Философская лирика тютчева. «Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А

Философская лирика тютчева. «Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А

Тютчева, было вполне закономерным. Федор Иванович, однако, стал одним из первых в поэзии, кто по-новому начал осмысливать в своем творчестве проблемы бытия.

В русской культуре в 1820-е годы наблюдался повышенный интерес к философии. В это время он стал распространяться на широкие круги общества, выходя за рамки тесных кружков. Хотя во многом данный интерес объяснялся обстоятельствами истории России, наша страна при этом оказалась вполне в русле культурных процессов Европы, протекавших в то время.

Рождение философской поэзии в русской литературе

Конец 18-го - начало 19-го вв. - период расцвета оказавшей большое влияние на судьбы европейской цивилизации немецкой классической философии. В России в 1820-е годы начинает складываться поэзия, получившая впоследствии название философской. Для нее характерен не просто интерес к общечеловеческим, бытийным проблемам, что было важно всегда для литературы и чем была отмечена, к примеру, поздняя лирика Пушкина. Возникло стремление воплотить с помощью слова научные философские идеи, а порой и конкретные философские системы.

Почему Тютчева считают поэтом-философом?

Ответить на этот вопрос не так сложно. В русской культуре за Тютчевым закрепилась репутация поэта-философа, поскольку ему, возможно, лучше, чем кому-то еще, удалось в своем творчестве выразить лирическое переживание определенных философских идей. В конце 1820-1830 годов написал многие известные стихотворения, посвященные этим переживаниям, Тютчев. Философская лирика (стихи, список которых представлен ниже) была написана в основном именно в это время. Это такие произведения, как:

  • "Видение".
  • "Летний вечер".
  • "Бессонница".
  • "Цицерон".
  • "Mal"aria".
  • "Silentium!" и другие.

А позже, начиная с 1840-х годов, он написал большинство самых удачных своих стихотворений о любви. Однако вряд ли возможна строгая тематическая классификация его лирики, поскольку все традиционные, "вечные" темы, прежде всего природы и любви, приобретают у этого поэта философский смысл.

Отношение Федора Ивановича к философии Шеллинга

Документально засвидетельствовано и хорошо известно то, что Тютчев относился сочувственно к Он общался с ним лично в Германии (фото этого немецкого философа представлено выше). Суть ее заключалась в том, что материальный мир природы и внутренний мир человека друг другу подобны, все мы тесно связаны с мирозданием. Шеллинг рассматривал природу как живой организм, творческое бессознательно-духовное начало, систему "потенций" (восходящих ступеней), характеризующуюся полярностью, а также динамическим единством противоположностей. По своей сути это учение было поэтичным и утешительным, утверждая то, что наш мир познаваем. В этом познании, к тому же, приоритет был отдан искусству, которое выступало как форма постижения мира с помощью интуиции.

Образы Дня и Ночи

Философская лирика Тютчева содержит сквозные образы и мотивы, которые носят символический характер и возвращают читателя непрестанно к осмыслению проблем бытия. Очень важны, например, образы Дня и Ночи. Как и любые настоящие символы, их можно истолковать лишь приблизительно. - это стихи, в которых противостояние светлого и темного нельзя понимать как борьбу добра со злом. Речь в ней идет, скорее, о постижимом, логическом, рациональном, подконтрольном человеческому рассудку и воле (начало дневное в человеке и в жизни) - и непостижимом, таинственном, которое связывает людей с космическим началом и находится полностью вне нашей воли.

"Древний Хаос"

Страшен и в то же время притягателен для лирического героя Тютчева ночной мир, так как человек боится раствориться в нем полностью, исчезнуть. Об этом, в частности, говорится в стихотворении "О чем ты воешь, ветр ночной...". В нем "древний Хаос" находится не только вне человека, но и в нем самом. В мире Федора Ивановича мы "убийственно любим": Хаос в сфере чувства становится "буйной слепотой страстей", и человек не властен над ними.

Уподобление человеческой души Вселенной

Философские темы лирики Тютчева не ограничиваются вышеописанными. Так, например, в произведении " Silentium!" поэт уподобляет душу человека Вселенной, миру. Внутри каждого из нас свои звезды и свое небо. Федор Иванович при описании душевной Вселенной пользуется образами и красками, характерными для его философских "внешнем" мире. Это такие философские мотивы в лирике Тютчева, как противостояние ночи и дня, света и мрака, звездный небосвод и самые любимые мгновения перехода - вечер, утро, восход. Однако в стихотворении " Silentium!" данные образы не так зримо присутствуют в тексте. Они лишь просвечивают где-то в его глубине. Длинная цепь ассоциаций, которые вырастают из контекста всей лирики Тютчева (как современной этому стихотворению, так и более поздней) тянется за единственным словом, скупо отобранным. Уже были написаны такие произведения, как "Бессонница", "Видение", "Летний вечер", "Еще шумел веселый день..." и др. И еще отзовутся, откликнутся эти образы в стихотворении "Последняя любовь", в котором так же, как и в " Silentium!", человеческая душа будет уподоблена Вселенной, миру.

Природа и человек, безусловно, всегда сопоставляются в поэзии, включая в том числе и фольклор (прием, известный как При этом обычно природа очеловечивается. Однако философская лирика Тютчева - исключение, в ней часто бывает наоборот.

Философия и лирика как способы постижения бытия

Философские понятия в лирике теряют свою терминологическую определенность. В самом общем виде мы описали значение у Федора Ивановича символов Ночи и Дня, однако оно может существенно уточняться, если рассматривать отдельные стихи Тютчева. Философская лирика его столь неоднозначна, что определение этих символов может даже изменяться. Это зависит от контекста. Если в собственном смысле слова философия - это именно система, которая стремится к терминологической определенности важнейших понятий и непротиворечивости рассуждения, то стихи Тютчева - философская лирика, в которой встречаются произведения, имеющие взаимоисключающий смысл.

Взаимоисключающий смысл стихотворений Тютчева

К примеру, в стихотворении "Не то, что мните вы, природа" говорится о том, что у природы есть душа, любовь, свобода, свой язык. А в произведении "Природа - сфинкс" Тютчев задумывается о том, что, возможно, никакой загадки у нее нет, и тем вернее она губит своим искусством человека.

Философия - это предельное обобщение жизненного и умственного опыта, а лирика запечатлевает лишь мгновенное эмоциональное переживание, включая и переживание философской идеи. По всей видимости, Тютчева всегда занимали проблемы бытия, однако разрешение их у него могло быть разным в различные моменты жизни поэта. Именно из-за того, что лирика - переживание индивидуальное, для него оказалось возможным переработать по-своему систему Шеллинга (которая, в целом, была оптимистической), придать ей трагические тона.

Итак, мы раскрыли в основных чертах интересующую нас тему (конечно, это только общий план). Философская лирика Тютчева достойна того, чтобы познакомиться с ней поближе и открыть для себя новые интересные детали и художественные образы.

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева раздел Литература, Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютче....

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Тютчев - великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место. Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании.В лирике Тютчева часто встречается противопоставление «вечного» и «мгновенного», всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни.

Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой вечности жизнь человеческая -.лишь короткая вспышка. Но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: «Я, царь земли, прирос к земли», «По высям творенья, как Бог, я шагал » Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту.Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония - хаос, любовь - (смерть, вера - безверие.

Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге двойного бытия». Душа - всегда «жилица двух миров». Может быть, это восприятие личности на грани «двух миров» и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны - это некая форма существования, близкая к хаосу. В одном из стихотворений Сон - близнец Смерти.С другой стороны, сон может быть и «благодатным», и «волшебным», и «младенчески-прекрасным». В стихотворении «Сон на море» он пишет: Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли oнe. И в том же стихотворении: По высям творенья, как Бог, я шагал, И мир подомною недвижный сияя. Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании.

Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен «прихоти волн» и в то же время «шагает по высям творенья». Тютчев замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе: Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Этот мотив снова звучит в стихотворении «Душа моя - Элизиум теней » Душа чуждается «живой жизни», толпы, она живет своими воспоминаниями.

Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта.Напротив, он стремится именно к «живой жизни» (особенно в ранней лирике): Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-Земля! Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека, то позже поэт «спускается на грешную землю», прослеживая человеческую судьбу.

Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю.Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви «Весь день она лежала в забытьи » Женщина лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.

Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах: Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой У позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание: Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Да, борьба безнадежна, но бороться надо! В этом, может быть, единственный смысл бытия.

Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой - в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, «тени от дыма» (даже не дыма, только тени). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности.

Поначалу человек для Тютчева - лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание «бесполезности» жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой.

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Но мне кажется, что такая оценка ошибочна. В лирических произведениях А. С. Пушкина слова точно выражают мысль, вое ясно и четко. Из-за этого его… По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем дожде, а о… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.…


«...И поединок роковой...» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)
Таких строк у раннего Тютчева много.Но со временем все чаще у Тютчева встречается грешная запретная страсть как противопоставление светлой… Тютчевская философия любви как рокового, убийственного чувства сложилась,… Все это отразилось в стихотворениях той поры, вылилось болью и гневом против толпы. Но эта боль не могла затмить…

Хаос и космос в лирике Тютчева
Ведь если мы говорим о выражении в поэзии таких философских понятий как хаос и космос, то она становится сродни философии, но не может стать самой… Если этот материал пересекается с тематикой философских проблем, то уже можно… Содержание бытия открывается непосредственно через образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные строчки не…

По статье Писарева "Лирика Тютчева"
Странное противоречие, не правда ли Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении Эту несоразмерность внешнего… Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте,… И. Аксаков Немного написал Тютчев, но имя его всегда останется в памяти истинных ценителей и любителей изящного наряду…

Библейские мотивы в лирике Тютчева
Действительно, Тютчев в своем творчестве выступает не только как большой мастер поэтического слова, но и как мыслитель. По отношению к Тютчеву мы… В его поэтических философских созерцаниях и раздумьях есть внутренняя связь, а… Цель моей работы выявить и показать на примерах имеющиеся в лирике Ф. И. Тютчева библейские мотивы.Для достижения…

Нравственный смысл любви и смысла жизни
Почему вдруг начинаешь ощущать острую тягу к другому человеку? Почему именно этого человека ты хочешь видеть, должен видеть, не можешь не видеть? И… Целью данной контрольной работы является: понять нравственный смысл любви и… Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и постоянных контактах с ним.…

Библейские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева
Правда, она получила своеобразное выражение и воплотилась не в философском сочинении, а в полных художественного совершенства стихах.Философские… Последнее время, в связи с ожидающимся концом света, стало очень модно… Решению этих задач и просвещенны четыре главы моей работы.Глава 1. Страницы жизни Ф. И. Тютчева Первой биографической…

И когда самопознание превратилось для меня в тот смысл, который пропитывает большую часть жизни, мне стал открываться качественно иной - магический аспект мастерства в любом деле. Это то, что на мой взгляд, объединяет глубинным смыслом подлинных мастеров
На сайте allrefs.net читайте: "Валерий Агеев, Владислав Лебедько"

Стиль лирики Тютчева и совершенство художественных образов
У каждого большого художника слова есть индивидуальные приёмы словесного отбора, свой синтаксис, своя философия.И так, как мы узнаём голос знакомого… В авторстве трудно ошибиться. "Что же нам помогает ощутить "знакомое"?… У лирики не только свой мир чувств, но и свой язык, то есть средства, которые передают от человека к человеку (от…

0.034

Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место. Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике часто встречается противопоставление “вечного” и “мгновенного”, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни.

Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности человеческая - лишь короткая вспышка. Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: “Я, царь земли, прирос к земле”, “По высям творенья, как Бог, я шагал…

” Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония - хаос, любовь - смерть, вера - безверие. всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, “на пороге двойного бытия”. Душа - всегда “жилица двух миров”.

Может быть, это восприятие личности на грани “двух миров” и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как никогда приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны - это некая форма существования, близкая к хаосу (частый у Тютчева). В одном из стихотворений Сон - близнец Смерти.

С другой стороны, сон может быть и “благодатным”, и “волшебным”, и “младенчески-прекрасным”. “Двойственность” Тютчева ярко проявилась в стихотворении “Сон на море”. Он пишет: …Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. И в том же стихотворении: По высям творенья, как Бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен “прихоти волн” и в то же время “шагает по высям творенья”. Тютчев никогда не уставал говорить о том, что человек - часть природы, ее неотделимая частица.

В то же время, особенно в раннем , он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе: Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей… Этот мотив снова звучит в стихотворении “Душа моя - Элизиум теней…” Душа чуждается “живой жизни”, толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта. Напротив, он стремится именно к “живой жизни” (особенно в ранней лирике): Нет, моего к тебе пристрастъя Я скрыть не в силах, мать-земля! Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки), то позже поэт “спускается на грешную землю”, зачастую не ограничиваясь умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу.

Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви “Весь день она лежала в забытьи…” Женщина (любимая женщина) лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.

Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах: Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой… Вся Тютчева пронизана трагизмом одинокого существования, раздвоенностью души, неверием, часто - отчаянием. Но вместе с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание: Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Да, борьба безнадежна, но бороться надо! В этом, может быть, единственный смысл бытия. Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой - в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, “тени от дыма” (даже не дыма, только тени!

). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности. Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Чем старше он становился (в поэтическом и человеческом отношении), тем чаще он связывал с человеком образ борьбы, Данный текст предназначен только для частного использования 2005 “отчаянного” боя. Поначалу человек для Тютчева - лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание “бесполезности” жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой.

Бой этот неравный, “роковой”, но он неизбежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева . Литературные сочинения!
Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, существенное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные обстоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устройства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал наслаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться, Давайте жизнию играть. Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как путешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно!.. И на о/сизнь гляжу печален вновь,
И долго о/ситъхочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат - так пришло осознание хрупкости человеческого существования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали восприниматься с философской снисходительностью. По-юношески максималистская назида-

Тельность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась простой - итогом философского осмысления пережитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило. Пушкин переживает противоречие между мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драматизировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных целей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с течением времени оценка жизненных обстоятельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными воспоминаниях. Поэтическая философия поэта - простая, ясная и нужная каждому человеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одновременно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, - и поэтому Пушкин оказался поэтом всечеловеческого значения.
Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Стихотворение «Движение» - философская миниатюра, посвященная проблеме существования материи. Движение и покой - вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Однако поэт не поддается софистской простоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обоб-

Щений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть уже не воспринимается поэтом безнадежно трагически. Освящая таинство поэтического творчества, возвышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумывается о быстротечности жизни и непрочности духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые - Быть может, с ризой гробовой Все чувства брошу я земные, И чужд мне будет мир земной... Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя, Не буду ведать сожалений, Тоску любви забуду я...
Поэт сожалеет о превращении души, запечатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечатления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой обращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого духа в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые человеческие сомнения в отсутствии всякой связи между жизнью и смертью, попытка представить жизнь человеческой души после физической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пушкин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути человека к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пережитого с позиции накопленного опыта. Жизненные впечатления непосредственны, конкретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии,

Именно они образуют линию - человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека.
Поэт - не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период реакции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благотворных социальных перемен, духовной независимости, свободомыслия, творческой раскрепощенности. - Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действительности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологическом давлении вылились в эмоциональный философскиймонолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
ИЛЬ зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состояние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ночной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означает «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только восприимчивость человека к звукам, но и склонность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но краткость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу человеческого сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым мирозданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...

И все же преобладающее настроение пушкинской философской лирики периода зрелости - светлая грусть по прошедшему, мудрость вечного обновления жизни. В этих стихах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час... Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.-В этих строках поражает сила человеческого духа, самообладание и мудрость автора. Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глубины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.

Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, существенное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные обстоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устройства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал наслаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться, Давайте житию играть. Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.

Смерть воспринимается поэтом то как путешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности:

Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно!.. И на оншнь гляжу печален вновь,
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.

В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат - так пришло осознание хрупкости человеческого существования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали восприниматься с философской снисходительностью. По-юношески максималистская назидательность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась про-стой — итогом философского осмысления пережитых жизненных коллизий:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило. Пушкин переживает противоречие между мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драматизировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных целей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с течением времени оценка жизненных обстоятельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными воспоминаниях. Поэтическая философия поэта - простая, ясная и нужная каждому человеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одновременно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, — и поэтому Пушкин оказался поэтом всечеловеческого значения.
Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Стихотворение «Движение» - философская миниатюра, посвященная проблеме существования материи. Движение и покой - вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Однако поэт не поддается софистской простоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обобщений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть уже не воспринимается поэтом безнадежно трагически. Освящая таинство поэтического творчества, возвышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумывается о быстротечности жизни и непрочности духовных ценностей человека:

Но, может быть, мечты пустые - Быть может, с ризой гробовой Все чувства брошу я земные, И чужд мне будет мир земной… Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя, Не буду ведать сожалений, Тоску любви забуду я… Поэт сожалеет о превращении души, запечатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечатления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой обращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого духа в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые человеческие сомнения в отсутствии всякой связи между жизнью и смертью, попытка представить жизнь человеческой души после физической смерти тела.

В стихотворении «Воспоминание» Пушкин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути человека к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пережитого с позиции накопленного опыта. Жизненные впечатления непосредственны, конкретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии,
именно они образуют линию — человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека.

Поэт - не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период реакции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благотворных социальных перемен, духовной независимости, свободомыслия, творческой раскрепощенности. — Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действительности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологическом давлении вылились в эмоциональный философский монолог:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена? Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состояние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ночной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означает «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только восприимчивость человека к звукам, но и склонность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но краткость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу человеческого сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым мирозданием:

Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…

И все же преобладающее настроение пушкинской философской лирики периода зрелости - светлая грусть по прошедшему, мудрость вечного обновления жизни. В этих стихах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:

Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глубины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.


Самое обсуждаемое
Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны
Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии
Главные герои повести «Барышня-крестьянка Главные герои повести «Барышня-крестьянка


top