Как правильно поставить запятые в предложении правила. Когда ставится запятая? Запятой выделяются сравнительные обороты

Как правильно поставить запятые в предложении правила. Когда ставится запятая? Запятой выделяются сравнительные обороты

Проблема правописания актуальна в наше время. На письме без знания правописания обойтись невозможно. Знаки же препинания, порой, играют решающую роль. Они могут полностью изменить смысл написанного, порой, даже в противоположную сторону.

Инструкция

  • В русском языке существует огромное количество правил. Не зря он признан одним из наиболее сложных языков в мире.
  • Прежде всего, стоит отметить, что сложными называются предложения, состоящие из нескольких частей, которые интонационно и по смыслу образуют единое целое. Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
  • Самым главным правилом для всех типов сложных предложений является то, что все простые предложения в составе сложного разделяются. Для того, чтобы правильно расставить запятые в таком предложении, нужно верно выделить все грамматические основы.Например: "Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес".В данном предложении мы имеем две грамматические основы «взошла луна» и «свет озарил», поэтому между ними была поставлена запятая.
  • Кроме этого, запятая всегда ставится перед подчинительными союзами и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и другие.Например: "Он вернется, когда пройдет лето".В данном случае, увидев слово «когда», можно смело ставить запятую. Но, даже если забыть про него, выделив две грамматические основы «он вернется» и «пройдет лето», запятую все равно ставить придется.
  • Запятую нужно ставить, если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также. Но в этом случае существуют некоторые трудности, так как данные союзы могут употребляться и в простых предложениях и запятой не отделяются.Например: "Взошла луна и своим мягким светом озарила лес".Данное предложение является простым, союз «и» здесь запятой не обособляется.
  • Стоит помнить, что в предложении всегда обособляются причастный и деепричастный обороты.Например: "На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, продолжали пить чай".В этом предложении четко выделен запятыми деепричастный оборот «не обращая на него внимание»."Кошка, лежавшая на диване, долго смотрела вдаль, не замечая Лизу, которая вытирала пыль".Это предложение, пожалуй, является смесью нескольких правил. Здесь есть причастный оборот «лежавшая на диване», деепричастный оборот «не замечая Лизу», а также слово «которая», и все они отделяются запятыми.
  • В современном обществе, к сожалению, очень много людей, которые не только пишут с ошибками, но и безграмотно разговаривают. Нужно понять, что грамотным быть не только важно, но и нужно. Ведь в целом человека составляет не только его внешний вид, но и его речь.

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые". Урок по программе"Русский язык" з класс. (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев) М: Баласс 2011. На основе ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

По программе «Русский язык» 3 класс (Е.В Бунеева, Р.Н. Бунеев), М:Баласс 2011

На основе ФГОС НОО.

Тема : " Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".

Тип урока . Урок развития умений.

Цели урока:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.

Познавательные:

Развивать умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, а также правильно оформлять их пунктуационно.

Коммуникативные:

Развивать умения устной монологической речи, письменного связного высказывания с использованием изученных конструкций - сложных предложений и предложений (частей) с однородными членами.

План урока.

1.Оргмомент.

2.Минутка чистописания.

3.Словарная работа.

4.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

5.Формулирование темы урока.

7.Итог урока.

8.Домашнее задание, выставление оценок за урок.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке нам предстоит совместная работа. Поэтому помните, что мы все одноклассники, а значит, должны внимательно слушать друг друга, уважительно относится к работе других, помогать друг другу.

Начнём наш урок с минутки чистописания. Запишите в своих тетрадях, отступив 2 строчки от домашнего задания , « число», «Классная работа»

(На доске ) Двадцать третье апреля.

Классная работа .

Учителем записан образец написания букв и буквосочетаний)

"П п " - 1 строчка;

"пр,сл" - 1 строчка.

(Учитель просматривает в тетрадях как дети справились с этим заданием)

2. Словарная работа.

На экране записаны 2 группы слов с пропуском букв. Детям предлагается самостоятельно составить из данных слов предложение, вставить пропущенные буквы:

из слов 1 строки - простое предложение с однородными членами;

из слов 2 строки - сложное предложение.

Слайд №1.

М…г..зине,кил..гра…а,мы,купили,в,два,...пельсинов,л…мон, …дин, и.

Распускаются, лист...я, цв...ты, дер...вьях, м...л...дые, в...сной, по...вляются, на.

Двум ученикам предлагается на доске записать составленные предложения, объяснить постановку знаков препинания, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

Варианты работы детей:

В магазине мы купили два килограмма апельсинов и один лимон.

Весной на деревьях появляются молодые листья, распускаются цветы.

3.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания .

Учитель:

Ребята, мы сейчас с вами вспомним то, что уже знаем о предложениях, по опорным словам составьте предложения, у вас получится сообщение о простых и сложных предложениях.

По цели высказывания

Восклицательными и невосклицательными

Второстепенные члены предложения

Однородные члены предложения

Запятая разделяет

Запятая не ставится

Части сложного предложения

(По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными, побудительными)

(По интонации предложения могут быть восклицательными и невосклицательными)

(Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения)

(Члены предложения, которые не являются главными,называются второстепенными членами предложения)

(Члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения, называются однородными)

(Запятая разделяет однородные члены предложения)

(Запятая не ставиться между однородными членами предложения, если их соединяет союз и).

(Части сложного предложения разделяются запятой)

В чём особенность сложного предложения, которое вы писали дома в упр. №451? (В одной из частей этого предложения есть однородные члены предложения).Прочитайте его. Сколько запятых нужно поставить в нём? (Мальчик очень любит животных, каждое лето он ездит на дачу, там подбирает каких-нибудь птенцов, кормит их).

Физкультминутка.

Учитель:

Встаньте, давайте выполним упражнения.

Сейчас весна, легкий ветерок дует, качает ветви деревьев, шелестит молодыми листочками.

(Руки подняты вверх, выполняется движение кистями рук, имитирующими шелест листьев, дуновение ветра).

Порой его порывы становятся всё сильнее и сильнее, кружит, кружит весенний ветер. (Круги руками по часовой стрелки и обратно).

Всё живое тянется к солнцу.(Наклоны головы вверх-вниз, движение рук вверх-вниз) .

Мы видим, как расцветают цветы. Давайте рассмотрим их.(Выполняются приседания).

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Учитель:

Из данных простых предложений составьте сложные, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы предложений.

Красное солнце спустилось к земле.

Повеяло вечерней прохладой.

Вдруг послышался шум.

Это на озеро прилетели лебеди.

Они бесшумно сели на воду.

Стали скользить по озёрной глади.

Вариант работы учащихся.

Красное солнце спустилось к земле, повеяло вечерней прохладой. Вдруг послышался шум, это на озеро прилетели лебеди. Они бесшумно сели на воду, стали скользить по озёрной глади.

Учитель:

Ребята, назовите грамматическую основу в каждом предложении. Назовите простое предложение с однородными членами. Найдите сложные предложения. Как вы это определили?

(Сложное предложение имеет две грамматические основы (предложение №1,2),а простое - одну, в простом предложении есть однородные члены (предложение №2)).

Сверим свой вывод с выводом в учебнике, прочтём алгоритм постановки запятой внутри предложения.(стр. 179).

Тренировка в постановке запятых.

Слайд № 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

В начале лета зацвела акация в воздухе витал нежный аромат. Я увидел суетливую пчёлку. Она кружилась над цветами перелетала с одного на другой. Насекомое словно что-то искало. Вот пчёлка исчезла в цветке и долго не показывалась. Потом всё-таки вылетела. Да не одна. Из цветка появилась вторая пчела. Видимо, это давние подруги. Они встретились решили поболтать.

7.Итог урока.

Ребята, скажите, как различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение? (Дети рассказывают, как пользоваться алгоритмом).

8. Домашнее задание.

Дети записывают задание на дом (на доске учителем сделана запись: стр. 179 ,выучить алгоритм,составить текст (не менее 5 предложений), используя конструкции сложных предложений и простых предложений с однородными членами предложения).

Оценивание работы учащихся на уроке .

Учитель:

(Дети поднимают карточку, цвет которой соответствует определённой оценке: красный «5»,зелёный «4», жёлтый «3», чёрный «многое не получилось».По желанию учащиеся поясняют, почему поставили себе такую оценку, комментируют оценки одноклассников: «Я считаю, я сегодня работал/а на уроке на «5»,я дал/а полный правильный ответ на вопрос, выполнил задание у доски без ошибок и недочётов…»)

Учитель:

Урок окончен.

(Конец урока).


Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1~7).

1. Это простое предложение с однородными чле-нами:

1) Мальчик Нильс был превращён в маленького человечка.

2) Вместе с гусиной стаей он отправился в далёкое путешествие.

3) В одном старинном замке Нильсу пришлось спасать его обитателей при помощи волшебной па-лочки.

4) Видел Нильс подводный город и много других чудес.

2. Однородных сказуемых нет в предложении

1) Он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и побежал дальше.

2) Вокруг них валялись батоны хлеба, бутылки с молоком, консервные банки.

3) Валерка и Севка сидели на подоконнике и за-катывались от смеха.

4) Толстый дядька торопился на автобусную оста-новку и с размаху влетел на лёд.

3. Не нужно ставит запятую в схеме.

1) [- И ].

2) [- = О и О и О].

3) [- = О но О].

4. Есть ошибка в постановке запятой в схеме.

1) О, и О, и О

4) О, О, и О

5. Нужно поставить одну запятую в предложе-нии.

1) Он подкрепился плодами и кореньями и пошёл к реке.

2) Долго лежал он и наконец заснул от волнения и усталости.

3) Он осмотрелся и увидел много деревьев птиц и цветов.

4) Он набрал под деревьями толстых сучьев и ве-ток и связал их.

6. Нужно поставить две запятые в предложе-нии.

1) Севка кинул пальто на стул шапку на тумбочку и отбил звонкую чечётку.

2) Он разворачивал конфету под партой отправлял её в рот а бумажку скатывал и щелчком посылал в класс.

3) Севка ещё долго бил себя в грудь но потом сделал обиженное лицо и принялся вздыхать.

4) Севке нравились львы тигры пантеры а не мелкие безобидные зверушки.

7. Найди «лишнее» предложение.

1) Я обращал внимание и на крик птиц, и на их песни, и на полёт.

2) Тишина состояла из лёгкого шелеста травы, и звона капель, и тихого пения ручейка.

3) Сидит птичка на дереве, ротик раскрыла, кры-лышками трепещет.

4) Я узнал и фигурку её горбиком, и повадку, и оригинальную песенку-трель.

8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:

1) однородные члены соединены повторяющимися союзами;

2) при однородных членах нет повторяющихся союзов.

а) Она и ткёт, и прядёт, и прибирает, и за всё от-вечает.

б) Лиса схватила его в когти и понесла за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы.

в) Фиолетовые и белые цветки душистой фиалки встречаются в лесах, парках и скверах.

г) Дарёнка и в избе прибирала, и похлёбку вари-ла.

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

Между однородными членами ставится запятая. Но есть одно исключение из этого пра-вила - соединительный союз "и ". Восстанови последовательность действий для по-становки запятой между однородными членами.

а) Выделить союз и.

б) Определить, есть союзы и, а, но между ними или нет.

в) Союз и повторяющийся, запятая ставится.

г) Найти однородные члены в предложении.

д) Нет союзов или есть союзы а, но, запятая ста-вится.

е) Союз и одиночный (не повторяется), запятая не ставится.

10. Расставь, где нужно, запятые.

По дорогам, по просёлкам, по тропиночкам лесным
Стелет листья подорожник и несёт привет весны.

А потом в начале лета на верхушке стебелька
Появляется соцветье в виде стрелки-колоска.

Зреет колос, высыпает сотни маленьких семян.

И разносятся по свету прорастают там и тут.
По дорогам всей планеты подорожники цветут.

Знал об их целебной силе много сотен лет назад
Основатель медицины знаменитый Гиппократ.

И поныне в разных странах к подорожнику любовь:
Он залечивает раны, останавливает кровь.

Лечит он гастрит и язву, и подагру, и бронхит.
От недугов самых разных подорожник исцелит!

Выпиши однородные члены, которые соединены

1) без помощи союзов:

по дорогам, по проселкам, по тропиночкам.

зреет, высыпает, залечивает, останавливает.

2) с помощью одиночного союза и:

стелет и несет, там и тут.

3) с помощью повторяющегося союза и:

и к колесам, и к ногам; и язву, и подагру, и бронхит.

Выпиши предложение, которое соответствует схеме [и О = -> и Q].

И к колёсам прилипают семена те и к ногам.

Инструкция

Прежде всего, стоит отметить, что сложными называются , состоящие из нескольких частей, которые интонационно и по смыслу образуют единое целое. Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.

Самым главным правилом для всех типов сложных предложений является то, что все простые предложения в составе сложного разделяются. Для того, чтобы правильно в таком предложении, нужно верно выделить все грамматические основы.

Например: "Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес".

В данном предложении мы имеем две грамматические основы «взошла луна» и «свет озарил», поэтому между ними была поставлена .

Кроме этого, ставится перед подчинительными и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и другие.

Например: "Он вернется, когда пройдет лето".

В данном случае, увидев слово «когда», можно смело ставить . Но, даже если забыть про него, выделив две грамматические основы «он вернется» и «пройдет лето», запятую все равно ставить придется.

Запятую нужно ставить, если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также. Но в этом случае существуют некоторые трудности, так как данные союзы могут употребляться и в простых предложениях и запятой не отделяются.

Например: "Взошла луна и своим мягким светом озарила лес".

Данное предложение является простым, союз «и» здесь запятой не обособляется.

Стоит помнить, что всегда причастный и деепричастный обороты.

Например: "На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, продолжали пить чай".

В этом предложении четко выделен запятыми «не обращая на него внимание».

"Кошка, лежавшая на диване, долго смотрела , не замечая Лизу, которая вытирала пыль".

Это предложение, пожалуй, является смесью нескольких правил. Здесь есть причастный оборот «лежавшая на диване», деепричастный оборот «не замечая Лизу», а также слово «которая», и все они отделяются запятыми.

В современном обществе, к сожалению, очень много людей, которые не только пишут с ошибками, но и безграмотно разговаривают. Нужно понять, что грамотным быть не только важно, но и нужно. Ведь в целом человека составляет не только его внешний вид, но и его речь.

Правильно ставить в предложении должен уметь каждый образованный человек. Кроме того, от правильной расстановки знаков препинания в предложении нередко зависит его смысл.

Вам понадобится

  • 1. Ручка и бумага
  • 2. Пособие по русскому языку

Инструкция

Выясните, есть ли в однородные члены. Запятая между ними ставится, если они не соединены союзом. Также она ставится между ними, если они соединены противительными союзами "а", "но", "да", " " и др. Ставится между однородными членами также, если они соединены повторяющимися союзами "и …, и", "да …, да", "ни …, ни", "или …, или" и др.

В сложносочиненном предложении ставьте , если его части связаны соединительными, противительными, разделительными, присоединительными, пояснительными союзами. В сложноподчиненном предложении ставьте запятую, чтобы отделить придаточное от главного. Придаточное предложение отделяется от главного одной запятой или же с обеих сторон.

Ставьте запятую также в сравнительных оборотах с союзами "как", "что" и т.п. Обратите внимание, что такие обороты выделяются запятыми, только если обозначают уподобление и никаких других оттенков более.

Обратите внимание, что также ставятся при вводных и , выражающих отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Например, различные чувства говорящего (к счастью, к сожалению и т.д.), большую или меньшую степень уверенности (конечно, безусловно и т.д.), порядок изложения, связь мыслей (во-первых, таким образом и т.д.).

Обратите внимание

Но разговор пойдет о выделяющих знаках препинания. Где поставить запятую, а где ее ставить не нужно? Для чего служат запятые и что нужно знать, чтобы расставлять их правильно, Вы узнаете, просмотрев данный видеоролик.

Полезный совет

Например, нередко пробелы оказываются перед точкой или запятой, после открывающей кавычки или перед закрывающей. Часто знаки препинания неправильно расставлены или используются там, где не положено. Ещё одно важное правило касается простановки знаков препинания перед закрывающими кавычками: не ставится точка, запятая, точка с запятой и двоеточие. Эти символы правильно ставить после закрывающей кавычки.

Источники:

  • «Пособие по русскому языку», Розенталь Д.Э., 2004.
  • запятые ставятся
  • Давайте дружить с запятыми!
  • Ты просто использовал меня!

Совет 3: Как ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), нужно определить его тип. Для этого необходимо обозначить границы главного и придаточных предложений. В большинстве случаев части СПП отделяются друг от друга запятой.

Основные виды СПП

Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и грамматически. Придаточные предложения соединены с главным подчинительными союзами: что, как, где, зачем, когда и др.

В зависимости от количества придаточных предложений СПП делятся на две основные группы: СПП с одним придаточным и СПП с двумя и более придаточными.

Если придаточных несколько, то они могут присоединяться непосредственно к главному . Бывают как однородными (имеют равнозначное значение, при произношении отделяются интонацией перечисления) или неоднородными. Другой вариант – цепная связь, когда первое придаточное зависит от главного, второе придаточное – от первого и т.д.

Правила расстановки знаков препинания в предложении основываются на том, к какой группе оно относится. Именно с определения главного и придаточных, а также типа связи между ними стоит начинать постановку знаков.

Если придаточное одно

Придаточное предложение отделяется от главного запятой: «Я ценю, когда мне доверяют». Если оно стоит внутри главного, то нужны две запятые – перед придаточным и после него. Например: «В , в которой мы ехали, играла музыка».

Запятая не ставится, если придаточное неполное, то есть состоит только из союза (союзного слова). К примеру: «Меня спросили, кто меня . И я рассказал кто».

Если придаточное начинается с составного союза, то либо перед ним, либо между его частями. Всё зависит от интонации: «Я здесь, потому что тебя!» или «Я здесь потому, что люблю тебя».

Когда придаточных несколько

Если придаточные однородные, то каждая часть такого сложноподчиненного предложения отделяется от других запятой. Пример: «Я вижу, как ты хочешь мне понравиться, как искренне на меня».

Если же однородные придаточные разделены союзом и, то запятая между ними не ставится: «Я хочу, чтобы мы были вместе и чтобы не ссорились». Запятая будет нужна, если придаточные предложения разделены повторяющимися союзами: «Я люблю и когда светит солнце, и когда ». Обратите внимание, что знак ставится только перед вторым союзом и.

Если придаточные неоднородные, запятые между частями СПП нужны в любом случае. Пример: «Когда мы встретились, я сказал ей, что она хорошо выглядит». При цепной связи в СПП части предложения также всегда отделяются друг от друга знаком: «Я , что приготовлю торт, который всем понравится».

Если подчинительные союзы оказываются рядом, запятая между ними ставится: «Мой друг уточнил, что, если я не приду, он обидится». Знак не нужен, если далее в предложении есть вторая часть союза – «то» или «так». Например: «Мы договорились, что если она не вернется в течение часа, то я пойду ее искать».

Могут встречаться предложения и с комбинированной связью. Если сомневаетесь, как поставить знаки препинания, нарисуйте схему предложения. Обозначьте все связи между его частями. Четкая и знание основных правил помогут не запутаться.

Видео по теме

Известно, что знак, выполняющий функцию запятой, был изобретен еще в третьем веке до нашей эры философом Древней Греции Аристофаном Византийским. Уже в те далекие времена человечество ощущало потребность уточнения письменной речи. Аристофан Византийский изобрел систему знаков, которая была не очень похожа на нынешние знаки препинания. В системе имелись специальные точки, которые расставляли в зависимости от произношения фразы при чтении, в верхней, средней или нижней части строки. Точка в середине строки и выполняла функцию запятой и называлась «комма».

Знак, которым сейчас мы обозначаем запятую, произошел от знака дроби, его еще называют "прямой слэш". Этот знак использовали с 13 по 17 века нашей эры для обозначения паузы. А вот современная запятая является мини-копией прямого слэша.

Как же понять, ставится ли запятая в данном конкретном предложении? В русском языке, как и во многих других языках, запятая – это знак препинания. На письме ее используют для выделения и обособления:

  • обстоятельств;
  • причастных и деепричастных оборотов;
  • определений;
  • обращений;
  • междометий;
  • уточнений, вводных слов.

Кроме того, запятую используют и для разделения:

  • между прямой и косвенной речью;
  • между частями сложного, сложноподчиненного и сложносочиненного предложения;
  • однородных членов предложения.

Запятая - очень интересный знак препинания.Это доказывают многочисленные смешные и не очень ситуации, происходившие на самом деле. Чтобы таких ситуаций не произошло с вами, потрудитесь выучить некоторые правила расстановки запятых в предложениях.

Запятые ставятся либо в паре, либо поодиночке. Одиночные запятые делят целое предложение на части, разделяют эти части, отмечая их границы. К примеру, в сложном предложении нужно разделить две простые части, или в простом предложении – однородные члены предложения, используемые при перечислении. Парные или двойные запятые выделяют самостоятельную его часть, отмечая границы с обеих сторон. Обычно с обеих сторон выделяют вводные слова, деепричастные и причастные обороты, обращения, если они стоят в середине предложения и если соблюдаются все необходимые для этого условия. Понять, где ставятся запятые, достаточно сложно. Но упростить это можно, запомнив несколько простых правил.

Первое правило

Главное - понять смысл предложения. Ведь знаки препинания в предложениях ставят именно для передачи правильного смысла. Когда запятая ставится в предложении не на том месте, то смысл искажается. Например: "Вечером я развлекал брата, который болел чтением вслух"; "Маша, с которой я вчера поссорилась с веселым лицом, бежала ко мне навстречу".

Второе правило

Важно запомнить, перед какими союзами ставится запятая. К таким союзам относятся: так как, потому что, где, что, когда, который и много других. Например: "Я заеду, когда освобожусь"; "Он сказал, что задержится".

Третье правило

Для выделения самостоятельной части предложения нужно прочесть предложение без этой части. Если смысл предложения понятен, то убранная часть является самостоятельной. Обязательно запятыми выделяются деепричастные обороты, вводные предложения и слова. Например: "Недавно я узнал, что мой сосед, возвращаясь из Лондона, заболел". Уберите из предложения деепричастный оборот «возвращаясь из Лондона», его смысл останется практически неизменным. То есть, смысл предложения сохранился - «Недавно я узнал, что мой сосед заболел».

Но не всегда с деепричастными оборотами так бывает, бывают предложения, в которых деепричастие примыкает к сказуемому, а по значению становится очень похоже на наречие. В таких случаях одиночные деепричастия выделяют запятыми. Например, фраза Грибоедова: «Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь». Если из предложения убрать деепричастие, то оно станет непонятным, поэтому запятую ставить не нужно.

По поводу вводных слов, они всегда выделяются запятыми с двух сторон. Их очень много: конечно, к счастью, во-первых, кстати, представьте себе, между прочим и т. д. В предложении найти их несложно, стоит только попробовать убрать их из предложения.

Четвертое правило

Всегда в предложениях выделяется запятыми обращение. Когда оно находится в середине или в конце предложения, его не очень просто определить. Например: "Увы, Маргарита, но ты не права. Потому что и я там был. И все видел. И тебя, Лида, я видел среди тех людей, что пели в хоре".

Пятое правило

В каких случаях ставится запятая в сравнительных оборотах? Практически во всех! Сравнительный оборот очень легко найти в предложении по союзам: точно, как, будто, что, как, нежели, чем и так далее. Но есть исключения. Сравнительные обороты не выделяются в том случае, если они являются устойчивыми оборотами речи или фразеологизмами. Например: льет как из ведра, режет как по маслу.

Шестое правило

Между однородными членами ставится запятая, но не всегда. Запятая необходима при союзах а, да, но, зато, однако.

Также запятая нужна между однородными членами, которые соединены повторяющимися союзами (и … и, или … или, не то … не то, либо … либо).

Запятую ставить не нужно между однородными членами, которые соединены одиночными союзами да, и, либо, или.

Также определить, где ставятся запятые, помогут повторяющиеся союзы перед однородными членами предложения. Сложность создают лишь однородные и неоднородные определения. Между однородными определениями необходимо ставить запятую. Например: "интересный, захватывающий фильм". При неоднородных определениях запятая не нужна. Например: "захватывающий голливудский боевик". Слово "захватывающий" является выражением впечатления, а "голливудский", в свою очередь, означает принадлежность фильма к месту создания.

Седьмое правило

Перед сочинительными союзами в сложных предложениях необходимо ставить запятую. Это такие союзы: и, да, или, либо, да и. Главное - правильно определить, где заканчивается одно и начинается другое предложение. Для этого нужно найти подлежащие и сказуемое в каждом предложении или разделить сложное предложение по смыслу.

Восьмое правило

Запятая всегда ставится перед противопоставительными союзами: но, да, а.

Девятое правило

Когда ставится запятая в предложениях с причастным оборотом? Понять это правило несколько сложнее, чем с деепричастным оборотом. Важно запомнить, что причастия выделяются запятыми только когда стоят после определяемого слова. Определяемое правило – это слово, от которого задается вопрос к причастному обороту. Например: "друг (какой?), обрадовавшийся моему приходу". Стоит уяснить разницу: "груша, выросшая в саду" – "выросшая в саду груша".

Десятое правило

Утвердительные, вопросительные, отрицательные слова и междометия выделяются запятыми. После междометия всегда ставится запятая. Например: "Жизнь, увы, не вечный дар". Но следует отличать междометие от частиц ох, ах, ну, которые употребляют для усиления оттенка, и частицы о, которую употребляют при обращении. Например: "Ах ты какая!"; "О поле, поле!".

К запятым необходимо относиться очень внимательно, ведь слово с орфографической ошибкой можно принять за описку, а пропуск запятой, как утверждают лингвисты, может сильно исказить смысл написанного текста.


Самое обсуждаемое
Биномиальный закон распределения Биномиальный закон распределения
Причины заимствования англицизмов Причины заимствования англицизмов
"Изменение климата: причины и последствия" Сафонов Георгий Владимирович Кандидат экономических наук Директор Центра экономики окружающей среды Государственный


top