Конспект занятия "дифференциация г - к в словах". Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков – в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях Конспект занятия по дифференциации с

Конспект занятия

Дифференциация «С» – «Ш».

Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».

Печатание данных слогов.

Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Игра «Скажи наоборот».

У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.

У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.

И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.

Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.

Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.

II. Знакомство с новой темой:

Артикуляционная гимнастика

Вкусное варенье;

Барабанчик.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Приготовьте руку.

Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.

Ветерок слабый!

Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!

Повторение стихотворения:

Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,

Притаилась мама – мышь.

«Не шумите, камыши!

Испугались малыши,

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!»

Игра «Угадай, чья песня».

«С» – это песня воды,

«Ш» – это песня змеи.

Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».

Игра «Дирижер»

Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.

Если опускаю вниз – песню воды.

Прочитайте слоги:

СА СО СУ ША ШО ШУ;

ША ШО ШУ СА СО СУ;

АР ОР УР АР ОР УР;

АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.

Прочитайте слова:

Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.

На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются? Какая буква посередине?

Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).

ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у Снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром

Повторение чистоговорок:

Ша – ша – ша – маша моет малыша,

Шу – шу – шу – я письмо пишу,

Ши – ши – ши – наши каши хороши,

Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,

Ши – ши – ши – зашумели камыши.

Прочитайте слоги:

РА РО РУ СМА СМО СМУ;

МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;

Выкладывание слогов под диктовку:

САШ СОШ СУШ;

ШУС ШОС ШАС;

Чтение предложений:

Марш хорош.

Саша хорош.

Маша хороша.

Шар хорош.

Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!

Список литературы:

Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.

Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.

7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.

8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

Цель : дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

развитие фонематического восприятия;

Коррекционно-развивающие:

развитие внимания, мышления, памяти;

формирование навыков словоизменения;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

Ход занятия

    Организационный момент

Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Л.: Какой первый звук во всех названных словах?

Д.: Звук Л.

Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:

Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Л.: Какой первый звук во всех этих словах?

Д.: Звук Р.

Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?

2. Основная часть

Л.: Звук Л – гласный или согласный?

Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д.: Язычок упирается в верхние зубы.

Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Д. ---

Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужица:

Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р . Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Перепрыгивайте.

Вторая лужица:

Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Третья лужица:

Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Четвертая лужица:

Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужица:

Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука

Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко

Перепрыгивайте.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на мысочки встать.

В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.

Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.

В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.

Разместим картинки правильно.

Слова: Рыба, Пирог, Топор.

Ласточка, Акула, Стол.

Л.: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.

    Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

    Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?

    Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)

    Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)

    Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

Л.: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Бревно ползет по муравью.

3.Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?

Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

План занятия:

I. Организационный момент

    Приветствие

II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Объявление темы урока

    Тренировочные упражнения

III. Подведение итогов занятия

IV. Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Деятельность ребенка

Оборудование

I. Орг.момент

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Здоровается, определяет звуки Ш, С.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

    «Улыбочка»,

    «Заборчик»,

    «Блинчик» счет до 5/ остудили,

    «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

    «Чашечка» (счет до 10),

    «Вкусное варенье» (5 раз),

    «Маляр» (5 раз),

    «Лошадка»

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Ребенок делает дыхательную гимнастику.

Объявление темы занятия.

Сегодня будем различать звуки С и Ш.

Ребенок дает утвердительный ответ.

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

    Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

Произнеси звук [с]

«Песенку змеи» - ШШШ.

Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

Ребенок слушает, произносит звуки.

Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Ребенок называет и прописывает звуки.

Зеркало, тетрадь, ручка

Дифференциация С-Ш в слогах

1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

2. Теперь читаем слоги по

таблице слева направо:

3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Ребенок повторяет.

Таблица со слогами

Дифференциация С-Ш в словах

4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ты очень внимательная! Умница!

5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Карточка №1

КАШКА-КАСКА;

МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

КРЫСА – КРЫША;

СУТКИ – ШУТКИ;

УСЫ – УШИ;

БАСНЯ- БАШНЯ.

6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Воспроизведи этот

ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Отлично справилась!

8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

Хорошо получилось!

9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист).

Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

10. Рифмовки-путаницы:

Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

Ребенок поднимает/опускает руки.

Ребенок объясняет смысл слов.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

Ребенок отвечает.

Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

Карточка с заданием

Карточка с заданием, тетрадь, ручка

Карточка с заданием

Предметные картинки

Дифференциация С-Ш в предложениях

11.Измени словосочетания по образцу:

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Ты все правильно подобрала!

13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

У тебя получились замечательные полные предложения!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с заданиями

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?

Повторим правило.

Что вам понравилось на занятии?

Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Язык кверху…шш.

Язык книзу…ссс.

Ребенок отвечает.

Ребенок оценивает себя.

IV. Домашнее задание

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Таблица со слогами

Карточка №1

КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.

ЦЕЛЬ:
уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Д] И [Т];
ЗАДАЧИ:
учить детей дифференцировать звуки;
обогащать словарь детей;
развивать навыки слогового анализа и синтеза;
закреплять знания языковых норм;
способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
учить устанавливать причинно-следственные связи;

ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с артикуляционной гимнастикой;
буквы «Д» и «Т»;
предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
карточки со словами: уточка, удочка;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели».

Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка).
- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).
- Это очень похожие слова «уточка-удочка».
- А чем они различаются?
- В слове «удочка» второй звук - [Д].
- В слове «уточка» второй звук - [Т].
На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка».
- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] и буквы «Д» и «Т», для того, чтобы на письме их не путать.

CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
- Давайте дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [Д] и [Т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [Д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [Т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.
- Мы можем сделать вывод. Звук [Д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «Д» на письме и при чтении. А звук [Т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «Т» на письме и при чтении.
[Т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[Д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

CООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ
- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
- Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).
- Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
Т
\
А О У
Д

ТА, ТО, ТУ;
- ДА, ДО, ДУ;
- А что образуется из слогов? (Слова).
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
- Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
- Какой звук слышим в слове «капуста»?
(В слове «капуста» слышим звук [Т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «Т»).
- Какой звук слышим в слове «дом».
(В слове «дом» слышим звук [Д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «Д»).
По аналогии разбираются остальные слова.
- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.
У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.
- Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.
- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).
- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)
- Придумайте продолжение нашему рассказу.
(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.
II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)
- Как можно озаглавить наш текст?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ([т], [д]).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).

Конспект занятия по дифференциации звуков

Дифференциация свистящих звуков

(подготовительная к школе группа)

Цели: учить правильному произношению звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе; сравнивать характеристики этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в звуком анализе, определении позиции звука в словах; закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под); совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа; закреплять навыки чтения и письма; развивать внимание и логическое мышление у ребенка .

Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [з] (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик) и картинка с изображением лошади; мягкие игрушки собаки и зайца; конверт с приглашением; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа на каждого ребенка; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики с изучаемыми звуками; символы предлогов.

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Логопед показывает детям конверт и достает приглашение, зачитывает) .

Ребята, приходите к нам в гости, в зоопарк.

Логопед. Нас приглашают в зоопарк. Вот только, отправители забыли подписать приглашение. Отгадайте загадки и узнаете, кто нас туда пригласил.

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка.)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака) .

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушки зайца и собаки, сообщает тему занятия.

2. Анализ и сравнение характеристик звуков.

Логопед. Произнесите названия животных, которых вы только что отгадали. Какие звуки вы слышите в названии этих слов?

Дети. Звуки С и З.

Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.

Дети. Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [з] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они оба согласные, твердые.

Логопед. Чем отличаются друг от друга?

Дети. Звук [с] – глухой, [з] – звонкий.

3. Развитие фонематического слуха .

По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.

ИГРА «Запомни – повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).

Сом – зонт – сок

Зайка – сумка – завод

Знак – стол – звон

Собака – заноза – соль

Лист – зубы – твист

Замок – совок – засов

За-са-за – вот идет коза.

Са-за-са – вот летит оса.

Зу-зу-су – мы видели лису.

Су-су-зу – отвязали мы козу.

ИГРА «Наоборот»

Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].

Соя – Зоя

Суп – зуб

Лиса – Лиза

Коса – коза

Сайка – зайка

4. Работа с картинками

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик, лошадь).

Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?

Дети. Животные.

Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие и домашние.

Дети называют животных.

Логопед. В названиях животных есть звуки [с] и [з]. рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з].

ИГРА «Посели животных в дом»

На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] – насос (либо буква С), на другом символ звука [з] – комар (либо буква З).

Логопед. Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора!

Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно – кого у нас много?

Дети. У нас много свиней, зайцев и т. д.

5. Физкультминутка

В зоопарке побывали,

Очень сильно мы устали.

Мы играть с лисой пойдем,

Хорошо мы отдохнем!

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лиса

Несказанной красоты.

– Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

6. Упражнение в подборе предлогов в предложениях.

Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте им поможем!

На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст.

Козы пасутся … домом.

Лиса выскочила … норы.

Рысь спустилась … дерева.

Ослик выглядывает … столба.

… будки выглядывает собака.

… дивана выкатился ёжик.

Носорог вышел … воды.

7. Разгадывание кроссворда.

Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получится ключевое слово.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её – … (лиса).

Эта милая лошадка,

Будто школьная тетрадка –

Разрисована в полоску.

В черно-белую полоску.

(Зебра.)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

А на ней щетинка.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова.

(Коза.)

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик.)

8. Звуковой анализ.

Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.

9. Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!

Раздает детям конфеты.


Самое обсуждаемое
Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны
Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии
Главные герои повести «Барышня-крестьянка Главные герои повести «Барышня-крестьянка


top