Как развить навык общения. Проблемы в общении

Как развить навык общения. Проблемы в общении

Может быть, я тебя и удивлю, но навыки общения играют большую роль в нашей жизни. А особенно могут очень пригодиться навыки речевого общения. То, что ты пишешь, ты можешь редактировать по нескольку раз, прежде чем отправить. А вот то, что ты скажешь, вы уже не вернешь. Поэтому, если тебе кажется, что у тебя с этим делом проблемы, прошу обратить внимание на то, что я напишу ниже. Перед тобой 25 советов по улучшению навыков общения.

1. Научись внимательно слушать собеседника

Слушать и говорить – это, конечно, две разные вещи. Но, чтобы хорошо говорить, нужно научиться слушать. Переспрашивай. Когда ты правильно поняла смысл того, что тебе сказали, будет легче отвечать. Ты можешь перефразировать или повторить то, что тебе сказали. Людям будет приятно, что ты внимательна и готова к ним прислушиваться, поэтому по отношению к тебе они будут вести себя так же.

2. Обращай внимание на содержание того, что ты говоришь, и на чувство, с которым это делаешь

Иногда выражение говорит больше, чем сами слова. Но о смысле тоже забывать не стоит. Старайся говорить больше по теме, тогда тебя будет приятнее слушать.

3. Не отвлекайся во время разговора

Когда ты разговариваешь с кем-то – очень важно быть с ним не только физически, но и мысленно. Не думай о других вещах, когда беседуешь с кем-нибудь. Убедись в том, что поддерживаешь зрительный контакт. Кивай, соглашайся с тем, что тебе говорят, в общем, сигнализируй о том, что ты действительно слушаешь.

4. Следи за своим голосом

Многие даже не догадываются, что голос очень важен при общении. Но ведь как неприятно слушать писклявый, совсем тонкий голос, такой собеседник раздражает. Но если твой голос приятной тональности, тебя будет приятнее слушать. Старайся по несколько минут в день говорить на низкой тональности, так ты сделаешь свой обычный голос красивее.

5. Следи за громкостью

Твой тон и громкость высказывания могут помочь подкрепить то, что ты говоришь. Необходимо сочетать тон с чувством. Меняй тональность и громкость в зависимости от ситуации и расстояния между тобой и собеседником.

6. Осторожно делай акценты в предложениях

Когда мы разговариваем с кем-то – очень важно аккуратно обращаться с акцентами. Слово или фразу, на которые ты делаешь акцент, нужно выбирать крайне осторожно. Например, в предложении «Ты мне веришь?» – если ты сделаешь акцент на местоимении «ты», то это будет значить, что тебя больше волнует то, кто верит. Если ты заостряешь внимание на «мне», тебе важнее, что верят именно тебе, а не кому-то еще. Избегай .

7. Следи за скоростью

Старайся не говорить слишком быстро или, наоборот, слишком медленно. Если ты тараторишь, человек может просто не догнать тебя. Это очень снизит качество общения. Если же ты говоришь слишком медленно, твоему собеседнику очень скоро может стать скучно. И воздействовать на что-либо через свое обращение ты уже вряд ли сможешь.

8. Произноси все слова правильно

Когда ты рассказываешь о чем-то, ты не должна бормотать или произносить бессвязные звуки. Произноси все слова правильно и как можно четче. Это создает впечатление, что ты умна и тебе можно доверять. Также это предотвращает всяческие недоразумения.

9. Используй подходящие слова

Слова, которые ты используешь, сильно влияют на сообщение, которые ты пытаешься донести. Никогда не используй слова, смысла которых не знаешь. Помни, что в различных этнических, культурных и возрастных группах многие слова имеют различный смысл. Используй подходящие слова. И постоянно .

10. Старайся избегать повышенных тонов

Когда ты повышаешь тон, создается впечатление, что ты обвиняешь в чем-то своего собеседника. Он включит защиту и блок, что очень повредит вашему общению. Старайся перейти в как можно более личное общение, при этом твой собеседник будет чувствовать себя раскованнее. Он обязательно выслушает твою точку зрения, и коммуникация будет полностью налажена.

11. Обращай внимание на невербальные знаки

Информация может передаваться не только с помощью звуков и прочих вербальных сигналов. Жесты рук, поза, в которой сидит человек, и выражение лица могут сказать тебе не меньше. Поэтому обращай внимание и на них.

12. Выражай свои мысли четко

Когда ты обращаешься к кому-то, старайся проговаривать свои слова как можно четче. Слова, тон, громкость и жесты должны работать вместе, чтобы тебя легко было понять.

13. Не перебивай собеседника

Если ты то и дело пытаешься вставить свой комментарий, не давая возможности собеседнику высказать свою мысль до конца, – это говорит об элементарном неуважении партнера по общению. Можешь даже не надеяться на то, что при следующей вашей встрече он захочет заводить с тобой разговор. Всегда слушай речь до конца, а потом уже давай обратную связь.

анна основа

Взаимодействие с другими людьми занимает значительную часть жизни каждого человека. Для некоторых общение не представляет особой проблемы, другим – дается с таким трудом, что они предпочитают избегать контактов. Однако лучше, изучив правила и став увереннее в себе, повысить эффективность общения, чем провести жизнь отшельником.

Как не бояться общаться с людьми

Распространенная причина, которая вызывает трудности в общении, – страх. Это страх быть непонятым, сказать глупость, над которой “все будут смеяться”, боязнь негативной реакции окружающих. Как правило, у этой причины глубинные корни, которые уходят еще в детство. В этом случае рекомендуется вспомнить, при каких условиях сформировалась фобия, проанализировать ситуацию.

Другие источники проблемы:

чрезмерная скромность, застенчивость;
недостаточная самооценка;
комплексы, связанные с внешностью;
неспособность налаживать контакт.

Чтобы научиться общаться с людьми, придется работать над собой. Для победы над страхом необходимо осознать его и бороться.

Первое время придется заставлять себя разговаривать с людьми, поэтому начинайте с незнакомых “подопытных кроликов”: спрашивайте на улице, который час, как пройти в библиотеку – в скором времени заговорить с незнакомцем станет проще.

Эффективное общение: как стать интересным собеседником

Трудности возникают уже потому, что вам нечего сказать. Ответьте честно: вы сами можете заинтересовать себя? Много ли вы знаете и в состоянии ли поддержать беседу? У вас есть хобби и увлечения? Если вы ответили “да” хотя бы на последний вопрос, то все не так плохо. Даже наоборот, потому что у вас появился шанс общаться с людьми он-лайн на форумах, посвященных интересующей теме. В этом сразу несколько плюсов:

здесь не будет страха,
среди единомышленников общаться проще,
если вы эксперт, то к вашему мнению будут прислушиваться и уважать его, а это всегда положительно сказывается на самооценке.

В дальнейшем, это общение можно продолжить и в реальной жизни.

Чтобы понять, как научиться легко и просто общаться с людьми, как минимум, должна присутствовать тема для общения. Ежедневно узнавайте что-то новое, развивайте себя, формируйте собственное мнение о событиях. Обсуждайте с близкими последнюю прочитанную книгу, понравившийся фильм – делитесь своими эмоциями и мыслями.

Не бойтесь сказать глупость – вы удивитесь, но люди постоянно это делают, подавая под соусом уверенности в собственной правоте, поэтому вызывают доверие у окружающих.

Как свободно общаться: 4 упражнения

Первое базовое правило – хорошее настроение. Никто не любит общаться с нытиками и занудами. Поэтому негативные эмоции на окружающих вымещать не стоит. Создавайте настроение себе сами – начинайте утро с улыбки отражению в зеркале, вкусного завтрака, любимой музыки. Прекращайте жаловаться и научитесь видеть больше хорошего.

Учитесь понимать других людей без слов. Угадывайте эмоции на лицах прохожих, определяйте, что может чувствовать человек, у которого то или иное выражение лица. Здесь тоже могут помочь тренировки перед зеркалом – изображайте разные чувства и следите за тем, как меняется мимика.

Это важно, ведь от того, какой интонацией произнесена одна и та же фраза, зависит то, как она будет воспринята.

Запишитесь на курсы ораторского мастерства. Даже если вам не придется выступать на публике (хотя общение, по сути, и является таким выступлением), вы научитесь правильно строить фразы и выражать мысли.

Как правильно общаться: чему учит психология?

Даже если с детства у вас отсутствовали элементарные коммуникативные навыки, их можно развить.

На что нужно обратить внимание, что общаться с людьми стало легче?

Развитие уверенности. Уверенность в себе – признак успешного человека, а такие люди привлекают внимание окружающих, вызывают интерес и желание общаться.
Расположить к себе. Простой способ вызвать доверие собеседника – при общении смотреть в глаза. Если человек отводит взгляд, это может свидетельствовать о том, что он врет, а это распознается на подсознательном уровне. Взгляд в глаза имеет гипнотическое действие. В то же время помните, что слишком продолжительный взгляд может быть расценен как агрессивное поведение, вызов, поэтому крайне важно контролировать тембр голоса и интонацию во время разговора.
Обращайтесь к собеседнику по имени. Для человека нет звука приятнее, чем собственное имя. Так уж мы устроены.
Правильное ведение беседы. Задавайте вопросы, на которые можно дать развернутый ответ, а также дополнить дополнительными вопросами. Здесь тоже важно не переборщить – чтобы диалог не походил на допрос.
Не бояться отказа. Причиной сложностей в общении может стать страх отказа, который усиливает уже существующую неуверенность в себе. Примите как данность – любой ответ это результат. Отказ это лишь повод искать другое решение задачи. Он никак не должен сказываться на вашей самооценке – как минимум, вы не знаете истинных причин, по которым собеседник не ответил согласием. Чувство страха ограничивает человека. Для мотивации посмотрите фильм с Джимом Керри “Всегда говори “Да”.

Как научиться общаться с людьми – книга Карнеги

Советы Дейла Карнеги являются классикой психологии общения. Люди, столкнувшиеся с коммуникативными проблемами, находят в них ответы. Это действенные и простые рекомендации, которые помогут наладить контакт с любым (адекватным) человеком.

Не ставьте перед собой цели научиться общаться с людьми за неделю или за месяц. Это может занять гораздо больше времени, но небольшие сдвиги вы заметите уже после нескольких “тренировочных” бесед. Относитесь к этому как выполнению домашнего задания, которое нужно сделать. В то же время держите себя раскованно, без лишних эмоций, которые указывают на беспокойство.

18 декабря 2013, 14:04

Навыки общения с людьми имеют очень большое значение. От того, как вы разговариваете или переписываетесь со своими собеседниками, могут зависеть многие сферы в вашей жизни. Став приятным и тактичным собеседником, и освоив некоторые правила этикета, вы сумеете расположить к себе многих людей, что может принести вам положительные результаты в будущем.

Какую роль играет умение правильно общаться в социуме

Умение налаживать контакт – важное качество, и никто не обладает ним с рождения. Этот навык необходимо разрабатывать, и если он не заложен вам с детства, то это вовсе не значит, что вы не сможете его обрести сейчас. Люди, научившиеся правильно общаться в социуме, несомненно, более успешны не только в карьере, но и в личной жизни. Часто по нашей манере говорить, собеседники складывают о нас первое впечатление, и можно добиться того, чтобы оно было лишь положительным.

Тонкости общения

Отметим, что общение может включать в себя вербальные и невербальные элементы. То есть, вступая в диалог с другими людьми, вы не просто проговариваете набор фраз, и не только на них акцентируется внимание собеседников. Помимо правильности речи, важно следить за оттенками интонации, мимикой, жестами, взглядом.

Наверняка, вам приходилось наблюдать за тем, как человек, вроде, и говорит разумные вещи, но что-то отталкивает от него. Это может быть именно бегающий взгляд, резкие движения рук или будто «замороженная» поза, монотонно звучащие фразы и тому подобное. Все эти факторы имеют не менее важное значение, чем содержание ваших фраз.

Как перестать бояться публичных выступлений

Как известно, некоторым людям боязно выступать перед публикой, и этот страх может оставаться на протяжении всей жизни. Впрочем, многие чувствуют психологическое напряжение не только выступая перед большой аудиторией, но и просто при необходимости контактировать с незнакомым человеком. Может доходить до дискомфорта даже при общении с продавцом, кассиром и т.д.

Страх общения с незнакомцами

В первую очередь стоит определить, откуда пошел этот страх. Причин может быть несколько.

Стеснительность

Обычно эта черта идет из глубокого детства, и зависит от темперамента ребенка. Некоторые дети ведут себя открыто, а порою и навязчиво, а другие – стесняются завести диалог со взрослыми или сверстниками. Если родители не прививают навыки общения, и пускают все на самотек, то в итоге эта черта перетекает во взрослую жизнь.

Низкая самооценка

Вы настолько неуверенны в себе, что вам кажется, что если вы начнете разговор с незнакомцем, то вы будете выглядеть глупо. Возможно, вам кажется, что с вами не о чем говорить, вы недовольны своим голосом, неуверенны в своей способности понятно выражать свои мысли и тому подобное. Низкая самооценка может крыться во множестве мелочей, ведущей к общей неуверенности в себе.

Комплексы относительно внешности

Этот подпункт можно связать с предыдущим, но разница в том, что здесь говорится исключительно о внешности. Возможно, вам кажется, что если вы заговорите, то окружающие обратят внимание на какой-то недостаток вашей внешности, который укрылся бы от них, в случае, если бы вы не привлекали к себе внимание.

Способы борьбы со страхом

Признание проблемы

Осознав, в чем ваша проблема, повлекшая за собой страх общения, важно попытаться решить ее. Если причина кроется в каких-то дефектах внешности, то найдите способ исправить их. Также важно понимать, что Ваш комплекс может быть надуман. Наверняка, среди знаменитых людей есть такие, которые обладают схожим «недостатком» - посмотрите, как они ведут себя на публике и сколько у них поклонников!

Если дело не во внешности или не только в ней, а в низкой самооценке в целом, то, вероятно, вам необходимо поднять ее. Можно записаться на прием к психологу, но если вы боитесь общения с незнакомыми людьми, то, наверно, такой шаг вызовет у вас стресс. Именно поэтому вам стоит поискать в Сети мотивирующие видео с консультациями психологов, которые абсолютно бесплатны.

Внешность

От того, как вы будете выглядеть, зависит очень многое при общении с людьми. Наверно, вы замечали, что если неуверенны в своем внешнем виде, то общение дается вам еще сложнее – вам просто не хочется акцентировать на себе внимание. Необходимо избежать таких моментов. Речь идет об элементарном – одежде, аксессуарах, обуви. Тщательно подберите свой гардероб, чтобы он не вызывал у вас никаких сомнений. Не забывайте не только о стильных и комфортных вещах, но и об уходе за кожей, зубами, прической и ногтями. Если вы будете тщательно заботиться о всем вышеперечисленном, то у вас прибавиться уверенности в себе.

Общение

Если вы хотите побороть свой страх, то необходимо столкнуться с проблемой лицом к лицу. Только начав контактировать с другими людьми, вы научитесь справляться со своими психологическими барьерами. Начинайте с малого – с телефонных разговоров. Оттачивайте навыки в общении с близкими людьми. Вряд ли вы боитесь разговоров с родственниками или друзьями – чаще общайтесь с ними. В порядке эксперимента, для уточнения какого-нибудь вопроса, позвоните давнему знакомому, который на какой-то период выпал из поля вашего зрения. Впоследствии можно позвонить в один из спортзалов города, например, узнав у администратора, какова стоимость абонемента в их учреждении и до которого часа работает зал. С уточняющими вопросами можно позвонить и в салон красоты или студию йоги. Не обязательно впоследствии пользоваться этими услугами – вы просто консультируетесь, как поступают и многие другие люди.

Немного освоившись с телефонными разговорами, пробуйте завязывать диалог «вживую». Если опасаетесь выглядеть глупо, обращаясь к незнакомым людям, то выбирайте такой способ общения, где в основном вам придется слушать. Можно отправиться в ближайшее почтовое отделение, и поинтересоваться, каким способом лучше отправить бандероль в другую страну (например, в Канаду в город Торонто), и как долго она будет идти туда. Импровизируйте, и постепенно вы забудете о своих страхах.

Не знаю о чем разговаривать с людьми, как завести диалог первым

Важно понимать, что если вы начнете разговор первым, то ничего страшного или неестественного не случится. Разве если с вами начнет беседу другой человек, вы подумаете о нем что-то плохое? Скорее всего, нет. Точно также и другие люди не увидят ничего невероятного, если вы к ним обратитесь, поэтому не придумывайте проблемы на пустом месте.

1. Задавайте вопросы

Проще всего начать диалог с какого-либо вопроса, который будет уместен к ситуации. Если вы на некой вечеринке, можете спросить что-то о меню – обратите внимание на то, что пьет или ест потенциальный собеседник, и поинтересуйтесь, доволен ли он выбором и стоит ли вам заказать себе аналогичное блюдо или напиток. Конечно, не стоит при этом быть навязчивым, если человек расслаблен и явно готов к общению, а не сконцентрирован на поглощении своей еды, то лишь тогда имеет смысл задавать такие вопросы.

Можно интересоваться и более нейтральными темами – как проехать к тому или иному району, где в городе есть хороший магазин техники или книг и так далее.

2. Будьте интересным

Для того чтобы не возникало вопросов по поводу возможных тем для бесед, необходимо расширять свой кругозор, постоянно находиться в стадии интеллектуального или физического развития. Если с вами не о чем поговорить с другими, то, скорее всего, вы мало чем интересуетесь кроме своего основного рода деятельности. Многие карьеристы зациклены лишь на своей работе, домохозяйки – на бытовых вопросах, а студенты – на учебе. Едва ли лишь эти темы способны расположить к себе собеседника и заставить его заинтересоваться вашей личностью.

Начинайте с чтения – мировая классика или философская литература. Впоследствии вы можете приводить примеры из прочитанных книг или рекомендовать те или иные произведения собеседнику, давая им свою оценку. Вы можете сказать, что у вас совершенно нет времени для чтения. Именно для таких людей давно придуманы аудиокниги, которые можно прослушивать в пробках, во время приготовления обеда, уборки квартиры и так далее.

Для развития своей личности полезно посещать различные мастер-классы. В детстве многим из нас нравилось ходить на какие-нибудь «кружки» - танцы, рисование, плетение бисером и тому подобное. В настоящее время все это и многое другое предлагается и для взрослых. Практически в каждом городе, за исключением совсем уж маленьких провинций, можно найти множество мастер-классов – вы можете записаться на урок живописи, танца живота, йогу, кулинарные занятия, танцы и многое другое!

3. Позвольте другим быть интересными

Не думайте, что при общении с вами собеседник только и занимается тем, что оценивает ваши навыки ведения беседы, тон, жесты и содержательность рассказов. Большинству людей не меньше вашего хочется произвести хорошее впечатление о себе, и вы можете расположить к себе человека, если поможете ему раскрыться с интересной стороны. Он запомнит это чувство довольства собой, и подсознательно отметит, что оно возникло при беседе с вами, поэтому ему будет приятно вспоминать об этом общении, и он будет стремиться к нему вновь.

Если вы знаете, что недавно собеседник побывал в другой стране или городе, поинтересуйтесь об особенностях этого места. Если он занимается спортом, отметьте его превосходную физическую форму, сообщите, что тоже хотели бы заняться чем-то подобным и попросите совета – с чего вам начать. Многие люди могут теряться при некоторых вопросах, и если вы заметили, что одним из них застали человека врасплох, не акцентируйте внимания на этой теме, если визави сам не вернется к ней. Сразу же ненавязчиво переведите беседу в другое русло – но не переходите к следующему вопросу, а что-то расскажите сами, тем временем позволив собеседнику собраться с мыслями.

Как просто знакомиться с людьми и подружится

Нередко люди избегают самостоятельно завязывать с кем-то знакомства, опасаясь при этом выглядеть странными. Желая избежать этого, примите к сведению некоторые рекомендации.

Не будьте навязчивыми. Обращаясь к какому-нибудь человеку, попытайтесь верно отследить его реакцию. Если он явно старается отвечать односложно, отводит взгляд в сторону, не задает встречных вопросов и переключается на другие дела, вроде рассматривания окружающего интерьера или настроек своего телефона, то он явно не расположен к диалогу. Дело может быть даже не в вас – просто сейчас этот человек не хочет общения или не в настроении завязывать новые знакомства. Наверняка, вам знакомы подобные чувства.

Будьте естественны. Позвольте себе хотя бы на один день забыть обо всех своих опасениях или комплексах. Проведите своеобразный эксперимент – заведите разговор с другим человеком, не думая о том, какое производите впечатление. Просто насладитесь общением.

Сохраняйте уверенность в себе. Если пока вы не смогли обрести уверенность в себе, никто не должен об этом догадываться. Начав разговор с заискивания или неуверенных интонаций, вряд ли вы сможете добиться положительного эффекта. Говорите уверенно и спокойно, не сомневайтесь в своих словах и не думайте, что вы можете выглядеть глупо и нелепо. Как выглядит уверенный в себе человек? При разговоре он смотрит не в пол или в сторону, а в глаза собеседнику. Хотя, периодически все же стоит расслабленно отводить взгляд в сторону – неотрывный взгляд в глаза может показаться неестественным. Не поправляйте постоянно одежду или волосы, не «заламывайте» руки и не изучайте свое отражение (даже бегло) на зеркальных поверхностях.

Речь и дикция. Это тоже немаловажный пункт. Научитесь говорить не слишком громко, но и не тихо. Вас должно быть хорошо слышно, но не более того. Если вас периодически просят говорить тише или громче, обратите внимание на этот момент – он способен существенно раздражать собеседников. Также вы можете записать свою речь на диктофон, и, прослушивая ее, обратить внимание на ошибки. Избегайте медлительности и растягивания слов, а также чрезмерной спешки. Соблюдайте золотую середину. Сейчас можно найти немало тренингов, на которых профессионалы помогут вам с правильной дикцией. Можно и просто записаться на частную консультацию к логопеду, даже если вам кажется, что у вас нет проблем с произношением, расстановкой ударений и тому подобным – эта встреча, в любом, случае пойдет вам на пользу.

Будьте позитивны. Многие люди стараются избегать тех, кто часто «излучает» негатив. Подумайте, не относитесь ли вы к числу таких пессимистов? Даже если вы привыкли негативно мыслить, старайтесь не демонстрировать эту черту окружающим. Делайте людям комплименты, хвалите их, шутите, смейтесь над чужими шутками.

Впрочем, наигранной веселости тоже стоит избегать – подобная неискренность часто заметна и выглядит нелепо. Старайтесь не говорить плохо о других людях, или, по крайней мере, не фокусироваться на своих негативных эмоциях – это может оттолкнуть от вас.

Проявляйте заинтересованность. Как известно, большинство людей весьма озабочены своей личностью – как они выглядят, какое впечатление производят и тому подобное. Если вы будете проявлять интерес к личности собеседника, то это будет верным путем к завязыванию дружеских отношений. Обращайте внимание на любые малейшие достижения потенциального друга, интересуйтесь его мнением на ту или иную тему, делайте комплименты. Конечно, важно не переборщить с этим, чтобы ваша заинтересованность не походила на лесть.

Если вы начали замечать, что другие люди не слишком стремятся поддерживать с вами диалог и даже избегают общения, то, возможно, этому поспособствовали некоторые причины. Рассмотрим некоторые из них:

1- Субъективная оценка

Конечно же, у всех нас почти на все имеется своя субъективная точка зрения. Однако, если вы тактичный собеседник – вы не будете пытаться навязать свое мнение другому человеку, особенно если видите, что он с ним не согласен.

Важно понимать, что чужая точка зрения на те или иные события имеет не меньшую ценность, нежели ваша. Да, возможно, собеседник действительно ошибается, но если вы хотите, чтобы с вами было приятно общаться, то не пытайтесь любой ценой доказать свою правоту. Мягко приведите свои аргументы, без иронии и раздражения поинтересуйтесь, какие аргументы имеются у вашего оппонента. Поверьте, если человек действительно неправ в каком-то важно вопросе, то вскоре он и сам поймет это. Если же вопрос незначительный, то он не стоит того, чтобы уделять ему повышенное внимание.

2 - Отстраненность или болтливость

Это две крайности, которые лучше не допускать. В первом случае, когда человек ведет себя отстранено, погрузившись в себя, собеседник может решить, что вам неинтересно общение с ним. Конечно, бывают такие люди, которые любят высказываться без умолку, и при этом не замечают настроения других, но большинство все же обращают внимание на чужую реакцию. Возможно, в силу особенности характера или стеснительности, вы стараетесь не высказывать свою точку зрения, предоставив собеседнику право вести диалог, но постепенно такое общение может обернуться монологом, и не факт, что такое положение дел нравится другому участнику разговора.

Во втором случае (при чрезмерной болтливости) также трудно оттачивать правильные навыки общения. Многие из нас знают таких людей, которые любят много говорить, перебивать и не слушать других. При этом они могут себя считать интересными и компанейскими личностями, но на самом деле вызывают разную степень раздражения. Если на их пути попадаются преимущественно тактичные собеседники, то они могут даже не узнать о своей проблеме. Проанализируйте свои разговоры с другими людьми – кто говорит больше? В общении важно соблюдать баланс – говорить самому, задавать вопросы и выслушивать ответы другого человека.

3 - Пристальный взгляд

Вы уверены, что у вас нет такой привычки – пристально разглядывать других людей? Многим становится неуютно под подобным «микроскопом», и они стараются как можно быстрее свернуть разговор. Может вам кажется, что вы незаметно изучаете чьи-то туфли, волосы или какую-то часть тела, но, как правило, это весьма заметно.

Также верхом бестактности является указывание на какие-либо недостатки, о которых человек и так прекрасно знает сам или, скорее всего, хотел бы не акцентировать на них внимание. Пожалуй, даже не стоит упоминать, что недопустимы восклицания: «Ой, а у тебя прыщик выскочил!», «А ты знаешь, что у тебя седые волосы появляются?», «Ты поправилась?», «У тебя блузка помята» и тому подобные бестактные замечания. Они могут прозвучать только между очень близкими людьми – родителем и сыном или дочерью или мужем и женой, и то если вы уверены, что это уместно.

4 - Вопросы

Из предыдущего подпункта вытекает этот – речь пойдет об умении задавать вопросы. Даже если вы и ваш собеседник высказываетесь примерно в равном соотношении, но при этом вы не задаете никаких вопросов для поддержания беседы, то такой разговор вскоре может наскучить. Людям важно ощущать заинтересованность в своей персоне. Интересуйтесь делами собеседника, его мнением на тот или иной счет. При этом важно не переходить грань. Если вы не в слишком близких отношениях, не стоит задавать очень личные вопросы – не проявляйте бестактность. Если человек смущен при каком-то вопросе или теме разговора, ненавязчиво переведите беседу в другое русло, тем самым показав себя гибким и тактичным собеседником.

Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Дэнни - как раз такой ребенок. Это сообразительный, живой трехлетний мальчишка, который посещал утренние занятия в подготовительном классе пять раз в неделю. Дэнни очень хотелось иметь друзей, но у него из этого ничего не получалось. В начале года он обычно редко подходил к другим детям и большую часть времени мог бродить сам по себе. Он заметно выделялся на уроках пения, когда пускался в пространное воспроизведение выученных дома песен. В течение семестра Дэнни неоднократно пытался стать участником детских забав, но все его попытки были безуспешными. Например, подойдет он к Элисон и Бекки, которые разгадывают головоломку, и встанет рядом. Элисон ему спокойно говорит: «Уходи отсюда». «Почему?» - спрашивает Дэнни. «Потому что ты мне здесь не нужен». Дэнни тихонько исчезает. В другой раз Дэнни подходит к столу, за которым трудится Джош, и говорит ему: «Привет». Джош не откликается, и Дэнни просто-напросто удаляется. Поскольку Дэнни не удалось привлечь к себе внимание других детей, он пытался общаться с учителями. Так, во время игры некоторых детей с цветными пластиковыми трубками Дэнни берет несколько трубок и, обращаясь к старшей воспитательнице, спрашивает: «Вы соберете их со мной, миссис Бенсон?» Когда же в ответ воспитательница предлагает ему поиграть с Диланом, Дэнни с трубками в руках уходит к дальнему столу один, напевая при этом какую-то песенку сам для себя. Другой случай: Дэнни и Кэвин качаются вместе на канатах. Потом Кэвин убегает и зовет присоединиться к нему своего лучшего друга Джейка. Дэнни оставили качаться одного. Он медленно идет к школьному забору и долго смотрит в щелку на соседний школьный двор, где играют незнакомые дети из параллельного класса. На вопрос, кто его лучший друг в школе, Дэнни отвечает «Кэлеб». Когда же Дэнни спрашивают, почему Кэлеб его друг, он отвечает: «Потому что я этого хочу».

Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими различными навыками . Они должны уметь включаться в групповую деятельность, научиться с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом и проявлять чуткость и такт.

Овладение такими навыками может оказаться трудным делом. Как показывает опыт Джэнни, в детском саду дети, предпринимающие непосредственные попытки включиться в уже сложившуюся групповую деятельность, подвергаются риску получить резкий отказ. Вильям Корсаро отмечает, что, как только двое или более детей придумали и определили для себя определенного рода деятельность, будь то разгадывание головоломки или полет на борту космического корабля, они часто «защищают» свою деятельность, не подпуская никого из посторонних, кто мог бы осмелиться попроситься к ним. На приветствие они могут не отозваться, на вопрос «А что вы делаете? - ответить: «Мы-то куличики делаем, а ты - нет», и на прямой вопрос: «Можно мне с вами?» - дать такой же прямой ответ: «Нет». Таким образом, чтобы включиться в деятельность, ребенку, видимо, нужно быть осторожным, уметь искусно маневрировать и быть настойчивым после первого отказа - мастерство, которым Дэнни еще не овладел.

Искусство дружить включает также умение быть другом. Самыми популярными детьми , с которыми одноклассники любят играть, оказываются те дети, которые часто уделяют внимание своим сверстникам, хвалят их и охотно откликаются на их просьбы. И напротив, детей, которые часто игнорируют, высмеивают, обвиняют ровесников, угрожают им или отказываются вступить с ними в контакт, одноклассники обычно недолюбливают.

Значит, для того, чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество другие дети, он или она тоже должны «включать» и «принимать». Надо признать, однако, что «дружеское» поведение не всегда вознаграждается дружбой. Будет ли проявление нежности действительно оценено другим ребенком по достоинству, зависит от того, как выражена эта нежность и как ее понимает получатель. Если некоторым детям надо научиться вести более дружелюбно, то другим надо научиться сдерживать слишком бурное проявление дружеских чувств.

По мере развития у детей чуткости они постигают также и тонкое искусство взаимодействия, необходимое для того, чтобы уладить конфликт и сохранить дружбу. Даже четырехлетние дети могут проявлять такой такт, особенно если речь идет о близких друзьях. В качестве подтверждения этих слов я могу, например, сослаться на подслушанный мною разговор между Дэйвидом и Джошем, которые прогуливались вместе, изображая роботов:

ДЭЙВИД. Я - робот-ракета и могу пускать ракеты из пальцев. Я могу пускать их из любого места, даже из ног. Я - робот-ракета.

ДЖОШ (поддразнивая). Нет, ты - пукающий робот.

ДЭЙВИД (протестуя) Нет, я - робот-ракета.

ДЖОШ. Нет, ты пукающий робот.

ДЭЙВИД (обижен, почти плачет) Да нет, Джош!

ДЖОШ (поняв, что Дэйвид расстроен) И я - робот пук-пук.

ДЭЙВИД (вновь развеселившись) Я - робот пи-пи.

Во время этой ссоры Джош сообразил, что сказал нечто такое («Ты пукающий робот»), что очень расстроило его друга. Он искусно вышел из положения, унизив и себя («И я - робот пук-пук»), показав, таким образом. что его издевательство не стоит принимать всерьез. Ответ Дэйвида («Я робот пи-пи») на ход Джоша означает, что Джош точно оценил ситуацию и с успехом избавил друга от унижения.

Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады часто служат «испытательным полигоном» для развития таких навыков.

Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Навыкам общения дети учатся также под непосредственной опекой своих сверстников или на их примерах. Когда однажды Дэйвид захныкал: «А Гарри толкнул меня», Джош уверенно ему посоветовал: «Скажи просто, чтобы он прекратил». В других случаях дети знакомят своих друзей друг с другом, помогают другим найти общее дело или показывают, как им разрешить конфликты. И я склонен считать, что такого рода советы и помощь уважаемых ровесников зачастую более действенны, чем подобное же вмешательство со стороны учителей или родителей.

Однако бывают случаи, когда детям необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения. Порочный круг - когда дети хотят дружить, но не имеют навыка дружеского общения - можно привести в движение. Одинокие дети должны общаться со своими ровесниками, чтобы приобрести уверенность в себе и навыки, необходимые для успешного общения. Но отсутствие у них навыков общения - например, если они неспособны обратиться к другим детям или часто отпугивают их - может лишить их именно такой возможности. В подобных случаях может потребоваться вмешательство родителей или учителей. Один способ - это свести ребенка, у которого нет друзей, с каким-то другим конкретным ребенком - иногда с тем, у которого тоже нет друзей, - с которым, по мнению взрослых, он мог бы поладить. По крайней мере в некоторых случаях такое «сводничество» помогает двум замкнутым детям приобрести первоначальный и ценный опыт общественного признания. Другой способ заключается в том, чтобы составить пару из ребенка постарше возрастом, который слишком любит помериться силой или чересчур агрессивен, и ребенка помоложе, к которому первый (задира) будет относиться как «старший брат» и, выступая в этой роли, узнает, что можно завоевать признание, не будучи задирой.

Психологи разработали также ряд программ для обучения навыкам общения детей дошкольного и школьного возраста. По таким программам с детьми, отнесенными к категории одиночек или «изгнанников», проводится ряд занятий с показом особых навыков общения, предоставлением возможности попрактиковаться в нем и отзывами о результатах. В соответствии с одной из таких программ не пользовавшиеся популярностью ученики третьего и четвертого классов участвовали попарно в ряде тренировочных занятий, нацеленных на приобретение четырех групп навыков: как принять участие в определенных играх, делать что-то поочередно и вместе, общаться с другими детьми более многословно и как поддерживать ровесников, уделяя им внимание и оказывая помощь. По крайней мере в некоторых случаях такие программы обучения заметно способствовали вовлечению в общение первоначально непопулярных в кругу ровесников детей.

Поскольку в программах обучения навыкам общения прослеживается тенденция уделять основное внимание тому, чтобы способствовать признанию детей в обществе или их популярности, возникают некоторые мучительные вопросы о системе ценностей. Действительно ли эти программы помогают детям развить способность дружить или же они подогнаны под американский идеал бойкой общительности и добродушия, который мало связан с настоящей дружбой. (Питер Сведфельд поясняет склонность нашего общества выступать «за то, чтобы все вместе») Ответ на данный вопрос зависит как от деталей программы, так и от системы ценностей у тех взрослых, которые ее реализуют. С точки зрения некоторых, во всяком случае ведущих, практиков, «цель обучения навыкам общения не в том, чтобы создать «популярных» или «общительных» детей, а в том, чтобы помочь детям, к какому бы типу личности они ни относились, развить настоящие отношения... по крайней мере с одним ребенком или двумя. Можно также усомниться и в том, этично ли навязывать обучение навыкам общения детям, у которых в этом вопросе почти нет выбора и которые в отдельных случаях могут на самом деле не испытывать желания превратиться в «более дружелюбных». В конечном счете, самый убедительный довод в защиту таких программ - это то, что они, видимо, могут повысить у ребенка уровень самоконтроля собственной жизни:

«Ребенок, который способен положить начало игре или общению с себе подобными, может все же предпочесть проводить время в одиночестве. Но такой ребенок сможет успешно общаться, когда он (она) этого захочет или если того потребует обстановка. С другой стороны. ребенок, не владеющий навыками общения, может оставаться один или быть «изолированным» скорее по необходимости, чем по своей воле» .

Чтобы обучить детей навыкам дружеского общения в школьной или домашней обстановке, родителям и учителям не обязательно открывать официальные курсы; достаточно прибегнуть к демонстрации подобных навыков, объяснениям и отзывам о ним. Хотя взрослым при обучении детей навыкам общения приходится играть роль, лучше, если они будут играть ее ненавязчиво. В особенности же взрослым нужно остерегаться «поправлять» на виду у всех не овладевших еще какими-то навыками детей и таким образом смущать их, а также публично называть детей «застенчивыми», ибо и они начнут считать себя как раз таковыми.

Взрослым не надо навязывать навыки общения без разбора, нужно уважать реальные различия между детьми, которые одних детей побуждают установить дружеские отношения со многими сверстниками, других - сосредоточиться на одной или двух дружеских связях, а третьих - проводить много времени в одиночестве. Любая из этих моделей может удовлетворить отдельного ребенка и подойти ему. Пытаясь помочь детям подружиться, мы должны быть больше заинтересованы в качестве дружеских контактов детей, а не в их количестве.


Самое обсуждаемое
Формирование орфографической зоркости у младших школьников в условиях фгос Для орфографических зарядок используем детские стихи, считалки, загадки, поговорки, отрывки из сказок, из изучаемых на уроке Формирование орфографической зоркости у младших школьников в условиях фгос Для орфографических зарядок используем детские стихи, считалки, загадки, поговорки, отрывки из сказок, из изучаемых на уроке
Урок окружающего мира Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям" план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Структурный синтез плоских механизмов Основные виды механизмов Структурный синтез плоских механизмов Основные виды механизмов


top