Рафаэль Санти. Раннее творчество

Рафаэль Санти. Раннее творчество

Рафаэль Санти. Раннее творчество.
Картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Алтарный образ «Обручение Марии».

К ранним работам Рафаэля Санти, датируемым 1504 годом, относятся две небольшие, высотой всего 17 сантиметров, картины - загадочный «Сон рыцаря» и «Три грации». Их одинаковый размер даёт основание полагать, что обе картины составляли пару. Не сохранилось никаких сведений об истории создания этих картин. Но сам сюжет картин подсказывает, что, скорее всего, они были приурочены к какому-нибудь знаменательному событию (например, конфирмации) в жизни юного аристократа и, возможно, стали первыми работами Рафаэля, выполненными на заказ.

Уже сам выбор Рафаэлем средневекового рыцаря указывает на влияние на него преданий и поэзии Возрождения.

В центре картины - фигура спящего молодого человека, по бокам которого стоят две женщины: слева с мечом и книгой, справа - в нарядной одежде и с цветком в руке. Совершенно очевидно, что они предлагают юному рыцарю сделать выбор между суровой добродетельной жизнью, нелёгкость которой символизирует гористый пейзаж в левой части картины, и весёлым времяпровождением.

на фото: Рафаэль, «Сон рыцаря»

Глядя на парную картину «Три грации», понимаешь, что выбор этому юному рыцарю предлагался действительно нелёгкий: в древней мифологии прекрасные чувственные грации были воплощением красоты и очарования.

Рафаэль Санти. Раннее творчество

на фото: Рафаэль, «Три грации»

К концу своего обучения в мастерской Перуджино Рафаэль написал алтарный образ «Обручение Марии».

Картина была заказана богатым семейством Альбиццини из Читта-ди-Кастелло для их семейной капеллы в церкви Сан-Франческо. Это самая ранняя из датированных работ художника и сделал это сам Рафаэль: на заднем плане есть подпись Рафаэля и дата, написанная римскими цифрами. Приятно отметить, что работа хорошо сохранилась. Тема картины взята из средневековой легенды о том, что на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. По традиции того времени женихи держали в руках жезлы во время сватанья. Но только у Иосифа жезл зацвёл прямо в руках, и, благодаря этому чудесному знамению, он был выбран женихом Марии. В правом углу картины Рафаэль изобразил одного из отвергнутых женихов, который с досадой ломает о колено свой собственный жезл. Выбор сюжета не случаен, он был очень популярен на родине Рафаэля, потому что в кафедральном соборе в Перудже хранилась святыня - обручальное кольцо Девы Марии.

на фото: Перуджино, «Обручение Богоматери »

В своё время Перуджино, чьи картины отличались глубоким религиозным содержанием, тоже написал картину на этот сюжет. Принимая во внимание сильное внимание учителя на ученика, не стоит удивляться, что Рафаэль за основу своей картины взял композицию Перуджино.

Выбрав одинаковые сюжет и композицию картины, Рафаэль невольно вступил в своеобразное соревнование со своим учителем. Сравнение этих двух картин ясно показывает, что молодой художник успешно преодолел влияние Перуджино, выработав качества, которые составят основу его художественной концепции - ясность оптический представлений и мастерство пространственной фантазии. В композиции картины «Обручение Марии» всё приведено к «золотой мере» (А.Бенуа), ничего не отвлекает от главной группы Марии и Иосифа. А архитектурная декорация выполняет роль важной основы всей композиции, а не просто организующим пространство фоном.

Алтарный образ «Обручение Марии» - картина изумительной красоты и просветлённой грусти, где раскрывается главная духовная тема Мадонны Рафаэля - покорность и полное предание себя во власть высшего начала. Для Рафаэля картина «Обручение» стала «Рубиконом» в его творчестве, преодолев который он осознал свои силы и своё стремление к классическим идеалам.

Рафаэль Санти. Раннее творчество

на фото: Рафаэль, «Обручение Марии»

Талант Рафаэля был отмечен и признан, когда художнику было всего 17 лет. Его успех крылся в его личных качествах, в его трудолюбии: когда дело каcалось учения, он ничего не делала наполовину. В это время во Флоренции, которая находилась в авангарде классического стиля, работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, пропагандируя и разрабатывая принципы классической школы. Логика подсказала, что делать дальше: Рафаэль решил пройти классическую школу у самих её основателей. Только Флоренция могла предоставить необходимые для этого условия. И в 1504 году Рафаэль покинул мастерскую Перуджино. Но ученик навсегда сохранил любовь и признательность к учителю. В своей «Афинской школе» он изобразил себя рядом с Перуджино, словно сожалея, что не может всегда быть с ним.

Рафаэль Санти. Раннее творчество

на фото: Рафаэль, «Афинская школа»

фото с сайтов: rodon.org, easyartsymbols.blogspot.com, n-i-r.su, visitsitaly.com, jackiewhiting.net

О “Перуджиновском периоде” в творчестве Рафаэля Санти читайте на портале 2 queens . ru - в следующих материалах Людмилы Велигорской!



top