Михаил константинов уволен за показ фильма. «Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального

Михаил константинов уволен за показ фильма. «Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального

В марте этого года Красноярск всколыхнуло от резонансной новости: Михаила Константинова, преподавателя крупнейшего вуза Сибири, уволили… за показ студентам фильма. Правда, произошло это в учебное время, да и фильм был не по программе. Запутанная ситуация…

Краткая биография

Михаил Викторович Константинов в 1986 году окончил исторический факультет Виктора Петровича Астафьева. Обучался он на кафедре отечественной истории.

После института четыре года проработал учителем в сельской местности, позже пришел в Красноярский государственный торгово-экономический институт (он был отдельным образовательным учреждением до 2012 года) обучать культурологии и философии. Трудился в данном заведении двадцать четыре года. Является автором научных публикаций.

Сибирский федеральный университет: мини-справка

Крупнейший вуз Сибири и Красноярска - СФУ - был образован в 2006 году методом слияния четырех основных вузов города. Спустя шесть лет к ним добавился и торгово-экономический. В вузе трудится около восьми тысяч человек. В нем готовят специалистов самых разных областей - как гуманитарных, так и технических. У абитуриентов есть выбор из 139 различных профессий.

Вуз входит в число лучших в России, а также в различные иностранные рейтинги образовательных учреждений.

«Он вам не Димон»

Оппозиционер Алексей Навальный и Фонд борьбы с коррупцией в начале марта выпустили 50-минутный фильм под названием «Он вам не Димон». Речь в нем идет о премьер-министре Дмитрии Медведеве. Создатели фильма утверждают, что Медведев является обладателем дорогостоящей недвижимости, а также пользуется многочисленными активами приближенных к себе бизнесменов. На портале Yotube с момента заливки до настоящего времени фильм посмотрели более двадцати четырех миллионов человек.

Реконструкция событий

Четырнадцатого марта на занятии по истории мировой культуры вместо предмета урока преподаватель СФУ Михаил Константинов показал студентам-первокурсникам вышеупомянутый фильм. Показал, по его же словам, с целью объяснения, куда уходят государственные деньги. Студенты фильм посмотрели, после пообсуждали увиденное с преподавателем и разошлись.

Спустя ровно семь дней, двадцать первого марта, с самого утра Константинов был вызван к вышестоящему руководству - завкафедрой и ректору. Его отчитали и предложили написать заявление по собственному желанию. Что Михаил Константинов и сделал. В качестве обоснования такого предложения были предъявлены политическая агитация и использование учебного времени в личных целях. А пресс-служба Сибирского федерального университета заявила, что претензии были бы предъявлены к любой работе агитационного характера, и дело вовсе не в том, что фильм оппозиционный.

Закон об образовании

В статье 48 российского закона об образовании есть пункт номер три, в котором указано, что любая политическая агитация педагогическим работникам запрещена. Также там говорится, что преподаватели обязаны выдавать полный объем знаний по своему предмету и вести его на высоком профессиональном уровне.

Таким образом, если рассматривать увольнение бывшего преподавателя СФУ Михаила Константинова с той точки зрения, которую озвучила администрация вуза, оно правомерно. Действительно, политический фильм не должен был быть показан студентам, еще и в учебное время. Сам Михаил Викторович, в принципе, тоже с этим согласен. Говорит, что совершил проступок… Но ведь за проступки не увольняют! Выговор - еще куда ни шло.

От первого лица

Михаил Викторович подчеркивает, что, хотя и симпатизирует главному оппозиционеру страны, совершенно не стремился агитировать ребят вставать на его сторону. Он хотел просто донести до них мысль, изложенную в ролике. И утверждает, что таки донес - основная масса студентов согласилась с ним, что государственные деньги уходят куда-то «не туда». При этом, добавляет Константинов, далеко не все знали о Навальном, а узнав, не разделили точку зрения преподавателя.

Кто-то является сторонником действующего президента, кто-то поддерживает иных оппозиционеров, а кто-то вообще далек от политики. Обсудив все это и высказав каждый свое мнение, Константинов и ученики разошлись. А дальше… Дальше - неизвестно, но Михаил Викторович полагает, что дома студенты поделились с родными прошедшим занятием. Чей-то родственник, вероятно, оказался «истинным патриотом» и довел до сведения руководства вуза о том, что произошло. Возможно, конечно, с поправками со своей стороны. После чего и попал Константинов «на ковер», с которого путь был только один - на выход.

Он собрал свои вещи в тот же день, в тот же день его полностью рассчитали. С тех пор никто из коллег, с которыми он трудился бок о бок много лет, никак не проявился в его жизни. Это, конечно, задевает бывшего преподавателя. Говорит, что поддержали его лишь студенты, по которым он очень скучает, и несколько человек не из СФУ, с которыми он работал раньше. Тем не менее о сделанном не жалеет: это помогло ему узнать окружавших его людей с другого ракурса и, вообще, дало новый виток в жизни.

Взгляд со стороны

Когда появилась новость, что Михаил Константинов уволен, отреагировали все по-разному. Разошлись во мнениях и его студенты. Кто-то считает, что поступил преподаватель так, как нужно, кто-то называет его хорошим педагогом и честным человеком. Находятся и такие, кто говорит об исключительной политизированности Константинова, заявляет, что вместо лекций по предмету с ними вели лишь беседы о политике. Примерно то же самое сообщает и руководство вуза, дескать, не раз уже Михаил Викторович нарушал регламент - общался со студентами на запрещенные темы, открыто выражал свою оппозицию к власти. Константинов признает, что это правда - уже в течение года он не был у начальства на хорошем счету именно по этой причине. Вполне возможно, что ситуация с фильмом стала последней каплей - или поводом, которого ждали и за который с радостью ухватились.

Бывшие коллеги Константинова, которые уже давно не являются сотрудниками СФУ, поддержали его, выразив мнение, что увольнять за такое странно. Это прямое невыполнение своих обязанностей, за него стоит объявить выговор, аттестовать человека, чтобы проверить его компетенцию, но не заставлять покидать место, где он служил столько лет. Закон говорит, что уволить работника педагогической сферы можно, если он применил насилие к учащимся, нарушил устав учреждения или не был избран на должность по конкурсу. Ничего из вышеперечисленного Михаил Константинов не совершал. Еще одна причина, по которой педагога могут «попросить» - почтенный возраст. Но Константинову только 53 года, даже до пенсии еще «не дорос». Что уж тут почтенного!

Вместе с тем, давно не является секретом, что любое руководство любит послушных и тихих подчиненных, которые не А значит, не могут послужить косвенным поводом для того, чтобы сама администрация не «попала под раздачу». Справедливо ли это в отношении СФУ в Красноярске - кто знает… Но уж слишком быстро произошла казнь. А это достаточно странно.

Студенты Сибирского Федерального Университета в Красноярске рассказали об увольнении преподавателя философии и культурологии Михаила Константинова за показ студентам фильма-расследования «Фонда борьбы с коррупцией» о премьер-министре Дмитрии Медведеве. Об этом издание «Проспект Мира». В разговоре c TJ Константинов подтвердил своё увольнение.

В закладки

Преподаватель Михаил Константинов и студентка

Среди студентов курса оказался доносчик. Очевидно вместе с родителями он (она) написали донос по поводу того, что я показывал фильм про Медведева. Дело дошло до ректора СФУ Ваганова, и меня заставили уволиться. Видите ли вы, студенты, не должны знать о том, как разворовывают страну, и преподаватели, которые об этом говорят, не должны вести занятия у вас. Завтра занятия будет вести кто-то другой. Мне было приятно с вами общаться. Успехов.

Михаил Константинов, бывший преподаватель СФУ

На кафедре гуманитарных наук торгово-экономического института СФУ, где работал Константинов, подтвердили «Проспекту Мира» увольнение преподавателя. В пресс-службе университета изданию сообщили, что педагог написал заявление по собственному желанию 21 марта, а его уход никак не связан с показом фильма.

Что касается озвученной им (Константиновым) версии, что увольнение произошло по причине того, что студенты попросили его продемонстрировать фильм-расследование Навального, то она выглядит, как минимум, странной.

Хотя бы в силу того, что найти данный фильм в интернете не составляет для студентов труда - он находится в открытом доступе. Даже если допустить, что администрация [СФУ] захотела бы «утаить» его от студентов, то сделать это невозможно, а, значит, и увольнение в этом случае бессмысленно.

Пресс-служба СФУ

Как рассказал TJ Константинов, он показал фильм Алексея Навального «Он вам не Димон» на занятии по истории мировой культуры. По его словам, вскоре после демонстрации расследования преподавателя вызвали к руководству института.

Примерно через неделю ректор-директор ТЭИ (не ректор СФУ, а именно ректор-директор ТЭИ) вызвал меня к себе и сказал, что если я не хочу неприятностей, то должен написать заявление об увольнении по собственному желанию. Формально он прав - я использовал учебное время на тему, которой нет в учебном плане.

Но это только формально. Допустим, я посвятил бы занятие теме «Ближайшие к Солнцу планетные системы». Ведь это тоже не относится к истории мировой культуры!

Но я уверен, что никакого выговора мне не было бы. Тем более, никто не потребовал бы от меня уволиться. Отсюда вывод: начальство боится именно того, что сказано в фильме Алексея Навального, то есть боится правды.

В вузе ветхая мебель, нет денег на хорошую аппаратуру. ВУЗ - федеральный. Неужели нет денег, где они? Навальный показал, где они.

Михаил Константинов, преподаватель

Позже Константинов пояснил TJ, что пока не определился с дальнейшими планами. По словам преподавателя, он начал поиски новой работы.

По данным «Проспекта Мира», стаж научно-педагогической деятельности Константинова составляет 24 года, а студенты отзываются о нём как о хорошем преподавателе.

Попечительский совет СФУ, состав которого утвердили на заседании учёного совета вуза 26 ноября 2012 года, Дмитрий Медведев.

Монография

Гендерный подход к обучению школьников – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 122с. (

Статьи:

Основные направления логопедической работы по профилактике и преодолению задержек речевого развития. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики:материалы II Международного конгресса по сложным нарушениям речи и поведения «Аутизм. Алалия. Инновации» (Москва, 1-3 апреля 2016 г.) /под общ. ред. Ж.В. Антиповой, О.И. Азовой. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. – С. 111-124.

Сравнительный анализ системы восстановительной работы при акустико-гностической (сенсорной) и афферентной моторной афазии в ранней постинсультной стадии. Реабилитация, абилитация и социализация: Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 334-342[Электронное издание].

Изучение и пути формирования связной речи у дошкольников. Изменяющийся мир: общество, государство, личность: сб. материалов IV международной научной конференции (09 апреля 2015 г.). Часть 1 (разделы 1-10). – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.– С.535-542.

Сравнительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников. Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конференции. Саратов, 18 февраля 2015 г.Часть1/ под общ. Ред. И.М. Ильковской. - Саратов ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – С.273-279.

Системный анализ современного логопедического урока. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. Саратов: Амирит, 2015.– С.75-78. (в соавт.: с Балаевой В.И.).

Нарушения письменной речи у школьников с нарушениями зрения. Научное обозрение: гуманитарные исследования. №9,2015.С.25-29.

Особенности коммуникативной структуры письменных текстов младших школьников Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Электронное издание. – М.: Издательство «Перо», 2015. – С.354-359.

Отечественные и зарубежные исследователи о нарушениях письменной речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Изд-во «Буква», 2014.С. 34-40. (в соавт.: с Гречишниковой А.А.).

Основные направления по формированию слоговой структуры слова у дошкольников // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. – – С. 43-46. (в соавт.: с. Елатонцовой М.С.).

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков.– Саратов: Изд-во «Буква», 2014. – С.127-133. (в соавт.: с Сарминой М.В.).

Использование творческих заданий в процессе профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: с б. науч. и мет. тр. . – Саратов: Изд.центр «Наука», 2014. – С.61-68.(в соавт.: с Сарминой М.В.).

Логопедическая практика в системе подготовки учителей-логопедов. Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. и мет. тр.– Саратов: Изд.центр «Наука», 2014. – С.153-169.

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: Материалы Междунар. научно-практ. конф., 28 окт. 2013г. / под общ. ред. доц. Ж.В. Антиповой. - М.: НОУ ВПО МПСУ, 2013. - С.38-50.

Нарушения письменной речи у школьников: современные методики коррекции // Школьный мир. 2013. №6. - С.65-71. Свид. о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-43-63.

Обучение чтению ребенка с ранним детским аутизмом // Комплексный подход к работе с детьми с ранним детским аутизмом и вопросы подготовки специалистов: сб. науч. трудов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013.

Нарушения письменной речи у школьников: современные методики коррекции // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. трудов. - Саратов: Изд-во «Наука образования», 2013. – С. 99-104.

Методические рекомендации к проведению системного анализа логопедического урока (занятия) // Образовательные технологии в коррекционном процессе: сб. научно-метод. тр. с международным участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 188-191.

Особенности внимания у дошкольников с общим недоразивтием речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: материалы I межд. научн. конф., посвященной памяти д-ра наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. – Спб.: ЛГу им. А.С. Пушкина, 2012. – С.192-196.

О гендерной доминанте личностно ориентированного обучения // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С.129-134. (в соавт.: с Тельтевской Н.В.).

О системном анализе современного логопедического урока // Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития: материалы Всерос. научн.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Р.Е. Левиной. 17-21 ноября 2008 года. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С.52-54. (в соавт.: с Балаевой В.И.).

Учебно-методические работы

Программа логопедической практики студентов (учебное пособие). – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 2003. – 44 с. (в соавт.: В Балаевой В.И.).

Логопедическая практика студентов (учебно-методическое пособие).– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 2007. – 90 с. (в соавт.: В Балаевой В.И.).

Логопедическая практика в школе (учебное пособие). аратов: ИЦ «Наука», 2012. – 64 с.

Михаил Константинов

СФУ — крупнейший университет на большей, восточной, части России. Основан в 2006 году слиянием пяти вузов Красноярска. Кстати: глава попечительского совета — тот самый Дмитрий Медведев, премьер.

В СФУ по поводу увольнения Константинова заявили: «Любая агитационная работа будет незаконной и любая агитационная работа вызвала бы нарекания со стороны дирекции».

Замечательные слова, это один из базовых и мировых принципов организации учебных заведений. Напомню, что в СФУ в 2012-м агитировал голосовать за Путина приехавший с лекцией из Москвы Виталий Третьяков. Однако вовсе не его попросили соблюдать общепризнанные стандарты университетской жизни. Уволили возмутившуюся в соцсети «лекцией» Третьякова преподавателя факультета журналистики Ольгу Казакевич.

А до этого на выборах в Госдуму в декабре 2007 года СФУ вовсе ввел всеобщую явочную повинность и детально отработал технологию принудительного голосования. «Новая» тогда подробно писала об этом («Применяйте иногда вашего студента» и «Студенты послушались чиновников» № 91 от 29 ноября 2007 ). На отдельных участках в студенческих общежитиях и в корпусах институтов и академий в составе СФУ явка тогда вплотную приблизилась к традиционно рекордным показателям следственных изоляторов, северокавказских аулов и кемеровских сел. Мы обнародовали письменные планы и памятки, обязывавшие студентов и преподавателей голосовать, причем осуществлять свое волеизъявление они должны были именно на участках в зданиях СФУ. Распорядок предвыборных дней для деканов, их замов, секретарей, старост групп был расписан по часам: когда готовятся различные списки, бюрократические формы, электронные базы всех студентов, когда они и кому подаются и т.д. Можно было бы объяснить этот административный раж состоянием невменяемости, что сопровождает влюбленность, — СФУ тогда посетил Владимир Путин, однако в руководстве вуза говорили о связи явки с будущим финансированием университета.

Сервильность — вот, пожалуй, базовый принцип организации СФУ, и Михаила Константинова выперли из этого учреждения только потому, что он много воображает о роли университетского препода.

— Вас можно поздравить — вы нашли работу?

— Да, все последнее время посвятил ее поискам. Это оказалось не так-то просто. Пытался устроиться в курьеры. Но когда доходили в вопросах до моего возраста, а мне 53, общение прерывалось. Но теперь я не безработный. Сторож.

— Возвращаемся в позднесоветские времена «Поколения дворников и сторожей» * ?

— Скорее всего.

— Как соотносятся зарплаты на старом и новом месте?

— Девять тысяч с небольшим получал в университете, здесь на руки будут выдавать 12 600. На одну четверть больше.

— Вот поподробней о такой завидной карьере.

— Начну с того, почему эта идея у меня появилась — показать фильм Навального. Историю мировой культуры я преподавал в аудитории с рассохшимися оконными рамами. Есть рамы вообще не закрывающиеся, они лишь прикрываются — одна створка к другой. Из разнообразных щелей упругий ветер, если зима — довольно холодно. И пар в аудитории, когда говоришь, — в порядке вещей. Это корпус постройки конца 70-х годов прошлого века, соответственно, все, что в самом здании, тех же примерно лет.

Так вот, берется деревянная рейка, прибивается к раме, берется кусок полиэтилена, натягивается на само стекло, и с другой стороны прибивается еще одна рейка. И таким образом полиэтилен полностью закрывает само пространство стекла. В аудиторию свет идет, светло. Что-то рассмотреть на улице, правда, сквозь полиэтилен затруднительно, ну так что ж. Такой выход из положения нашло наше начальство.

Есть и другие примеры. На нашей кафедре гуманитарных наук 10 преподавателей, и, можете себе представить, на всех один ноутбук. Идешь утром на работу, думаешь провести занятие с применением техники, и надо еще подумать, как первым его захватить. Иначе занятие будет сорвано. (Замечу, точно такое положение вещей и в других вузах Красноярска. Но в СФУ-то, в отличие от других, федбюджет вкачивает десятки миллиардов! Где они? — А. Т. ) И Навальный очень хорошо ответил на вопрос, почему все так и где деньги. И возникла эта идея — показать фильм. Мы примерно последние полчаса занятия смотрели его, и последний в нем агитационный отрезок, где Навальный призывает голосовать за себя, мы не смотрели, началась перемена. Завершили показ и разошлись, я не собирался возобновлять просмотр на следующем занятии. Сами студенты пришли и сказали: давайте обязательно досмотрим. Так что еще на втором занятии минут 15 получилось. И само обсуждение фильма на второе занятие пришлось. Обменялись мнениями. Беседа получилась оживленной, но нельзя сказать, что какая-то агитация была. Я сразу сказал, что меня не устраивает в Навальном, про митинги еще речь вообще не шла.

Минула неделя, я пришел на очередное занятие. На кафедре меня ждал заведующий. Сказал, что меня просит зайти директор (проректор-директор ТЭИ СФУ Юрий Александров, д.э.н., профессор. А. Т. ). И он сразу заговорил о показе фильма. Сама беседа проходила в виде диалога между мной и директором. А завкафедрой сидел в стороне и особенно в разговоре не участвовал.

— А завкафедрой кто у вас?

— Валерий Иванович Федорченко (отсевший в сторонку и замолчавший доктор исторических наук и профессор прекрасно витийствует о чести и благородстве в своей известной книге «Дворянские роды, прославившие Отечество: энциклопедия дворянских родов». М.: Олма-Пресс, 2001. А. Т. ). Так вот, резкий тон разговора неприятно удивил. Я сам по себе человек тихий, миролюбивый, воевать не люблю. В итоге речь зашла о нарушении трудовой дисциплины: я использовал учебное время для темы, которой нет в учебном плане. Директор спросил меня, хочу ли я неприятностей? Я ответил: естественно, не хочу. Тогда пиши заявление об увольнении. Я и написал.

Сейчас, по прошествии некоторого времени, многие, кто мне сочувствует, пишут, что я зря это сделал, надо было побороться. Ну я согласен, что сплоховал. Да.

…Итак, я написал заявление. У меня еще были занятия, я их провел. Мне сказали не уходить, и уже через полтора-два часа мне принесли трудовую. Я пришел на кафедру, собрал свои вещи в столе и больше в вузе не появлялся.


Петр Саруханов / «Новая»

— Слушайте, полгода назад («Новая», №113 от 10 октября 2016 ) я писал, как в СФУ вымогают взятки за защиту диссертации. Один из главных героев, по чьему телефону и в чьем присутствии ученый секретарь Петров договаривался с соискателем о «внесении взноса», — председатель диссовета Вячеслав Кудашов, доктор философских наук, профессор, завкафедрой философии Гуманитарного института СФУ. Он продолжает трудиться на прежнем месте. То есть такой подход к делу ректорат устраивает. А ваша, значит, деятельность — нет. И это, конечно, не университет в хрестоматийном понимании, это другое, но что?

— Если хотите, могу рассказать, как я начинал здесь работать. Будни приемной комиссии, 90-е, тогда Торгово-экономический институт еще существовал сам по себе, не в составе СФУ. Мы сидели по аудиториям, по два преподавателя в каждой, и приходили абитуриенты, человек по десять. Могу сказать, что я садился как член приемной комиссии и передо мной лежали две ведомости со списком абитуриентов. В одной не было никаких оценок, а под ней лежала другая, точно такая же, но в ней уже были проставлены оценки. И когда передо мной садился отвечать абитуриент, я должен был сдвинуть верхнюю ведомость и посмотреть, что стоит напротив его фамилии в нижней ведомости. И — поставить в верхнюю ту же оценку.

Если у этого абитуриента в нижней ведомости оценки не было, существовала неофициальная инструкция: не ставить больше тройки. Могу признаться, что всем «блатным» я поставил те оценки, которые требовались. Но если передо мной садился абитуриент, и я видел, что он все вызубрил, что от зубов отскакивает, и у него в нижней ведомости не было оценки, я ставил ту, которую он заслуживал. Я ставил пятерку.

Получилось, что из-за моих оценок задрался проходной балл. Это, повторю, были еще 90-е, были экзамены, проходные баллы. Больше меня в приемную комиссию работать не приглашали. Как я понимаю, хотя, может, и ошибаюсь, на такие факультеты, как экономический, бухучет, все места были распределены заранее, и сама процедура вступительных экзаменов была чистой формальностью. Так вуз жил в 90-е. И, конечно, в нулевые годы никакого перехода к каким-то другим, более здоровым отношениям не произошло. Коррупция проела абсолютно всё, она просто норма в вузе, и все люди, там работающие, не видят в этом ничего необычного, они встроены в эту систему и спокойно в ней существуют.

— Вы преподаете более четверти века. Как за эти годы менялись студенты? Они разные — те, кто не выходил на улицы в нулевые, и те, кто вышел сейчас? И вытекающий из этого вопрос: кто настучал ректору?

— У меня есть версия. Студенты пришли домой и рассказали. А вот уже среди родственников студентов оказались активисты «Единой России», может, НОДа. Импульс к увольнению преподавателя, думаю, исходил не от студентов, а от не в меру ретивых участников названных движений. Они сообщили по своим каналам, и так информация дошла до ректората.

Что до молодежи, конечно, есть существенные различия между студентами 90-х и сегодняшними. Сегодня поток информации, исходящий от преподавателя, сталкивается с тем потоком, что они сами получают через соцсети, где буквально живут. Ну вот эти нашумевшие последние случаи — в Томске, Брянске, когда преподаватели промывали мозги, настраивали против митингов, Навального. У молодых людей сразу возникал когнитивный диссонанс. То, что они знали, противоречило тому, что они слышали, и, по-моему, тут преподаватели уже были бессильны. Соцсети, сообщества ровесников и единомышленников, общение с ними всегда будет сильней того, что говорят педагоги, тем более, как я понимаю, эти томские или брянские преподаватели авторитетом особым не пользуются.

Те, кто вышел сейчас на митинги, это дети родителей, чье позднее детство, юность и молодость пришлись на перестройку и начало 90-х. А это было время, когда наша страна была свободна. Довольно вспомнить, что в Думе рассматривался вопрос импичмента президенту. То было первое непоротое поколение, и сегодня на улицы и площади вышли его дети, вооруженные к тому же общением в интернете — они видят в этом смысл, находят свое бытие, они не могут уже жить, не общаясь в интернете.

Всем ясно, что в обществе должны быть социальные лифты. Но все лифты сломаны, молодежь это понимает. Можно быть очень умным. Можно создать фирму. Это не даст ничего. Фирму отберут только потому, что она приносит прибыль. Молодежь общается в интернете, знает, как живут за границей, многие сами там бывали и не могут не задавать вопросы: почему у нас так, чем мы хуже? Это их и выводит на площади. И если они вышли, нельзя и их родителей списывать со счетов — не думаю, что дети пошли вопреки воле родителей, думаю, они мыслями совпадают. Так что можно плюсовать и их, и это довольно большое количество людей, которые хотят перемен в нашей жизни.

— Что говорят вам сейчас ваши коллеги, студенты?

— Из преподавателей, с кем работал — а это 27 лет, не позвонил и не пришел никто. Думаю, в вузе проведена определенная работа, разъяснено, что со мной лучше не общаться. Со мной контактировали два преподавателя, они у нас работали, но уже уволились. Сегодня они не в СФУ, вот они только выразили сочувствие и поддержку.

Ну а студенты мне активно пишут в соцсетях, за все это время было только два сообщения ругательных. Я понимаю, что многие студенты, наверное, против меня настроены, но вот как-то на мою страницу они не ходят, мне там ничего не пишут. Меня многие поддержали (студенты действительно отзываются о Константинове в превосходных степенях. А. Т. ). Даже написали студенты, которые давно выпустились и с кем мы давно не общались. Здорово, когда кто-то тебе сочувствует, я недооценивал это раньше.

*Песня «Аквариума» 1986 года.

P.S.

А полиэтилен с окон недавно сняли. Возможно, это просто весна. Потеплело.

P.P.S.

На днях со мной связался Константинов. История с его новым назначением сторожем пока «зависла»: позвонила новая начальница и сказала, что его предшественник просит «недельку-другую» его не увольнять. У него двое детей и надо «войти в его положение»… Если уж не везет, так не везет. И полиэтилен, кстати, непременно натянут снова — зима у нас обязательна.

Ироничная статья профессора Саратовского государственного университета Веры Афанасьевой, опубликованная на сайте "Взгляд-инфо", привлекла внимание прокуратуры и полиции. По информации, изложенной ученым 12 января 2017 года в ставшей популярной заметке "Пять причин, по которым не следует становиться профессором", начата доследственная проверка. Как рассказала профессор, инициатором расследования выступила газета "Московский комсомолец в Саратове" (на ее страницах регулярно появляются рекламно-информационные материалы об СГУ и его ректорате). Руководство редакции обратилось с жалобой к прокурору Саратовской области Сергею Филипенко. Глава надзорного ведомства распорядился изучить доводы "МК" - в итоге материал поступил в ГУ МВД.

14 марта Афанасьеву, приехавшую на кафедру в университет, уже ожидал сотрудник управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции Сергей Решетников. Профессора заинтересовало само заявление и она попросила сфотографировать документ, однако полицейский ей в этом отказал. "Речь в памятной заметке шла, прежде всего, о пороках самой системы: о невозможной канцелярщине; о нелепостях чиновничьего контроля; о тотальной нищете. Но при чем здесь коррупция в СГУ? И откуда взялся пресловутый "Московский комсомолец?" - задается вопросами Вера Афанасьева. Как стало известно агентству "Взгляд-инфо", в администрации СГУ неоднозначно восприняли пост о "Пяти причинах..." и предприняли попытку предупредить развитие темы в социальных сетях и СМИ. Как отмечает источник в университете, написание жалобы на имя прокурора "изначально планировалось поручить" пиар-агентству "Общественное мнение" (руководители Ольга Чесакова и Алексей Колобродов). Чем обернется эта история пока неясно - хочется надеяться на то, что Вера Афанасьева не лишится своей работы. А вот ее пост, вызвавший недовольство ректората.

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором - ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

Но ведь когда в восьмидесятых я задумывалась о карьере, быть профессором было не только интересно и почетно, но и очень практично. В самом деле, занимался профессор любимым делом; работал с виду совсем немного (часа эдак три в неделю), а зарплату получал как норильский шахтер; мог позволить себе кооператив в центре города и дачу на Волге, а за отпускными приходил в кассу с чемоданчиком - в портфель деньги не поместились бы. Профессоров уважали, их почитали, о них рассказывали легенды, каждый из них был уникален, неповторим и поэтому любим.

Сейчас все совсем иначе, и профессором имеет смысл быть только в том случае, если ты кто-то еще: чиновник, депутат или, скажем, директор театра. Становиться просто профессором сегодня не стоит.

Во-первых, быть профессором теперь совсем неинтересно, потому что отныне не интеллектуал он, а клерк, бумагомаратель. Профессуру замучили (хотя просится другое слово) никому не нужными списками, сведениями, рейтингами, анкетами, портфолио, программами, планами, планами по поводу планов, отчетами, отчетами об отчетах - благо, наша бумажная промышленность, как и прежде, работает отлично. И так много приходится нынешним профессорам писать всякой регламентированной чуши, что заниматься научными изысканиями, работать над книгами, общаться с себе подобными, да что там - просто думать совсем некогда. Горам макулатуры, которые выходят из-под пера нынешнего профессора, может позавидовать любой параноик-графоман. Любая кафедра, всякий вуз - давно уже контора, которая все пишет и пишет. А где бумаги, там и чиновники, чтоб проверять. И над каждым проверяющим есть свой проверяющий, а над тем - надзирающий, тридцать тысяч одних начальников над начальниками. И все они поучают, рекомендуют, проверяют, стращают и строго наказывают тех, кто пишет мало и неприлежно. Скрип перьев разносится над нашим образованием и скрежет зубовный всех, усердствующих в бумагомарании!

Во-вторых, вузовским профессором быть теперь совсем не престижно. Профессоров больше не уважают, и на это есть веские причины. Народ, и не без основания, убежден, что докторский диплом, как и любой другой, сегодня можно купить или добыть его каким-то иным способом, далеким от научных изысканий. Действительно, в стране, в которой так низок уровень образования, а продается практически все, далеко не каждый профессор поражает знаниями по своей специальности; не всякий является мыслителем, эрудитом или даже просто хорошо образованным человеком; не все получили свои дипломы по научным заслугам. И снова вперед выступает делопроизводство: при том количестве бумаг, которое надо оформить для того, чтобы стать кандидатом или доктором наук, многие научные таланты предпочитают тратить время и силы не на оформление диссертационных дел, а на любимое дело, и от степеней и званий бегут, уступая профессорское место тем, у кого амбиций больше, чем способностей. Некоторые считают, и тоже не без оснований, что не только профессор может купить свои дипломы и аттестаты, но и у него можно купить многое: и оценку, и научную экспертизу, и научное руководство, и диссертацию. Что греха таить, и это случается, потому что в стране, где продается все, продается и это. Но что вы хотели, граждане? После того, как образование на государственном уровне было объявлено услугой, сеятели разумного, доброго, вечного уравнялись с официантами, таксистами, портье и разносчиками пиццы, которые, конечно, люди хорошие, но живут на чаевые. Но даже всамделишного и честного профессора в нашем отечестве не уважают. Профессора следует уважать за знания и дарования, а в России, где горе от ума, далеко не у всех собственных знаний достаточно, чтобы ценить чужие. В итоге - видали мы этих умных, которые еще и шляпу с очками надели, да кому нужен их бред, нахлебники они и дармоеды.

В-третьих, профессором быть невыгодно, даже накладно. Профессорские зарплаты сегодня сравнимы с пособиями мексиканских безработных, а работает современный вузовский профессор как пресловутая русская лошадь. Читает он до десятка лекций в неделю; постоянно правит чужие бездарные тексты; тиражирует дежурные статьи и книги (рейтинги же, а значит - и зарплаты!); как заяц на барабане, печатает бредовые бумаги (чтобы хоть на время отстали надзиратели!). Речь при этом идет не о качестве, а о количестве, не о сущности, а о видимости, не о деятельности, а об ее бурной имитации. Здесь уместно напомнить, что великий философ В. Соловьев к своим лекциям готовился по полгода, а Ньютон за всю жизнь написал единственную книгу. А тем временем число вузов растет быстрее, чем колония бактерий, абитуриентов от этого на каждый приходится все меньше и меньше, отсюда непременные сокращения преподавательских штатов. В результате многие работают на кусочек ставки - а это за порогом черты бедности уже не в Мексике, а в Конго.

Да что там маленькое жалование! Скоро с профессоров будут брать деньги за вход, как в том перестроечном анекдоте. В СГУ мы на свои кровные покупаем канцтовары, заправляем картриджи; за свой счет ездим в командировки; сами оплачиваем расходы по конференциям, которые проводим; на свое издаем свои монографии и пособия. Командировочные платят только чиновникам, им же оплачивают их книги, которые написали не они. А недавно нам и вовсе было велено сложиться на зарплату замдекана по работе с молодежью. Произошло это, когда прежний замдекана, немолодой сотрудник нашей кафедры, запросил пощады и оставил своей пост, а достойной, то есть достаточно здоровой и прыткой, кандидатуры на освободившееся место среди его коллег не нашлось. Вот нам и предложили: раз сами такие ленивые развалины, наймите тогда того, кто помоложе да побойчее. И это на полном серьезе и весьма настоятельно.

В-четвертых, не тот пошел студент, ох не тот! Прошли те времена, когда юные жаждали учиться, а в группах физфака, например, из тридцати студентов случалось по двадцать краснодипломников. Молодой народ испортили Интернет и единый госэкзамен. При этих не то что про яйца Фаберже нельзя упоминать - не стоит произносить ничего, чего нет в ЕГЭ или в инстаграмм Оли Бузовой. Нынешний студент даже не про мифологических героев - про Ленина не знает. Для него Маркс родился в Марксе, а Энгельс - в Энгельсе. Читать он умеет только с экрана. В школе его научили не писать, а ставить галочки. Я лично никогда не заглядываю в лекции своих студентов - не хочу получить сердечный приступ. Надеюсь, что этого не делают и их родители - иначе боюсь даже предположить, что они подумают обо мне. Пользуясь случаем, хочу уверить всех вас, родители моих студентов: я говорю совсем не то, что записано в их тетрадях, если, конечно, эти тетради существуют! К экзаменам больше никто не готовится: студенты давно поняли, что за каждого из них вуз борется с преподавателем и непременно победит, так что равно или поздно оценки в их зачетках появятся. И еще: на лекциях нынешний студент сидит в пальто, и не потому что холодно, а потому что снять лень. А иногда и в шортах, больше напоминающих трусы, и не потому что жарко, а потому что с пляжа зашел.

Ну, и пятая причина. Нынешний профессор пребывает в постоянном страхе. Он боится начальства (все, кто не боялся, давно вылетели прочь). Он боится потерять работу, а вместе с ней и возможность заниматься наукой, ведь современная наука - дело коллективное. Он боится своего природного вольнодумства, которое претит вузовскому руководству, партийным нормам, идеологической цензуре, патриотическим установкам (немцем, немцем был Кант, хотя и жил в Калининграде!), церковным канонам, скудоумию стоящих над ним чиновников. Он боится развязного и невежественного, плюющего на него с высокой колокольни студента. Он боится не смочь, не доделать, не угодить, бездарно умереть от усталости во время очередной никчемной канцелярской кампании. И себя боится, боится того, что рано или поздно вспомнит великие нравственные принципы и идеалы научного познания и пошлет всех своих мучителей и надзирателей так, как это умеют делать только российские профессора. А еще больше боится того, что никогда не сделает этого.

Вот как-то так про эти причины, коротенько, минут на сорок - всего лишь пол-лекции. Так что перерыв, дамы и господа...


Самое обсуждаемое
Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны
Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии
Главные герои повести «Барышня-крестьянка Главные герои повести «Барышня-крестьянка


top