Окружающий мир фантастический рассказ о звездном небе. Фантастическая сказка о космосе для школьников

Окружающий мир фантастический рассказ о звездном небе. Фантастическая сказка о космосе для школьников

Звездное небо… Чарующее, манящее, мерцающее тысячами огоньков, бездонное и бесконечное, такое близкое и в то же время такое далекое… Не то, которое засвечено ночным городом или уличными фонарями, а то, которое вдали от цивилизации, такое, что виден космический мрак. Для этого не обязательно ехать в горы или в степь. Достаточно уехать на десяток километров от населенного пункта и уединиться, например, в долине реки или на поляне, окруженной на некотором расстоянии лесом.

Первое Большинство фото кликабельно, чтобы увеличить его, нажмите на картинку:
1. Летнее небо Астрономического города; 2. Звездное небо в горах.

Для меня звездное небо с самого раннего детства было самой главной загадкой и одновременно самой сакральной мечтой. Я любил подолгу лежать на стогу сена возле моего деревенского дома и любоваться этой бесконечной, мерцающей красотой. И мечтать… О том, что хорошо было бы иметь возможности астронавта и со сверхсветовой скоростью на корабле полететь в космические дали, чтобы стать рядом и прикоснуться к волшебству самых необычных космических миров. С этими мыслями, находясь внутри визуализированных, ярких образов космического путешественника, я часто засыпал у себя в кровати. Еще в детстве нашел карту и выучил на небе все созвездия.

Самыми любимыми и желанными для меня в детстве были фантастические фильмы на космическую тему. Во время их показа мысленно я исчезал из своего пространства и находился там, в космических мирах, вместе с героями фильмов. Жаль, что тогда (70-е годы) эти фильмы были очень редкими по телевидению (всего пару раз в году). Помню, какой сильнейший эмоциональный всплеск получил во время первого просмотра цветной космической фантастики в городском кинотеатре, когда стал студентом университета. Библиотека в деревенской школе была слабенькая, книг на тему космической фантастики там не было. Помню, какой получил эмоциональный шок, когда в 9-м классе учительница принесла объемный сборник фантастических повестей и рассказов. Читал до самого утра. Следующей книгой стал "Час быка" Ивана Ефремова…

Среди моих одноклассников, школьных друзей и детского окружения не было никого, кто так сильно увлекался и восторгался звездным небом. Тогда для меня это казалось странным. Сейчас понятно, почему. Ведь космос - это один из каналов здесь, на Земле, который заставляет нас задавать вопросы - кто Я, откуда Я, куда Я, зачем Я. И если человек не готов искать и получать ответы на эти вопросы в силу юного возраста души, либо по причине недостатка опыта и знаний, записанных в его духовной памяти, то у него не возникает сильной тяги и мощного восторга от созерцания звездных далей. Скажу больше, после прохождения "черты" духовной трансформации, когда человек из говорящего о любви становится духовно любящим, когда ответы на выше названные сакральные вопросы получены, восторг и наслаждение от пребывания под звездным небом и созерцания созвездий лишь усиливается…

Звезды . Про одну звезду, самую главную для нас, - - я уже подробно написал ранее. Солнце – это небольшая, спокойная, одиночная звезда спектрального класса G (G2V – "жёлтый карлик»), одна из 200 – 300 миллиардов в нашей галактике. Звезда рядовая, ничем особым не выделяющаяся. Таких большинство. Поэтому, что касается строения звезд, их свечения и жизни, то повторяться нет смысла. Здесь стоит отметить то, что характерно для других звезд и звездных систем, но не свойственно Солнцу.

Фото кликабельно, чтобы увеличить его, нажмите на картинку:
1. Плеяды; 2. Ведьма в свете звезд.

Невооружённым взглядом на небе видно около 3000 звёзд в каждом полушарии (северном и южном), всего около около 6000. Мощные наземные телескопы позволяют увеличить эту цифру в миллионы раз.


1. Звездные скопления в NGC 1313; 2. Звездное скопление M34; 3. M39 - рассеянное скопление в Лебеде; 4. Каскад Кембла.

Звезд в нашей галактике так много, что только около 0,01 % их количества занесено в каталоги . Остальные пока не обозначены и не сосчитаны. Наиболее известные звезды - Полярная звезда, Сириус, Вега, Альдебаран, Арктур, Ригель, Мицар, Алголь и другие. По сложившейся традиции, поддерживаемой астрономами, лишь около 300 ярких звёзд имеют собственные имена. Никаких официально присвоенных имён у звёзд не существует. В связи с этим, выдаваемые некоторыми организациями сертификаты о наименовании звёзд являются частной инициативой и не признаются Международным астрономическим союзом.

Первое фото кликабельно, чтобы увеличить его, нажмите на картинку:
1. Созвездия Дракона и Малой Медведицы; 2. Созвездие Большой Медведицы.

Еще древние люди наиболее яркие звезды мысленно связали линиями и полученные геометрические фигуры или узоры – созвездия - назвали именами. Например, Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Кассиопея, Стрелец, Лира, Лебедь, Андромеда, Пегас и т.д. Как правило, названия созвездий были созвучны персонажам мифов и легенд. Таким образом, созвездия – это достаточно большие, условно очерченные участки небесной сферы, в каждом из которых содержится несколько ярких звезд, хорошо видимых невооруженным глазом. Позже появились звездные атласы, в основу которых легли созвездия, сопровождаемые красивыми рисунками мифических персонажей. В них звёзды были обозначены буквами греческого алфавита в порядке убывания их блеска: α - ярчайшая звезда созвездия, β - вторая по блеску, и т.д. Звезды, входящие в созвездие, вовсе не обязательно близки между собой в пространстве.

1. Созвездие Ориона на небе; 2. Созвездие Ориона на звездной карте.

Кажется, что на небе звезды находятся недалеко друг от друга. На самом деле расстояния между ними даже по космическим меркам огромны. Ближайшая к Земле звезда (не считая Солнца) - Проксима Центавра. Она расположена в 4,2 световых лет (или 39 триллионов км = 3,9×10 13 км) от Солнечной системы (1 световой год – расстояние, которое свет в космическом пространстве проходит в течение одного года). Яркость звезды на небосклоне связана не только с расстоянием к ней от Земли, но и с размером самой звезды и ее светимостью.

Звезды различаются между собой по многим признакам. Прежде всего по цвету . Различают звезды голубые, бело-голубые, белые, жёлто-белые, жёлтые, оранжевые и красные. Цвет звезды зависит от температуры ее поверхности. Самые горячие звезды – голубые (до 60 000 ° Кельвина на поверхности), самые холодные – красные (2000 - 3500 ° К). Вообще, невооруженным глазом очень трудно определить цвет слабых звезд, тогда как на фотографиях он легко различим. Цвет звезд гораздо легче определить при наблюдениях в телескоп. Следует также иметь в виду, что наблюдатели по-разному воспринимают цвет: у некоторых глаз более чувствителен к синим лучам и с трудом различает красные звезды или наоборот.

Второй различительный признак – яркость звезды, которая оценивается в звездных величинах. Так, звезда, которая глазом воспринимается как звезда первой величины, почти в два раза ярче звезды второй величины, которая в свою очередь во столько же раз ярче звезды третьей величины, и т.д. Невооруженным глазом видны звезды до 6-й величины. Звезда первой величины ровно в 100 раз ярче звезды шестой величины. Так принято, что самые яркие звезды имеют отрицательные значения звездных величин.

1. Звезда Бетельгейзе, видимая в телескоп Хаббл; 2. Пятнистая поверхность звезды Бетельгейзе.

Третий различительный признак – размер звезды. Здесь соотношение между самыми маленькими и самыми большими достигает еще бОльших значений. На картинке слева показаны сравнительный размеры Солнца (маленькая точка слева, внизу) с голубой звездой LBV 1906-20.



Еще одна картинка слева, если щелкнуть по ней, раскроет большой рисунок, на котором наглядно показаны размеры звезд в сравнении. А ниже два видеоролика, где это сравнение Земли и Солнца с другими звездами еще более впечатляюще.




Эти видеоролики можно скачать с YOUTUBE по адресу http://www.youtube.com/watch?v=VEa0RiU5aeU и http://www.youtube.com/watch?v=kdUAus2-RXg

Массы звёзд меняются в гораздо более скромных пределах и в большинстве составляют от 0,07 до 100-150 масс Солнца. Есть и более тяжелые, но такие массивные звезды очень редки. Звезды очень сильно отличаются по плотности. Есть среди них такие, кубический сантиметр вещества которых перевешивает большой груженый океанский корабль. Например, плотность вещества белого карлика в миллион раз выше плотности воды. А у нейтронной звезды, размер которой всего несколько километров, плотность вещества в 280 триллионов раз превышает плотность воды. Вещество же других звезд настолько разряжено, что его плотность в поверхностных слоях меньше плотности того вакуума, который достижим в земных лабораторных условиях.

Различают следующие типы звезд : коричневые карлики, белые карлики, красные гиганты, переменные, звёзды типа Вольфа-Райе и типа T Тельца, новые, сверхновые и нейтронные звезды. Более подробно об этом можно почитать в материалах, ссылки на которые даны в конце текста.

Фото кликабельны, чтобы увеличить их, нажмите на картинку:
1. M13 - огромное шаровое звездное скопление; 2. Миллионы звезд в Омега Центавра.

По количеству звезд , связанных в группу, различают одиночные и кратные (двойные, тройные и большей кратности) звёздные системы. Если в систему входит более десяти звёзд, её называют звёздным скоплением. Наше Солнце является одиночной звездой. В галактике очень распространены двойные (кратные) звёзды (более 70 % звёзд). Например, самая яркая из визуально наблюдаемых на небе звёзд Сириус является двойной (рядом с ней вокруг единого гравитационного центра вращается еще белый карлик).

Различные типы звезд проходят различную эволюцию . Ее основные этапы следующие: рождение, жизнь на главной последовательности, финальный этап и смерть звезды. Звезды рождаются из газопылевых облаков, когда происходит гравитационное сжатие и разогрев вещества до температур, запускающих термоядерные процессы. Области звездообразования выдает, как правило, присутствие массивных горячих и ярких (молодых) звезд. Заканчиваю свою жизнь, в зависимости от класса, обычные звезды либо переходят в белые карлики, нейтронные звезды или пульсары, либо затухают и становятся невидимыми ("черные" карлики), либо взрываются как сверхновые, либо превращаются в черные дыры.

Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько на небе звезд? А может и хотели их посчитать? Звездное небо — это большая тайна, которая издавна манит к себе взрослых и детей необычными яркими огоньками и интересными явлениями. Но оказывается то, каким мы видим его, — только красивая обертка, а на самом деле существует целый звездный мир со своими историями, приключениями и другими интересными событиями. Какими именно? Об этом расскажет наша сказка про Медведицу и Полярную Звезду. Поэтому усаживайтесь удобнее.

Необычный звездный мир или сказка про Полярную звезду и ее подруг

Издавна на небе живет множество маленьких ярких звездочек, которые являются едва ли не самыми прекрасными созданиями во всем мире. Их сияющие одежды — это настоящая возможность для гордости, ведь они привлекают даже людей — странных созданий, живущих на одной из планет. Почему странных? Да потому, что звездам никак не удавалось понять их образ жизни: они вечно куда-то спешили, даже не зная дороги, подвергая себя опасности заблудиться, редко думали о том, каким на самом деле является мир и в чем заключается их назначение. Заботы, заботы и заботы. Так и проходила их жизнь на одной из самых живописных планет Вселенной.
Маленьким ярким звездам было совсем непонятно, как же так можно жить, ведь они, в отличие от людей, никогда никуда не спешили, жили размеренно и постоянно думали о высоком — смысле жизни, небесной гармонии и невероятной красоте Вселенной. Больше всего они интересовались и увлекались необычными законами, что руководили их миром, который назывался Космосом. В нем с невероятной скоростью проносились кометы, метеориты и целые системы планет, при этом их маршруты были настолько точными и гармоничными, что они не сталкивались друг с другом. В этом и заключалась небесная гармония — очень продуманная система правил и законов, которых четко придерживались все небесные тела.
В свободное от раздумий время звездочки радовались своими нарядами, пели звездные песен и даже водили звездный танец. Правда, он очень отличался от того, что под танцем понимали люди. Причина этого проста — звездочкам было запрещено передвигаться с места на место, поэтому их движения были чрезвычайно ограниченными. Маленьких красавиц это удивляло, но они никогда не возмущались и не протестовали, понимая, что это одно из правил небесной гармонии. Вообще, привычка возмущаться тоже присуща только людям.


Однажды во время таких развлечений Полярная звезда — самая яркая звездочка на небосклоне начала рассуждать о людях:
— Смотрите, они снова заблудились.
— Кто? — переспросила одна из ее подруг.
— Да моряки же! Поплыли не в ту сторону. Ну как же так можно отправляться в дорогу, совсем не разбираясь в сторонах света?
— Действительно, — подхватила ее разговор другая небесная красавица, — вот и чумаки заблудились. Долго же им придется искать соль, если вообще найдут.
— А если и найдут, то по дороге домой опять заблудятся, — звонко засмеялась Полярная звезда и вдруг замолчала. Ей показалось, что неправильно смеяться над людьми, которые живут так далеко внизу. Хорошо им, звездам. С высоты действительно все прекрасно видно. Но разве так же легко жить без указателей?
Полярная звезда была не только самой яркой, но и очень доброй и умной. Поэтому она мгновенно придумала интересную идею:
— А что, если мы станем указателями для людей? Будем указывать им путь. Нам же все равно нельзя удаляться друг от друга, поэтому людям легко будет запомнить отдельные наши группки и ориентироваться в пространстве. А для лучшего понимания мы сейчас быстро нарисуем карту звездного неба.
Отличная идея! — поддержала Полярную звезду одна из ее ближайших соседок. — А я еще предлагаю и названия нашим группам придумать. Например, Мицар, Мирак и их подруги мне очень похожи на медведицу. Почему бы им так и не назваться?
— Хм, а вы мне похожи на маленького медвежонка! — засмеялась Мицар.


— Большая и Малая Медведица! — подытожила Полярная звезда, — по-моему, прекрасно звучит. Сказка про Полярную звезду и Малую Медведицу — хорошее название для новой интереснейшей истории.
— Полярная звезда, может будешь потом фантазировать о своих приключениях, а сейчас завершим начатое? — прервала ее размышления Мицар.
— Да, конечно! Нужно нарисовать карту, чтобы помочь людям.
Вот так и образовались на звездном небе отдельные созвездия и с давних пор люди привыкли ориентироваться по ним. Поэтому, если ты чего-то не знаешь, не забывай время от времени поднимать голову к небу. Маленькие яркие красавицы всегда готовы прийти на помощь.


Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

МОУ Травнинская средняя общеобразовательная школа Доволенского района Новосибирской области

Литературно-поэтический конкурс «Солнечная страна»
Номинация: Реальные или выдуманные истории
Тема: Звёздочка

В одной семье не было детей. Супруги потеряли всякую надежду и смирились со своей судьбой. Они понимали, что помочь им может только чудо. Но они были слишком взрослыми, чтобы верить в чудеса.
Однажды поздним вечером супруги увидели в небе падающую звезду. Желание у них было одно на двоих - стать родителями. Его-то они и загадали.
А вскоре наши герои услышали раздирающий душу детский плач. Казалось, ребёнок плакал прямо под окнами дома. Открыв двери, они увидели маленькую девочку. Она поражала своей необыкновенной красотой. Мужчина взял девочку на руки и, чувствуя прилив нежности, вошёл в дом. Женщина оглядела двор, но никого и ничего не заметила. Войдя в дом, она поманила к себе ребёнка. Девочка подняла на неё глаза. Глаза были синие-синие, как сама Вселенная. Милое личико окаймляли золотистые волосы. От ребёнка веяло теплом. И ещё наших героев поразило то, что девочка словно излучала мерцающий свет, как звёздочка. Ну, разве можно не полюбить такого ребёнка?!
Супруги с первого взгляда полюбили девочку и растили ее как свою родную дочь. Дали ей имя - Ариэль. Она росла в ласке и любви. Каждый год родители открывали все новые и новые способности и возможности ребёнка. Но иногда замечали за ней странности и считали это причудой. Ариэль разговаривала со звёздами. Она рассказывала родителям, что звезды зовут её к себе. Ей очень хочется отправиться к звёздам, но она не может покинуть Землю, пока не подрастёт. Женщина очень переживала после таких разговоров с дочерью, а мужчина посмеивался. Он был очень практичным человеком и не верил во всякие чудеса. Хотя и признавал, что само появление девочки - чудо. Но объяснял это по-своему: «За наше долготерпение мы были награждены Богом или провидением. Но мы это заслужили. Дочке с нами хорошо, зачем ей куда-то отправляться?»
Прошло время, девочка подросла. Но ее желание отправиться в космос только усиливалось с годами. Когда она думала об этом, её кожа светилась мерцающим светом. Однажды Ариэль поняла, что воздух для нее, словно вода для жителей водных глубин. Она легко оттолкнулась ногами от земли и взмыла высоко в небо. Родители были ошеломлены и напуганы. А ещё они поняли, что теперь ничто не удержит их ненаглядную девочку на Земле, рядом с ними. Как же тяжело стало на сердце у обоих. Мужчина и женщина были бы совсем не против, чтобы их дочь осталась самым обыкновенным человеком.
Пришло время разлуки. Ариэль окрепла, освоилась в воздухе, а звезды неумолимо звали к себе. Родителям дала обещание не забывать и навещать. И вновь легко оттолкнулась ногами от Земли и стремительно полетела ввысь. Её золотистые волосы развевались, словно языки пламени. Ариэль быстро покинула земную атмосферу и оказалась в безвоздушном пространстве. Там, далеко в космосе она ощущала лишь приятную лёгкость. Привычного земного дыхания не было, но она жила! Она была дома! И ей казалось, что звезды шепчут приветливые слова. Откуда-то извне послышался голос или что-то наподобие голоса, сказавший ей, что она - Дитя Космоса! Это известие придало силы. Восторг захлестнул Ариэль. Она могла свободно передвигаться от звезды к звезде, от одной Галактики к другой. А когда уставала, могла присесть на какой-нибудь пролетающий мимо астероид или метеорит. Звезды, планеты, галактики, туманности, переливающиеся розовым, голубым, зелёным светом, а то и всеми цветами радуги, ошеломляли и радовали маленькую, но бесстрашную девочку. Лишь к таинственным чёрным «дырам» Ариэль не приближалась. Она знала - там опасность!
Наша маленькая, хрупкая девочка помнила, что ее вырастили на чудесной голубой планете Земля. Она привыкла считать своим домом Землю. Ариэль часто навещала родителей, рассказывала им об увиденном и услышанном там, далеко от Земли. Родители ещё больше полюбили свою доченьку. С нетерпением ждали её неожиданных возвращений и пугались её неожиданных отлётов.
Однажды, гуляя далеко в космосе, Ариэль встретила инопланетян. Они были невысокого роста, кожа серая, покрыта большими складками. Огромные зелёные глаза злобно рассматривали девочку из-под надбровных дуг. Они прекрасно поняли, кого встретили на своём пути, знали, что силу девочке даёт Космос. Поэтому предложили ей присоединиться к ним. Поделились своими планами. И самыми ближайшими планами было уничтожение планеты Земля. Ариэль без раздумий отказалась. Она решила, во что бы то ни стало спасти родную планету. Звезды подарили бесстрашной девочке необычайно прочный и красивый звёздный щит. Солнце наделило ее огненной силой.
Инопланетян было бесчисленное множество. Они одновременно повернулись в сторону Земли. Из их глаз заструился зелёный свет, нёсший гибель планете. Ариэль создала вокруг себя звёздный щит и отбила атаку инопланетян. Собрав в руке мощный огненный шар, дитя Космоса одним ударом уничтожила непрошеных злобных «гостей».
Серые существа были уничтожены, а маленькая планета светилась под лучами солнца голубым светом. Бедная девочка отдала все свои силы, чтобы спасти родной дом, любимых и дорогих для неё людей, и превратилась в самую яркую звёздочку во всей нашей Галактике. Она и сейчас ярко и задорно сияет на загадочном ночном небосводе. Своим сиянием звездочка делает души людей чище и манит в звёздные дали.

Вопрос

Подумаем вместе: почему люди смотрят на звёзды?

Люди во все времена любили смотреть на звезды, наблюдали за ними, изучали их, строили предположения о том кто создал Вселенную, придумывали им названия и красивые истории о них, ведь ничто не может сравниться с завораживающим и пугающим одновременно своей бесконечностью, таинственным звездным небом.

Звезды очень красивы и они, безусловно, украшают небо и особенно в безоблачную ночь. Красивое, красота всегда притягивает взгляды людей.

Задание

Ты конечно, тоже разглядываешь ночное звёздное небо. Что при этом тебе представляется? О чем ты думаешь?

Придумай фантастическую историю про звездное небо.

Когда я разглядываю ночное звёздное небо, то мне представляется безмерное пространство, темное и очень далекое. Я думаю о том, как в этом пространстве далекие от нас звезды существуют. Есть ли на этих звездах жизнь, или там как в пустыне ночью – темно, холодно, и безжизненно.

«Однажды я приехал к своему другу в деревню. У его семьи было большое фермерское хозяйство, и однажды мы с Андреем и его дедушкой пошли в ночное, пасти лошадок. Сделали все необходимые приготовления, и легли у костерка. Я долго смотрел на небо. И мне показалось, что я попал в Звездную страну. Первого кого я встретил - была Большая Медведица. Мы с ней познакомились, она спросила мня откуда я, с какой звезды? Я ответил что с планеты Земля, которая недалеко от Луны, Венеры и Марса. Она очень обрадовалась, сказала что знает Землю и немного скучает о ней, потому что жила там. Мы с Медведицей пошли по светящейся большой дороге – Млечному пути и Большая Медведица рассказала мне, кто она на самом деле и как попала на звездное небо.

Когда она жила на Земле её звали Каллисто, она была красавица, а богиня Гера позавидовала ей и превратила в Медведицу. Несчастная Медведица чуть не погибла от руки собственного сына, который встретил ее, возвращаясь с охоты. Но всемогущий бог Зевс спас медведицу и взял ее на небо, превратив в созвездие и даровав бессмертие.

Медведица познакомила меня со своими соседями, я познакомился я с Рысью и Малым Львом. Когда мимо нас пронеслись две собаки я спросил Медведицу, что они тут делают и куда так спешат, Медведица рассказала мне об охотнике Орионе, и его охранниках – собаках – Большом и Малом Псах. Ещё я видел небесного Дракона. А на смешном Жирафе я даже прокатился верхом... А потом, кто-то толкнул меня и спросил, долго ли я еще спать буду. Я очнулся и увидел что небо уже посветлело на горизонте и понял, что грезил наяву. Но все, что было со мной на звездном небе, я помню и никогда не забуду.»

Солнечная «семья»

Почему книга Н.Коперника имела огромное значение? Попробуй ответить на этот вопрос.

Книга Н. Коперника «О вращении небесных сфер» - основной труд астронома XVI века опубликованный в 1543 году в Нюрнберге.

В этой книге была впервые в христианской Европе предложена гелиоцентрическая модель мира, по которой Солнце является центром Вселенной, а планеты движутся вокруг него. Система мира Коперника предлагалась взамен общепризнанной на тот момент геоцентрической модели Птолемея, где центром была неподвижная Земля. Книга Коперника оказала огромное влияние на развитие научной революции в Европе Нового времени. На неё опирались продолжатели, развивавшие коперниковскую систему мира, - Джордано Бруно, Галилей, Кеплер и Ньютон.

Несмотря на все свои несовершенства, модель мира Коперника была крупным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты подготавливало ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов. В конце XVII века Ньютон завершил разработку динамического фундамента небесной механики, и модель Птолемея окончательно отошла в историю.

Как вы думаете, что расскажет о Солнце земледелец, а что – путешественник?

Земледелец:

Солнце это объект дающий тепло и свет, без него не растут деревья, трава, невозможно вырастить овощи и фрукты, пшеницу, из которой делают муку и пекут хлеб, вода в реках, озерах при солнце нагревается, а поливать растения лучше теплой водой.

Путешественник:

Над горизонтом рассеивая ночную мглу встает Солнце, просыпается все живое. В ярком солнечном свете все окружающие нас объекты обладают яркими красками, листва на деревьях ярко-зеленая, небо синее, вода в водоемах голубая, путешествовать наблюдая многоцветье окружающего мира более приятно, чем в дни без солнца, тогда все сумрачно, окружающий нас мир становится серым, все краски приглушенными и настроение становится таким же мрачным, тяжелым, недобрым. Кажется что весь мир застыл в тревожном ожидании чего-то страшного.

Сделаем вывод после проведения опыта «Вращение Луны вокруг Земли», отвечая на вопросы:

Какая сторона Луны освещается Солнцем?

Какую часть Луны видно с Земли?

Движение Луны по орбите мы можем наблюдать по изменениям ее фаз. Луна не излучает света - она видна благодаря отраженному солнечному свету, падающему на ее поверхность. С течением времени внешний вид Луны меняется: то ее совсем не видно, то она представляет собой тонкий серп, то месяц, то полный диск. Все зависит от того, как Луна расположена относительно Земли и Солнца.

Важно запомнить простую вещь: Луна как любое сферическое тело, всегда освещается Солнцем одинаково. В каком бы положении ни находилась Луна, Солнце освещает почти точно половину ее поверхности, то есть целое полушарие.

Если мы видим тонкий серп, это значит, что невидимая нам часть Луны освещена почти полностью. Если Луна предстает перед нами в виде месяца, то ее обратная сторона также освещена ровно наполовину. И понятно, что во время полнолуния невидимая часть нашего спутника погружена во тьму, а во время новолуния обратная сторона сияет под солнечными лучами.

Так как скорость вращения Луны вокруг своей оси и скорость вращения вокруг Земли почти одинаковая мы видим всегда только одну сторону Луны.

В ясную погоду посмотрим внимательно на луну. Для этого используем бинокль. На что похожи темные пятна на её поверхности?

Тёмные области на Луне называются «Морями», это относительно ровные участки поверхности спутника, покрытые застывшей лавой, в противоположность светлым областям - «материкам», которые покрыты реголитом, пылью, камнями. Моря подразделяются на собственно моря, океаны, озёра, заливы и болота. На видимой стороне находится значительно больше морей, чем на обратной (21 море, один океан и 16 озёр против 2 морей и 3 озёр) и сами моря большего размера. Возможно из-за такой разницы Луна и повернута к Земле одной стороной.

Задание

Сочини рассказ « Если бы мы прилетели на Луну, то увидели бы…»

«Если бы мы прилетели на Луну, то увидели бы, что Атмосфера на Луне практически отсутствует, потому небо тут - всегда черное как уголь, и ночью, и днем, температура в дневное время солнце раскаляет поверхность до +120°C, а ночью она опускается до −160°C.

Поверхность Луны покрыта так называемым реголитом - смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью.

Поверхность Луны можно разделить на два типа: очень старая гористая местность (лунный материк) и относительно гладкие и более молодые лунные моря. Лунные «моря», которые составляют приблизительно 16 % всей поверхности Луны, - это огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой.

Мы бы обнаружили отверстие в поверхности Луны, расположенное недалеко от вулканического плато Холмы Мариуса, предположительно ведущее в тоннель под поверхностью. Диаметр отверстия составляет около 65 метров, а глубина, предположительно, 80 метров.

Учёные считают, что подобные тоннели сформированы путём затвердевания потоков расплавленной породы, где в центре застыла лава. Данные процессы происходили в период вулканической активности на Луне. Если бы мы объехали всю луну на луноходе, то с обратной, невидимой нам стороне Луны, увидели бы огромный «бассейн» - впадину диаметром 2250 км и глубиной 12 км - это самый большой бассейн в Солнечной системе, появившийся в результате столкновения Луны с астероидом.

Мы наверно смогли прокатиться и с куполов и хребтов в борозды - узкие извилистые долиноподобные понижения рельефа. К сожалению нам нельзя долго быть на такой безжизненной планете-спутнике земли, там нечем дышать, нет свободной воды, температуры не пригодны для нашего пребывания. Но люди все равно будут летать на Луну, исследовать её, потому что это очень притягательный и неизведанный космический объект на долгие времена.»

Глобус – модель Земли

Рассмотрим глобус. Определим, какого цвета на рисунке больше - голубого или коричневого, Что обозначено голубым цветом? А коричневым?

На глобусе, модели Земли, голубым цветом обозначена вода, и коричневым суша.

Сделаем вывод: чего больше на Земле - суши или воды? Найдем на глобусе океаны и материки. Прочитаем и запомним их названия.

На Земле воды больше чем суши.

На Земле 4 океана и 6 материков.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Материки: Евразия (самый большой), Австралия, Антарктида, Африка, Северная Америка, Южная Америка.


Самое обсуждаемое
Справочник по русскому языку Слово в корне после ц пишется ы Справочник по русскому языку Слово в корне после ц пишется ы
Кто открыл морской путь в индию Кто открыл морской путь в индию
Предлоги - португальский язык Предлоги в португальском языке Предлоги - португальский язык Предлоги в португальском языке


top