«Что такое деньги?»
Образовательная область - Познавательное развитие.
Подготовительная группа.
Цель: содействие финансовому просвещению дошкольников.
Задачи:
- расширить знания детей о возникновении денег
- закрепить понятие «купюра» и «монеты» и их номиналы
- развивать умение подбирать предметы для игры;
Материал и оборудование: деньги разным номиналом (монеты: 10, 50 копеечные; 1, 2, 5 и 10 рублевые; бумажные: 10, 50, 100, 200, 500, 1000 рублевые), карточки, кошельки, мультфильм, презентация «Возникновение денег» мультимедийное оборудование, коробка в виде банкомата, парикмахерская и магазин
Ход образовательной деятельности.
Звучит песня про деньги из мультфильма «Приключение Буратино»
Воспитатель : Ребята, а пока вас не было к нам в группу зашел Буратино и оставил нам большой мешок. Смотрите ребята, а здесь записка. И что же здесь написано.
Дети: Деньги для группы № 10
Воспитатель: А вы знаете, что такое деньги?
Дети: Деньги - это…
Воспитатель : Правильно.
А вы знаете как появились деньги?
Давайте посмотрим презентацию «Возникновение денег» и все с вами узнаем.
Воспитатель (после просмотра презентации):Теперь мы с вами узнали историю появления денег.
Мы совсем забыли про мешок Буратины. (Воспитатель открывает мешок, достает кошелки и деньги. Каждый ребенок берет по кошелку, в котором находятся деньги)
Воспитатель : Маша у тебя в кошелке бумажные деньги или монеты?
Маша : Монета.1 рубль.
Воспитатель : А какие деньги вы еще знаете?
Дети (открывают кошелки смотрят на свои деньги и отвечают):2, 5, 10 рублей…
Воспитатель : А у меня в кошелке есть бумажные деньги. Смотрите это 50 рубле, 100 рублей, 500 рублей. А несколько лет назад у нас в стране появилась и 200-рублевая купюра.(Дает их детям)
Воспитатель : А давайте мы с вами нарисуем свои деньги?
Дети в мастерской художника.
Дети штампами украшают бумагу, рисуют номинал своей купюры.
Воспитатель : Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем. (Физкультминутка).
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл-
Видно денег не нашёл:
Чтобы монетку нам достать-
Нужно на носочки встать.
Воспитатель : А что можно сделать деньгами?
Дети : Купить, потратить…
Воспитатель : Правильно. А что можно купить на наши деньги?
Дети : Конфеты, игрушки…
Воспитатель : Правильно. За деньги можно купить товары и услуги.
Воспитатель с детьми подходят к уголку парикмахера.
Девочка Даша – парикмахер:
Парикмахер - это чудо!
Это славная причуда.
Это стильные прически,
Лаки, краски и расчески.
Девочек и мальчиков парикмахер причесывает, вдевает заколки.
Воспитатель : За свою работу парикмахер должен получить деньги.
(Дети платят парикмахеру за услугу и вместе с воспитателем подходят к магазину).
Мальчик Саша – продавец :
Я сегодня продавец
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Дети покупают товары (игрушечные овощи и фрукты) и расплачиваются с продавцом.
Воспитатель : А как вы думаете, ребята, откуда у пап и у мам появляются деньги? (Дети отвечают). Правильно. За свою работу ваши родители получают заработную плату. И многие из них получают зарплату на карточке. А как же они снимают деньги со своих карт?
Дети : В банке, через банкомат.
Воспитатель вместе с детьми подходят к банкомату (коробке) и учатся пользоваться им.
Воспитатель : Мы сегодня с вами молодцы. Много поиграли и узнали. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…». Мне очень понравилось с вами играть. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Знания дались на раз!»
Анастасия Быкова
Занятие в подготовительной к школе группе по экономике «Деньги»
Занятие в подготовительной к школе группе по экономике .
Тема : «Деньги » .
Цель : создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах , как об универсальном средстве обмена.
Задачи :
1. Формировать у детей понимание, что каждый товар имеет свою цену, представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. Формировать представление о значении труда как способе зарабатывания денег. Закреплять знание сказок о деньгах , умение решать экономические задачи .
2. Развивать умение рассуждать, образное мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, умение выполнять операцию по существенным экономическим признакам . Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательный , активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах .
Материалы : схема-карта с изображением места, где лежит и задания для его поиска. Шкатулка с денежными купюрами, заготовки листов А5 и цветные карандаши, кошелек, пластиковая карточка, математические карты – схемы задач. Карточки со словами : здоровье, дружба, солнце, совесть, игрушки, туфли, рыбка.
Предварительная работа :
К. И. Чуковский «Муха - цокотуха» , А. Н. Толстой «Приключение Буратино» , брать Гримм «Выгодное дело» , Г. -Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета» , русская народная сказка «Умный работник» ;
Решение логических задач, экономических задач по математике ;
Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;
Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин» , «Почта» ;
Дидактические игры : «Угадай название» , «Закончи предложение» , «Найди лишнее» , «Выбери верно предложение» .
Структурный
деятельности
Организа - ционный момент.
Воспитатель : Находит в группе лист бумаги формата А 4, на котором нарисована схема-карта и написаны задания.
Воспитатель : Спрашивает у детей, что нарисовано на этом листе бумаги?
Воспитатель : Предлагает детям отправиться на поиски клада, используя карту.
Кинезиологи - ческая гимнастика
Дети, я думаю, что для выполнения такого серьёзного дела мы должны быть внимательными, да?
Давайте, вспомним и выполним упражнение, которое нам поможет быть внимательными в работе.
Чтоб ни чего не упустить, внимательными быть – нужно на ладонь давить.
И еще одно упражнение : нарисуйте в воздухе цифру 8 одной рукой, а потом другой, а теперь обеими руками вместе.
Вы теперь стали очень внимательными, сосредоточимся на нашем занятии .
Пройдем к доске, и приступим к заданию.
Интеллектуальная разминка.
А кто может напомнить, что мы должны будем сделать?
Воспитатель :
Да, правильно! Обращаюсь к коллективной беседе с детьми.
Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинать? Подсказываю. (первое задание) . А что нам следует сделать после этого? (После ответов детей в соответствующем порядке выполняем) .
Педагог :
Вот мы и выстроили с вами план действий. Начинаем действовать по намеченному плану.
(Но прежде чем приступить к действиям, обговариваем с детьми все еще раз.)
Самостоятель - ная деятельность детей.
Воспитатель : Зачитывает задание №1 : для того чтобы приблизиться на один шаг к заветному кладу вспомните как можно больше сказок, где говорится о деньгах…
Воспитатель : Хвалит детей за проявленную эрудицию и хорошие знания сказок.
Зачитывает следующее указания по карте : от места, где вы находитесь, сделайте 7 шагов прямо, там вас ожидает следующее задание.
Воспитатель : Предлагает одному из детей зачитать задание №2.
Воспитатель : Благодарит детей за сообразительность и предлагает посмотреть карту, для определения дальнейшего движения.
Воспитатель : Зачитывает следующее указания по карте : от места, где вы находитесь, сделайте 8 шагов вперёд и повернитесь на право. Перед вами лежит задание №3.
Воспитатель : Предлагает одному из детей зачитать задание №3.
Воспитатель : Знакомит детей с условиями задач для каждой из групп :
Задача для 1-й группы :
Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рубля? Почему?
Воспитатель :
Задача для 2-йгруппы :
У Оли были такие монеты : 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли?
Воспитатель группах заданий : от места, где вы находитесь, сделайте 4 шага влево и 5 шагов вперёд.
Физкультурная минутка.
Раз- подняться, потянуться
Два-нагнуть, разогнуться,
Три-в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять-руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель : Хвалит детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий : от места, где вы находитесь, сделайте 2 шага вправо и 3 шага вперёд.
Воспитатель :
Зачитывает задание №4 – перед вами находятся карточки со словами, отберите те из них, что нельзя купить за деньги (конфеты, здоровье, игрушки, дружба, солнце, туфли, рыбка, совесть) .
Воспитатель :
Хвалит детей и говорит, что именно дружба и помогла им справиться со всеми испытаниями и найти клад.
Воспитатель :
Рассказывает о существовании различных денежных купюр и монет в современном мире. Знакомит детей с названиями денег других стран.
Воспитатель :
Спрашивает у детей, что такое деньги ?
Воспитатель, обобщая ответы детей, подводит к определению : деньги – это разрешенное государством средство обмена.
Воспитатель : государством можно называть каждую отдельную страну со своей властью и порядком. Америка – это государство? Россия – это государство? Китай – это тоже государство :
Так вот в каждом государстве разрешены свои деньги : например в Германии Евро
Египте Фунт
США Доллар
Таиланде Бат
России Рубль
Воспитатель : Предлагает детям придумать и нарисовать деньги , которыми можно будет пользоваться в сюжетно-ролевых играх.
Воспитатель : организовывает выставку детских работ и благодарит детей за увлекательные поиски клада.
Подведение итогов занятия .
Воспитатель : организует выставку детских работ, вместе с детьми они выбирают самые удачные эскизы «радужки» и благодарит детей за увлекательные поиски клада. Предлагаю не скольким детям рассказать почему именно такие деньги они на рисовали , или придумать историю.
Оценка деятельности детей.
Дети, вы сегодня провели собственный исследовательский поиск, справились с серьезными испытаниями, смогли проанализировать собранные сведения и обобщить их.
Лера, твои вопросы были очень интересными!
Никита и Жанна, вам приятно от того, что вы смогли сделать, справиться с заданиями? Почему?
Егор и Варвара, у вас получились, очень интересные истории получились.
Женя, еще немного времени и у тебя все получится.
Мотивация на новую образовательную деятельность
Давайте сохраним наши деньги «Звездочки» до следующего занятия , и сравним их с деньгами ., которыми обмениваются люди в других странах.
Анализ занятия
Цель и задачи данного занятия соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню подготовленности детей .
Образовательная работа данного занятия способствует включению ребенка в исследовательский поиск. В процессе поиска подводила детей к нужной идее – делала так, чтобы дети сами высказывали то, что требуется в данной ситуации. Таким образом, выстраивали план дальнейшего действия и договаривались о способах решения получаемых сведений. Быстрое ориентирование в пространстве детьми способствовало развитию ассоциативного мышления и творческих способностей. Во время сбора материала ребята работали как индивидуально, так и в группах , перемещались по кабинету так, как было указано в заданиях, что внесло элемент необычности в процесс работы. Сопровождая детское исследование, старалась не давать прямых инструкций, не делать за них то, с чем они справлялись сами. Анализируя собранные сведения и обобщая материал, смотрели и рассуждали : что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Для того, чтобы усилить значимость поиска и сделать игровую ситуацию более концентрированной использовались различные задания, различной трудности. Активность детей в процессе обсуждения задания, задаваемые вопросы способствовали развитию критического мышления.
На протяжении всего занятия дети были заинтересованы и активны, т. к. деятельность была разнообразной. Взаимоотношения между детьми были дружелюбными, они умели найти правильное решение, согласовывали действия, работая в группе . Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всего занятия .
В конце занятия была проведена рефлексия. Это дало возможность узнать
трудно ли быть учеными и проводить настоящее исследование.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
В подготовительной группе.
Тема: «Что такое деньги?»
Выполнила
Овсянникова Лидия Павловна
воспитатель
ГБОУ ООШ с. Н-Быковка
Кошкинского района
Самарской области
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
Познакомить детей с назначением денег и историей их появления; расширять кругозор детей « познавательно – речевое развитие».
Мотивировать на создание описательных рассказов по плану предложенному воспитателем. « речевое развитие»
Ввести в активный словарь детей обобщающие понятия: «обувь, одежда, посуда, продукты». Развивать внимание, любознательность, активность, творчество. «познавательное, речевое развитие».
Отрабатывать умение грамматически верно строить предложения. «речевое развитие»
Формировать умение детей общаться, договариваться, справедливо распределять роли в сюжетно – ролевой игре, воспитывать дружеские взаимоотношения. « социально- коммуникативное развитие»
Совершенствовать умение употреблять в речи сложные слова. «речевое развитие»
Методы и приемы : - практические: закрашивание монет и сюжетно-ролевая игра.
Наглядные: рассматривание предметов, фотографий.
Словесные: беседа, рассказы детей и пояснение.
Материалы и оборудование: изображение здания банка, денежные купюры, монеты. На каждого ребенка – лист бумаги, простой карандаш, монета; костюмы для детей для сюжетно-ролевой игры; атрибуты к игре – кастрюли, одеяло, платье, сапоги, хлеб, картошка.
Формы организации совместной деятельности
Игра «Магазин».Игра «Волшебная монета».
Игра «Менялы».
Изобразительная
Игра «Волшебная монета».
Познавательно-исследовательская
Дети рассматривают бумажные купюры и железные монеты.
Игра «Магазин».
Рассматривание фотографии здания банка.
Беседа об истории денег.
Коммуникативная
Беседа «Что такое деньги?»
Дети составляют описательный рассказ о предмете по плану предложенному воспитателем.
Музыкальная
«Юка-Кука»
Логика образовательной деятельности
Приглашаю детей к мольберту, обращаю внимание на фотографию банкаЧто это за здание?
Кто из вас был в банке?
Кто может пойти в банк?
Что могут сделать люди, когда придут в банк?
Дети рассматривают изображение здания сбербанка
Отвечают на вопросы
Поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения. Грамматически верно строят предложение.
Беседа «Что такое деньги?»
Что такое деньги?
У вас есть свои деньги?
Кто вам дает деньги? Для чего?
Что вы с ними делаете?
Куда кладете деньги?
Где можно «копить деньги»?
Слово «Копилка» образовалось от слова «копить»
Как нужно обращаться с деньгами? Почему?
Какие бывают деньги? (железные и бумажные)
Дети отвечают на вопросы, рассказывают о своих деньгах, узнают новые слова. Дети учатся правильно обращаться с деньгами,
рассматривают натуральные деньги.
Проявляют интерес к новому материалу. Используют в активном словаре слова «копить» и «копилка».
Бумажные деньги называются – купюры, а железные – монеты. Показываю (10 копеек) монету и спрашиваю:
Какая монета?- 10 копеек
Как называется одним словом Купюра? (10 рублей, 100 рублей)
Дети слушают,
рассматривают монеты и образовывают слова: десятикопеечная монета, десятирублевая, пятирублевая…
Грамматически верно употребляют в речи сложные слова.
Игра «Магазин»
Если вы пришли в магазин и решили купить тетрадь, которая стоит 6 рублей, какие монеты вам понадобятся?
(карандаш – 3 рубля, шоколад – 10 рублей)
Дети приходят в магазин, подбирают монеты и покупают необходимые предметы. (например: Я возьму 5 рублей и 1 руб.,чтобы купить тетредь за 6 руб.)
3 это 1,1 и 1
10 это 5 и 5
Демонстрируют представление о составе числа
Игра «Волшебная монета»
Хотите, чтобы у вас были деньги для игры? Сейчас они у вас появятся. Нужно взять волшебный листочек и карандаш.
Накрывают монетку листочком, заштриховывают, получается монета.
Сдерживают эмоции до окончания работы, проявляют заинтересованность в предложенной деятельности
Пальчиковая гимнастика
« Дружат в нашей группе девочки и мальчики раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».
Дети выполняют пальчиковую гимнастику
Гармонично согласовывают речь с движением.
Из истории: «Как же жили люди, когда денег не было?»
Ребенок рассказывает
Внимательно слушают, эмоционально реагируют на услышанное
Игра «Менялы»
Что это за музыка? Представим, что мы с вами оказались в прошлом. Наша группа поделилась на 2 племени: «Тумба – Юмба» и «Юка-Кука».
У племени «Тумба - Юмба» - есть одежда, обувь, постель, но нет продуктов, а у племени «Юка-Кука» есть хлеб, посуда, картошка, но нет одежды.
Выручите друг друга? Как, вы думаете, какой выход может быть?
Вы согласны поменяться?
Вы должны рассказать о предметах, которые находятся в вашем племени так, чтобы с вами захотели поменяться.
Дети переодеваются, делятся на два племени, располагаются на паласе. Выбирают вожака племени. Вожак выбирает по три помощника. Дети описывают свои предметы: платье, сапоги, одеяла; второе племя – хлеб, кастрюля, картошка.
Активно, увлеченно участвуют в игровой деятельности, сопровождают свои действия речью.
Составляют описательный рассказ о предмете по предложенному плану.
Все довольны племена подружились и устроили праздник.
Дети дарят друг другу подарки (бусы) и танцуют под музыку «Юка-Кука»
Демонстрируют дружелюбное отношение друг к другу.
Тема: «Ориентировка по знаковым обозначениям»
Задачи:
1. Учить детей ориентироваться по знаковым обозначениям.
2. Расширять знания об элементарной экономике.
3. Совершенствовать классификацию геометрических фигур.
4. Развивать логическое мышление в логических играх.
Демонстрационный материал: 6 обручей двух цветов; геометрические фигуры; логические квадраты (3 штуки); иллюстрация или фотография семьи; 8 кошельков с деньгами; 2 корзины; круг, разделенный на 4 части; денежные купюры.
Раздаточный материал: набор геометрических фигур.
Ход занятия
Дети садятся за столы, на которых лежат наборы с геометрическими фигурами разного размера и цвета.
— Давайте поиграем с вами в игру «Найди нужные фигуры». Я показываю вам схемы тех фигур, которые вы должны положить перед собой. Работать будете парами.
1-е задание
2-е задание
— А сейчас я предлагаю вам волшебные квадраты. Вы внимательно посмотрите на них и определите, какие фигуры нужно положить в пустые квадраты.
Дети работают с логическими квадратами.
Затем воспитатель благодарит детей за выполненные задания и приглашает их пройти за 2 стола, предварительно разделившись на 2 подгруппы. Воспитатель показывает иллюстрацию или фотографию семьи.
— Как этих людей можно назвать одним словом? (Семья.)
— У каждого из вас тоже есть семья. Из скольких человек состоит ваша семья? Кто в нее входит? (Ответы детей.)
— Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Вы разделились на 2 команды — это у нас будут 2 семьи. Кто кем будет в вашей семье, вы решите сами.
На столах находятся пустые корзинки и по 4 кошелька (на кошельках лица, чтобы можно было догадаться, где чей). У мамы с папой один кошелек на двоих.
— Давайте посмотрим, что у вас на столе.
— Что лежит в корзинке? (Пока пустая.)
— Что находится в кошельке? (Деньги.)
— Как деньги попали в кошелек к маме с папой? (Они получили зарплату за свой труд.)
— Как оказались деньги у бабушки и дедушки? (Они получили пенсию.)
— А у студента откуда деньги? (Получил стипендию.)
— А почему же у малыша кошелек оказался пустым? (Потому что малыш еще маленький и не может сам зарабатывать.)
— Ребята, а как вы считаете, может ли малыш в чем-то другом быть полезен своей семье? (Помогать по дому.)
На доске на магните - круг, разделенный на 4 части.
— Давайте с вами еще раз повторим: папа и мама работают и получают за это заработную плату. (Помещает на сектор круга, где изображены лица папы и мамы, купюру.)
— Бабушка и дедушка уже не могут работать и получают пенсию, у них тоже общий кошелек. (На их сектор помещается купюра.)
— Студент учится в институте и получает стипендию за хорошую учебу, потому что учеба — это тоже труд. (На его сектор помещается купюра.)
На сектор малыша кладется пустая карточка, так как у него нет заработка.
— А как можно одним словом назвать все деньги, которые поступают в семью? (Варианты ответов детей.)
— Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи.
— Посмотрите на круг и скажите, из скольких частей состоит доход ваших семей? (Из трех.)
— А сколько частей не приносят дохода? (Одна часть.)
— А теперь выньте деньги из ваших кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи.
— А как вы считали — деньги из всех кошельков или каждый из своего? Почему?
Дети объясняют, как они считали и почему именно так.
— Как вы считаете, какая семья поступила верно? Вы правы. Если люди живут вместе и называются одной семьей, они должны пользоваться одним кошельком.
Воспитатель предлагает детям сложить все деньги в одну корзинку, если они сами этого не предложат.
— Как мы можем назвать деньги, которые лежат в корзинке? (Доход семьи.)
— А еще эти деньги принято называть бюджетом семьи.
— Так из чего же состоит бюджет вашей семьи? (Из зарплаты мамы и папы, пенсии бабушки и дедушки и стипендии студента.)
— Представьте такую ситуацию: к вам приехала жить тетя. Увеличится или уменьшится бюджет вашей семьи?
— Итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет и из чего он состоит.
Воспитатель благодарит детей за работу и заканчивает занятие.
Воспитатель Ерофеева Марина Александровна
музыкальный руководитель Камышникова Ирина Геннадьевна
МАДОУ детский сад № 39 города Тюмени
Программное содержание:
Познавательное развитие:
ü Вызвать интерес к занятию путём создания игровой ситуации.
ü Закрепить знания детей о роли денег в жизни человека, умение пользоваться монетами достоинством 1 рубль считать до 10 и больше.
ü Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
ü Формировать у детей первоначальные измерительные умения, измерять длину предмета с помощью разных условных мерок.
ü Закреплять знания детей в умение ориентироваться впоследовательности дней недели.
ü Продолжать развивать умение решать логические задачи на слух.
ü Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки "+"," -" и "=". А так же формировать умение решать простые решения с опорой на наглядность в пределах 10 при решении арифметической задачи пользоваться знаками действия "больше, " "меньше".
ü Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги и развивать логические качества и концентрацию внимания.
Социально - коммуникативное развитие:
ü Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Проявлятьжелание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказывать правильный ответ.
Речевое развитие
ü Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
ü Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных факта и событиях.
Художественно – эстетическое развитие:
ü Поддерживать интерес к занятию путём музыкальных игр и соревновании, развивать у детей музыкальный вкус, любовь и интерес к музыке.
ü Побуждать исполнять детский фольклор, выразительно выполнять движения по тексту частушек. Чисто интонировать в пределах октавы.
ü Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, выполнять движения под музыку.
Методы и приёмы:
Сюрпризный момент: «появление денег в группе», «Скоморох встречает на ярмарке », «угощение в нутрии матрешки».
Словесный: беседа, доклад магистров математикис пояснением, вопросы, поощрение, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Игровой: игровые задания «Цифры заблудились», «Живая неделя», «Математические задачки-Отгадай-ка».Распевка «Здравствуйте», музыкальная игра «Все умеем мы считать», подвижная игра «Горшки», инсценировка купцов «У дядюшки Якова», исполнение «Частушечные бои».
Практический: составление примеровиз математических знаков и цифр на магнитном мольберте, измерениедлины предметов разной меркой, выполнение задания на планшетах «Найди брата близнеца», покупка товара на ярмарке.
Словарная работа: Побуждать интересоваться смыслом слова «Рубль, рубить, бумажная купюра, расписка».Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, чеканят, штампуют, металл.
Предварительная работа
Чтение сказки «Золотой ключик», рассматривание денежных купюр, поход в магазин игрушек, «создание мини музея, выставка разнообразных денег». Фото презентация на тему «История чеканки серебряных монет в г. Невьянске Свердловской области в Демидовском поместий в наклонной Невьянской башне.
Материал :
Головной убор для магистров, атрибуты для показа магистров по теме доклада; мешок с пшеном, топор, кувшин, овчинка, ракушки, монеты, бумажная расписка в шкатулке, бумажные купюрысоветских времён, электронные карточки. Презентация при рассказе математических магистров. Конверт с заданиями, 2 мольберта, конверты со знаками и цифрами. Мешочки, сшитые на каждого ребенка. Кожаный мешок для монет у Скомороха достоинством 1рубль в количестве 100 монет. Планшеты карандаши по количеству детей.
Ход образовательно - игровой деятельности.
(Дети входят в группу, а на полу разбросаны бумажные деньги.)
Воспитатель: Ой, а почему у нас здесь беспорядок, везде бумажки разбросаны? Возможно, этот мусор с улицы ветер принес к нам в группу. Что нам с ним делать? (ответы детей, начинают собирать) Ребята, на что похожи эти бумажные прямоугольники? (это деньги). А что такое деньги, и для чего они нужны, вы знаете? (с помощью денег можно приобрести необходимые товары и услуги). Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
А кто знает, как произошли деньги? А хотите об этом узнать?
Дети: Хотим!
Воспитатель:
Чтобы об этом узнать, мы сегодня пригласили в гости Тюменских «Магистров математики»,которые познакомят нас с происхождением денег.
(В роли магистров участвуют дети).
1 ребенок:Магистр математики 1-ой степени. В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – топоры. Земледельцы – зерно. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.
Обмениваться разными вещами было не очень удобно, и люди стали думать, какой предмет можно использовать для обмена. Так как скот надо было кормить, продукты могли испортиться,и это было неудобно.
2 ребенок.2-ой магистр математики : Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты. Их можно было чеканить, монеты любой стоимости: из меди дешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они очень тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: во время поездки на базар грабители сразу находили мешок с деньгами.
Пора немного отдохнуть.(Проводит ребенок)
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
3 ребенок 3-ий магистр математики : И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо монет брали с собой в дорогу бумажные расписки. Позднее появились бумажные деньги, которыми оплачивают различные товары и услуги.
На бумажных купюрахс одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны изображен герб нашей страны. Деньги бывают бумажными, и металлическими. (Рассматривание бумажной купюры.)
Физкультминутка.
В понедельник я стирал,
Пол во вторник подметал,
В среду я выпекал калач,
Весь четверг искал я мяч,
Чашки в пятницу помыл,
А в субботу торт купил.
Всех друзей я воскресенье
Пригласил на день рожденье.
4 ребенок 4-ый магистр математики: Историческое понятие «рубль» возникло в 13 веке в Новгороде. Слово "рубль" имеет очень древнюю историю. Это слово произошло от слова "рубить", так как монеты в то время не чеканили. Их попросту рубили, из длинного куска металла, на маленькие кусочки, которые имели разную величину и вес.Сейчас таких рублей нет, но есть другие круглые монеты, с таким же названием.Которые сейчас рубить не нужно, их чеканят на станках, на Московском и Питерском монетном дворе. Монеты отличаются одна от другой величиной и стоимостью и в настоящее время. (Показывает монеты).
Воспитатель: Рублем называют валюту, которая используется в России и некоторых других государствах.В наше время для удобства были придуманы электронные деньги. Для того чтобы мы могли пользовать электронными деньгами, были придуманы банковские карты на которых хранятся электронные деньги. И поэтому в место наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используембанковские карточки. (Показ).
Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке. И с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.
Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаем всё о деньгах, как они возниклидавайте поблагодарим наших ученых. Ребята, а у Ирины Геннадьевны сегодня в музыкальном зале проходит ярмарка. Хотите пойти на нее? Берите скорее свои мешочки и отправляемся к ней в гости на ярмарку.
Спускаемся в музыкальный зал на ярмарку.
(Несколько мальчиков провожают гостей до музыкального зала, предлагают присесть на стульчики.)
(В зале детей встречает скоморох)
Скоморох : Проходи, честной народ! Ярмарка вас в гости ждет!
Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!
Распевка «Здравствуйте»
Проводиться с ритмичными хлопками, скоморох показывает, а дети за ним повторяют.
(Скоморох приглашает детей купить товар).
Не стесняйтесь, подходите, да чего-нибудь купите!Полюбуйтесь на товары: здесь у нас есть самовары, крендельки да булочки, туески да дудочки, ложки золоченые, узоры крученые. Товару много, мне одному все не показать. Может кто-нибудь из вас мне поможет?
Дети: Да.
Скоморох: А вот и короба для вас стоят, разбирайте!(Несколько детей подходят к коробам, одевают их на себя и рассказываю о своем товаре)
"У дядюшки Якова"
Скоморох: Приходили гончары, продавали нам горшки! А как, сейчас расскажу. Вставайте в кружок, девочки шаг вперед, приседайте на корточки, вы - "горшки", а мальчики - продавцы. Я буду покупателем. (рассказывает как "покупать горшки" и правила игры)
Подвижная игра "Горшки"
Скоморох: У нас товару видимо - невидимо! Подходите, подходите! Все, что хочется, купите, если деньги у вас имеются? (Да, дети показывают деньги). Деньги-то у вас не настоящие, на них вы у меня ничего не сможете купить! (дети огорчаются) Не огорчайтесь. Вы можете заработать настоящие монеты, если выполнитемои задания. Согласны?
Дети: Согласны!
Скоморох: (Подает конверт с заданиями воспитателю)
Скоморох: А за правильно выполненное задание каждому игроку в команде я буду давать один рубль! Можете начинать.
(Воспитатель зачитывает задания для каждой команды)
Выполнение математических задании.
№1«Определи длину».
Как узнать какая длинау каната, и каким способом можно измерить длину Жорика?(Змея из поролона.)
С помощью, какой мерки можно измерить длину? Варианты детей; с помощью линейки, ниточки, палочки, ленточки, шага, с помощью прыжка, гусиного шага (ладошка), шаг великана, шаг гномика, шаг пингвина (приставным шагом), шаг попугая(2 пальчика), прыжок лягушки, прыжок кенгуру (с мячом).
№2. задание «Цифры заблудились»
Постройте цифры по порядку от 1 до 10.
Команда детей держат в руках карточки с цифрами от 1-10 в разброс.
Вторая команда выстраивает игроков с цифрами в числовой ряд по порядку.
№3. задание для обеих команд «Живая неделя» -Музыкальная игра «Все умеем мы считать»2 раза.
Скоморох: А следующее задание для обеих команд. Выполнять его будете по очереди. Под музыку вы будете подскоками двигаться по кругу и напевать: все умеем мы считать, даже можем показать, прыгай, прыгай не зевай, себе цифру выбирай! С окончанием музыки берете любую цифру, а затем выстраивайтесь по порядку в соответствии с цифрой и днями недели.
Усложнение задания: показать дни недели со вторника и т.д.Скоморох предлагает детям построиться от «вторника» по порядку, называя дни недели: цифры 2 – я вторник и т.д.
№4. Логические задачки.
Отгадай-ка
- Ø - Какая птица вылупляется из яйца, а сама яиц не кладет? (петух).
- Ø Стала курица считать, маленьких цыплят. Желтых пять и черных пять… Сколько было поскорее сосчитай у курицы маленьких цыплят.
- Ø Мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
- Ø Женя пойдет в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состояться спектакль.
- Ø Внуку Шуре добрый дед дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?
- Ø Братьев этих ровно семь, вам известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.
№5. Составь математическое решение с помощью цифр знаков «больше », «меньше», «ровно». (Задание на мольбертах).
1.Решение с помощью знаков.Подбери математический знак к количеству предметов, которые изображены на карточках.
2.Дети составляют математическую запись с помощью цифр и знаков.
№6. «Найди брата близнеца» работа с карточками на планшетах.
Для первой команды «Найди таково же Ёжика», а для второй команды «Найди таково же Мышонка».
Скоморох: Вы, ребята, молодцы, со всеми моими математическими заданиями справились и денег, наверное на покупки у вас хватит! Настроение у всех приподнятое, но прежде чем пойти покупать товар выполните мою последнюю просьбу, устройте для меня забаву - частушечные бои. У вас две команды, посмотрим чья команда задорнее и веселее споет!
«Частушечные бои»
Скоморох: Молодцы! Вот вам еще по монете. Деньги заработали,теперь и товар можно купить.Подходите выбирайте, что по нраву покупайте!
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая матрешка изготовленная мастерами. Давайте купим её в группу. (Воспитатель называет ценник, считает монеты вслух, а денег не хватает, расстраивается и обращается к детям). А монет - то не хватает, что же мне делать. А так хочется купить матрешку. Дети добавляют свои монеты. Воспитатель благодарит детей, обнимает всех. Подытоживает: общими усилиями у нас с вами получилось купить матрешку. Одному тяжело, а объединившись вместе, у нас получилось решить эту проблему.
Скоморох: Есть даже такая пословица, не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Ребята, к нашей дружной группе эта пословица подходит?
Ой, а матрешка-то тяжелая, интересно, сколько внутри маленьких матрешек находиться. Открывает матрешку, а там сладкий сюрприз. Дети угощают гостей и себя.
Скоморох: До свидания! Деньги будут, еще приходите, да товар у меня купите!
Литература
- Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» г. Москва 2015. г
- Новикова «Математика 6-7 лет».
- О.А. Соломенникова «Радость творчества» г. Москва 2008.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?