Современные проблемы науки и образования. Мухаммад Хайдар Дулати – выдающийся ученый, храбрый полководец

Современные проблемы науки и образования. Мухаммад Хайдар Дулати – выдающийся ученый, храбрый полководец


МУХАММЕД ХАЙДАР ДУЛАТИ (1499–1551 ГГ.)

Одним из выдающихся сынов казахского народа, забытых во времена тоталитарной системы, является Мухаммед Хайдар Дулати , живший и творивший в сложную эпоху. Полное имя Дулати звучало Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген.

Мухаммед Хайдар Дулати родился в 1499 г. в Ташкенте, умер в 1551 году в Кашмирском валаяте в Индустане. Знаменитый историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар Дулат является автором дастана «Джахан-наме», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей – «Тарихи Рашиди».

Предки Мухаммед Хайдара Дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением – Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XV века назначил Тугылык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара Дулати – Амир Худайдат – в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могольском троне.

Дедушка Мухаммед Хайдара Дулати – мырза Мухаммед Хайдар правил Кашгарией до 1480 года, его отец Мухаммед Хусаин был одним из сподвижников хана Султана Махмуда, правившего в конце XV – начале XVI века восточной частью Моголистана. Мать Мухаммеда Хайдара Дулати, ханша Хубнигар, была дочерью Жунис хана, который, в свою очередь, со стороны матери был двоюродным братом Султана Саида и основателем династии Великих Моголов Захар-ад-дина Мухаммеда Бабура, правившего Индией.

Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара Дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар Дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Мавераннахр. С 1512 года Мухаммед Хайдар Дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие придворные должности. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 году, а также в военных походах на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского престола – Абу ар-Рашид султана.

По словам Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной части племени дулат. В 1541–1546 годы в Кашмире он написал «Тарих-и Рашиди» («Историю Рашида»).

Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Караши, Рашид ад-Дин, Шараф ад-Дин Али Йазди, Абд ар-Разака Самаркани и других. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов.

«Тарих-и Рашиди» содержит много сведений о формировании казахского ханства, о дальнейших событиях в Жетысу и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI веках, об исторической географии средневекового казахстанского Жетысу, городской и земледельческой культуре казахов.

«Тарих-и Рашиди» состоит из двух тетрадей. В первой подробно описывается история правителей Моголистана - ханов из династии Чагатая. Вторая тетрадь составлена в виде воспоминаний, в ней идет речь об исторических событиях вплоть до завоевания мирзой Мухаммедом Хайдаром (дедом Дулата) Кашгарии. Повествуется также о борьбе Султана Саид-хана за власть в Моголистане, о завоевании земель племени дулат и создании в 1541 году Моголистана, о стремлении династии Чагатая вернуть прежние владения Моголистана - Жетысу и Тянь-Шань, о взаимоотношениях могольских ханов с династией Чагатая и казахскими ханами. «Тарих-и Рашиди» также охватывает исторические события, происходившие в XV-XVI веках в Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане, Индии. Сегодня переведенные на персидский и турецкий языки варианты «Тарих-и Рашиди» хранятся в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Душанбе

Абу-ар-Рашид, вновь воссевший на трон в 1533 году, опасаясь своих соплеменников, стал их преследовать. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара Дулати, Саид Мухаммед, убил Дулата, после чего Мухаммед Хайдар Дулати бежал в Индию. Там он возглавил воинов во дворце Великих Моголов.

Мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей.

В Казахстане стали уделять большое внимание к Дулати после получения Республикой Казахстан независимости. Была проведена специальная конференция, посвященная его 500-летию под эгидой ЮНЕСКО. Жизнь Мухаммед Хайдара Дулати и его творчество заслуживает более углубленного изучения, а знание о нем – широкого распространения среди людей.

Почти через пять веков вернулся к нам великий ученый, писатель, поэт, государственный деятель и военачальник Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.). Наконец мы получили возможность черпать богатую информацию из его уникального исторического сочинения «Тарих-и-Рашиди», источника объективных сведений о Центральной Азии. Его перу принадлежит и тюркский стихотворный трактат по географии «Джахан-наме». Но образцом научного и художественного сочинения остается его труд «Тарих-и-Рашиди», где «рашиди» означает «следующий истинному вероучению», «пребывающий на верном пути».

Мухаммад Хайдар Дулати – выдающийся ученый, сфера интересов которого включала историю, географию, этнографию, военное дело. Кроме того он был талантливым полководцем, два раза он покорял Кашмир и неизменно отражал атаки своих врагов. В его знаменитый труд «Тарих-и Рашиди» вошли сведения об этапах становления Казахского ханства.

Нельзя забывать о том, что помимо вклада в науку и культуру, Мухаммад Хайдар Дулати проявил себя в качестве смелого воина и опытного руководителя. Лишь в мирное время он мог оставить военное ремесло и заняться написанием своих трудов.

Хайдар Дулати родился в 1499 году в эпоху завоевательных походов и постоянного смещения территориальных границ. Местом его рождения стало государство Моголистан, которое находилось на территории современного Восточного и Южного Казахстана. Мирза Хайдар происходил из аристократической семьи, его предки занимали престижный пост кусбеги. Они участвовали в политических интригах своей страны, влияя на претендентов моголистанского престола и уже выбранных правителей. В благодарность за их поддержку чингизиды в XIII веке подарили предкам Дулати земли нынешней Кашгарии.

Но дедушка Мирзы Хайдара был вынужден покинуть родной дом, когда развернулась борьба за власть среди членов его семьи. Семья Дулати оказалась на территории Центральной Азии. Здесь будущий отец Мирзы Хайдара – Мухаммад Хусайн в 1492(1493) году взял в жены принцессу Хуб Нигар, которая являлась дочерью правителя Моголистана Йунус-хана, а в 1499 году родился Мухаммад Хайдар Дулати.

Мальчик рано потерял родителей. Когда ему было около полутора лет, умерла его мать. Отец Дулати погиб во время нашествия узбек-шейбанидов в 1508 году.

Какое-то время Мирза Хайдар жил у своего двоюродного брата Мухаммад Захир аддин Бабура, который впоследствии стал знаменитым мыслителем, полководцем, основателем династии моголов в Индии.

Позднее Дулати стал жить в Андижане. Там внук Йунус-хана Абу Саид-хан женился на сестре Хайдара Дулати – Хабибе Ханиш, а свою сестру отдал замуж за него. Таким образом, Хайдар Дулати стал гурганом – зятем ханской династии.

В 1514 году Саид-хан захватил земли Абу Бакра Дулати Кашгара, на которых построил Кашгарское ханство. Столицей нового государства стал город Яркент. Здесь Хайдар Дулати провел около 18 лет, получил образование, работал на военном поприще. В 1524-1525 гг. он принимал участие в набеге на юг нынешнего Кыргызстана, в 1527-1528 гг. – на Кафиристан, в 1529-1530 гг. – на Бадахшан, в 1532-1533 гг. – На Балтистан, Балур и Кашмир.

Кашмир произвел большое впечатление на него. Несмотря на то, что там Мирза Хайдар выполнял военные стратегические задачи, он внимательно наблюдал за местностью, чтобы потом дать простор интеллектуальной работе. В «Тарих-и Рашиди» он систематизировал свои знания об истории края, природе, вероисповедовании местного населения, его обычаях, архитектуре.

В городе и его пригороде построено много прекрасных зданий из сосны и кипариса, большинство из них в пять этажей. На каждом этаже жилые комнаты, террасы, балконы и превосходные удивительные входы <…> Из фруктов, помимо груш, черного крупного тута, черешни, вишни, растет много других необыкновенных, особенно хороши яблоки. Фруктов там столько, что они могут удовлетворить все желания.

Летом 1533 года на пути из Тибетского похода умер Саид-хан. Престол перешел по наследству его сыну Абд ар-Рашиду, который подло казнил Сайида Мухаммада Хусайна и членов его семьи, устраняя своих потенциальных конкурентов. Когда вести о трагедии дошли до Хайдара Дулати, он решил, что не вернется в Яркент, ведь его могла ждать та же участь.

Какое-то время он жил в Тибете, Балтистане, Ладаке, оттуда направился в Бадахшан и позднее в Кабул. В 1536 году он отправился в Индию, чтобы разыскать детей Бабура – Камрана и Хумайуна.

В 1540 году Хайдар Дулати с Хумайуном направляется обратно в Кашмир. Они незаметно перешли Панчский перевал в горах Пир Панджал. Это было огромной неожиданностью для властителя Кашмира Каджи Чака.

Мирза Хайдар правил в Кашмире, подавлял мятежи, отражал атаки врагов, усиливал свое влияние. В 1549 году он снова отправился в военный поход. На этот раз завоевательными целями стали Большой и Малый Тибет, а также бунтущие районы южного Кашмира – ему удалось завоевать эти земли. Они вошли в состав Кашмира, а наместниками стали сподвижники Хайдара Дулати. В провинции Бхирбал, что на юге Кашмира стал править Кара Бахадур, который считается внуком Махмуда-мирзы. Махмуд Мирза, согласно Мирзе Хайдару, был сыном Саида Мухаммада, а тот братом Мухаммада Хусайна. Значит, Кара Бахадур приходился двоюродным племянником Хайдару Дулати.

Противники Мирзы Хайдара продолжали плести интриги против него. Они раздували слухи о том, что якобы в походах на Ладак и Балтистан, Пакли и Раджаури погибло и пострадало больше кашмирцев, чем моголов, а страной фактически правят только соотечественники завоевателя, оттесняя местных жителей – кашмирцев. Вспыхнула битва между моголами и кашмирцами, которая стала последней для Хайдара Дулати.

Существует несколько версий смерти Мухаммеда Хайдара Дулати. Одна из версий связана с его верным наместником Кара Бахадуром. В середине XVI века чаки подняли мятеж против Хайдара Дулати, они сумели ослабить его силы, рассредоточив его войска по разным провинциям: часть войск был отправлена для подавления восстания в Тибет, другая устремилась в Пакли, а третья – в Раджаури. Во главе бунтовщиков стал кашмирец Ходжа Хаджи, он был управителем дел у Мирзы Хайдара, но предал своего повелителя.

В местности Ханпура враги напали на Мирзу Хайдара и вынудили его пойти на компромисс. Он начал вести переговоры об освобождении Кара Бахадура, попавшего в плен к бунтовщикам. И во время переговоров Камал Дуби убил Мирзу Хайдара. Другие склоняются к тому, что в полководца предательски выстрелил из лука его же слуга.

Распространена теория о том, что Хайдар Дулати был убит случайно его кирасиром Шах-Назаром. Сражение против мятежников должно было развернуться в Ханпуре. Ночью Мирза Хайдар и его окружение притаилось возле огромной ивы, которая могла приютить под собой 22 всадника. Вокруг царила кромешная тьма, но Дулати и его отряд направились к укрытию Ходжи Хаджи. Шах-Назар думая, что стреляет во врага, пронзил своего господина. Говорят, будто по его словам, когда он выпустил стрелу, Мирза Хайдар воскликнул «Ты ошибся!»

Когда новость о смерти распространилась среди сражавшихся, моголы бежали в Индаркот, а кашмирцы устремились за ними вслед. Некоторое время они отражали атаки, но долго продержаться не могли. Тогда вдова Хайдара Дулати предложила заключить мир с кашмирцами.

Кашмирцы обещали не преследовать моголов, но как только распахнулись городские ворота, они ворвались в город и стали грабить сокровища Мирзы Хайдара. Разорив двор, кашмирские полководцы поделили страну между собой.

В 1551 году оборвалась жизнь Мухаммада Хайдара Дулати – славного воина и ученого, труды которого имеют большую ценность в наше время.

При подготовке статьи были использованы материалы книги «Ислам – религия мира и созидания» Шейха Абсаттар хаджи Дербисали

Мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Куре-кандуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте , - умер в 1551 г. в Кашмирском валаяте в Индустане) - известный историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар.

Мухаммед Хайдар-дулат является автором дастана "Джаханнама", вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей - "Тарихи Рашиди". Предки Мухаммед Хайдара-дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением - Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XIV в. назначил Тогалык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара-дулати - Амир Худайдат - в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могулистан-ском троне. А прадед Мухаммед Хайдара-дулати - Мухаммед Хайдар мырза - до 1480 г. правил Кашгарией. Отец его, Мухаммед Хусайн, был одним из приближенных хана Султан Махмуда, правителя восточной части Могулистана в конце XV - начале XVI вв. Мать Мухаммед Хайдара-дулати - Хуб Нигар ханум - является дочерью Жунис-хана, а сам он - двоюродным братом по материнской линии султана Саид-хана и основателя династии Великих Могулов, правивших в Индустане - Захир ад-Дин Мухаммед Бабура.

Детство Мухаммед Хайдара-дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Щейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара-дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар-дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Ма-вераннахр. С 1512 г. Мухаммед Хайдар-дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие должности при дворе. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 г., а также в военных походах на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар-дулати воспитывал наследника ханского престола - Абу ар-Рашид султана. По словам Бабура, Мухаммед Хайдар-дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар-дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной прослойки племени дулат. В 1541-1546 гг. в Кашмире он написал "Тарихи Рашиди". Данную работу Мухаммед Хайдар-дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы , сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Йазди,

Абдуразак Самарканди. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар-дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. "Тарихи Рашиди" содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.

Воссевший в 1533 г. на ханский престол Абу ар-Рашид, опасаясь предводителей своих племен, подверг их сильным гонениям. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара-дулати убил Сайд Мухаммед мырзу Дулата. Мухаммед Хайдар-дулати бежал в Индустан. Там он возглавлял войска во дворце Великих могулов. Мухаммед Хайдар-дулати погиб в 1551 г. во время восстания местных жителей.

Книга М.Хайдар Дулати «Тарихи и Рашиди»
Вместо предисловия
Специалисты считают, что истоки казахской исторической науки сегодня невозможно представить без фундаментального труда Мирзы Хайдара - «Тарих-и Рашиди» («Рашидова история»). Этот человек занимает особое место в плеяде ученых далекого прошлого, оставивших нам в наследие сочинения на арабском, персидском и общетюркском литературном языках, который востоковеды называют еще чагатайским. Труд Дулати ценен тем, что освещает историю, этнографию, географию , литературу и культуру народов Центральной Азии, в том числе проживавших на территории современного Казахстана в XIV-XVI веках. Сочинение возвращает нас во вторую половину XIV века, когда Средней Азией завладел Амир Тимур; во времена, когда в восточной части государства Моголистан (а оно охватывало территорию нынешнего Южного, Юго-Восточного Казахстана, часть Узбекистана, Киргизии и Восточный Туркестан) усилиями племени дулат (одного из крупных казахских родов) было основано новое государство; ко многим другим, не менее важным и интересным событиям прошлого. Кстати, во втором томе «Истории Казахской ССР» использованы сведения из сочинения М. Х. Дулати «Тарих-и Рашиди».

Изучением жизни и творчества этого незаурядного человека много лет занимается ученый-востоковед, арабист, Верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи ДЕРБИСАЛИ. Ему первому из современных ученых удалось разыскать утерянную за давностью времен могилу Мирзы Хайдара. Его перу принадлежит первый и пока единственный перевод на казахский язык наименее изученного произведения Мирзы Хайдара - поэмы «Джахан-наме», издание которой запланировано в этом году. Помимо этого, под его руководством был осуществлен перевод с персидского языка на казахский уникальной книги М. Х. Дулати «Тарих-и Рашиди».

Вечный бой

Фонд имени Мирзы Хайдара Дулати в 2005 году намерен переиздать русский перевод «Тарих-и Рашиди». Предисловие к книге написал Абсаттар хаджи Дербисали, в котором рассказал о жизни и творчестве Дулати и о своем научно-исследовательском путешествии, совершенном в Кашмир и Кашгарию. И вот теперь ученый приглашает нас пройтись по следам великого мыслителя, поэта, полководца и государственного деятеля XVI века.

Предки Мирзы Хайдара были известными аристократами, предводителями рода дулат, жившего на территории нынешнего Южного и Юго-Восточного Казахстана и Кашгарии. Им не единожды удавалось возводить на моголистанский престол ханов, отвечавших их интересам. В благодарность за верную службу династия чингизидов еще в XIII веке, при жизни самого Чагатая, передала предкам Мирзы Хайдара Дулати во владение территорию Кашгарии (Восточный Туркестан), называвшуюся Манлай-Субе («Солнечная сторона»), где они и основали новое ханство. Но в борьбе за престол победил двоюродный брат родного деда Мирзы Хайдара. Проигравший вынужден был со своей семьей уехать в Среднюю Азию.

Здесь будущий отец Мирзы Хайдара - Мухаммед Хусейн примерно в 1492-1493 годах женился на принцессе Хуб Нигар, третьей дочери властителя Моголистана Юунус-хана (1415-1487 гг.). В 1499 году она родила ему сына - Мирзу Мухаммеда Хайдара Дулати. Жизнь будущего ученого и полководца пришлась на время, когда нынешние тюркские народы - казахи, киргизы, узбеки - лишь начинали формироваться как самостоятельные этносы.

Судьба с первых лет рождения оказалась весьма суровой к будущему правителю Кашмира: мальчик потерял мать, когда ему не исполнилось и двух лет. В это время узбеки-шейбаниды напали и захватили Бухару и Самарканд (1500 г.), затем Ахсикент и Ташкент (1503 г.), Андижан (1504 г.), Хорезм (1505 г.), Герат, Астрабад и Гурган (1507 г.). Раздираемые нескончаемыми междоусобицами в борьбе за власть, потомки Амира Тимура не сумели дать достойный отпор шейбанидам. Бабур вынужден был отступить к Кабулу. Судьба изгнанника постигла и Мухаммеда Хусейна - отца Мирзы Хайдара. Но как ни пытался он спастись от преследований Мухаммеда Шейбани , в конце концов погиб от рук его людей в Герате в 1508 году.

Оставшись круглым сиротой, Мирза Хайдар несколько лет жил у своего двоюродного брата Бабура. Раньше считалось, что у будущего ученого была лишь одна сестра. Но изучая «Тарих-и Рашиди», я выяснил, что у него были еще два младших брата - Абдулла и Мухаммед-шах, а также сестры.

Саид Мухаммед, родной брат отца М. Х. Дулати, уговорил Бабура разрешить Мирзе Хайдару остаться у них в Андижане. Тогда по традиции предков внук Юнус-хана - Абу Саид-хан женился на старшей сестре Мирзы Хайдара - Хабибе-ханиш, а свою сестру отдал замуж за него, сделав гурганом - зятем ханской династии. С тех пор к имени Мирзы Мухаммеда Хайдара присоединилось почетное звание - гурган.

Возмужав, Мирза Хайдар стал полководцем, принимал участие во многих военных походах, подолгу не покидая седла боевого коня. Тем не менее он оставил нам в наследство ставшие сегодня бесценными историческое сочинение «Тарих-и Рашиди», поэму «Джахан-наме» и другие труды.

Во многих исследовательских статьях в основном речь идет о жизни Мирзы Хайдара лишь до 1540 года. До последнего времени оставался открытым вопрос о том, как проходили дальнейшие годы его жизни, где, когда и при каких обстоятельствах он погиб и, наконец, где находится его могила?

Эти вопросы давно волновали меня, как ученого. И как только представилась возможность, я поехал в Кашгарию. Случилось это в 1994 году. Мне удалось побывать в городах Кашгар, Иени Хисар, Яркент. Однако в тех краях могилу Дулати так и не обнаружил.

Затем, год спустя, мне посчастливилось совершить поездку в Пакистан - в город Лахор, где Мирза Хайдар провел несколько насыщенных событиями лет своей жизни, и я окончательно убедился, что все исследовательские дороги ведут в Кашмир. В декабре 1998 года, будучи в то время советником посольства Республики Казахстан в Королевстве Саудовская Аравия, отправился из Рияда в Индию.

Покорить Кашмир

В эту страну Мирза Хайдар впервые прибыл в последних числах декабря 1532 года с войском Саид-хана и в сопровождении его второго сына Искандера. Ему было приказано сначала покорить тибетцев. Воины прибыли в горную Нубру и заняли тамошнюю главную крепость. Затем, получив разрешение Саид-хана, четырехтысячное войско во главе с Мирзой Хайдаром взяло курс на Кашмир. По пути они покорили население Балтистана. Используя местных горцев как проводников, к концу этого же года достигли перевала Зуджи (нынешняя Зоджила).

1

В работе сделан анализ идейных истоков педагогических воззрений ученого позднего средневековья М.Х. Дулати, обоснована необходимость изучения его наследия в педагогическом аспекте. Представлен анализ его воззрений на традиционные для восточной педагогической мысли проблемы: воспитание «совершенной личности», места человека в обществе, о смысле жизни, о счастье и т.д. Еще одним значительным фактором становления философских и педагогических взглядов Мирзы Хайдара Дулати, безусловно, является исламская культура, определявшая духовную атмосферу, быт, традиции воспитания и образования Востока. Педагогические воззрения Дулати, в частности, его взгляды на семейное, нравственное, физическое воспитание опираются на религиозные ценности. Нравственные идеалы и принципы мировоззрения мыслителя М.Х. Дулати, обусловленные вышеперечисленными факторами, легли в основу его государственной и научной деятельности, а также составляют зерно философских и педагогических взглядов ученого.

восточные средневековые мыслители.

философско-педагогические концепции

педагогическое наследие

1. Бабур З. Бабур – наме. Госиздат. УЗ ССР, 1948.

2. Бартольд В.В. Иран. Исторический обзор. Соч. Т.7. М., 1971. С. 309.

3. Дулати М.Х. Тарих-и Рашиди (Рашидова история): Перевод с персидского языка, 2-ое изд., доп. – Алматы: Санат, 1999.

4. Духовное наследие М.Х. Дулати и современность, сборник научных статей. – Тараз, 2003. – С. 62-66.

5. Канаев С., Удалкин А. Суфизм и Ясави // Мысль. – 1998. – № 10.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца 18 в.). – М.: Педагогика, 1989. – 479 с.

7. Суфизм в контексте мировой культуры. – М.: Наука, 1989. – 384 с.

Введение

Мухаммед Хайдар Дулати - выдающийся ученый, историк, мыслитель, государственный деятель, поэт первой половины 16-го века. Образованный, высокоэрудированный, владеющий несколькими языками, его творчество вобрало лучшие традиции культурного процесса эпохи и представляет пример высокого литературного стиля, многоязычия. Думается, что высокий уровень развития культуры, образования времен позднего средневековья обусловили стремление М.Х. Дулати к осмыслению важных педагогических категорий: необходимость обучения, стремление к наукам, осознание ведущей роли ученых людей, духовных наставников в обществе.

Цель работы: подвергнуть анализу общественно-политические, духовно-культурные условия жизни Средней Азии и Казахстана 15-16 вв., являющихся фактором формирования мировоззрения Дулати. Творчество М.Х. Дулати является отражением основных тенденций эпохи позднего средневековья, которые составляют основу его внимания к вопросам воспитания нравственных добродетелей, патриотических чувств, воинского мастерства, идеалов духовности и эстетического вкуса.

Методы исследования: анализ философской, историко-педагогической литературы, историко-сравнительный анализ творческого наследия М.Х. Дулати, отзывов на его деятельность авторов прошлого и современности; обработка полученных данных.

Рассматривая идейные истоки формирования философских и педагогических взглядов М.Х. Дулати, остановимся, прежде всего, на социальном факторе. Для средневековой культуры характерно всеобщее стремление к образованию. В среде знати особенно придавалось огромное значение всестороннему образованию детей. Во многом благодаря «высокому» происхождению, на наш взгляд, Мирза Мухаммед Хайдар получил блестящее образование, добился значительных успехов на государственном поприще. С другой стороны, большую роль в судьбе мыслителя сыграло близкое личное общение с образованными людьми своего времени и особая атмосфера философских поисков, характерная для эпохи позднего средневековья.

В становлении мировоззрения, формировании нравственных принципов Мирзы Хайдара Дулати большую роль сыграл духовный наставник, первый учитель, которого находит для него отец. Это был «человек умный и благочестивый, по имени Хафиз Мирим. Действительно, он был человеком благочестивым, чтецом Корана, скромным, обладающим разными достоинствами: читал Коран приятным напевом, умел писать почерком насталик и др... Мой отец ценил его... Меня он обучал чтению Корана и каллиграфии» . Перед смертью Мирза Мухаммад Хусайн Гураган поручает воспитание сына Маулана Дарвиш Мухаммаду. Его имя включено Мирзой Хайдаром Дулати в раздел о великих ученых людях того «благословенного времени». Мирза Хайдар в своем произведении рассказывает о деятельности своего учителя. Дулати сообщает, что им были написаны философские трактаты «о правилах поведения шейхов и условиях ученичества», о жизни и деятельности знаменитых суфиев.

После смерти отца, с 9 до 13 лет, Мирза Хайдар воспитывался у Бабура, который является одним из признанных основоположников восточной педагогической культуры. М.Х. Дулати пишет о Бабуре: «Он устроил меня лучшим образом в келье своего воспитания, оказывая мне разные царские милости. Внешне он причислял меня к братьям и племянникам, но в душе воспринимал меня как сына» . «Он постоянно добром и лаской, обещанием милости или строгим предупреждением побуждал меня приобретать знания» . Жизнь М.Х. Дулати была тесно связана с Бабуром и его потомками. После смерти Бабура Дулати нашел поддержку у его сыновей - Камрана и Хумаюна. Вместе с сыновьями Бабура Мирза Мухаммед Хайдар совершает многочисленные военные походы. М.Х. Дулати последние годы своей жизни правил Кашмиром от имени Бабуридов.

Для нашего исследования интерес представляют сведения из «Бабур-наме» относительно жизни и деятельности Мирзы Хайдара Дулати, в частности, рассказ о его детстве и юности. Бабур высоко оценивает природные таланты Дулати: «К писанию, к рисованию, к изготовлению стрел и колец для натягивания лука, - ко всему его руки были ловки. Дарование к стихам у него тоже есть. Ко мне пришло от него донесение, слог его недурен», - пишет Бабур .

Творчество Захириддина Бабура в истории педагогики занимает особое место. В книге «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР» Бабур назван в числе выдающихся мыслителей Востока, оставивших богатейшее педагогическое наследие . Его труды содержат рассуждения о важности воспитания и обучения, мысли о дружбе, честности, добре и зле, о необходимости почитания родителей, об отношении к женщине, к религии, к богатству.

Отчетливо прослеживаются параллели в творчестве Мирзы Хайдара и Захириддина Бабура. Их труды, «Тарих-и Рашиди» и «Бабур-наме», написаны на основе личных наблюдений, освещают один и тот же исторический период, часто касаются одних и тех же событий и лиц и существенно дополняют друг друга. Это характерная черта была подмечена исследователями. Еще Бартольд В.В. писал о том, что труд Мирзы Хайдара во многом напоминает записки его двоюродного брата Бабура, ибо историческое повествование Мирзы Хайдара отличается такой же правдивостью и беспристрастностью, а главы географического содержания - такой же ясностью и наглядностью . Лейтмотивом в обоих произведениях проходит идея о необходимости приобретения знаний, о соотношении веры и разума, о взаимоотношении учителя и ученика.

Большую роль в жизни и судьбе М.Х. Дулати сыграл его двоюродный брат правитель Моголистана Султан Саид хан, при дворе которого Мирза Мухаммад Хайдар находился с 1514 по 1533 г.г. В «Тарих-и Рашиди» Султан Саид хан представлен как всесторонне одаренный человек, щедрый и справедливый правитель. Время его правления Моголистаном отмечено значительным прогрессом в социальной, экономической сфере. Султан Саид хан старался улучшить жизнь своих подданных, восстанавливал разрушенные города и населенные пункты Моголистана, строил медресе и мечети, проявляя тем самым заботу о распространении религиозности, образованности, культуры среди жителей Моголистана. Мирза Хайдар объясняет значение имени Султан Саид: «Счастливый султан. И это для того, чтобы люди, принадлежащие к воинам государства, земледельцы и все подданные, в особенности люди знания и совершенства и разные слои дервишей и суфиев спокойно занимались молением за всемогущего Господа..., а благоденствия от этого хватило бы на долгие времена в мирских и религиозных делах». М.Х. Дулати повествует о благоволении хана к ученым людям: «Мое уважение к ним - это уважение к наукам, и за это я не заслуживаю порицания. Проявлять высокомерие к науке - это невежество» .

Еще одним значительным фактором становления философских и педагогических взглядов Мирзы Хайдара Дулати, безусловно, является, исламская культура, определявшая духовную атмосферу, быт, традиции воспитания и образования Востока. Педагогические воззрения Дулати, в частности, его взгляды на семейное, нравственное, физическое воспитание опираются на религиозные ценности.

Религиозно-философские традиции Центральной Азии всегда были достаточно сильны. Принятие монгольскими ханами ислама является одной из причин, побудившей Мухаммед Хайдара Дулати назвать свое сочинение «Тарих-и Рашиди», т.е. Рашидова история («Рашиди» - производное от «рошд», означает «следующий истинному вероучению»)\ примечания из «Тарих-и Рашиди».

Мировоззренческая концепция Дулати сложилась под влиянием традиций суфизма, одного из наиболее многоплановых и сложных явлений (или течений), возникших в рамках ислама. Исследователи едины во мнении о том, что «наиболее мощным, теоретически и практически разработанным течением ислама является суфизм как религиозно-философская концепция человека и мира».

Суфизм прочно проник в философию, культуру, искусство средних веков, существенно повлияв на творчество многих ученых, философов, поэтов раннего и позднего средневековья: Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгари, Коркута, а также Джалал ад-дин Руми, Низами, А.Навои, Джами, М.Х. Дулати. Педагогические теории восточных и казахских мыслителей основываются на нравственных идеалах суфиев.

Мощное течение ислама принимали не только отдельные творцы человеческой цивилизации, но и целые народы. Кочевники Казахстана тоже со временем приняли ислам суфийского толка, который принес в степь великий суфий святой Ходжа Ахмед Яссави, названный казахами «вторым пророком». Отметим, что приверженность суфийским идеалам позволило современным исследователям рассматривать концепции Яссави и Дулати в сопоставительном анализе .

Влияние прогрессивных и смелых идей суфизма на педагогические воззрения Мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати обусловили гуманистическую направленность его устремлений, свободомыслие, демократичность мировоззрения. Автор «Тарих-и Рашиди» неоднократно упоминает о своей приверженности идеалам суфиев. Начиная раздел о великих и талантливых людях своего времени с описания деятельности суфиев, Мирза Хайдар пишет: «Итак, раз мы не смогли оказаться в числе тех людей, то войдем же в число восхваляющих и воспевающих их».

В монографии «Суфизм в контексте мировой культуры» это течение характеризуется как «религиозно-философское учение о правилах поведения и послушания путника, взыскующего истины и стремящегося к его постижению» . Суфизм или исламский мистицизм был продуктом элитарного сознания и в то же время «народной» религией; служил формой социального протеста против господствующей политической системы, но использовался также для умиротворения верующих.

Мухаммед Хайдар не поддерживает мистицизм суфиев, но, безусловно, приветствует присущее им религиозное свободомыслие, нередко смыкающееся с философствованием. Как и многие талантливые деятели средневековья, он отвергает аскетизм, отказ от земных страстей, но воспринимает нравственные идеалы суфиев, которые возвышали лучшие качества человека, сближая его с Богом. Суфии превозносили человека и его лучшие духовные качества, призывая людей к добру и справедливости, щедрости, мудрости, трудолюбию, верности, к воздержанию от чувственных наслаждений, к довольству малым. Эти прогрессивные тенденции и сделали идеи суфизма очень популярными. Ученые Канаев С. и Удалкин А., в частности, пишут: «Следует отметить определенную степень свободомыслия, присущего этой ветви ислама, и проявляющегося в таких формах, как безразличие к догматике и обрядности ортодоксального ислама, неукоснительное выполнение которых требовал шариат; осуждение фанатично настроенного духовенство и что, на наш взгляд, весьма существенно, отрицание мусульманской нетерпимости к иноверцам и, вопреки ей, утверждение равенства народов различных вероисповеданий» .

Мирза Хайдар большое внимание уделяет практической стороне суфизма, т.е. вопросам, как быть «благочестивым и непорочным» - честным, милосердным, терпеливым, щедрым, справедливым. Обращаясь к своим читателям, он неоднократно призывает их быть стойкими перед лицом жизненных трудностей и невзгод, считая это испытанием свыше: «Мудрость всеведущего Мудреца, который подвергает испытанию своих избранников несчастьями и бедствиями, состоит в том, что в интересах рода человеческого, в удовлетворении потребностей которого нет у человека никаких средств, происходят такие дела, которые возможно становятся как бы завесой перед достижением близости человека с Аллахом» .

Многие важные аспекты педагогических воззрений М.Х. Дулати основаны именно на теории суфизма. Действительно, в суфийских трактатах и поэтических произведениях получили широкое отражение вопросы воспитания. Основа воспитательных принципов суфизма заключена в идее о том, что «мир по своей природе отнюдь не отличен от Бога, а есть собственно сам Бог. Жизненная задача человека, согласно суфиям, заключается в том, чтобы направить свое существо к первопричине, стараясь насколько возможно стать подобным ей» .

Гуманистические идеалы суфизма, выразившиеся в возвышении лучших качеств человека, признании активной роли человека в собственной судьбе, космополитическая идея о равенстве всех людей - явственно прослеживаются в педагогических размышлениях Дулати. Вопрос о роли морального облика учителя Мухаммед Хайдар также решает с позиции суфийской теории, которой, как известно, принадлежит институт наставничества, духовных авторитетов и значительно отличает его от ортодоксального ислама.

В книге «Тарих-и Рашиди» отчетливо слышны суфийские мотивы - множество сложных аллегорий, символизм: например, «возлюбленная твоя - луна на небе, а ты - прах из-под ног», «одна звезда в апогее Луны, сияя счастьем, взошла на трон» и т.д. Само использование форм поэтического философствования уже является характерной чертой суфийской мысли. Интересно, что поэты-суфии часто использовали любовную лирику при описании посторонних предметов и явлений, так что непосвященному человеку сложно было уловить истинный смысл сказанного.

Мирза Хайдар Дулати в своей книге неоднократно обращается к вопросам религии, которая играла ведущую роль в воспитании человека в средние века. Как пример добродетельной, «праведной» жизни Мухаммед Хайдар описывает жизнь и деятельность великих суфиев, приводит записи Абдаррахмана Джами, суфийский трактат шейха Ходжа Нурана, останавливается подробно на нравственных заповедях суфиев. Он считает, что люди этого «великого сословия» призваны нести людям свет знания, воспитывая мудрость, нравственность, человеколюбие. Дулати обличает «нечистоплотных» «знатоков религиозных наук»: «...следует остерегаться общения с учеными, которые делают из наук средство для своей земной жизни и используют их для достижения высокого положения» .

Дулати в равной степени признает значение и веры, и разума в постижении истины. Он утверждает: «следует овладевать науками для появления лучей познания Истины, что неразрывно связано с приверженностью к Мухаммаду, посланнику Аллаха» . Реалистические убеждения ученого часто сменяются характерными для суфиев идеями о невозможности достижения полного счастья, о зависимости человека от Высшего разума: «То, что предопределено тебе судьбой, ты получишь полностью, Если ты откажешься брать, то тебе дадут насильно» . «Небо - дракон, обвившийся вокруг себя, Он - полон сил для наших мучений, Захвачены мы его кольцами, Как же мы избежим его пасти? Ты не увидишь человека, который бы не был им ранен, Из сотни ни над одним он не сжалился, От его гнева никто не ушел невредимым, Где та грудь, которая не ранена им?» .

Как и средневековые философы, Мирза Мухаммед Хайдар смысл человеческой жизни видит в общественном подвижничестве, служении интересам общества, на благо государству. Но тем не менее считает, что «царство - величайшее средство и ближайший путь (к богу), но цари превратили его в средство удовлетворения чувственных наслаждений и свершения дьявольских дел» . И, перечисляя условия управления царством, он политические аспекты тесно связывает с религиозными канонами: «И в основе всего того, что он (хан) делает в этом мире для обретения доброго имени, лежит укрепление религии и веры» .

Суфии и ученые трактуют по-разному традиционную для восточной философской и педагогической мысли концепцию о воспитании «совершенной» личности. Если у суфиев «главными ступенями Совершенствования были вера в Бога, познание его путем постижения глубин собственной души», то и «совершенный человек» для них был далек от добродетельного человека аль-Фараби и ибн Сины, совершенного мудрого правителя, исполненного светом науки и философии. В этом вопросе Дулати, конечно же, близок к восточным классикам.

Однако существуют и точки соприкосновения во взглядах философов и суфиев - это, в частности, идея о возможности воспитания в человеке добродетельных качеств, о необходимости самосовершенствования человека. И те, и другие считали, что человек должен быть энциклопедически образованным, обладать широким кругом знаний, при помощи которых он может постичь истину. И философам и суфиям был присущ некий дух космополитизма: те и другие доказывали идею единства людского рода. Именно проблема места человека в мире была одним из краеугольных камней для теологов и философов, и те и другие решали ее с позиций гуманизма и милосердия. Понятно, поэтому, что влияние философов и суфиев отнюдь не взаимоисключали друг друга, которые, несмотря на определенные расхождения, утверждали единые ценности. Как показал историко-педагогический анализ, мировоззренческая концепция М.Х. Дулати испытывала на себе воздействие и тех других, определив гуманистические, космополитические мотивы его философско-педагогических воззрений.

Мирза Хайдар, конечно же, не был суфием в полном смысле этого слова, однако, отрицать влияние суфизма на мировоззрение и творчество мыслителя нельзя. Дулати не отождествляет себя с суфиями, но поддерживает их нравственные принципы. «Итак, сей раб - только передатчик слов дервишей и не является ни дервишем, ни муллой. Для каждого, кто поступает согласно словам божьих людей, будут уготованы блага земной и будущей жизни. Ты слушай, что говорят, и не смотри на того, кто говорит» .

Мы считаем, что приверженность Мухаммед Хайдар Дулати к идеалам суфизма свидетельствует о демократичности и гуманности его мировоззрения, определившего философско-педагогическую концепцию ученого.

Нравственные идеалы и принципы мировоззрения мыслителя М.Х. Дулати, обусловленные вышеперечисленными факторами, легли в основу его государственной и научной деятельности, а также составляют зерно философских и педагогических взглядов ученого.

Рецензенты:

Оналбаева А.Т., д.п.н., профессор КазНПУ имени Абая, г. Алматы.

Жумагулова Б.С., д.п.н., доцент КазНПУ имени Абая, г. Алматы.

Библиографическая ссылка

Алиева Д.А. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ М.Х. ДУЛАТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12854 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»


top