Место захоронения ермака. Археологи пытаются раскрыть тайну могилы ермака

Место захоронения ермака. Археологи пытаются раскрыть тайну могилы ермака

Казачий атаман Ермак Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Согласно популярной легенде он утонул в реке Иртыш, которую пытался переплыть, спасаясь от нападения отряда сибирского хана Кучума. На атамане в этот момент были две тяжелых кольчуги, подаренные царем Иваном Грозным в благодарность за Сибирский поход. Согласно татарским преданиям Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. Но, по словам очевидцев, его тело пролежало на открытом воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. О месте захоронения в источниках нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что искать могилу следует в Башкортостане.

1 версия о месте захоронения

Как пояснил руководитель экспедиции Александр Адамов в интервью, поиск места осуществлялся по карте, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым на основе опроса местных жителей. «На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где проходит пашня. Мы проверили эту информацию и действительно в районе села Бегишевское нашли возвышенность. Она находится недалеко от места, где, согласно легендам, Ермак принял свой последний бой», - рассказал ученый.

Адамов отметил, что возвышенность, указанная на карте XIX века, оказалась нетронутой рекой Иртыш, которая разливается во время весеннего паводка. «На возвышенности мы уже нашли захоронения X–XI веков. Теперь мы хотим исследовать ее методом геосканирования, чтобы найти в ее недрах другие захоронения. После того как будут получены результаты геосканирования, мы проведем точечные раскопки», - пояснил археолог.

2 версия о месте захоронения

Недавно в Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы, ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения - около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией.

"Возникла версия, что это ни много, ни мало, а могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере - генеалогическими древами", - говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов. Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно - до сих пор оставалось загадкой. Историки делать выводы не спешат. Кому 500 лет назад могло понадобиться везти тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы, неизвестно.

Считаю, что организовать экспедиции надо в оба района.

В это трудно поверить, но иногда захоронения вместе с каменными плитами перемещаются на сотни метров. Этот феномен ставит в тупик традиционную науку. Факты есть, а ни одного достойного объяснения нет. Может быть исследователи просто не там ищут?

В мае 2012 года в башкирском Киргиз-Мияки едва не случился настоящий бунт. Местные жители заявили – они сделали все возможное, чтобы не допустить проведения археологических раскопок. Спор разгорелся из-за кургана на окраине селения. Старожилы настаивали – он таит в себе мощную силу, больных исцеляет, немощных ставит на ноги, помогает даже животным.

Считается, что здесь похоронен какой-то русский. Но кем он был, никто не знает. Легенда о великом русском

Передавалась из поколения в поколение. О православной могиле, вынесенной за пределы мусульманского селения, здесь знал каждый. Но кто на самом деле похоронен под многометровым слоем земли? Несмотря на протесты местных жителей, начались раскопки. Результат шокировал археологов – возникла версия, что это захоронение может быть могилой Ермака Тимофеевича.

Историки установили – в местных летописях действительно упоминается его имя. Спектральный анализ костей подтвердил гипотезу ученых – эта могила принадлежит Ермаку. Но теперь исследователи столкнулись с более сложной загадкой. Согласно летописям Ермак

Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Спасаясь о нападения хана Кучума, атаман утонул в водах реки Иртыш. По преданиям на следующий же день его выловили местные рыбаки. Там же в Сибири Ермака и похоронили.

Но тогда как тело атамана оказалось за тысячу километров от места его гибели? Научные версии одна за другой терпели крах. Археологам пришлось констатировать – необъяснимым образом гроб с телом Ермака переместился из Сибири на южный Урал. Это покажется невероятным, но массивный гроб с останками атамана преодолел около тысячи километров.

Рядовая поездка в Миякинский район, целью которой был сбор материала о сельских тружениках, обернулась настоящей сенсацией. Глава района Зайнулла Насыров между рассказом о начале посевной и повествованием о растущих надоях огорошил вестью о скором приезде в район челябинских археологов и краеведов: «Могилу Ермака у нас нашли. Тут рядом совсем, в районе телевышки».

Вы, наверное, слышали такое расхожее выражение: «И тут подо мной закачался стул»? Так вот, стул подо мной от такой новости действительно закачался. Да и как иначе, если о месте захоронения Ермака ничего до сих пор доподлинно неизвестно?

«На высокой горе урус похоронен»

Одна из главных версий смерти Ермака, основанная на сибирско-татарских сказаниях, говорит о том, что Ермак утонул. Википедия поясняет: «Существует легенда о том, что тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив имущество Ермака, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения». Есть упоминание о том, где покоится великий атаман в Ремезовской летописи: «И назвали (татары) его Богом, и погребли по своему обычаю на баишевском кладбище под украшенной сосной…».

Как известно, никаких подтверждений погребения Ермака в Сибири нет, хотя поиски его реальной могилы продолжаются уже не одно столетие. Еще Петр I отправлял гонцов в Сибирь с этой целью, но все оказалось тщетным. Местное население либо просто отказывалось общаться с исследователями на эту тему, либо намеренно направляло их по ложному пути.

И вот, по заверениям челябинского краеведа Федора Жижилева, разгадка многовековой тайны близится к своему логическому завершению. «Республике Башкортостан» удалось по телефону связаться с исследователем, который не сомневается, что в могиле, расположенной на окраине Киргиз-Мияков, покоится именно Ермак.

— Об этом погребении на окраине райцентра башкирам из рода мин известно испокон веков («На высокой горе урус похоронен…»), а нам о ней рассказала местная учительница Роза Килеева, — говорит Федор Жижилев. — По преданию, каждый раз, проходя мимо этой могилы, нужно было кинуть на нее камушек, чтобы она не затерялась, а русским рассказывать о ней было нельзя. Примечательно, что о погребенном всегда упоминалось в таких эпитетах, как «князь».

— Прибыв на указанное место, мы действительно обнаружили могильный холм, полностью заваленный камнями, — продолжает Федор. — Внутри могилы находился дубовый гроб с останками. Костяк лежал головой на восток, что характерно для местных мусульман, а не на запад, как это принято у православных. Однако в изголовье лежал березовый веник, а это верный признак того, что погребенный был славянином.

После вскрытия могилы, по словам Жижилева, часть найденного в ней, а именно медные гвозди, с помощью которых был сколочен гроб, кусочки самого гроба, фрагменты ткани и, самое главное, фрагмент пяточной кости погребенного, была отправлена в лабораторию для определения возраста погребения. Анализы показали, что находке почти пятьсот лет, а более точную дату можно установить лишь при более тщательном, профессиональном археологическом исследовании.

Вопросов больше, чем ответов

И это действительно так. Во-первых, аргументация Федора Жижилева не выдерживает пока даже поверхностной критики — нет никаких оснований утверждать, что погребенный «урус» на самом деле является легендарным Ермаком Тимофеевичем. С другой стороны — могила-то есть. И погребенные в этой могиле останки какого-то знатного человека, вероятно, славянского происхождения, имеются. Кто он? И почему погребальный обряд, сопровождавший его похороны, был таким странным, выдержанным и по православным, и одновременно по мусульманским канонам?

Еще больше вопросов к гипотезе Жижилева у специалистов-археологов.

— Нужно досконально изучить найденные останки, и заниматься этим должны профессионалы, а не краеведы-любители. В любом случае, делать какие-либо выводы сегодня слишком рано, необходимо всестороннее изучение объекта, — поделился своими соображениями с газетой ведущий специалист Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Илшат Бахшиев.

— Мы рассчитываем получить ответы на эти вопросы в самое ближайшее время, — заявил нам Федор Жижилев. — Уже 30 апреля начнутся новые раскопки. В числе участников экспедиции будут и специалисты по позднему средневековью. Приглашаем и вашу газету. Кстати, непосредственно на месте раскопок я смогу представить вам те доводы и доказательства, которые не предъявишь по телефону. Одним словом, приезжайте, сами все увидите.

Предложение известного на Южном Урале краеведа редакция принимает и обещает максимально подробно и оперативно информировать своих читателей о разворачивающихся в Миякинском районе событиях.

Что известно о происхождении Ермака?

Доподлинно — ничего, хотя Википедия и выдает несколько версий. По одной из них, он был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знанию местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию по реке Тагил. По другой версии, Ермак являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Существует также версия о его поморском происхождении.

Имя Ермака, по мнению профессора Никитского, является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Известный русский писатель В. Гиляровский называет его Ермил Тимофеевич. Другие историки и летописцы производят его имя от Германа и Еремея (Еремы). Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. По мнению иркутского историка А. Сутормина, полностью имя Ермака якобы звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Эта же версия обыгрывается в сказе П. Бажова «Ермаковы лебеди». Существует также мнение, что Ермак — просто прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Существует также гипотеза о тюркском происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что это типично тюркское имя до сих пор есть у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек — забава, веселье. Кроме того, мужское имя Ермак (Ырмаг) встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XVI столетия. Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Уфимский журнал

Запись сделана on Среда, 2 мая 2012: 8:35 в рубрике , . Вы можете подписаться на комментарии к этой записи через ленту комментариев. Вы можете

В сентябре 1581 года казачья дружина Ермака Тимофеевича вышла в поход за Урал. Так начиналось покорение Сибири. Отряд Ермака насчитывал около 800 человек. У противника – хана Кучума, было около 10 000 войска, но татары были намного хуже вооружены.

Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1563 году Кучум совершил переворот, убив хана Едигера, формально признававшего российское подданство. Свою власть в Сибири Кучум устанавливал с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов, остяков и других коренных народов, насильно собранных им в 1582 для отражения казацкого вторжения. 26 октября 1582 года Ермак занял столицу ханства город Сибирь, находившийся в 14 километрах выше современного Тобольска по Иртышу. И отправил атамана Ивана Кольцо поклониться Ивану Грозному землей Сибирской. Однако сопротивление татар нарастало, атаманы гибли один за другим. 6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время его ночёвки в устье реки Вагай, Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем. По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. Но, по словам очевидцев, его тело пролежало на открытом воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. Долгое время эта версия захоронения Ермака считалась единственной. Однако, недавно в Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы, ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Однако, чтобы пролить свет на тайну гибели казачьего атамана, ученым предстоит провести еще ряд экспертиз. Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения - около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией. "Возникла версия, что это ни много, ни мало, а могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере - генеалогическими древами", - говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов. Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно - до сих пор оставалось загадкой. Историки делать выводы не спешат. Кому 500 лет назад могло понадобиться везти тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы, неизвестно. "Определение места событий, в данном случае места захоронения, требует серьезной работы не только археологов, но и тех, кто работает с письменными источниками. На сегодняшний момент летописные материалы, в частности, Ремезовская летопись, и фольклор многих народов Сибири - хантов, манси - указывают, что все-таки могила Ермака находится на реке Иртыш", - объясняет профессор Башкирского государственного университета, доктор исторических наук Булат Азнабаев. Гипотеза о якобы найденной могиле атамана уже наделала немало шума в прессе. За версию челябинских ученых выступили республиканские власти, которые рассчитывают, что находка может привлечь в Башкирию дополнительный поток туристов. "Если здесь действительно похоронен Ермак, для нас это будет еще один интересный объект для посещения. Мы его благоустроим. И если подтвердится, что это могила Ермака, наверное, желающих увидеть ее будет достаточно много", - считает глава администрации Миякинского района Зайнулла Насыров. Кто бы ни покоился в найденной могиле, жители Киргиз-Мияков считают, что древнее захоронение нужно оставить в покое. Но челябинские ученые собираются продолжить раскопки.

Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.

Где родился Ермак

Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: "Где жила семья Ермака на момент его рождения?" Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.

Поморская версия происхождения атамана

Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.

Жизнь Ермака до Сибирских походов

Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.

Ермак и Строгановы

В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.

Завоевание Сибири

В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность В 1582 году он послал к одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.

Где утонул Ермак: что рассказали казаки

На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.

Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.

Гибель Ермака со слов татар

Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.

Легенды о покорителе Сибири

Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.

История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.


Самое обсуждаемое
Справочник по русскому языку Слово в корне после ц пишется ы Справочник по русскому языку Слово в корне после ц пишется ы
Кто открыл морской путь в индию Кто открыл морской путь в индию
Предлоги - португальский язык Предлоги в португальском языке Предлоги - португальский язык Предлоги в португальском языке


top