Тест по обществознанию (Подготовка к ЕГЭ). Тест в форме ЕГЭ по разделу: "Политика" Подсистемы политической системы

Тест по обществознанию (Подготовка к ЕГЭ). Тест в форме ЕГЭ по разделу:

ВАРИАНТ 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЪЕКТЫ НАУКИ

НАУКА

ОБЪЕКТ НАУКИ

...

Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти

Правоведение

Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

моральные нормы ; позитивные санкции ; социальный контроль ; правовые нормы ; негативные санкции .

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «постиндустриальное общество». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) наука

2) промышленная революция

3) информация

4) глобализация

5) традиционализм

6) интернет

4. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.

2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.

3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.

5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.

5. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

А) распределение семейных обязанностей

Б) совместное проведение досуга

В) планирование семейного бюджета

Г) передача традиций и ценностей

Д) снятие психологических нагрузок

1) рекреационная

2) хозяйственно-экономическая

3) воспитательная

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

6. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) сбор статистических данных путём анкетирования

3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

4) описание случаев социальной дифференциации населения

5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

7. Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поддержка и защита конкуренции

2) изменение учётной ставки процента за кредит

3) обеспечение защиты прав собственности

4) регулирование доходов населения

5) установление нормы банковского резерва

6) операции на рынке ценных бумаг

8. Установите соответствие между видом безработицы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) возникает при спаде производства

Б) охватывает все сферы производства

В) вызывается изменениями в структуре спроса и технологии производства

Г) может приводить к сильным социальным потрясениям

Д) ведет к необходимости появления новых профессий

1) циклическая

2) структурная

А

9. Надежде 40 лет, она - домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

1) трудоспособные

2) частично занятые

3) не включаемые в численность рабочей силы

4) отчаявшиеся найти работу

5) временно безработные

6) занятые

10. На рисунке отражена ситуация на рынке услуг частных клиник: линия предложения S переместилась в новое положение S1.

(Р - цена товара, Q - объём предложения). Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)

1) существенным ростом доходов населения

2) возрастанием государственных требований к лицензированию врачебной практики

3) отменой ввозных пошлин на фармацевтические средства зарубежных производителей

4) снижением доступности и качества медицинских услуг в государственных клиниках

11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

12. В стране 2 социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Подавляющее большинство опрошенных страны 2 не смотрит новостные программы.

2) Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3) Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4) Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5) Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

13. Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.

2) При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3) При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

4) В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.

5) При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ

A) утверждает военную доктрину РФ

Б) назначает выборы Государственной Думы

В) осуществляет управление федеральной собственностью

Г) разрабатывает федеральный бюджет

Д) осуществляет помилование

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

15. В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов

2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов

4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции

6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания

16. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на защиту чести и доброго имени

3) право на социальное обеспечение

4) свобода мысли, слова

5) право на жилище

6) право на отдых

17. Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности.

ПРИМЕР ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) мошенничество

Б) безбилетный проезд в общественном транспорте

В) нарушение правил перевозки опасных веществ

Г) нарушение срока поставки товара

Д) похищение человека с целью выкупа

1) Административная

2) Уголовная

3) Гражданская

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

18. Гражданин П. имеет собственный бизнес. Какой факт позволит сделать вывод о том, что организационной формой его фирмы является акционерное общество?

1) Уставный капитал фирмы разделён на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой.

2) Фирма занимается производством продукции, пользующейся спросом.

3) На собрании учредителей фирмы принят её устав.

4) Фирма нацелена на получение прибыли.

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В преддверии Нового года все ведущие партии страны проводят свои форумы. (Б) Помимо перевыборов лидеров многие партии обновляют свои идеологические установки. (В) Общность идеологической платформы выступает одним из важнейших признаков партии. (Г) Время проведения партийных съездов нельзя признать удачным. (Д) Предновогодние хлопоты, снижение интереса к деятельности партий могут помешать принятию качественных документов.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

«Среди ___________(А) наиболее значимыми являются законы. Законы делятся на две группы - основные и текущие. К основным законам относятся ___________(Б), являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного ___________(В), его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития. ___________(Г)принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в ___________(Д), каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают ___________(Е), то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) кодексы

2) правоспособность

3) нормативные акты

4) правопонимание

5) конституции

6) общие принципы

7) государство

8) текущие законы

9) гражданство

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

21. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства - защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е. В. Лукашева

22. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

23. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

24. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном контроле.

26. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.

27. В семье Н. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. К какому типу можно отнести семью Н.? Укажите два признака, по которым Вы это определили, и назовите любой признак семьи этого типа, не указанный в условии задания.

28. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек как духовное существо».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1-С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

С9.1 Философия: «Уверенность в существовании внешнего мира, независимого от познающего субъекта, лежит в основе всего учения о природе». (А. Эйнштейн)

С9.2 Экономика: «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

С9.3 Социология, социальная психология: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». (Сенека)

С9.4 Политология: «Все люди равны в демократических государствах; они равны и в деспотических государствах: в первом случае - потому, что они - всё, во втором - потому, что все они - ничто». (Ш. Монтескьё)

С9.5 Правоведение: «Правосудие - основа государства». (Латинское юридическое изречение)

Гражданское общество и правовое государство.

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество». Запишите в цифры, под которыми они указаны.

1) отправление правосудия

2) общественная организация

3) частный интерес

4) социальная активность

5) социальное взаимодействие

6) законодательная власть

2. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.

1) суверенитет ; 2) наличие определённой территории ; 3) приоритет прав и свобод человека ; 4) право устанавливать и собирать налоги ; 5) публичный характер власти ; 6) установление и реализация принципа разделения властей .

3. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическая

2) правоохранительная

3) социальная

4) демократическая

5) этническая

4. Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ассоциация преподавателей университетов

2) региональное управление образования

3) объединение ветеранов правоохранительных органов

4) территориальное управление внутренних дел

5) союз защиты прав потребителей

5. Найдите в приведённом ниже списке политические институты и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно-политическое движение

2) политические партии

3) политическая культура

4) политические нормы

5) государство

6. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2) Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3) Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4) Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5) Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6) Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.

7. Найдите в приведённом ниже спис-ке эле-мен-ты си-сте-мы сдер-жек и про-ти-во-ве-сов между вет-вя-ми вла-сти в пра-во-вом государстве. За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) возможность на-ло-же-ния Пре-зи-ден-том РФ вето на законопроект

2) конфедерация об-ществ за-щи-ты прав потребителей

3) свободные сред-ства мас-со-вой информации

4) институт Упол-но-мо-чен-но-го по пра-вам человека

5) право ро-спус-ка Го-су-дар-ствен-ной Думы Пре-зи-ден-том РФ

6) подотчётность Пра-ви-тель-ства РФ парламенту

8. В стра-не Z идёт фор-ми-ро-ва-ние граж-дан-ско-го общества. Какие из приведённых при-ме-ров под-твер-жда-ют дан-ный вывод?

1) Про-шла ре-фор-ма си-сте-мы ор-га-нов цен-траль-но-го управления.

2) Уве-ли-чи-лось ко-ли-че-ство не-за-ви-си-мых средств мас-со-вой информации.

3) При мно-гих шко-лах со-зда-ют-ся по-пе-чи-тель-ские советы.

4) Внед-ре-на элек-трон-ная си-сте-ма ока-за-ния го-су-дар-ствен-ных услуг.

5) Вы-рос-ло число граждан, при-ни-ма-ю-щих уча-стие в де-я-тель-но-сти по-ли-ти-че-ских партий.

6) Про-из-ве-де-ны за-куп-ки со-вре-мен-но-го обо-ру-до-ва-ния для дет-ских больниц.

9. Выберите вер-ные суж-де-ния о функ-ци-ях по-ли-ти-че-ской пар-тии в де-мо-кра-ти-че-ском об-ще-стве и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) По-ли-ти-че-ские пар-тии участ-ву-ют в организации, под-го-тов-ке и про-ве-де-нии пар-ла-мент-ских выборов.

2) По-ли-ти-че-ские пар-тии участ-ву-ют в судопроизводстве.

3) По-ли-ти-че-ские пар-тии мо-би-ли-зу-ют граж-дан на осу-ществ-ле-ние по-ли-ти-че-ских действий.

4) По-ли-ти-че-ские пар-тии участ-ву-ют в фор-ми-ро-ва-нии пра-во-охра-ни-тель-ных органов.

5) По-ли-ти-че-ские пар-тии про-во-дят ор-га-ни-за-ци-он-ные ме-ро-при-я-тия среди пар-тий-но-го актива.

10. Выберите вер-ные суж-де-ния об осо-бен-но-стях де-мо-кра-ти-че-ско-го по-ли-ти-че-ско-го ре-жи-ма и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) При де-мо-кра-ти-че-ском ре-жи-ме глас-ность яв-ля-ет-ся прин-ци-пом ор-га-ни-за-ции и де-я-тель-но-сти го-су-дар-ствен-но-го аппарата.

2) При де-мо-кра-ти-че-ском ре-жи-ме власть раз-де-ле-на на законодательную, ис-пол-ни-тель-ную и судебную.

3) При де-мо-кра-ти-че-ском ре-жи-ме де-я-тель-ность оп-по-зи-ци-он-ных пар-тий запрещена.

4) В от-ли-чие от по-ли-ти-че-ских ре-жи-мов дру-гих типов, при де-мо-кра-ти-че-ском ре-жи-ме су-ще-ству-ет право вла-сти на взи-ма-ние на-ло-гов и сборов.

5) При де-мо-кра-ти-че-ском режиме, в от-ли-чие от по-ли-ти-че-ских ре-жи-мов дру-гих типов, су-ще-ству-ет право вла-сти на ле-галь-ное при-ме-не-ние силы.

11. Выберите вер-ные суж-де-ния о пра-во-вом го-су-дар-стве и за-пи-ши-те цифры в по-ряд-ке возрастания , под ко-то-ры-ми они указаны.

1) Правовое го-су-дар-ство от-ли-ча-ет от не-пра-во-во-го вер-хо-вен-ство за-ко-на и права.

2) В пра-во-вом го-су-дар-стве уста-нав-ли-ва-ет-ся от-сут-ство-вав-шее ранее от-де-ле-ние пуб-лич-ной вла-сти от общества.

3) Власть в пра-во-вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо-но-по-лию на ле-галь-ное при-ме-не-ние силы.

4) Правовое го-су-дар-ство обес-пе-чи-ва-ет пра-во-вые от-но-ше-ния в обществе, пра-во-вое равенство.

5) Ветви вла-сти в пра-во-вом го-су-дар-стве не-за-ви-си-мы друг от друга.

12. Выберите вер-ные суж-де-ния о признаках, при-су-щих лю-бо-му государству, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) К при-зна-кам го-су-дар-ства от-но-сит-ся его тер-ри-то-ри-аль-ная целостность.

2) Высшим ор-га-ном за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в го-су-дар-стве яв-ля-ет-ся парламент.

3) Государство об-ла-да-ет мо-но-поль-ным пра-вом сбора налогов.

4) Важнейшим при-зна-ком го-су-дар-ства яв-ля-ет-ся его суверенитет.

5) Государству при-су-ще раз-де-ле-ние вла-сти на са-мо-сто-я-тель-ные ветви.

13. Выберите вер-ные суж-де-ния о го-су-дар-стве и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они указаны. 

1) Государство в ши-ро-ком смыс-ле — это общ-ность людей, ор-га-ни-зу-е-мая ор-га-на-ми вла-сти и про-жи-ва-ю-щая на определённой территории.

2) Государство в узком смыс-ле — это си-сте-ма учреждений, об-ла-да-ю-щая вер-хов-ной вла-стью на определённой территории.

3) В любом го-су-дар-стве осу-ществ-ля-ет-ся го-су-дар-ствен-ный кон-троль за сфе-рой политики, ду-хов-ной жиз-нью общества.

4) В любом го-су-дар-стве граж-да-нам предо-став-ля-ет-ся право на мно-го-об-ра-зие об-ще-ствен-ных объединений.

5) В любом го-су-дар-стве га-ран-ти-ро-ва-но ра-вен-ство всех перед законом.

14. Выберите вер-ные суж-де-ния о функ-ци-ях граж-дан-ско-го об-ще-ства и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) Сти-му-ли-ро-ва-ние об-ще-ствен-но по-лез-ной де-я-тель-но-сти граждан.

2) За-щи-та гра-ниц и обес-пе-че-ние об-ще-ствен-но-го порядка.

3) Уча-стие в фор-ми-ро-ва-нии ор-га-нов де-мо-кра-ти-че-ско-го пра-во-во-го со-ци-аль-но-го государства.

4) Ор-га-ни-за-ция об-ще-ствен-но-го кон-тро-ля за со-блю-де-ни-ем пра-вил доб-ро-со-вест-ной конкуренции.

5) Раз-ре-ше-ние эко-но-ми-че-ских спо-ров между хо-зяй-ству-ю-щи-ми субъектами.

15. Институты гражданского общества выполняют ряд важных функций в жизни современного общества. Укажите любые три из них.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой предпосылке формирования гражданского общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества.

17. В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

18. Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

19. В лек-ции по-ли-то-ло-га была вы-ска-за-на мысль о том, что по-ли-ти-че-ские пар-тии вы-сту-па-ют свя-зу-ю-щим зве-ном между граж-дан-ским об-ще-ством и государством. При-ве-ди-те три ар-гу-мен-та в под-держ-ку дан-но-го мнения.

20. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Политический режим (от лат. regimen - правительство)- политическое управление, совокупность тех
или иных методов, приёмов и форм
осуществления политических отношений в
обществе (государстве или стране), или
способ функционирования его политической
системы.

Признаки политического режима

механизмы властвования,
способ функционирования
государственных органов,
процедуры отбора правящих групп и
политических лидеров;
порядок распределения власти между
различными социальными силами и
выражающими их интересы
политическими организациями

Виды политических режимов

Демократия
Тоталитаризм
Авторитаризм

Демократия δῆμος «народ» + κράτος «власть»

- политический режим, при котором
единственным источником власти признаётся
народ, власть осуществляется по воле и в
интересах народа. Демократические режимы
складываются в правовых государствах.
Примеры: Великобритания, Япония,
Франция

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный)

- это режим полного контроля со стороны
государства над всеми сферами жизни
общества и каждым человеком посредством
прямого вооруженного подписания.
Примеры: Нацистская Германия, СССР

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние)

- характеристика особых типов режимов,
основанных на неограниченной власти
одного лица или группы лиц при сохранении
некоторых экономических, гражданских и
духовных свобод для граждан.
Примеры: Страны третьего мира

Анархия

- представляет собой идею отсутствия власти
в отношении общества, группы лиц или
отдельно взятого человека.

1. Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.
2) При демократическом режиме власть разделена на
законодательную, исполнительную и судебную.
3) При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.
4) В отличие от политических режимов других типов, при
демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.
5) При демократическом режиме, в отличие от политических
режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

10.

2. Выберите верные суждения об авторитарном политическом режиме.
1) Авторитарный режим всегда устанавливается в результате насильственного захвата политической
власти.
2) При авторитарном режиме не соблюдаются или существенно ограничиваются политические права и свободы граждан.
3) Авторитарный режим может существовать в государствах как с монархической, так и с республиканской формами правления.
4) При авторитарном режиме оппозиция подвергается
ограничениям и преследованиям со стороны действующей власти.
5) Авторитарные режимы впервые появляются в XX
веке.

11.

3. Выберите верные суждения о политических режимах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры
отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок
распределения власти между различными социальными
силами и выражающими их интересы политическими
организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав
и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает
наличие профессионального аппарата управления
(бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна
реализация принципа разделения властей.

12.

4. Найдите в приведенном списке отличительные
черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимная ответственность государства и
общества
2) монополия государства на средства массовой
информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная система управления
экономикой
5) власть подчинена контролю общества

13.

5. Установите соответствие между политическим режимом и его
признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) власть осуществляется группой лиц
Б) гарантировано равенство всех перед законом
В) гражданам предоставляется право на многообразие
общественных объединений
Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы
человека
Д) особая роль в государстве принадлежит таким
институтам, как армия и церковь
Е) осуществляется государственный контроль за сферой
политики, духовной жизнью общества
ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1) демократический
2) авторитарный

14. Д/З

«Тоталитарный или
демократический режим, какой из
них лучше, по вашему мнению, и
почему?»
(Эссе)

Самое обсуждаемое
Биномиальный закон распределения Биномиальный закон распределения
Причины заимствования англицизмов Причины заимствования англицизмов
"Изменение климата: причины и последствия" Сафонов Георгий Владимирович Кандидат экономических наук Директор Центра экономики окружающей среды Государственный


top