Скачать егэ по литературе. Информатика, профильный экзамен по выбору

Скачать егэ по литературе. Информатика, профильный экзамен по выбору

Об изменениях в системе проведения Единого государственного экзамена в 2018 году было известно еще давно. Впервые о больших переменах сообщил бывший глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Литвинов. В частности, новации затронут ЕГЭ по литературе 2018 года.

Новый экзамен, который будут сдавать все выпускники учебного года 2017-2018, будет состоять полностью из заданий творческого характера. Как заявляет действующий министр образования России Ольга Васильева, в следующем году в силу вступит новая перспективная модель единого госэкзамена, специально разработанная ведущими специалистами института ФИПИ.

ФИПИ закончил апробацию новой модели единого государственного экзамена по литературе и выпускники – 2018 уже будут сдавать экзамен совершенно по-новому.

Сотрудники Федерального института педагогических измерений пошли на кардинальные меры, полностью исключив из КИМ тестовые задания. Какие еще нововведения ожидают и без того встревоженных одиннадцатиклассников?

Заданий с кратким ответом больше не будет

Для начала, давайте разберемся, какие по литературе наиболее важные. Итак, как уже говорилось выше, тесты были извлечены из экзамена.

Причины для такого шага нашлись – по словам разработчиков нового метода, тесты не представляют собой никакой сложности для выпускника, являясь лишним элементом оценивания. В тестовых заданиях существует большая вероятность «угадать» верный ответ, с чем никоим образом не согласны эксперты ФИПИ.

В ЕГЭ по литературе больше не будет тестовых вопросов открытого характера, где от школьника требуется ответ одним словом либо в виде цифровых последовательностей.

Сегодняшний ЕГЭ насчитывает двенадцать таких вопросов из общего числа. Большинство этих вопросов проверяют знание выпускником основных терминов литературоведения.

Однако школьники в наши дни отлично подкованы по этим пунктам. К тому же, задания, где предполагаются развернутые письменные ответы, и так рассчитаны на оперирование терминами, так что дополнительная проверка этих знаний не требуется.

К большой печали выпускников, они теряют гарантированную возможность набрать баллы на одном лишь доскональном знании терминологии. К тому же, полностью рушится стратегия троечников отделаться «малой кровью», то есть сделать одну только часть с заданиями, требующими кратких ответов. Начиная с 2018 года, от каждого экзаменующегося будут ожидать демонстрации умения здраво и красиво излагать свои мысли.

Увеличение количества заданий по выбору

Отныне у выпускников расширится выбор вариантов: вместо трех заданий для развернутого сочинения будет четыре. То есть нужно будет взять одну тему из увеличившегося списка. Получив то или иное произведение для «большого» сочинения школьник может выбрать, на какой вопрос ему интереснее будет отвечать.

Объем сочинения вырастет

В «главном» сочинении будет увеличен минимальный объем требуемого текста. В текущем ЕГЭ по литературе минимальный объем составляет 200 слов, но уже через год нужно будет «положить» на бумагу не менее 250 слов.

Также разработчики нового метода пришли к решению конкретизировать требования к мини-сочинениям. Если сейчас никаких жестких условий касательно числа слов в таких сочинениях нет (при написании мини-сочинений фигурирует рекомендация в 5-10 предложений), то к 2018 году в планах ФИПИ установить минимальный объем в размере 50 слов. Данное требование будет относиться и к сопоставительным заданиям, и к заданиям на анализ текста.

Упрощение заданий на сопоставление

Изменения коснулись и заданий на, так называемое, «погружение в литературный контекст». Если сегодня в ЕГЭ по литературе предлагают сопоставлять текст с двумя текстами, показывая тем самым свой кругозор как читателя, то в 2018 году предлагается упразднить задание, упомянув лишь один текст для сопоставления.

Уточняются критерии оценивания

Теперь, когда в ЕГЭ по литературе совсем нет заданий с краткими ответами, автоматическая проверка стала невозможной. В свете этого перед разработчиками перспективного метода единого экзамена по литературе встала важная задача – как достичь максимально объективной оценки знаний ученика?

Теперь ЕГЭ по литературе представляет собой пять сочинений, что приближает его к «традиционному» школьному выпускному экзамену. Эксперты серьезно подошли к делу, проводятся всевозможные заседания, где высказываются пожелания и предложения к подходу оценивания работ. Надо полагать, к моменту сдачи нам станет известно окончательное решение специалистов ФИПИ.

Новый ЕГЭ по литературе уже запущен

В учебном году 2015-2016 проводился пробный ЕГЭ по литературе с некоторыми внесенными изменениями. Участие в «эксперименте» приняли более 1000 школьников из 60 учебных заведений в 13 субъектах Федерации.

В ходе апробации нового подхода к сдаче ЕГЭ по литературе было выявлено, что 94% учителей выступили за внедрение обновленного экзамена. Кроме того, эксперты подчеркивают тот факт, что новая модель не слишком отличается от предыдущей своей сложностью. Иными словами, школьникам не стоит переживать – принципиально более затруднительной сдача ЕГЭ по литературе в 2018 году не станет.

Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.

А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.

Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.

Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
2

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»
3

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
4

Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
5

Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
6

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
7

Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
8

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Стихотворения из кодификатора

В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
  14. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору. Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы. Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно очень серьезно и много готовиться, прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических, так и прозаических.

Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени. Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям. Давайте разберемся, как может проходить подготовка к ЕГЭ по литературе в 2018 году.

В УЦ «Годограф» вы найдете квалифицированных репетиторов по подготовке к ОГЭ по литературе для учеников , и . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Литература ЕГЭ 2018 — подготовка с нуля

Если вы решили сдавать ЕГЭ по литературе, но не знаете, как начать готовиться, то дадим несколько советов. Для начала вам нужно наработать хорошую теоретическую базу, то есть, прочитать все необходимые произведения и ознакомиться с основными понятиями из теории и истории литературы. Просмотрите кодификатор по этому предмету (он представлен на сайте ФИПИ или в соответствующей статье на нашем портале), отметьте те произведения, которые вы уже читали, и те понятия из теории, которыми вы в полной мере владеете. Затем приступайте к чтению произведений.

Советуем не «бросаться» от одного автора к другому, а читать последовательно, чтобы вы могли проследить изменения в произведениях в рамках того или иного периода истории. Можете «разбавлять» крупные прозаические произведения стихотворениями: например, вы решили читать роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, тогда можете читать по 50-60 страниц в день (или, например, по 1 главе), а после этого ещё по 1-2 программных стихотворения. Так вы сэкономите время и разнообразите свою подготовку.

Что касается историко-литературных сведений, то можете завести отдельную тетрадь, куда будете записывать термины и определения: например, что такое художественный образ, в чем отличие формы и содержания произведения, почему фабула и сюжет – не одно и то же и т.д.

Также для наглядности составляйте схемы и таблицы: разновидности жанров литературы, в чем их особенности и какие примеры произведений можно привести; почему основные средства художественной выразительности можно разделить на лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи); какие бывают стихотворные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения и пр. Подобные записи помогут вам «разложить мысли по полочкам» и четко структурировать сплошной набор терминов. Попробуйте начать и вы втянетесь, это на самом деле очень увлекательный процесс!

Литература ЕГЭ — подготовка к заданиям с кратким ответом

Наработав хорошую теоретическую базу, можно приступать к практике – а именно, к заданиям с кратким ответом (задания 1–7 и 10–14), где ответы записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Разберем специфику каждого из заданий:

В заданиях 1 и 10 нужно указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение, или же его жанр. Разберитесь и выучите, чем отличаются классицизм, реализм, футуризм и т.д.

В заданиях 2 и 11, как правило, требуется указать художественный прием, используемый в определенном предложении (строке) отрывка: это может быть анафора, гипербола, антитеза, метафора. Словарик терминов вам в помощь: учите и находите во всевозможных текстах средства художественной выразительности!

Задания 5-7, иногда 11-13 могут иметь «зеркальную» форму: вас могут попросить выписать слово или словосочетание, являющимся тем или иным средством выразительности (например, «Выпишите эпитет»; «Выпишите номер строки, в которой есть метафора» и т.д.). Подготовка точно такая же: учим термины и тренируемся их находить.

Задание 4 в ЕГЭ по литературе, как правило, проверяет знание содержания произведения, представленного в первом блоке заданий: необходимо сопоставить персонажа и его характеристику/дальнейшую судьбу/роль в произведении. Подготовиться можно лишь одним-единственным способом: прочитать произведение и просто запомнить его персонажей.

В задании 14 вам необходимо указать стихотворный размер, которым написано представленное лирическое произведение. Здесь необходимо назубок знать систему силлабо-тонического стихосложения, и не просто уметь «ямб от хорея отличить», но ещё дактиль от амфибрахия и анапеста, а также неплохо бы понимать, что такое спондей и пиррихий. Не пугайтесь этих терминов – стоит в них разобраться, и вы с легкостью научитесь определять любой стихотворный размер.

Таким образом, задания 1-7, 10-16 подразумевают знания основных понятий из теории и истории литературы.

Литература ЕГЭ —
подготовка к заданиям с развернутым ответом

Теперь разберем, как готовиться к заданиям с развернутым ответом. В первую очередь стоит начать с тренировки мини-сочинений в объёме 5–10 предложений (задания 8,9,15,16). Как правило, задания 8 и 15 касаются непосредственно прозаического или лирического произведения (или его отрывка), приведенного в КИМе, например, «О каких чертах характера героя позволяет судить приведенный эпизод?» или «В чем заключается противоречивость отношения поэта к России в этом стихотворении?».

Здесь нужно прямо и как можно более ёмко ответить на поставленный вопрос, без «воды» и «не растекаясь мыслию по древу», аргументируя свой ответ цитированием – просто представьте, что вам задал этот вопрос ваш друг и вы ему отвечаете. Задания 9 и 16 предполагают сравнить приведенный текст с похожими по тематике произведениями и обосновать сходство (как правило, проза сравнивается с прозой, поэзия – с поэзией).

Задание звучит примерно так: «В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?» или «В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём его сходство и различие в этих произведениях

и стихотворении А.А. Блока?». Здесь уже необходимо продемонстрировать знания других произведений, умение сопоставлять разные тексты и способность аргументировать свою точку зрения.

Литература ЕГЭ — подготовка к сочинению

Что касается сочинения из задания 17 в ЕГЭ по литературе 2018, то здесь уже нужно опираться как на теорию, так и на непосредственное знание того или иного произведения, его сюжета и героев, особенностей композиции. Задание может звучать, например, так: «Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?».

Подготовиться можно только одним способом: писать как можно больше сочинений. При написании нужно опираться на авторскую позицию и сформулировать свою точку зрения, после чего аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Также не забывайте использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения (те самые, которые вы выписывали в отдельную тетрадочку).

Особое внимание уделяйте композиции сочинения – оно должно иметь вступление, основную часть и заключение. Мысли должны быть изложены связно и логически последовательно, с соблюдением норм речи. Объем сочинения не такой уж и большой – минимально всего 200 слов. Подобные задания похожи на обычные школьные сочинения, с той лишь разницей, что у вас не будет возможности пользоваться шпаргалками и Интернетом – но ведь они вам и не нужны, не так ли?

Тренируйтесь решать как можно больше типовых вариантов, смотрите разные варианты и формулировки заданий, пишите сочинения (и засекайте при этом, сколько времени у вас на это уходит) – так вы выработаете свой алгоритм написания ответов и разовьете собственный стиль рассуждений. Удачи на экзамене!

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в.. литературы XIX - XXI веков (включая новейшую литературу 1990-х - 2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1-17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1-17.4 - это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.
Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Началось общественное обсуждение новой модели ЕГЭ по литературе

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: god-2018s.com

В 2018 году выпускники российских школ будут сдавать экзамен по литературе по новой модели. Демонстрационные варианты обновленного ЕГЭ уже готовы, более того, они уже прошли апробацию в 13 субъектах Российской Федерации. В эксперименте приняли участие 1000 старшеклассников из 60 образовательных организаций разных типов. Большинство педагогов (94 процента) одобрили произошедшие изменения. А анализ результатов ЕГЭ показал, что новая модель не является более сложной, чем действующая.

Тем не менее, по итогам апробации перспективная модель ЕГЭ по литературе была доработана и теперь представлена на широкое общественно-профессиональное обсуждение.

Мы изучили демонстрационный вариант и готовы рассказать, к чему стоит готовиться выпускникам 2018 года.

Главное отличие состоит в том, что в ЕГЭ-2018 по литературе вообще не будет заданий с кратким ответом. Во всех заданиях будет необходимо писать развернутые ответы.

Также в новой модели увеличено число заданий по выбору участника, но при этом, как заверяют разработчики, суммарное число заданий с развернутым ответом остается неизменным: экзаменуемый пишет четыре развернутых ответа ограниченного объема и одно сочинение.

Зато теперь будет проще выполнить сопоставительные задания: исходный текст нужно будет сравнить всего с одним произведением, а не с двумя, как сейчас.

А вот требования к объему сочинения станут жестче. Если раньше было достаточно написать 200 слов, то в новой модели - уже 250 слов. Если в работе будет менее 200 слов, она будет оценена в 0 баллов. Конкретизировали разработчики и объем развернутых ответов первой части экзамена. В каждом ответе должно быть не менее 50 слов.

Чтобы повысить объективность оценки, были усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов. На этом настояли педагоги, принимавшие участие в апробации новой модели ЕГЭ.

Познакомиться с демонстрационным вариантом обноволенного ЕГЭ по литературе можно на сайте Федерального института педагогических измерений.

Свои замечания и предложения по перспективной модели ЕГЭ по литературе можно направлять до конца марта 2017 года на адрес ФИПИ: [email protected] .

Обращаем внимание на то, что новая экзаменационная модель по литературе не будет использоваться на ЕГЭ в 2017 году, ее введение планируется с 2018 года.


Самое обсуждаемое
Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге
Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования
Роберт оппенгеймер цитаты Роберт оппенгеймер цитаты


top