Выставка, посвященная первой мировой войне, открылась в государственном историческом музее. Три выставки о первой мировой Победным маршем к смерти

Выставка, посвященная первой мировой войне, открылась в государственном историческом музее. Три выставки о первой мировой Победным маршем к смерти

Государственный исторический музей открывает масштабную международную выставку, посвященную 100-летию начала Первой мировой войны.

Главная задача выставки — восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась как «империалистическая».

Коллекцию, связанную с историей Первой мировой войны, в Историческом музее стали собирать сразу же после начала военных действий: в августе 1914 года в музее был создан Отдел текущей войны. Впоследствии музейные фонды пополнялись материалами трофейных комиссий, коллекциями Военно-исторического и Артиллерийского исторического музеев, комплексами, передававшимися семьями участников войны, а также предметами, привезенными из экспедиций с мест боев. В результате в Историческом музее сложилось достаточно крупное собрание памятников по истории Первой мировой войны.

Среди чудом сохранившихся в революционные времена экспонатов - реликвии полковых музеев российской армии, рассказывающие об участии в боевых операциях прославленных полков - лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, 4-го Стрелкового Императорской фамилии и ряда других воинских подразделений и военных училищ.

На выставке будут представлены знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, карты сражений, а также плакаты, рисунки, документы, фотографии.

В музее хранится коллекция живописных работ, выполненных во время боевых действий бригадой фронтовых художников. Это и сюжетные сцены, и изображения георгиевских кавалеров – нижних чинов, офицеров и генералов, в том числе Н. Юденича, М. Алексеева, Г. Хана Нахичеванского, великого князя Николая Николаевича.

Огромную ценность представляют экспонаты, связанные с именами генералов А. Брусилова, С. Ванкова, А. Гутора, И. Довбор-Мусницкого. Впервые на выставке экспонируются мундир маршала Британской армии, принадлежавший императору Николаю II и комплект обмундирования шефа 27-го драгунского полка короля Великобритании Эдуарда VII.

С помощью документальных кино- и фотодокументов будут показаны события, происходившие на войне. Мультимедийными средствами будет наглядно воссоздано огромное пространство фронтов Первой мировой войны.

Для выставки в Историческом музее свои материалы предоставили многие российские и зарубежные музеи и архивы: Имперский военный музей (Лондон), Музей Армии (Париж), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политехнический музей, музей Путиловского завода, архивы Историко-документального департамента МИД РФ, ГАРФ, архив кинофотодокументов, Политический архив МИДа Германии и другие.

Организаторы выражают надежду на то, что выставка «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» станет не только значимым событием культурной, общественной и научной жизни Москвы и России, но и послужит импульсом к созданию музея Первой мировой войны в нашей стране.

К выставке подготовлены сборник научных исследований и каталог.

От-дел изо-из-да-ний РГБ к сто-ле-тию со дня на-ча-ла Пер-вой ми-ро-вой вой-ны под-го-то-вил вы-став-ку от-кры-ток. Кар-точ-ки от-ра-жа-ют по-ли-ти-че-скую и бы-то-вую сто-ро-ны во-ен-но-го кон-флик-та: по фо-то-гра-фи-че-ским и ри-со-ван-ным изоб-ра-же-ни-ям мож-но по-лу-чить све-де-ния о стра-нах — участ-ни-цах вой-ны, по-зна-ко-мить-ся с тек-стом ма-ни-фе-ста рус-ско-го ца-ря, по-чув-ство-вать на-стро-е-ния рус-ско-го об-ще-ства, по-лу-чить пред-став-ле-ние о раз-ви-тии ис-кус-ства гра-фи-ки и фо-то-гра-фии в на-ча-ле ХХ ве-ка. Вы-став-ка от-кры-та до 27 сентября.

20 июля 1914 года в от-вет на объ-яв-ле-ние Гер-ма-ни-ей вой-ны Рос-сии был под-пи-сан вы-со-чай-ший ма-ни-фест о вступ-ле-нии Рос-сии в вой-ну. Ни-ко-лай II объ-явил его с бал-ко-на Зим-не-го двор-ца пе-ред ты-ся-ча-ми лю-дей, со-брав-ши-ми-ся на Двор-цо-вой пло-ща-ди в Санкт-Петербурге. В ма-ни-фе-сте вы-ра-жа-лось по-же-ла-ние, что-бы «в этот год страш-но-го ис-пы-та-ния внут-рен-ние спо-ры бы-ли за-бы-ты, что-бы со-юз ца-ря и на-ро-да укреп-лял-ся». Текст ма-ни-фе-ста, сним-ки июль-ских ма-ни-фе-ста-ций и мо-би-ли-за-ции, де-мон-стри-ру-ю-щие пат-ри-о-ти-че-ский подъ-ем, по-яви-лись на стра-ни-цах га-зет и на от-крыт-ках.

Од-ни-ми из них бы-ли и фо-то-гра-фии из-вест-но-го пе-тер-бург-ско-го фо-то-гра-фа на-ча-ла ХХ ве-ка Кар-ла Бул-лы, ко-то-рые мож-но уви-деть на ны-неш-ней вы-став-ке в РГБ. Вско-ре к фо-то-гра-фи-че-ским от-крыт-кам до-ба-ви-лись ри-со-ван-ные изоб-ра-же-ния, ав-то-ра-ми ко-то-рых ста-ли луч-шие ху-дож-ни-ки то-го вре-ме-ни. Мож-но ска-зать, что от-крыт-ки со-про-вож-да-ли во-ен-ный кон-фликт на всем его про-тя-же-нии.

В на-ча-ле вой-ны в нее вклю-чи-лись восемь го-су-дарств Ев-ро-пы: Гер-ма-ния и Ав-ст-ро-Вен-грия про-тив Ве-ли-ко-бри-та-нии, Фран-ции, Рос-сии, Бель-гии, Сер-бии и Чер-но-го-рии. К кон-цу вой-ны в нее уже бы-ло во-вле-че-но боль-шин-ство стран ми-ра: четыре го-су-дар-ства участ-во-ва-ли на сто-ро-не ав-ст-ро-гер-ман-ско-го бло-ка и 34 на сто-ро-не Ан-тан-ты.

Ил-лю-стри-ро-ван-ные от-крыт-ки и дру-гие ви-зу-аль-ные ма-те-ри-а-лы, осо-бен-но в пер-вый год вой-ны, на-гляд-но зна-ко-ми-ли со стра-на-ми-участ-ни-ка-ми, пред-став-ляя лич-но-сти ца-рей и пра-ви-те-лей, кар-ты Ев-ро-пы, на-ци-о-наль-ные фла-ги и гим-ны, ви-ды об-мун-ди-ро-ва-ния сол-дат. На от-крыт-ках мож-но уви-деть ин-те-рес-ную изо-ста-ти-сти-ку: чис-лен-ность на-се-ле-ния и ар-мий, объ-е-мы хлеб-ных за-па-сов. На-при-мер, на од-ной из кар-то-чек на вы-став-ке по-ка-за-но ко-ли-че-ство ло-ша-дей во-ю-ю-щих дер-жав: боль-ше все-го со сто-ро-ны Рос-сии (33 млн го-лов).

В на-ча-ле вой-ны ху-до-же-ствен-ную ин-тел-ли-ген-цию за-хлест-ну-ла вол-на пат-ри-о-тиз-ма. В мо-мент во-ен-ной угро-зы вне-сти свою леп-ту в по-мощь ра-не-но-му, убе-дить сра-жа-ю-щих-ся в ис-то-ри-че-ской не-из-беж-но-сти про-ис-хо-дя-ще-го, все-лить уве-рен-ность в по-бе-де — все эти за-да-чи ве-ли-ко-леп-но ре-ша-лись ху-до-же-ствен-ны-ми сред-ства-ми пла-ка-та.

Идея «рус-ско-го на-ци-о-наль-но-го» ста-ла в пла-ка-те осо-бен-но ак-ту-аль-ной и вдох-но-ви-ла мно-гих из-вест-ных жи-во-пис-цев и гра-фи-ков. В их чис-ле Аб-рам Ар-хи-пов, бра-тья Вас-не-цо-вы, Сер-гей Ви-но-гра-дов, Кон-стан-тин Ко-ро-вин, Лео-нид Па-стер-нак, Иг-на-тий Ни-вин-ский и дру-гие. Мно-гие из них ра-бо-та-ли без-воз-мезд-но. Од-ним из пер -вых был со-здан пла-кат «На по-мощь жерт-вам вой-ны» Лео-ни-да Па-стер-на-ка, вы-звав-ший да-же лич-ную ре-ак-цию ца-ря. Этот пла-кат в ви-де от-крыт-ки мож-но уви-деть и на вы-став-ке в РГБ — изоб-ра-же-ния то-гда ти-ра-жи-ро-ва-лись од-но-вре-мен-но для пла-ка-тов и от-кры-ток.

Не-ма-ло от-кры-ток бы-ло по-свя-ще-но и ра-бо-те бла-го-тво-ри-тель-ных ор-га-ни-за-ций, чис-ло ко-то-рых в го-ды вой-ны зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лось. На-ря-ду с су-ще-ство-вав-ши-ми Рос-сий-ским Крас-ным Кре-стом и Рос-сий-ским об-ще-ством Зе-ле-но-го Кре-ста, в оз-ник-ло мно-го но-вых, ре-шав-ших ло-каль-ные за-да-чи. На-при-мер, Ко-ми-тет по ока-за-нию по-мо-щи се-мьям лиц, при-зван-ных на вой-ну, Ко-ми-тет «Кни-га — сол-да-ту», Мос-ков-ский ко-ми-тет по снаб-же-нию та-ба-ком во-и-нов пе-ре-до-вых по-зи-ций.

Бла-го-тво-ри-тель-ность ста-ла за-да-чей не толь-ко земств, спе-ци-аль-ных ко-ми-те-тов, об-щин, но и част-ных лиц. Труд-но пе-ре-оце-нить и вклад ко-ми-те-тов, дей-ство-вав-ших под по-кро-ви-тель-ством чле-нов Им-пе-ра-тор-ско-го до-ма, сре-ди ко-то-рых бы-ли Им-пе-ра-три-ца Алек-сандра Фе-до-ров-на и до-че-ри ца-ря. Так, на од-ной из фо-то-гра-фи-че-ских кар-то-чек за-пе-чат-лен ви-зит Им-пе-ра-три-цы и Ве-ли-ких кня-жон Оль-ги и Та-тья-ны в Цар-ско-сель-ский двор-цо-вый ла-за-рет.

На-ря-ду с ре-а-ли-сти-че-ски-ми и са-ти-ри-че-ски-ми сю-же-та-ми в от-крыт-ках осо-бую на-груз-ку нес-ли ал-ле-го-ри-че-ские и сим-во-ли-че-ские изоб-ра-же-ния. Осо-бым со-дер-жа-ни-ем на-пол-ни-лась и вся го-су-дар-ствен-ная сим-во-ли-ка — дву-гла-вый орел, трех-цвет-ный флаг, зна-ки им-пе-ра-тор-ской вла-сти. Их с по-чте-ни-ем и лю-бо-вью изоб-ра-жа-ли на от-крыт-ках.

Кро-ме то-го, вой-на все-гда вос-при-ни-ма-лась на-род-ным со-зна-ни-ем как ми-сти-че-ское яв-ле-ние — не про-сто сра-же-ние двух враж-ду-ю-щих го-су-дарств, но борь-ба на-чал Добра и Зла. Ис-хо-дя из та-кой трак-тов-ки, не-ред-ко воз-ни-кал об-раз вра-га — же-сто-ко-го из-вер-га, уни-что-жа-ю-ще-го на сво-ем пу-ти все жи-вое. На борь-бу с ним не-ред-ко вдох-нов-ля-ли об-ра-зы рус-ских бо-га-ты-рей и свя-тых во-и-нов — Дмит-рия Дон-ско-го, Ге-ор-гия По-бе-до-нос-ца, ри-со-ван-ные изоб-ра-же-ния ко-то-рых мно-жи-лись на по-пу-ляр-ных от-крыт-ках.

В сю-же-тах от-кры-ток Пер-вой ми-ро-вой вой-ны зна-чи-тель-ное ме-сто от-ве-де-но пра-во-слав-ной ве-ре. В усло-ви-ях же-сто-ких стра-да-ний и раз-лу-ки мил-ли-о-нов се-мей ве-ра в Бо-га укреп-ля-ла дух, по-мо-га-ла до-стой-но пе-ре-жить вой-ну. Про-во-жая на ф ронт род-ных, же-ны и ма-те-ри да-ва-ли во-и-нам об-раз-ки свя-тых, бла-го-слов-ля-ли, го-ря-чо мо-ли-лись о со-хра-не-нии их жиз-ней. Все это слу-жи-ло мо-ти-ва-ми для от-кры-ток. «Гос-подь не оста-вит дом доб-ро-го во-и-на», — со-об-ща-ет од-на из кар-то-чек, изоб-ра-жа-ю-щая гор-ни-цу с мо-ля-щей-ся сол-дат-ской ма-те-рью и вхо-дя-ще-го в ок-но ан-ге-ла.

Выс-шие си-лы по-мо-га-ли как род-ным во-и-нов, так и им са-мим на по-ле бит-вы. Так, на обо-ро-те дру-гой от-крыт-ки из фон-дов РГБ мож-но най-ти то-му под-твер-жде-ние. Здесь при-во-дит-ся со-об-ще-ние из «Бир-же-вых ве-до-мо-стей» от 25 сен-тяб -ря 1914 го-да: «По-сле на-ше-го от-ступ-ле-ния наш офи-цер с це-лым по-лу-эс-кад-ро-ном ви-дел ви-де-ние. Они толь-ко что рас-по-ло-жи-лись на би-ву-а-ке. Бы-ло 11 ча-сов ве-че-ра. То-гда при-бе-га-ет ря-до-вой с удив-лен-ным ли-цом и го-во-рит: "Ва-ше вы-со-ко-бла-го-ро-дие, иди-те". По-ру-чик Р. по-шел и вдруг ви-дит на не-бе Бо-жию Ма-терь с Иису-сом Хри-стом на од-ной ру-ке, а дру-гой ру-кой ука-зы-ва-ю-щей на за-пад. Все ниж-ние чи-ны сто-ят на ко-ле-нях и мо-лят-ся не-бес-ной По-кро-ви-тель-ни-це. По-том это ви-де-ние из-ме-ни-лось в боль-шой крест и ис-чез-ло. По-сле это-го разыг-ра-лось боль-шое сра-же-ние на за-па-де под Ав-гу-сто-вым, озна-ме-но-вав-ше-е-ся боль-шой по-бе-дой».

Выставка «1914. Да поднимется вся Россiя на ратный подвигъ»
Историко-документальная межмузейная выставка, приуроченная к столетию начала Первой мировой войны, проходила в семи залах Арсенального каре Гатчинского дворца с 24 сентября 2014 года по 31 января 2015 года.
В семи залах дворца представлены около 500 предметов из частных коллекций, музеев и государственных архивов, рассказывающих историю Первой мировой войны.

Сама выставка условно разделялась на несколько частей, повествующих о различных сторонах конфликта.

Посетители могли познакомиться с главными союзническими блоками государств и расскажут об дипломатических отношениях между странами.
Особое внимание выставки обращено на амуницию войск стран участников конфликта. Так, можно увидеть форму и оружие Российской Империи, Франции, Австро-Венгерской Империи, Германской Империи.



Экспозицию дополняли оригинальные документы, боевые награды. В отдельном зале выставки была представлена история медицинского обеспечения Русской Армии.

Сообщения объединены, 24 окт 2017 , время первого редактирования 24 окт 2017
Как рассказал старший научный консультант выставки, преподаватель СПбГУ Андрей Павлов, впервые собрана столь подробная и разноплановая экспозиция о Первой мировой войне
- Раньше не было таких комплексных экспозиций, и интересно, что мы, собирая эту выставку, не взаимодействуя с московскими экспозиционерами (в Москве выставка открылась в Государственном историческом музее), пришли к одной и той же идее - представить войну в «разрезе», где бы различные аспекты сложились в общую картину. Мы постарались показать войну как явление не только военной стратегии, а прежде всего - политики. Вообще Первая мировая - это первая в истории человечества война, где воевали не монархи с их армиями, а народы. Первая крупная война, где было задействовано такое огромное количество ресурсов, где европейские общества работали на войну, где на нее были нацелены все производства.

Семь залов - семь тем, которые раскрывают содержание войны. Встречи политических деятелей Европы, действия царя Николая II в канун и во время Первой мировой, воинские звания, награды, печать в годы боев (включая плакаты, художественную литографию, открытки), военная авиация, быт войны, бои на суше и морские сражения, создание Туземной армии, устройство и работа лазаретов, участие членов царской семьи, работавших в войну в лазаретах (в частности - императрицы Александры Федоровны), в спасении раненых - на этом акцентирована выставка. Представлены те экспонаты, которые редко видел зритель: военная амуниция, предметы быта – офицерская походная кровать, печка, посуда, латунный умывальник, сундучок для полковой кассы. Что-то выставлено вообще впервые - например, литавры лейб-гвардии Кирасирского полка. Увеличенная фотография из Центрального государственного кино-фотоархива Санкт-Петербурга (ателье Карла Буллы), где кавалерийский Кирасирский полк Ея Величества выстроился на плацу на фоне Гатчинского дворца, демонстрирует мощь и боевой дух русской армии. Надо заметить, что именно в Гатчине были открыты до войны 1914 года первые авиационные курсы в стране, здесь испытывали знаменитые военные самолеты «Илья Муромец», под крыльями которых можно было устанавливать огнестрельные орудия.

Главным союзником России в этой войне выступала Франция. Интересная подробность: 350 тысяч касок было выпущено во Франции для солдат русской армии. На выставке можно увидеть эти каски, достаточно изысканные при своей прочности. Поражает «пижонством» и мундир офицера пехотного полка австрийской армии с блестящими серебряными пуговицами.

Удивляют по сути рыцарские доспехи, которые использовали солдаты армии противника - Германии: это чугунные «фартуки», которые закрывали всю переднюю часть тела - от шеи до бедер. Присутствовавшие на немецких касках «рожки» - это, оказывается, винты, на которые прикручивались металлические забрала (шлемы) на голову. Высунувшись из окопа, солдат таким образом уберегал голову от пуль. Правда, от жесткой встречи со снарядом у воина просто ломалась шея, так что шлемы практически не использовались. Поскольку война была нередко именно окопной, в ход нередко шли кинжалы или вообще доморощенные орудия - кистени, кастеты, булавы, палицы.

Первая мировая война была очень жестокой и кровопролитной, миллионы погибших, десятки миллионов раненых, в ней впервые были применены газовые атаки, поэтому в ранце каждого солдата находился необходимый предмет - противогаз.

На выставке можно увидеть архивные снимки, связанные с приездом в Россию накануне войны глав европейских государств, прежде всего президента Франции Раймона Пуанкаре, в 1915 году - генерала П. По, на которых запечатлены заседания, встречи, военные парады и учения, визиты французских офицеров на русский фронт. Прекрасные цветные хромолитографии из Эрмитажа в деталях демонстрируют подробности сражений на суше, на море и в воздухе. Впечатляют и такие экспонаты - крупные красные кресты на сумках, на белых фартуках сестер милосердия. В этом своя эстетика Первой мировой…

Выставка оставляет сильнейшее впечатление, так как дает почувствовать единение нации, связать события вековой давности с настоящим тревожным временем, построить свои аналогии.

В Гатчинском дворце параллельно открылась и выставка одного экспоната «Августейшему однополчанину…» - палаш великого князя Михаила Александровича, преподнесенный ему офицерами лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка (синими кирасирами) в 1909 году. Палаш является «потомком» рыцарского меча и из-за своей величины и громоздкости уже в XIX веке использовался не в армии, а только в мирное время на парадах. Представленный палаш изготовлен в 1909 году в Санкт-Петербурге мастерами фирмы «Шаф и сыновья».

Обе выставки продлятся до 31 января 2015 года.

100 лет назад в Историческом музее стали собирать всё, что связано с Первой мировой войной. Но увидеть уникальные экспонаты и документы стало возможным лишь сейчас, спустя век после начала событий, которые унесли жизни миллионов людей и коренным образом изменили политическую картину мира.

Пушки и бесконечные ряды колючей проволоки, чья смертельная паутина совсем скоро опутает всю Европу... Но когда секретная телеграмма о том, что в Сараево убит, по слухам, сербским террористом наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц-Фердинанд, только была отправлена, мир еще был возможен. До объявления войны пройдет месяц. Амбиции Германии будут расти, они красным отмечены на карте мира.

"Вся Прибалтика точно. Польша - точно. Литва - точно. Киев – точно, видите? Но что касается северной Европы – то же самое. Мы видим с вами в Африке огромные территории, которые хотела бы иметь Германия. Мы с вами видим здесь Китай. Мы видим с вами Америку. Так что амбиции, действительно, были очень велики", - рассказывает куратор выставки Ирина Журавская.

1 августа 1914 года Германия объявит войну России, и следом в конфликт втянется весь мир, который, казалось, только и ждал повода отправить войска на фронт. В результате Европа окажется в руинах. Больше двадцати миллионов погибнет. Четыре империи исчезнут – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. А солдаты проведут в окопах долгих четыре года и будут обустраивать быт. Англичане утепляться самодельными жилетами, русские начнут делать кружки из гильз или кресла из прикладов трофейных немецких винтовок. И прямо в окопах пытаться модернизировать оружие, чтобы выжить в этой мясорубке.

"Удлиненный приклад, скошенный вниз, и специальный инструмент на прикладе, который позволял крепить перископ. Таким образом, выстрел совершался, а солдат не поднимал головы над срезом окопа, то есть, в какой-то степени, это спасало жизнь стрелку", - показывает один из экспонатов директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Воюющие армии изобретали все более изощренные способы массового убийства. На полях сражений появились танки. Существуют и архивные кадры применение оружия массового поражения - вдоль линии фронта распыляют газ. Солдаты еще не знают, что уже обречены.

Противогаз, как средство защиты от отравляющих газов. Первая мировая раз и навсегда покончила с романтическими представлениями о войне. Впервые убивали не штыком в живот, а с трех километров из пушки или сброшенной с самолета бомбой. Не видя глаз противника. Анонимная война, ничего личного.

Бои - не только на суше, но и на море. Тогда были впервые использованы торпедные катера и подлодки, в небе шли настоящие воздушные битвы между авиаторами. Англичане летали в специальных кожаных костюмах. Они должны были защищать от ветра и холода в открытой кабине. Вести небесные схватки под силу было только асам.

"Бой вести было очень сложно, потому что еще не существовало таких надежных и отработанных авиационных систем стрелкового вооружения пулеметов, которые могли бы работать с нажатием обычной гашетки, которая находится на ручке пилота, и которые могли бы стрелять через винт самолета", - поясняет Алексей Левыкин.

Кадры кинохроники: последний российский император с офицерами ставки идет в шапке-черкеске, которая теперь – экспонат Исторического музея. По соседству в музейных витринах – драгунские шашки и первые магазинные автоматы. Шаровары алжирцев, они сражались на стороне союзников, и каски немецких солдат.

"Как они их называли – "пикельхильма" или "пикельхаубе". Изготавливались они из фетра. А во время войны надевался чехол, чтобы сверкающая деталь не выдавала. Вот и сохранялась каска лучше. Из фетра они изготавливались потом в Германии, когда начались перебои с кожей и с фетром. Иногда изготавливались каски, спрессованные из картофельных очисток", - рассказывает научный сотрудник Государственного Исторического Музея Андрей Матвеев.

На фронт оправляли и художников. Спецзаказ от Николая II - рисовать всех георгиевских кавалеров, чтобы после победы собрать портреты героев в Музее Великой войны. Но этому не суждено было случиться. Для России четыре года боев отозвались революцией. Она породила новых героев. О мужестве русских солдат и офицеров, сражавшихся на войне, которую в советских учебниках называли не иначе как "империалистической", не принято было говорить. Но и через сто лет они продолжают смотреть с тысяч портретов и кадров кинохроники. Молодые, грудь в орденах...

Вчера, 31 июля в городском краеведческом музее г. Кропоткина состоялось открытие выставки «Две войны в судьбах наших земляков». Выставка приурочена к дате начала Первой мировой войны 1914-1918гг. в рамках культурно-образовательной программы «Если мы будем помнить об этой войне, какое право имеют забыть остальные», рассчитанной на 2014-2018 годы. В текущем году в рамках этой программы музей подготовил цикл мероприятий «Летопись забытой войны» к 100-летию окончания Первой мировой войны (1914-1918гг.)

На выставке представлен краеведческий материал: фотографии земляков-участников войны, воспоминания очевидцев, фрагменты холодного оружия времен Первой мировой, символическая карта Европы 1914-1915гг.

Впервые представлен лист из газеты «Летопись войны в России» за №14761 от 3 апреля 1915года из фондовой коллекции «Печатная продукция».

Особое место в экспозиции заняла витрина-память, посвященная Михаилу Васильевичу Черевчину – кавалеру двух Георгиевских крестов 3 и 4 степени, участнику Первой мировой войны, Гражданской и Великой Отечественной войн. В витрине представлены документы, фотографии и архивные справки, подтверждающие участие в Первой мировой войне Михаила Васильевича.

В экспозиционном разделе «Белые голубки», посвященном сестрам милосердия времен Первой мировой войны, представлены фотографии, открытки (копии) сестер милосердия, медицинские инструменты начала ХХ века: стеклянные шприцы и иглы, стеклянные баночки для хранения лекарств и чаша Петри.

Завершил выставку раздел «Достижения техники и оружия в годы Первой мировой войны», в котором представлены фотографии нового оружия и боевой техники, разработанного в период войны.

В рамках открытия выставки состоялась торжественная встреча с представителями казачьего общества района и города.

С приветственной речью выступили председатель Совета стариков городского казачьего общества Юрий Иванович Безвершенко и сотник Кропоткинского городского казачьего общества, заслуженный работник культуры Кубани Владимир Николаевич Фоменко. Приятной неожиданностью для музейных работников стал подарок Владимира Николаевича – два тома книги «Страницы казачьей славы» об участии казаков Кавказского отдела Кубанского казачьего войска в Первой мировой войне 1914-1917гг.

Из ст. Темижбекской на мероприятие в городской музей приехали атаман казачьей организации «Линеец» есаул Николай Дмитриевич Ситников и заместитель атамана подъесаул Василий Федорович Клименко. Николай Дмитриевич прочел стихи собственного сочинения о казаках –участниках Первой мировой. Василий Федорович передал в музейные фонды фото-отчет об установке памятника участникам Первой мировой войны на территории Свято-Архангело-Михайловского храма ст. Темижбекской. Среди почетных гостей мероприятия были есаул городского казачьего войска Владимир Адольфович Кожухарь, председатель Кропоткинской первичной организации Краснодарского краевого отделения Российского общества историков-архивистов (РОИА), директор МБУК ЦБС Любовь Михайловна Трепильченко.

Почетный даритель музея Владимир Адольфович передал в дар музею пулеметную коробку (патронный ящик) к пулемету Максим обр.1911г. и макет двухмачтового парусника, сделанного своими руками. Любовь Михайловна Трепильченко передала Кропоткинскому музею подборку газеты «Записки архивиста» за 2017 и первое полугодие 2018года, а кандидат политических наук, профессор, член Союза журналистов России Анатолий Васильевич Маринченко – монографию «Кровавое лихолетье».

Об участии казаков в Первой мировой войне рассказали заместитель атамана районного казачьего общества мл. вахмистр Александр Николаевич Игнатов и член общества историков-архивистов Константин Владимирович Каталей.

Атаман казачьей организации «Линеец» есаула Николай Дмитриевич Ситников и сотник Кропоткинского городского казачьего общества, заслуженный работник культуры Кубани Владимир Николаевич Фоменко награждены «Наградным Георгиевским крестом» в честь 100-летия со дня начала Первой мировой войны 1914-1918гг.

Для воспитанников клуба «Патриот» и гостей мероприятия научный сотрудник ГКМ Винников И.В. выступил с лекцией «Жители хутора Романовского на Кавказском фронте Первой Мировой войны».

История – это всегда урок. Только усвоив его, можно уверенно шагнуть в будущее, не повторяя ошибок прошлого.


Самое обсуждаемое
Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Кукушкин, николай иванович Кукушкин, николай иванович


top