Память как высшая психическая функция (Л. Выготский) и ее экспериментальные исследования (А.Н

Память как высшая психическая функция (Л. Выготский) и ее экспериментальные исследования (А.Н
Читайте также:
  1. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  2. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  3. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  4. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  5. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.

В первые месяцы жизни память проявляется на уровне условных рефлексов (например, заслышав голос матери, ребенок перестает плакать). К шести месяцам выявляется процесс узнавания того, что чаще; всего окружает ребенка (игрушки, родители и др.). Для этого возраста характерен феномен «скрытого периода»: стоит тому, с кем ребенок постоянно имеет контакт, исчезнуть на несколько дней, как он перестает узнавать его. С возрастом продолжительность скрытого периода увеличивается. С этим связан тот факт, что события первых трех лет плохо воспроизводятся в более старшем возрасте. (Ранее отмечалось, что «провал» в памяти на этот период обусловлен недоразвитостью в этом возрасте гиппокампа.) Процесс воспроизведения информации проявляется на втором году жизни.

Дошкольный возраст - это преимущественно непроизвольная память и начало развития социально обусловленных видов памяти (произвольной, опосредованной и логической). Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, что обусловлено характером учебной деятельности. При этом до подросткового возраста приоритет в развитии принадлежит природной памяти, впоследствии же эта динамика природной и социально обусловленной памяти выравнивается.

Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется. Примерно к 30-40 годам «эстафету» в развитии принимают социально обусловленные виды памяти, которые поддерживают ее общие свойства на постоянном уровне. Далее память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки. К старческому возрасту человек «впадает в детство» - в памяти воскрешаются подробные эпизоды далеких ребяческих лет.

В1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории – теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами - знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием».



Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности».

Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), - представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.

Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским:

Детское развитие имеет сложную организацию вовремени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).



Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон развития высших психических функций «извне внутрь».

Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).

Память как ВПФ. У человека ВПФ взвиваются на основе натуральных

Признаки ВПФ:

  1. социальны по происхождению
  2. опосредованы – используются искусственные стимулы
  3. произвольны – их можно контролировать, связаны с личностным развитием.
  4. системность – ВПФ состоит из нескольких ПФ, их структура и компанивка меняется.

Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)

  1. внешнее развитие – появление письменности (зарубки, узелковое письмо)
  2. внутреннее развитие – дополнение внешних знаков с внутренней стороны (речь, язык)

приводит к словесно-логической памяти у человека.

Линия натурального развития сменяется развитием ВПФ.

Методика двойной стимуляции (Леонтьев)

З группы испытуемых: дошкольники, школьники, студенты.

a) Без использования стимулов – средств

b) С использованием стимулов – средств (карточки с изображениями предметов.)

Надо запомнить 15 слов

Результаты:


Без использования

стимулов - средств

Дошкольники школьники студенты

Продуктивность запоминания лучше с использованием карточек. Это говорит о роли искусственных средств для улучшения памяти.

Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Школьники – на стадии их использования. Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства.

7. Патогенез (Рибо: см. вопрос 2-Б).

8. Актуалгенез (когнитивная психология: см. вопрос 16-А).

Генетическая классификация Блонского.

Развитие Вид (название и кто изучал) Онтогенез Филогенез
Начало Расцвет Окончание
Моторная (Уотсон, классики экспериментальной психологии памяти, Леб). Память-привычка Первые месяцы жизни – первый сочетательный рефлекс: положение при кормлении Младший школьный возраст: ручной труд, катание на коньках и т.д. Половое созревание: не прогрессирует Уже у простейших (привыкание)
Аффективная (Рибо). Память чувств 6 месяцев и раньше Не известно, но около 5 лет Не известно Йеркс: дождевых червей били током, если они ползли не в тот туннель в Y-образном лабиринте. Блонский: аффективная память
Образная (Аристотель). Память-воображение Штерн: 6 месяцев – 2 года Раннее детство: «образное мышление» - воображение Эйдетические образы сильно ослабевают после полого созревания Высшие млеки. Некоторые собаки «охотятся» во сне
Вербально-логическая (Жане). Память-рассказ Жане: начинается в 3-4 года Продолжается до юношеского возраста Доподлинно не известно Появляется только у человека

А. Браун (англ. A. L. Brown ) определяет метапознание как знание о своем собственном знании . Она разделила метапознание на две широкие категории:

1. знание о познании - совокупность видов деятельности, включающих сознательную рефлексию над когнитивными действиями и способностями;

2. регуляция познания - совокупность видов деятельностей, требующих механизмов саморегуляции на протяжении обучения или решения проблем.

Метапамять - Знания человека о том, как функционирует его память; например, знание, что вам требуется повторить несколько раз ряд цифр, чтобы удержать их в памяти.

12. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.

Проблема улучшения памяти волнует людей с незапамят ных времен (Аристотель, Цицерон). J Существует большое количество факторов, влияющих на хорошую память.

Во-первых, это нормальное функционирование головного мозга и соматических систем (Þ надо ограничить себя в приеме алкоголя, курении и, наоборот «в здоровом теле здоровый дух» + глюкоза мозгу).

Во-вторых, при условии функционирования материального (мозг и тело) надо специальным образом настроить идеальное (т.е. наши психические функции). Примером искусственной настройки памяти может служит мнемоника.

Мнемоника (= мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Виды мнемотехник (Клацки, Солсо):

· Метод мест (топологический метод, метод размещения). Йейтс:

1. Идентификация знакомых мест, расположенных последовательно.

2. Создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами.

3. Воспроизведение путем «посещения» этих мест, служащих признаки для элементов.

· Придумывание рассказа . Надо запомнить число π. Пр.: «Надо только постараться, и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть». «Что я знаю о кругах?». «Кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уж знает». «Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны».

· «Слова-вешалки ». Одни слова выучиваются методом рифм («one is bun, two is shoe…»), а второй список слов (молоко, батон) «навешивается» на первый. Пр.: Молоко льется на булку, башмак ударяет по батону и ломает его пополам.

· Метод ключевых слов . Пр.: английское слово «vessel» (корабль) → русское слово «весло»→образ «корабль с веслами».

В целом – главное, чтобы, все способы улучшения были вместе и в тоже время не в куче: для каждой ситуации – свой эвристичный метод.

Летотехника – система приемов, облегчающих забывание (напр., у студентов: после первого экзамена надо срочно забыть соответствующий материал, чтобы он не мешал при подготовке к др. экзамену J). Классический пример летотехники – забывание у Ш. в исследовании Лурия (см. вопрос 6-А).

ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ

(англ. phenomenal memory) - способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и т. п.). П. ф. нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная - у В. Моцарта, А. Глазунова, зрительная - у Ф. М. Достоевского и т. п.). См. Гипермнезия. (Т. П. Зинченко.)

ГИПЕРМНЕЗИЯ

(англ. hypermnesia ) - усиление памяти . Г., как правило, носит врожденный характер и заключается вспособности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и наболее длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить неудается.

13. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).

I. Ассоцианизм.

II. Психоанализ. Фрейд («Психопатология обыденной жизни») предположил, что наряду с обычным забыванием (время), есть еще и мотивационно обусловленное забывание. Мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим его помнить. Согласно Фрейду, содержание памяти может быть вытеснено в область бессознательного («забытого») по двум причинам: 1) воспоминание несет в себе травматический опыт; 2) содержание воспоминания само по себе нейтрально, но может быть ассоциативно связано с иным, травмирующим содержанием. Пр.: Фрейд трижды забывал купить в магазине свой любимый сорт бумаги (fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess) и посему было вытеснено и, как следствие, забыто.

III. Гештальтпсихология.

Большое внимание Л.С. Выготский уделял изучению эйдетической памяти, как одной из стадий в развитии памяти человека. Эта память характеризуется тем, что ребенок может точно и на достаточно длительное время с мельчайшими деталями запомнить любую картинку. Эта способность и получила название «эйдетическая память». В филогенезе человека этот этап развития памяти можно соотнести с памятью примитивного человека. Туземцы, например, могут безошибочно узнать след любого известного ему животного и определить, в какую сторону оно побежало, также эти люди идеально запоминают местность (топографическая память). Индейцам, например, достаточно один раз увидеть пейзаж, чтобы запомнить его в мельчайших деталях и не заблудиться там. Так же «Левингстон отмечает выдающуюся память туземцев Африки. Он наблюдал ее у посланников вождей, которые переносят на громадные расстояния очень длинные послания и повторяют их слово в слово» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Соответственно, у них нет письменности. По словам Энгельса: «человек используется памятью, но не господствует над ней», а скорее она берет над ним верх. «Она подсказывает ему нереальные вымыслы, воображаемые образы и конструкции. Она приводи его к созданию мифологии, которая часто является препятствием к развитию его опыта, заслоняя субъективными построениями объективную картину мира» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

И, как только человек смог «обуздать» свою память, став ее хозяином и создав вспомогательные средства, он смог перейти на более высокую ступень развития. С возникновения письменности и, немного ранее, определенной символики, началось развитие более совершенной памяти. Изначально, опосредование происходило с помощью подручных средств: зарубках на палках или узелках на одежде, но эти нехитрые приемы впоследствии стали более изощренными и сложными, например, квипу , употреблявшиеся в древнем Перу, в Древнем Китае, Японии и некоторых других странах. Квипу – это послания, сделанные с помощью узелков, которые, завязанные в определенной последовательности и особым образом, несут сообщения. С их помощью, до изобретения письменности люди общались, делились информацией и важными новостями. Именно открытие символов как способа упрощения запоминания можно считать эволюцией памяти. «Клод считает, первой стадией в развитии письменности мнемоническую стадию. Любой знак или предмет является средством мнемонического запоминания» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Исследования, которые А.Н. Леонтьев приводит в своей статье «Развитие высших форм запоминания» направлены на доказательство развития запоминания через процесс опосредствования.



А.Н. Леонтьев описывает ряд экспериментов, которые проводились на детях от 4 до 13 лет и на студентах. Суть их была такова: испытуемым диктовали слова, после первой серии детям нужно было просто повторить прозвучавшие слова, во второй и третьей сериях им был предложен дополнительный материал – карточки-картинки, содержание которых никак не совпадало со списком продиктованных слов во время этих сессий.

Во время прослушивания ряда слов, предлагалось выбрать карточку, которая, по его мнению, помогла бы вспомнить определенное слово: «Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово» (А.Н. Леонтьев).

После анализа результатов стали очевидны несколько фактов:

Во-первых, третья серия у детей 4-5 лет очень слабо отличается от второй (показатели третьей чуть выше), но уже следующая возрастная группа детей (6-7 лет) показала более высокие результаты, что доказывает, что начинается быстрое развитие опосредованной, логической памяти.

Во-вторых, дети от 7 до 12 лет тоже показали хорошие результаты, но темп развития их памяти по сравнению с предыдущей возрастной группой несколько ниже. Разница между второй и третьей сериями становится менее заметной и как бы «сглаживается».

Из этого можно сделать следующий вывод: «начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп развития без помощи карточек» (А.Н. Леонтьев).

Если представить эти изменения в графическом виде, то, графическая форма будет похожа на параллелограмм: «Обе линии (вторая и третья серии) развития представляют собой кривые две кривые, сближающиеся в нижнем и верхнем пределах» (А.Н. Леонтьев).

В целом, этот эксперимент показывает, как в процессе взросления развивается память, как от эйдетической (рассмотренной выше) она трансформируется в логическую с помощью использования знаков-символов, которые упрощают процесс запоминая. «Прежде чем сделаться внутренними, эти стимулы-знаки являются в форме действующих извне раздражителей. Только в результате своеобразного процесса их «вращивания» они превращаются в в знаки внутренние, и таким образом из первоначально непосредственного запоминания вырастает высшая, «логическая» память» (А.Н. Леонтьев).

Память – это высшая психическая функция, что означает сложный психический процесс, прижизненно формирующийся, социальный по своему происхождению и сознательно выполняемый. Важнейшей характеристикой высшей психической функцией является её опосредованность различными знаковыми системами, которые являются результатом культурно – исторического развития человечества. Высшая психическая функция представляет собой психологическую систему, которая образуется путем надстройки новых образований над старыми, при этом старые сохраняются в виде подчиненных слоев внутри нового целого.

Существенную роль развития опосредованного запоминания в своих работах отмечал Л.С. Выготский. Он говорил, что по мере развития у человека опосредованного запоминания, он мог подчинять память своим целям, контролировать ход запоминания, делать его все более волевым.

Опосредованная память, как писал Л.С. Выготский, является отображением все более специфических особенностей человеческого сознания. Проблема опосредованного запоминания может привести к проблеме вербальной памяти, которая играет существенную роль в жизни современного культурного человека и которая основывается на запоминании словесной записи событий, их словесной формулировке.

С развитием опосредованного запоминания может начать меняться не только структура самой функции памяти, но и характер функций, с помощью которых происходит запоминание, а так же межфункциональные связи между памятью и другими функциями.

«Память в раннем возрасте – одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которой строятся все остальные функции». С точки зрения Выготского, мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью, мыслить для него – значит вспоминать.

Мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти, и чтобы продемонстрировать это Л.С. Выготский приводит пример развития понятий у детей. (например, дать определение «улитке»). На определенном этапе ребенок дает сжатые описания воспоминаний о предмете, здесь не важна логическая структура понятий. На этом этапе важно воспоминание, будет проявляться конкретность детского мышления, из которого вытекает общее понятие о вещах, оно полностью связано с памятью, и не может пока носить характер абстракции.

Опыт и непосредственное влияние опыта ребенка, которое содержится в памяти, определяют структуру мышления на ранних этапах развития. « Не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, определяющим моментом является память ребенка»

Теория деятельности:

Память выступает как особый вид психологической деятельности, включаю щей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследу ется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения) , сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависи­мости от организации мнемической деятельности

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.


Самое обсуждаемое
Дидактические материалы по английскому языку Компьютерная программа Rosetta Stone - English Дидактические материалы по английскому языку Компьютерная программа Rosetta Stone - English
Оккупация территории ссср войсками третьего рейха на фотографиях солдат вермахта Оккупация территории ссср войсками третьего рейха на фотографиях солдат вермахта
Пьеса «Женитьба» - анализ произведения Гоголя Она выходит замуж пьеса читать Пьеса «Женитьба» - анализ произведения Гоголя Она выходит замуж пьеса читать


top