Культовые центры и земное воплощение бога пта. История миров

Культовые центры и земное воплощение бога пта. История миров

Образ данного бога, а также смысл, который был связан с ним, в большинстве своем остается загадкой. Он относится к наиболее древним богам, был главнейшим из них и правил Мемфисом. Культ его получил широкое признание в Палестине и Нубии, но в первую очередь в Египте, где он приблизительно 5-6 тысячелетий назад превратился в верховного бога Египетской мифологии, когда Мемфис стал столицей всего объединённого Египта.

Птах{ (Пта)}
в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей руте, держащих посох "уас". Согласно богословских произведений мемфисских жрецов (т.н. "Памятник мемфисской теологии"), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.д.) "языком и сердцем", задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н.э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.
В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2
(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

Бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в обтягивающей голову шапочке. Его считали мастером, ремесленником, с помощью своего изощренного искусства сотворившим человека и мир; его верховный жрец в Мемфисе носил титул "управляющий ремесленниками". Мемфисские богословы, приписывавшие "своему" богу большее значение, чем гелиопольскому Ра, разработали величественную теорию, согласно которой Птах создал все сущее посредством своего сердца (замысла) и языка (слова). Этот "мемфисский богословский трактат" был записан на каменной плите в правление царя Шабаки (716-701 до н.э.). В иероглифическом тексте на плите сказано, что надпись является копией древнего, изъеденного червями папируса. Со временем образ Птаха слился с образами Сокара и Осириса и даже стал ассоциироваться с заупокойным культом. В Мемфисе, где Птах всегда оставался верховным божеством, наряду с ним почитали его супругу Сахме и сына Нефертема.
Энциклопедия Кольера.

В книге Лоуренса Спенсера "Alien Interview" имя "Ptah" - переводится как "разработчик" или "застройщик". Ему приписывается все мегалитическое строительство в Египте.

Пта - бог, покровитель города Мемфиса. В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе Пта создает все сущее силою мысли и словом: «Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов. создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног. согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей».

Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума.

Птах, бог-творец и бог-ремесленник, был божеством довольно привлекательного облика. Во всяком случае, он изображался исключительно в человеческом обличье. Он был связан с землей, местом погребения умерших и источником плодородия, и потому часто являлся ипостасью Осириса. Но это качество не добавляло Птаху красоты, а наделяло его сходством с мумией, и, кроме того, он не имел короны.

Культ Птаха возник в Мемфисе, его образ был одним из самых знаковых и узнаваемых в древнеегипетском пантеоне. Птах входил в узкий круг богов-творцов. Благодаря необычайно развитому интеллекту он создавал предметы одной только силой мысли.

Его изображения

Птах всегда изображается в антропоморфном облике и почти всегда стоящим. Он - один из немногих богов, не носящих короны. Ее заменяет головной убор, напоминающий шлем и придающий силуэту Птаха странные очертания.

Подобно Сокару и Осирису, Птах облачен в облегающий погребальный саван, открывающий только голову и кисти рук. Все три бога, связанные с землей (а также ее недрами), в какой-то момент были сближены друг с другом настолько, что они образовали единое божество, именуемое Птах-Сокар-Осирис. Также существовала связь между Птахом и Татененом, «поднимающаяся земля», поскольку они оба были божествами земли. Именно в случае этого отождествления Птах-Татенен не изображался в виде мумии.

Птах считался красивым богом, однако археологи находят не слишком лестные для него портреты, датирующиеся Поздним периодом, где Птах предстает перед нами в образе карлика, попирающего ногами опасных животных. Подобные изображения имеют греческие корни. Это так называемые Птах-Патеки, своего рода амулеты, использовавшиеся египтянами для защиты детей от укусов скорпионов и змей.

В Древнем Египте не было недостатка в богах-творцах! Наряду с Ра, Хнумом и Тотом следует рассказать и о Птахе из Мемфиса, знаменитого города Северного Египта. Могущество Птаха - в том, что все, задуманное им, воплощается в жизнь. Птах обустроил мир одной только силой мысли.

Его имя, по-видимому, образовано от глагола со значением «изготавливать, придавать форму», и отсылает непосредственно к мифу о сотворении мира, которое жители Мемфиса приписывали Птаху. Птах был изначально местным божеством Мемфиса. Разумеется, с течением времени слава его росла, как рос и его город. Однако Птах так и не был включен в крупнейшие мифологические циклы Древнего Египта. Он не соотносится ни с одной из легенд и не участвует даже в захватывающей эпопее о Горе и Сете. Лишь в немногих версиях этой истории боги интересуются мнением Птаха. Но Птах, понимая, что противостояние Сета и Гора будет длиться вечно, заявляет, что ему неизвестны подробности дела, и таким образом уклоняется от участия в спорах.

С семьей, но без легенд

Итак, Птах - бог из Мемфиса. Из-за политического и религиозного значения, которое имел здесь этот бог, местные жители наделили его семьей. Так, в эпоху Нового царства, как и во многих других крупных религиозных центрах Египта, весь Мемфис поклонялся не одному богу, а божественной триаде. Далеко не все города могли этим похвастаться.

Птах получил в спутницы жизни богиню с весьма пылким нравом, львицу Сехмет, а сыном его стал Нефертум. Однако эта семья была всего лишь формальностью: ее существование не подтверждалось ни одной легендой. Более того, несмотря на влиятельность культа, мемфисский бог практически не является действующим лицом мифологического цикла.

Исключение составляет лишь один, но весьма важный - миф о сотворении мира. Однако и этим мы, по всей вероятности, обязаны мемфисскому духовенству: в эпопее Птаха сочетаются элементы, позаимствованные из мифологии Гелиополя (родины демиурга Ра) и Гермополя (города Тота, еще одного великого бога-создателя).



Мемфис (Мен-нефер), город, от которого сегодня не осталось и следа, был религиозным и административным центром первого нома Нижнего Египта. Еще в самом начале эпохи фараонов он стал резиденцией правителей и столицей всей страны, каковой оставался на протяжении всей эпохи Древнего царства. На некрополе Мемфиса погребали как царей, так и их подданных, Этот некрополь был одним из величайших в Египте! Всего в пятнадцати километрах от древнего города расположены знаменитые пирамиды Гизы.

Он мыслит и, следовательно, творит

«Он - тот, кто породил сам себя и дал жизнь божественной эннеаде... Он произвел на свет всех богов. Он основал города и номы. Он поселил богов в их святилища. Он сделал обильными жертвенные подношения им и основал их святилища. Он вылепил тела их в соответствии с желаниями их сердец».

Все это и многое другое Птах, согласно мемфисским верованиям, сотворил при помощи одного только сердца (мысли сиа) и языка (созидательного слова ху). Никакого гончарного круга, никакого грандиозного действа; просто материализация образов, придуманных Птахом. Именно так он сотворил Вселенную, а затем Землю и все, что есть на Земле.

Вот что один из текстов Позднего периода рассказывает нам о «методе» творения Птаха: он «создал зрение благодаря глазам, слух - благодаря ушам, дыхание - благодаря носу. Все они говорят с сердцем. Сердце же позволяет всякому знанию найти выражение, а язык излагает все, о чем оно мыслит... Потому что каждое божественное слово воплощается в соответствии с тем, что задумало сердце и что высказал язык». Таким образом, то, о чем Птах думает, воплощается в жизнь: «Вот как были созданы все работы и искусство, жесты рук, способность ног ходить, движения членов, в соответствии с порядком, который задумало сердце и выразил язык».

Миф ставил этот акт творения выше, чем гелиопольский. Однако в конце концов духовенство Ра одержит верх над жрецами Птаха...

Отождествления Птаха

Птах очень часто отождествлялся с другими богами. Подавляющее большинство египтян поклонялись не самому Птаху, а синкретическому божеству, в чьем облике он воплотился. Среди самых знаменитых отождествлений стоит отметить Птаха-Сокара-Осириса; этих трех богов объединяло только одно - земля. Земля, в которой погребали умерших. Менее известен был Птах- Татенен («поднимающаяся земля»); его имя - аллюзия, отсылающая к первому холму, который выступил из первичного океана, а также к земле, которую поднимают прорастающие растения. Ведь Птах был и остается богом возрождения, столь желанного для каждого человека, достигшего сумерек своей жизни.


Птах, бог из Мемфиса, чествовался в этом городе с особым размахом. Когда здесь поселился фараон, Птах стал его защитником. А когда культ Птаха распространился по всему Египту, бог воплощения замысла стал богом ремесленников. Птах был поистине универсальным богом; его почитали все, от великих мира сего до простых крестьян, что упрочило его статус демиурга.

История Птаха началась в Мемфисе и, по всей очевидности, в Додинастическую эпоху. Тогда он был скромным богом умерших, и ничто не предвещало его грядущей славы! Ничто, кроме идеального расположения Мемфиса на Ниле в самом начале Дельты. Этот богатый и плодородный край фараоны без колебаний избрали в качестве своей резиденции.

Бог из Мемфиса

В ту пору Мемфис еще не превратился в великую столицу египетских царей, религиозный центр и крупнейший некрополь Древнего царства, однако культ Птаха процветал уже тогда. По мере роста могущества города росла и слава его бога. Легенды гласят, что храм Птаха построил Менес - первый фараон из самой первой династии. Такой чести не было удостоено ни одно другое божество!

Так как храм был расположен к югу от города, Птаха называли «тот, кто за южной стеной», и это имя встречается в текстах достаточно часто. Судя по развалинам, обнаруженным к западу от современного святилища, первый храм Птаха датировался не позднее эпохи правления Тутмоса IV (1401 — 1391 гг. до н. э.).

Храм Птаха в Мемфисе

Довольно впечатляющие руины древнего Мемфиса уцелели в пальмовых рощах близ деревни Мит-Рахина. Среди них можно увидеть и храм Птаха, который Рамсес II (1290-1224 гг. до н. э.) приказал перестроить в годы своего правления. Наиболее примечательны, пожалуй, остатки мощной стены длиной около 1500 м, которой была обнесена территория святилища.

Помимо западного пилона и непосредственно примыкающего к нему гипостильного зала при Рамсесе II было построено несколько монументальных ворот в северной и южной стенах. Они были украшены колоссами правителя. Кроме того, южные ворота стерег большой алебастровый сфинкс. Рамсес II, судя по всему, очень почитал Птаха и был страстным приверженцем его культа; он сделал управляющим храма своего сына Хаэмуаса. Все служившие здесь жрецы подчинялись принцу.

На этом месте по-прежнему можно увидеть несколько огромных статуй Рамсеса, покоящихся в зарослях. Часть храма была раскопана в начале XX века, но это величайшее святилище Древнего Египта, конечно же, еще не раскрыло нам всех своих секретов и тайн.

Необычайно жизнестойкий культ

Позднее фараоны из XXII, XXV и XXVI династий продолжили дело Рамсеса II, постепенно обустраивая огромную территорию за священными стенами мемфисского храма.

Так, например, Шешонк I пристроил «лабораторию» бальзамирования быков Аписов (поклонение которым было связано с Птахом и его духовенством).

Фараоны Амасис (570-526 гг. до н. э.) и Шабака (712-698 гг. до н. э.) восстановили существующие здания и возвели небольшие капеллы, тем самым поддержав культ «того, кто за южной стеной».

Птах, греческий гефест и римский вулкан

В истории наложение разных культур всегда сопровождается взаимовлиянием религий и заимствованием богов. Египет греко-римской эпохи не стал исключением из этого правила. Так, Птах, покровитель ремесленников, был отождествлен с греческим богом Гефестом. Древние греки верили, что Гефест родился из гнева Геры на супруга! Поэтому он часто появляется в образе молнии - порождения грозы. А в мифологии египтян Птах, превратившись в молнию, породил божественную корову, которая, в свою очередь, произвела на свет его двойника, Аписа.

Гефест быстро освоил кузнечное ремесло на своем острове Лемносе. Позднее римляне назовут его Вулканом: они верили, что жилище бога укрыто в жерле Этны. Птах, будучи повелителем огня, занял почетное место в пантеоне египетских богов, покровительствуя ремеслам, связанным с огнем. А его жрец, как сообщают нам тексты, был «величайшим из глав ремесленников»!

Фараон-реставратор Шабака

Фараон Шабака многое сделал для культа Птаха. Он был не только строителем: именно ему мы обязаны надписями на гранитной плите, скопированными с загадочного папируса. Папируса настолько древнего и настолько важного, что, если бы Шабака не приказал высечь этот текст на камне, мы ничего не узнали бы ни о Птахе, ни о его истории.

Эта плита, обнаруженная археологами в святилище Птаха в Мит-Рахине, представляет собой список с более древнего папируса, который в то время хранился в архивах святилища. Копия папируса была сделана на рубеже VIII и VII веков до нашей эры. Фараон Шабака, осознававший значимость своего деяния, приказал приписать перед основным текстом следующие строки: «Этот текст был переписан Его Величеством в храме его отца Птаха, того, кто за южной стеной, потому что Его Величество заметил, что это произведение создали предки, и что изгрызли его черви так, что скоро невозможно будет прочесть все строки от начала до конца. Его Величество переписал текст, вновь посвятив его Птаху, чтобы он стал еще лучше, чем был когда-либо прежде... Вот что сделал Шабака, сын Ра, для отца своего Птаха-Татенена». Несмотря на столь впечатляющий труд по сохранению текста, он дошел до нас со множеством лакун: в арабскую и современную эпохи плита послужила камнем для мельничного жернова, в результате чего некоторые строки были безвозвратно утрачены.

Птах-Патек

Мифы рассказывают, что Гефест родился кривоногим уродцем. Жители эллинистического Египта III века изображали Птаха безобразным карликом, похожим на этого греческого бога; его называли Птах-Патек. До нас дошли многочисленные фаянсовые статуетки Птаха-Патека: обнаженный бог попирает ногами опасных Животных. В этих изображениях нет ничего непочтительного; напротив, они имели защитные свойства: в них Птах сближался с самым драгоценным, что было у египтян - их потомством. Патеком такой образ Птаха назывался из-за сходства с одноименным божеством, покровителем финикийских мореплавателей. Многие из этих статуэток были изготовлены в эпоху Птолемеев и позднее.

Птах - приближенный фараона

Фараоны Древнего Египта очень почитали Птаха. Как бог-создатель (по крайней мере, в Мемфисе), Птах был неразрывно связан с царской властью. И, поскольку правители Египта обосновались в Мемфисе, Птах стал «Тем, кто возводит царя на престол именем владыки Обеих Земель». Действительно, с течением времени Птах получил титул «владыки обеих Земель, восседающего на великом троне», поэтому его имя стоит первым в списках царей. Недаром он - один из немногих богов, кто носил церемониальную волнистую бородку фараонов! Когда же к власти пришли фиванские правители, фараоны будущей XVIII династии, и их бог Амон, то Фивы и священный город Карнак стали политическим и религиозным центром всего Египта. Это не могло не сказаться на влиянии Птаха. Тем не менее в глазах правителей значимость этого бога была по-прежнему велика. Фараон Тутмос III (1479-1425 гг. до н. э.) в своем поклонении Птаху зашел настолько далеко, что построил для него небольшой храм прямо на тер-ритории святилища Амона. Шабака, Птолемеи и даже римский император Тиберий заботились о сохранности этого храма.

Другой фараон из XVIII династии, Амехотеп III (1391-1353 гг. до н. э.), приказал возвести святилище Птаха-Сокара-Осириса в стенах своего погребального храма на западном берегу Нила. От этого огромного комплекса не уцелело ничего кроме двух гигантских статуй фараона - знаменитых колоссов Мем- нона. Хотя Аменхотеп жил в Стовратных Фивах, далеко от Мемфиса, он сохранил верность Птаху, и построил для него «Храм Небмаатра, соединившегося с Птахом» - храм, в котором фараон изображается в виде статуи Птаха. Фараон и Птах были здесь единым существом. В то время Амон, с которым впоследствии будут отождествлять себя правители, еще не достиг вершины славы. Отметим, что в тот же период, но намного южнее, в Нубии, некоторые храмы были посвящены одновременно Амону, Гору и Птаху. Это доказывает, какое значение приобрел культ мемфисского бога мертвых в масштабах всего Египта и даже за его пределами.

Птах, отверзающий уста

Статуи богов и богинь Древнего Египта, высеченные из гранита или диорита, считались живыми. По крайней мере, в этом убеждали простой народ жрецы. Однако для того чтобы божество могло воплотиться в каменном теле своей статуи, необходимо было совершить особые ритуалы. Одним из них был ритуал отверзания уст, который также применялся в отношении забальзамированных тел. Вот что рассказывает нам об этом знаменитая надпись фараона Шабаки.

Говоря о Птахе, текст уточняет, что бог «обеспечил их подношениями, он основал святилища для них; он воссоздал их тела в соответствии с их пожеланиями (в виде статуй); тогда боги вошли в свои тела, сделанные из всевозможных пород древесины, из всевозможных камней, из глины [...]. Так были соединены с ним все боги и их ка, в мире, соединившись с владыкой Обеих Земель (Птахом)».

Так как, согласно этому тексту, для ритуала требовались такие ремесленнические инструменты, как плотницкое тесло и резец каменотеса, неудивительно, что Птах, покровитель ремесленников, взялся за дело собственноручно. Вернее, вместо него все необходимое совершала его аватара - великий жрец. Он осторожно проводил резцом по рту статуи и тем самым символически отверзал его, чтобы бог мог принимать пищу. Тем временем Сокар, с которым позднее будет отождествлен Птах, должен был открыть статуе глаза: деяние, достойное бога- творца, каковым, как мы помним, считался Птах.

Неизменный бог

Зачастую египетские боги и богини принимали разные обличья в зависимости от какого-либо аспекта своей сущности или от эпохи; иногда менялись только некоторые детали. Птах же не менялся вовсе. И как бог-творец, и как защитник мемфисского некрополя, и как покровитель ремесленников, он изображался совершенно одинаково во все времена. Даже становясь частью одного из многочисленных синкретических божеств (Птах-Сокар-Осирис, Птах-Татенен и пр.), он никогда не менял внешности. Судя по всему, исключением был только не слишком обаятельный Птах-Патек (смотрите врезку на предыдущей странице).

Пта (Птах) - одно из важнейших и древнейших божеств Древнего Египта. В египетской мифологии Пта был главным богом Мемфиса, который создал Луну, Солнце и Землю. Свидетельства о нем имеются со времени 1-й династии.

Видимо, он первоначально был только местным мемфисским важным божеством, влияние которого по Египту развивалось и распространялось медленно в течение долгого времени.

Египетский бог Птах, по мнению исследователей, выполнял следующие важные функции, о которых речь пойдет ниже.

«Господин Мемфиса»

Пта неразрывно связан с Мемфисом. То обстоятельство, что во время объединения страны приблизительно около 3000 г. до н.э. город стал административной столицей Египта, сыграло важную роль в том, что главный бог Мемфиса - "господин Мемфиса" - стал главным божеством и на всех прилегающих к столице территориях.

Один из храмов Мемфиса, посвященных Птаху, назывался «Hut-ka-Ptah» или «особняк (храм) kа (души) Пта». Древние греки перевели название процветающего тогда сообщества как Aigyptos (Египет). Постепенно этот греческий термин закрепился за всей страной.

Таким образом, современное европейское название страны появилось отчасти благодаря имени древнего бога.

Покровитель мастеров и ремесел

Мемфис был не только административным и религиозным центром. Он был городом, в котором проживало много мастеров-ремесленников, которые специализировались в основном на производстве погребальных товаров. Поэтому их продукция пользовалась устойчивым и постоянным спросом, в том числе и за пределами столицы.

Для египтян земная жизнь была только прелюдией к загробной жизни, к которой они готовились практически с рождения. Архитектура, живопись, скульптура, письменность, да и в целом искусство были необходимы, чтобы проводить человека в последний путь и обеспечить ему посмертное воскрешение и загробную жизнь в соответствии со строгими погребальными традициями и регламентом, освященными религиозными доктринами.

Если Пта и не был первоначально богом мастеров, то стал им еще в эпоху Древнего царства. В этой роли Пта и сам воспринимался как скульптор или кузнец человечества и создатель прикладного искусства. Интересно отметить, что в этом качестве он особенно был связан с карликами, которые традиционно работали ювелирами и ремесленниками еще в эпоху Древнего царства.

Его считали своим покровителем ремесленники (в первую очередь, ювелиры и скульпторы) не только Мемфиса, но и многих других мест. В частности такими были рабочие Дейр ель-Медины, строившие королевские усыпальницы в Долине Королей. Поэтому совсем неудивительно, что греки считали Пта своеобразным аналогом своего бога-кузнеца Гефеста.

«Мемфисское богословие»: Пта – создатель и демиург

Уже в Среднем царстве Пта был уже известен как божественный мастер, который мог сделать новое тело для мертвого человека. Однако мемфисские богословы развили идею «божественного мастера» значительно дальше.

В Мемфисе была найдена стела, на которой объясняется космогония и принципы этой богословской доктрины. Это доктрина известна под названием «Мемфисское богословие». Египтологи полагают, что она относится ко времени Нового царства.

Согласно ей, Пта является «самосозданным», «самопорожденным» божеством, он - единственный истинный бог-создатель. Все духовные существа как божественные, так и человеческие произошли от его мыслей и слов. Божества – создатели мира, которым поклоняются в других городах, на самом деле созданы Пта. Также именно он был носителем этических принципов, является «Богом Правды» во все исторические периоды.

Он стал демиургом посредством духовных понятий таких, как его сердце (резиденция мысли), его языка и слов (созидательный глагол) и Maat (понятие порядка и правосудия).

Однако «Мемфисское богословие» - это не теология монотеистической религии (единобожия). Оно достаточно противоречиво, туманно и логически непоследовательно. В нем существование других богов не только не отрицается, а дополняется новыми штрихами.

Он идентифицируется со многими другими божествами другого религиозного центра Древнего Египта – Гелиополя. Пта связан с Нуном и Наунет , божествами первородных вод, которые «родили» Атума . То есть Пта опосредовано сформировал создателя мира Атума с его сердцем и языком.

Пта-Татенен (Taтенен - местный мемфисский бог земли и созидания) был персонификацией «первобытной насыпи» - первого «острова» в первородных водах, где началось создание мира и вселенной.

Беря на себя роль Шу, Пта, как считали, сделал небо и поднял его выше земли так легко, как будто это было перо. Он объединил Верхний и Нижний Египет как Гор .

В одном из гимнов, записанных на папирусе, хранящемся в музее Лейдена, египетский пантеон богов уменьшен до трех: Амон (скрытая власть), Ра (видимая власть на небесах) и Пта (власть на земле).

Пта-Сокар и другие «Пта»

Помимо Пта-Татенена, в образе которого Птах приобретает связь с почвой и плодородием, существует большое количество божественных персоналий, в состав имен которых входит имя Пта.

Одним из таких богов является Пта-Сокар. Сокар – покровитель умерших. А Пта-Сокар – божество, обеспечивающее защиту и покровительство как живым, так и мертвым.

Пта также был частью сложной тройной божественной фигуры в лице Пта-Сокара-Осириса. Эта божественная группа интерпретировалась как символизация всего цикла регенерации: Птах (создание и поддержание), Сокар (метаморфозы, связанные со смертью), Осирис (возрождение).

Пта-Сокар-Осирис иногда показывался как бог, осуществляющий контроль над судом мертвых в «Зале двух истин», в который душа умершего попадала после смерти человека. Этот образ оставался важным в религиозных погребальных традициях даже во времена, когда в Египте установилось римское господство.

Статуэтки Пта-Сокара-Осириса в виде ушебти (погребальных статуэток) находят во многих захоронениях Древнего Египта, где они выполняли роль защитных амулетов.

Когда Пта был связан с первичным водным хаосом, который существовал перед моментом создания мира, то он имел имя Пта-Нун, когда связан с Нилом, то божеству поклонялись как Пта-Хапи и т.д.

Поэтому в египетском пантеоне богов есть и такие божественные персоналии и ипостаси «основных богов», как Пта-Тот, Пта-Атум, Пта-Амон, Пта-Ра, Пта-Себек-Ра, Пта-Хнум и другие.

Такое перетекание, изменчивость, подвижность божественных образов совершенно не смущали египтян: в каждой ситуации боги «проявляли» именно те свои качества и стороны, которые, по мнению древних, были необходимы именно в этих условиях. И такая группировка необходимых качеств и свойств в одном комбинированном божественном образе для них была привычной религиозной традицией и практикой.

Слушатель молитв

Как и большинство древнеегипетских богов Пта наделен многими комплементарными эпитетами. Но у эпитетов, расхваливающих бога как слушателя молитв, похоже, было особое значение. О нем говорится, как об «ухе, которое слышит».

Во время Нового царства Птах приобретал репутацию сострадательного божества. Как Птах – «ухо слушания», он слушал и, по мнению египтян, слышал молитвы простых людей.

В Дейр эль-Медине была найдена стела, созданная по обету. В ней один рабочий по имени Нефераби признается в том, что дал ложную клятву с упоминанием имени Пта. За это он жестоко поплатился – вскоре ослеп. Он умоляет Пта простить его и вернуть ему зрение.

Посох бога Пта. Иконография

Иконографические традиции изображения божества оказались устойчивыми и стабильными на протяжении всего времени существования древнеегипетской цивилизации. Уже его самое раннее изображение, относящееся к 1-й династии, содержит черты, которые потом будут воспроизводиться на протяжении трех тысяч лет.

Пта изображается в подавляющем большинстве случаев в антропоморфном виде. Он имеет облик человека, нижние конечности которого и туловище плотно обернуты саваном, оставляя свободными руки, держащие комбинированный посох-скипетр, включающий в себя три элемента:

  • Столп «джед» - символ растительности, плодородия и стабильности;
  • Скипетр «уас» - символ власти и силы;
  • Знак «анкх» - символ жизни.

Первоначально посох бога Пта состоял из опоры «джед», а «уас» и «анкх» добавились к нему, начиная со Среднего царства. Пта даровал эти три качества египетским королям, которые часто короновались в его храме в Мемфисе.

На голове у него обычно изображается обтягивающая шапочка. Только иногда в образе, в котором подчеркивается его связь с Осирисом, он может иметь головной убор с двумя горизонтальными вычурно изогнутыми рогами, а также солнечный диск между двумя высокими перьями.

Во времена Древнего царства египетский бог Птах часто изображался безбородым. Начиная со времени Среднего царства, Пта носит отличительную бороду. Она прямая или трапецивидно расширяющаяся к низу с прямым срезом. Другие боги египетского божественного пантеона, как правило, носят изогнутую клиновидную бородку, сужающуюся к низу. То есть, он - единственный египетский бог, который носит прямую бороду вместо традиционной, с кривым концом.

Есть еще одна характерная деталь в изображении Птаха – широкий воротник (иногда с ожерельем – «менат») заканчивается спускающейся сзади вдоль спины деталью в виде большой кисти. Эта деталь позволяет отличить даже частичные изображения Птаха от схожих с ним изображений бога Хонсу.

Отдельно нужно сказать о цвете кожи Птаха. Помимо обычной цветовой гаммы, она могла быть астрономического синего цвета (цвет небес, цвет богов), а иногда изображалась зеленой (цвет растительности, жизни и возрождения).

В трудах Геродота (V в. до н.э.) есть упоминание о том, что он видел в Мемфисе статуи Пта в образе карлика. Исследователи предполагают, что, возможно, эти статуи были изготовлены по обету и изображали не самого бога, а ремесленников-карликов, обращающихся к богу. Хотя имеются также и изображения самого Пта в виде карлика на некоторых досках Последнего Периода, предназначенных для лечебной магии. Кстати, Геродот придумал производное название от имени Пта - Патайкос , для защитных божков-амулетов в виде уродливых карликов.

Культовые центры и земное воплощение бога Пта

Основной культовый центр бога находился в Мемфисе, где существовал главный храм божества. От него сейчас остались только незначительные остатки, но археологические раскопки свидетельствуют, что это был большой архитектурный комплекс.

Также в Мемфисе бык Апис, самое важное священное животное в Египте , почитался как земное воплощение бога Пта, его видимое ba (душа или проявление). Целый штат жрецов обеспечивал поистинне королевскую жизнь Апису на протяжении 25 лет. По достижении этого возраста бык ритуально умерщвлялся (не годится душе бога жить в старом теле), его тело мумифицировалось и с великими почестями хоронилось в каменном саркофаге в специальном склепе-кладбище Серапиуме поблизости от города. Жрецы по определенным признакам находили нового бычка, в котором, как верили египтяне, продолжила жить душа «господина Мемфиса».

Поскольку почитание божества приняло общеегипетский характер, во многих других храмах страны имелись зоны, посвященные ему. В частности у него был свой предел в храме Амона в Карнаке. Он почитался также в египетской Нубии, где его изображения найдены во многих храмах, включая храм Рамзеса II в Абу Симбеле, эль-Дерре, Герф Хусейне и т.д. Распространен его культ был и в Палестине, на Синае.

О большом значении и влиянии культа божества говорит и тот факт, что ряд важных сановников IV и V династий (Древнее царство) имели имена, включающее имя бога – Птах-хотеп, Птахшепсес. Но особенно влиятелен был он, видимо, во время XIX династии (Новое царство), когда уже некоторые фараоны носили имена, связанные с богом - Меренптах (любящий Птаха), Сиптах (сын Птаха).

Он также играл и определенную роль в погребальном аспекте египетской религии. Как полагали, именно он изобрел ритуал «открытия рта» у погребальных статуй и мумии покойного, чтобы символически оживить ka статуи и возвратить к жизни мумии. Интересно, что эту процедуру бог производит, пользуясь металлическим долотом, что сразу вызывает ассоциации о мастере-скульпторе. В «Текстах саркофагов» именно Пта помогает Гору «открыть» рот убитому Осирису, чтобы позволить ему дышать снова.

Птах был одним из важнейших богов Египта. Город Мемфис, древняя столица, заложенная фараоном Менесом, носил название "Палата души бога Пта", по-египетски Хет-ка-Пта, откуда и произошло греческое название страны - Египет. Выбор Менеса был основан на удобном расположении будущего города в Дельте, и выстроенная крепость со знаменитыми белыми стенами и большим храмом антропоморфного бога Птаха, стала центром, вокруг которого начало разрастаться поселение. У города были и другие названия - Весы Обеих Стран, Анх-тауи («Жизнь Обеих Земель»), и mn nfr («устойчивое и прекрасное») - Мемфис, именуемый так по названию пирамиды Пепи I .

Птаху здесь предшествовал местный бог Татенен ("поднимающаяся земля"), тоже антропоморфное хтоническое божество, слившееся затем с богом Пта в имени Пта-Татенен. Имя Татенена не встречается в текстах времени Древнего царства, но очень часто встречается в текстах Нового царства. О происхождении самого Пта ничего не известно, однако Порфирий, хорошо разбиравшийся в вопросах, связанных с Египтом, сообщал, что Птах «вышел из яйца, которое выпало изо рта Кнефа», под именем которого скрывался Непроявленный Бог в образе Змея Вечности, владыки нильского разлива. Изображался Птах в виде мумии человека, обвитой бинтами, с посохом в руке, стоящей на иероглифе, означающем правду и справедливую меру. Его отличительный знак - кисточка в виде цветка в форме колокольчика, ниспадающая от основания шеи на спину. На барельефе храма в Филе Птах изображен в своей сложной ипостаси Птаха Татенена, вращающего яйцо солнца или луны на гончарном круге. Согласно местной мемфисской традиции, Птах изготавливает самого бога Ра на гончарном круге. После 2000г. до н. э. схожая ремесленническая деятельность приписывалась богу Хнуму, слепившему людей из глины. Оба бога называются гончарами.

Имя Птаха, возможно произошло от корня «пт» - «открывать». В Книге мертвых говорится, что он «совершает церемонию «открывания рта» для мертвых, как он когда-то совершал ее для умерших богов», однако, возможно, что эта функция была выведена из его имени. Его имя очень редко упоминаетсяв "Текстах пирамид", даже в мастаба времен Древнего царства оно упоминается изредка, несмотря на то, что в это время он был главным богом царской резиденции - Мемфиса. Также малочисленны упоминания Птаха и в "Текстах саркофагов" последующей эпохи, однако в текстах Нового царства бог Птах упоминается очень часто. Это обстоятельство объясняется тем, что Мемфис, основанный во времена I династии был значительно более молодой город, чем древний Гелиополь, и религиозные традиции Гелиополя еще долгое время доминировали над Мемфисом, который создал свою религиозную систему и был вынужден отстаивать ее авторитет и право на существование. Эта цель была полностью достигнута только в эпоху Нового царства. Тогда окончательно оформились представления о семье Птаха - его жене богине Сехмет и сыне Нефертуме, о котором упоминали еще «Тексты Пирамид», называя его «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания. В более поздние времена Нефертум прямо называется сыном Сехмет. Рамсес III воздвиг для этих божеств часовню, и «Пта, Сехмет и Нефертум пребывают в ней», как сообщает папирус Харриса. Однако Сехмет иногда разделяла свой титул супруги бога и с другими богинями - Бастет, Тефнут, Маат и Хатор, имевшей образ обожествляемой в Мемфисе сикоморы. Иногда сыном Пта оказывается Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера.

Самым ранним свидетельством существования особой религиозной системы, отличной от гелиопольской, является текст в честь бога Птаха, высеченный на черном граните по приказу эфиопского фараона Шабаки. Значительные повреждения долгое время затрудняли прочтение текста, однако существующие разногласия в интерпретации отдельных мест, не мешают пониманию мемфисской теогонии и космогонии в целом. Согласно этому «Памятнику мемфисской теологии» бог Птах являлся верховным божеством, творцом, создавшим вселенную и остальных богов. Оригинальность заключалась в том, что творческим орудием мемфисского демиурга было Слово. Мысль порождалась сердцем, «седалищем мысли», и превращалась в объективную действительность после того, как «божественный замысел был произнесен божественными устами». Вера во всемогущество слова была характерна уже для египетской магии, поэтому не составляло особого труда провозгласить всемогущество бога, обладавшего магическими возможностями. Таким образом, основной идеей «Памятника мемфисской теологии» является убеждение в силе магического слова поднятое на высший уровень.

Гелиопольское влияние отразилось в отождествлении Птаха с Атумом, в создании эннеады по образцу гелиопольской. В тексте «Памятника мемфисской теологии» говорится: "Его эннеада перед ним - это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада - это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут, породили эннеаду…". Пта создал себя в восьми ипостасях, названия четырех из них сохранились: "Пта на своем троне", "Пта-Нун, создавший Атума", "Пта-Наунет, родившая Атума", "Пта, сердце и язык эннеады". В разных текстах этот бог выступает в качестве покровителя ремесел, что позволило грекам отождествить его с Гефестом. Верховный жрец Птаха носил титул «главного мастера», а сам бог считался также патроном квалифицированных мастеров и архитекторов. Особенным уважением пользовался он в сообществе ремесленников Деир-ель-Медина (Deir - el - Medina), около Западных Фив. Он, как полагали, определял индивидуальную судьбу художников. Мастера вырезали стелы, посвященные Птаху, на которых часто вырезались уши, «чтобы поощрить Пта слышать их молитвы». Одним из названий Птаха в Фивах было «ухо, которое слышит».

В процессе созидания Птаху помогали Кхнуму, лепщики, которые вначале считались его детьми, а впоследствии - детьми Ра. Их представляли гротескные фигуры карликов с большими головами, кривыми ногами, очень длинными руками, некоторые имели еще и длинные усы. Греки называли их патэками. Бесчисленное количество этих глиняных фигурок, покрытых глазурью, находят в египетских гробницах. Вероятно, представление о Кхнуму как о помощниках Птаха в создании мира, привело к рождению веры в их помощь и при восстановлении тела умершего. Изображение самого Птаха обнаружено, в частности, в гробнице Тутанхамона. Голову Птаха венчает корона синего цвета - знака сопричастности богам и небу. Навершие его жезла составляют знаки джед", "анх" и "уас", а лицо имеет портретные черты фараона Тутанхамона, потому что по существовавшим представлениям «после смерти человек приобщается к божеству, становясь единосущным ему».

Культ Птаха был широко распространен. В его храм в Мемфисе стекались тысячи паломников, славивших Птаха как великое небесное божество, солнце и луна в некоторых текстах назывались его глазами. Птах считался также "владыкой истины", божеством справедливости. Почитаемой святыней храма был Апис - священный бык Мемфиса, которого египтяне считали его "двойником", "живым образом Птаха" (см. Бык-2). Бык Апис был живым воплощением истинного бога города и возглавлял "династию" божественных быков Мемфиса, которые после смерти удостаивались почести быть захороненными в саркофагах в мемфисском Серапеуме. По меньшей мере двадцать четыре быка Аписа поочередно царили в храме Птаха в промежутке между Рамсесом II и эпохой Птолемеев. В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.

Помимо Мемфиса культ Птаха процветал не только в таких египетских городах как Фивы, Абидос, Гермополь, Гермонт, Бубаст, Эдфу, Дендера, Александрия, о. Филэ, но и за пределами Египта - в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Основание Александрии положило конец дальнейшему развитию Мемфиса, но он продолжал еще сохранять свое религиозное значение. Окончательный упадок города был вызван упразднением культа бога Птаха.


Самое обсуждаемое
Трансперсональная психология Трансперсональная психология
Выставка «Запечатлевшие историю: византийские и древнерусские печати из частных собраний Выставка «Запечатлевшие историю: византийские и древнерусские печати из частных собраний
Планировка современного города Планировка современного города


top