Кто на самом деле был прототипом Штирлица. Прототипом Штирлица был неуловимый советский разведчик «товарищ Леонид Майор исаев

Кто на самом деле был прототипом Штирлица. Прототипом Штирлица был неуловимый советский разведчик «товарищ Леонид Майор исаев

И некоторых других странах.

Всесоюзную славу образу Штирлица принёс телесериал «Семнадцать мгновений весны » по одноимённому произведению, где его роль сыграл Вячеслав Тихонов . Этот персонаж стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, сопоставимым с Джеймсом Бондом в культуре западной.

Биография

Вопреки распространённому мнению, настоящее имя Штирлица - не Максим Максимович Исаев, как это можно предположить из «Семнадцати мгновений весны », а...

Из партийной характеристики члена НСДАП с года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису . Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС …»

Произведения, где участвует

Название произведения Годы действия Годы написания
Бриллианты для диктатуры пролетариата 1921 1974-1989
Пароль не нужен 1921-1922
Нежность 1927
Испанский вариант 1938
Альтернатива 1941 1978
Третья карта 1941 1973
Майор «Вихрь» 1944-1945
Семнадцать мгновений весны 1945 1968
Приказано выжить 1945 1982
Экспансия - I 1946 1984
Экспансия - II 1946
Экспансия - III 1947
Отчаяние 1947 1990
Бомба для председателя 1967
Интересные факты
  • В действительности немецкой фамилии Sti(e)rlitz не существует; ближайшая похожая - Штиглиц (Stieglitz), известная и в России.
  • Будучи самозванцем, Штирлиц на самом деле не мог бы служить в СС на столь высокой должности, так как нацистские службы безопасности проверяли личность каждого кандидата за несколько поколений. Чтобы пройти такую проверку, Штирлиц должен был не просто иметь подлинные документы, удостоверяющие личность, а заменить реального немца Макса Штирлица, действительно жившего в Германии и похожего на него внешне. Хотя подобные подмены и практикуются спецслужбами при внедрении агентов-нелегалов, в реальности все источники советской разведки в высших эшелонах Рейха , о которых известно сейчас, были завербованными немцами или немцами-антифашистами.
  • На пробах фильма Тихонов (Штирлиц) действительно снимался на роскошном Хорьх-853 1935 года принадлежавший известному московскому коллекционеру А.А. Ломакову. И в архивах мосфильма должны лежать эти ленты! Но начало самих съёмок затянулось на несколько месяцев. И хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого же Хорьха-853 в известном советском боевике "Бархатный сезон" в г. Сухуми. Так Штирлиц стал в фильме ездить на значительно более дешевом Мерседес-Бенц-230 1938 года.

Прототипы

  • Одним из прототипов для Штирлица стал советский разведчик Рихард Зорге .
  • Ещё один реальный прототип Штирлица - Вилли Леман , служивший в шестом управлении РСХА под началом Вальтера Шелленберга . Немец, страстный игрок на скачках, он был завербован в 1936 году советской разведкой, сотрудник которой ссудил ему денег после проигрыша, а затем предложил поставлять секретные сведения за хорошую плату (по другой версии, Леман самостоятельно вышел на советскую разведку, руководствуясь идейными соображениями). Имел кличку «Брайтенбах». В РСХА занимался противодействием советскому промышленному шпионажу.
    Леман провалился в году, при обстоятельствах, близких к описанным Семёновым: его радист Барт, антифашист, во время хирургической операции, под наркозом, начал говорить о шифрах и связи с Москвой, и врачи просигнализировали в Гестапо . В декабре 1942 года Лемана арестовали, через несколько месяцев он был расстрелян. Факт предательства столь высокопоставленного офицера СС был скрыт - даже жене Лемана сообщили, что её муж погиб, попав под поезд. История Лемана рассказана в мемуарах Шелленберга , из которых её, очевидно, и позаимствовал Семёнов.

И некоторых других странах.

Всесоюзную славу образу Штирлица принёс многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны » по одноимённому роману , где его роль сыграл Вячеслав Тихонов . Этот персонаж стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, сопоставимым с Джеймсом Бондом в культуре западной.

Биография

Вопреки распространённому мнению, настоящее имя Штирлица - не Максим Максимович Исаев, как это можно предположить из «Семнадцати мгновений весны », а Всеволод Владимирович Владимиров. Фамилия «Исаев» представлена Юлианом Семёновым как оперативный псевдоним Всеволода Владимирова уже в первом романе о нём - «Бриллианты для диктатуры пролетариата».

Исаев-Штирлиц - Всеволод Владимирович Владимиров - родился 8 октября 1900 («Экспансия-2 ») в Забайкалье, где его родители находились в политической ссылке.

Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха . Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису . Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС …»

Произведения, где участвует

Название произведения Годы действия Годы написания
Бриллианты для диктатуры пролетариата 1921 1974-1989
Исход (киносценарий) 1921 1966-1967
Пароль не нужен 1921-1922 1966
Нежность 1927
Испанский вариант 1938 1973
Альтернатива 1941 1978
Третья карта 1941 1973
Майор «Вихрь» 1944-1945 1968
Семнадцать мгновений весны 1945 1969
Приказано выжить 1945 1982
Экспансия - I 1946 1984
Экспансия - II 1946
Экспансия - III 1947
Отчаяние 1947 1990
Бомба для председателя 1967 1970

Анекдоты

Штирлиц является персонажем одного из крупнейших циклов советских анекдотов , обычно они пародируют постоянно комментирующий мысли Штирлица или события фильма голос «от автора». В сериале «Семнадцать мгновений весны» это был голос актера Ленинградского БДТ Ефима Копеляна :

Штирлиц настоял на своем. Настойка получилась очень горькой

Штирлиц склонился над картой - его неудержимо рвало на Родину.

Штирлиц гулял по лесу и увидел в дупле глаза.
- Дятел, - подумал Штирлиц.
- Сам ты дятел! - подумал Мюллер.

Штирлиц гулял с Кэт по лесу. Вдруг прозвучали выстрелы и Кэт упала, обливаясь кровью. «Стреляют», - подумал Штирлиц.

Штирлиц шел по коридору рейхсканцелярии, вдруг ему навстречу бежит Мюллер с охранниками. Штирлиц напрягся, и его рука невольно потянулась к пистолету, но Мюллер пробежал мимо.
- Пронесло, - подумал Штирлиц.
- Тебя бы так пронесло! - подумал Мюллер.

Впоследствии анекдоты были сведены в художественные произведения Асс Павлом и Бегемотовым Нестором («Штирлиц, или Как размножаются ежики»), Борисом Леонтьевым (цикл произведений «Похождения штандартенфюрера СС фон Штирлица»), Андреем Щербаковым («Вожди четвертого рейха», «Операция "Ежики" No 2», «Похождения Штирлица и другие приключения Бормана» и т. д.) и Сергеем Чумичёвым («Как размножаются колобки, или Штирлиц против Супершпиона»).

Штирлиц начал подозревать что сходит с ума. Ему казалось что какой-то спокойный беспристрастный голос постоянно комментирует каждое действие. Он подошел к зеркалу, внимательно в него посмотрел. Нет, показалось. Никогда ещё съемочная группа «Семнадцати мгновений весны» не была так близка к провалу.

Многие из этих анекдотов построены на игре слов :

Штирлиц выстрелил вслепую… Слепая упала…

Штирлиц бил наверняка. Наверняк выстрелил в упор. Упор упал навзничь. Взнич бросился наутёк. Утёк стал защищаться.

Штирлиц сел враскорячку. Раскорячка сразу завелась и поехала.

Штирлиц бежал вприпрыжку и очень торопился - припрыжка закрывалась через полчаса.

Штирлиц вышел из моря и лег на гальку. Светка обиделась и ушла.

Штирлиц приехал навеселе. Весело он оставил у дома Мюллера.

Мюллер выстрелил Штирлицу в голову. «Разрывная» - пораскинул мозгами Штирлиц.

Штирлиц упал с балкона и чудом зацепился за карниз. На следующий день чудо распухло и мешало ходить. Штирлиц решил поехать к врачу, сел в машину и сказал водителю: «Трогай!». Водитель потрогал и сказал: «Ого!».

Штирлиц увидел, как эсэсовцы ставили машину напопа. «Бедный Пастор Шлаг!» - подумал Штирлиц.

Мюллер приказал блокировать все выходы в доме Штирлица. Штирлицу пришлось уходить через вход.

Нередко обыгрываются личные данные актёров, игравших в сериале «Семнадцать мгновений весны»:

Или обыгрываются ситуации из самого фильма:

Холтофф, не хотите коньяку?
- Нет, он слишком ударяет в голову.

Мюллер, не хотите прогуляться по берегу озера?
- Нет, это кино мы уже видели.

Сколько будет дважды два? - спросил Мюллер. Штирлиц задумался. Он, конечно, знал, сколько будет дважды два, ему об этом недавно сообщили из центра, но он не знал, знает ли это Мюллер. И если знает, то кто ему сказал. Может быть Кальтенбруннер? Тогда переговоры с Даллесом зашли в тупик.

Многие анекдоты иронизируют над способностью Штирлица выкручиваться из сложных ситуаций:

Идет заседание у Гитлера. Вдруг в комнату входит человек с подносом апельсинов, ставит поднос на стол, берёт секретную карту со стола и уходит. Все ошарашены.
- Кто это был? - спрашивает Гитлер.
- Да это Штирлиц из управления Шелленберга. Он на самом деле советский разведчик Исаев, - отвечает Мюллер.
- Так что же вы его не арестуете?!
- Бесполезно. Всё равно выкрутится - скажет, что апельсины приносил.

Иногда обыгрываются межнациональные отношения:

Мюллер:
- Штирлиц, Вы еврей?
- Нет! Я русский!
- А я - немецкий.

Вот пример того, что Штирлиц - вымышленный персонаж:

Просыпается Штирлиц в тюремной камере, не помня, как попал туда. Придумывает, как выкрутиться из ситуации: «Если зайдет гестаповец, скажу, что я - штандартенфюрер СС Штирлиц, а если зайдет НКВДист - скажу, что я полковник Исаев». Входит советский милиционер: «Ну, и нажрались Вы вчера, товарищ Тихонов !»

Ещё один приём - доведение до абсурда драматической ситуации:

Анекдоты о Штирлице вышли за культурное пространство Советского Союза:

Поздним вечером Штирлиц заходит в свой дом, погружённый в темноту. Слышится голос:
- Не надо включать свет.
- Разве уже шаббат ? - удивился Штирлиц.

Некоторые анекдоты совмещали интернациональный аспект, новые веяния и игру слов одновременно:

Мюллер и Штирлиц сидят в кабинете Мюллера - Мюллер за столом, Штирлиц в кресле у окна, - и напряжённо смотрят друг на друга. Мюллер переводит взгляд со Штирлица на открытую форточку, назад на Штирлица, на форточку, на Штирлица… Вдруг резко говорит:
- Штирлиц, закройте форточку, дует!
Штирлиц в ответ:
- Do it yourself, motherfucker!

Прототипы

Киновоплощения

Помимо Тихонова, который, безусловно, является главным «кинолицом» Штирлица, этого персонажа играли и другие актёры. В общей сложности, экранизировано четыре романа, где действует Штирлиц (или Максим Исаев). Роль Штирлица в них исполнили:

  • Владимир Ивашов («Бриллианты для диктатуры пролетариата »)
  • Улдис Думпис («Испанский вариант»)
  • Всеволод Сафонов («Жизнь и смерть Фердинанда Люса»)

Осенью 2009 года телеканал "Россия" планирует показ телесериала «Исаев », где роль молодого советского разведчика Максима Исаева исполняет Даниил Страхов.

Отечественный Джеймс Бонд – Макс Отто фон Штирлиц является одним из самых популярных и горячо любимых персонажей советской эпохи. Ни одному другому герою не удалось даже близко приблизиться к его славе. А между тем до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто мог бы послужить прототипом знаменитого штандартенфюрера, так полюбившегося жителям нашей страны (а в особенности ее женской половине). Споры о том, кого Юлиан Семенов взял за образец, создавая центрального персонажа знаменитой эпопеи, состоящей из тринадцати романов, не затихает и по сей день.

На самом деле фигура Максима Максимовича Исаева (в действительности Всеволода Владимировича Владимирова), неуловимого полковника советской разведки, является литературным слепком из засекреченных материалов, почерпнутых писателем в архивах спецслужб. За каждой строчкой рассказов о полковнике Исаеве стоят реальные люди, советские разведчики, вступившие в смертельное противостояние с фашизмом. Имена большинства из них на сегодняшний день уже рассекречены. И каждое – легенда. И мы обязаны помнить их.

Можно долго строить догадки о настоящем прообразе известного героя, но единственным человеком, который знал правду до конца, был собственно сам создатель Штирлица Юлиан Семенов. В конце шестидесятых годов ему была поручена почетная миссия – написать патриотическое произведение о подвигах советского разведчика. Для максимального приближения сюжета к реальным обстоятельствам по распоряжению самого Юрия Андропова писателю было разрешено ознакомиться с архивными документами некоторых советских резидентов. В более поздних интервью Семенов рассказывал, что большинство событий, происходящих со Штирлицем в его романах, взяты из реальной жизни, однако все они происходили с разными разведчиками. Писатель же мастерски соединил их в одну литературную биографию.

В одной из серий кинофильма «Семнадцать мгновений весны» дается краткая характеристика Штирлица, в которой говорится, что он является чемпионом Берлина по теннису. Единственным советским разведчиком, профессионально занимающимся теннисом и футболом, был Александр Коротков, хотя до звания чемпиона ему добраться так и не удалось. К тому же быть одновременно секретным агентом и чемпионом в каком-либо виде спорта в реальной жизни практически невозможно. Помимо необходимости постоянных тренировок личность спортсмена находится под пристальным вниманием общественности и спецслужб. Для Короткова карьера секретного разведчика началась именно с теннисного корта, где его впервые взяли на заметку чекисты. Позже по рекомендации В.Л. Герсона он устроился работать на Лубянку в качестве обычного лифтера. Вскоре Короткова перевели на должность делопроизводителя в иностранный отдел, а уже позднее направили на индивидуальную подготовку, которую в те времена обязан был пройти каждый разведчик. Александра обучили вождению автомобиля, владению различными видами , он в совершенстве изучил немецкий язык. Спустя несколько лет упорных занятий его отправили за границу. До войны Коротков работал во Франции, возглавляя группу, созданную специально для ликвидации предателей. Ему приписывают уничтожение Агабекова и Клемента. В конце тридцатых годов имя Короткова узнали многие в узком кругу профессиональных разведчиков. Накануне нового 1939-го года Берия вызвал Александра и еще нескольких агентов к себе. Однако вместо ожидаемого поздравления, он сообщил им… об увольнении. Импульсивный Коротков не пожелал мириться с таким исходом и решился на отчаянный поступок – написал Берии личное письмо, в котором без оправданий и просьб потребовал восстановить его на работе. Коротков понимал, что такой шаг был равнозначен самоубийству, однако осмелился подробно аргументировать всю беспочвенность его отставки. К всеобщему удивлению после прочтения письма Берия восстановил его на службе. В 1940-ом году Коротков работал в Берлине в качестве секретного агента, а в марте 1941-го, возможно, именно он первым передал информацию о неизбежности нападения Германии на СССР. В начале сороковых годов Коротков в условиях жесточайшей контрразведывательной деятельности фашистов сумел наладить надежную связь с подпольной группой «Красная капелла», занимавшейся подрывом гитлеровского режима. С помощью подпольных радиостанций данная организация передавала секретную информацию для СССР и союзных стран.

Известный советский шпион Ким Филби заявил после просмотра кинофильма «Семнадцать мгновений весны»: «С таким сосредоточенным и напряженным лицом настоящий Штирлиц не продержался бы и дня!». Критиками также выдвигались утверждения о том, что созданный в сериале образ фашистской Германии больше напоминает СССР сталинского периода. Например, по мнению историка Залесского «такого Третьего рейха не существовало… Все отношения между персонажами, весь дух не имеет ничего общего с реальностью. Нацистская Германия была другой. Не хуже и не лучше, просто другой».

19 июня 1941-го года разведчик, работавший под псевдонимом Брайтенбах, сообщил советскому руководству о запланированном через три дня нападении немцев. Согласно многим источникам этот агент также может рассматриваться в качестве одного из прототипов Штирлица. Под секретным именем скрывался Вильгельм Леман, который, как и Штирлиц, был офицером гестапо, гауптштурмфюрером СС и шпионом Советского Союза. По некоторым источникам первоначальная инициатива исходила от самого немецкого офицера, он сознательно искал встречи с советской разведкой, пока его официально не завербовали. Желание Лемана работать на СССР было продиктовано его непримиримостью к основным идеалам фашизма. Добродушного и приветливого человека, которым был Леман, на работе (в IV-ом отделе РСХА гестапо) многие называли «дядюшкой Вилли». Никто, в том числе и его жена, даже не могли предположить, что этот лысоватый добряк, страдающий почечными коликами и диабетом, является советским агентом. Перед войной он передавал информацию о сроках и объемах производства самоходных орудий и бронетранспортеров, разработке новых нервнопаралитических веществ и синтетического бензина, начале испытаний ракет на жидком топливе, структуру и кадровый состав немецких спецслужб, контрразведывательных операциях гестапо и многое другое. Документы, подтверждающие факт готовящегося нападения на Советский Союз, Леман вшил в подкладку своей шляпы, которую затем незаметно заменил на такой же головной убор при встрече с советским представителем в кафе.

В 1942-ом году немцам удалось рассекретить храброго разведчика. Гиммлер был просто шокирован этим фактом. Сотрудник, проработавший в гестапо тринадцать лет, постоянно поставлял информацию СССР и ни разу даже не был заподозрен в шпионаже. Сам факт его деятельности являлся для СС настолько постыдным, что дело Лемана полностью и бесследно уничтожили, пока оно не успело дойти до фюрера, а самого разведчика спешно расстреляли вскоре после ареста. Даже жена агента долгое время не знала об истинных причинах гибели супруга. Его имя было внесено в список погибших за Третий рейх. Из всех советских разведчиков именно Леман занимал схожую со Штирлицем должность высокопоставленного офицера СС, окруженного вершителями судеб Германии и вхожего в самое сердце рейха.

Штирлиц скрывал свое настоящее семейное положение, согласно документам гестапо он был холост, однако в СССР его возвращения ожидала жена. В действительности на работу в СС немцы брали преимущественно женатых офицеров, а те, кто был холост, как правило, вызывали излишние подозрения. К тому же в уставе данной организации каждому члену предписывалось завести семью и детей к тридцати годам.

В конце девяностых годов родилась версия, что настоящая фамилия литературного персонажа Штирлица – Исаев – появилась благодаря реально существовавшему разведчику Исайе Исаевичу Боровому. Немного изменив его имя, Юлиан Семенов создал Максима Максимовича. А о самом Исайе Боровом известно очень мало, поскольку личное дело резидента до сих пор остается засекреченным. Родственники агента рассказывают, что он, как и Штирлиц, руководил советской военной разведкой в Европе и был внедрен в верхние эшелоны командования Третьего рейха. Однако работал Боровой там еще до войны, по приказу командования сдался американцам, которые переправили его в Советский Союз. Несмотря на огромные заслуги перед Родиной, по возвращении домой Борового вместо наград ожидала ссылка в Сибирь. Причина ареста агента так и осталась тайной за семью печатями. Мероприятия по очищению разведчика от скверны прогнившего Запада были настолько жестокими, что перед смертью у Борового были сломаны руки и ноги, поврежден позвоночник. Родные так и не узнали, где похоронено его тело.

Отдельные исследователи также склонны считать, что прообразом Штирлица вполне мог быть и Михаил Михалков, брат известного советского писателя, бывший в период Великой отечественной агентом-нелегалом, снабжавшим отечественные разведорганы важными оперативными данными. Будучи родственником Михалкова, Юлиан Семенов прекрасно знал его жизненную , а потому вполне мог частично использовать ее в своих произведениях. В 1945-ом году Михаил во время сражения перешёл линию фронта и попал в руки «родной» военной контрразведки. Его обвинили в сотрудничестве с немцами и заключили сначала в лефортовскую тюрьму, а затем в один из концлагерей на Дальнем Востоке. Реабилитировали разведчика только в 1956-ом году.

Сегодня поклонникам Штирлица даже трудно представить, что легендарный персонаж мог выглядеть совсем иначе, например, если бы кастинг в кино выиграл Олег Стриженов или Арчил Гомиашвили. Тем не менее, Тихонов прекрасно справился с одной из самых сложных актерских задач – сыграть роль задумавшегося, безмолвного героя. Когда он в фильме просто хранит молчание, зритель свято верит, что Штирлиц размышляет о чем-то крайне важном для страны, хотя, по признанию самого актера, в этот момент он повторял в уме таблицу умножения. В одной роли Тихонову удалось соединить лучшие качества советских разведчиков: высокий интеллект, тонкое умение разбираться в человеческой психологии, искусство владеть собой и своими эмоциями, способность перевоплощаться, быстро анализировать обстановку и молниеносно принимать решения.

Прототипом молодого Штирлица может являться сотрудник ВЧК Яков Блюмкин. Интересно, что среди его псевдонимов встречаются фамилии Владимиров и Исаев. Также у них со Штирлицем одна дата рождения – 8 октября 1900-го года. Биография Блюмкина чрезвычайно занимательна. Его высоко ценили Дзержинский и Троцкий, он участвовал в убийстве немецкого посла Мирбаха, отметился в покушении на гетмана Скоропадского и немецкого фельдмаршала Эйхгорна, «экспроприировал» ценности Госбанка вместе с Мишкой Япончиком, занимался свержением персидского главы Кучек-хана и создавал Иранскую коммунистическую партию. Один эпизод из жизни Блюмкина почти полностью стал основой сюжета книги Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В середине двадцатых годов Яков окончил Академию Генштаба РККА и занимался восточным вопросом, объездил Китай, Палестину, Монголию, жил в Шанхае. Летом 1929-го года Блюмкин вернулся в столицу отчитаться о своей работе, но вскоре был арестован за старые связи с Львом Троцким. В конце этого же года Блюмкина расстреляли.

Еще один интересный исторический факт. Известно, что в Третьем рейхе не особо жаловали курильщиков. Офицерам СС Гиммлер лично запретил предаваться этому пороку на работе. Однако и в книге, и в фильме Штирлиц часто курит.

Еще одним прообразом Штирлица считается Анатолий Гуревич. Он добровольцем отправился на войну в Испанию, а после возвращения на Родину получил предложение стать разведчиком. Его специализацией после обучения в ГРУ стали шифры и радиостанции. Под именем Винсента Сьерра Анатолий начал свою работу в Брюсселе, позже он входил в «Красную капеллу», имел псевдоним Кент. В Бельгии он женился на дочери богатого промышленника, передавшего Гуревичу часть своих предприятий. Именно он осенью 1941-го года сообщил Москве о готовящемся немцами ударе под Сталинградом и на Кавказе. Во многом благодаря этой информации Красная армия одержала верх в этих операциях, остались живы тысячи наших соотечественников. В 1941-ом году передатчик Анатолия запеленговали. Разведчику вместе с женой пришлось бежать во Францию, в город Марсель, где их вскоре и арестовали. Только после этого супруга Маргарет узнала, что ее муж – советский шпион. Большим потрясением для советского агента стала информация о том, что его коды взломаны, а немецкая контрразведка включилась в радиоигру. Тем не менее, Гуревичу удалось выжить. После войны расставшийся с женой разведчик вернулся в Россию. С приговором Анатолию советское командование не медлило – дало двадцать лет тюрьмы по статье «измена Родине». На самом деле он провел в заключении около двадцати пяти лет. Обвинения в предательстве сняли лишь в 1991-ом году. Анатолий Гуревич скончался в январе 2009-го года на девяносто шестом году жизни.

В длинный список прототипов популярного героя многие историки относят одного из самых выдающихся разведчиков столетия Рихарда Зорге. Однако подробное изучение их биографий опровергает это. Сходство можно найти лишь в том, что Зорге признан реальным разведчиком №1 нашей страны, а Штирлиц – литературно-кинематографическим. Еще можно отметить, что оба жили некоторое время в Шанхае. Также Зорге предупреждал о начале войны, а Штирлиц пытался выяснить эту дату.

Касательно характера Штирлица сам Юлиан Семенов утверждал, что выбор свой остановил на Нормане Бородине. Приключения прославленного разведчика писатель узнал не из секретных архивов, а от самого агента, то есть из первых уст. Его жизнь могла бы стать отдельным захватывающим романом, Норману довелось пройти через огромное количество испытаний и драм. Отец будущего агента, Михаил Бородин, был соратником Ленина, дипломатом, советским разведчиком. С 1923-го года под псевдонимом «товарищ Кирилл» он работал советником китайского лидера Сунь Ятсена. Когда Сунь Ятсен умер после тяжелой болезни, власть в стране мгновенно поменялась. Оставаться в образе фаворита бывшего лидера этой страны было крайне опасно. Михаила Бородина арестовали и выслали из СССР. А его сына – Нормана – советским дипломатам удалось тайно перевезти в составе гастролирующей балетной труппы Айседоры Дункан. Красивый черноволосый шестнадцатилетний юноша был замаскирован под женщину, одну из участниц представления.

Поначалу в Советском Союзе Норман чувствовал себя иностранцем. За все свои шестнадцать лет он был здесь лишь однажды, а родился и вырос – в Соединенных Штатах. Соответственно родным языком для Бородина-младшего являлся английский. Выполняя заветы отца, Норман с младых ногтей готовился стать разведчиком. К девятнадцати годам он уже был сотрудником ИНО НКВД, а свое первое задание получил в двадцать пять лет. Ему было приказано отправиться в США в качестве нелегального резидента. Положение нелегальных разведчиков, которых в узком кругу называли «марафонцами внешней разведки», было крайне трудным, поскольку они не могли рассчитывать на защиту со стороны посольства в случае возникновения каких-либо проблем, вплоть до ареста. В период работы в Соединенных Штатах Бородину был присвоен оперативный псевдоним Гранит, который как нельзя лучше характеризовал его характер. По воспоминаниям современников реальный агент, как и Штирлиц, производил очень приятное впечатление, был тактичен и обладал большим чувством юмора, умел сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях, ничто не могло заставить его выдать свои истинные чувства. Однако вся дальнейшая судьба разведчика была похожа на полосу препятствий. Жизнь, как будто специально испытывала Бородина на прочность. После предательства одного из советских шпионов Бородин в числе ряда других агентов был отозван из США. А вскоре по заключению Наркомата внутренних дел его отчислили из внешней разведки. Во время отставки Бородин работал в иностранном отделе Главлита, однако с началом Великой Отечественной вновь был возвращен в разведку. Его командировали в Германию, в самое логово врага – в Берлин, где Норманом была создана надежная разветвленная агентурная сеть. Одновременно со шпионской деятельностью под видом добровольца-американца он трудился в швейцарском Красном Кресте.

Популярный писатель Георгий Вайнер в одном из интервью сказал: «Норман и его семья - изумительный материал для романа о рождении, становлении и победе идей и взглядов, их дальнейшей трансформации, крахе и окончательном уничтожении всех идеалов».

В 1947-ом году Норман вернулся в Москву и устроился работать корреспондентом. Вскоре он, как и многие его соотечественники-фронтовики, полностью разочаровался в советской системе. В 1949-ом году Норман написал Сталину письмо, в котором озвучил перед Генсеком всего лишь один вопрос: знает ли он, что происходит в его окружении, куда и почему бесследно исчезают лучшие агенты, искренне преданные коммунистическим идеям? Ответа разведчик не получил, но спустя несколько дней арестовали его отца. Михаил Бородин два года находился в Лефортово, где под пытками подписал признание в том, что является американским шпионом. 29 мая 1951-го года, Бородин-старший, не выдержав побоев, скончался в тюрьме. После того, как умер отец, арестовали Нормана. В тюрьме Бородина, который внезапно из ценного разведчика превратился во врага страны, также ждали пытки. Его раздетым держали в карцере при температуре чуть выше нуля градусов. Проведя следственный процесс, власти решили сослать разведчика в Караганду.

За время Карагандинской ссылки руководство КГБ позволило Норману Бородину заниматься делом, которое было ему по душе. Он стал журналистом местной газеты. Здесь же разведчик познакомился с еще не известными братьями Вайнерами и Юлианом Семеновым. Услышанная Семеновым история жизни Нормана Бородина произвела на писателя огромное впечатление, он попросил у разведчика разрешения использовать отдельные моменты его биографии в своем новом романе о Штирлице. Но самым главным было то, что Семенов постарался наделить своего героя таким же характером. Через два года наступила сталинская оттепель, культ Вождя был развенчан, с Бородина сняли обвинения, и он смог, наконец, вернуться в Москву. Разведчика восстановили в партии, и он вновь возвратился на работу в КГБ. Впоследствии Бородин принимал участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны» под вымышленным именем С.К. Мишин, которое зритель может увидеть в заключительных титрах. Андропов запретил указывать подлинные имена действующих офицеров разведки. Художник картины «Семнадцать мгновений весны», по рассказам дочери Бородина, был частым гостем в их доме и советовался с отцом, дабы добиться максимального приближения художественного образа Штирлица к реальному разведчику. Умер Норман Бородин в 1974-ом году.

Существует легенда, что уже в старости Леонид Брежнев, очень любивший фильм про знаменитого разведчика, пересмотрев его в очередной раз, внезапно спросил у присутствующих: «А Штирлица мы наградили?». Все смущенно промолчали. Тогда Брежнев распорядился дать разведчику звание Героя. В качестве выхода из ситуации было решено наградить Тихонова орденом Героя Социалистического Труда. Происходило ли такое в реальности – неизвестно.

Как ни печально, несмотря на наличие большого количества опытных резидентов, годами поставлявших ценную информацию из вражеского лагеря, а также диверсантов, совершивших ряд успешных операций, в настоящей жизни разведчиков с такой насыщенной биографией, как у Штирлица, не существовало. Да и не могло существовать. Лавирование между возможными провалами, внедрение в самые верхи рейха, спасение из сложнейших ситуаций просто не может выпасть на долю одного человека. Кроме того приходится признать, что присутствие такого человека как Штирлиц в высших эшелонах немецкого командования в реальной жизни было бы невозможно. Хотя бы по той простой причине, что родословную всех офицеров гестапо по распоряжению фюрера проверяли вплоть до середины восемнадцатого века. Однако Семенов писал свои книги не на пустом месте. Он проштудировал огромнейшее количество исторических материалов. Возможно, поэтому его работы выглядят такими достоверными и убедительными. Без сомнений образ Штирлица был собран из разных советских разведчиков, а многие из его деяний, описанных на страницах романов, позаимствованы из реальной жизни. И пускай ни один из них не являлся Штирлицем сам по себе, они были им все вместе взятые. Да и с признанием заслуг перед Родиной литературному герою повезло гораздо больше, нежели реальным прототипам. Многие из них были незаслуженно гонимы, обвинены в шпионаже и забыты. Героями отважных людей признавали уже после их ухода из жизни.

Источники информации:
http://www.kpravda.ru/article/society/006425/
http://operkor.wordpress.com/
http://reallystory.com/post/144
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1256677560

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Инструкция

Герой 14-ти произведений Юлиана Семёнова родился благодаря знакомству писателя с Рудольфом Абелем, который и стал одним из прототипов литературного героя. Но Штирлиц – образ собирательный. Его прототипами были и Вилли Леман, расстрелянный фашистами в 1942, и Исая Исаевич Боровогой, и еще целый ряд бойцов невидимого фронта.

Известность литературному персонажу принес двенадцатисерийный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по одноимённому роману из трилогии «Позиция» режиссером Тамарой Лиозновой в 1973 году.

Персонаж, сыгранный Вячеславом Тихоновым, навеки сросся со своим исполнителем, и, впоследствии, многие годы артисту приходилось ломать сложившийся о себе стереотип. Что, впрочем, ему всегда блистательно удавалось. Но, между тем, визуальный образ героя, созданного Юлианом Семеновым, навсегда будет закреплен за внешностью Вячеслава Тихонова.

В фильме «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц показан в последние месяцы Второй мировой войны, когда одной из основных его задач, поставленных советским командованием, был срыв операции «Санрайз» / «Кроссворд»: переговоры между представителями спецслужб нацистской Германии и США о капитуляции части германских войск, и для заключения сепаратного мира в обход СССР.

Пройдя через множество тяжелейших моментов, с помощью хитроумно придуманной интриги, находясь под постоянной угрозой разоблачения, Штирлиц выполняет поставленную задачу и спасает людей, ставших ему близкими.

Штирлиц – это герой двух времен: того, на протяжении которого живет и действует книжный герой и времени, когда создавался фильм. Книжный герой, по воле автора был более свободен в своих поступках и решениях, ошибках и просчетах.

Герой фильма родился в эпоху костенеющего застоя. Поэтому он, как настоящий человек, не мог ошибаться в принципе. Если бы не спасительный талант Вячеслава Тихонова, с его умением молчать в кадре и играть размышление на протяжении длительных киносекунд, - кстати говоря, сейчас это умение совершенно утеряно у современных артистов – то мема «Штирлиц» могло бы и не родиться.

Герой, который «один в поле воин», человек, самостоятельно принимающий решения и делающий свою нелегкую работу, не из-за верности партии и правительству, а только потому, что таковы его убеждения, не мог не вызывать подсознательного восхищения масс, чья жизнь была регламентирована до предела.

Ни на секунду не прерывающийся мыслительный процесс киношного Штирлица, вызывал бурю тихого восторга. Видеть как человек размышляет, анализирует, думает напряженно, постоянно, и действие двигается исключительно вслед за его мыслительным процессом - это было неожиданно прекрасно и захватывающе. Недаром в науке соционике имя «Штирлиц» присвоено одному из психотипов, охарактеризованных как логико-сенсорный экстраверт.

Шти́рлиц Макс О́тто фон (нем. Max Otto von Stierlitz; он же Макси́м Макси́мович Иса́ев, настоящее имя Все́волод Влади́мирович Влади́миров) - литературный персонаж, герой многих произведений русского советского писателя Юлиана Семёнова , штандартенфюрер СС, советский разведчик, работавший в интересах СССР в нацистской Германии и некоторых других странах. Всесоюзную славу образу Штирлица принёс многосерийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» по одноимённому роману, где его роль сыграл Вячеслав Тихонов . Этот персонаж стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, сопоставимым с Джеймсом Бондом в западной культуре.

Биография

Вопреки распространённому мнению, настоящее имя Штирлица - не Максим Максимович Исаев, как это можно предположить из «Семнадцати мгновений весны», а Всеволод Владимирович Владимиров. Фамилия «Исаев» представлена Юлианом Семёновым как оперативный псевдоним Всеволода Владимирова уже в первом романе о нём «Бриллианты для диктатуры пролетариата».

Исаев-Штирлиц - Всеволод Владимирович Владимиров - родился 8 октября 1900 («Экспансия-2») в Забайкалье, где его родители находились в политической ссылке.

Родители:

  • Отец - русский Владимир Александрович Владимиров, «профессор права Петербургского университета, уволенный за свободомыслие и близость к кругам социал-демократии». Привлечён в революционное движение Георгием Плехановым.
  • Мать - украинка Олеся Остаповна Прокопчук (умерла от чахотки, когда сыну было пять лет).

Родители познакомились и поженились в ссылке. По окончании ссылки отец и сын вернулись в Петербург, а затем какое-то время провели в эмиграции, в Швейцарии (Цюрих и Берн). Здесь у Всеволода проявилась любовь к литературному труду. В Берне он подрабатывал в газете. На Родину отец и сын вернулись в 1917 году. Известно, что в 1911 пути Владимирова-старшего и большевиков разошлись. Уже после революции, в 1921 году - в то время, как его сын находился в Эстонии, Владимир Владимиров был направлен в служебную командировку в Восточную Сибирь и там трагически погиб.

Родственники со стороны матери:

  • Дед - Остап Никитович Прокопчук, украинский революционный демократ, также сосланный в забайкальскую ссылку со своими детьми Олесей и Тарасом. После ссылки вернулся на Украину, а оттуда - в Краков. Погиб в 1915 году.
  • Дядя - Тарас Остапович Прокопчук. В Кракове женился на Ванде Крушанской. В 1918 расстрелян.
  • Двоюродная сестра - Ганна Тарасовна Прокопчук. Двое детей. Профессиональная деятельность: архитектор. В 1941 вся её семья погибла в фашистских концлагерях. («Третья карта»).

В 1920 Всеволод Владимиров работает под именем ротмистра Максима Максимовича Исаева в пресс-службе колчаковского правительства.

В 1921 он уже в Москве, «работает у Дзержинского» заместителем начальника иностранного отдела ВЧК Глеба Бокия. Отсюда Всеволода направляют в Эстонию («Бриллианты для диктатуры пролетариата»).

В 1922 молодой чекист-подпольщик Всеволод Владимиров по поручению руководства эвакуируется с белыми войсками из Владивостока в Маньчжурию («Пароль не нужен», «Нежность»). В течение последующих 30 лет он постоянно находится на заграничной работе.

Тем временем на Родине у него остаётся его единственная на всю жизнь любовь и сын, родившийся в 1923. Сына звали Александр(оперативный псевдоним в разведке РККА-Коля Гришанчиков), его мать - Александра Николаевна Гаврилина («Майор Вихрь»). О сыне Штирлиц впервые узнаёт в 1941 от работника советского торгпредства в Токио, куда он выезжает для встречи с Рихардом Зорге. Осенью 1944 штандартенфюрер Штирлиц случайно встречает своего сына в Кракове - тот находится здесь в составе разведывательно-диверсионной группы («Майор Вихрь»).

В связи с усилением нацистской партии и обострением опасности прихода Гитлера к власти в Германии в 1927 было решено направить Максима Исаева с Дальнего Востока в Европу. Для этого была создана легенда об Максе Отто фон Штирлице, ограбленном в Шанхае немецком аристократе, ищущем защиты в немецком консульстве в Сиднее. В Австралии Штирлиц некоторое время проработал в отеле у немецкого хозяина, связанного с НСДАП, после чего был переведён в Нью-Йорк.

Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

В годы Второй Мировой Воины Штирлиц был сотрудником VI отдела РСХА, которым заведовал бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг. В оперативной работе в РСХА использовал псевдонимы «Брунн» и «Бользен».

Начальником же IV отдела РСХА был группенфюрер СС Генрих Мюллер, который Штирлица «всё время ловил, что и удалось в апреле 1945г, однако стечение обстоятельств и хаос, творившийся при штурме Берлина, сорвали планы Мюллера по использыванию Штирлица в игре против командования Красной Армии. В конце войны товарищ Сталин поручил Штирлицу ответственное задание: сорвать сепаратные переговоры немцев с Западом. Начиная с лета 1943 года Гиммлер через своих доверенных лиц начал осуществлять контакты с представителями западных спецслужб с целью заключения сепаратного мира. Благодаря мужеству и интеллекту Штирлица эти переговоры были сорваны.

Из американцев, ведших закулисные переговоры с лидерами Третьего рейха, Семёнов указывает на Аллена Даллеса, который возглавлял американскую штаб-квартиру в Берне, Швейцария.

Любимый напиток Штирлица - коньяк, сигареты - «Каро». Он водит машину марки «Хорьх». В отличие от Джеймса Бонда, к женщинам Штирлиц относится хладнокровно. На зазывы проституток он обычно отвечает: «Нет, лучше кофе». Речевая характеристика, повторяющаяся из произведения в произведение: фразы часто заканчивает вопросом «Нет?».

Перед окончанием войны Штирлицу было присвоено звание Герой Советского Союза. После окончания войны Штирлиц в бессознательном состоянии (ранен советским солдатом) вывозится немцами в Испанию, откуда попадает в Южную Америку. Там он выявляет законспирированную сеть фашистов, сбежавших из Германии.

Во время и после войны работал под несколькими псевдонимами: Бользен, Брунн и др. В качестве имени обычно использовал вариации имени «Максим»: Макс, Массимо.

В Аргентине и Бразилии работает вместе с американцем Полом Роумэном. Здесь они выявляют конспиративную нацистскую организацию «ОДЕССА», руководство которой осуществляет Генрих Мюллер. Вместе с Полом Роуменом осуществляют выявление агентурной сети и осуществляют захват Генриха Мюллера. Понимая, что после речи Черчилля в Фултоне и устроенной Гувером «охоты за ведьмами» Мюллер может избежать наказания за свои преступления, они решают выдать его советскому правительству. Штирлиц отправляется в советское посольство, где сообщает кто он такой, а также информацию о местонахождении Мюллера. Сотрудники МГБ осуществляют арест Штирлица и на теплоходе переправляют в СССР. В 1947 на советском теплоходе прибывает в


Самое обсуждаемое
«Социальная рефлексия Понятие в философии «Социальная рефлексия Понятие в философии
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело Диагностическая
работа по русскому языку Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело Диагностическая работа по русскому языку
Общее уравнение плоскости в пространстве Общее уравнение плоскости в пространстве


top