История Древнего Ирана

6. Возникновение государств в Средней Азии и Мидии

По мнению некоторых исследователей (в частности, С. П. Толстова), в VIII—VI вв. до н. э. уже возникло в Средней Азии рабовладельческое государство. На этот факт указывают данные, полученные при раскопках древних поселений в Средней Азии, свидетельства античных авторов о многочисленных городах и довольно значительном населении некоторых областей Средней Азии, наконец, полулегендарная традиция, сохранившаяся в «Авесте», в «Шах-Наме» и в эпосе среднеазиатских народов. Весьма возможно, что оросительные сооружения древнего Хорезма были воздвигнуты уже в пределах государства, включавшего территории Хорезма, Согдианы и Парфии.

Приблизительно в то же время к югу и к юго-западу от Каспийского моря возникло самостоятельное Мидийское царство, охватившее области Загра и плодородные равнины, лежащие к востоку от него. В ассирийских надписях IX—VII вв. до н. э. говорится о племени мадаев, с которыми ассирийцы вели упорную борьбу. Ассирийские цари совершают походы в эту восточную страну, захватывая там множество пленников и богатую добычу, главным образом коней. В 835 г. до н. э. Салманасар III вторгся в страну мадаев и проник в области Мидии к востоку от ассирийского города Арбелы. Тиглатпаласар III совершал походы в области Загра и в страну мадаев, откуда он привез большую добычу: коней, мулов, верблюдов, овец, лазурит и много пленных, обращенных в рабство. В 673 г. Ассархаддон совершил поход на восток, в страну, расположенную близ «солончаковой пустыни», в страну «далеких мидян», и привез оттуда пленных «правителей могущественных городов Шидирпарна (ср. персидское Читрафарна.— В. А.) и Эпарна вместе с их верховыми конями, скотом, стадами и верблюдами». В процессе борьбы за свою независимость, которой постоянно угрожала Ассирия, мидийские племена объединились в крупный и довольно сильный племенной союз.

Немногочисленные показания источников не позволяют подробно описать процесс образования Мидийского государства. Некоторые данные об этом сохранились у Геродота. Изображая процесс образования Мидийского царства как полуисторический анекдот о захвате власти среди мидян «праведным судьей» Дейокой, Геродот, сгустив весь этот процесс до размеров одного события, рассказывает, что Дейока «принудил мидян образовать один город» и «слил мидийский народ воедино». Некоторые детали этого рассказа подтверждаются ассирийскими надписями. В них говорится, что «начальник поселения в стране маннеев» по имени Даякку воевал с Саргоном, но потерпел поражение. Геродот сообщает, что Дейока объединил мидийские племена в одно царство, построил большой город Экбатаны, название которого в форме Амадана встречается в ассирийской надписи и, очевидно, восходит к древней форме Хангматана, что означает «место собраний». Греческий историк Полибий (II в. до н. э.) сохранил более точное описание древней столицы Мидии, которое подтверждается другими источниками. Очевидно, в это время Мидия представляла собой союз племен. Здесь еще царили древние обычаи военно-племенной демократии, по которым верховного вождя племенного союза выбирали на общей сходке в «месте собраний» (хангматана).

Геродот рассказывает далее и о преемниках Дейоки. Следующий мидийский царь Фраорт (по-персидски Фравартиш), по словам Геродота, покорил персов и другие народы Азии и даже совершил поход против Ассирии, очевидно, объединив все мидийские племена. При следующем царе Киаксаре (по-персидски Хувахштра) Мидия превратилась в сильное государство. Использовав военный опыт ассирийцев, Киаксар реорганизовал мидийское войско, разделив его на части, специализированные по видам оружия. В этой новой армии появляются отряды копейщиков и лучников, а также конница, получившая особенное значение в военном деле, так как она способствовала более быстрому передвижению войск, а также развитию их маневренности. Использовав военную мощь Мидии и союз с Вавилоном, Киаксар при поддержке вавилонских войск победил ассирийцев и окончательно разгромил Ассирийское государство. На развалинах Ассирии выросло новое сильное Мидийское царство, к которому Киаксар присоединил горные области Персии, Каппадокию и Армению. Не ограничившись этим, мидийский завоеватель двинулся далее на запад, чтобы пробиться к Средиземному морю. Геродот описывает упорную борьбу Киаксара с Лидией, которая тянулась 5 лет и закончилась мирным соглашением. Во время одного из сражений наступило солнечное затмение, предсказанное греческим философом Фалесом. Таким образом, можно точно установить, что это сражение происходило в 585 г. до н. э.

Киаксар закрепил свои военные успехи и завоевания дипломатическими соглашениями, которые были подкреплены династическими браками. Свою дочь Киаксар выдал замуж за вавилонского царя Навуходоносора II, а своего сына Астиага женил на дочери лидийского царя. Последний мидийский царь Астиаг был принужден оборонять свое царство от персов. После продолжительного царствования (585—550 гг. до н. э.) Астиаг (в вавилонской транскрипции Иштувегу) потерпел поражение в войне с Киром — основателем Персидского государства.

Античные авторы сообщают некоторые сведения о взаимоотношениях между народами Средней Азии и мидянами. В VIII в. до н. э. саки и бактрийцы поддерживали мидян, но несколько позднее, в середине VII в. до н. э., оказывали помощь ассирийцам в их борьбе против Мидии. Среднеазиатские народы вместе с другими народами участвовали в широком движении скифов, направленном против государств Передней Азии. Наконец, когда Мидия, сокрушив мощь Ассирии, стала одним из сильнейших государств Передней Азии, военным силам саков пришлось столкнуться с войсками мидян.

Одновременно с образованием государств Мидии и Персии в Средней Азии образовались уже в VII—VI вв. до н. э. большие племенные союзы или даже ранние формы классовых государств, в частности в Бактрии и в Хорезме. В бассейнах больших рек развивается оросительное земледелие, достигает высокого развития керамика, в металлургии применяется железо. О развитии торговли говорит наличие больших городов: Мараканды (Самарканда) в Согдиане и Бактр в Бактрии (Балх). Именно с этими большими и сильными государственными образованиями персидским царям пришлось вести длительную и упорную борьбу.