Откровение иоанна 1. Библия онлайн

Откровение иоанна 1. Библия онлайн

1:1 чему надлежит быть вскоре. См. 22,6.7.10.12.20. Духовная война происходит на всем протяжении земного бытия Церкви. "Последние дни", возвещенные пророчествами Ветхого Завета, открылись с воскресением Христа (Деян. 2,16.17). Время ожидания минуло, Бог вводит человечество в заключительную фазу его духовного становления. Именно в этом смысле нынешние дни являются "последним временем" (1 Ин. 2,18).

1:2 свидетельство Иисуса Христа. Т.е. Евангелие Иисуса Христа, Влагая Весть о Его воскресении. Само Откровение есть послание, назначение которого - укрепить христианское свидетельство. Откровение обладает полнотой Божественного авторитета и подлинностью (22,20.6.16; 19,10).

1:3 Блажен читающий и слушающие. В Откровении не только изрекаются слова осуждения неверующим, но и благословения верующим (14,13; 16,15; 19,9; 20,6; 22,7.14).

слова пророчества сего. См. 22,7-10,18.19. Как и ветхозаветные пророчества, Откровение сочетает видения будущего с увещаниями верующих. Пророчество - это особая богодухновенная форма раскрытия движущей силы истории, соединяющей все разрозненные события в единую картину причинно-следственных связей.

соблюдающие. Т.е. исполняющие. Благословение приходит не к слушателям, но к исполнителям услышанного.

1:4-5 Приветствие, характерное для жанра посланий.

Семи церквам. См. 1,11; 2,1 - 3,22. В книге Откровение важную роль играет число семь (см. Введение; Содержание), символизирующее завершенность (Быт. 2,2.3). Выбор семи церквей не только выражает эту тему, но и указывает на более широкое содержание послания, а именно, что оно обращено ко всем церквам.

Асии. Асия (Азия) - провинция Римской империи, охватывающая запад нынешней Турции.

Который есть и был и грядет. Это выражение тождественно имени Божию в книге Исход 3,14-22. См. ком. к 1,8.

от семи духов. Святой Дух описывается в терминах семеричной полноты (4,5; Зах. 4,2.6). Источником благодати и мира является Троица: Бог Отец ("Который есть"), Сын (1,5) и Дух (ср. 1 Пет. 1,1.2; 2 Кор. 13,14).

1:5 свидетель верный. См. ком. к 1,2.

первенец. См. ком. к 1,18.

владыка. См. ком. к 4,1-5,14.

1:5-8 Иоанн воздает славу Богу в форме, имеющей сходство с началом большинства посланий апостола Павла. Темы владычества Божия, искупления и Второго пришествия Христа освещаются на всем протяжении книги Откровение.

омывшему нас. В оригинале: "избавившему нас". См. ком. к 5,1-14.

1:6 Поклонение Богу и прославление Его - основная тема Откровения. Прославление Бога является неотъемлемой частью духовной борьбы.

соделавшему нас царями и священниками. Святые услаждаются законом Божиим и как священники имеют непосредственный доступ к Богу (Евр. 10,19-22; 1 Пет. 2,5-9). В будущем они будут царствовать с Ним (2,26.27; 3,21; 5,10; 20,4.6). Все народы отныне разделяют священнические преимущества, дарованные Израилю (Исх. 19,6). Цели искупления, прообразом которого был исход из Египта, и цели, ради которых человеку была дарована власть над творением, исполняются во Христе (5,9.10).

Тема священнического служения и общения с Богом соединяется в Откровении с образом храма (см. ком. к 4,1 - 5,14).

1:8 Альфа и Омега. Первая и последняя буквы греческого алфавита. Бог есть Начинатель и Завершитель творения. Он - Господь прошлого, настоящего и будущего, на что указывает выражение "есть и был и грядет" (см. ком. к 4,1 - 5,14). Его державная власть над творением служит залогом исполнения поставленных Им целей (Рим. 8,18-25).

Который... грядет. Имеется в виду Второе пришествие Христа как завершающий этап замысла Божия.

1:9 соучастник... в терпении. Призыв проявлять терпение и хранить верность повторяется на протяжении всего Откровения (2,2.3.13.19; 3,10; 6,11; 13,10; 14,12; 16,15; 18,4; 22,7.11.14). Увещевание раздается среди преследований и искушений (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

Патмос. Небольшой остров, расположенный у западного побережья Малой Азии.

1:10 был в духе. Дух Божий сообщает Иоанну видения и открывает перспективу истории человечества в ее духовном аспекте.

в день воскресный. В оригинале: "день Господень", т.е. день, когда христиане молитвенно вспоминают воскресение Христа. Воскресение предвосхищает окончательную Божию победу (19,1-10).

1:11 церквам. См. ком. к 1,4.

1:12-20 Христос является перед Иоанном в неизмеримой славе (ср. 21,22-24). Выражение "подобный Сыну Человеческому" отсылает к книге Даниила (7,13). Повествование 1,12-16 напоминает видения пророков Даниила (7,9.10; 10,5.6) и Иезекииля (1,25-28), но оно имеет сходство и со многими другими ветхозаветными явлениями Бога. Видение показывает Христа в образе Судии и Владыки - в первую очередь над церквами (1,20 - 3,22), а также над всей вселенной (1,17.18; 2,27). Его Божественное достоинство, власть и победа над смертью служат залогом окончательной победы в конце истории человечества (1,17.18; 17,14; 19,11-16). Это видение Бога Вседержителя, Чья власть осуществляется через Христа, является основополагающим в книге Откровение.

Светильники символизируют церкви как носительниц света или свидетельства (1,20; Мф. 5,14-16). Христос шествует в окружении церквей как Господь и Пастырь, подобно тому, как облако славы Божией снизошло и пребывало в скинии и в храме, где находились светильники (Исх. 25,31-40; 3 Цар. 7,49). Свет, как одно из свойств Бога (1 Ин. 1,5), находит свое наивысшее проявление во Христе (Ин. 1,4.5; 8,12; 9,5; Деян. 26,13); он также различными путями отражается в Его творении: в пламенении ангелов (10,1; Иез. 1,13), в естественном свете (21,23; Быт. 1,3), в светильниках храма, в церквах и в каждом человеке (Мф. 5,14.15). Таким образом, Господь показывает, на каком фоне происходит завершение творения вселенной (Еф. 1,10; Кол. 1,16.17). Поскольку все творение содержится Христом (Кол. 1,17), тринитарные образы в 1,12-20 и 4,1 - 5,14 закладывают основание для всего Откровения. И как сущность Троицы глубоко таинственна, так и образы Откровения неисследимо глубоки.

1:15 шум вод многих. См. ком. к 1,10.

1:16 Меч. См. 19,15; Евр. 4,12; Ис. 11,4.

как солнце. См. 21,22-25; Ис. 60,1-3.19.20.

1:17 Я есмь Первый и Последний. То же, что "Альфа и Омега" (1,8 и ком.; 2,8; 22,13; Ис.41,4; 44,6; 48,12).

1:18 живый. Иначе: живущий. Воскресение Христа и Его новая жизнь обусловливают новую жизнь Его народа (2,8; 5,9.10; 20,4.5) и обновление всего творения (22,1).

имею ключи... смерти. Эти слова предвосхищают 20,14.

1:19 Этот стих, вероятно, указывает на разделение содержания Откровения по времени на прошлое (1,12-16), настоящее (2,1 - 3,22) и будущее (4,1 - 22,5). Однако такое разделение весьма относительно, поскольку некоторые фрагменты содержания каждой части относятся ко всем трем периодам.

1:20 Ангелы. "Ангел" означает "вестник". В Слове Божием оно может относиться к людям, особенно пастырям церквей, или к ангелам как духовным сущностям. Видная роль, отводимая ангелам в Откровении, побуждает думать, что здесь имеются в виду именно ангелы как служебные духи (22,6; Дан. 10,10-21).

Слушать ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА глава 1 онлайн

1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею

6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

Иоанн на острове Патмос. Художник Г. Доре

13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.


Откровение Иисуса Христа Иоанну. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Статья первая.


Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс.118:91).


Христос, как Владыка, явил мне это чрез ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески видел то и другое; это же ясно и из слов яже суть и имже подобает быти , указывают на настоящее и будущее время.


Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. "Делайте, дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати ",- говорит Господь (Ин.9:4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуждо по делам его (Мф.17:27).


Хотя много было местных церквей, но он послал только седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: "благодать вам и мир от Триипостасного Божества". Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмь Сый (Исх.3:14); выражением иже бе - Слово, которое в начале бе к Богу (Ин.1:1); словом грядый - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян.2). Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богам и Господам Иисусам Христом, и избранными Его ангелы (1Тим.5:21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сына, в иже бе, и иже есть грядый - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под семью духами - дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит и от Иисуса Христа и т.д.


Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех своих (Пс.144:13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол.1:18 ; 1Кор.15:20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс.2:6 ; Кол.2:10 ; 1Тим.5:16), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин.10:30 ; 14,20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сына, и иже бе, и грядый, Вседержитель , то нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а от Иисуса Христа , потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в от Иисуса Христа отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.


Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву - словесную службу вместо жертв бессловесных животных.


Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф.24:29 -30). Ей, аминь значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь - да будет.


Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: Сый , и прежде сый , и конца не имый , соприсносущный Отцу, и потому имеющий воздать каждому по делам его.


Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.


Статья вторая. Видение, в котором видел Одеяиного в подир посреди семи златых светильников.


Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филаделфию, и в Лаодикию.


Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо во всю землю изыде вещание их (Пс.18:5). Указав словами Алфа и Омега на Божию безначальность и бесконечность, Он мне повелел поведать о виденном семи церквам, обозначая числом семь , оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь ангелов, которые начальствуют над другими.


Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом обратихся , то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, подобна Сыну Человечу (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, по чину Мелхиседекову (Пс.109:4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу - по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.


Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее - предвечный; об этом свидетельствуют Его власи белы. Очи Его, как пламень огненный, просвещают святых и опаляют нечестивых.


Григорий Назианзин разумеет под ногами домостроительство Божие, ибо ноги Его плоть суть , которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и апостолов, как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос - медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос - ладан) - Божеское, а соединенные вместе в одно слово халколиван - благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан - обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте (

Предисловие к книге .
Цель книги "Откровение" - показать или открыть бодрствующим ученикам Христа цепь событий, которым надлежит произойти в Дне Господа Иисуса Христа (в дне воскресшего Иисуса Христа, в дне воскресном, в дне оном или во 2м пришествии Христа, переходящем в Миллениум).
Понятно, что слово "день" в выражении "День Господа" - не означает 24 часа. День Господа - это период времени, охватывающий время духовного возвращения Христа на Землю, которое начнётся с оценки состояния дел в собраниях Божьего народа (с суда Дома Божиего), достигнет апогея в Армагеддоне и продолжится тысячелетием Христа

Состоит этот День из трёх этапов:
1) суд Дома Божьего в веке сём (оценка духовного состояния Божьего народа, существующего к этому времени в собраниях истинного поклонения, 1 Петра 4:17). В этом периоде Иисус Христос будет невидимым, однако, можно сказать, что он в качестве Жениха уже "вышел" на встречу к своим "девам", ожидающим его на Земле (Мтф.25:1,6), но ещё не пришёл, а лишь начал видеть издалека состояние дел в собраниях народа Бога.

Что будут из себя представлять собрания Божьего народа к этому времени - Христос показал в послании к семи церквам (2,3 главы книги): "девы" в ожидании его заснули духовным сном. Иисус проверит собрания Божьего народа, осудит их дела и покажет через пророков Бога, в чём им нужно покаяться и как исправиться для того, чтобы не быть осуждёнными вместе со всеми нечестивыми.

Этот же момент начала суда с Дома Божьего напоминает сортировка невода из притчи Христа о неводе: все, кто собран в невод (в христианские собрания) через принятие благовествования – перед кончиной века сего будут сортироваться на плохую рыбу и хорошую: из среды праведных (из среды народа Бога) - будут изыматься злые (Мтф.13:47-50).

2) суд над всеми нечестивыми в веке сём , включая и тех, кто сам себя считал верующим, но не стал таковым в глазах Бога (суд для "рыб" тьмы внешней, которая находится за пределами "невода", куда также будет выброшена плохая "рыба" из "невода" Бога, Мтф.13:49,50; Откр.11:15 -18; 15-19 главы).
Этот период начнётся с видимого явления Христа на небе и сбора 144 000: Жених пришёл и забрал на брак остаток верных "дев" (последних "пророков"), а пред неверными - "двери" на небеса захлопнулись (Мтф.25:10; 24:29-31; Откр.11:12; 1Фессал.4:16,17; 1 Кор.15:52). Закончится он Армагеддоном. (о 2х этапах 2го пришествия Христа - ).

3) новая эра Божьего правления , начнётся с тысячелетнего правления Христа (Миллениума, Откр.20 глава) и перейдёт в День Вечный во главе с Богом Иеговой (Откр. 21,22 главы; 1Кор.15:28).
Период Миллениума также образно можно называть "днём" суда , для всех, кого Бог и Христос Его пожелают видеть в Миллениуме в качестве жителей Земли. На основании этого будущего судного "дня" деятельность всех жителей Миллениума будет "взвешена" на весах Бога для того, чтобы определить: достоин ли житель тысячелетия Христова перейти в день вечный или нет (Откр.20:12).

Главы 4-10, 12 -14 книги Откровения содержат ряд духовных видений, относящихся также к событиям Дня Господа и разъясняющих, как события, происходящие в это время на Земле - связаны с событиями, происходящими в это время на небесах.

Итак, "день" повторного возвращения Христа (второго пришествия) начнётся незадолго до Армагеддона на фоне массовых войн, землетрясений, необычных эпидемий, массовых смертей, деградации общества, проповеди Библейской истины об Иегове и Его Царстве, образования собраний народа Иеговы и постепенного их "осквернения". Как написано:
"сын человеческий, пришед, найдёт ли веру на Земле ? Лука 18:8

1:1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог,
Всё, что запишет апостол Иоанн - это откровение или открытие тайны Бога, переданное воскресшему Иисусу Христу. Библия, как видим, не говорит об Иисусе Христе ни как о Всевышнем, ни как о неком втором Боге или как о части Всевышнего. Напротив, эти слова подчёркивают зависимость воскресшего Иисуса Христа - от Бога и Отца его, существующего вне Иисуса и отдельно от него.
Учение своего Бога и Отца Иисус уже приносил людям на Землю в первом своём пришествии (Ин.12:49). Теперь ему с небес предстояло рассказать людям откровения Бога о том, как для Земли осуществится переход нечестивого века сего - в эру Божьего правления над Землёй, в эпоху дня вечного (2Петра3:18)

чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре .
Бог вознамерился показать картину будущего - только Своим рабам , поэтому и открыл тайну будущего - Своему сыну, Иисусу Христу, главе христианского собрания, имеющего духовное общение с рабами Бога (Мтф. 28:20).
Кто является рабами Бога? И почему Бог рассчитывает на то, что Его рабы поймут слова Его откровения о событиях кончины века сего? Увидим ниже по описанию раба Божьего Иоанна.

И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
Иисус Христос передал для написания апостолу Иоанну - все слова Отца своего через некого ангела: судя по всему, ангел должен был помочь Иоанну правильно записать всё, что ему будет передано от Христа с небес. (Евр.1:14) В этом и заключается помощь свыше, вдохновляемая рабов Бога на те или иные действия, в данном случае - на записывание слов Бога.

рабу Своему Иоанну все апостолы, по крайней мере, избранные Богом для сына Своего и помазанные святым духом, являются не только - рабами Бога, но и рабами Иисуса Христа (Деян.16:17; Иак.1:1; Гал.1:10; Ин.17:12, например).
Помазанным христианам Ефеса было также предложено стать рабами Христа (Еф.1:1,13;6:6). Значит, шанс стать рабом Бога - есть у каждого христианина, было бы желание.
Статус раба, купленного хозяином (в данном случае – искупленного Христом как первенца Богу, Откр.14:3,4; Евр.11:28; 12:23) отличается от статуса слуги или наёмного работника: слуга может уволиться, когда ему угодно; у него установленные часы работы и отдыха; он работает за определенную плату, имеет свое мнение и может торговаться, когда и за сколько будет работать.

Раб же лишен этого; он является полной собственностью своего хозяина, и не имеет ни своей воли, ни своего времени.
Слово "раб" (доулос , греч. и ебедх , иврит) указывают, насколько абсолютным должно быть подчинение Богу со стороны тех, кому надлежит стать небесными царями и священниками (Откр.1:6; 7:3,4; 20:6).
Для того, чтобы раб Бога мог в точности исполнять волю Бога - ему в помощь даётся святой дух через помазание, в результате чего все они достигают понимание через духовное общение с Богом и Христом Его при помощи силы свыше (1Ин.2:20,27)

Например, апостол Павел описал суть рабов Бога, обращаясь к христианам из Рима:
Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная . (Рим.6:22)

То есть, без освобождения от греха и без видимого плода святости - рабом Бога стать невозможно.

Итого по рабам Бога: почему Бог рассчитывает на то, что Его рабы поймут слова Его откровения о событиях кончины века сего? Потому, что:
1) кроме рабов Бога никто не будет всерьёз интересоваться Божьим намерением.
2) кроме рабов Бога, никто не будет иметь тесных личных отношений с главой собрания, Иисусом Христом.
3) как следствие 1 и 2 - никто, кроме рабов Бога не будет иметь те способности и возможности свыше, помогающие понять духовный смысл тайн Бога и разъяснить его тем "языком", который был бы доступен для понимания остальным.

1:2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
Иоанн апостол в точности записал всё, что говорил ему Иисус от имени Бога и всё, что он сам видел в видениях, показанных ему силою свыше. Поэтому записи Иоанна в Откровении - это слова Бога , переданные для рабов Бога через свидетельство Иисуса Христа (через его пересказ).
Бог надеется, что рабы Его смогут вместить слово Его и понять, что же ожидает верующих и неверующих жителей Земли в грядущий день оный (так мы будем называть в дальнейшем по тексту день возвращения Иисуса Христа во втором пришествии, Лк.10:12; 2Фесс.1:10; 2 Тим. 1:12; 4:8)

1:3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Здесь читающий и слушаю щие - это публично читающий для всего собрания и члены собрания. Читающий присоединял толкование, чтобы всем было понятно, о чём речь. Чтение Писания и толкование - было обязательным в древнем Израиле, иудейской синагоге и среди учеников Христа (Неем.8:8; Лук. 4:16; Деян. 13:15; Ин.2:22). Без понимания написанного в Откровении - его и соблюсти невозможно. Разумеется, читать самостоятельно эту книгу - никому не запрещено, только правильно понять её всю - будет практически невозможно, если читающий - не раб Бога.

Соблюдающие – это те, кто не только слушает теорию, но и применяет её на практике, исполняя понятные (благодаря толкованию) повеления Бога.
Почему все они блаженны - в преддверии приближения дня оного?
Потому, что имеют шанс спастись. Те же, кто в преддверии дня оного не читает слово Бога, не слушает и не исполняет - рискуют попасть в категорию противников благовествования (2Фессал.1:8-10).

Но как возможно соблюсти слова этой книги - в преддверии дня оного ? Только при условии, если понимать их смысл. Значит, перед наступлением дня оного у Бога непременно найдутся те рабы, кто сможет прочитать эту книгу, уразуметь, что следует делать всем, для кого она предназначена - и разъяснить это другим. (Дан. 12:4,10)

время близко Иоанн видел события Дня Господа, поэтому и написал так, с точки отсчёта событий начала Дня Господа : как только они начнут сбываться, значит, время близко (значит, Иисус уже начал действовать на Земле - скоро Армагеддон, апогей его возвращения).

1:4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии (современное название этой территории на картах древности -Малая Азия).
Выбор семи Асийских собраний сделан не Иоанном: написать послания именно в эти собрания - Иоанна побудил Бог.
7 Асийских собраниий не могут быть конкретными собраниями 1-го века потому, что а) ни во времена существования буквальных собраний в Асии, ни после их исчезновения - не произошло ничего из того, что было явлено Иоанну. И б) в Откр.2:25 говорится находящимся в Фиатире христианам, что они должны жить перед приходом Христа и дождаться его прихода:
только то, что имеете, держите, пока приду .
То есть, 7
собраний Малой Азии, провинции Рима - явились символом обращения Бога к тем своим семи собраниям, которым надлежит существовать перед самым концом (см.1:1). Эти собрания - прообраз на собрания народа Бога, поклоняющихся Ему через Иисуса Христа и действующих в периоде завершения этой системы вещей (века правления дьявола, Ин.14:30; 1Ин.5:19).

Но п очему указаны семь собраний именно Асии ? А не, к примеру, Фессалоник или Рима?
И менно собрания Асии известны тем, что хотя они именовались христианскими - в конечном итоге, к концу уже 1 века - таковыми в большинстве своём не оказались. О них так написал Павел:
Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген (2Тим.1:15). Даже те, на кого Павел наиболее всех надеялся - преткнулись на его повторном аресте в Риме, отказываясь ему помогать.

То есть, собрания Асии указаны не случайно: известно , что, хотя в 1 в.н.э они хорошо начали путь Христов - к концу 1 века их "свет" сильно потускнел: ВСЕ "Асийские" бросили Павла одного в трудностях (даже те, на кого он надеялся, Де.19:10;31; 2Тим.1:15).

То же самое следует ожидать и в собраниях народа Иеговы, действующих в Дне Христа (перед концом этого века): ап. Иоанн, по сути, предсказывает, что та полнота проблем, которая показана на примерах проблем собраний Асии 1 века, будет характерна и для собраний народа Иеговы, действующих в Дне Христа (то есть, в современности, Откр.2,3 гл.).

Итак, семь собраний Асии - это прообраз на собрания народа Иеговы кончины века сего , в которых надлежит воссесть беззаконнику (2Фессал.2:2-4): их духовность к концу века ослабнет, что и создаст благоприятные предпосылки для явления беззаконника в храме Бога.

А почему Иисус обращается только к 7ми собраниям, если в Азии 1 века их было больше? (ещё Колоссы и Иераполь, как минимум, Де.20:14,15; Кол. 2:1).

Число 7- символ полноты или завершённости всего, что связано с Божьим замыслом (7 дней творения, 7 дней недели, 7 подсвечников в меноре, 7 субботних лет, 7 печатей, труб, чаш гнева и т.д.). Поэтому и в отношении собраний число 7 – это символ завершённости или полноты.
Что означает "полнота" собраний в дне Христа?

Так как собрания народа Бога – это духовный "Храм" Бога (1Пет.2:5), число 7 означает полноту его формирования и распространения по Земле. Полнота формирования - в том, что ко Дню Христа он должен состоять из 2х духовных "дворов" - внутреннего и внешнего (из помазанных сИ и "земных", - как и в храме В.З. с внутренним двором для священства и внешним для народа с земными наделами, Иез.10:3-5; 44:17-19, Откр.11:1,2; см. видео 1.10).

А полнота распространения собраний означает, что собрания народа Бога есть во всём мире, что видим сегодня (служители Иеговы есть в 240 странах, всего стран на 2018г – 252, данные ф-та географии МГУ).
Следует учесть, что с начала восстановления поклонения Иегове (Мих4:1,2, конец 19-начало 20 века н.э.) – до полноты формирования "храма" должно было пройти время. Но ко Дню Христа духовный "храм" Иеговы (собрания Христа Его) достигнет полноты развития: в нём будут сформированы 2 духовных "двора" + собрания будут распространены практически по всей Земле (они находятся во всех "глиняных" странах - с демократическим режимом, см. Дан.2 гл ).

Однако, "7" собраний в Дне Господа известны не только полнотой их формирования и распространения. Но и – проблемами, почему Иисус и напишет им обличительные письма перед своим воцарением (Откр.1:20; 2,3 гл.; 11:15). Именно их плачевное состояние и создаст почву для того, чтобы в будущем из тех "звёзд", кто не исправится - выделился и укрепился беззаконник (падшая "звезда", (2Фесс.2:2-4; Отк.8:10; 9:1).

благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, несмотря на беззакония, царящие в этих собраниях, Бог Вседержитель счёл нужным передать им слова ободрения, показывая тем самым, что заинтересован в их духовном исправлении и благополучии.

и от семи духов, находящихся перед престолом Его , Бог показывает, что в благополучии Его собраний заинтересованы также и Его ближайшие духовные помощники, которых тоже семь - по числу собраний.
То есть, Бог даёт понять, что собрания Божьего народа не оставлены без присмотра вышними силами - вплоть до начала событий Дня Господа.

1:5 и от Иисуса Христа
слова ободрения передаются всем собраниям также и от имени Иисуса Христа, главы христианских собраний. Читающие эти слова должны понимать, что какими бы по духовности ни были собрания Божьего народа, действующие в периоде кончины века сего - Вышние пока что не "списали" их с Божьей "нивы" - за ненадобностью и непригодностью. Напротив, все Вышние пока что заинтересованы в их деятельности - и именно поэтому обращаются к ним с небес.

Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Иисус Христос - это верный свидетель Иеговы, своего Бога; также - он первый из умерших людей, кого Бог воскресил к жизни вечной на небесах ; также - это царь, которому будут послушны все цари Земли.

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
Иисус Христос возлюбил своих учеников, подобных Иоанну (нас ) и омыл кровью своей от грехов, то есть, соделал праведными в глазах Бога через жертву искупления грехов (1Ин.1:7)

1: 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь .
Такие ученики Христа, как апостол Иоанн, например - станут небесными соправителями Иисуса Христа и участниками первого воскресения: именно им надлежит стать небесными священниками Богу и соправителями Христа на целую тысячу лет (Откр.20:6)
Иисусу же Христу за то, что он сделал возможным образование небесного священства сего и царствование учеников своих - пусть воздаётся слава и не убывает могущество силы его - вовеки.

1:7 Се, грядет с облаками, Вспоминается пророчество Даниила (7:13) о шествии по облакам сына Человеческого, Иисуса Христа. Иоанн словно видит, как Иисус приближается на облаках во втором своём пришествии.
(факт, что Иисус грядёт с облаками - не то же самое, что в мир человеческий грядёт Бог Вседержитель, см. 1:8)

и узрит Его всякое око Христа узрят все, кто останется в живых перед Армагеддоном

И те, которые пронзили Его; и те, кто его пронзил - тоже его узрят.
В буквальном смысле из участников его распятия в 1 веке - ко времени второго его пришествия никого в живых не останется, они узрят Христа после воскресения в Миллениуме.
А перед Армагеддоном его узрят те, кто кто "распнёт Христа вторично", отвергая его в лице последних посланников Бога (Откр.11:2-8).

и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Иоанн здесь предсказывает рыдания тех, кто "пронзит" Христа во второй раз.
См подробнее Мтф. 24:30 : этот текст перекликается с текстами из пророчества Зах.12:11-14 о раскаянии тех, кто отверг Христа вторично, во втором пришествии (отвержение последних пророков Бога и есть отвержение Христа, действовавшего через них на территории народа Бога и его начальствующих - перед кончиной века сего, 2Фес.2:2-4, 8; Откр.11:3-8).

Само раскаяние кратко показано в Откр.11:13: знамение восхождения на небо 2х отверженных ранее пророков многих из "испорченных" начальствующих народа Бога ("Иерусалима-Содома-Египта) потрясёт и побудит раскаяться (они возрыдают ).
А в целом все (как из народа Бога, так и нет), кто сталкиваясь с деятельностью последних пророков, отвергал их - будут иметь шанс вразумиться после их восхождения на небо.

В итоге, все, кто сможет в этом периоде раскаяться и обратиться к Иегове - будут "собраны в сосуды" Бога для нового мира, а остальные, в ком Иегова увидит сущность "козлов", смогут понять, что наказание Господне неминуемо - непосредственно в периоде выливания семи чаш гнева Бога и в Армагеддоне (Откр.16:8-21 ; 19:11-21).
1:8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь ,
Здесь апостол говорит слова Бога Вседержителя, передающего тайны Своего откровения через ангела Иисуса Христа - от первого лица.
"Альфа" - это первая буква в греческом алфавите, а "омега" - последняя. Называя себя так, Вседержитель словно указывает человеку на то, что именно Он – и начальная и конечная цель бытия человеческого: кто найдёт Его - тот обретёт и начальную, и конечную цель своего бытия (для начала в этом нечестивом веке следует найти Бога – ради того, чтобы, в конечном итоге, обрести Его навеки)

Который есть и был и грядет, Вседержитель Бог Вседержитель всегда был, есть, и грядёт для человечества в том смысле, что в конечном итоге в мироустройстве Земли будет Бог Вседержитель - всё и во всём, как сказал об этом апостол Павел (1Кор.15:28).

1:9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Апостол Иоанн заверяет всех участников первого воскресения, кому надлежит страдать за отстаивание и распространение слова Божьего по примеру Христа (за свидетельство Иисуса Христа) - что и он пострадал за то же самое, в результате - был сослан на Патмос для отбывания наказания (Откр.20:4,6)
Некоторые богословы полагают, что сослан он был в четырнадцатый год после смерти императора Нерона.

Ссылка на отдаленный остров широко практиковалась в римской империи как наказание. И если с политическими заключёнными здесь обходились сносно, то христианам приходилось носить кандалы, голодать, спать на голом полу, работать под плетью военных надсмотрщиков в карьерах и каменоломнях. Удивительно даже, что Иоанна просто не казнили сразу как руководителя христиан - особо опасного преступника.

1:10 Я был в духе в день воскресный,
Я был в духе Господнего дня (Огиенко)
Под вдохновением оказался я во дне Господа (Макарий +ПНМ)
Иудеи не называли воскресеньем день недели (дни недели у них назывались по счёту после субботы: первый, второй и т.д.). Поэтому, говоря о путешествии в духе в день воскресный - Иоанн не мог говорить о дне недели в современном понимании дня воскресного.
Он говорил о путешествии в будущий день оный , в день второго пришествия Христа - которое ему удалось совершить мысленно при помощи сверхъестественного вмешательства свыше.
Под вдохновением Бога апостол Иоанн словно побывал в событиях дня Господа (в дне оном): ему показали картину этого периода, как, примерно, показывают кино в стерео- кинотеатре с эффектом принятия участия в событиях.

и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
Слов Синодального перевода, выделенных синим и сбивающих с толку (будто Иисус Христос и Вседержитель - одна и та же личность, см. 1:8) - нет в других переводах Библии, например:
Радостная весть, В. Кузнецова:
10 В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба.
11 Он говорил:
- Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам

Буквальный перевод Одинцова-Белинского:
10 Я стал в Духе в день (Господа) и услышал позади себя голос великий, как трубы,
11 говорящей: “То, что видишь, запиши в свиток и отправь семи Вызовам:

Современный:
10 В день Господний Дух овладел мною,
и я услышал позади себя громкий голос, подобный звуку трубы.
11 Он сказал:
"Запиши в книгу, что видишь, и пошли семи церквам:

Всемирный:
10 В день Господний Дух овладел мною, и я услышал позади себя громкий голос, подобный звуку трубы.
11 Он сказал: "Запиши в книгу, что видишь, и пошли семи церквам

1:11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Иоанну должны были показать нечто, что он должен был записать для тех собраний, которым надлежало существовать в будущем Дне Господа , то есть - перед кончиной века сего.

1:12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
Иоанну стало интересно узнать, кто же говорил с ним и велел записывать все видения, поэтому он обернулся и увидел семь светильников.
Позже Иисус сам разъяснит значение светильников, олицетворяющих собрания Божьего народа (Откр.1:20). Почему Иисус олицетворяет собрания христиан со светильником?

Менора (семисвечник храма В.З) была символом духовного просвещения, исходящего от священства В.З. (Исх.27:20; Мал.2:7). В 1в.н.э. эстафета просвещения перешла к ученикам Христа: светом миру он назвал их. Отныне, исполняя волю его Отца, Иеговы, они должны были "светить" правильными духовными знаниями об Иегове и Его замыслах (Мтф.5:14-16;7:21; 2Тим.2:15; Флп.2:15).

Некоторые исследователи считают, что семь светильников обозначают в целом всё христианство (все конфессии христианской направленности).
Почему можно быть уверенным, что это - ошибочное представление?

Когда-то Иисус, говоря с учениками, назвал их светом миру (Мтф.5:14-16).
И сказал, что нужно исполнять волю Отца его (Мтф.7:21).
Именно собрания поклонников Отца Иисуса (исполнителей воли Иеговы) должны были стать носителями света Божьей истины или стать источником духовного просвещения , поэтому они и носили образ светильников: не название "христианин" является доказательством принадлежности к "светильникам" Вседержителя в деснице Христа, а свет Библейской истины (правильных основ Библейского учения о Боге, о Христе и замысле Вседержителя для человечества), распространяемый истинными учениками Христа.

Об остальных, кто, может, и считает себя христианами или называется христианином, и совершает, как ему кажется, множество добрых дел, но не исполняет воли Отца Иисуса – он однажды сказал:
"Я никогда не знал вас. Отойдите от меня …" (Мтф.7:21-23).
Как видим, не всё христианство подходит под категорию "светильников", известных Христу как собрания Божьего народа.

То есть, "светильники Азии" в Дне Христа – это те собрания Христа, кто, действуя перед концом этого века, - а) идёт по следам Христа, б) исполняет волю Иеговы и в) "светит" словом Иеговы (1Пет.2:21; Еф.5:8; Флп.2:15). Кто не признаёт Иегову и не служит Ему, те не могут быть "светильниками" из Откр.1:20 – даже если они верят в Христа (это ясно из значения светильников, Мтф.7:21-23).

Итак, Иоанн описывает исторический момент начала Дня Господа Иисуса Христа: по всему лицу Земли сформирован как бы полный "комплект" собраний Божьего народа (истинных христиан) - 7 церквей - светильников, сияющих светом Библейской истины об Иегове и поклоняющихся в Его целостном храмовом устройстве для несовершенного народа, к которому "текут все народы" (Михей 4:1,2; число 7, напомним, означает Божья "полнота", Божья завершённость, полный "комплект" чего-либо, см. Откр.1:4).

1:13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
Неслучайно воскресший Иисус Христос в образе сына Человеческого находился посреди светильников: ведь он является главой единого христианского собрания, представленного полнотой собраний Божьего народа, рассредоточенных по всему миру: так как перед наступлением дня оного - свет истины слова Божьего должен распространиться на всю Землю (Мтф.24:14) - следовательно, и собрания Божьего народа должны быть рассредоточены по всей Земле.
Именно его голос и слышал Иоанн в Откр.1:10.

Одеяние его описывается как священническое и царское: подир (верхняя одежда) и золотой пояс по груди носили не только первосвященники, но и цари (принцы). Иисус Христос - это и первосвященник, и царь для человечества на целую тысячу лет (его соправители также будут иметь статус священников и царей, чин Мелхиседека, Откр. 20:6, Евр.7:11)

1:14,15 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

Весь внешний вид Иисуса Христа являл собою образец белоснежной чистоты и сияния, что и должен отражать сын Божий;
а шумом вод многих описана громкость и одновременно - мягкость звучания его голоса: голос сына Человеческого - также завораживающе привлекателен, как шум водопада.

1:16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
Тайна семи звезд, которые он держал в правой руке своей, тоже раскрывается им самим в 20 стихе: это - "ангелы семи церквей (собраний)". Тем, что Господь держал их в правой руке своей, подчеркивается, во-первых, его власть над ними, а во-вторых - то, что собрания истинных христиан являются его "правой рукой" на Земле: через собрания Божьего народа Иисус Христос действует в интересах Бога.

Меч, выходящий из уст Христа, показывает основное оружие, которым воинствовал он сам, когда был на Земле - и чем даёт воинствовать Божьему народу через помощь свыше. Этот духовный меч обоюдоострый не что иное, как слово Бога, которое должно исходить из уст каждого духовного воина Господня - с пользой для дела Божьего на Земле:
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу
(2Кор.10)

1:17,18 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся;
Падение Иоанна к ногам воскресшего Иисуса Христа не было актом поклонения: при виде этой картины апостол упал замертво (в обморок) от ужаса и страха. Однако Иисус поспешил его успокоить, сообщив о себе те сведения, по которым Иоанн должен был бы узнать в нём Господа Иисуса Христа:
Я есмь Первый и Последний 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь;
Многие исследователи Библии предлагают считать, что слова "Первый и Последний" - это то же самое, что Альфа и Омега, смысловые обозначения Бога Вседержителя (Ис.41:4; 44:6; 48:12 и т.д), показывающие, что Он – единственный Бог и что кроме Него - нет истинного Бога.
Примерно то же значение слова "Первый и Последний" приобретают эти наши слова: " первый и последний раз тебя предупреждаю …" То есть, единственный раз, больше повторять не будем.

Такое толкование напрямую закрепляло бы мысль о том, что Иисус Христос и Бог Вседержитель - это одна и та же личность, только в разном телесном воплощении (учение о Троице)

Однако Иисус здесь назвал себя так - в связи со своим возвращением к жизни (воскресением из мёртвых): перечисление союзом И показывает это.
Заметим: он - здесь Первый и Последний не сам по себе, а в связи с определёнными событиями : конкретно в связи с тем, что сначала он был мёртв , но теперь жив , причём жив он - жизнью вечной .

Эти слова должны были сказать Иоанну, что этот сын Человеческий практически в двух словах описал своё воскресение из мёртвых: он был Первым и Последним из всех людей Земли, кого воскресил сам Бог Вседержитель для вечной жизни на небесах.
Все остальные будут воскрешены Иисусом Христом, ибо именно ему доверены "инструменты" по воскресению:
и имею ключи ада и смерти.

С помощью этих ключей он может "открыть" все "могилы" (Иисус имеет власть не только над собраниями христиан, но и над мёртвыми). По этим хотя бы признакам Иоанн должен был бы узнать воскресшего Иисуса Христа, который умер и воскрес, и кому Бог доверил воскресение умерших (Ин.5:25).

1:19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Иоанну велено записать всё, что он видел только что под вдохновением свыше, что он видит в настоящее время "духовного сеанса" и то, что будет показано ему впоследствии.
Напомним, все события, которые были показаны Иоанну под вдохновением свыше - происходят в день воскресный или в будущий День Господа Иисуса Христа (в день оный, см. 1:10)

1:20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Итак, Иоанну надлежит узнать тайну семи собраний народа Иеговы, действующих в периоде дня оного (незадолго перед Армагеддоном, см. текст 4). Напомним, "светильниками" эти собрания названы потому, что ученики Христа названы светом миру (Мтф.5:14-16, см. 1:12).
От собраний Христа Божьего должен исходить правильный духовный свет - те духовные знания, которые помогают человеку правильно ориентироваться в приближении к Богу и достижении спасения.

Если "светильник" испорчен или угасает – есть риск сбить всех с истинного пути (искажённые знания неправильно формируют христианин, что может сделать их не пригодными для Царства Бога, Мтф.7:21-23; 2Тим.2:15-18). Поэтому для поддержания правильного "света" собраниям даны "звёзды"- помощники Христа, его правая рука (ангелы - хранители чистоты собраний и вестники, Откр.1:20).

Буквальные звёзды/ангелы не могут получить письма Христа, значит – это лишь символ тех христиан, кто ответственен за сохранность и качество "светильников". Прежде всего, это - помазанники: святой дух, данный им в помощь свыше благодаря Христу, помогает им ухаживать за "светильниками" и поддерживать их свет - через наставничество (Ин.15:26; 1Ин.2:20,27; 2Кор.4:2; 2Тим.2:2; Евр.13:7).

Также ответственными за "свет" собраний являются пастыри (старейшины): они поставлены "пасти" собрания ("кормить" их правильно и направлять, 1Пет.5:1-5; Тит.1:5). Так как Иисус призывает "звёзд" исправить свои собрания ("у тебя в собрании то или то", Откр.2:14,15,20; 3:4), значит, во-первых, духовность пастырей отражается и на собрании. А во-вторых, у них есть возможность исправлять собрания к лучшему. Что о значении "звёзд" имеем в итоге?

"7 звёзд" ("ангелов"-хранителей собраний) в правой руке Христа – это все вообще служители Иеговы (полнота), ответственные за собрания народа Иеговы . К ним относятся:
1) верховные "звёзды" сИ (Рук. Совет, должен состоять из помазанников);
2) остальные помазанники, служащие в собраниях Христа по всей земле;
3) старейшины собраний.

Все они – помощники Христа в распространении слова Иеговы на Земле и в "исправности светильников" (Де.1:8; Мтф.24:14; Гал.6:1; 1Кор.2:15,16).
Поэтому на христианские собрания и возложена большая ответственность, что они должны светить безукоризненно, указывая правильную "дорогу" к Богу, к веку грядущему и ко спасению от греха и смерти.

I. Вступление: "Что ты видел" (глава 1)

А. Пролог (1:1-3)

Откр. 1:1 . Первые слова: Откровение Иисуса Христа - определяют тему всей этой книги. Русское слово "откровение" соответствует греческому "апокалипсис" и означает "раскрытие тайны". Слова …чему надлежит быть вскоре показывают, что речь поведет не о прошедших событиях в их историческом обозрении, как в четырех Евангелиях, а о предвозвещении будущего. Греч, ен тахеи, переведенное как "вскоре" (сравните 2:16; 22:7,12,20), имеет оттенок внезапности действия и не предполагает, что оно обязательно произойдет вот-вот. Однажды начавшись, события конца времен будут следовать друг за другом "внезапно", и в этом смысле - скоро или "вскоре".

И Он показал, соответствует греческое слово "есеманен", означающему "показал посредством знаков и символов", а также - "сообщил словами".

Ангел, принесший откровение, не назван по имени, но многие полагают, что это был архангел Гавриил, который приносил Божественные вести Даниилу, Марии и Захарии (Дан. 8:16; 9:21-22; Лук. 1:26-31). Апостол Иоанн (так же, как Павел, Иаков, Петр и Иуда) называет себя рабом Иисуса Христа (сравните Рим. 1:1; Фил. 1:1; Тит. 1:1; Иак. 1:1; 2-Пет. 1:1; Иуд. 1:1).

Откр. 1:2 . Этот стих надо понимать в том смысле, что Иоанн правдиво пересказал все виденное им - как слово Божье в свидетельство Иисуса Христа. Ибо то, что он видел, было вестью от Иисуса Христа и о Нем Самом.

Откр. 1:3 . Краткий пролог заканчивается обещанием блаженства тем, кто читают или слушают слова пророчества сего, при условии, что онн и исполняют написанное в нем. В стихе содержится намек на то, что читающему следует читать эту книгу вслух с тем, чтобы и другие люди могли услышать ее и покориться тому, что в ней написано.

Последняя фраза пролога - время близко. Под каирос ("время") подразумевается период времени, точнее, период последнего времени (Дан. 8:17; 11:35,40; 12:4,9). В этом же значении понимается "время" в Откр. 11:18 и 12:12. В Откр. 12:14 это слово употреблено в ином смысле, там оно Означает "год" (сравните Дан. 7:25); фраза "в продолжение времени, времен и полвремени" (12:14) означает: "в продолжение года ("времени") плюс двух лет ("времен") плюс шести месяцев ("полвремени")"; речь таким образом идет о трех с половиной годах, составляющих "время конца".

В 1:3 - первое обещание блаженства (всего их в книге Откровения - семь: 1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 217,14).

Пролог вкратце касается всего, что составляет книгу: ее темы, цели и тех, посредством кого эта цель осуществляется, - ангельских сил и человеческого фактора. Очень важно заметить, что в первую очередь назначение книги было в том, чтобы преподать практический урок тем, кто читают ее и внимают ей.

Б. Приветствие (1:4-8)

Откр. 1:4-6 . В приветствии - как и в приветствиях, которыми начинаются послания апостола Павла, да и самого Иоанна в 2-Иоан., апостол называет тех, к кому обращается. Адресатами его были семь церквей в римской провинции Асии, находившейся в Малой Азии (1:11; главы 2 и 3).

Словами благодать в мир выражаются положение христианина перед Богом и его внутреннее состояние. "Благодатью" определяется отношение Бога к верующим; "мир" говорит как о характере взаимоотношений верующих с Богом, так и о наслаждении их Божественным миром (Фил. 4:7), исполняющим их сердца.

Семь обетований блаженства в Откровении:

1. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (1:3).

3. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, чтобы не увидели срамоты его (16:15).

4. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божий (19:9).

5. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (20:6).

6. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (22:7).

7. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами (22:14).

Есть, однако, в этом приветствии и нечто необычное, а именно, что о Боге Отце в нем сказано как о Том, Который есть и был, и грядет (сравните 1:8).

Под семью духами, по-видимому, разумеется Дух Святой (сравните Ис. 11:2-3; Откр. 4:5; 5:6); столь необычно Он обозначен символически (заметим, что число семь - особенное число в Священном Писании; им выражается Божественная полнота).

Из Лиц Троицы Иисус Христос упомянут тут последним, возможно, потому, что в этой книге Он занимает центральное положение. О Нем говорится как о Свидетеле верном, т. е. как об источнике предлагаемого откровения; как о Первенце из мертвых (подразумевается Его воскресение; сравните Кол. 1:18) и как о владыке царей земных (имеется в виду Его власть над землей после установления Тысячелетнего царства).

Слова "первенец из мертвых", употребленные Иоанном в приветствии, означают, что Христос был первым, Кто воскрес в новом вечном теле, положив "начало" будущим аналогичным "воскресениям" как добрых (Фил. 3:11; Откр. 20:5-6), так и злых (Откр. 20:12-13).

Христос так возлюбил нас, что отдал за нас на кресте Свою жизнь, омыв нас от грехов наших Кровью Своею. Он сделал верующих царями (в том смысле, что составил из них царство Свое) и священниками Богу и Отцу Своему. Это побуждает Иоанна воздать Ему хвалу и славу, завершаемые словом Аминь.

Откр. 1:7-8 . Читатели призываются сосредоточить внимание на Спасителе, Который грядет. Речь идет о Его втором пришествии - с облаками или на облаках - на землю (сравните Деян. 1:9-11). И тогда узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его. Конечно, непосредственных виновников и участников распятия Его давно не останется к тому времени на земле, и воскреснут они лишь после Тысячелетнего царства, но здесь говорится не о них, а о благочестивом "остатке" Израиля; именно люди этого "остатка", как представители всего народа, "воззрят на Него, Которого пронзили" (Зах. 12:10). Однако под теми, "которые Его пронзили", рыдающими "пред Ним" во второе Его пришествие, правомочно понимать не только иудеев, но именно все племена земные, представители которых своей греховной жизнью, своим отвержением Евангелия вторично будут распинать Христа на протяжении человеческой истории.

Второе пришествие Господа будет видимым для всего мира, т. е. и неверующие увидят Его. В отличие от Его первого "пришествия" в Вифлееме и в отличие от "восхищения Церкви", которое от жителей земли в целом, вероятно, будет сокрыто (Откр. 1:7 и Иоан. 14:3).

Я семь Альфа и Омега, начало и конец. Смысл этих слов в том, что Бог есть первопричина, а, значит, начало всего сущего, и вместе с тем - конец, конечная цель бытия ("альфа" - есть первая буква, а "омега" - последняя в греческом алфавите). Все сотворенное Им должно стремиться к Нему и с Его помощью - к совершенству.

Далее о Христе говорится как о Том, Который есть и был и грядет, как о Вседержителе, то есть Всемогущем (сравните Откр. 4:8; 11:17). В Новом Завете соответствующее ему греческое слово "пантократор" встречается 10 раз, из них 9 - в этой книге (2-Кор. 6:18; Откр. 1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7,14; 19:6,15; 21:22). В сущности в этом и есть главное откровение книги, которое содержится уже здесь, в стихах приветствия.

В. Прославленный Христос в видении на Патмосе (1:9-18)

Апостол Иоанн получил это потрясающее откровение на острове Патмос, небольшом островке в Эгейском море, расположенном между Малой Азией и Грецией, на юго-запад от Ефеса. Согласно утверждениям Иринея, Климента Александрийского и Евсевия, Иоанна сослали на этот остров за его активную пастырскую деятельность в Ефесе.

Виктории, первый комментатор книги Откровения, писал, что Иоанн, будучи узником на Патмосе, работал там в рудниках. После смерти Домициана в 96 году новый император Нерва позволил апостолу возвратиться в Ефес. Итак, в мрачные дни, проведенные Иоанном на о. Патмос, Бог дал ему то поразительное откровение, которое и запечатлено в этой последней книге Библии.

Откр. 1:9-11 . Эта часть начинается словами: Я, Иоанн. И это - третья в первой главе ссылка на Иоанна как на человека, чьей рукой писалось Откровение, и первое место из трех (Откр. 21:2; 22:18), где он говорит о себе "Я". Напомним, что во 2-Иоан. 1:1 и в 3-Иоан. 1:1 апостол пишет о себе в третьем лице как о "старце", а в Иоан. 21:24 - как об "ученике" (тоже в третьем лице).

В начальных главах этой книги, адресуемых к семи церквам в Асии, апостол представляет себя как брата, соучаствующего не только в царствии Иисуса Христа, но и в терпеливом перенесении скорбей за слово Божие и за свидетельство об Иисусе Христе. Страдания за служение истинному Богу Иоанн разделял и с другими хорошо известными библейскими авторами - такими, как Моисей, Давид, Исаия, Иезекииль, Иеремия, апостолы Петр и Павел.

Апостол Иоанн получил Откровение в день Господень (так в греческом тексте); в сущности нигде в Библии это выражение не относится к первому дню недели (воскресению). Согласно одному из толкований это мог быть любой из дней недели, который Иоанн со своею паствой привык проводить в служении Господу. Толкуют это место и так, что "день Господень" надо понимать в том значении, в каком употребляется это выражение в обоих Заветах (Ис. 2:12; 13:6,9; 34:8; Иоил. 1:15; 2:1,11,31; 3:14; Ам. 5:18,20; Соф. 1:7-8,14,18; 2:3; Зах. 14:1; Мал. 4:5; 1-Фес. 5:2; 2-Пет. 3:10).

То есть фразу Я был в духе (в состоянии экстаза; сравните Откр. 4:2; 17:3) "в день Господень" надо понимать в том смысле, что своим внутренним "Я" (а не телесно), в видении, апостол был перенесен в будущий день Господень, когда Бог изольет Свои суды на землю. Ибо потрясающие душу события, повествование о которых начинается в 4 главе Откровения, "проистекут" именно от судов Божиих, которые состоятся в день Господень.

Представляется маловероятным, что все сказанное в книге Откровения было сообщено Иоанну на протяжении одного календарного дня, то есть за 24 часа, особенно в свете того, что все увиденное и услышанное апостол должен был еще и записать. По-видимому, пророчески перенесенный в будущий день Господень, апостол Иоанн все пережитое им записал позднее.

Громкий голос, как бы трубный, повелел Иоанну занести все в книгу и послать это семи церквам, находившимся в Малой Азии. Тут - первое из имеющихся в Откровении 12 повелений апостолу записать увиденное и услышанное; и каждое, как представляется, соотносится с очередным видением (сравните 1:19; 2:1,8,12,18; 3:1,7,14; 14:13; 19:9; 21:5). Одно видение составило исключение - его не разрешено было записывать (10:4).

Каждая из семи церквей, о которых говорится в Откровении, была независимой поместной церковью; и упоминаются они в "географическом" порядке (как были они расположены в виде полумесяца), начиная от Ефеса на побережье и далее на север - Смирна и Пергам, а затем на восток и на юг - Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия.

Откр. 1:12-16 . Иоанн стоял спиной к говорившему и, услышав голос, обратился (т. е. обернулся), чтобы увидеть Того, Кто говорил к нему, он увидел семь золотых светильников. Наверное это не был обычный еврейский семисвечник, но - отдельные светильники. Они символически отражали Божественную природу ("Бог есть свет" - 1-Иоан. 1:5). Среди них апостол увидел подобного Сыну Человеческому. Тоже выражение находим в Дан. 7:13, употребленное пророком по отношению к Иисусу Христу.

Одеяние Стоявшего посреди светильников описывается как священническое и царское, с золотым поясом не по бедрам, а по груди, что придавало особое величие всей Его фигуре. Белизна Его волос соответствовала таковой у "Ветхого днями" в Дан. 7:9, где имеется в виду Бог Отец, (Эта белизна сравнивается с белизной шерстя и снега.) Она говорит о присущих как Отцу, так и Сыну чистоте и вечности. Глаза Сына сверкали, как пламень огненный (сравните 2:18), выражая Его всепроникающую силу всемогущего и всеведущего Судии.

Ноги Иисуса Христа были как бы из ливанской меди, точнее, какого-то сплава меди (халколиван), раскаленной в печи. Заметим в этой связи, что "медным" был и жертвенник (в Иерусалимском храме), образ которого был неотделим от представления о жертвоприношениях за грех и о Божием осуждении греха.

Голос Его - как шум вод многих… и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей. Всеми этими образами вновь и вновь подчеркиваются величие и слава Христа. Тайна семи звезд, которые он держал в правой руке Своей, раскрывается Им Самим в 20 стихе: это - "Ангелы семи церквей". Тем, что Господь держал их в правой руке Своей, подчеркивается Его суверенная власть над ними.

Острый с обеих сторон меч (сравните 2:12,16; 6:8; 19:15; 21), который выходил… из уст Его, возможно, символизировал то самое откровение о беспощадном суде Божием, которое Христос намеревался сообщить Иоанну; ибо он уже не был более Младенцем, родившимся в яслях Вифлеемских, но исполненным скорби Человеком в терновом венце. Он явился Иоанну как Господь в полноте славы Своей.

Откр. 1:17-18 . И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый, пишет далее Иоанн. То же произошло и с Савлом, когда он увидел Христа в славе Его (Деян. 9:4). Когда-то юный Иоанн "припадал" головой к груди Иисуса (Иоан. 13:25), но теперь апостолу Иоанну наверное и мысль не пришла о прежней человеческой близости, связывавшей его с Тем, Кто явился ему в славе.

Христос, однако, ободрил престарелого апостола, положив на него правую руку Свою и сказав ему: Не бойся. Затем Он сказал Иоанну, что Он - вечен (Я есмь первый и последний; сравните Откр. 1:8; 2:8; 21:6; 22:13), что умерщвленный некогда людьми, Он воскрес и уже не умрет никогда (и се, жив во веки веков). Далее Он подтвердил апостолу, что имеет ключи ада и смерти, т. е. власть над смертью и тем местом, где она царит (сравните Иоан. 5:21-26; 1-Кор. 15:54-57; Евр. 2:14; Откр. 20:12-14).

Человек не может не преклониться в благоговении и смирении перед прославленным Христом, однако верные Его последователи, каким был Иоанн, могут не сомневаться, что они приняты Сыном Божиим. Их смерть и воскресение - в Его руках.

Разительно, конечно, несходство между Христом, описываемым в славе в книге Откровения, и тем Христом, какой предстает перед нами на страницах четырех Евангелий (Фил. 2:6-8); исключение составляет описание Его преображения (Матф. 17:2; Мар. 9:2).

Г. Повеление написать… (1:19-20)

Откр. 1:19-20 . После того, как Иоанн получил "откровение" Христа в славе, ему снова дано было повеление написать:

а) о том, что он уже видел;

б) о том, что открывается ему в настоящем (что есть) и

в) о том, что произойдет в будущем (что будет после сего).

Это представляется планом (или схемой) Откровения, как "составлены" они были Самим Богом. Вначале апостол должен был записать то, что увидел и ощутил при начале откровения (глава 1); затем - послания Христа семи церквам (главы 2 и 3). И, наконец, главное, что, собственно, и делало книгу пророческой: он должен был зафиксировать события, которые предваряли второе пришествие Христа, определяли его кульминацию и - следовали за ним (главы 4-22).

"Хронологическое" деление книги Откровения значительно превосходит по своему Божественному замыслу многие произвольные деления ее, на основании которых толкователи нередко хватаются за случайные фразы и обороты речи, "прилаживал" книгу к собственным заранее составленным схемам интерпретации - в угоду тем или иным частным положениям.

Деление же, предложенное Иоанну свыше, отлично согласуется с той концепцией, что большая часть Откровения (начиная с 4 главы) соответствует описанию подлинных событий, которые совершатся в будущем, а не тех, которые совершились в прошлом, либо описанию каких-то духовных процессов и изложению неких принципов, облеченных в символы.

Важно заметить, что последовательно и логично Откр. 4-22 можно толковать лишь в плане будущих событий. А те богословы, которые держатся аллегорического подхода к книге, редко соглашаются между собой в толковании одного и того же места. В равной степени это относится и к сторонникам аллегорического и исторического методов толкования.

В Откровении видение в символическом выражении его нередко возникает первым, но потом следует объяснение символов. Так, например, сначала Иоанну были показаны семь светильников и семь звезд, но вслед затем значение этих символов было объяснено ему: семь светильников - это семь церквей, а семь звезд - семь Ангелов или посланцев к этим церквам. (В древности под этими "ангелами" нередко разумели бесплотных ангелов-хранителей; предпочтительным представляется позднейшее толкование, согласно которому речь тут идет о епископах церквей. На страницах Откровения христианские пастыри предстают таким образом всегда находящимися в руке Бога.)

Итак, книга эта является не безнадежной мешаниной непонятных символов и необъяснимых фраз, но продуманной записью того, что дано было Иоанну увидеть и услышать - нередко в сопровождении объяснений духовного и практического смысла полученных им откровений.

Представляется, что Бог предназначил Апокалипсис к осмыслению вдумчивыми исследователями всего слова Его при условии сопоставления этой книги с другими, в которых тоже широко используется символика, например, с книгами Даниила и Иезекииля. Так же, как смысл книги пророка Даниила, смысл Откровения будет все более "проясняться" по мере развития человеческой истории.

В плане изложенных в ней истин и применения их к практической жизни книга Откровения стоит вне времени, но несмотря на это (а, может быть, благодаря этому) она - источник утешения для тех, кто, сознавая, что до второго пришествия Христа остается все меньше времени, ищут водительства Его в каждый день своей жизни.


Самое обсуждаемое
Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге
Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования
Роберт оппенгеймер цитаты Роберт оппенгеймер цитаты


top