Законы царя хаммурапи к движимому имуществу относили. Характеристика обязательственных и имущественных отношений по законам Хаммурапи. Источники мусул

Законы царя хаммурапи к движимому имуществу относили. Характеристика обязательственных и имущественных отношений по законам Хаммурапи. Источники мусул

1. Введение……………………………………………………………………..3


2. Основная часть………………………………………………………………4


2.1.Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи……………………………………………………………4


2.2.Источники мусульманского права……………………………………….12


3. Заключение………………………………………………………………...19


4. Список использованной литературы……………………………………..20


Введение


Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.


Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения. Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, “божественную”, природу. В жизни при опосредовании общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых исламских регуляторов становилось все более отчетливым, система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении.


1.
Основная часть


1.1.
Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи


Право собственности.
Во времена правления Хаммурапи част­ная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были зем­ли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд ра­бов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продавать­ся, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.


Обязательства.
В законах Хаммурапи имеется ряд статей, ре­гулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендован­ное поле равнялась обычно "/3
урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2
/3
урожая. Аренда была краткосроч­ной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяю­щее отношения между хозяином земли и арендатором, способст­вовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взя­тую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.


Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оп­латы труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе явля­ется стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о макси­мальном сроке отработки долга (три года), ограничении процен­тов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натураль­ного займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.


В условиях существования частной собственности как на дви­жимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (зем­ли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на
глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборо­та (например, имущество «илку»), считалась недействительной.


Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причи­нения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, пото­пивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имущест­вом, обязан возместить стоимость всего погибшего.


В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношениямежду хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).


Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения(поклажи), товарищества, мены, поручения, Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.


Таблица по Законам Хаммурапи





























































































































Город


Божество


Храм


Причина включения в кодекс

1. Вавилон

Мардук

(Бог-покровитель города Вавилона и вавилонской


государственности.)


Эсагила Столица государства
2. Ниппур

Эллиль

(Бог воздуха, «первейший сын Анума» и «царь богов»,


реально управляющий космосом и являющийся главным божеством


шумеро-аккадского пантеона.)


Экур - центральный храм

Город в Южном Двуречье, культовая и политическая столица


шумерского союза племен


3. Эриду

Эа

(Бог морских и подземных вод, считавшийся покровителем


мудрости.)


Эабзу

Эриду, на крайнем юге Двуречья, считался древнейшим


городом в Шумере и первым центром месопотамской


государственности.


4. Вавилон
Мардук

(бог-покровитель Вавилона, верховное божество Вавилонского пантеона)
Эсагила Столица государства
5. Ур
Син

- шумерская богиня любви и женского плодородия; покровительница материнства
Экишнугаль Древний шумерский город на юге Двуречья
6. Сиппар

Шамаш

и Айя

(Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель


мирового правосудия. Носит титул «судьи богов». Айя-богиня, жена Шамаша. В ее «часовне» (дословно «могиле»),


по-видимому, осуществлялся ее культ.)


Эбарра Шумерский город в Северном Двуречье
7. Ларса
Шамаш (Уту)

Шумерский город на юге Двуречья
8. Урук

Анум

и Иштар

(бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу


божество шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным


символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса


и власть над ним Эллилю;


Эанна Шумерский город на юге Двуречья; центр 1 династии Урука. Город Гильгамеша.
9. Иссин
Эгалмах Город в средней части Двуречья, играл важную роль в 1 тыс. д.н.э.
10. Киш
Забаба

(Бог-воитель, покровитель города Киша)
Эметеур-саг Город в северной части Двуречья
11. Хурсагкаламма
Иштар

Пригород Киша
12. Куту
Эрра

(шумерский бог чумы)
Меслам Город в Северном Двуречье
13. Борсиппа
Набу

(Туту

) (сын Мардука, покровитель письма, наук и мудрости)
Эзида Пригород Вавилона, город на правом берегу Евфрата. Центр почитания бога Набу.
14. Дильбат
Ураш

(божество древнего Двуречья, связанное с плодородием земли и пашни)
Город в Двуречье, к Югу от Вавилона
15. Кеш
Мама

(Нинту

)- Богиня-мать, создательница людей, покровительница плодородия в Древнем Двуречье.
Город в Двуречье, центр культа богини Нинту.
16. Лагаш
Нингирсу

(Гирсу

)- шумерский бог.
Энинна Древний шумерский город в Южном Двуречье; центр почитания Нингирсу.
17. Бит-Каркар
Адад

(бог грома, молнии, дождя и бури в Древнем Двуречье и Сирии)
Эугалгал Город в Древнем Двуречье.
18. Адаб
Эмах - храм богини Иштар в Аккаде. Город в Древнем Двуречье.
19. Машканшабрим
Эмеслам Местоположение неизвестно
20. Мальгиум
Эа

и Дамгальнунна

(жена Эа). Эа - вавилоно-шумерский бог моря, покровитель мудрости, оракул, дающий исцеление. Его жена- мать Мардука.
Город в Древнем Двуречье, к востоку от Тигра, центр культа - город Энки, точное местоположение неизвестно.
21. Мэр

Даган

(Западносемитское, в том числе аморейское, божество.


Бог-податель пищи.)


Столица одноименного государства в среднем течении реки Евфрат. Играл важную роль посредника в торговых, политических и хозяйственных связях древнего Ближнего Востока.
22. Туттуль

Город в Древнем Двуречье.


23. Вавилон

Иштар

, Ниназу -

Сын Эллиля, божество подземных вод и врачевания,


бог-покровитель города Эшнунны.


Столица государства
24. Аккад
Иштар

Эулмаш Столица Аккада
25. Ашшур
Ламасу

и Шеду

Крылатые боги, стояли у входов во всех храмах и дворцах Столица Ассирии
26. Ниневия
Иштар

Эмишмиш Древний ассирийский город, левый берег реки Тигр.

1.2. Источники мусульманского права


Исследова­тели выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юриди­ческие предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нор­мы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических приемов толкования. Это, прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение по аналогии.


В качестве основополагающих рассматриваются нормы пер­вой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.


Вместе с тем, исследователи справедливо отмечают, что ряд наций и этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа), в регулировании взаимоотношений индивидов продолжали при­держиваться прежних социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо противоречили мусульманско­му праву. Например, бедуины многих районов Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивля­лись попыткам распространить на них мусульманское право как систему юридических норм. Подобный дуализм наблюдается вплоть до настоящего времени. Характерен в этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами (пре­имущественно в северных районах страны), господствовали старые доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е го­ды XX в. обязать племена руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели, и государство было вынуждено смириться с автономией племен в вопросах права. Доисламские племенные социальные нормы были настолько прочны, что вскоре после завоевания независимости в НДРЙ был даже принят закон об уголовной ответственности за кров­ную месть. Имеются свидетельства сохранения этого обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в современном Египте - стране, которая одной из первых стала объектом арабо-мусульманских завоеваний.


Живучесть племенных обычаев в противовес мусульманско­му праву подтверждается и наличием судов обычного права в ряде мусульманских стран. Подобные суды наряду с судами кади сохранялись до конца 60-х годов в Ираке и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор они функционируют в Иордании, где действует даже законодательство, признающее племенные обычаи источником права (аналогичное законодательство было принято в свое время в Ираке). Следует при этом подчеркнуть, что догматическая и ритуальная части ислама воспринимались и воспринимаются племенами в указанных странах достаточно последовательно, хотя и подвергаются определенному влиянию местных традиционных религиозных верований. Сказанное мо­жет быть отнесено и к ряду стран Африки, где значительная часть населения исповедует ислам. Здесь действие многих ин­ститутов мусульманского права ограничивается или даже пол­ностью исключается местным обычным правом. Во многом сходное положение сло­жилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии, где местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права и даже влияют на ритуально-догмати­ческую сторону ислама («адатный ислам»). Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения, по мнению Рене Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире


Коран и сунна


Важнейшим считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания верующим - шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар или шариат означает в переводе «путь следования» и составляют то, что называют мусульманское право. Однако, содержащиеся в Коране положения юридического характера явно недостаточны в силу отражения в нем раннефеодальных отношений. В связи с этим в качестве следующего авторитетного источника права выступает Сунна. Сунна (священное предание) - состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В Сунне содержатся нормы брачного, наследственного, доказательственного, судебного и некоторых других отраслей права.


Коран - бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем, очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не упоминаются. Сегодня только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно к первоисточникам. Причем это обращение ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-правовая школа может сложиться в наше время. Однако, имен­но опираясь на эти источники, а также на доктрину, специалисты му­сульманского права пытаются найти ответ для решения современных проблем. Так обстоит дело, например, при регламентации вопросов искусственного осеменения или продажи человеческих органов. Тем не менее, юридические положения Корана можно найти в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).


Различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70); строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70); строфы уголовно-правового характера (в количестве 30); строфы, регламентирующие судебную процедуру (13); «конституционные» строфы (10); строфы, касающиеся экономики и финансов (10) и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).


По степени определенности согласно мусульманской докт­рине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и не допускающие раз­личных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирую­щие взаимоотношения людей. Большинство таких установлений возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуаль­ное происхождение. Данная категория норм не допу­скает иджтихада, а представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единооб­разно применяться на практике. Причем если конкретные правила исполнения религиозных обязанностей мусуль­мане должны воспринимать как божественное откровение, смысл которого им не дано понять, то конкретные нормы взаимоотношений между людьми во многих случаях могут быть рационально объяснены. Такая концепция позволяла, по существу, отказываться от применения данных норм в пользу других.


Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания. Их наличие объясняется тем, что мусульманское право, не уделяя большого внимания юридическим тонкостям и деталям (за исключением подробного регулирования отдельных видов отношений - например, вопро­сов наследования), оставляет их на усмотрение мусульман, и идет по пути установления лишь общих ориентиров поведения. Утверждается, что Мухаммад стремился не создать пра­во в строгом смысле, а научить людей, как поступать во всех жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному собы­тию, факту, поступку и т.п. Поэтому, полагают многие совре­менные исследователи, главным в мусульманском праве явля­ется установление самых общих параметров отношений между людьми на религиозной основе. А юридические детали считаются второстепенными, коль скоро религиозно-нравственные рам­ки поведения не преступаются. Эти нормы не только допускают различное понимание их смысла, но и предполагают конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада, в результате которого правоведы-муджтадиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти рас­плывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регули­ровать общественные отношения.


Иджтихад (буквально «усердие», «прилежание», «настойчивость») представляет собой поиск правил поведения на основе рационального толкования самых общих постулатов или многозначных положений Корана и сунны либо в случае пробельности этих источников. На его основе и формулируется подавляющее большинство норм, ре­гулирующих взаимоотношения людей. Конечно, такая свобода оцени­вать мирские проблемы «по своему усмотрению» не является абсолют­ной и предоставлена далеко не каждому. Суть иджтихада в том и за­ключается, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ, который соответствовал бы шариату. Именно поэтому мусуль­манские правоведы полагают, что муджтахид (облеченный правом на иджтихад знаток шариата) не создает новое правило поведения, а лишь ищет и «извлекает» его, обнаруживает решение, изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в его много­значных предписаниях или общих принципах и целях.



Иджма рассматривается как «общее согласие мусульманской общины». Один из адатов гласит: "То, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Такое положение позволяло и сейчас позволяет докторам ислама создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям жизни. Отвергаемая некоторы­ми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, она использует­ся для углубления и развития легального толкования божественных источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполага­емой, но сила последней во много меньше.


Для того чтобы норма права была основана на иджме, необяза­тельно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма со­ответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не име­ет ничего общего с «обычаем» (орф). Требуемое единство - это единство компетентных лиц (муджтахидов и факихов) - фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона.


Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, ранее традиционно регулировавшихся классическим фикхом, подкреп­ляют мнение, высказанное Сноук-Юргронье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: «По удачному выражению Сноук-Юргронье, - пишет Эду­ард Ламбер, - иджма в настоящее время представляет собой единствен­ную догматическую основу мусульманского права. Коран и Сунна - это только его исторические основы. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Кади, который попытался бы толковать своей собственной властью положения Корана или хотел бы сам оценить возможную подлинность адатов, совершил бы такой же противоречащий уважению ортодоксальности акт, как и верующий ка­толик, который хотел бы сам установить смысл церковных текстов, из­данных в подтверждение ее догм... Этот третий источник мусульманско­го права - иджма - имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независи­мо от их происхождения подлежат применению»1
.


1
Lambert E.
Fonction du droit civil compare. 1908. P. 328


Кияс


Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.


Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Благодаря наличию рассуждения по аналогии, создана возможность рационального толкования источников мусульманского права; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в Х веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые нормы.


Заключение


Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оп­латы труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе явля­ется стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о макси­мальном сроке отработки долга (три года), ограничении процен­тов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натураль­ного займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.


Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего


являются нормативно-религиозмыми предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеоло­гии. А правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством.


Список использованной
литературы


1. Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право». М., 1986


2. Сюкияйнен Л.Р. «Шариат и мусульманско-правовая культура» М., 1997


3. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского, М., 1963


4. Шарль Р. «Мусульманское право». М, 1959


5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. «Основные правовые системы современности». М., 1999


6. Интернет: сайт www.yandex.ru


· Сюкияйнен Л.Р. «Шариат – открытая книга»


· Еникеев З.И. «Мусульманское право в Башкортостане»


7. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.


8. Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец."Юриспруденция" / Под ред. К. И. Батыра.- М.: Былина, 1999


9. «История государства и права зарубежных стран», под редакцией О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой. – М., 1990.


10. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К. И. Ба-И89 тыр, И. А. Исаев [и др].; под ред. К. И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005



Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец."Юриспруденция" / Под ред. К. И. Батыра.- М.: Былина, 1999


Правление Хаммурапи – время высшего расцвета Вавилонии во 2 тыс. до н.э. Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы – древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Данный столб хранится в Лувре, его копия – в Московском музее им. А. С. Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Рассмотрим различные виды права того времени.

1. Общественное право.

Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену.

Авилум означает «муж» или «человек».

Мушкену по оккадски означает «мелкий люд».

Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, «подданные» царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности.

2. Право собственности.

Обладатель имущества «илку» обязан был лично выполнять военную службу в пользу государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст. 26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть – представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество «илку».

Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

Рабы-вердум составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности – это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.

В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.

Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония – очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.

Общинная земля была разделена между селениями (общинами) и делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности – «соседями» во временное пользование по жребию.

Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

3. Обязательственное право.

Обязательственное право времен Хаммурапи знает:

а) договорные обязательства;

б) обязательства из причинения вреда.

Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.

Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей – с торговыми агентами).

Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях:

нанесения ущерба ирригационным сооружениям;

неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле;

порубке дерева в чужом лесу;

столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке);

ранение в драке;

нечаянного убийства раба или рабыни.

4. Семейное право.

Брак заключался при помощи договора. В Вавилоне допускались браки рабов и свободных. Дети, рожденные в таких браках, признавались свободными. Жена занимала в семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть. Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить в доме как рабыню. Мужчина мог развестись свободно, но для женщины развод был затруднен.

5. Уголовное право.

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

в) изгнание преступника из данной местности или «из дома»;

г) сохранение в ряде случаев принципа талиона «Равным за равное» (ст. ст. 196, 197).

За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

смертная казнь (более чем в 30 случаях);

членовредительские наказания;

телесные наказания (удары плетью);

наложение знака бесчестил;

изгнание из родной местности или дома;

денежные взыскания;

увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Система преступлений содержит:

должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

преступления против собственности:

а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);

б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты – смертная казнь) (ст. 8);

в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);

г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

преступления против семьи и половые преступления:

а) нарушение супружеской верности;

б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью – изгнанием отца);

в) оскорбление действием отца со стороны сына.

Характерные черты вавилонского уголовного права:

1) назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб);

2) наказание за одно и то же преступление различается в зависимости от того, кем является виновный (потерпевший): авилумом, мушкенумом или же рабом;

3) широкое применение смертной казни (путем утопления, сожжения, сажания на кол, повешения);

4) коллективная ответственность общины за грабеж в тех случаях, когда неизвестна личность преступника;

5) казуистичность.

6. Судебное право.

В вавилонском праве не выделяются различия между гражданским и уголовным процессом. В качестве судебных доказательств используются: клятва, свидетельские показания, письменные документы, ордалии (испытания водой). Законы Хаммурапи устанавливают строгую ответственность за лжесвидетельство и безосновательные обвинения на суде.



Правление царя Хаммурапи ознаменовано создание сборников законов. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст был разделен на 3 части. В первой части - Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городами своего государства. Было 282 статьи законов.

1)При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

Ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

Ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

Ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

продавцом мог быть только собственник вещи;

продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

2)Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.


Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки;дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

3)Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

против личности;

имущественные;

против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи , законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь в различных вариантах.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

4)Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

  • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
  • 282 статьи законов,
  • обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

  • обычное право;
  • шумерские судебники;
  • новое законодательство.

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

  • царские;
  • храмовые;
  • общинные;
  • частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

3. Законодательству Хаммурапи известны договоры :

  • аренды;
  • имущественного найма;
  • личного найма;
  • займа;
  • купли-продажи;
  • хранения;
  • товарищества;
  • мены;
  • поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

  • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
  • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
  • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

  • продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
  • продавцом мог быть только собственник вещи;
  • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

  • дети;
  • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
  • внуки;
  • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений .

  • против личности;
  • имущественные;
  • против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

  • смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;
  • членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
  • штрафы;
  • изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Законы Хаммурапи уделили большое внимание институту собственности, особенно собственности на землю. В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.

Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок - для этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:

1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины; вышедший из общины терял все права на земельный участок;

2) сделки по поводу земли можно заключать лишь в пределах общины; отчуждение земли за пределы общины не допускалось.

Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе.

В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.

Рабы (вардум ) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Судя по Законам Хаммурапи, законодатель стоит на страже интересов правящего класса богатых и знатных. Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств.

Похожие статьи

Отношения и права собственности

Отношения и права собственности - это понятие, включающее, с одной стороны, субъектно-объектные отношения, т.е. имущественные отношения собственника к своей вещи, а, с другой стороны, эти первичные отношения служат матереальной предпосылкой отношений...

Собственность как экономическая категория это система исторически изменяющихся отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Таким образом,...


Самое обсуждаемое
Урок по математике на тему Урок по математике на тему "Задачи математической статистики" (11 класс)
Как развивать фонематический слух и зачем он нужен? Как развивать фонематический слух и зачем он нужен?
План по логике в подготовительной группе План по логике в подготовительной группе


top