свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: “Февральский дневник” и “Ленинградская поэма” (1942). Выступления Берггольц по радио, обращенные к борющимся ленинградцам, вошли позже в книгу “Говорит Ленинград” (1946).
Творчество О. Берггольц отличает глубокая лиричность, драматизм, страстная прямота (“От сердца к сердцу”), вдохновенная приподнятость.
Когда прижимались солдаты, как тени,
к земле и уже не могли оторваться –
всегда находился в такое мгновенье один безымянный,
Сумевший Подняться.
Не все имена поколенье запомнит.
Но в тот исстугшенный,
клокочущий полдень безусый мальчишка,
гвардеец и школьник, поднялся –
и цепи штурмующих поднял.
Он падал лицом к Ленинграду.
Он падал,
а город стремительно мчался навстречу.
“Памяти защитников”
Новой ступенью в творчестве О. Берггольц и в развитии жанра “лирической прозы” явилась прозаическая книга “Дневные звезды” (1956), насыщенная “правдой нашего общего бытия, прошедшего через. сердце”.
Джалиль (Джалилов) Муса Мустафович (1906-1944) был редактором журнала “Юные товарищи”, “Дети Октября”. С 1941 года служил в армии. В 1942 году, тяжело раненный в бою, был взят в плен, заключен в концлагерь и за участие в подпольной организации казнен в военной тюрьме Шпандау в Берлине.
М. Джалиль начал печататься с 1919 года. В 1925 году вышел первый сборник его стихов и поэм “Мы идем”. Его стихи полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: “Из госпиталя” (1941), “Перед атакой” (1942).
Книга М. Джалиля “Письмо из окопа” (1944), изданная во время войны, явилась образцом лирики военных лет. Две самодельные книги, написанные в подполье, содержали более ста стихов – свидетелей борьбы, страданий и мужества поэта.
В “Моабитской тетради” воплотились героические и романтические мотивы его предшествующего творчества; оно многообразно в стилевом и жанровом отношениях, это гимн бессмертию, героизму и стойкости человека.
В годы войны К. М. Симонов (1915-1979) был корреспондентом газеты “Красная звезда”. Главная тема в его стихах первых лет войны – любовная лирика. В ней особенно ощущалась лирическая стихия – щедрое, страстное, напряженное раскрытие мира поэта. В лучших стихах цикла “С тобой и без тебя” соединились социальные, патриотические обобщения и личные чувства. Эмоциональный, исповеднический тон любовной лирики Симонова поразил читателя драматичным контрастом военного времени и открыто звучащей доверительной, личной авторской интонацией.
Над черным носом нашей субмарины
Взошла Венера – странная звезда.
От женских ласк отвыкшие мужчины,
Как женщину, мы ждем ее сюда.
На небе любят женщину от скуки
И отпускают с миром, не скорбя.
Ты упадешь ко мне в земные руки,
Я не звезда. Я удержу тебя.
В военных стихах Симонова напряженная эмоциональность соединяется с почти документальным очерком (“Седой мальчишка”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.” и др.).
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.
Творчество Симонова автобиографично. Его персонажи по большей части несут в своей судьбе и своих раздумьях отпечаток судьбы и раздумий самого автора.

  1. Мастера – особая П оросль. Мастера! Мастером попробую Сделаться. Пора! А. Межиров. На свете миллионы разных профессий: архитекторы и конструкторы, учителя и врачи, ученые и космонавты, инженеры и технологи. Не...
  2. Все, что есть на земле и в космосе – это счастье. Счастье увеличивается от того, что им делишься с другим. Им нельзя владеть, как домом или поместьем. Наверное, каждый человек...
  3. Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где-то за окном куковала кукушка. Композитор встал, подошел к окну и увидел лес, уходящий вдаль. Где-то там...
  4. Я отдыхал все лето у своей любимой бабушки в деревне “Солнечная поляна”. На протяжении этого славного и радостного времени я купался, загорал, отдыхал, играл с Местными и приезжими из города...
  5. Николай Алексеевич Некрасов – поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит...
  6. Каждый человек индивидуален, и у каждого существует свое собственное мнение и представление об окружающем мире. Недаром существует всем нам известное понятие: “Сколько людей – столько мнений”. Каждый представляет, что его...
  7. Мне очень нравятся картины, над которыми приходится размышлять. “На террасе” И. Шеван­дровой – как раз такое полотно. На картине изо­бражен босоногий юноша в голубой рубашке и джинсах, сидящий на окне...
  8. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки ведают и печаль....
  9. Сочинение на основе прочитаного произведения, по лирике А. С. Пушкина. Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выжить им...
  10. Тема Великой Отечественной войны проходит через творчество многих писателей и поэтов. Ведь многие из них знают об ужасах войны не понаслышке. Например, поэт Сергей Орлов, начав служить рядовым, вернулся с...
  11. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и...
  12. Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого и поэта Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта Низами Гянджеви. Открытием, потому что в их творчестве...
  13. Окончив 10 класс, я вместе с родителями и старшим братом отправилась на автокемпере в увлекательное путешествие по России и Европе. Выехав из Москвы, мы Первом делом направились в сторону Санкт-Петербурга...
  14. Предметом педагоги как науки является изучение процессов обучения и воспитания личности. Проблемы обучения исследует дидактика. Объектами дидактических исследований являются реальные процессы обучения связи между различными их сторонами. К числу основных...
  15. Природа. Большое творение Бога, колыбель человечества, воплощение красоты и добра. С первых шагов человека на Земле она кормила своими плодами, давала тепло (дрова для костра) и мясо диких зверей. Так...
  16. Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего Влеклись ею ввысь. Ф. Ницше Музыка сопровождает человека от колыбели и до последнего пристанища. А те, кто верит в загробную жизнь, будут...
  17. Семья – это частичка общества, которая объединяет родных людей в единое целое, делает их связи неразрывными. Можно иметь много знакомых и друзей, но только семья дает нам ощущение защищенности и...
  18. Как правильно гласит русская пословица, если семья дружная, то никакие беды ей не страшны. Для меня самое главное в жизни – моя семья. Мы поддерживаем друг друга в трудную минуту,...

В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, - оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким образом, облегчает воздействие на человека словом, исполненным сочувствия, поощрения. И сила воздействия на нее поэтического слова увеличивается. Поэтому можно себе представить, как бились сердца солдат, внимавших словам Анны Ахматовой: * Мы знаем, что ныне лежит на весах. * И что совершается ныне. * Час мужества пробил на наших часах, * И мужество нас не покинет. Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны («Клятва», «Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»). * Тому, кто смело сражается за родину, * Не страшно под пулями мертвыми лечь, * не горько остаться без крова… Стране грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден: * И та, что сегодня прощается с милым, * Пусть боль свою в силу она переплавит. Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, «пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны ». В стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…» описывается впечатление, которое произвел на лирического героя «седой мальчишка», у которого погибла мать: * Ты это горе знаешь понаслышке, * А нам оно оборвало сердца. * Кто раз увидел этого мальчишку, * Домой прийти не сможет до конца. Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.

Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:


Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:


За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:


Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:


Вот - на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак - давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:


Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:


Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,


Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:


И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:


Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:


Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек - все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:


Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.


Самое обсуждаемое
Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка
Все Все "сапоги" из вв чморят и чморят омон и собр
Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность


top