Изучение общей самооценки с помощью опросника г.Н.Казанцевой. Методы исследования свойств личностного уровня интегральной индивидуальности Изучение самооценки казанцевой г н

Изучение общей самооценки с помощью опросника г.Н.Казанцевой. Методы исследования свойств личностного уровня интегральной индивидуальности Изучение самооценки казанцевой г н

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

  • очень часто – 4 балла;
  • часто – 3 балла;
  • иногда – 2 балла;
  • редко – 1 балл;
  • никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

  • 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
  • 26-45 баллов – средний уровень самооценки;
  • 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

№ п/п

Суждения

Очень часто
(4)

Часто
(3)

Иногда
(2)

Редко
(1)

Никогда
(0)

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

Постоянно чувствую свою ответственность за работу

Я беспокоюсь о своем будущем

Многие меня ненавидят

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

Я беспокоюсь за свое психическое состояние

Я боюсь выглядеть глупцом

Внешний вид других куда лучше, чем мой

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

Я часто допускаю ошибки

как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще

Я слишком скромен

Моя жизнь бесполезна

У многих неправильное мнение обо мне

Люди ждут от меня очень многого

Люди не особенно интересуются моими достижениями

Я слегка смущаюсь

Я чувствую, что многие не понимают меня

Я не чувствую себя в безопасности

Я часто волнуюсь и напрасно

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди

Я чувствую себя скованным

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной

Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди

Как жаль, что я не так общителен

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность

Проведение исследования

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

  1. очень часто – 4 балла;
  2. часто – 3 балла;
  3. иногда – 2 балла;
  4. редко – 1 балл;
  5. никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

  1. 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
  2. 26-45 баллов – средний уровень самооценки;
  3. 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».


Инструкция:

«Вам будут зачитаны некоторые положения. Нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника:

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение,

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

16 Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка и анализ результатов:

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 предположительно свидетельствует о низкой общей самооценке; от -3 до +3 - о средней самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

4. Анкета на выявление волевых качеств личности

1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

а) регулярно занимаюсь утром зарядкой;

б) время от времени занимаюсь;

в) не занимаюсь.

2. Отстаиваете ли вы свое правильное мнение перед товарищами и взрослыми, которые ошибаются?

а) всегда отстаиваю:

б) иногда пробую отстаивать, но не всегда это удастся:

в) не пытаюсь отстаивать.

3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?

а) в любой ситуации:

б) не всегда, в зависимости от ситуации:

в) не умею.

4. На собраниях вы смело высказываете свое мнение, критикуете недостатки своих товарищей?

а) всегда, если есть свое мнение;

б) иногда решаюсь высказать;

в) никогда.

5. Бывают ли, что неудачные попытки при решении задачи, разучивании упражнения и т.п. мобилизуют вас на достижение поставленной цели?

а) всегда мобилизуют;

б) иногда заставляю себя решить;

в) практически никогда.

6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

а) в основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде;

б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

в) не сформированы.

7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

а) способен;

б) делаю это нерегулярно:

8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

а) практически всегда;

б) только иногда:

в) практически никогда этого не делаю.

9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а) способен:

б) способен лишь в редких случаях;

в) не способен.

10. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

а) достаточно отчетливо проявляется;

б) проявляется, но от случая к случаю;

в) не проявляется.

11. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит действенный характер?

а) регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;

б) попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю;

в) никаких попыток не предпринимаю.

12. Имеется ли у вас какая-либо программа по самовоспитанию?

а) имеется;

б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;

в) никакой программы нет.

13. Свойственна ли вам привычка доводить свои дела до конца?

б) не все дела довожу до конца;

в) очень редко довожу дело до конца.

14. Плакируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, каникулы) или действуете как придется?

а) чаще всего планирую;

б) планирую иногда:

в) практически никогда не планирую.

15. Умеете ли сдерживать свои чувства?

а) в основном умею;

б) иногда не сдерживаюсь;

в) как правило, не сдерживаюсь.

16.Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое са ми считаете важным?

а) Как правило, умею;

б) не всегда умею;

в) не умею.

17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?

б) пытаюсь, но только от случая к случаю:

в) не пытаюсь.

18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

б) делаю очень мало;

в) ничего не делаю.

Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам а, б, в:

а=….; б=….; в =….

Сумма полученных баллов а + б + в = ... характеризует выраженность волевых черт характера. При этом а = 2 балла, б = 1 балл, в = 0.

Если вы набрали: более 30 баллов - уровень развития волевых качеств очень высокий; 25-30 - высокий; 20-24 - средний; 10-19 - низкий; менее 10 - волевые качества не получили развития.

Результаты исследования

Итак, со всеми учащимися было проведено тестирование по методикам: «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.», Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (кос-2), тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты (Приложение 2).

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» из всех учащихся 5 «А» и «Б» классов семь человек имеют высокий уровень самооценки, что составляет 35% от общего количества испытуемых этих классов. В 6-х классах высокий уровень самооценки показали три подростка, что составило 15% от учащихся параллели. В 7-х классах четыре подростка показали высокий уровень самооценки - 20% соотвественно.

У этих ребят самооценка неадекватно завышена, так как они показали результат по тесту в промежутке от +4 до +10. Эти подростки заносчивы в поведении со сверстниками. Подростки с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются «с ходу» решать любые, в том числе и весьма сложные, задачи и при этом не осознают собственных неудач. Они стараются всегда быть на виду, выделиться на фоне других, они афишируют свои знания и умения, всячески пытаясь обратить на себя внимание, иногда нарушая при этом дисциплину (например, выкрикивая что-то с места).

Пять подростков пятых классов имеют среднюю (адекватную) самооценку - 25% учащихся, так как они показали результат по тесту в промежутке от -3 до +3. В шестых классах двенадцать ребят показали средний уровень самооценки, что составило 60% всех учеников этих классов. Одиннадцать семиклассников также отметили средний уровень самооценки, что составило 55% учащихся.

Эти подростки дружелюбны и общительны, уверены в себе и активны, и, что самое интересное, склонны анализировать результаты своей деятельности. Подростки с адекватной самооценкой настойчивы в достижении цели, быстро переключаются с одной деятельности на другую, стремятся сотрудничать, помогать другим.

Достаточно большое количество учеников 5-х классов, а именно 8 человек имеют низкий уровень самооценки, что составляет 40% от всех исследуемых пятиклассников. По пять подростков 6-х и 7-х классов отметили низкий уровень самооценки, что составило по 25% учащихся этих классов.

У этих подростков самооценка занижена, так как они показали результат по тесту в промежутке от -4 до -10. Подростки с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, тревожны, неуверенны в себе, скованны в движениях. Они не способны постоять за себя, очень чувствительны, не стремятся к контактам, трудно включаются в общую деятельность. Таким подросткам свойственно стремление избегать неудачи, поэтому они малоинициативны, а неуспех в каком-либо деле тут же приводит к полному отказу от него.

Рис.1 Данные констатирующего эксперимента в 5-х,6-х и 7-х классах по методике: «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.»

Из рисунка 1 видно, что данные по уровню самооценки в 5-х, 6-х и 7-х классах различны, но, тем не менее, по этим результатам мы можем сформировать 2 группы по уровню самооценки.

Таким образом, далее все подростки, не зависимо от класса, показавшие низкий и неадекватно высокий уровни самооценки, составят экспериментальную группу испытуемых, а подростки с адекватной самооценкой войдут в контрольную группу.

Среди учащихся экспериментальной группы ни один ученик не показал высшего уровня коммуникативных склонностей, один человек имеет высокий уровень проявления коммуникативных склонностей, что составляет лишь 3% от общего количества испытуемых группы. Этот подросток не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, стремится расширить круг своих знакомых.

Пятнадцать подростков показали средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 46% учащихся. Эти подростки стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Семь подростков группы - 21% имеют низкий уровень проявления коммуникативных склонностей. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Десять подростков экспериментальной группы показали очень низкий уровень проявления коммуникативных склонностей, что составило 30% всех испытуемых.


Рис.2

Из рисунка 2 видно, что большинство подростков экспериментальной группы имеют средний уровень проявления коммуникативных склонностей.

Основную группу составляют подростки очень низким и низким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Только один подросток в данной группе показал высокий уровень проявления коммуникативных склонностей.

В контрольной группе ситуация прямо противоположная. Ни один подросток не показал низкий и очень низкий уровни проявления коммуникативных склонностей.

Средний уровень проявления коммуникативных склонностей показали восемь подростков, что составило 30% учащихся. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали двенадцать человек - 44%. Эти подростки не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали семь человек, что составило 26% всех подростков данной группы. Это свидетельствует о сформированной у подростков потребности в коммуникативной деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе.


Рис.3

Из рисунка 3 видно, что основная группа подростков контрольной группы имеет высокий и высший уровни проявления коммуникативных склонностей.

Меньшее число составляют подростки со средним уровнем проявления коммуникативных склонностей.

В экспериментальной группе восемнадцать человек показали преобладание у них зависимого типа общения, что составило 55% всех подростков данной группы.


Рис.4

Четырнадцать человек в группе отметили преобладание агрессивного типа общения - 42% подростков. И один подросток в данной группе имеет компетентный тип общения, что составляет 3%.

Из рисунка 4 видно, что большинство подростков экспериментальной группы имеют зависимый тип общения. Чуть меньшее количество учащихся отметили агрессивный тип общения. Только один подросток в данной группе показал компетентный тип общения.

В контрольной группе зависимы тип общения был отмечен одним подростком, что составило 4% от всей группы. Остальные 26 подростков показали преимущественно компетентный тип общения - 96%. Никто из испытуемых этой группы не показал агрессивного типа общения.


Рис.5

Из рисунка 5 видно, что абсолютное большинство подростков контрольной группы имеют компетентный, а значит, правильный тип общения. Только один подросток в данной группе показал зависимый тип общения.

Итак, по тем данным, которые были получены в результате констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что в результате деления подростков на 2 группы по уровню самооценки была выявлена и определенная закономерность в показателях коммуникативной компетентности. Так подростки с низкий и завышенной самооценкой имеют низкие показатели проявления коммуникативных склонностей и неправильный тип общения - зависимый или агрессивный. Подростки же с адекватной самооценкой отмечают высокие показатели проявления коммуникативной склонности и компетентный тип общения. Следовательно, попробуем предположить, что применение коррекционной программы даст нам возможность изменить уровень самооценки подростков экспериментальной группы, что, в свою очередь, должно повлиять на коммуникативную компетентность подростков.

Вывод по главе 2

Перед непосредственным проведением исследования была определена цель и задачи предстоящей работы. Далее были выделены этапы опытно-экспериментального исследования. Были подобраны методики в соответствии с целью и задачами опытно-экспериментальной работы. После предварительной подготовки был проведен констатирующий эксперимент по определению уровня самооценки и уровня коммуникативной компетентности подростков.

После подбора методологической базы было дано описание методик исследования. Для проведения исследовательской работы были отобраны следующие методики:

1. «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.».

2. Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (кос-2).

3. Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» среди учащихся 5-х классов 35% подростков, в 6-х классах - 15% подростков, в 7-х классах- 20% подростков имеют высокий уровень самооценки.

25% учащихся 5-х классов, 60% всех учеников шестых классов и 55% учащихся седьмых классов имеют среднюю (адекватную) самооценку.

40% подростков 5-х классов и по 25% учащихся 6-х и 7-х классов показали низкий уровень самооценки.

По этим результатам были сформированы 2 группы по уровню самооценки: экспериментальная - подростки с низкой и неадекватно высокой самооценкой, контрольная - подростки с адекватной самооценкой.

По методике выявления «коммуникативных склонностей» (кос-2) в экспериментальной группе результаты следующие: высокий уровень проявления коммуникативных склонностей - 3%, средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 46% учащихся, 21% имеют низкий уровень проявления коммуникативных склонностей, очень низкий уровень проявления коммуникативных склонностей показали 30% всех испытуемых.

В контрольной группе результаты следующие: средний уровень проявления коммуникативных склонностей показали 30% учащихся, высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали - 44%, высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали 26% всех подростков данной группы.

По методике «Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)» в экспериментальной группе 55% показали преобладание у них зависимого типа общения, преобладание агрессивного типа общения - 42% подростков и компетентный тип общения показали 3%.

В контрольной группе зависимый тип общения показали 4% подростков, компетентный тип общения - 96%.

Текст опросника

  1. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  2. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  3. Мне чаще везет, чем не везет.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

Изучение общей самооценки учащихся 4 класса

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от - 10 до +1.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

ИНСТРУКЦИЯ: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают

различные препятствия, которые мне не преодолеть.

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

  1. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  2. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  3. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  4. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  5. Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

    Изучение общей самооценки с помощью опросника г.Н.Казанцевой

    Инструкция. Вам будут зачитаны утверждения, надо записать их номера и один из трех вариантов ответа: да, нет, не знаю, который в большей степени соответствует вашему поведению в подобной ситуации. Отвечать надо быстро, не задумываясь.

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

    Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    Временами я чувствую себя никому не нужным.

    Я все делаю хорошо (любое дело).

    Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    В любом деле я считаю себя правым.

    Я делаю много такого, о чем в последствии жалею.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

    Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    Окружающие меня люди гораздо более привлекательные, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, из них вычитается количество согласий под четными номерами. Результат от -10 до — 4 – низкая самооценка. От -3 до +3 – средняя самооценка, от 4 до 10 – высокая самооценка.

    Тест «Карта интересов»

    Инструкция. Отвечайте быстро, не задумываясь. Верный ответ (правильный) тот, который первым приходит на ум. Возможные ответы:

    — совсем не нравится (—).

    Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

    Знакомиться с достижениями в области автомобилестроения.

    Узнавать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.

    Узнавать о жизни животных и растениях.

    Узнавать о том, как люди научились бороться с болезнями, о достижениях в области медицины.

    Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

    Интересоваться историей развития искусства, слушать классику, джазовую музыку.

    Интересоваться работой учителя, психолога.

    Интересоваться искусством кулинарии, дизайна интерьера помещений, конструированием одежды, машин и иного автомобильного оборудования.

    Узнавать о проблемах в области соблюдения прав человека.

    Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях.

    Выяснять устройство машин и механизмов.

    Посещать выставки компьютерной техники и оргтехники.

    Проводить опыты по химии, следить за ходом химической реакции.

    Изучать ботанику, зоологию, биологию,

    Знакомиться с особенностями строения и функциями человеческого организма.

    Узнавать об исследованиях новых местонахождений полезных ископаемых, изучать минералы.

    Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

    Знакомиться с литературно-критическими статьями.

    Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки, размышлять об эстетической стороне.

    Интересоваться внутренним миром человека, узнавать причины поступков, помощь в преодолении трудностей.

    Заботиться об уюте в доме, классе, устраивать элементы интерьера по своему вкусу.

    Знакомиться с военной техникой, спецтехникой МЧС, разведтехникой ФСБ и т.д. Читать о жизни и деятельности великих разведчиков.

    Интересоваться юридической литературой.

    Проводить опыты по физике.

    Решать математические задачи.

    Заниматься автоделом в кружке или секции.

    Работать за компьютером.

    Готовить растворы, взвешивать реактивы.

    Ухаживать за растениями, следить за их ростом, вести наблюдения, работать в саду, на огороде.

    Изучать причины возникновения разных болезней.

    Интересоваться экологической ситуацией в области, в стране, в мире.

    Изучать историю возникновения народов и государств.

    Писать статьи в школьную газету, участвовать в работе редколлегии, культурно-массового

    Декламировать, петь, выступать на сцене.

    Заниматься с детьми, разбирать конфликты, находить выход.

    Шить, вязать, готовить пищу, мастерить, ремонтировать бытовые приборы, устройства, мебель и т.д.

    Принимать участие в военно-спортивных состязаниях.

    Знакомиться с конституционным устройством различных государств.

    Заниматься в физическом кружке.

    Заниматься в математическом кружке.

    Ремонтировать авто- и мототехнику.

    Разбираться в компьютерных программах.

    Заниматься в химическом кружке.

    Заниматься в биологическом кружке.

    Знакомиться с работой медсестры, врача.

    Составлять геологические и географические карты.

    Посещать исторические музеи, знакомитсья с памятниками культуры.

    Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

    Заниматься в драмкружке.

    Объяснять товарищам порядок выполнения учебных заданий.

    Оказывать людям различные услуги (распечатка докладом ПК и т.д.).

    Смотреть телепередачи о военной службе, работе ФСБ и спасателей, МВД.

    Интересоваться содержательной стороной Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Гражданского кодекса и т.д.

    Участвовать в физических олимпиадах.

    Участвовать в математических конкурсах.

    Участвовать в соревнованиях по авто- и мотоспорту.

    Участвовать в химических олимпиадах.

    Участвовать в олимпиадах по информатике.

    Участвовать в биологических олимпиадах.

    Ухаживать за больными, интересоваться действием медицинских препаратов на организм человека в зависимости от заболевания.

    Проводить топографическую съемку местности.

    Выступать с сообщениями об исторических событиях.

    Заниматься в литературном и лингвистическом кружке.

    Играть на музыкальных инструментах, рисовать, оформлять и т.д.

    Выполнять работу старосты класса, руководителей (организаторов) ответственных за сектора.

    Заботиться об экономии семейного бюджета, советовать родителям.

    Посещать военные училища, учебные заведения МЧС, МВД.

    Готовить правовые доклады на правовую тематику.

    Выступать с докладами о новых физических открытиях.

    Организовывать математические конкурсы.

    Изучать устройство и принцип действия узлов и агрегатов автомашин.

    Изучать устройство и принцип действия компьютерной техники и оргтехники.

    Принимать участие в химических кружках, вечерах посвященных проблематике в области химии.

    Проводить опыты по биологии.

    Изучать болезненные состояния людей, оказывать первую медицинскую помощь.

    Участвовать в экологических и географических экспедициях, осуществлять контроль за экологической ситуацией (заборы воды).

    Изучать историю родного края.

    Участвовать в составлении и написании сценариев к КВН и др.

    Принимать участие в художественной самодеятельности.

    Организовывать игры для младших и сверстников.

    Во время походов готовить еду, фотографировать, обслуживать, обеспечивать комфорт.

    Изучать военное дело.

    Интересоваться новыми нормативно-правовыми актами, особенностями законодательства.

    ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ (МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

    ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ

    Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

    Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.

    Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

    ИНСТРУКЦИЯ: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

    1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    4. У меня отсутствует уверенность в себе.

    8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    9. В любом деле я считаю себя правым.

    10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

    15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

    16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    19.Мне чаще везет, чем не везет.

    20. Я всегда чего-то боюсь.

    Номер материала: ДA-038473

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

    Методика гН казанцевой изучение общей самооценки

    Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ. Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

  • психические процессы,
  • эмоциональная сфера,
  • личностная сфера,
  • сфера межличностных отношений.

Для заполнении графы — сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1.

Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную.

Теоретическая модель школьной адаптации ( Таблица 1).

Типы школьной адаптации

Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я - школьник).

На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям.

На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников.

На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка-уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.

Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации

  • Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
  • Тест прогрессивных матриц Равена
  • Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)
  • Цветовой тест Люшера
  • Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления
  • Методика «Исключение лишнего»
  • Методика » Простые аналогии»
  • Методика «3аучuвание 10 слов»
  • Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)
  • Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга)
  • Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания (подростковый возраст)
  • Методика «Лесенка»
  • Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
  • Изучение самооценки личности старшеклассника
  • Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
  • Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
  • Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
  • Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
  • Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1класс)
  • Опросник мотивации (2-5 класс)
  • Опросник «Учебная мотивация» (5 — 8 класс)
  • Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская И.С.)
  • Анкета «Мои интересы»
  • Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)
  • Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)
  • Карта ведется (обязательно) на учащихся (детей) коррекционно-развивающего обучения и группы риска.

    Фамилия_______________ Имя_____________________ Отчество_____________________

    Учреждение образования_____________________________ Класс_______________________

    ФИО родителей _______________________________________________________________

    Семейное положение (состав семьи, жилищные условия)__________________________________

    Тип семейного воспитания________________________________________________________

    Совместные занятия дома с ребенком________________________________________________

    Взаимоотношения родителей с ОУ__________________________________________________

    Состояние здоровья ребенка______________________________________________________

    Общее развитие, отклонения______________________________________________________

    Причины постановки на индивидуальный психологический учет____________________________

    Сфера нарушения школьной адаптации______________________________________________

    Сложности в обучении___________________________________________________________

    Сложности в воспитании_________________________________________________________

    Трудности в освоении норм поведения_______________________________________________

    Взаимоотношения ребенка с педагогами______________________________________________

    Взаимоотношения ребенка со сверстниками___________________________________________

    Представления о будущем________________________________________________________

    Посещение коррекционных занятий_________________________________________________

    Результаты проведенных исследований_______________________________________________

    Результаты индивидуальных консультаций____________________________________________

    Результаты коррекционной работы__________________________________________________

    Дата заполнения карты___________________________________________________________

    Проблемы одиночества и самооценки у подростков

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ

    1.1 Проблема одиночества в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе

    1.2 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе

    1.3 Особенности самооценки и проблема одиночества подростков

    2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

    2.1 Организация и методы эмпирического исследования

    2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Актуальность исследования. Одной из серьезных проблем человечества является проблема одиночества. Несмотря на то, что в настоящее время происходит массовый переезд людей из сел и деревень в города, гигантский рост массовых коммуникаций, возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком, как субъектом общения, и обезличенностью его в сфере общения.

    Состояние одиночества переживается человеком по-разному на протяжении всей жизни. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковом возрасте в связи с тем, что расширяются и актуализируются социальные потребности. Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребности в причастности и признании, желание быть принятым различными социальными группами.

    Исследователи сходятся в том, что одиночество связано с переживанием человеком оторванности от общества людей, семьи, исторической реальности. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него. Человек выбирает одиночество, когда не находит эмоционального отклика в ходе общения с другими людьми. Мучительное чувство одиночества является причиной появления суицидальных мыслей.

    Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения в городской толпе, в собственной семье, среди друзей.

    Проблема одиночества получила отражение в трудах известных зарубежных психологов, таких как Р. Вейс, Г. Салливан, Ф. Фромм- Рейхман, К. Роджерс, К. Ясперс и другие. В отечественной психологии крайне мало работ, посвященных проблеме одиночества. Это связано с тем, что отечественная психологическая наука в советский период как бы не замечала этот феномен, пологая, что советскому, коллективистскому человеку не свойственно и даже противопоказано состояние одиночества. Среди немногих российских исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать специалистов в области одиночества и переживаний С. Г. Корчагину, Н. Е. Покровского. Последний говорит, что одиночество требует серьезного осмысления теоретических и экспериментальных научных исследований.

    В какой-то степени является разработанной проблема одиночества людей студенческого, зрелого, пожилого и старческого возрастов. Однако исследований, посвященных проблеме одиночества подростков и взаимосвязи одиночества с самооценкой, недостаточно.

    В связи с этим изучение особенностей проявления одиночества подростков и его взаимосвязи с уровнем самооценки является актуальной проблемой.

    Объект исследования: одиночество подростков.

    Предмет исследования: взаимосвязь одиночества и самооценки у подростков.

    Цель исследования: выявить взаимосвязь между одиночеством и самооценкой у учащихся подросткового возраста.

    1. Провести теоретический анализ психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.

    2. Подобрать и применить комплекс методик, направленных на выявление одиночества и уровня самооценки подростков.

    3. Установить взаимосвязь между одиночеством и самооценкой подростков.

    Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь между одиночеством и самооценкой у подростков.

    Методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы о проблеме исследования; эмпирические — «Опросник модифицированной шкалы одиночества UCLA» (Д. Рассел); опросник Казанцевой Г. Н. «Изучение общей самооценки»; тест «Ваша самооценка»; математико- статистические — коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r s).

    Методологическая база: теоретико- методологической базой нашего исследования выступали основные концепции и теории отечественной психологии: культурно- историческая теория Л. С. Выготского, теория возрастного развития Д. Б. Эльконина. Были использованы достижения отечественной и зарубежной психологии в области изучения проблемы одиночества: К. Роджерса, Г. Салливана, Ф. Фромм-Рейхмана, С. Г. Корчагиной, Н. Е. Покровского и других. Работы отечественных и зарубежных исследователей в области исследования самооценки: И. И. Чесноковой, А. В. Захаровой, И. С. Кона, А. И. Липкиной, В. Ф. Сафина, Е. И. Савонько и других.

    Теоретическая и практическая значимость:

    — расширение и углубление психолого- педагогических представлений об особенностях проявления одиночества у подростков, а так же о влиянии самооценки на одиночество подростков;

    — использование полученных результатов для организации профилактической и корригирующей работы с подростком, направленной на преодоление чувства одиночества.

    Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1».

    В эксперименте приняли участие 60 учащихся 10 классов в возрасте 15- 16 лет.

    1 Теоретические аспекты проблемы одиночества и самооценки в старшем школьном возрасте

    1.1 Проблема одиночества в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

    Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» .

    Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» .

    В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.

    Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьеркегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьеркегору – «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога» . Идеи Кьеркегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX – началу XX века. В основе их лежит представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира.

    Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру, человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.

    Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный подход» раскрывает и анализирует этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отметить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной – нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида» . Автор данной статьи приходит к выводу о том, что: «любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, — это его (сознания) собственная совершенная пустота» .

    Оди Дж. Рэлф, продолжая глубокий анализ этого феномена, в своей работе «Человек — существо одинокое: биологические корни одиночества» говорит о необходимости различия между периодами простого одиночества и его длительными состояниями. По Оди Дж. Рэлф, периоды простого одиночества являются нормальными реакциями, если они не часты или непомерно интенсивны, а последние (то есть длительные состояния) — всегда психопатологичны. Периоды уединений необходимы человеку, и он будет их искать. Некоторые люди могут научиться уходить в себя и размышлять в присутствии других. Однако уединение должно уравновешиваться общением. Лимит общения, воспринимаемый как одиночество, означает не просто разобщение в среде людей, но нехватку близких отношений с ними. Присутствие людей, которые не способны дать ощущение близости и теплоты, усугубит одиночество вместо того, чтобы его облегчить.

    Следует отметить, что приведенные выше авторы в своих работах склонны к рассмотрению данного феномена как отрицательного в жизни человека. Они объясняют его в большей степени эмоциональной и социальной изолированностью человека в связи с развитием определенных экономических отношений, когда человек вынужден придти к индивидуализму как типу мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление себя обществу.

    Философские концепции во многом обусловили социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества, разрабатываемые в ХХ веке. В целом в ХХ веке на Западе осмысление человеческих отношений складывалось под влиянием развития индивидуализма. Индивидуализм порождал некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, распада многих социальных связей. Постоянное состояние одиночества может привести человека к аномии – общему состоянию бытия, что является само по себе разрушительной силой человеческой жизни. Поэтому этой серьезной проблемой заинтересовался ряд специалистов, пытавшихся реально разрешить ее, вследствие угрозы человеческой жизни. Многие ученые на Западе занимались исследованиями в этой области, анализируя этот феномен с разных позиций: от философско-религиозной до социально-психологической.

    Практически все философские школы и направления в соответствии со своими мировоззренческими принципами освещали феномен одиночества. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сартр Ж.П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Их работы представляют особый интерес, поскольку обуславливают особый современный интеллектуальный потенциал в отношении разработки теории этой проблемы, несмотря на то, что их интерпретации феномена одиночества лежат совершенно в разных плоскостях.

    Как было сказано выше, одиночество как состояние существовало во все времена. Однако именно XX век породил проблему одиночества. «Дополнительно ко всем физическим характеристикам, а зачастую и в противовес им, одиночество приобретает сугубо психологическую окраску. Оно становится, прежде всего, личностным» . В XX веке иначе осмысляется влияние общества на индивида, и большое значение придаётся тому, как сам человек определяет своё положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира.


Самое обсуждаемое
Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны
Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии
Главные герои повести «Барышня-крестьянка Главные герои повести «Барышня-крестьянка


top