Рассказы о сложных жизненных ситуациях. Что делать в сложной жизненной ситуации? Прятаться от истины

Рассказы о сложных жизненных ситуациях. Что делать в сложной жизненной ситуации? Прятаться от истины

(ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, к.п.н.).

1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т. п.) (М. Тышкова).

Какие техники поведения люди чаще всего используют в трудных ситуациях? Их можно объединить по стратегиям преобразования трудных жизненных ситуаций: защиты, совладание (преодоление и приспособление) и переживание.

Приемы защиты чаще всего включают в особую группу неадаптивных реакций на трудности: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также избегание тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике трудности.

Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.

1. Приемы приспособления

  • Приспособление к институционным аспектам ситуации (социальным нормам, общественным установкам, правилам деловых отношений и т.д.) . Овладев этой техникой, человек легко входит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях эта техника является предпосылкой успешности. К примеру, она помогает при адаптации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями, и т. п. Однако техника имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в ситуации социальных потрясений, когда резко изменяется образ жизни (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).
  • Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации социальных потрясений. Исследования показали, что данной техникой чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно этой техникой пользуются те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна техника приспособления — забота об установлении и поддержании социальных контактов .
  • Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею . Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные свойства (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т.д.) В основе этого приема лежит сознательное использование механизма идентификации . Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим качеством, герой фильма или книги, олицетворяющий уверенность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персонажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождествляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих. Исследования показали, что при удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать с трудной ситуацией общения, вызывает заметные изменения не только в поведении, но и в личных установках и ценностях (Ф. Зимбардо, Я. Морено и др.) При этом приобретается гибкость, и не роль овладевает личностью, а личность — ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.
  • Распространенной формой приспособительного поведения часто выступает идентификация с более удачливыми людьми или идентификация (отождествление себя) с мощными организациями и объединениями. К такому приему прибегают люди, перенесшие неудачи и разочарования, причину которых они могут видеть в отсутствии у себя качества «удачливости». Идентифицируясь с преуспевающими людьми, они как бы дополняют себя особыми способностями, а становясь функционерами авторитетной организации, не только получают право чувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.
  • Определение границ своих возможностей — эта техника, как правило, используется при резком изменении жизненных обстоятельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Такие люди вынуждены резко менять образ жизни. Сначала они «определяют границы своих возможностей»: как человек, входящий в реку в незнакомом месте, или человек, идущий по болоту; прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнившихся обстоятельствах.
  • Антиципирующее (от лат. anticipate — предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление) совладение и предвосхищающая печаль — это прием, которым пользуются люди, имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступления трудной ситуации (к примеру, смерти больного родственника, собственной серьезной операции и др.) Эта техника имеет адаптивное значение: она позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Как и любой другой способ совладания с трудностями, антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным — в зависимости от особенностей жизненной ситуации.

2. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями , вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями.

Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по службе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становится у людей, переживших много разочарований и неудач, личностной особенностью). Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию защиты».

К распространенным приемам самосохранения относится отрицание — отказ принять, что произошло ошеломляющее, травмирующее событие. Отрицание позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции катастрофического события меняются сознание человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в его сознании.

Техники преобразования и приспособления могут быть как типичными для человека, так и ситуационно-специфическими; как основными, так и вспомогательными. К ситуационно-специфическим принято относить следующие техники: «использовать шанс», «сопротивляться», «идентифицироваться с целями и судьбами других людей», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.

3. Техники, применяемые в случае неудачи

Данные техники человек применяет в тех случаях, когда, несмотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной и человек вынужден признать, что потерпел неудачу . Ведь если человек поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

В такой ситуации человек стремится любой ценой сохранить или восстановить позитивное отношение к себе , чувство личного благополучия. Наиболее часто применяются приемы, обесценивающие неудачу , в основе которых лежит действие механизмов психологической защиты. Они не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмоциональных переживаний. Среди этих приемов отметим следующие.

  • Обесценивание объекта . Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.) Тем самым он обесценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.
  • Коррекции своих ожиданий и надежд . Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от ценности, ради которой были мобилизованы все силы, человек может прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это приобретает форму минимизации потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.
  • Акцептация ситуации — принятие ее такой, как она есть. В практической психологии эту технику порой называют « терпением » или употребляют словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения — прекратить безуспешные преодолевающие действия по изменению ситуации). Это не пассивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуации и сравнения своего положения с положением людей, находящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, ограничивающей возможности человека.
  • Позитивное толкование своей ситуации . Эта техника схожа с предыдущей. Она состоит в том, что человек использует различные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато...» («идущее вверх сравнение»). У многих на памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

Если вы столкнулись с поведением человека, которое, на первый взгляд, кажется неадекватным, не спешите с выводами. Внимательно рассмотрите и проанализируйте особенности его жизненной ситуации. В этом вам помогут следующие вопросы.

  • Каковы объективные особенности той ситуации, в которой человек проявляет неадекватное поведение? Возможно, его неадекватное поведение — «нормальный ответ на ненормальную ситуацию»?
  • Как сам человек интерпретирует ту жизненную ситуацию, в которой оказался?
  • В какой более широкий контекст «вписана» данная ситуация? Кто еще участвовал в ней? Каковы отношения между участниками? Какие события происходили в жизни человека незадолго до этой ситуации? Насколько значима для человека данная ситуация? и др.
  • Сформулируйте предварительные гипотезы о жизненной ситуации человека. Если вы столкнулись с тем, что человек не реагирует на мощные воздействия жизни, задумайтесь: возможно, та информация о нем и его ситуации, которой вы обладаете, ошибочна или неполна. Или вы неадекватно оцениваете его ситуацию и налицо расхождение между вашим видением ситуации и тем, как ее видит человек.
  • В таких трудных случаях обязательно постарайтесь понять особенности образа мира человека. Особенно трудны для оказания психологической помощи два крайних варианта — инфантильный образ мира (его порой называют «личностной концепцией благополучного мира») и сверхустойчивый, ригидный образ мира. В обоих случаях люди стремятся любой ценой сохранить позитивные представления о себе и нередко похожи на страуса, который в ситуации опасности прячет голову в песок. Они игнорируют неблагоприятную информацию, стараются дискредитировать источник информации, понижающий самооценку, прибегая при этом к разным формам самообмана.
  • Обязательно создайте у человека ощущение владения ситуацией — особенно у тех людей, которые нуждаются в помощи. Предлагайте им помощь так, чтобы их ощущение собственной эффективности и самооценка не снижались, а наоборот, возрастали, придавая им веру в то, что они сумеют совладать с жизненными невзгодами, и мужество принять на себя ответственность за собственную судьбу.
  • Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда люди не могут (даже если осознают необходимость сделать это) изменить старые привычки. Здесь бесполезно обвинять людей в косности, глупости или низменных побуждениях. Вместо этого стоит глубже проанализировать о динамике внешних и внутренних сил, которые удерживают человека от изменений.

Чтобы целостно понять особенности поведения человека в ситуации и возможности преобразования ситуации, мы должны рассмотреть:

  • те «тайные функции» и «психологические выгоды» (реальные или мнимые), которые выполняет привычный для человека способ поведения;
  • те незримые силы, которые препятствуют изменениям (это могут быть, к примеру, существующие в его рабочем или семейном окружении групповые стандарты; сформировавшийся в прошлые периоды жизни страх неудачи и др.);
  • задуматься о факторах, которые можно использовать для создания условий продуктивных изменений.

Основные стадии психологического сопровождения.

  1. определить «место», на котором в момент обращения находится клиент («беглец»), выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика ;
  2. превратить «беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации ;
  3. помочь клиенту («путнику») добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.

Приемы и методы.

Составление генограммы семьи

Семейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях индивидуальной и семейной психотерапии.
Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы:

  • О клиенте : «Как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «Вы замужем (женаты) или одиноки?», «Как зовут вашего супруга (супругу)?», «Когда вы вступили в брак?», «Какие у вас отношения с супругом (супругой)?», «Есть ли у вас дети?»
  • О детях клиента: «Как их зовут?», «Сколько им лет?», «Какие у вас отношения с детьми?», «Как дети относятся друг к другу?»
  • О родителях клиента : «Как зовут ваших родителей?», «Сколько им лет?» (возможный вариант — год рождения каждого из них), «Чем они занимаются?» (если умерли, то когда и по какой причине), «Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?», «Какими они были, когда вы росли?»
  • О братьях и сестрах клиента : «Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?», «Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?», «Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?», «Чем они занимаются?», «Какова их семейная ситуация?»

Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет).

В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха.

Кроме беседы можно использовать и графические приемы : составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К.-Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи. Один из вариантов заполнения генограммы можно найти в книге Э. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М., 1996).

Методика «Я и мой жизненный путь» (автобиографический прием)

Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.
Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.

Инструкция

1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?

2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.

3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего психолога. Такая работа поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.

Вопросы для размышления

1. Каким вы были в разные периоды своей жизни?
2. В какую сторону вы изменились с тех пор?
3. Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя?
4. Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?

Задания

1. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в вашем осознании жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются как испытание или инициация и могут происходить как кризис или проверка на прочность.
2. Опишите замеченные вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые вы вынесли из своего жизненного опыта.
3. Опишите свои самые ранние воспоминания.
4. Отметьте любые события, которые травмировали вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на вас?

5. Расскажите о своей жизни, подумайте, как бы вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.

Итоговые вопросы
  1. Вы принимаете свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
  2. В чем, на ваш взгляд, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?

Методика «Рамки, через которые мы смотрим на мир»
(рефлексия чувств, отношений, взглядов клиента на себя и окружающий мир)

Данная методика предназначена для того, чтобы клиент смог исследовать свой образ мира и осмыслить влияние, которое он оказывает на восприятие себя, других, жизни в целом. Она создает условия для мягкой недирективной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Применяется в небольшой группе.

Цель : помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.

Необходимое оборудование

Для психолога — две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания («Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышном мире», «Все так безнадежно» и т.д.), на другой — оптимистические («Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!» и т.п.);

Для каждого участника — по две рамки из белой плотной бумаги и картона, восковые мелки, две фотографии или картинки (одна грустная, другая — веселая), несколько разноцветных листов плотной бумаги (размером больше, чем фотографии или картинки).

Психолог (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к

разным по цвету листам).

У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение при

разглядывании фотографий? Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?Участники занятия выполняют предложенные психологом действия и высказывают свое мнение.

Психолог . Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками

становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда — сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, например, таких (показывает рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки). Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной из них, назовем ее пессимистической, запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на другой, оптимистической, — свои оптимистические мысли.Затем участникам занятий предлагается примерить рамки — сначала негативную, затем позитивную, посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом слова, которые соответствуют их мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к другим людям, к себе самому).

Вопросы для размышления

1. Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
2. Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?

ПРИТЧИ.

Процессы, связанные с эмоциональным освещением человеком самой ситуации и себя в трудной ситуации, порой блокируют понимание ситуации, искажают реальность, поэтому здесь необходимы инструменты, которые способствовали бы прояснению происходящего. Такими инструментами может быть обращение к народной мудрости. Именно притчи, истории, сказки могут способствовать «эмоциональному пониманию» ситуации, постижению смысла происходящего, который до этого был скрыт.

Счастье в яме.
Жили четыре брата. Пошли они как-то счастье искать. Шли-шли, и вдруг видят - яма. А в яме Счастье сидит.
- Чего, - спрашивает Счастье, - вам надо, братья?

Первый говорит:
- Хочу все знать!
- Это можно, - говорит счастье и дает ему «Всемирную энциклопедию».
Второй говорит:
- А я хочу стать богатым!
- Почему бы и нет? - говорит Счастье и дает ему сто медных монет.
Третий брат говорит:
- А я самым сильным хочу стать!
- И это решаемо, - говорит Счастье и вручает ему гирю.
- А тебе что надобно? - спрашивает Счастье младшего брата.
- А тебе??? - в ответ младший брат. - А то мы все о себе да о себе.
- А мне бы из ямы этой выбраться.
Ухватил младший брат Счастье и, вытащив его из ямы, пошел своей дорогой. А Счастье за ним побежало…

Дерево.
У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался - подумал, что это стоит полицейский, поджидая его. Прошел возлюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидев дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение.
Но во всех случаях дерево оставалось деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Как видим, сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность ее преобразования. А затем - выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
Степень трудности ситуации будет определяться:
- во-первых, степенью сложности условий ситуации и количеством собственных сил для ее преодоления;
- во-вторых, значимостью ситуации для человека и необходимостью ее разрешения.

Ливень без туч.

Как повествуется в одной древней легенде, некогда существовала Прекрасная страна. И не было ни в одной другой стране более чудесных растений и животных, поражающих своей необычностью. Но однажды на эту страну налетел Ураган. Целых семь лет бушевала стихия. А Ветер ежедневно выдувал остатки влаги из земли и превращал ее в песок. Могучая сила стихии лишила Сердце страны терпения, а Земля устала от жизни. «Имя тебе теперь будет не Прекрасная страна, а Бескрайняя пустыня», - кричал Ураган, и голос его сотрясал воздух. Он улетел также внезапно, как появился, забирая с собой Тучи, наполненные живительной влагой. Сколько бессонных дней и ночей Пустыня провела в тревоге и тоске с болью в сердце, вспоминая Тучи, унесенные Ураганом, и прекрасные деревья, прораставшие на ее некогда плодородных землях. Она готова была отдать тысячу жизней только за то, чтобы хотя бы на часок испытать упоение от присутствия дождя на своем песке. И вот однажды вечером несчастная, изможденная от зноя Пустыня заметила садившееся за горизонт Солнце. Набравшись смелости, Пустыня спросила: «Солнце, ты ведь знаешь, что у меня трудная жизненная ситуация. Ураган унес с собой дождевые тучи, а без них я не могу напоить свои земли и восстановить свое настоящее прекрасное имя». На что Солнце ответило: «Ты ведь знаешь, что Ураган никогда не отдаст тебе дождевые Тучи. Оглянись вокруг, помни: помощь очень часто находится рядом, близко от нас. Ее только нужно разглядеть, и в тебе сразу найдутся силы». Когда Пустыня посмотрела на вполне привычную картину, то заметила, что Ветерок беспечно играет с Перекати-поле. «Ветерок, Земля очень хочет пить, помоги мне». Ветерок ничего не ответил, а лишь затерялся в сумерках уже потухшего горизонта. Прошло много времени, прежде чем наступило утро. Но оно было необычным. Ветерок, принесший с собой серебряный ливень, мирно дремал. А Пустыня всматривалась в Небо, на котором не было туч, и постепенно превращалась в Прекрасную страну.(С.А. Невзорова, 5-й курс).

О гвоздях.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. Его несдержанность больно травмировала, обжигала многих людей. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдерживает своего гнева в отношении какого-либо человека, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый же день в столбе появилось несколько десятков гвоздей. На следующей неделе их стало гораздо меньше. И с каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось.
Наконец пришел день, когда сын не вбил ни одного гвоздя. Он поделился этим с отцом, а тот сказал, что каждый раз, когда сыну удастся вести себя терпимо и внимательно по отношению к какому-либо человеку, он может вытаскивать из забора по одному гвоздю. Пришел день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но видишь, сколько на заборе осталось дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-то злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты попросил прощения - шрам остается.

Стакан соевого соуса.

Это случилось в дзэнском храме в Японии. Однажды утром произошло очень страшное событие - большое землетрясение. Половина храма рухнула. Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн, немедленно собрал своих учеников и сказал:
- Посмотрите. Теперь вы должны увидеть, что представляет собой настоящее качество человека дзэн. Произошло землетрясение, но во мне ни на йоту не было страха. Я оставался таким, как будто ничего не происходило. И это еще не все. Вы, должно быть, заметили, как после окончания землетрясения я пошел на кухню, поскольку испытывал жажду, и выпил большой стакан воды. Вы видели, что мои руки даже не дрожали, когда я держал стакан?
Один ученик улыбнулся. Священник почувствовал раздражение и спросил:
- Почему ты смеешься?
- Ваше преподобие, то был не стакан воды. То, что Вы выпили, был большой стакан соевого соуса!

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации , и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищутвыход из трудной жизненной ситуациис помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ - «Сложная жизненная ситуация - это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть ». В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом , неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми , порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях .

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты - группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление - действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации , высокий уровень психической саморегуляции , поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность . В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию , в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления - забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею . Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость ), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применениимеханизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной , он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку . При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями . Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей , как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий . Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации . Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме - путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе , от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие , травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики » и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни. Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта . Не сумев найти выход из сложной ситуации , в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это ?», «Это не самое главное в жизни ») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний . Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация - принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации . Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой », «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский » и т.п.

В жизни каждого из нас бываюттрудные жизненные ситуации . Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример - испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать , отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В жизни приходится столкнуться с большим количеством разнообразных проблем. Это бесконечная цепочка взлетов и падений. Кажется, что в большинстве случаев с проблемой можно справиться, но далеко не все быстро встают на ноги после серьезного провала. Иногда это слишком больно. Но продолжать двигаться дальше невероятно важно. Вот пять полезных советов, которые помогут вам легче пережить травмирующий опыт и научат смотреть в будущее с уверенностью.

Вспомните тяжелые моменты в жизни

Может показаться, что это плохая идея, но все не так просто - мысли о провале навевают грусть, но при этом и помогают понять, что с любой трудностью можно справиться. Вы же смогли продолжить жить дальше. Обычно кажется, что проблема сломала жизнь навсегда, так что вспомнить о похожих катастрофах очень важно. Вы становитесь сильнее с каждым новым опытом. Позвольте себе черпать силы в своем прошлом, это ваш бесценный багаж.

Напишите или расскажите, что вы чувствуете

Абстрагируйтесь от ситуации

Может быть непросто принимать рациональные решения, оказавшись в самом центре проблемы. Конечно, бежать от трудностей тоже не стоит, но и погружаться в тяжелую ситуацию с головой не нужно - так вы теряете способность нормально взвешивать все аргументы и здраво оценивать свою ситуацию. Это случается куда чаще, чем хотелось бы себе признать. Постарайтесь в каждой непростой ситуации абстрагироваться, обдумать все происходящее спокойно. Сделайте перерыв. Если вокруг вас напряженные родственники или коллеги, проведите какое-то время наедине с собой. Иногда все, что необходимо для решения проблемы, это просто небольшая передышка и перерыв на размышления.

Напомните себе, что вы не одиноки

Так легко замкнуться в себе и чувствовать себя в полном одиночестве, а вот вспомнить, что кто-то, кто вас совершенно точно любит, есть рядом, куда сложнее. Иногда такого человека нет рядом в реальной жизни, но вы можете найти поддержку в сети. Кем бы вы ни были, есть люди, которым не все равно, которые готовы выслушать и поддержать. Иногда незнакомцы могут понять вас лучше, чем вы сами. У них тоже бывали подобные проблемы, они понимают ваши эмоции. Возможно, кто-то оказался в такой же ситуации, как ваша, прямо сейчас. Просто найдите этого человека.

Примите ситуацию и станьте сильнее

Как бы это ни было трудно, вам стоит принять ситуацию и смириться с произошедшим - прошлое изменить все равно невозможно. Неважно, кто виноват в произошедшем. Просто примите все случившееся и двигайтесь дальше. Теперь у вас есть новый опыт, который поможет справиться с такой же проблемой в следующий раз. Вы будете сильнее и уже не повторите свою ошибку. Жизнь продолжается, время никогда не стоит на месте, главное решение, которое вы можете принять, это решение двигаться дальше. Не оглядывайтесь в прошлое, все уже случилось. Просто считайте, что теперь ваш характер стал сильнее, и гордитесь собой. Вы пережили тяжелый момент, но он не определяет ни вас, ни всю вашу жизнь. Извлеките из него жизненный урок и больше не останавливайтесь на этом воспоминании. Впереди вас ждет совершенно новая жизнь, не связанная с этой проблемой.

Сеть магазинов «Евросеть» сегодня знакома каждому, а имя ее основателя Евгения Александровича Чичваркина слышали немногие. Это талантливый человек, открывший свое дело абсолютно с нуля. Он начал, как и многие в 90-х, торговать одеждой на вещевом рынке. В 2000-х годах Чичваркин стал миллионером, но был вынужден покинуть Россию.

Юношество

В Санкт-Петербурге 10 сентября 1974 года появился на свет замечательный и талантливый Евгений Александрович Чичваркин. Но его сразу перевезли в Москву и здесь же зарегистрировали, поэтому официально местом рождения Евгения считается столица. Его родители не были бизнесменами. Отец Евгения – летчик гражданской авиации, а мама – инженер-экономист в министерстве внешней торговли СССР. Они родом из этих крупных городов, поэтому основатель «Евросети» считает себя «полуленинградцем-полумосквичем», а его предки относятся к мокшанам.

Среднее образование Евгений получил в московской средней школе №28, после которой учился в Государственной академии управления по специальности «Экономика управления на автотранспорте». В 1998 году закончил аспирантуру в этой же академии, но диссертацию не защитил. Она помогла ему избежать призыва в армию. В свои юношеские годы Чичваркин находил время и на вечеринки, и на чтение философских книг. Для своих взрослых друзей в школе он продавал сигареты с наценкой. Так Евгений заработал свои первые деньги.

Торговля на рынке


В студенческие годы денег не хватало, и молодой человек стал подрабатывать на рынке. Опыт продавца одежды помог ему разобраться в законах розничной торговли, что в дальнейшем помогло создать ему бизнес. На рынке Евгений Чичваркин проработал пять лет, с 1991 по 1996 год, и получил бесценный опыт работы с покупателями.

Евросеть


Вместе со своим другом Евгений Александрович Чичваркин открывает «Евросеть». Дата открытия – 2 апреля 1997 год. Идея компании принадлежит другу, а самому Евгению нравилось продавать. В 2001 году он стал управляющим этой большой сети, а через год вырос до должности директора. На тот момент «Евросеть» была в числе лидеров по продажам телефонов и аксессуаров для них.

Рост бизнеса

В 2002 году Чичваркин принял решение о росте компании с 92-х до 200 салонов. «Евросеть» развивалась через франчайзинг. Она стала партнером многих производителей мобильных телефонов и поэтому цены на них снизились. Ассортимент товара стал намного больше: помимо мобильных телефонов в продаже появились плееры и фотоаппараты. С января 2002 года были открыты 100 точек продаж «Евросети», а через год их стало больше на 117. В 2004 году было открыто еще 800 салонов, что сделало Чичваркина председателем совета директоров «Евросети», а бюджет компании стал около 2.6 миллиардов долларов.

В период с 2001-2004 года партнерами «Евросети» становятся следующие компании:

  • «Пантек»
  • «Сагем»
  • «Филипс»
  • «Сони-Эриксон»
  • «Сименс»
  • «Самсунг»
  • «Моторола»
  • «ЭлДжи»

С ними компания работала напрямую и поэтому цены оставались низкими. «Евросеть» стала покорять регионы России, интерес к мобильной связи рос с каждым днем. Становилось все больше новых рабочих мест, но конкуренты тоже дали о себе знать. Благодаря Чичваркину и его компании они росли и развивались в профессиональной сфере. В 2004 году открылись филиалы «Евросети» в Казахстане и на Украине, а тысячный салон связи был открыт 7 декабря в Грозном. Компания включила в продажу аксессуары и стала подключать пользователей к операторам сотовой связи.

В 2005 году к сотрудничеству подключилась компания «Нокиа». Около 45 млн человек были посетителями магазинов каждый месяц. В феврале 2004 года Евгений Александрович получил звание «Персоны года» в номинации «Директор ритейлового бизнеса». Затем в 2005 году к «Евросети» присоединились воронежские компании «Техмаркет» и «Сеть салонов».

Тревожный сигнал


Однажды в аэропорту Шереметьево была задержана огромная партия нелегально ввезенных мобильных телефонов. Произошло это в августе 2005 года и было возбуждено уголовное дело на имя Алексея Широкого, директора отдела оптовых продаж «Евросеть опт». Евгений Александрович был задержан в качестве свидетеля. Он назвал все это наглой ложью и к правде не имеющей никакого отношения.

Это был повод вытеснить его компанию с рынка через давление прессы и проверки, которых стало очень много с открытием уголовного дела. Оно было закрыто в августе 2006 года, потому что отсутствовал факт о преступлении.

Большие планы


Число салонов «Евросети» продолжало расти, и в 2006 году их стало 3150. Через год еще больше – 5156! Компания росла быстрыми темпами и была популярна не только в России.

«Евросеть» была открыта в следующих странах за границей:

  • Азербайджан
  • Армения
  • Узбекистан
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Латвия
  • Литва
  • Эстония
  • Белоруссия
  • Молдавия
  • Украина

В планах успешного предпринимателя было открыть гипермаркет и даже собственный банк. Евгений придумал ему название «Ебанк», оригинальное и не похожее на конкурентов. Не разбираясь в банковском деле, он нарвался на мошенников.

После этой роковой ошибки Чичваркин понял, что банк нужно было создавать самому, как Олег и Максим Ноготков. В планы предпринимателя входило также выйти на уровень IPO (Initial Public Offering) – это размещение акций на биржевом рынке.

Обыски


В 2004-2005 годах компания Дмитрия Сидорова ООО «Илед М» занималась поставками телефонов и аксессуаров для них в «Евросеть». На его имя было возбуждено уголовное дело в связи с неуплатой налогов на очень крупную сумму. Чичваркин обвинялся в сотрудничестве с ним и в заключении сомнительных сделок. Это сотрудничество было разорвано в 2006 году.

А в августе 2007 года по факту ранее возбужденного уголовного дела сотрудники МВД обыскивали квартиры всех работников «Евросети». Остается неясным, по какой причине: из-за контрабанды в аэропорту Шереметьево или из-за неуплаты налогов компанией Сидорова. Обыскивали также и другие салоны связи, это «Цифроград», «Беталинк» и Dixis.

Однако существует мнение, что обыски стали ответны действием силовиков на Евгения Александровича Чичваркина, который находился в конфликте с МВД. Конфликт произошел в марте 2006 года, когда сотрудники МВД изъяли телефоны «Моторола» у «Евросети», что было незаконно. Компания доказала свою правоту и часть телефонов вернули в продажу. Один из протоколов сотрудников МВД, по которому телефоны должны были быть утилизованы, был оштрафован на 50 000 рублей.

Продажа компании


Разговоры о продаже компании начались в апреле 2008 года. Чичваркин и Артемьев были в равных долях, владели «Евросетью» по 50% каждый. Уже 21 сентября 2008 года Александр Мамут, владелец компании ANN, выкупил «Евросеть» за 400 млн долларов. Сотрудники компании были арестованы за кражи сотовых телефонов на сумму около 20 млн рублей. Борис Левин, вице-президент «Евросети», обвинялся в похищении и вымогательстве и вскоре был задержан. Некоторым сотрудникам удалось скрыться от следствия.

Эмиграция и уголовное дело


23 января 2008 года Евгений Александрович Чичваркин был объявлен в розыск. Следственный комитет при прокуратуре РФ обвинил его в похищении и вымогательстве, а московский суд заочно арестовал. Адвокаты Чичваркина заявили, что их не уведомляли по делу о похищении ни о каких действиях предпринимателя.

Чичваркин покинул Россию 22 декабря 2008 года и с тех пор живет в Лондоне. Именно в этот день, за час до его отъезда пришла повестка о вызове на допрос. Генпрокуратура объявляет его в международный розыск через полгода (11 марта 2009 года).

Работники «Евросети» Олесик и Чичков были найдены следствием и опрошены по делу о похищении Власкина Борисом Левиным. Они признались, что Левин заставил их участвовать в преступлении и что Чичваркин тоже был замешан в этом. Было возбуждено три уголовных дела в июне 2009 года. Во время похищения партии мобильных телефонов в МВД Москвы работал Денис Евсюков, который сделал поддельные накладные и помог скрыться Чичваркину. Следствие пыталось доказать вину бизнесмена.

Вестминстерский суд Лондона вызвал Чичваркина на допрос по делу от российских коллег. Он явился на слушание, но вскоре был отпущен под залог в сто тысяч стерлингов. Суд принял решение перенести слушания в Россию. Здесь адвокаты выиграли время, подготавливая перевод документов с английского на русский.

Сотрудники «Евросети» были оправданы московским судом 1 декабря 2010 года. Следственный комитет РФ отменил арест бизнесмена и международный розыск. У Чичваркина была возможность вернуться в Россию, но он остался в Лондоне.

Жизнь в Лондоне


После эмиграции Евгений Чичваркин стал жить в Лондоне и не планирует возвращаться в Россию. Пределы Англии он не покидает, говорит, что отдыхает здесь и от страны совсем не устает. Путину был написан ложный донос в 2009 году, будто бы Евгений просил встречи с Дмитрием Медведевым.

Чичваркин любит общаться с гостями из столицы и хотел бы дать улицам Лондона русские названия. Здесь он организовал два концерта «Гражданин и поэт» в рамках гражданской благотворительности перед выборами. Он призывал голосовать за программу Прохорова и считает, что Путин должен был остаться легендой в 2008 году.

Живя в Лондоне, бизнесмен осознал, что может работать в стране с высокими налогами. Главное знать, что они уходят на качество жизни, а не кормят преступников.

Оппозиция


Евгений Александрович возглавил в Москве отделение партии «Правое дело» в ноябре 2008 года. Оно было сформировано на основе:

  • Демократической партии России
  • Союза правых сил
  • Гражданской силы.

Чичваркин был «за капитализм». В «Правом деле» он был всего год, потому что уехал за границу и сотрудничать на расстоянии было невозможно.

Работа в политике Чичваркина совсем не привлекала. Бизнесмен договорился с Путиным, что он не лезет в политику, а президент в ответ не мешает его экономике. Евгений хочет смены власти в России и считает, что коррупцию можно победить. Он понимает, что народ боится изменений и будет продолжать голосовать за действующего президента. А те люди, которые хотят развиваться, не видят перспектив в наших законах и продолжают эмигрировать.

Евгений разрешил всем сотрудникам читать книгу Айн Ренд «Атлант расправил плечи» даже в рабочее время. Главная идея заключается в том, что люди все разные и каждому должна даваться «пропорционально таланту, а не пропорционально аппетиту». Про нее предприниматель узнал от соседа в самолете, летевшего с ним в Индию. Книга ставит на первое место свободу личности и выбора каждого человека. Книга «Атлант расправил плечи» про бизнесменов, которые стремясь к прибыли, бросают свое дело из-за политики государства. Они утраивают забастовки и бросают свое дело, потому что нет свободной рыночной экономики.

Hedonism Wines


В Лондоне Евгений Александрович Чичваркин открыл магазин Hedonism Wines. Он начал свое винное дело в августе 2012 года вместе с партнером и другом Тимуром Артемьевым.Бизнесмен вложил более 10 млн евро и постарался сделать самую лучшую коллекцию вина. Первым посетителем стал Григорий Гусельников с женой.

Подготовка к открытию магазина длилась полтора года. Это время Чичваркин называет адом, потому что нужно было искать людей и делать ремонт в помещении. Ему удалось переманить к себе менеджера Алистера Вайнера, который 16 лет работал в крутом универмаге. Маленький винный магазин отличается особенным уютным интерьером с большими бутылками и вниманием к каждому посетителю. Персонал Евгения говорит на английском, русском, испанском, французском, датском и итальянском языках. Здесь найдут для себя вино все любители элитных напитков. Цены на вино - от ста тысяч евро.

HIDE


В Лондоне, на улице Пикадилли, расположился ресторан Евгения Чичваркина HIDE. Он также создал его вместе с Тимуром Артемьевым и Олли Дабу, мишленовским поваром. В ресторане три этажа, где могут присутствовать до 180 гостей. В интерьере ресторана присутствуют холодные оттенки, а мебель сделана из гладкого дерева. Все блюда готовим лучший повар Великобритании, который закрыл свои рестораны и согласился сотрудничать с талантливым олигархом. Все вина в меню ресторана, конечно же, из магазина Hedonism Wines, который расположен на соседней улице.

HIDE – это элитный ресторан, где средний чек на человека 95 евро. Стоимость вина – от 65 евро, его можно продегустировать. Блюда в меню очень необычны, например, краб, устрицы на льду, сырой тунец с ромашковым медом.

Личная жизнь


Евгений Александрович женат и счастлив в браке. Семья воспитывает двоих детей: Ярослава и Марту.

В апреле 2010 года у Чичваркина умирает мама. Он сомневается в ее естественной смерти и просит провести экспертизу. Экспертиза обнаружила 20 ран на теле, но преступление не было зафиксировано и уголовное дело возбуждать не стали.

Журнал «Деньги» отмечал необычные слоганы Евгения:

  • «Евросеть - цены просто ох...еть!»
  • «Нет ничего смешнее слова «жопа».

Чичваркин совершенно не боялся выглядеть глупым и смешным, наоборот, иногда так было удобно. Максим Котин выпустил книгу про бывшего владельца «Евросети» «Чичваркин Евгений. Если из ста раз тебя посылают 99», в ней описал историю успеха и биографию бизнесмена.

В июле 2017 года Евгений дал интервью Юрию Дудю. Бизнесмен признался, что в 2008 году МВД пыталось отобрать у него «Евросеть» и вымогало взятку. Он пытался договориться с ними на 2 млн долларов, но сделка не вышла. И оставался один выход – продать компанию.

Илья Варламов в программе «Лучшие в своем деле» пригласил Евгения Александровича Чичваркина. Он сказал, что Россия похожа на минное поле и убеждал молодых покинуть страну, потому что в ней остались одни «терпилы».

Евгений катается зимой на коньках и беговых лыжах, очень любит играть в поло. Он сам ведет свой Инстаграм @hide_restaurant, в котором делает акцент на красивые фото.

Заключение

Евгений Чичваркин – невероятно талантливый предприниматель и человек своего времени, который смог построить бизнес и в России, и за границей. Сегодняшней молодежи он рекомендует по возможности также эмигрировать, не бояться смены власти и распространять идею о свободе, которую мы все заслуживаем.

Когда случаются настоящие беды, руки опускаются даже у сильных и уверенных в себе людей. Сложно действовать хладнокровно, когда разрушаются крепкие связи, а разрыв между желаемым и действительным многократно увеличивается. Несколько способов преодоления сложных ситуаций.

Стабильное и нормальное еще вчера течение жизни вдруг резко изменилось, и в вашу дверь неожиданно постучались проблемы? Подобные жизненные ситуации иной раз могут возникнуть у абсолютно любого, но каждый человек к таким неожиданным «сюрпризам» относится по-своему.

Кто-то умудряется приспособиться даже к трудностям и безынициативно плыть по течению, другие составляют план конкретных действий по преодолению временных препятствий, а некоторые настолько погружаются в них, буквально тонут в их потоке, что потом перестают даже замечать эти проблемы, замкнувшись в себе и не предпринимая даже элементарных попыток выбраться.

Есть и другие люди, которые громко проклинают свою жизнь, плачут и жалуются каждому встречному на свою нелегкую судьбу, а на деле даже не пробуют что-либо изменить, поэтому продолжительное пребывание в постоянном негативе, как правило, для них заканчивается затяжной депрессией.

Трудные жизненные ситуации могут быть абсолютно разными, но объединяет их то, что они серьезно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, а вот выбраться из подобной ситуации ему самому не всегда по силам.

Что представляют собой такие ситуации

Их действительно много, вот только часть из них:

  • серьезная болезнь;
  • сиротство;
  • инвалидность;
  • длительная безработица;
  • отсутствие конкретного места жительства;
  • нищета;
  • жестокое обращение.

Психологи считают, то подобная ситуация в жизни, как правило, характеризуется несовпадением наших желаний с нашими способностями и возможностями. Такой внутренний конфликт серьезно препятствует достижению любых поставленных целей, что, в свою очередь, приводит к появлению сильнейших негативных эмоций, которые и сообщают о появлении в жизни человека трудной ситуации.

Личность, которая постоянно развивается посредством осваивания и познавания окружающего ее мира, но не обладающая пока еще серьезным жизненным опытом, обязательно повстречает на своем пути что-то новое, неизвестное и даже неожиданное.

Использование собственных возможностей и способностей может быть просто недостаточным в конкретной создавшейся ситуации, а значит, это вполне может стать причиной расстройств и разочарований.

Как правило, любая трудная жизненная ситуация приводит к значительному ухудшению давно сложившихся отношений с близкими и окружающими, является источником глубоких переживаний и отрицательных эмоций, вызывает ощутимые неудобства, а это уже может иметь устойчивые негативные последствия для развития личности. Вот для чего нужно знать как можно больше о различных вариантах, способах и возможностях преодоления сложных ситуаций в жизни.

Стратегии преобразования поведения в подобных ситуациях

  1. Защитные приемы . Они характерны для группы неадаптивных реакций на серьезные сложности: молчаливое смирение, глубокая подавленность, депрессия, умышленное избегание подобных сложных ситуаций, а также подавление мыслей о первопричине и самом источнике возникшей трудности.
  2. Преодоление . Определенные действия, которые нацелены на изменение ситуации, преодоление возникших трудностей, достижение успеха.

Эти действия связаны с определенными усилиями и ощутимыми энергозатратами, а также предполагают интенсивный мозговой штурм, направленный на поиски решения и выхода из сложной ситуации, действительно высокий уровень психологической саморегуляции, поиск нужной информации, а в случае необходимости и привлечение других людей, которые способны помочь в решении возникшей проблемы.

Серьезно и настойчиво изменяя любую сложную ситуацию, сам человек значительно меняется, но, как правило, эти изменения являются непреднамеренными и неосознанными. Часто бывают и такие случаи, когда ситуация буквально требует какого-либо сознательного изменения собственных особенностей, и только тогда можно будет достичь благополучия и преодолеть неожиданные трудности.

В подобном случае серьезное изменение личных свойств и восприятия сложной ситуации является основной стратегией либо значимым элементом другой стратегии.

Приемы, которые можно применить для преодоления трудных ситуаций

Иногда бывает и так, что человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, вроде бы предпринял максимум усилий для того, чтобы ее преодолеть, но положительного результата так и не достиг – проблема не решилась, а ему самому остается только признать свое поражение.

Эту неудачу он настолько глубоко переживает, что считает ее практически крушением собственной личности, которая является прямым свидетельством того, что он неудачник. Если это первая серьезная неудача, то он становится очень ранимым и уязвимым, и в подобной ситуации он всеми силами пытается восстановить или сохранить хорошее отношение к себе, чувство собственного достоинства и благополучия.

Что реально может помочь? Очень часто в подобных случаях люди стараются обесценить проблему, пользуясь механизмами психологической защиты, действие которых направлено на значительное снижение тяжелого груза серьезных эмоциональных переживаний и абсолютно не требуют серьезного пересмотра отношения к себе. Вот эти приемы:

1. Обесценьте объект

Если вы не смогли найти правильный выход из тяжелой ситуации, не смогли достичь важной цели, то попробуйте просто понизить ее значимость для вас. Это поможет обесценить неудачу и превратить ее в незначительный эпизод собственной биографии.

2. Откорректируйте свои надежды и чаяния

Любая неудача для человека – это очень неприятное и серьезно переживаемое событие, которое лишает его того, чего бы он хотел и что ему действительно надо, поэтому можно откорректировать свои надежды и ожидания.

Как правило, это приводит к значительной минимизации потребностей. Разумеется, этот способ помогает сгладить переживания и неприятные ощущения, но у него есть и другая, не столь радужная, сторона – он серьезно обедняет будущее и не повышает самоуважение себя как успешной личности.

3. Примите ситуацию именно такой, какова она есть в действительности

Иногда ситуацию гораздо продуктивнее просто «отпустить», чем применять массу абсолютно безуспешных попыток для ее исправления.

И это вовсе не молчаливый ответ и безвольное смирение в связи с тяжелыми обстоятельствами, а действительно осознанное решение, которое принимается обычно после тщательнейшего анализа самой ситуации и сравнения своего собственного сложного положения с более тяжелым и сложным других людей. Подобная техника применяется в случае серьезного ухудшения здоровья, тяжелого заболевания и инвалидности.

4. Посмотрите на свою проблему по-другому, дайте ей положительное толкование

Эта техника заключается в применении различных вариантов для сравнения: либо с кем-то, у кого более сложное положение, либо восстановите в памяти собственные заслуги и успехи в каких-либо иных сферах деятельности.

Возможно, кому-то может показаться, что эти приемы являются ярким примером того, как нужно приспосабливаться к трудностям, а не бороться с ними. Но в действительности – это вовсе не так.

Очень часто подобные стратегии являются временными, пока человек восстанавливает душевное равновесие, чтобы с новыми силами приступить к коренному изменению собственной жизни. И в этой ситуации подобные приемы – всего лишь мудрая стратегия, которая учитывает реальные особенности жизненных перспектив конкретного человека.

Разумеется, каждый может абсолютно самостоятельно выбрать подходящие именно ему стратегии и приемы, с помощью которых ему удастся преодолеть возникшие сложности.

Но жизнь показывает, что мы на самом деле не всегда в данный момент можем что-либо изменить, хотя нам под силу взглянуть на ситуацию максимально трезво и направить реальные усилия на то, что действительно можно изменить либо отыскать способы нормального существования с тем, что мы изменить пока не в состоянии.


Самое обсуждаемое
Одиноки ли мы во Вселенной? Одиноки ли мы во Вселенной?
«Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального «Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального
Задания: биологические термины и понятия Задания: биологические термины и понятия


top