История Древнего Египта

Египет в период Древнего Царства

1. Развитие государства

Период Древнего Царства, охватывающий царствования фараонов III—VI династий (около 2700—2400 гг. до н. э.) — это время образования в Египте первого централизованного сильного рабовладельческого государства, время первого значительного расцвета экономики, культуры и военно-политической мощи Египта. Египетские цари, стремясь к захвату добычи, главным образом скота и рабов, и к завоеванию территорий, богатых рудой, начали проникать на Синайский полуостров и в Северную Нубию.

Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность расширить и усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. Государственная власть поручает наблюдение за оросительными работами отдельным чиновникам. Аристократ Нехебу с гордостью пишет, что он по приказу царя, по заранее разработанному плану, выкопал каналы в Северном и Южном Египте.

Сельскохозяйственные орудия сохраняют в основном свой примитивный характер, хотя можно отметить некоторый прогресс. Так, по-прежнему землю вскапывают мотыгой, но все шире распространяется примитивный плуг, архаический серп с кремневыми зубьями заменяется металлическим, появляется и новое орудие — грабли. Акклиматизируются различные виды хлебных злаков. В надписях Древнего Царства упоминаются как особые виды верхнеегипетский и нижнеегипетский ячмень. Все большее развитие получают огородничество и плодоводство. Распространяются виноградарство и льноводство.

Наряду со все расширяющимся земледелием сохраняют свое хозяйственное значение рыболовство и охота. В пустынях, прилегающих к долине, и в болотистых заводях египтяне охотились на различных зверей и птиц, а в Ниле ловили в большом количестве рыбу. Сцены охоты и рыбной ловли прекрасно изображены на стенах гробниц этого времени. Более организованный характер приобретает скотоводство, теряющее свое самостоятельное значение и приспосабливающееся к нуждам земледельческого хозяйства. Ограниченность пахотных земель в долине принуждает население все свободные участки использовать для посевов; скот разводят лишь в силу крайней необходимости. Только в дельте, где было много свободной земли, скотоводство приобретает сравнительно большее значение, на что указывает обоготворение быка в четырех номах Нижнего Египта. Стада являются одним из основных видов богатства. Цари во время войн с соседними племенами угоняют огромное количество скота. Фараон V династии Сахура пригнал из Ливии в Египет множество крупного рогатого скота, ослов, коз и овец. На стенах гробниц крупных чиновников изображены принадлежащие им стада и в надписях гордо указывается «точное» количество голов скота.

Наряду со скотоводством некоторое хозяйственное значение имело и птицеводство, разведение домашних гусей и уток. Так, чиновник Птахотеп говорит в надписи на стене своей гробницы, что ему принадлежало много гусей, уток, лебедей и голубей. Большие скотоводческие и птицеводческие хозяйства были и в царских поместьях, а также при храмах. В храме царя Неусерра в некоторые праздники приносили в жертву до 1000 гусей. Там же сохранилось изображение сцены добывания меда, что указывает на наличие пчеловодства.

Судя по изображениям на стенах гробниц, значительного развития достигли ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка кожи. На изготовление мебели, кораблей и погребальных ящиков шли как местные породы дерева (еще не все рощи были сведены) — сикомора, тамариск, акация, пальма, так и привозные — сосна (из Сирии) и черное дерево, которое доставляли из Нубии и более далеких южных стран. С течением времени значительно усложняется и совершенствуется инструментарий. Каменные орудия заменяются металлическими. Дерево рубили топором, распиливали одноручной пилой, обтесывали теслом или маленьким топориком, отверстия пробивали долотом, поверхность дерева полировали полировочным камнем. В особых мастерских изготовляли луки и стрелы, пользуясь целым набором инструментов. Отдельные куски дерева, доски и части предметов соединяли друг с другом, вгоняя шипы в пазы и пользуясь деревянными гвоздями и втулками. Дерево очень высоко ценилось, поэтому часто прибегали к изготовлению больших досок из отдельных кусков дерева, которые подгоняли друг к другу.

Большое значение имело кораблестроение. В надписи вельможи Уны описывается постройка грузового судна из «дерева акации длиной в 60 локтей, шириной в 30 локтей, которое было построено в 17 дней». В той же надписи говорится, что дерево акации привозилось из Нубии. Даже в государственной летописи сообщается о сооружении больших грузовых кораблей из различных пород дерева. Интересные образцы больших барок, сделанных из кедра, сикоморы и других пород дерева, были найдены при раскопках около пирамиды царя Хуфу.

Особое значение имела обработка камня, достигшая высокого развития и большого технического совершенства. Для добывания и обработки камня пользовались различными орудиями: деревянной колотушкой, киркой, резцом, сверлом, теслом, каменным молотом, пилой. Поверхность каменных предметов полировали твердыми полировочными камнями и кварцевым песком.

Яркое представление о технике обработки камня дают сосуды, сделанные из твердого камня с поразительным совершенством. Столь же замечательны тончайшие рельефные изображения и иероглифические надписи, высеченные на стенах гробниц. Особенного мастерства достигли каменотесы, в частности при постройке пирамид и храмов. Большие каменные глыбы они тщательно обтесывали, а плиты наружной облицовки, на которую иногда шел гранит, даже почти полировали. При сооружении зданий пользовались наугольником и отвесом. Один из древнейших каменных храмиков был построен в эпоху I династии около царской пирамиды в Медуме. С этого времени каменная архитектура получает широкое распространение во всей стране. Для постройки болыпх гробниц и храмов пользовались крупными каменными плитами. Так, в постройке у входа в заупокойный храм фараона Хафра (IV династия) камни достигают в длину 5,45 м и весят до 42 т. Огромная пирамида Хуфу возвышается на 146 м. Она сложена приблизи­тельно из 2500 тыс. каменных плит, причем вес каждой плиты около 2,5 т. Пирамиды покрывались роскошной каменной облицовкой. Каменные плиты подгонялись друг к другу с поразительной точностью.

В период Древнего Царства особенное значение получает металлургия. Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, в первую очередь медными; медь доставляли из Восточной Пустыни или из Синайских рудников. Наряду с ковкой была известна и техника литья. Уже в гробницах I династии, например в гробнице царицы Хетеп-Херес, были найдены медные орудия. Метеоритное железо было известно уже в предшествующий период, однако им пользовались редко. В религиозных текстах пирамид V—VI династий говорится о том, что небесный свод и трон солнечного бога сделаны из железа. Возможно, что метеоритное железо считалось ценным металлом, которому приписывалась особая магическая сила.

Высокого расцвета достигло ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром (электрума) делали изящные предметы и украшения. В той же гробнице царицы Хетеп-Херес были найдены массивные серебряные браслеты, украшенные тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита и яшмы.

Развитие производительных сил, специализация в сельском хозяйстве и в ремесле привели к появлению избыточных продуктов, которые обменивались на рынках. «...Процесс обмена товаров, — писал К. Маркс, — возникает первоначально не внутри первобытных общин, а там, где они кончаются, на их границах, в тех немногих пунктах, где они соприкасаются с другими общинами. Здесь начинается меновая торговля и отсюда она проникает во внутрь общины, на которую она действует разлагающим образом. Особенные потребительные стоимости, которые в меновой торговле между различными общинами становятся товарами, например, рабы, скот, металлы, чаще всего образуют поэтому первые деньги внутри самой общины». На стенах египетских гробниц изображено, как на рынках обменивались самые разнообразные продукты: зерно, хлеб, пирожки, овощи, плоды, масло, рыба, а также ремесленные изделия, украшения, зеркала, обувь. Краткие надписи содержат обрывки разговоров между покупателями и продавцами или обращения к мастеру. Очевидно, крестьяне меняли продукты сельского хозяйства на изделия ремесленников. Товарным эквивалентом стоимости были зерно и слитки металла, чаще всего меди. Возможно, что уже стали появляться весовые металлические деньги в виде слитков. В надписях сохранились лишь единичные указания на то, что выменивались рабы и даже постройки. Возможно, что для таких сделок требовалось составление определенных документов. Один такой документ, фиксирующий обмен дома на несколько предметов общей ценой в 10 слитков металла, сохранился в надписи из Гизэ. Очевидно, такие меновые сделки совершались в специальном учреждении при свидетелях, имена которых записывались в особом документе.

Археологические находки и надписи указывают на расширение торговых связей между Египтом и соседними странами. В летописи сообщается о крупных торговых экспедициях, снаряжавшихся в заморские страны за ценным хвойным деревом, о доставке из страны Пунт мирровой смолы, досок и электрума. Раскопки в Библе (Сирия) обнаружили обломки сосудов с именами царей Хуфу и Менкаура и алебастровый сосуд с именем фараона Униса. Очевидно, Библ (по-египетски — Кебен) был одним из центров египетской торговли в Сирии. Египетские фараоны называли себя «владыками Библа» и богами Ливанской страны.

Фараоны V династии уже отправляют в Сирию большие торговые экспедиции. На стенах храма царя Сахура изображены сцены снаряжения морской экспедиции в Азию для доставки различных товаров и рабов. Мы видим здесь жителей Азии — мужчин и женщин. В надписях упоминается о доставке из Азии некоторых товаров, например, оливкового масла. Различные товары египтяне привозили из соседних областей Северной Африки, в частности из Ливии — особое масло для умащений.

Вместе с египетскими товарами в Сирию проникали элементы и характерные черты египетской культуры, например иероглифическая письменность. Так в Библе были найдены различные предметы, в частности печать с египетскими иероглифическими надписями. На одном барельефе из Библа изображен фараон VI династии Пепи, приносящий жертву богу и богине. Тут же в надписи приводится титул фараона — «любимый богиней Хатхор, владычицей Библа». Очевидно, в Сирию стал проникать культ египетской богини Хатхор. В легенде о смерти бога Озириса, восходящей ко времени Древнего Царства, рассказывается, что ларец с телом убитого Озириса был прибит морской волной именно к берегам Библа.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Царстве оставалась сельская община. В надписях часто встречается упоминание о «селениях» (ниут), которые, очевидно, были древнейшими административно-хозяйственными подразделениями и подчинялись царским чиновникам или царю как верховному собственнику всей земли. Возможно, что этим словом обозначались территориальные, сельские общины. На стенах гробниц часто изображаются «представители» этих «селений», которые несут умершему продукты своей страны, ведут скот, несут на руках или в сетях домашнюю птицу и рыбу.

Существовали и особые общинные советы, бывшие органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты продажи, следили за состоянием оросительной сети и выполняли некоторые судебные функции. В общинные советы в эпоху образования древнейшего классового общества входили зажиточные представители общины, которые постепенно превращались в чиновников централизованного государственного аппарата. Слова, обозначающие эти общинные советы, — «джаджат» и «кенбет» — писались при помощи иероглифов, наглядно изображавших кружок и угол. Эти картинные знаки долго сохраняли отголосок того древнего времени, когда должностные лица общины садились для решения общинных дел в почетный угол дома или просто в кружок. Общинные советы — «кенбет» — ведали гражданским судопроизводством и разбором дел, связанных с семейным правом, в частности споров о наследстве. В решении этих дел участвовали в качестве соприсяжников родственники как истца, так и обвиняемого. Из этого можно сделать вывод, что общинные советы восходят к тому времени, когда древняя семейная община постепенно уступала свое место сельской общине.

На большое значение патриархальной семьи указывает обычай единонаследия, дававший старшему сыну право на все наследство, что способствовало сосредоточению имущества семьи в одних руках и усиливало имущественное расслоение внутри больших патриархальных семей. В надписях старший сын называет себя «наследником своего отца» и «хозяином всего его имущества». Вполне естественно, что в патриархаль­ных семьях часто происходили споры о наследстве. Права старшего сына, кровного и законного наследника, защищались обычным правом и судом, как это ясно видно из одного сохранившегося судебного протокола времени VI династии, который содержит разбор дела о наследстве. На имущественное неравенство внутри патриархальной семьи указывает и одно сохранившееся письмо, в котором вдова просит умершего мужа защитить интересы своего сына, законного наследника, от необоснованных притязаний постороннего человека. Так обычное право, поддерживая принцип единонаследия, содействовало максимальному сосредоточению имущества в руках главы патриархальной семьи. В недрах этих семей складываются социально-экономические предпосылки для возникновения древнейших форм рабства.

Развитие техники и рост производства приводят к разделению труда, и в связи с этим становится не только выгодным, но иногда даже необходимым привлекать добавочную рабочую силу. Члены большой и богатой патриархальной семьи, внутри которой уже существуют элементы господства и подчинения, не могут сами справиться с возросшими потребностями хозяйства. Как писал К Маркс: «Стихийно сложившееся разделение труда внутри земледельческой семьи давало на известной ступени благосостояния возможность присоединить к семье одну или несколько рабочих сил со стороны» Эту добавочную силу давали главным образом войны. Военнопленные, которых раньше «попросту убивали», теперь «приобрели известную стоимость; их начали поэтому оставлять в живых и стали пользоваться их трудом. Таким образом, насилие, вместо того чтобы господствовать над хозяйственным положением, было вынуждено, наоборот, служить ему. Рабство было открыто». В египетских надписях времени Древнего Царства, например в автобиографиях вельмож, упоминаются рабы, которые, порой, как имущество, перечисляются наряду со скотом.