Конспект семинара-практикума «Проблемное поведение ребенка. Методическая разработка семинара «Система методов проблемного обучения Постановка и решение практической учебной проблемы

Конспект семинара-практикума «Проблемное поведение ребенка. Методическая разработка семинара «Система методов проблемного обучения Постановка и решение практической учебной проблемы

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35- 95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны , но и внутренне приняты , т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».
Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении ». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес . Интерес- потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности. Недаром многие педагоги согласны со словами Л.С.Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов».
Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.
Несколько слов о проблемной организации учебного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Но необходимо выделить три основных аспекта в организации проблемного урока.

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ
Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»!
Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления . Например:
Пример (история): Русский историк В.О.Ключевский писал об Иване IV: "Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок". Согласны ли Вы с такой характеристикой Ивана IV? Свой ответ обоснуйте.
Пример (экономика): Если бы приватизация в России пошла по Китайскому варианту, то какие результаты в экономике России можно было ожидать сегодня?

Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер . Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения . Можно привести пример проблемного вопроса, который даст возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей. Например, на уроке литературы учитель может предложить проблемное задание: Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы Государыня Императрица не простила Петра Гринева? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариант решения и обосновать его . Для того, чтобы вариант был действительно обоснованным, ученикам понадобятся знания и по истории (например, каково было социальное положение женщины в России в те годы и т.п.) и по психологии (например, какие качества определяют волевой потенциал личности и т.п.), а главное, безукоризненное знание текста произведения.
Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.
Пример (литература, история): Является ли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим романом?
Пример (экономическая география, история): Как может измениться естественный прирост населения Индии при условии быстрого повышении уровня ее экономического развития? Как может повлиять данный фактор на соседние государства? Изложите ход ваших рассуждений.

В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача , в основе которой лежит «сюжетная линия». В рамках данного подхода работали многие педагоги, организующие на своих занятиях игры: урок- путешествие, урок- пресс- конференция, урок- аукцион, урок-суд и т.п.. В рамках таких уроков необходимо, как правило, преодолеть препятствие (или препятствия) - разрешить непростые проблемные задачи.
Например : Ребята, сегодня мы все вместе совершим путешествие в солнечную и приветливую страну Здравию. Жители этой страны получили послание на непонятном языке от могущественного Императора. Посол, который привез данную бумагу, сказал, что если жители не разгадают, что написано в послании, то его могущественный господин всех обратит в рабство. Нам придется поломать голову над тайнами и секретами, которые ждут нас на каждом шагу нашего путешествия. Но если мы справимся, то найдем ключ к разгадке послания великого Императора и поможем жителям Здравии. Итак, путешествие начинается…
Сюжетная линия может иметь направленность на жизненные ситуации (в т.ч. и юмористического характера)
Пример (математика): (из задачника Григория Остена) В городе Званске в школе № 23 в третьем классе учится Вася. В каждом классе есть особый ученик, а то и несколько. Так вот наш Вася отличался отменным аппетитом. Голодный Вася съедает за 9 минут 3 булочки! Сытый Вася тратит на такое же количество булочек 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одной булочкой голодный Вася?
Пример (математика, информатика): Король Флатландии решил вырубить некоторые деревья, растущие перед его дворцом, чтобы в залах дворца стало светлее. Деревья перед дворцом короля посажены в ряд, всего там растет n деревьев, и расстояния между соседними деревьями одинаковы.
После вырубки перед дворцом должно остаться m деревьев, и расстояния между соседними также должны быть одинаковы. Помогите королю выяснить, сколько существует способов вырубки деревьев?

ВТОРОЙ АСПЕКТ
Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный- с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу . Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что у исследователей может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.
Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.
Особой проблемой является организация педагогической поддержки проблемного урока средствами Интернет . Совершенно очевидно, что Интернет-ресурсы могут помочь в процессе доказательности гипотезы, т.к. предоставляют практически всю необходимую информацию. При правильной организации запроса поиска (а также при наличии хорошей технической поддержки) можно практически сразу получить нужные факты, данные.

ТРЕТИЙ АСПЕКТ
Во-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности , в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности.
Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.
Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.
В рамках данного направления, так или иначе, работал практически каждый учитель.
Рассмотрим подробнее типичную организацию урока - пресс-конференции. Часть учеников в классе получают роли экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой. Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные журналистские, общественные, государственные и т.д. организации. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы интересовать представляемые ими организации, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен.
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ-прагматик, психолог и педагог. Предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др.
Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д.Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ребенку предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность - труд.
Впоследствии психолого-педагогические исследования в области творчества, творческого мышления и проблемного обучения позволили разработать общую технологию проблемного обучения.

В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия:
проблемный подход (Т.И.Шамова), принцип проблемности (В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;
проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;
проблемное обучение как тип обучения (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

Целевые ориентации

Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация проблемных ситуаций

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения :
1. решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
2. решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
3. создание художественных решений (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Рис. 2. Технологическая схема цикла проблемного обучения

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.
Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.
География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • практических работ,
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках географии.

Что подразумевается под проблемным обучением?
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!

Семинар на тему:

«Особенности работы педагога с «проблемными» детьми.

Подготовила: учитель-логопед

Сумина Е. К.

г. Лабытнанги

Цель: повышение профессионального уровня педагогов. Личностный и профессиональный рост, самореализация.

Задачи: познакомить педагогов с методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие дошкольников; распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Дети с ограниченными возможностями;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с педагогической или социальной запущенностью;

Дети с нарушением социальных связей и отношений или социально-дезадаптированные дети (дети-сироты);

Дети «зоны психологического риска», имеющие неглубокие непатологические, неярко выраженные, пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности, предрасположенные к возникновению проблем в обучении.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. К «проблемным» детям логопедической группы я могу отнести 2 детей старшей группы с заключением ОНР обусловленное двуязычием, и 2 детей подготовительной группы с низким уровнем развития речи и нарушением фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

ОНР - это системное нарушение, когда нарушены все компоненты речи: лексика, грамматика, фразовая речь.
При этом остается в норме физический слух и интеллект.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

В своей работе я руководствуюсь общепедагогическими и специальными принципами:

Этиопатогенетический принцип очень важен, так как для правильного построения коррекционной работы с ребенком, необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.

Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта.

Принцип дифференцированного подхода;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип учета личностных особенностей;

Принцип комплексности;

Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья.

Основные направления деятельности логопеда с «проблемными детьми»:

1.Диагностическое обследование (совместно с родителями детей с двуязычием);

2.Коррекционно-развивающая работа.

3.Аналитическое (мониторинг результатов)

4.Логопедическое консультирование родителей и педагогов.

Диагностическое обследование определяет уровень речевого развития ребенка.

Логопед выявляет состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, фонематического слуха, особенности развития психических процессов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На занятиях наряду с традиционной методикой использую нетрадиционные приёмы коррекционной работы.

Использование информационных компьютерных технологий:

Позволяет индивидуализировать коррекционный процесс;

Поддерживает процесс коррекции речи на различных этапах;

Вызывает большой интерес дошкольников к современным информационным технологиям (а следовательно это можно использовать для повышения учебной мотивации);

Высокое качество и наглядность стимулирующего материала;

Способствует формированию положительного эмоционального состояния ребёнка. 2. Использование метода наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию; использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия.

Способствует развитию зрительного восприятия, внимания и памяти, фонематического восприятия, активизации словарного запаса, развитию связной речи.

Использование логоритмических упражнений без музыкального сопровождения.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления, обогащается словарный запас.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Аналитическое направление (мониторинг результатов).

«Мониторинг» - регулярное или постоянное наблюдение за каким-либо процессом, с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению. То есть другими словами это процедура отслеживания динамики коррекционного процесса в течение всего срока (от первичного выявления ребёнка с нарушением речевого развития до возможно полной коррекции нарушений).

Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей дошкольников, отслеживание динамики коррекции устной речи.

Результаты на данном этапе работы с «проблемными» детьми МДОУ:

Дети заинтересованы с нетерпением ждут очередного логопедического занятия, которое вызывает у них познавательный интерес, и на котором они приобретают новые знания, умения и навыки. Анализ эффективности развития речи детей при использовании новых информационных технологий, нетрадиционных методов и приемов в коррекционно-развивающей работе дает положительный результат. У детей с двуязычием стал шире словарный запас, появились обобщающие понятия. Использование наглядного моделирования позволило у детей с низким уровнем связной речи улучшить результат. Дети с нарушением фонематического восприятия определяют наличие данного звука в слове, начинают сливать звуки в слоги и читать короткие слова.

Логопедическое консультирование родителей и педагогов. Об успешности коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями. Осуществлять такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным помогают родительские собрания, на которых я, как учитель-логопед принимаю участие. В этом учебном году было 2 собрания с моим выступлением, в старшей группе на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 6 года жизни», в 1 младшей группе на тему »Развитие речи детей раннего возраста». Были проведены индивидуальные консультации со всеми родителями «проблемных» детей. В уголках для родителей мною постоянно обновляется информационный материал по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Главные участники воспитательно-образовательного процесса – педагоги дошкольной организации. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Таким образом, коррекционно-развивающую работу с «проблемными» детьми я строю совместно с педагогами МДОУ.

Прокофьева Татьяна Николаевна, Козорез Елена Валентиновна , Социальный педагог, педагог-психолог
Мурманская область, Г. Мончегорск

Цель психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей, улучшение детско-родительских взаимоотношений в семьях. Задачи Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимопонимания с детьми. Овладение родителями навыками конструктивного взаимодействия с детьми. Приобретение родителями нового опыта при взаимодействии с детьми.



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

(ГОБУ МО ЦППМС-помощи)

Служба сопровождения г. Мончегорска

Семинар-практикум «Проблемное поведение ребенка»

Разработали:

Прокофьева Т.Н. – социальный педагог

Козорез Е.В. – педагог-психолог

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей, улучшение детско-родительских взаимоотношений в семьях.

Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимопонимания с детьми.

Овладение родителями навыками конструктивного взаимодействия с детьми.

Приобретение родителями нового опыта при взаимодействии с детьми.

Оборудование: плакат с правилами группы, карточки с ситуациями, анкеты с экспресс-диагностикой «Стратегии семейного воспитания» (С. Степанов), мультимедийная установка.

Ход мероприятия.

Приветствие

Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.

Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе.

Принятие и обсуждение правил работы в группе

Цель: ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы.

Упражнение «Я - хороший родитель».

Цель: способствовать повышению самооценки родителей.

Круг чувств.

Групповая дискуссия «Виды проблемного поведения детей»

Цель: выявить виды проблемного поведения детей, установить их причины.

Истерики, капризы, непослушание

Агрессия

Сквернословие

Воровство

Комментарии: когда в семье появляются дети - меняется ее жизнь, привычки и мироощущение. Заботы, которые волновали родителей ранее, отходят на второй план. А на первом месте стоит ребенок и все, что с ним связано. Воспитание собственного чада - сложная задача: нежность, доброта, забота должны сопровождать вашего ребенка на протяжении всей жизни. Вместе с воспитанием ребенка, родители учатся новому и для себя. Но в процессе воспитания детей мы сталкиваемся с различными проблемами и трудностями. Одна из таких трудностей - проблемное поведение детей.

В таблице представлены основные виды проблемного поведения детей, которые наблюдаются взрослыми. Но ведь дети не рождаются капризными, агрессивными, сквернословящими лгунишками, тянущими себе в карман все, что плохо лежит!

Любой вид проблемного поведения - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру.

Рассмотрим причины проблемного поведения детей:

Проблемное поведение

Капризы, истерики

Хроническое или только начинающееся соматическое заболевание.

Внутрисемейная дисгармония.

Исследование реакций родителей, игнорирование требований ребенка.

Агрессия

Заболевание ребенка психологического или физиологического характера.

Средство психологической защиты.

Ребенок пробует новую модель поведения.

Внутрисемейная дисгармония.

Различные виды нарушения воспитания в семье.

Неумение выражать свои эмоции и чувства.

Внутрисемейная дисгармония: подражание лжи взрослых, стремление привлечь к себе внимание, наличие у ребёнка проблем, требующих решение

Страх, попытка избежать наказания.

Продление удовольствия.

Воровство

Болезнь – клептомания.

Импульсивность.

Способ повышения самооценки, самоутверждение.

Внутрисемейная дисгармония: воспитание в асоциальной семье,

способ привлечь внимание родителей к себе и своим проблемам, восстановить утраченную связь с родителями

Нужно просто понять ребенка. Не получается самостоятельно – обратиться к специалисту. Важно, не откладывать на потом, а решать проблему как можно быстрее.

5. Упражнение «Наказание».

Цель: помочь участникам скорректировать свое поведение по отношению к ребенку

Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы:

Что вы чувствовали тогда?

Каковы были ваши телесные ощущения?

O чем вы тогда думали?

Что вам хотелось сделать?

Упражнение «Я слышу. Я говорю»

Цель: познакомить родителей с техникой «Я-высказывания» как эффективным способом выражения своих чувств, особенно негативных.

Комментарии: во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Иначе говоря, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

«Я-высказывание» - это форма высказывания, в котором человек говорит о своих намерениях и состоянии, о своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять своего собеседника.

Техника «я-высказывания» - эффективный приём в общении, смягчающий эмоциональное напряжение и предупреждающий возникновение конфликтных ситуаций.

При использовании техники «я - высказываний» появляются возможности: заявлять о намерениях, не ущемляя собственных интересов; разряжать напряжение, не доводя до конфликта; быть уверенным и правдивым в сказанных словах; сохранять личностные качества, преграждая путь манипуляциям и давлению; предоставлять партнеру право выбора; учитывать детали противоречий и находить приемлемое решение для обоих.

Экспресс-диагностика.

Цель: определение стратегии семейного воспитания.

Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.

Стиль общения взрослого с ребенком бывает:

Либеральный (попустительский, снисходительный: мне все равно, делай что хочешь)

Индифферентный (проблемы ребенку приходится решать самому т.к. проблемы воспитания не являются первостепенными для родителей)

«Проблемные», непослушные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы- это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.

Заключение.

Исправление проблем в поведении - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется немало времени, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. В нем отображается все то, что он получает извне. Если детей в семье одаривают любовью, то и они ее излучают на окружающих, возвращают. Если дети получают негативные эмоции и чувства, то это они и проецируют вокруг. Говорите чаще ласковые слова, слова любви ребенку, чаще обнимайте и искренне спрашивайте о его проблемах, о прошедшем дне, его друзьях. Дети должны всегда точно знать: что бы ни случилось в их жизни с ними, семья всегда будет рядом, будет поддержкой, поймет его, примет. Он - единственный и неповторимый!

Рефлексия

Цель: подвести итоги семинара–практикума, рефлексия.

Как чувствовали себя в процессе мероприятия?

Что запомнилось?

Что можно взять на заметку и внести в практику общения со своим ребенком?

Дисциплины:

«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.

«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В.

Тема: «Правовое государство: история и современность»

Тип урока: повторение и систематизация знаний

Вид урока: проблемный семинар

Цели: повторение и систематизация знаний по теме «Правовое государство: история и современность»

образовательная : обобщить знания студентов по вопросу теории правового государства

воспитательная : формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к чужому мнению, привлечь интерес к материалам периодической печати

развивающая : развитие способности логически размышлять, делать эвристические выводы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему:

Дисциплины:

«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.

«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В.

Тема: «Правовое государство: история и современность»

Тип урока:

Вид урока: проблемный семинар

Цели: повторение и систематизация знаний по теме «Правовое государство: история и современность»

Задачи:

образовательная : обобщить знания студентов по вопросу теории правового государства

воспитательная : формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к чужому мнению, привлечь интерес к материалам периодической печати

развивающая : развитие способности логически размышлять, делать эвристические выводы

Комплекс аппаратного и методического обеспечения:

  1. Конституция Российской федерации
  2. Материалы периодической печати
  3. Сообщение на тему «История идеи правового государства»
  4. Интерактивная доска
  5. Магнитная доска
  6. Тесты

Предполагаемый результат : название условий, при которых возможно формирование правового государств.

План урока

1)Организационный этап.

2)Постановка цели и задач урока.

Постановка темы урока: «Правовое государство: история и современность»

Постановка целей урока и знакомство с формой проведения урока.

Знакомство с вопросами, вынесенными на рассмотрение:

Ход урока

Преподаватель 1. В современной российской правовой науке не существует более популярного термина чем «правовое государство». Этим и обусловлен особый интерес к данной теме не только правоведов, но и историков, философов, социологов, обществоведов. Целью нашего занятия является демонстрация междисциплинарных связей в ходе изучения института правового государства.

Преподаватель 2. На базе ранее изученного материала мы предлагаем рассмотреть проблемы формирования правого государства в России. Вопросы, которые мы вынесли на обсуждение, имеют важное значение для углубления ваших знаний и для практической деятельности. На подобных занятиях вы учитесь культуре дискуссии, толерантности, выработке активной жизненной позиции.

Преподаватель 1. Сегодня мы выносим на рассмотрение 3 вопроса, их вы видите на доске.

  1. История идеи правового государства.

Рассматривать этот вопрос мы будем на основе сообщения, которое подготовила первая подгруппа студентов.

Два последующих вопроса являются проблемными, над нами работали две другие подгруппы студентов.

  1. Можно ли назвать современную Россию правовым государством?

При подготовке этого вопроса второй подгруппе было предложено воспользоваться материалами периодической печати.

  1. Что мешает созданию правового государства в России?

Готовясь к этому вопросу студенты третьей подгруппы должны были не только назвать эти причины, но и проиллюстрировать свои ответы историческими фактами и примерами.

Итогом нашей работы станет размышление над условиями формирования правового государства в России.

Преподаватель 2. Критериями оценки вашей работы на семинаре будут выступать аргументированность, полнота и конкретность ответов, иллюстрация ответов историческими фактами и примерами, логика изложения материала, культура речи. Просим вас быть активными, уважать чужое мнение, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением большинства.

Надеемся, что наша работа пройдет плодотворно и продуктивно.

Преподаватель 1. Переходим к рассмотрению первого вопроса. Студентам первой подгруппы было дано задание подготовить сообщение на тему: «История идеи правового государства». Просим всех быть очень внимательными, т.к. после сообщения мы перейдем к его обсуждению.

Студенты первой подгруппы выступают с сообщением по теме: «История идеи правового государства», после которого преподаватели предлагают другой подгруппе обсудить его по следующим вопросам:

а) как Вы понимаете тезис Платона «в государстве должно осуществляться правление законов, а не правление людей»?
В подтверждение справедливости данного тезиса приводится отрывок из «Вольности» А.С. Пушкина (Приложение А)

б) приведите примеры государств, в которых «закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью»;

Преподаватель 2. Трудно даже сосчитать сколько раз в истории человечества сбывалось платоновское пророчество о близкой гибели того государства, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Приведите примеры из всемирной истории, подтверждающие справедливость этой мысли.

Студенты называют государства с тоталитарным политическим режимом.

в) соответствуют ли изречение Цицерона: «Мы можем стать свободными
только тогда, когда станем рабами закона вашим внутренним
убеждениям»?

Г) назовите признаки правового государства, прозвучавшие в сообщении.

Студенты называют признаки правового государства.

Преподаватель 1. А сейчас найдите в Конституции РФ статьи, закрепляющие принципы правового государства.

Студенты работают с текстом Конституции РФ и называют номера статей и зачитывают их положения. (Приложение Б)

Проводится проверка выполнения задания.

Все названные вами статьи Конституции, указывают на то, что Российская Федерация является правовым государством. Но так ли это на самом деле?

Преподаватель 2 Таким образом мы подошли к рассмотрению второго вопроса: «Можно ли назвать Россию фактически правовым государством?»

Для ответа на этот вопрос подгруппам нужно будет проанализировать сегодняшнее положение дел в экономической и политической сферах развития общества. И, чтобы не быть голословным, вам было предложено воспользоваться материалами периодической печати, отражавшими вашу точку зрения. Анализ следует проводить по каждому признаку правового государства.

Подводя итог второму вопросу, студенты приходят к выводу, а том, что фактически, сегодня Россия не является правовым государством.

Преподаватель1. Самое время перейти к рассмотрению третьего вопроса: «Что мешает созданию правового государства в России»? Для проведения более деятельного анализа вся история России делиться на два этапа: до Октября 1917г. и после октября 1917 года. Каждая подгруппа получает свой временной период для анализа. Свои ответы студенты подкрепляют иллюстрацией фактов и конкретных примеров.

Подводя итог выступлением, студенты приходят к следующим выводам:

Созданию правового государства мешает низкая правовая культура россиян. Право в России никогда не имело необходимого условия ценности и самоценности.

Экономическая ситуация в России (отсутствия среднего класса);

Отсутствие зрелой демократии;

Недостаточность законодательной базы;

Невозможность рассматривать судебную власть в качестве мощности силы, стоящей на страже интересов личности.

В то время, когда один преподаватель обрабатывает тесты студентов, второй преподаватель знакомит студентов с признаки гражданского общества.

Подведение итогов занятия.

Студенты делают выводы по уроку:

  1. Правовое государство – это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуры.
  2. Правовое государство немыслимо без развития гражданского общества, где граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях – от местного до государственного.
  3. Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличия определенных условий.

Преподаватели подводят итог совместной работы. Оценивается выступление студентов. Отмечаются успехи и недостатки. Для дальнейшей работы по теме «Правовое государство» студентам предлагается список литературы.

Домашнее задание:

Подведение итогов

ПРИЛОЖЕНИЕ А

А.С. Пушкин. «Вольность»

Лишь там над царскою главою

Народов не легло страданье

Где крепко с вольностью святою

Законов мощных сочетанье.

Владыки! Вам венец и трок

Даёт закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Статьи Конституции, указывающие на признаки правового государства

Ст. 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Ст. 4. Конститу щя Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Ст. 6 (п. 2). Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Ст. 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Ст. 19.1. Все равны перед законом и судом.

  1. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  2. Мужчина и женшина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Ст. 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ст. 22.1. Каждый имел право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Ст. 46.1. Каждому гарантируется судебная защита его проз и свобод.

  1. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  2. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тест

Укажите условия, при которых возможно формирование правового государства:

1)демократический политический режим;

2)развитая экономика;

3)слаборазвитая экономика;

4)плановая экономика;

5)тоталитарный политический режим;

Итог семинара:

  1. Правовое государство - это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
  2. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества (граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях - от местного до государственного).
  3. Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические, политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных условий.

Лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности.

Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя со студентами по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или же обсуждения с другими студентами, а также на семинаре.

Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично. Стиль общения преподавателя на проблемной лекции:

2. преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

3. новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

4. материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

5. общение со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;

6. преподаватель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции. Добивается того, что студент думает совместно с ним.

Способность к самостоятельному мышлению формируется у студентов в активном участии различных формах живого речевого общения. Для этого лекции проблемного характера необходимо дополнять семинарскими занятиями, организуемых в виде дискуссии и диалогическими формами самостоятельной совместной работы студентов.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

27. Способы стимулирования самостоятельного мышления студентов (не совсем то...)

В дидактике и методике преподавания иностранных языков в школе и вузе также актуализируется принцип активности учащихся. Здесь подчеркивается важность самообразования по предмету, необходимость формирования у студентов самостоятельного мышления и умений учебной деятельности (И.Л. Бим, Н.И. Гез, Б.А. Лапидус, А.А. Леонтьев, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов и др.), так как приобретенные навыки и умения являются неотъемлемой частью дальнейшего роста и развития специалиста в системе непрерывного образования.

Самостоятельность - нравственно-волевое качество личности, следовательно, формирование самостоятельности обучаемых неразрывно связано с проблемой их нравственного воспитания. На наш взгляд, наиболее полно и целостно этот вопрос рассматривается такими авторами, как М.А. Вейт, В.Е. Турин, А.В. Иващенко, В.Э. Чудновский и др.

По общепринятому положению дидактики, подкрепленному многочисленными экспериментами, для развития самостоятельности и творческого отношения к выполняемой деятельности особо благоприятные условия создает самостоятельная работа (CP ) и самостоятельная учебная деятельность (СУД) студентов, в том числе и работа с учебной и прочей литературой.

Вопрос о CP и СУД достаточно разработан в современной педагогике. В 60-е годы ему посвятили специальные исследования Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, В.П. Стрезикозин и др..

Однако, говоря об актуальности развития самостоятельности через самостоятельную учебную деятельность студентов (СУДС) , ученые-педагоги подчеркивают, что процесс развития такого важного качества личности не должен происходить стихийно. К настоящему времени в педагогической теории и практике накоплен значительный опыт по вопросам планирования, организации, стимулирования и контроля СУДС в целом и при обучении иностранному языку в частности.

Рассмотрению проблемы планирования и организации СУДС посвятили свои исследования С.И. Архангельский, Л.Г. Вяткин, И.А. Гиниатуллин, В. Граф, JI.B. Жарова, Е.В. Заика, И.И. Ильясов, Б.Г. Иоганзен, Н.А. Кадыгроб, B.C. Листенгартен, В.Я.Ляудис, М.Н. Скаткин, В.М. Шестаков и др.

В последнее время подчеркивается необходимость стимулирования СУДС. Этот вопрос отражен в трудах А.Л. Бердичевского, В.М. Вергасова, Ю.М. Мисника, А. Нехамкина, В.И. Осмоловского, Т.И. Парубовской, И.М. Платова, Г.В. Роговой, Е.Д. Чернова и др. Также многие выдающиеся педагоги указывают на важную роль контроля для эффективной организации СУДС (Е. Андросюк, О.А. Журавлева, С. Лебедев, Е.И. Пассов, П.Д. Русакова, Н.В. Терехова и др.)

Признавая СУДС органической частью вузовского учебного процесса, ученые-педагоги, психологи и методисты считают, что эффективность преподавания любой учебной дисциплины в педвузе, в том числе и иностранного языка, определяется тем, как осуществляется организация СУДС в аудиторных и во внеаудиторных занятиях. Планирование и организация СУДС строится на основе общих принципов и методов педагогического исследования. В зависимости от сущности обучения СУДС рассматривается по-разному. Традиционно обучение виделось в передаче системы знаний и способов деятельности. Поэтому СУДС считалась способом закрепления и тренировки, выработки знаний и навыков . Деятельностный подход рассматривает обучение как формирование познавательной деятельности . Отсюда СУДС рассматривается как способ развития творческих способностей и профессионального мышления.

Изменившиеся социально-экономические условия требуют исходить из понимания обучения как процесса управления формированием личности специалиста . В связи с этим СУДС следует трактовать как способ формирования самостоятельности и активности личности, ее репродуктивных и творческих способностей, умение ориентироваться и в проблемных ситуациях, ставить и самостоятельно решать теоретические и практические задачи.

В настоящее время общие принципы педагогических исследований применительно к процессу организации СУДС приобретают новую специфику. Необходимость общепедагогического, а не частноаспектного подхода к СУДС подчеркивается многими авторами. Такой подход предполагает рассмотрение трех аспектов СУДС: 1) предметно-содержательного; 2) организационно-управленческого; 3) личностно-мотивационного.

Он же требует организации деятельности обучаемых в единстве с деятельностью педагога, так как СУДС как часть педагогического процесса всегда включает прямое и косвенное педагогическое руководство , которое и способствует вызову мотивации СУДС и обеспечивает ее рациональный и результативный ход, то есть осуществляется стимулирование СУДС.


Самое обсуждаемое
Одиноки ли мы во Вселенной? Одиноки ли мы во Вселенной?
«Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального «Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального
Задания: биологические термины и понятия Задания: биологические термины и понятия


top