Процесс исторического развития общества. Начало процесса и возникновение общества

Процесс исторического развития общества. Начало процесса и возникновение общества

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода-пар -вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например, болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать, как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII-XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно- технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А. Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...». В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»

Развитие общества

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросами: «В каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?». В современном обществознании выделяют два направления и три формы развития общества . Направления развития общества Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом . Соответственно, общественный прогресс - это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. Важный признак общественного прогресса - тенденция к освобождению человека. Выделяют следующие критерии общественного прогресса:
    1) рост благосостояния и социальной защищенности людей; 2) ослабление конфронтации между людьми; 3) утверждение демократии; 4) рост нравственности и духовности общества; 5) совершенствование человеческих отношений; 6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
Если сделать попытку графически изобразить развитие общества, то получилась бы не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Речь идет о втором направлении развития - регрессе. Регресс - развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему. Например, период фашизма был периодом регресса в мировой истории: погибли миллионы людей, были порабощены различные народы, разрушены многие памятники мировой культуры.
Но дело не только в таких поворотах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют различные сферы, одновременно происходит множество процессов, развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного механизма, все эти процессы и виды деятельности находятся во взаимной связи, но вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс в технике - от каменных орудий труда до сложнейших станков с программным управлением, от вьючных животных - до автомобилей, поездов и самолетов. В то же время технический прогресс приводит к разрушению природы, к подрыву естественных условий существования человечества, что, безусловно, является регрессом. Кроме направлений, выделяют также формы развития общества . Самой распространенной формой общественного развития является эволюция - постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Характер эволюции - постепенный, непрерывный, восходящий. Эволюция делится на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена. Например, эволюция науки и техники. При определенных условиях общественные изменения происходят в форме революции - это быстрые, качественные изменения, коренной переворот в жизни общества. Революционные изменения носят радикальный и фундаментальный характер. Революции бывают долговременные или кратковременные, в одном или в нескольких государствах, в одной или нескольких сферах. Если революция затрагивает все уровни и сферы общества - экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей, то она называется социальной Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-05

">Контрольный срез для 10 классов

Тест № 1.

  1. ">В процессе развития общество: ">

">А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

">Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

">В) "> ">осталось частью природы;

">Г) перестало оказывать влияние на природу.

">2. "> Деятельность законодательных органов власти относится к:

">А) духовной сфере жизни общества;

">Б) экономической сфере жизни общества;

">В) "> ">политической сфере жизни общества;

">Г) социальной сфере жизни общества.

">3 ">. К формам чувственного познания относится:

">А) суждение; Б) наблюдение;

">В) ощущение; Г) умозаключение

">4. ">Положение человека в обществе – это:

">А) социальный статус; Б) социальная роль;

">В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.

">5. "> Одним из основных признаков правового государства является:

">А) публичная власть;

">Б) система государственных законов;

">В) система правоохранительных органов;

">Г) разделение властей.

">6. ">Отличительной особенностью элитарной культуры является:

">А) сложность содержания;

">Б) ограниченность национальными рамками.

">В) способность приносить прибыль;

">Г) ориентация на широкую публику.

">7. ">К отраслям частного права относится:

">А) гражданское; Б) уголовное;

">В) административное; Г) конституционное.

">8. "> Высшим представительным органом РФ является:

">А) Федеральное Собрание; Б) правительство;

">В) Верховный Суд; Г) Президент.

">9 ">. Отклоняющееся поведение – это:

">А) любые изменения в жизни человека;

">Б) перемещение человека в пределах своей группы;

">В) несоблюдение принятых в обществе норм;

">Г) изменение социального статуса человека.

">10. ">В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

">А) систему налогообложения;

">Б) централизованное установление цен;

">В) директивное планирование производства товаров;

">Г) снабжение населения товарами

">11. ">Верны ли следующие суждения?

">А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

">Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

">12. ">Верны ли следующие суждения?

">Политическая партия как институт политической системы:

">А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

">Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

">13. ">Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

">Типы обществ ">: ">Характеристики общественного развития ">:

  1. ">традиционное А) промышленный переворот;

">2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;

">3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.

">14 ">. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

">А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

">Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

">В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

">Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

">Д) гражданка вступила в повторный брак;

"> Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

">15. ">Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

">а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

">б) коммерческая направленность;

">в) сложность и противоречивость;

">г) общедоступность;

">д) расчет на узкий круг знатоков;

">е) анонимность.

">16. ">Выполните схему формы государственного правления.

">17 ">. Какое слово пропущено в схеме?

">18. "> Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

">Признаки Область

"> культуры

  1. ">исполнение обрядов А) мораль
  2. ">убежденность в существовании Б) религия высшей силы
  3. ">нацеленность на идеальные отношения между людьми
  4. ">отсутствие специальных учреждений, утверждающих нормы и контролирующих их исполнение
  5. ">представления, основывающиеся на вере

">19 ">. Назовите пять признаков демократического государства.

">20 ">.Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами гражданского права.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3 . К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

9 . Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

15. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

">16. ">Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

17. Выполните схему «Сферы жизни общества».

" xml:lang="en-US" lang="en-US">18 ">. Заполните пробел в схеме.

19 . Установите соответствие между факторами производства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

  1. подъемный кран А) земля
  2. лес Б) капитал
  3. пашня В) труд
  4. фермер
  5. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

20 . Найдите в приведенном ниже списке основные направления социальной политики. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. выплата государственных пенсий и социальных пособий
  2. охрана природных ресурсов
  3. воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии
  4. создание службы занятости населения
  5. управление государственными предприятиями
  6. установление гарантированного минимума заработной платы

21 .Назовите две черты, отличающие конституцию от всех других законов.

22 .В чем может проявляться социальная природа человека? Приведите пример.

1. Человека как личность характеризует:

А) особенности строения тела;

Б) общественная активность;

В) особенности темперамента;

Г) состояние здоровья

2 . К демократическим ценностям относится:

А) национализм; Б) милитаризм;В) монополизм; Г) плюрализм

3 . Новым видом денежных расчетов в современной России является:

А) бартерная сделка; Б) оплата с помощью векселя;

В) платеж при помощи кредитной карты; Г) платеж наличными;

4. Приведите три примера негативного влияния общества на состояние природной среды.

5. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

6. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

А) обобщенное суждение о предмете; В) понятие о предмете;

Б) конкретный образ предмета; Г) объяснение причин изменения предмета.

7. Укажите любые три существенные отличия человека от животного.

8. Природа:

А) является частью общества;

Б) определяет развитие общества;

В) оказывает влияние на общество;

Г) не зависит от общества.

10. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе:

А) социология; Б) политология;

В) правоведение; Г) этика.

11. Верны ли следующие суждения? Человека от животного отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Каждый предмет материальной культуры – это результат работы не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы».

Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Что производить? А) определение круга потребителей, пользующихся товарами и

2) Как производить? услугами;

3) Для кого производить? Б) определение товаров и услуг, предлагаемых потребителю;

В) определение способов получения необходимого результата.

14 . Установите соответствие между основами брака и семьи и их проявлениями; к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Проявления Основы брака

  1. взаимное уважение супругов А) нравственные
  2. достижение брачного возраста Б) правовые
  3. регистрация брака
  4. соблюдение семейных традиций

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

">15 ">. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции должны представлять демографические социальные группы, 3 последующие– этнические социальные

">группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

"> 1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, … .

">а) мужчины, б) нации, в) племена, г) народности, д) женщины, е) молодежь.

16. Закончите фразу. Действующая Конституция РФ была принята в _____________г.

">17. ">Вставьте пропущенное слово: Международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в котором впервые сформулированы все основные гражданские, политические и социальные права человека, - это _________________________________ ">.

18 Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« — это общепринятое средство платежа, которое может обмениваться на любые товары и услуги».

19. Какое слово пропущено в схеме?

20. Найдите в приведенном ниже списке признаки, свойственные любому государству. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. наличие парламента
  2. наличие территории
  3. наличие законов
  4. наличие политической власти
  5. наличие монарха
  6. наличие силовых структур
  7. наличие конституции.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Тест № 4.

  1. Обществом в широком смысле слова называют:

А) совокупность форм объединения людей;

Б) весь окружающий мир;

В) группы, в которых происходит общение;

Г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

2. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:

А) участие в коммерческой деятельности; Б) контроль личной жизни граждан;

В) создание вооруженных сил; Г) участие в избирательной компании.

3. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения; Б) директивное планирование производства товаров;

В) централизованное установление цен; Г) снабжение населения товарами.

4. Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

А) кинорежиссера; Б) политика;

В) ученого; Г) преподавателя

5. Деятельность человека отличается от поведения животного тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой; Б) является жестко запрограммированной;

В) основывается на осознанном выборе; Г) связана с проявлением эмоций.

6. Культура в широком смысле:

А) уровень технического развития общества; В) уровень образованности населения;

Б) совокупность всех достижений человека; Г) все жанры искусства.

7. ">Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

8. Государственный бюджет - это:

А) количество денежной массы в стране;

Б) распределение совокупного продукта, созданного в стране;

В) внутренний и внешний долг государства;

Г) распределение доходов и расходов государства на год.

9 . Любое государство характеризуется:

А) наличием собственных силовых структур; Б) многопартийностью;

В) наличием конституции; Г) взаимной ответственностью государства и личности.

10. Соглашение о порядке отношений между работником и работодателем называется:

А) деловым договором; Б) сделкой;

В) коллективным договором; Г) трудовым договором.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Человек – предмет изучения всех наук.

Б. Человек – предмет изучения только гуманитарных наук.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Законодательная власть А) защищает право

2) Исполнительная власть Б) создает законы

3) Судебная власть В) реализует принятые решения

14 . Закончите фразу. Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.

">15 ">. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

"> I гр.-…, …, …; II гр.- …, …, … .

">а) сословия, б) нации, в) классы; г) народности, д) племена, е) касты

16. Запишите слово, пропущенное в схеме:

«Государственная власть РФ».

">17. ">Вставьте пропущенное слово: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.

18. Известно, что природа влияет на развитие общества. Назовите любые три проявления этого влияния.

19. Приведите любые три примера (из истории, литературы, художественных или документальных фильмов, своего собственного опыта), иллюстрирующие выполнение людьми своего нравственного долга.

Тест №5

1. Автором точки зрения: «Первоосновой развития общества является трудовая деятельность. Прежде чем заниматься политикой и философией, человек должен позаботиться о еде, жилье, обеспечении других надобностей» является:

А) Ф. Ницше

Б) К. Маркс

В) К. Поппер

2. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности – это...

Б) философия

В) образование

Г) общественное сознание

3. К политической сфере общества относятся (укажите правильное сочетание):

А. политические институты

Б. социальные отношения

В. общественные настроения

Г. политические партии и движения

Г) Все перечисленное

4. Суждения об истине, являющиеся верными (укажите правильное сочетание):

А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины

Б. Абсолютной истиной называется устоявшееся знание о предмете, явлении,исчерпывающее содержание какого-либо элемента его структуры, функции или фазы развития

В. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, т.е. это то, что очевидно, что нельзя себе представить иначе

Г. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными

Г) Все перечисленное

5. Одна из сфер человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке – это...

А)образование

В) философия

Г) субкультура

6. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей

7. Стоимость денег определяется:

А) драгоценными металлами, которыми они обеспечены

Б) резервными финансовыми организациями, распределяющими деньги

В) количеством товаров и услуг, которые можно на деньги приобрести

Г) правительством, которое печатает бумажные деньги и монеты с указанием их стоимости

8. Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это...

А) регресс

Б) фатализм

В) прогресс

Г) меркантилизм

9. Политическое соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок называется...

А) договор

Б) инцидент

В) консенсус

Г) компромисс

10. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:

А) обыденный

Б) научный

В) религиозный

Г) гуманистический

11. Верны ли следующие суждения:

А. Общество целиком зависит от процессов естественного развития природы

Б. Общество обособлено от природы, но тесно связано с ней

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верно А и Б

12. К экстенсивным факторам экономического роста относятся (укажите правильное сочетание):

А. Увеличение числа занятых работников

Б. Увеличение объема инвестиций, для использования уже имеющихся технологий

В. Повышение уровня образования и квалификации работников

Г. Улучшение организации труда на производстве

Г) Все перечисленное

Контрольный срез для 10-11 классов

    В процессе развития общество: А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

В) осталось частью природы;

Г) перестало оказывать влияние на природу.

2. Деятельность законодательных органов власти относится к:

А) духовной сфере жизни общества;

Б) экономической сфере жизни общества;

В) политической сфере жизни общества;

Г) социальной сфере жизни общества.

3

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Положение человека в обществе – это:

А) социальный статус; Б) социальная роль;

В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.

5. Одним из основных признаков правового государства является:

А) публичная власть;

Б) система государственных законов;

В) система правоохранительных органов;

Г) разделение властей.

6. Отличительной особенностью элитарной культуры является:

А) сложность содержания;

Б) ограниченность национальными рамками.

В) способность приносить прибыль;

Г) ориентация на широкую публику.

7. К отраслям частного права относится:

А) гражданское; Б) уголовное;

В) административное; Г) конституционное.

8. Высшим представительным органом РФ является:

А) Федеральное Собрание; Б) правительство;

В) Верховный Суд; Г) Президент.

9 . Отклоняющееся поведение – это:

А) любые изменения в жизни человека;

Б) перемещение человека в пределах своей группы;

В) несоблюдение принятых в обществе норм;

Г) изменение социального статуса человека.

10. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения;

Б) централизованное установление цен;

В) директивное планирование производства товаров;

Г) снабжение населения товарами

11. Верны ли следующие суждения?

А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

12. Верны ли следующие суждения?

Политическая партия как институт политической системы:

А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ : Характеристики общественного развития :

    традиционное А) промышленный переворот;

2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;

3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.

14 . Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

Д) гражданка вступила в повторный брак;

Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

15 .Как называется разделение общества на различные социальные группы?

16. Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

б) коммерческая направленность;

в) сложность и противоречивость;

г) общедоступность;

д) расчет на узкий круг знатоков;

е) анонимность.

17. Вставьте пропущенное слово:

Процесс_________________ представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм, начинающееся в младенчестве и кончающееся в старости

18. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется ______________________.

19. Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических

формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы».

20. Выполните схему формы государственного правления.

21 . Какое слово пропущено в схеме?

22. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, особенно ярко проявились во второй полови­не XX в. в условиях научно-технической революции и воз­растания угрозы ядерной катастрофы».

23. Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца под­берите соответствующую позицию из второго.

Признаки Область

культуры

    исполнение обрядов А) мораль

    убежденность в существовании Б) религия высшей силы

    нацеленность на идеальные отно­шения между людьми

    отсутствие специальных учрежде­ний, утверждающих нормы и контро­лирующих их исполнение

    представления, основывающиеся на вере

24 . Найдите в приведенном ниже списке факты экономи­ческой жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.

    проведение научной конференции

    изучение экономической теории в вузе

    разработка статей государственного бюджета

    участие в антивоенном митинге

    использование новой технологии в производстве

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Тесные (1) с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных (2). Превра­щение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременное условие отношения к окружаю­щим и есть нравственный _________________ (3). Семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Общество в лице ___________ (4) берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует исполнения их обязанно­стей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гаранти­рованное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству не­безразлично, в каких условиях формируются его граждане,
оно, предоставляя (5), одновре­менно определяет их долг - заботиться о своих детях, созда­вать необходимые условия для их полноценного развития.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

нравственные требования

гражданские права

государство

семейные связи

Федеральное собрание

родительские права

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

26 . Назовите пять признаков демократического государ­ства.

27 .Приведите три примера правоотношений, регулируе­мых нормами гражданского права.

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.

О всевластии большинства в Соединенных Штатах Америки и о его последствиях

Основой демократических форм правления является безраздельная власть большинства, так как, кроме нее, в демократических государствах нет ничего постоянного. <...> Из всех видов политической власти законодательная власть лучше всего подчиняется воле большинства. По во­ле американцев ее представители избираются непосредст­венно народом и на очень короткий срок. Это принуждает их выражать не только основополагающие взгляды своих избирателей, но также их преходящие страсти. Членами обеих палат могут стать представители одних и тех же классов, процедура их избрания одинакова. В связи с этим законодательный корпус подвержен таким же быст­рым и неотвратимым изменениям, как и одна отдельно взятая ассамблея. Придав законодательной власти такую структуру, американцы отдали в ее руки почти все функ­ции управления. <...> Представителям исполнительной власти закон не обеспечивал ни стабильности, ни незави­симости, он полностью подчинял их капризам законодате­лей. Во многих штатах формирование судебной власти также отдавалось на волю большинства, поскольку она из­биралась, и во всех штатах судебная власть зависела от законодательной: народные представители имели право ежегодно назначать зарплату судьям. <...> В Соеди­ненных Штатах все больше и больше распространяется обыкновение, которое в конце концов может свести на нет возможности представительной формы правления. Очень

часто избиратели, выбирая депутата, намечают ему план действий и дают некоторые конкретные поручения, кото­рые он обязан выполнить.

Алексис де Токвиль

Г. Сформулируйте любые три принципа политической власти, которая охарактеризована в тексте.

1. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А) скачкообразность перемен;

Б) революционный характер изменений;

В) постепенность процессов;

Г) необратимость процессов.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3 . К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

9 . Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

10. Направлением политики государства является политика:

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения? Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

14 . Запишите слова пропущенные в следующей фразе: «Человек - существо не только _________________, но и _________________. Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом».

15 . Распределите перечисленные ниже позиции в две группы следующим образом: 1 гр. – должны характеризовать мажоритарную (одномандатную) систему выборов, 2 гр. – пропорциональную избирательную систему. Буквы в каждой группе запишите в алфавитном порядке следования.

Б) победителем считается тот кандитат, который набрал большее по сравнению с соперниками число голосов;

В) распределение мест между партиями в парламене осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов;

I гр. - ……………; II гр. - ………….

16. Запишите слово пропущенное в схеме:

« Система образования в Российской Федерации».

Дошкольные образовательные

учреждения

Общеобразователь-ные учреждения

Средние специальные

учебные учреждения

(училища, техникумы,

колледжи)

………………

заведения

17. Вставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях капитализма.

18. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

19. Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

20. Выполните схему «Сферы жизни общества».

21. Заполните пробел в схеме.

22. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Цель - получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество».

23 . Установите соответствие между факторами производ­ства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

    подъемный кран А) земля

    лес Б) капитал

    пашня В) труд

  1. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

  • «Прикладная Юридическая Психология»

    Документ

    Направленности личности и проективные тесты ("чернильныепятна" Г. Роршаха - ... государства и общества , гарантированного обеспечения правграждан и развития общества как гуманного... вооруженных преступников осуществляется впроцессе переговоров, тактикой...

  • Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В.

    Рабочая программа

    Прогнозировать содержание текста впроцессе чтения. Определять жанр. ... при чтении. (Р.) – Ориентироваться в тесте .(П-1.) – Анализировать текст для выявления... о роли трудовой деятельности людей в развитии общества , но и позволяет сформировать у...

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка

    Основная образовательная программа

    Признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения); ... Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную... Тест Люшера. Использование теста Семаго по выявлению уровня интеллектуального развития первоклассника. Тест ...

  • Программа дисциплины Теоретическая педагогика

    Программа дисциплины

    И развития в формировании личности. Роль воспитателя и воспитанника впроцессе воспитания. ... примерные вопросы: Пример вариана теста : 1. Что называется процессом... представлений, понятий, законов о развитии природы, общества , мышления. B. Систему научных...

  • РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

    В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д.,т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

    Особый тип изменения - развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращениемего в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода-пар -вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования. Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

    1 Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точкечеловеческого общежития. В социологии для характеристики дви-жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их

    направленности.Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

    Можно выделить четыре вида социальных изменений:

    1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

    2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

    3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодательной и исполнительной власти);

    4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают моти вы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

    Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности. Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

    Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя-

    щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

    В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека. Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие че-

    рез отрицание.Диалектические противоположности неразрывно связаны междусобой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия. Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

    Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

    Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал

    совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо-

    мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

    Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю-ционное и революционное развитие.

    Эволюция - это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

    Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII-XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

    Реформа – комплекс мероприятия, направленных на преобразования, изменение, переустройство тех или иных сторон общественной жизни.

    Основные формы развития общества

    В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научнотехнического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

    Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи-вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества.

    Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

    Вопросы и задания

    1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене

    ний вы можете назвать?

    2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

    3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

    4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

    5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

    6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их

    примеры.

    7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы прояв

    лялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

    8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития.

    Почему они не могут существовать один без другого?

    9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

    «История не может иметь смысла, если она никогда не окончится,

    если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер-

    шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко-

    торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть

    ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа все-

    разрешающая...».

    В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой

    развития общества?

    10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече

    ства?»

    КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Понятие «культура» имеет множество значений. Сам терминлатинского происхождения. Изначальный его смысл - обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использо-вания. Таким образом, термин «культура» предполагал изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

    В переносном смысле культура - это улучшение телесных и духовных качеств человека, например культура тела, духовная культура. В широком смысла культура - это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах. К материальным ценностям относятся все предметы материального мира, созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искусство, науку, образование, религию. Культура предстает как сотворенная человеком так называемая «вторая природа», стоящая над природой естественной.

    Главная особенность культуры ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого общества культуры не существует. Культура характеризует как развитие определенных исторических эпох, наций и народностейб (культура первобытного общества, античная культура, культура русского народа), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (культура труда,культура быта, нравственная культура, художественная культураи т.д.).

    Уровень и состояние культуры можно определить исходя из развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и высокую культуру. На определенных этапах может последовать вы-

    рождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культуры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями, остались верны своей культурной традиции.

    На первобытнообщинной стадии развития человек был неотъемлемой частью рода, общины. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях соци-альные и культурные элементы развития общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

    Другой особенностью жизни первобытного общества был ее «естественный» характер. Родоплеменные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений стал одновременно переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

    Понятие цивилизации весьма многозначно. В него часто вкладывается самое разное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный - характеристики равнозначные), и как нечто ей противостоящее (например, физический комфорт общества в противоположность культуре как началу духовному).

    Цивилизация - это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми. Переход от варварства к цивилизации - это процесс, продолжавшийся длительное время и отмеченный многими новациями, такими как приручение животных, становление земледелия, изобретение письменности, появление публичной власти и государства.

    В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Еще одно из современных определений этого понятия - следующее: цивилизация - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.

    Философами прошлого понятие «цивилизация» толковалось иногда в негативном смысле как общественное состояние, враждебное гуманным, человеческим проявлениям социальной жизни.

    О. Шпенглер считал цивилизацию этапом упадка культуры, ее старения. В XX в. цивилизационный подход к истории был разработан представителями западноевропейской и американской политической мысли. Критерием видового многообразия народов и государств у них

    было принято понятие цивилизации с присущими им характерными признаками: культура, религия, развитие технологии и т.д.

    В зависимости от подхода к понятию цивилизации выделяют следующие типы цивилизаций:

    Критерии выделения Типы цивилизаций
    Религиозные ценности Христианская цивилизация Европы; арабско – исламская; Цивилизация Востока:
    • Индо – буддийская
    • Дальневосточно - конфуцианская
    Виды мировоззрений Традиционная (восточная); рационалистическая (западная).
    Масштабы распространения Локальные; особенные; всемирные.
    Преобладающая социально – экономическая сфера Аграрная; индустриальная; постиндустриальная.
    Фаза развития «Молодая», зарождающаяся; зрелая; клонящаяся к упадку.
    Периоды развития Древние; средневековые; современные.
    Уровень организации государственно-политических институтов Первичные (государство является политико-религиозной организацией); вторичные (государство отличается от религиозной организации).

    Английский историк А.Тойнби предложил свою классификацию цивилизаций, под которыми он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. В соответствии с этими критериями он выделил более 20 цивилизаций, существовавших на протяжении мировой истории (египетскую, китайскую, арабскую и т.д.). Обладая своей спецификой, разные цивилизации могли в течение десятилетий и даже столетий существовать параллельно, взаимодействуя между собой.

    Достоинством цивилизационного подхода является обращение к духовным, культурным факторам развития, которые, несомненно, оказывали значительное воздействие на общество. В то же время этот подход подвергается серьезной критике по следующим причинам. Понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и употребляется в разнообразных, иногда не совпадающих смыслах. Цивилизационный подход недооценивает социально-экономические аспекты развития общества, роль производственных отношений и деление общества на классы как факторы, влияющие на специфику его возникновения и функционирования. О недостаточной разработанности цивилизационной типологии свидетельствует множественность оснований классификации цивилизаций.

    Идеи о цивилизации остались за рамками изучения марксизма - господствовавшей в нашей стране в XX в. идеологии. Тем не менее некоторые аспекты вопроса развития цивилизации встре-чаются в трудах Ф. Энгельса. Анализируя переход от первобытно-общинного строя к цивилизации, он выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и, в особенности, отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого - появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более раз-ностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

    С современной точки зрения в основе всемирной истории лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. В соответствии с этой концепцией исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Науке известно множество определений понятия «цивилизация». Как уже упоминалось, долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня исследователи признают такое определение недостаточным и неточным. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

    По мнению ряда исследователей цивилизации решительным образом отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Вместе с тем дан-

    ный подход, доведенный до его крайнего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я.Данилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности.

    Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, вера, обусловливающие определенное отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории. В связи с этим в каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы - биосоциальную, экономическую, политическую и культурную, имеющие в каждом конкретном случае свою специфику.

    Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет, а также цивилизации Средневековья. Все они относятся к так называемым доиндустриальным цивилизациям. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно.

    Особым типом цивилизации стала европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Она основывалась на других ценностях. Среди них - значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного.

    Новое время стало периодом развития индустриальной цивилизации. Начало ей положила промышленная революция, символом которой стала паровая машина. Основу индустриальной цивилизации составляет экономика, в рамках которой постоянно что-то меняется, улучшается. Таким образом, индустриальная цивилизация динамична.

    Сейчас, в начале XXI в., происходит становление постиндустриальной цивилизации, основанной на приоритете информации и знаний. Символом постиндустриальной цивилизации стал компьютер, а целью - всестороннее развитие личности. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное существование самой культуры.

    Связь культуры и цивилизации была замечена давно. Часто эти понятия отождествлялись. Развитие культуры рассматривалось как развитие цивилизации. Различие между ними состоит в том, что культура - это результат самоопределения народа и индивида (культурный человек), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Ком-форт требует определенных моральных и физических уступок от цивилизованного человека, идя на которые он уже не имеет ни времени, ни сил для культуры, а иногда даже пропадает внут-

    ренняя потребность быть не только цивилизованным, но и культурным.

    Все эти разнообразные характеристики цивилизации неслучайны, они отражают некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса. Однако их оценка часто бывает односто-

    ронней, что дает основание для критического отношения к многочисленным концепциям цивилизации. Вместе с тем жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации и выявления его реального научного содержания. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средство этого преобразования - человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность об-щественных отношений как форму социальной организации культуры, обеспечивающую ее существование и продолжение. Цивилизация - понятие не только узконациональное, но и глобаль-

    ное. Такой подход позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами про-изводства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили сложную бэкологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем современной цивилизации, для решения которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. За рамки государственных границ выходят и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

    В современной науке уже давно идет спор: движется мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится либо даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет представлять собой совокупность самостоятельно развивающихся цивилизаций.

    Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого жизнеспособного организма (в том числе сообщества людей) лежит разнообразие. Распро-странение же единых, общих для всех народов ценностей, культурных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого общества.

    Весомые аргументы есть и у другой стороны: утверждается и подкрепляется конкретными фактами общественно-исторического развития, что некоторые важнейшие, выработанные опреде-ленной цивилизацией формы и достижения получат всеобщее признание и распространение. Так, к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечелове-

    ческое значение, относят следующие.

    В сфере производственно-экономических отношений - это достигнутый уровень развития производительных сил, современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рынка. Опыт, накопленный человечеством, показывает, что оно не выработало пока никакого иного механизма, который позволял бы более рационально соизмерять производство с потреблением.

    В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

    В духовно-нравственной сфере общее достояние всех народов составляют великие достижения науки, искусства, культуры многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности. Главным фактором развития современной мировой цивилизации становится стремление к единообразию. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей становятся свидетелями событий, происходящих в разных частях Земли, приобщаются к различным проявлениям культуры, что унифицирует их вкусы. Обыденным явлением стало перемещение людей на большие расстояния, в любую точку планеты. Все это свидетельствует о глобализации мирового сообщества. Под этим термином понимается процесс сближения народов, между которыми стираются культурные различия, и движение человечества к единой социальной общности.

    Вопросы и задания

    1. Дайте развернутое определение понятию «культура».

    2. Что такое цивилизация? Как объяснялось это понятие философами прошлого?

    3. В чем состоит взаимосвязь культуры и цивилизации?

    4. В чем состоит сущность цивилизационного подхода к истории?

    5. В чем особенности марксистского понимания цивилизации?

    6. В чем состоят особенности современной цивилизации? Какие проблемы стоят перед современной цивилизацией?

    7. Какие цивилизации существовали в истории человечества? Назовите их отличительные черты.

    8. Какие факторы позволяют говорить о формировании единой общечеловеческой цивилизации в современном мире?

    9. Что такое глобализация? Каковы ее основные черты?

    10. Напишите сочинение на тему «Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций?»


    Самое обсуждаемое
    Разум против войны Историческое значение манифеста рассела эйнштейна Разум против войны Историческое значение манифеста рассела эйнштейна
    Что значит Что значит "охрана природы"
    Этруски и Рим: гордость и ненависть двух цивилизаций в одном невероятном археологическом открытии Этрусской наукой называли в риме Этруски и Рим: гордость и ненависть двух цивилизаций в одном невероятном археологическом открытии Этрусской наукой называли в риме


    top