12 дружинин в н психология общих способностей. Психология общих способностей

12 дружинин в н психология общих способностей. Психология общих способностей

Предисловие к первому изданию...................................................................... 3

Предисловие ко второму изданию.................................................................... 5

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ.................................. 7

История исследований и развитие проблематики психологии способностей. 7 Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность).... 12

Литература...................................................................................................... 15

Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.............................. 16

Факторные модели интеллекта....................................................................... 23

Модель Ч. Спирмена....................................................................................... 24

Модель Л. Терстоуна....................................................................................... 27

Модель Дж. Гилфорда..................................................................................... 28

Модель Р. Б. Кэттелла..................................................................................... 29

Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) …33

Монометрический подход............................................................................... 35

Когнитивные модели интеллекта.................................................................... 39

Модель Р. Стернберга..................................................................................... 40

Другие когнитивные модели........................................................................... 45

Концепция ментального опыта М. А. Холодной............................................ 47

Литература...................................................................................................... 52

Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА................................................... 54

Психометрические замечания......................................................................... 54

Прогрессивные матрицы Дж. Равена............................................................. 61

Тест Д. Векслера............................................................................................. 64

Тесты структуры интеллекта......................................................................... 75

Литература...................................................................................................... 82

Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА..................................................................... 83

Психогенетика общих способностей............................................................... 83

Влияние среды на развитие интеллекта........................................................ 96

Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни......................................... 104

Литература.................................................................................................... 108

Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ............................................. 110

Психофизиология интеллекта....................................................................... 110

Модель А. Н. Лебедева.................................................................................. 113

Функциональная асимметрия головного мозга и способности..................... 115

Российская школа дифференциальной психофизиологии............................ 120

Способности женщины и мужчины............................................................. 123

Личность и интеллект................................................................................... 129

Литература.................................................................................................... 136

Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ............... 138

Обыденные теории личности и представления об интеллекте.................... 138

Исследования обыденных представлений о способностях........................... 142

Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании..... 147

Литература.................................................................................................... 154

Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ............................................ 156

Творчество и деятельность........................................................................... 156

Проблема способности к творчеству. Концепция редукции творчества к интеллекту............................................. 168

Творческая личность и ее жизненный путь................................................. 171

Креативность и ее диагностика.................................................................... 183

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса........................... 183

Концепция М. Воллаха и Н. Когана.............................................................. 188

Концепция С. Медника. ................................................................................. 191

«Теория инвестирования» Р. Стернберга...................................................... 196

Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой............................................... 199

Литература.................................................................................................... 208

Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ................................. 211

Психогенетика креативности....................................................................... 211

Формирование креативности и обучаемость............................................. 217

Обучаемость, креативность и интеллект.................................................... 239

Литература.................................................................................................... 242

Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ......................................... 244

Общий интеллект и школьная успеваемость.............................................. 245

Общий интеллект и профессиональная деятельность................................ 248

Общий интеллект и креативность............................................................... 250

«Одномерная модель» ................................................................................... 252

Структура общего интеллекта. Импликативная модель............................ 255

Четырехмерная модель................. 259

Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей.................................................................. 262

Литература.................. 264

ПОСЛЕСЛОВИЕ........ 266

ПРИЛОЖЕНИЯ........... 276

Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) ........................... 276

Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) ...... 281

Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) ....... 310

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста.С. Медника - подростковый и взрослый варианты) .... 322

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ........................................................................... 347

Другие новости по теме:

  • Глава 3. Диагностика интеллекта - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 4. Развитие интеллекта - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 5. Интеллект в структуре психики - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 8. Развитие творческих способностей - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 6. Субъективная парадигма в исследовании способностей. - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 3. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Глава 7. Общие творческие способности - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 1. Проблемы психологии способностей - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 2. Общие интеллектуальные способности - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 9. Структура общих способностей - Психология общих способностей - Дружинин
  • Рекомендуемая литература - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Глава 1. Количественная оценка интеллекта в системе психолого-педагогической диагностики - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Глава 1. Существует ли интеллект как психическая реальность? (причины кризиса тестологических теорий интеллекта) - Психология интеллекта - Холодная М. А.
  • Глава 2. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: ВЫДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ - Психология творческих способностей - Боголенская Д.Б.
  • 5.3. Особенности организации психического времени в контексте проблемы интеллектуальных способностей - Психология интеллекта - Холодная М. А.
  • Глава 2. Изобразительная деятельность как показатель психического развития - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р. Кэттелла, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка, Э. П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности. В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех, кто интересуется психологией, педагогикой, социологией.

    Общие интеллектуальные способности.
    Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц. Поэтому проведем краткий обзор и выберем наиболее приемлемую трактовку понятия «интеллект».

    Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерну) - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же, по Я. А. Пономареву, «во внутреннем плане действия» ). Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия».

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие к третьему изданию 3
    От автора 5
    От автора 7
    Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
    История исследований и развитие проблематики психологии способностей 9
    Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
    Литература 17
    Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
    Факторные модели интеллекта 25
    Модель Ч. Спирмена 26
    Модель Л. Терстоуна 29
    Модель Дж. Гилфорда 30
    Модель Р. Б. Кэттелла 31
    Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
    Монометрический подход 37
    Когнитивные модели интеллекта 41
    Модель Р. Стернберга 42
    Другие когнитивные модели 47
    Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
    Литература 54
    Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
    Психометрические замечания 56
    Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
    Тест Д. Векслера 66
    Тесты структуры интеллекта 77
    Литература 84
    Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
    Психогенетика общих способностей 85
    Влияние среды на развитие интеллекта 98
    Развитие интеллекта и специальных
    познавательных способностей в течение жизни 106
    Литература ПО
    Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
    Психофизиология интеллекта 112
    Модель А. Н. Лебедева 115
    Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
    Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
    Способности женщины и мужчины 125
    Личность и интеллект 131
    Литература 138
    Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
    Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
    Исследования обыденных представлений о способностях 144
    Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
    Литература 156
    Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
    Творчество и деятельность 158
    Проблема способности к творчеству.
    Концепция редукции творчества к интеллекту 170
    Творческая личность и ее жизненный путь 173
    Креативность и ее диагностика 185
    Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
    Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
    Концепция С. Медника 193
    «Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
    Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
    Литература 210
    Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
    Психогенетика креативности 213
    Формирование креативности и обучаемость 219
    Обучаемость, креативность и интеллект 241
    Литература 244
    Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
    Общий интеллект и школьная успеваемость 247
    Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
    Общий интеллект и креативность 252
    «Одномерная модель» 254
    Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
    Четырехмерная модель 261
    Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
    интеллектуальных способностей 264
    Литература 266
    ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
    ПРИЛОЖЕНИЯ 278
    Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
    Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
    Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
    Диагностика вербальной креативности
    (адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349.

    Психология общих способностей. Дружинин В.Н.

    3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.

    Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

    Формат: pdf

    Размер: 25,7 Мб

    Скачать: Rghost

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие к третьему изданию 3
    От автора 5
    От автора 7
    Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
    История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
    Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
    Литература 17
    Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
    Факторные модели интеллекта 25
    Модель Ч. Спирмена 26
    Модель Л. Терстоуна 29
    Модель Дж. Гилфорда 30
    Модель Р. Б. Кэттелла 31
    Другие иерархические модели
    (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
    Монометрический подход 37
    Когнитивные модели интеллекта 41
    Модель Р. Стернберга 42
    Другие когнитивные модели 47
    Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
    Литература 54
    Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
    Психометрические замечания 56
    Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
    Тест Д. Векслера 66
    Тесты структуры интеллекта 77
    Литература 84
    Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
    Психогенетика общих способностей 85
    Влияние среды на развитие интеллекта 98
    Развитие интеллекта и специальных
    познавательных способностей в течение жизни 106
    Литература ПО
    Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
    Психофизиология интеллекта 112
    Модель А. Н. Лебедева 115
    Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
    Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
    Способности женщины и мужчины 125
    Личность и интеллект 131
    Литература 138
    Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
    Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
    Исследования обыденных представлений о способностях 144
    Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
    Литература 156
    Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
    Творчество и деятельность 158
    Проблема способности к творчеству.
    Концепция редукции творчества к интеллекту 170
    Творческая личность и ее жизненный путь 173
    Креативность и ее диагностика 185
    Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
    Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
    Концепция С. Медника 193
    «Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
    Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
    Литература 210
    Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
    Психогенетика креативности 213
    Формирование креативности и обучаемость 219
    Обучаемость, креативность и интеллект 241
    Литература 244
    Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
    Общий интеллект и школьная успеваемость 247
    Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
    Общий интеллект и креативность 252
    «Одномерная модель» 254
    Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
    Четырехмерная модель 261
    Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
    интеллектуальных способностей 264
    Литература.266
    ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
    ПРИЛОЖЕНИЯ 278
    Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
    Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
    Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
    Диагностика вербальной креативности
    (адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349

    В. Н. Дружинин

    Психология общих способностей.

    Предисловие к третьему изданию

    Общепризнанным можно считать тот факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. На житейском, донаучном уровне понимание способностей, казалось бы, не представляет трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, которые сложились в предшествующий период. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. За способностями стоит какой-то элемент таинственности.

    И если в 1923 году Эдуард Клапаред, профессор Женевского университета, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи и ограничивался утверждением, что «в наиболее общей форме способность можно определить как всякое психическое и физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации)», то и спустя 20 лет советский психолог Б. М. Теплов писал: «Я не предполагаю дать общую теорию одаренности, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследовании одаренности советская психология только еще приступает к этому, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, пока очень невелик».

    Другой известный советский психолог С. Л. Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание».

    Монография В. Н. Дружинина, посвященная проблеме общих способностей, была подготовлена в рамках проекта «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы» и опубликована в 1995 году. После этого она была издана дважды и получила самую благоприятную оценку как со стороны академической общественности, так и со стороны практических работников образования.

    Эта книга содержит уникальный материал по характеристике основных подходов к изучению общих интеллектуальных способностей с глубокой авторской интерпретацией и оценкой. Автор рассматривает теоретические и экспериментально-диагностические подходы к пониманию сущности и структуры интеллекта, креативности и ее диагностике, развитию творческих способностей.

    Книга отличается и тем, что написана ясным и научным языком, описывает современный инструментарий диагностики интеллекта и креативности и будет полезна для всех, кто интересуется психологией.

    Доктор психологических наук, профессор,

    академик РАО В. Д. Шадриков

    апрель, 2006

    В основу этой книги положен курс лекций, который я читаю на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МШУ.

    Однако я старался не заниматься популяризацией, объяснением «азов» и т. д. Данная книга – часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. В основном она написана для специалистов-психологов и для студентов 4-5-х курсов. Я постарался изложить факты, прибегая к теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера – судить читателю.

    Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б. М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

    Второе имя – имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психологов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

    В 60-70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

    Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

    Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т. д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

    Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е. Г. Алиеву, А. Н. Воронина, Т. В. Галкину, Н. М. Гнатко, Е. Ю. Самсонову, Н. В. Хаз-ратову, Л. Г. Хуснутдинову, А. Э. Чернина, Ф. М. Юсупова.

    Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А. Б. Барсукову и Е. В. Толоконникову.

    Общепризнанным можно считать тот факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. На житейском, донаучном уровне понимание способностей, казалось бы, не представляет трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, которые сложились в предшествующий период. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. За способностями стоит какой-то элемент таинственности.

    И если в 1923 году Эдуард Клапаред, профессор Женевского университета, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи и ограничивался утверждением, что «в наиболее общей форме способность можно определить как всякое психическое и физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации)», то и спустя 20 лет советский психолог Б. М. Теплов писал: «Я не предполагаю дать общую теорию одаренности, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследовании одаренности советская психология только еще приступает к этому, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, пока очень невелик».

    Другой известный советский психолог С. Л. Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание».

    Монография В. Н. Дружинина, посвященная проблеме общих способностей, была подготовлена в рамках проекта «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы» и опубликована в 1995 году. После этого она была издана дважды и получила самую благоприятную оценку как со стороны академической общественности, так и со стороны практических работников образования.

    Эта книга содержит уникальный материал по характеристике основных подходов к изучению общих интеллектуальных способностей с глубокой авторской интерпретацией и оценкой. Автор рассматривает теоретические и экспериментально-диагностические подходы к пониманию сущности и структуры интеллекта, креативности и ее диагностике, развитию творческих способностей.

    Книга отличается и тем, что написана ясным и научным языком, описывает современный инструментарий диагностики интеллекта и креативности и будет полезна для всех, кто интересуется психологией.

    Доктор психологических наук, профессор,

    академик РАО В. Д. Шадриков

    апрель, 2006

    Москва

    В основу этой книги положен курс лекций, который я читаю на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МШУ.

    Однако я старался не заниматься популяризацией, объяснением «азов» и т. д. Данная книга – часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. В основном она написана для специалистов-психологов и для студентов 4-5-х курсов. Я постарался изложить факты, прибегая к теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера – судить читателю.

    Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б. М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

    Второе имя – имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психологов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

    В 60-70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

    Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

    Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т. д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

    Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е. Г. Алиеву, А. Н. Воронина, Т. В. Галкину, Н. М. Гнатко, Е. Ю. Самсонову, Н. В. Хаз-ратову, Л. Г. Хуснутдинову, А. Э. Чернина, Ф. М. Юсупова.

    Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А. Б. Барсукову и Е. В. Толоконникову.

    Помимо теперь естественной для российского ученого коммерческой мотивации, к подготовке второго издания меня подтолкнули следующие соображения. Во-первых, часть материала неизбежно устаревает и нуждается в дополнении, новой интерпретации и т. д. В течение последних 5-6 лет психологами (как в нашей стране, так и за рубежом) получены новые результаты в области психологии способностей, креативности, интеллекта. Активно работала в этом направлении и руководимая автором этой книги лаборатория психологии способностей Института психологии РАН. Кроме того, вышли в свет фундаментальные монографии В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевич, Э. А. Голубевой, М. А. Холодной и других авторов, а также коллективные труды под редакцией Н. А. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, которые дополняют и косвенно полемизируют с содержанием предлагаемой вашему вниманию книги.

    Во-вторых, я учел критические замечания, высказанные моими коллегами, и внес исправления в текст, а ряд глав полностью переписал и дополнил новым материалом. Также я исключил ряд неоправданно категоричных оценок и выводов, присутствовавших в тексте первого издания: толерантность, к сожалению, приходит лишь с годами.

    В 1996 году издательство «Академия» выпустило книгу «Психодиагностика общих способностей», которая представляет собой сокращенный (примерно на одну треть) вариант первого издания «Психологии общих способностей». Ее текст содержит те же недочеты, о которых я уже писал выше.


    Самое обсуждаемое
    «Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А «Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А
    Расстрела царской семьи в реальности не было? Расстрела царской семьи в реальности не было?
    Станислав Петров - как советский офицер отменил ядерную войну? Станислав Петров - как советский офицер отменил ядерную войну?


    top