Вечера по русскому языку. Вечер русского языка "я люблю свой родной язык"

Вечера по русскому языку. Вечер русского языка

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКА И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира. Задачи: - углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; - способствовать развитию интереса к родному языку; - воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову. Оборудование: 1) плакаты с высказываниями о русском языке; 2) школьные газеты о русском языке; 3) аудиозаписи песен; 4) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой; 5) рисунки учащихся к фразеологизмам 6) мультимедийное оборудование Подготовка: 1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке; 2) выпуск газет о русском языке; 3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке; 4) оформление рисунков к фразеологизмам; 5) подбор пословиц и поговорок о языке. Ход в е ч е р а: 1-й в е д у щ и й. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать! 2-й в е д у щ и й. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Звучит песня «С чего начинается Родина?» У ч и т е л ь. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка. 1-й в е д у щ и й. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний: Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.) С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский.) Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.) 2-й в е д у щ и й. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя. На фоне музыки звучат стихи. Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса: Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной... Но, как родной, Люблю язык я русский. Он нужен мне, как небо, Каждый миг, На нем живые, трепетные чувства Открылись мне: И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье». Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой. Ростислав Братунь, украинский поэт: Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал. Поэт свои мечты о воле Еще мальцу мне завещал. Храню я эту книгу свято: По ней отец, простой мужик, Учил любить родного брата – Народ Руси, его язык. Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал, Как правды знаменье и воли, Порыв к тому, о чем мечтал. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер: Есть слова - словно раны, слова - словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их не смею на каждом шагу, Как знамена в чехле, их в душе берегу. 1-й в е д у щ и й. О языке народ сложил много пословиц и поговорок. (Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык) Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись. 2-й в е д у щ и й. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперед: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» А гуси и утки сухие всегда! Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!» Лентяй отдыхает, а время идет «Под камень лежачий вода не течет». Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? «Не дело, мол, воду носить решетом!» Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...» 1-й в е д у щ и й. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.) Игра с залом. Загадки-складки. 2-й в е д у щ и й. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят... (водой не разольешь). Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь... (медвежью услугу). Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут). 1-й в е д у щ и й. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два актера разыгрывают сценку. Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним. -Как живешь? - спрашиваю. - Нормально, - отвечает. - А с учебой как? - Нормально. -Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке? -Нормально. Вот так поговорили! 2-й в е д у щ и й. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников. Старший задает вопрос младшему: - Как дела? - У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да? - А что там лошадь была? - Какая лошадь? - Ну-ка, давай все с начала. - Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль… - Без свечки? - Без. - А что это за фитиль? - Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету… - Он на чем подкатил, на велосипеде? - Да нет, велосипед у шкета был. - У какого шкета? - Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем. - С кем, с кем? - Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал. - У него что, чесалось что-нибудь? - Да нет, попилил он. - Ну и как, распилил? - Что распилил? - Ну, велик? - Чем? - Ну этим самым, шнобелем. - Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся. - А почему варежка, он что зимой дерябнулся? - Да нет не было там никакой зимы, там училка была. - Учительница, ты хочешь сказать? -Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся. - Как гикнулся? - А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно? - Понятно! 1-й в е д у щ и й. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными. Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (Действие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.) П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна. П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, которадверь". Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. П р а в д и н. Почему же? М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна. С т а р о д у м. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. 2-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей? 1-й в е д у щ и й. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов. 2-й в е д у щ и й. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»: Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - речь. У ч и т е л ь. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Великое русское слово...

А.А. Ахматова

Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира.

Задачи:


  • углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

  • способствовать развитию интереса к родному языку;

  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:

  1. плакаты с высказываниями о русском языке;

  2. школьные газеты о русском языке;

  3. аудиозаписи песен;

  1. портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургене­ва, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;

  2. рисунки учащихся к фразеологизмам

  3. мультимедийное оборудование
    Подготовка:

  1. изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

  2. выпуск газет о русском языке;

  1. знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

  1. оформление рисунков к фразеологизмам;

  2. подбор пословиц и поговорок о языке.
Ход вечера:
1-й ведущий. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на на­шем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не при­дется скучать!

^ 2-й ведущий. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы­белью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

^ Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Учитель. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

^ 1-й ведущий. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викто­ рину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний:
Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский .)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь .)

С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский .)

Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький .)

^ 2-й ведущий. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы позна­вать мир и самих себя.

^ На фоне музыки звучат стихи.
Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье».

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.
Ростислав Братунь, украинский поэт:

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата –

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли,

Порыв к тому, о чем мечтал.
А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.
^ 1-й ведущий. О языке народ сложил много пословиц и поговорок.

(Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык)

Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

^ Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.

Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.

Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
^ 2-й ведущий. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
^ 1-й ведущий. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.

Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с ис пользованием фразеологизмов .

(Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)

^ Игра с залом. Загадки-складки.

2-й ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят... (водой не разольешь ).
Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу ).

Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова ).

Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут ).

1-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.

Два актера разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

Как живешь? - спрашиваю.


  • Нормально, - отвечает.

  • А с учебой как?

  • Нормально.
-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

Нормально.

Вот так поговорили!
2-й ведущий. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников.

Старший задает вопрос младшему:

Как дела?

У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да?

А что там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай все с начала.

Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль…

Без свечки?

А что это за фитиль?

Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету…

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета был.

У какого шкета?

Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, попилил он.

Ну и как, распилил?

Что распилил?

Ну, велик?

Ну этим самым, шнобелем.

Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

А почему варежка, он что зимой дерябнулся?

Да нет не было там никакой зимы, там училка была.

Учительница, ты хочешь сказать?

Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся.

Как гикнулся?

А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

Понятно!
^ 1-й ведущий. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

^ Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль»

(Дейст­вие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.)

П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, которадверь".

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.
2-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
^ 1-й ведущий. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
^ 2-й ведущий. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Учитель. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!

1 ведущий: В те времена славянские народы

В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.

(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)

2 ведущий: Славян святые братья просветили.

Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.

(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)

1 ведущий: Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.

2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,

Мефодий Мой брат Кирилл,

Я вспомнил сон твой вещий.

Тебе явилась дева

Чудной красоты.

(Появляется София)

Кирилл : Средь множества красавиц при дворе

Ее я выбрал…

(Берет ее за руку)

Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?

София : София – Премудрость Божия.

Так нарекли меня.

А ты служить мне будешь?

Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.

(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)

София: Прошло уж много лет.

Как дали грамоту славянам.

Но их сердца разумнее ли стали?

Ведь мудрость сердца ценится пред Богом

Дороже знания законов и паук

Кирилл : Царица София! Открыла

Ты мудрость Божию нам.

Небесной красою сияет

Твой дивный лазурный храм.

Уже пролетели столетья,

Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)

София : (зрителям)

Теперь поскорее ответьте.

Какими же стали вы?

Умножились Ваши знанья?

И мудрыми стали сердца?

Есть ли в них состраданье

Верность любви до конца?

Учащиеся читают стихи о русском языке

Устная речь

Гаснет устная словесность,

разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса

Сот ни слов, родных и метких.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях

Ты их выпусти оттуда.

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

B.Шефнер

Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.

– Вот оно что…

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– И ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая.

– То есть как?

– Зеленого цвета.

– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя…

– Да! Стой, стой!

– Ну, что еще?

– Привет передавай.

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство.

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю; «Век. От века Вековать

Век доживать. Бог сыну не дал веку

Век заедать, иск заживать чужой.. »

В словах звучат укор, и гне, и совесть….

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть.

С ЯМаршак

Мужество

Мы знаем. что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, –

И мы сохранил; тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И звукам дадим, и от плена спасем,

А. А. Ахматова

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как гово­рит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Оне­гин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)

– Димка, ну че, прочитал?

– Прочитал.

– Прикольно или стремно?

– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на пар­нишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать со­бой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

– Вот лох!

– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бе­га… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.

– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Алексан­дра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель

Друг, недруг, я хочу с гобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов.

Живых картин, иль острых слов.

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог. чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты.

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Алек­сандр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)

Игра со зрителями

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз два и обчёлся

Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.

Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.

Кто быстрее?

Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова

Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.

ведущий Века прошли с тех давних пор.

Как грамота дана славянам.

И, поборов невежества позор.

Они равны всем просвещенным странам.

Кто ж людям истину открыл?

Святой Мефодий и святой Кирилл!

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный – речь.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества...

Сценарий праздника русского языка - самое интересное в блогах

«СЛОВО

СЛОВАХ»

(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках

«Недели русского языка»)

МОУ СОШ № 2

2011-2012 уч.год

Сценарий праздника «Слово о словах»

Праздник проводился в рамках предметной

«Недели русского языка» с учащимися 5 «А» класса

Ход праздника

Учитель. Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Слово о словах: Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

И так, поговорим о словах, сделаем их своими верными друзьями.

(Пятиклассники исполняют «Приветственную песню» на мелодию «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

Ученица. Вот так говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»:«Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как то называть, именовать».

Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас.

Из фондов ГТРК "Коми гор"

С XVI-го века обживали Нижнее Припечорье новгородцы - предки Осташевых, Чупровых, Дуркиных; лесами и болотами торили свои тропы староверы, ставили скиты, рубили избы - так и выросли здесь деревни Загривочная и Скитская, село Замежная. Трудились, берегли веру предков, книги, обычаи, сарафаны парчовые...

Передача на русском языке, 1987 год.

Режиссёр -- Т. Рожина

Оператор -- А. Пархачёв

Звукорежиссёр -- Л. Чувьюрова

Редактор -- Н. Лазарев

Гостелерадио СССР. Телевидение Коми АССР.

У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.

^ Ученик читает стихотворение М. Пляцковоского

Есть сладкое слово-конфета,

Есть быстрое слово-ракета.

Есть кислое слово-лимон,

Есть слово с окошком-вагон

Есть слово колючее-ёжик,

Есть слово промокшее-дождик.

Есть слово упрямое-цель,

Есть книжное слово-страница,

Есть слово лесное-синица.

Ест слово пушистое-снег.

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

Защити меня!-

Это значит:

Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть

сотворит

Учитель. А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте это стихотворение и найдите эти слова.

^ Ученица читает стихи.

Повстречались в разговоре слово друг и слово враг .

Слово друг -любитель игр, а слово враг -любитель драк.

Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,

Потому что слово враг сразу драться предлагал,

Ну, а слово друг -играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссорится слова.

День и ночь , война и мир будут спорить что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей .

Ссориться не надо нам, не придется и словам.

Учитель. Почему же некоторые слова «ссорятся» между собой?

Ученики. Они антонимы.

Учитель. Давайте отгадаем загадки. Отвечайте хором.

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)

Я антоним к слову смех, не от радости, утех,

Я бываю по неволе от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)

Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)

Учитель. А теперь вспомним синонимы

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)

На время что то прекратив, мы называем … (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим …(передышку)

Бывает, мы не правильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалоги:

«В кабинете врача» и «Телефонный разговор»

^ Первая сценка.

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Вася: Чао!

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Докто: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

^ Сценка вторая.

Ну ты, типа, идёшь?

Ща приду. Я как бы думаю.

Чё ты думаешь?

Идтить мне или подождать, когда дружбан позвонит.

Ихний телефон не работает.

Учитель. Какие слова, по-вашему, совершенно не уместны в кабинете врача? Объясните почему? (пятиклассники объясняют). Найдите и исправьте ошибки, допущенные во втором диалоге? (дети исправляют ошибки).

Учитель. Молодцы! Очень хорошо! Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи, Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.

Вот и подошёл к концу наш праздник. Я думаю, выводом этого праздника будет песня, которую я сочинила для нашего праздника. Давайте споём вместе.

^ Исполняется «Дарите радость словом».

Слово-это не пустяк.

В каждом слове свой костяк

Говорите и любите это чудо

В школе учат понимать,

Что словом нужно выражать

Доброту, тепло, любовь, заботу к людям

Не стесняйтесь говорить

И «спасибо», и «прости»,

И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».

Постарайтесь не грубить,

Слово. Это то, что сердцем выражаешь.

Пятиклассники дарят гостям праздника и друг другу открытки-сердечки, подписанные словами: Люблю Вас; Уважаю; Признателен Вам; Спасибо за знания; Благодарю; Горжусь тобой; Вы - мудрая; Справедливая; Чуткая; Прости меня; Желаю здоровья; Будьте счастливы и т.д., и т.п.

Сценарий составлен Рамазановой Гульбаршин Ахмедияровной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2.

Сценарий праздника, посвященного году русского языка. клен 2007 год.

Песня «Школьная страна» Ученица. Любопытно, забавно и тонко:Стих, почти непохожий на стих. Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг. И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла? Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады, Надевает колпак колдуна. Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский языкНа сцене две подружки: Настя и Даша. В руках - учебник русского языка. Настя. Даша. Я на нее тоже обиделась: говорит, что язык нужно чистить, у тебя только «балдеть» и «клевый». Сейчас, разбежались мы вместо ………. чтобы идти смотреть пятый раз Гарри Поттера, какие-то кадушки побежим разглядывать. А на уроке не ту букву напишешь- полный балдеж! Будто из-за твоей ошибки кто-то помер!

Настя. Язык.

Что-то вы меня, девочки, рано похоронили! Конечно, я старый, но не такой как латинский язык или праславянский, которые, действительно, являются мертвыми. И машины ломаются, и государства, и алфавиты, но наш русский язык - язык живой, развивающийся, интересный. Но я на вас обиделся и поэтому исчезаю, но на всякий случай оставлю вам это:Подает девочкам свиток, они разворачивают и читают:Аз. аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены, славен град вятчан свой чюдный славили.

Настя.

Слушай, Дашка, что за бред?

Даша.

Настя.

Как же! Абракадабра!Даша.

Нет! Аз- это первая буква старого алфавита, обозначала, по-моему, Я. Мудрости - это наше слово. Понятно, рачитель… Я сейчас вспоминаю, что в древности писцы должны были сотавлять по особым законам, и законы эти были освящены церковью. А похож наш язык тогда был на болгарский. Потому что именно болгарские Просветители Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Да, у нас же в классе Яша из Болгарии, пусть прочитает что-нибудь …

Яша.

Скрих се в този топъл вятър,

който срещу тебе тича

и тополите премята.

Късно е да те обичам.

Късно е да бъдем части

от една горчива дума.

Мислиш ли, че има щастие

с прилагателно "разумно"?

И потъвам в този вятър

с безизходната надежда,

че пронизва необята

неизпратената нежност. Снова девочки.

Даша.

Выходит, что наш язык изменялся, старые слова, труднопроизносимые, заменялись новыми?

Настя.

Получается, что ты права. Яша, а что значит аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены.

Яша.

Даша. Читай дальше, интересно же! Дщери умом были свершены… славен град вятчан свой чюдный славили… Дщери - это дочери, наверно, умом свершены (смеется), ну это понятно, это он намекает, что у нас ума не хватает, да, мы должны славить град вятчан, это значит-Киров,…

Настя.

Ведущий.

Даша. Дьяк.

Сцена 2. На сцену выходят два ученика, один - дьяк, другой - писец. Писец.

Дьяк. Ученица. Часто и во сне и наяву, И во тьме, и в сумерках и в свете Я пытаюсь старую Москву В душной современности заметить. Что такое старая Москва? Стены белые домов в заросшем парке, Тополей шуршащая листва, Булки, пироги в торговой лавке. Старая Москва жива, поверь, Это и в заборе ветхом дыры, И раскрывшаяся настежь дверь, И этаж, где не сданы квартиры. На пригорке старый сельский храм, Не найдешь бетонных новостроек. Три дороги разбежались там, Уводя былинного героя. Вечно будут старою Москвой Бабушки у дома на скамейках, Не кивнуть старушкам головой И не поздороваться посмей-ка! Отразились в луже облака, Солнце улыбнулось нам лукаво, Ты проснулась, старая Москва, Помним мы твою былую славу.Даша. Снова на сцене Даша и Настя. А ты знаешь оВятке? Настя. Юля. Мой Киров - самый лучший в мире город. Красивей я пока что не встречал. Он- родина моя, и потому мне дорог, Он у меня начало всех начал. Он разделен рекой. Соединен мостами, И добрая о нем слывет молва. И окружен со всех сторон лесами, Покой его хранят с крестами купола. Прославил он себя давно гостеприимством, И тянется к нему народ издалека. Читаю я о нем стихи без подхалимства-Мне нет на всей земле роднее уголка! Из сердца моего берет начало Вятка-Душа полна к моей родной реке, Ведь жизнь - она везде порой не гладка Но счастья огонек мерцает вдалеке. Есть много городов у матушки России, Я тоже видел много городов и сел, Но для моей души нет города красивей, Подобного ему нигде я не нашел.Даша. Яша. Настя. Язык. Все вместе. Группа вместе, Даша. Настя, Яша, с ними и ученый-Язык. Благодарим мы прежние эпохи, Ученых, и поэтов, и народ, Они язык, что подарили Боги Хранили даже в самый сложный год. Благодарю я мать, что мне читала И раскрывая каждой сказки смысл, Она ошибки с детства исправляла И пробуждала к жизни мою мысль. Благодарю я Куприна, Толстого, Тургенева и Чехова всегда, Что берегли родной язык, и снова Он нам, как воздух и вода. Родная речь, родной язык любимый, Мы силу черпаем в тебе во все века,

Ты - наша драгоценность, наша сила, И роль играешь в жизни маяка.!

Сценарий праздника, посвященного году русского языка.

(КЛЕН 2007 год).

Песня «Школьная страна»

После исполнения песни на сцене остается только одна ученица, читающая стихотворение Н. Заболоцкого.

Ученица.

Любопытно, забавно и тонко:

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык

На сцене две подружки: Настя и Даша. В руках – учебник русского языка.

Настя.

А наша учительница меня сегодня на уроке опозорила: я написала ка Тка с фикусом. А она сказала: Ты, наверно, в ка Тке катаешься на коньках! Вспомни пословицу: была бы мука да кадушка, будет и ватрушка..» И послала она меня в.. краеведческий музей посмотреть на кадушку.

Даша.

Я на нее тоже обиделась: говорит, что язык нужно чистить, у тебя только «балдеть» и клевый». Сейчас, разбежались мы вместо ………. чтобы идти смотреть пятый раз Гарри Поттера, какие-то кадушки побежим разглядывать. А на уроке не ту букву напишешь- полный балдеж! Будто из-за твоей ошибки кто-то помер!

Она говорит: язык живой! Выдумала какую-то жизнь!

Язык.

Входит Язык в костюме ученого

Что-то вы меня, девочки, рано похоронили! Конечно, я старый, но не такой как латинский язык или праславянский, которые, действительно, являются мертвыми. И машины ломаются, и государства, и алфавиты, но наш русский язык – язык живой, развивающийся, интересный. Но я на вас обиделся и поэтому исчезаю, но на всякий случай оставлю вам это:

Подает девочкам свиток, они разворачивают и читают:

Аз. аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены, славен град вятчан свой чюдный славили.

Настя.

Слушай, Дашка, что за бред?

Даша.

Это не бред, Это какой-то древний язык, по-моему наш, слова встречаются похожие.

Настя.

Как же! Абракадабра!

Даша.

Нет! Аз- это первая буква старого алфавита, обозначала, по-моему, Я. Мудрости – это наше слово. Понятно, рачитель… Я сейчас вспоминаю, что в древности писцы должны были сотавлять текст по особым законам, и законы эти были освящены церковью. А похож наш язык тогда был на болгарский. Потому что именно болгарские

Просветители Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Да, у нас же в классе Яша из Болгарии, пусть прочитает что-нибудь …

Читает стихотворение по-болгарски.

Скрих се в този топъл вятър,

който срещу тебе тича

и тополите премята.

Късно е да те обичам.

Късно е да бъдем части

от една горчива дума.

Мислиш ли, че има щастие

с прилагателно “разумно”?

И потъвам в този вятър

с безизходната надежда,

че пронизва необята

неизпратената нежност.

Снова девочки.

Выходит, что наш язык изменялся, старые слова, труднопроизносимые, заменялись новыми?

Настя.

Получается, что ты права. Яша, а что значит . аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены.

Это значит: если ты хочешь быть мудрым, хочешь, чтобы все люди были душевны, то должен хотеть, чтобы и дочери твои были умными,

Даша.

Читай дальше, интересно же! Дщери умом были свершены… славен град вятчан свой чюдный славили… Дщери – это дочери, наверно, умом свершены (смеется), ну это понятно, это он намекает, что у нас ума не хватает, да, мы должны славить град вятчан, это значит-Киров,…

Настя.

Смотри, смотри… они что неграмотные были? Чюдный написан с буквой Ю! Все знают, что чу-щу пишется с буквой у. Это наверно ошибка.

А я недавно прочитал одну притчу. Там тоже говорилось о двух сестрах

Даша.

Нет, это раньше писали, как слово слышалось, но со временем стали писать по правилам и даже старались речь сделать более простой, понятной.

Дьяк.

Сцена 2. На сцену выходят два ученика, один – дьяк, другой – писец.

Дает подзатыльник писцу, который склонился над документом. Лопух ты. Демьян, разуй глаза, чё пишешь? Делатель храмин… Еже он есть КАМЕНЩИК! И парус привычнее, нежели КОРМИЛО ВЕТРЕНОЕ.

Писец.

Дак, отец Григорий, не можно позволяти мне нескромную свободу! Не можно доходити до подлой речи улицы!

Дьяк.

Эх ты! Без смеси не родиться бы и вовсе московской речи, всему великорусскому языку! Это ранее двуязычие на Руси было, а теперь собственный язык рождению подлежит! Не в религиозной упрямости святость, но в трезвом рассудке используем мы чужое! Москва без своего языка не может быть великой!

Ученица.

На сцену выходит ученица, которая читает стихотворение «Старая Москва».

Часто и во сне и наяву,

И во тьме, и в сумерках и в свете

Я пытаюсь старую Москву

В душной современности заметить.

Что такое старая Москва?

Стены белые домов в заросшем парке,

Тополей шуршащая листва,

Булки, пироги в торговой лавке.

Старая Москва жива, поверь,

Это и в заборе ветхом дыры,

И раскрывшаяся настежь дверь,

И этаж, где не сданы квартиры.

На пригорке старый сельский храм,

Не найдешь бетонных новостроек.

Три дороги разбежались там,

Уводя былинного героя.

Вечно будут старою Москвой

Бабушки у дома на скамейках,

Не кивнуть старушкам головой

И не поздороваться посмей-ка!

Отразились в луже облака,

Солнце улыбнулось нам лукаво,

Ты проснулась, старая Москва,

Помним мы твою былую славу.

Даша.

Снова на сцене Даша и Настя.

Это про Москву. А в летописи написано: чтобы , славен град вятчан свой чюдный славили. А ты знаешь стихи о Вятке?

Настя.

Я…. Нет, не знаю, а вот Юля специально к «лицейским звездочкам» выучила стихотворение о нашем вятском крае.

Юля.

Мой Киров – самый лучший в мире город.

Красивей я пока что не встречал.

Он- родина моя, и потому мне дорог,

Он у меня начало всех начал.

Он разделен рекой. Соединен мостами,

И добрая о нем слывет молва.

И окружен со всех сторон лесами,

Покой его хранят с крестами купола.

Прославил он себя давно гостеприимством,

И тянется к нему народ издалека.

Читаю я о нем стихи без подхалимства-

Мне нет на всей земле роднее уголка!

Из сердца моего берет начало Вятка-

Душа любви полна к моей родной реке,

Ведь жизнь – она везде порой не гладка

Но счастья огонек мерцает вдалеке.

Есть много городов у матушки России,

Я тоже видел много городов и сел,

Но для моей души нет города красивей,

Подобного ему нигде я не нашел.

Даша.

Яша.

Настя.

Язык.

Все вместе.

Группа детей вместе, Даша. Настя, Яша, с ними и ученый-Язык.

Благодарим мы прежние эпохи,

Ученых, и поэтов, и народ,

Они язык, что подарили Боги

Хранили даже в самый сложный год.

Благодарю я мать, что мне читала

И раскрывая каждой сказки смысл,

Она ошибки с детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого,

Тургенева и Чехова всегда,

Что берегли родной язык, и снова

Он нужен нам, как воздух и вода.

Родная речь, родной язык любимый,

Мы силу черпаем в тебе во все века,

Ты – наша драгоценность, наша сила,

И роль играешь в жизни маяка.!.

Сценарии, - - полезные ссылки - кафедра современного русского языка

Учительский портал - презентации, тесты, сценарии, разработки уроков. Методическая копилка. Учительский портал предназначен для размещения и хранения методических разработок, конспектов уроков, тестов, дидактических материалов, сценариев. В этом разделе каждый может опубликовать свою разработку или сценарий.

Библиотека учителя - всё для молодого учителя, учителя, классного руководителя. Документы, разработки, методические разработки. Возможна публикация документов, интересных для учителей. Библиотека учителя: о детях - Готовим праздник - Классному руководителю - Классный час - Документы - Уроки английского - Молодому учителю - Ссылки - Методическая работа

Классный час – сборник классных часов. 48 классных часов. В этом разделе каждый может опубликовать свою разработку классного часа.

Афоризмы и цитаты - Сборник афоризм и цитат различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации афоризм и цитат. В этом разделе каждый может опубликовать и цитаты.

Фотоальбомы – раздел для различной тематики. В этом разделе каждый может опубликовать свои фотографии.

FAQ (вопрос/ответ) Здесь можно задать любой вопрос по сайту и получить на него ответ.

Каталог файлов - архив хранения файлов ZIP, WinRAR. В этом разделе каждый может разместить свои файлы.

Каталог сайтов. В этом разделе каждый может зарегистрировать свой сайт.

Блоги. В этом разделе каждый может создать свой блог на этом сайте. Подайте свою заявку на блог админу.

Тесты - 55 тестов различной тематики.

Гостевая Здесь можно оставлять и отзывы о сайте.

Обратная связь Написать администрации сайта.

Всё для Power Point Данный раздел предназначен для пользователей, желающих получить информацию о том, как повысить эффективность работы в процессе создания презентаций в PowerPoint. Раздел содержит сведения о программах и дополнениях, которые способны усовершенствовать функциональные возможности графики, видео, звука и т. д. Анимашки, фоны и шаблоны для презентаций. Файлы для скачивания. Полезные советы.

Тосты Сборник тостов различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации тостов. В этом разделе каждый может опубликовать тост.

Город. RU Данный раздел предназначен для публикации статей о городах. В этом разделе каждый может рассказать о своём городе. Если его нет в списке, подайте заявку и Ваш город будет добавлен в список городов. После чего Вы сможете добавлять свои статьи.

Песни Сборник текстов песен различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации песен. В этом разделе каждый может опубликовать текст песен.

Сценарии Сборник сценариев содержит более 830 сценариев различной тематики. Постоянное пополнение. Данный раздел предназначен для публикации сценариев. В этом разделе каждый может опубликовать свой сценарий.

Учитель русского языка Биченова Сусанна Эскендеровна п.Советский АР Крым, УВК "школа-лицей" №2

Фильм об учителе русского языка УВК "школа-лицей" №2 п.Советский АР Крым, Биченовой Сусанне Эскендеровне. Работа по разработке фильма, написания сценария, съемки и монтажа, выполнена Константином Заварзиным.(Фотосалон агентства "Праздник"+380954249611)Заказать съемку фильма, написание сценария и монтаж можно по адресу: п.Советский, АР Крым, ул.30лет Победы, 23.Агентство "Праздник"

Присутствуют и родители)

Цель: активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширить их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, к его богатству, совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, выразительно декламировать стихотворения.

1 часть - литературно-музыкальная композиция

«Как красив и благозвучен русский язык»

Роли учащихся: ведущий; чтец, декламатор.

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это тоже язык.

Подросток идёт в школу, юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает человека. Сквозь живые беседы с учителями, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятная Вселенная. Через слово человек впервые узнаёт то, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза…

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами родины крылатая песня. Песня – это язык. На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула – тоже язык!..

И вы, и я, каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Всё, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка, потому что язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всём протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей.

1 ведущий Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем мы вечер сегодня,

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

1 чтец. Стихотворение Н. Банко "Родной язык"

2 чтец. Величьем океану сродный,

Весь воплощенье наших сил,

Он отсвет жизни всенародной

В своих глубинах отразил.

Родной язык в волнах эфира

Звучит, рассеивая тьму,

Недаром больше полумира,

Как к правде тянутся к нему!

3 чтец. Ты - светоч и звон,

Ты – цветенье народа,

Ты в бурях кровавых столетий возник.

В тебе – справедливость, протест и свобода,

О громкий, могучий, великий язык!

2 ведущий. Велик и могуч русский народ, неутомимый работник и созидатель, великий философ и поэт! Немало совершил он бессмертных подвигов во имя своей родины, построил величественные русские города, создал передовое искусство, науку, технику, создал художественную литературу , не знающую себе равных среди литератур мира.

4 чтец. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"

1 ведущий. Но самое ценное сокровище из всех сокровищ, которые создал русский народ – это его язык. Русский язык!. Неисчерпаемы, неисчислимы его богатства. Вот что говорили о русском языке великие люди в 18, 19, 20 веках.

5 чтец. Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. ()

6 чтец Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. ()

7 чтец. Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. ()

5 чтец. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. ()

6 чтец. Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вациетис, Латвия)

7 чтец Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. ()

Слово учителя. Послушайте стихотворение в прозе "Русский язык" (выступление учащегося или грам. запись).

2 ведущий. Меткость и живость выражений, красочная выразительность сочетаются в русском языке с необыкновенной звучностью и музыкальностью. В нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом - гласных и звонких согласных. Эти свойства русского языка с удивительной яркостью отразились в наших песнях, то зажигающее весёлых, то грустных до боли, то вольных и необъятных, как сама Русь.

Звучит русская народная песня: "Жаворонок"(сл. , муз. М. Глинки);

"Среди долины ровныя…" в исполнении…_______________________

Ой, да и лесист – стена стеной!

Великаны сосны в ясный день

Заломили шапки набекрень.

И глядятся вольно в синеву,

И вступают в песню и молву.

За стеной садов весёлый снег,

За стеною – синь озёр и рек.

И любой речной, озёрный плес

В соловьином свисте на сто вёрст.

А. Прокофьев

1 ведущий. Среди более двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых относится и русский язык. В современном мире он имеет важное международное значение, поэтому входит в число мировых языков, является одним из официальных языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

9 чтец "Выучи русский язык".

2 часть вечера – КВН «Чтоб не осталось в стороне никого, никого»

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающей телевизионную передачу КВН:

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Слово учителя: Дорогие ребята, родители и гости! Далее мы с вами отправимся в путешествие по стране «Фразеоландия». Перед вами две команды – «Русаки» и «Грамотеи».

Команды приветствуют друг друга, называют девизы и эмблемы.

Учитель. Дверь в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет

1.Конкурс - разминка «Знаешь ли ты?» (учитель называет фразеологизмы, а члены команд отвечают, какое значение имеют фразеологизмы

1 команда

1) рукой подать

2) куры не клюют

3) сломя голову

4) бить баклуши

5) водить за нос

6) во весь дух

7)вставлять палки в колеса

8) играть первую скрипку

9) встать с левой ноги

10) седьмая вода на киселе

2 команда

1) гонять лодыря

2) клевать носом

3) у черта на куличках

4) с больной головы на здоровую

5) прикусить язык

6) куда ворон костей не заносил

7) в двух словах

8) кот наплакал

9) засучив рукава

10) пускать пыль в глаза

Теперь подсчитаем, с каким количеством мы отправляемся в путешествие.

Подводится и объявляется итог первого конкурса.

Учитель. Итак в путь. Отправимся в страну фразеологизмов, где все выражают свои мысли кратко. Метко. Сочно. Здесь понадобятся наши знания и «веселое лукавство ума». Как поет в своей песке...

Много прекрасного в странной стране:

Можно запутаться и заблудится,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случится.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело...

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то все и дело.

Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Команды должны вспомнить фразеологизмы со словом «вода», а соперники должны объяснить значения фразеологизмов.

2.ФО со словом «вода»

1 команда

1) как в воду опущенный (грустный)

2) толочь воду в ступе (бесполезная работа)

3) носить воду решетом (бессмысленная работа)

4) седьмая вода на киселе

5) водой не разольешь

6) воды не замутит (тихий человек)

7) набрать в рот воды

8) прошли огонь и воду (все испытали)

9) как две капли воды

10) как в воду глядел (угадал)

11) утопить в ложке воды (по пустякам причинять)

12) концы в воду

2 команда

1) как рыба в воде

2) много воды утекло

3) воду мутить

4) в мутной воде рыбку ловить (извлекать выгоды из чьих – либо затруднений)

5) сидеть на хлебе и воде

6) вывести на чистую воду

7) выйти сухим из воды

8) вилами по воде написано

9) обдать холодной водой (охладить пыл)

10) как в воду кануть

11) как с гуся вода

3. Учитель: Обратите внимание. Ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор много воды утекло». Здесь речь идет не о жидкости, а о времени. Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении. Вторая - составляет предложения с этим словосочетанием, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После пяти примеров команды меняются ролями. Команды могут обратиться за помощью к своим родителям, ведь многие из них совсем недавно закончили школы.

1) сматывать удочки (поспешно уходить)

2) через час по чайной ложке (очень медленно)

3) куры не клюют

4) прикусит язык

5) пускать пыль в глаза

6) играть с огнем (неосторожно, необдуманно0

7) гладить по голове (хвалить)

8) выйти из строя (терять работоспособность)

9) встать с левой ноги (быть в плохом настроении)

10) намылить шею (побить)

11) сесть в лужу (ставить себя в неловкое положение)

12) ходить на цыпочках (заискивать перед кем –то)

Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН»

Учитель: перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки, они должны выполнить три задания. Поскольку это сделать нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде. Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей.

Задания для первого капитана:

1.Найти ФО в отрывках

Оказался молодцом

Смог осилит ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

2.На карточке написаны имена собственные, вспомнить ФО с ними, объяснить значение.

Макар, Сидор

3.Передать значение ФО с помощью предметов, жестов, а команда должна назвать его.

1) как свои пять пальцев

2) прикусить язык

3) дело в шляпе

4) сесть в галошу

5) связать руки

6) клевать носом

Задания для второго капитана:

1.За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава

Другой – засучив рукава.

2. Фома, Маланья

3. 1) смотреть сквозь пальцы

2) сидеть сложа руки

3) намылить шею

4) водить за нос

5) льёт как из ведра

6) ломать голову

5. Подобрать синонимы – фразеологизмы к ФО:

1 команда

Гонять лодыря

Рукой подать

Ни слуху ни духу

Прикусить язык

2 команда

У черта на куличках

Во весь дух

Тьма тьмущая

Попасть впросак

1 команда

Поминай как звали

Распустить язык

На ночь глядя

В двух шагах

2 команда

Хоть пруд пруди

В поте лица

Как кошка с собакой

Морской волк

Члены жюри подсчитывают очки и объявляют победителей. Награждают орденами «Знатоки фразеологизмов»

Заключительное слово учителя : А закончить наш сегодняшний вечер мне хотелось бы словами: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни".


Самое обсуждаемое
Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны
Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии
Главные герои повести «Барышня-крестьянка Главные герои повести «Барышня-крестьянка


top