Как беречь пресную воду. Введение в тему

Как беречь пресную воду. Введение в тему

Номинация «Вода в доме»

1. Введение

2. Цель

3. Задачи

4. Актуальность

5. Вывод

6. Приложение

Введение

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: « Почему воду надо беречь природу».

Цель работы: воспитание бережного отношения к пресной воде.

Задачи:

  • Узнать о запасах пресной воды.
  • Выяснить, где мы теряем воду.
  • Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.

Приблизительная продолжительность проекта : 5-6 месяцев

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Технологии – оборудование:

1. Фотопарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер; 5. Видеокамера; 6. Другие: магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.

Ресурсы: Проведение экскурсии к реке, водоканалу.

Методы:

  • самостоятельное обдумывание,
  • чтение книг,
  • поиск информации в Интернете,
  • наблюдение,
  • эксперимент.

Актуальность

Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.

Информация из Интернета.

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.

2 % воды - это льды.

1 % воды – это пресная вода.

3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %).

69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.

24-30 % - грунтовые воды.

0,5 % - атмосферная влага.

0,5 % - поверхностные воды.

Интересные факты о воде.

Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.

Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.

Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.

На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.

При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.

При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.

Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды

Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап.

Подборка материала, пособий, литературы по теме.

Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».

Чтение ребёнку сказки о воде: Б.Заходер «Как люди обидели реку».

Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».

Исследовательский этап.

В течение проекта ребёнок вместе с взрослым:

  • Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
  • Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
  • Беседует: «Как мы бережем воду дома», « Как она попадает в кран».
  • Знакомится с водой и ее свойствами.

Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.

Я провела с ребёнком наблюдение за краном, который неплотно закрыт и мы выяснили, что:

Время

Количество воды

360 капель = 35 мл

Эксперимент «Отношение к воде»

Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.

СВОЙСТВА ВОДЫ

Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды: прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.

Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой . Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды, мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.

Вопросы: 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2.Должен ли каждый человек беречь воду?

Ответы

да

Нет

не знаю

да

нет

не знаю

Родственники

Соседи

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли.

Заключение.

Чтобы сократить потери воды, надо:

  • не оставлять краны открытыми;
  • следить за исправностью кранов;
  • регулировать силу струи воды;
  • мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
  • выключать воду, пока чистим зубы;
  • уменьшать напор, когда моем посуду;
  • в унитазе снизить уровень заполнения;
  • мыть посуду в чашке.

Подведение итогов. Правила бережного отношения к воде.

Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Выводы:

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.

Приложение.


Первый опыт.

Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.

14.02.2018

Поскольку питьевая вода является обязательным компонентом питания для всех живых организмов, начиная с одноклеточных бактерий и заканчивая человеком разумным, важно целесообразно использовать ее на благо жизни. Прежде чем в очередной раз вылить ее на улицу, задумайтесь - к чему может привести подобное обращение?

Немного подробностей

Запасы пресной воды на планете стремительно сокращаются. Об этом неустанно вещают квалифицированные экологи, которые призывают жителей Земли пересмотреть свои привычки и не лить кувшины живительной влаги безрассудно. По среднестатистическим данным, рядовой москвич использует в день более сотни литров! Это не только простое утоление жажды, но и приготовление пищи, горячих напитков, купание в ванной и душе, использование санузла и многое другое. Если умножить данную цифру на количество жителей столицы, можно ужаснуться получившейся сумме. В мире лишь 1% от общего количества водных запасов пригоден для использования в бытовых целях. Соленые моря и океаны невозможно переработать и использовать для употребления в пищу, и многие технические задачи также невозможно выполнить с их помощью. Составив нехитрые расчеты, можно понять, что в скором времени даже привычный круговорот воды и водоочистка не сумеют спасти от экологической катастрофы.

Что же ждет в будущем?

Столь нужные водные запасы невозможно заменить чем-то другим. Биологи свидетельствуют: человеческий организм более чем наполовину состоит из жидкости, а уменьшение ее количества неизбежно ведет к смертельному исходу. Животные и растения также не смогут прожить в засухе более, чем несколько недель, поэтому полное исчезновение питьевых ресурсов будет означать гибель всего живого на планете. Если смотреть на проблему в меньшем масштабе, то недостаток влаги негативно скажется на развитии промышленной индустрии. Многие заводы и производства не смогут работать без энергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями.

С чего начать полезное дело?

Прежде всего пересмотрите свои привычки. Между принятием ванной и простым омовением в душевой кабине лучше выбрать второй вариант. Он не только позволит сократить расход воды, но и подарит заряд бодрости на предстоящий день. Приобретите специализированные сантехнические детали, цель которых - уменьшить не только расход ресурсов, но и экономить на счетах за коммунальные услуги. Кстати, стоит заметить, что сокращение количества питьевой воды на планете прямо пропорционально повышению тарифов. Чем больше каждый человек будет употреблять жидкости, чем выше будет ее стоимость для частных лиц и юридических организаций. Не хотите платить сумасшедшие суммы за утреннее умывание? Тогда необходимо внести некоторые изменения в привычный расклад жизни. Отправляетесь отдыхать на озеро? Не засоряйте водоемы и берег остатками жизнедеятельности, различным мусором и ненужными после веселого времяпрепровождения вещами. Работа фильтровальных станций также сказывается на расценках жилищно-коммунального хозяйства. Несите ответственность не только за себя - рассказывайте о правильном поведении детям и членам семьи. Подавайте правильный пример коллегам и окружающим лицам. Если каждый человек станет более ответственным и будет разумнее подходить к вопросу водопотребления, мы непременно сумеем избежать экологических проблем и улучшить свой уровень жизни.

В этом материале Вы найдёте десять простых правил, выполнение которых позволит Вам уменьшить расход воды в своем домашнем хозяйстве и внести посильную лепту в сохранение водных ресурсов планеты.

К большому сожалению, наша цивилизация каждый день наносит невосполнимый урон экосистеме нашей планеты. Ежедневно дожди и водостоки сносят тонны отходов хозяйственной деятельности человека в систему водных ресурсов нашей планеты – это и удобрения с полей, и продукты переработки топлива с автомагистралей, и остатки стройматериалов, и пищевой мусор, и биологические отходы. Всё это попадает в те же водоёмы, из которых мы берем питьевую воду, где купаются наши дети и где мы удим рыбу. Халатное использование некоторых веществ может привести к загрязнению даже подземных вод. Поэтому необходимо соблюдать некоторые правила, их немного, но они чрезвычайно важны.

Берегите воду во дворе Вашего дома

1. Использование водопроницаемых покрытий существенно уменьшит потерю воды с Вашего участка. Асфальтовые и бетонные поверхности для тропинок и паркинга можно заменить каменной или гравийной кладкой, специальными газонными решётками и деревянными настилами. Разнообразные насаждения и газонные покрытия также будут приятным дополнением и помогут сберечь воду. Посадка растительности ниже уровня расположения твёрдых поверхностей позволит водным потокам пропитывать почву под этими растениями, это даст возможность сэкономить на поливе.

2. Озеленение территорий местными представителями флоры поможет сберечь водные ресурсы , так как эти растения наиболее адаптированы к природным климатическим условиям данного региона и не нуждаются в особом уходе. Применение натуральных удобрений, таких как компост, торф, костная мука, стимулирует рост растений, бережёт влагу в почве и не оказывает негативного влияния на окружающую среду в целом. Более того, использование пищевых отходов в качестве «пищи» для почвы – прекрасное решение для утилизации такого мусора.

3. Не стоит переувлажнять почву. Обильное увлажнение крутых склонов и узких полосок почвы неэффективно. Поэтому снижение количества влаги, предназначенной для таких ландшафтов, предотвратит вытекание воды на дороги и тротуары, сбережёт её для более важных целей. Для плотных грунтов с низким содержанием торфа уместными видами увлажнения будут системы капельного полива и микродождевания. Переувлажнение газонов также влечёт за собой вымывание плодородного слоя почвы. Полив насаждений до рассвета или после заката солнца поможет свести к минимуму потерю влаги вследствие испарений.

Берегите воду в Вашем доме

4. Берегите воду! Везде об этом говорят, но не помешает напомнить – ОТНОСИТЕСЬ К ВОДЕ БЕРЕЖНО. Очень удобны (но не очень дёшевы) сенсорные смесители. Использовать разную интенсивность слива воды в унитазе в зависимости от потребностей. Работа стиральных и посудомоечных машин вместо «ручного» труда тоже уменьшает расход воды.

5. «Корректно» храните и избавляйтесь от бытовых и химических веществ. В каждом жилище присутствуют такие «дары» химической промышленности, как растворители, краски, синтетические масла, клей, строительные материалы. Многие из них содержат вредные аммиак, формальдегид, фенол, нефтяные дистилляты. Их лучше хранить подальше от раковин, туалетов и водосточных труб, таким образом оберегая воду от загрязнения. А ведь такие опасные вещества могут оказаться в ближайших водоёмах. Неправильная утилизация лекарственных препаратов и предметов личной гигиены несёт риск отравления воды фармацевтическими отходами. А потом мы такую воду пьём. В развитых странах вопрос утилизации отходов регулируется на государственном уровне. Очень действенными оказались программы по возврату ненужной продукции заводу-производителю. На предприятии полученные отходы утилизируются со всей ответственностью и без вреда для окружающей среды.

6. Используйте органические бытовые средства. Покупая бытовые чистящие средства, «дружелюбные» для окружающей среды и воды в частности, Вы не только сохраняете природу для следующих поколений, но и предотвращаете пагубное воздействие химикатов на своё здоровье.

Ваш автомобиль

7. Утилизация отработанного моторного масла. Никогда не сливайте отработанное масло в сточные канавы и не выливайте его просто на землю! Один литр моторного масла может «испортить» около 950 000 литров питьевой воды! Идеальным способом «избавиться» от этого ненужного вещества и сберечь воду является передача «отработки» в специализированные центры. А чтобы рабочие жидкости автомобиля самопроизвольно не вытекали, стоит позаботиться о его своевременном техническом обслуживании.

8. Культивируя «зелёные» принципы автомобильной мойки. Как ни странно, профессиональные автомобильные мойки менее вредны для окружающей среды, чем ручная автомойка с ведром, тряпкой и сомнительным моющим средством. Конечно, только при условии, что сливная система «профессионалов» организована правильно. Это значит, что использованная вода циркулирует по замкнутому циклу: пройдя через фильтры и очистившись, она снова возвращается в систему мойки. В противном случае, вода попадает сразу в канализационные системы или растекается по поверхности земли. Вторым преимуществом профессиональных автомоек в отличие от домашнего «купания» является возможность сберечь половину воды, ведь потратить её придётся в два раза меньше! Инновационные технологии предлагают и вовсе отказаться от «источника жизни», используя безводную мойку.

В Вашем обществе

9. «Загрязнители»: найти и обезвредить. Само собой ничего в этой жизни не происходит. Поэтому для сохранения воды и других природных даров недостаточно самому придерживаться правил «этикета» по отношению к окружающей среде. Необходимо пропагандировать и популяризировать правильное обращение с водой среди своих знакомых и друзей. Объединившись с единомышленниками, в рамках действующего законодательства, можно, например, контролировать потенциально опасные производства на предмет соблюдения ими правил экологической безопасности.

10. Быть социально-активным. Предупреждён – значит вооружён. Чрезвычайно полезно будет узнать о способах защиты водных ресурсов, действующих инвестиционных программах, ставках сборов, которые платят за использование воды. Можно очищать от мусора пляжи и акватории, высаживать растения, осуществлять забор проб для определения качества воды в местных водоёмах. Одни словом – охранять воду.

Используя даже одну из вышеперечисленных рекомендаций, вы можете принести существенную пользу себе и обществу. Едва ли найдётся хоть один представитель мира фауны или флоры, загрязняющий окружающую среду. Человечество в отличии от животных и растений наделено выдающимися интеллектуальными способностями. Однако мы порой ведём себя «неадекватно» по отношению к матушке-природе. Но, как говорится, «всё гениальное – просто»! Давайте же будем гениально просто БЕРЕЧЬ ВОДУ!

Для тех, кто особо заинтересовался этой темой, мы подготовили еще один материал, в котором эту тему развернули более широко и сфокусировались только на домашнем хозяйстве. Ознакомиться с ним вы сможете, перейдя по ссылке — «Берегите воду, или как экономить воду в домашнем хозяйстве».

Почему воду нужно беречь?

Урок по курсу "Мир вокруг нас"

Статья опубликована при поддержке компании "Первая вода", представляющей лучшие решения по системам водоочистки. Подбираете бюджетный вариант? Тогда фильтр для воды Барьер - то, что Вам нужно! Фильтр-кувшин "Барьер" не займет много места на Вашей кухне, удобен в использовании и не так уж дорого стоит. Во всяком случае цена покупки не сопоставима с изменениями в лучшую сторону качества Вашей жизни. В каталоге на сайте filtry.org.ua представлен широкий выбор не только фильтров-кувшинов, но и сменных фильтровальных картриджей к ним. Если же Вы решите, что постоянно думать и следить за тем, чтобы вовремя поменять кассету в фильтре – это не для Вас, тогда специалисты компании "Первая вода" готовы предложить Вам множество других вариантов по решению проблем с водоочисткой в Вашей квартире, коттедже, офисе или на производстве.

3-й класс

Цели. Дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование. Книги А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" (М.: Просвещение, 1995), "Экология для младших школьников" (М.: Просвещение, 1995); таблицы; карточки с текстами задач; схема выпадения кислотных дождей; глобус; хлор; ткань.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы проводим урок в форме "круглого стола" по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий: инженеры, синоптики, биологи, краеведы, врачи.

Ученик 1.

Шел по морю корабль.
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу
Сквозь грохот и гул
Услышал матрос
За бортом: "Караул!"

У. Как вы думаете, чей это зов о помощи?

Выслушиваются ответы детей.

– Оказывается, на помощь зовет вода. Итак, сегодня мы с вами должны ответить на такой вопрос.

Учитель открывает запись на доске.

На доске:

Почему нужно беречь и охранять воду?

III. Обсуждение темы урока

У. Первыми к обсуждению приглашаются биологи.

Рассказывают дети, выступающие в роли биологов.

Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду.
Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Демонстрируется опыт.

На доске вывешивается схема 1.

– Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Биолог 2. Вода также является домом для множества растений и животных.

На доске вывешивается схема 2.

– Как связана с водой их жизнь?

Выслушиваются ответы детей.

– При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – не больше 10 дней.
Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.
Как животные и растения приспосабливаются обходиться малым количеством воды, например, в пустыне?

Выслушиваются ответы детей.

Биолог 3.

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

У. Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь! Своими мыслями с нами поделится инженер.

Инженер. Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.
Вода – важный помощник для человека.
Есть на Земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?

Д. Морская вода непригодна для питья.

У. Молодцы! Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов.

Экономист 1. Как вы думаете, много ли весит один кубометр воды? И сможет ли поднять такое количество воды один человек?

Выслушиваются ответы детей.

– 1 кубометр воды весит тонну (1000 кг), а поднять его могут 15–20 человек или подъемный кран.

На доску вывешивается схема 3:

Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи.

Детям раздаются карточки с текстами.

Задача 1

В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

Задача 2

При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?

Дети приводят вычисления и отвечают на вопросы задач.

Экономист 1. Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где мы ее можем встретить?

Выслушиваются ответы детей.

У. Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.

Историк 1. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним "высохла" и деревня.

Как вы понимаете слова "деревня высохла"?

Д. Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть "высохла".

Историк 2. Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

На доске:

Выслушиваются ответы детей.

У. Свою точку зрения выскажут экологи.

Эколог 1. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.
Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Эколог 2. До тех пор пока в водоемы попадало не очень много вредных примесей, полного загрязнения не происходило. Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью – самоочищаться.
Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (так как вода – хороший растворитель) и становятся безвредными.
Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы. Вода не успевает самоочищаться.

У. Слово краеведу.

Краевед. Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая...
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез...
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.

К описанию какого водоема в нашей местности могут относиться эти строки? Докажите.

Дети вспоминают экскурсию на местный водоем: состояние пруда или реки, источники загрязнения.

– К каким последствиям все это может привести?

Выслушиваются ответы детей.

У. Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у врача.

Врач. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?

Выслушиваются ответы детей.

– Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус, в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей. Посмотрите, как хлор действует на различные ткани.

Демонстрируется опыт, во время которого хлором капают на различные кусочки ткани.

– Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованной или, по крайней мере, отстоявшейся и кипяченой.

У. Есть вопрос и у синоптиков.

Синоптик. Почему нельзя гулять без зонта под дождем?

Выслушиваются ответы детей.

– В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или сернистой кислоты.
Все это происходит из-за загрязнения окружающей среды. Вы спросите: какая связь между промышленными предприятиями и дождем? Давайте посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Подует ветер и уносит облака дальше от фабрики. Затем из облаков пойдет дождь, и с его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.

На доске:

– Кислотные дожди наносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.

В Канаде, например, из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии исчезла рыба в половине озер южной части страны.

Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (мосты, самолеты).

IV. Итог урока

У. Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?

Дети. Вода входит в состав любого организма.
– Вода – это жизнь, красота и здоровье.
– Вода – помощник человека.
– Количество воды ограничено.
– Вода загрязняется.

Ученик 2.

О люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!

Ученик 3.

У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.

Ученик 4.

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Все возродится снова.

У. На следующем уроке мы продолжим наше обсуждение и постараемся определить те меры, которые могут помочь спасти нашу планету от гибели.

Детям предлагают представить кубик со стороной 1 м, внутрь которого нальют воду.

Вера Зубкова
Проект «Почему надо воду беречь»?

ВЕЛИЧКО Валерия Витальевна

Краснодарский край, Тбилисский район, станица Нововладимировская

МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» , подготовительная к школе группа

Познавательно – исследовательский проект

Тема : «Почему надо воду беречь » .

Воспитатель : Зубкова Вера Александровна, МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» .

«Аннотация»

Обостренное внимание к экологическим проблемам водных ресурсов, от решения которых зависит будущее каждого человека, стало причиной, побудившей формировать у дошкольников представление о значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости этого, не раскроем всей проблемы. Целью нашего проекта является воспитание бережного отношения к пресной воде. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство с физическими свойствами воды и как необходимо беречь воду и для чего . Проект позволяет расширить представления детей о воде, о ее ценности и пользе; ознакомить с процессом экономии воды; развивать умение наблюдать, сравнивать, подводить итоги.

Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей, и всех, кто заинтересован проблемой ознакомления детей дошкольного возраста со значением воды в жизни человека.

Введение

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь ! Мы решили узнать, как можно беречь воду , и научиться бережно её расходовать . Поэтому выбрали тему исследования : «Почему воду надо беречь » .

Цель работы : воспитание бережного отношения к пресной воде.

Задачи :

Узнать о запасах пресной воды.

Выяснить, где мы теряем воду .

Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза : если каждый человек будет беречь воду , то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования : пресная вода.

Предмет исследования : способы сбережения пресной воды .

Приблизительная продолжительность проекта : краткосрочный – 2 недели.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта :

Технологии – оборудование :

1. Фотоаппарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер;

Другие : магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.

Ресурсы : Проведение экскурсии к реке, водоканалу.

Методы :

самостоятельное обдумывание,

чтение книг,

поиск информации в Интернете,

наблюдение,

эксперимент.

Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего . Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду , понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде . Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду » . Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду » ? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь . Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд : полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.

Информация из Интернета.

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.

2 % воды - это льды.

1 % воды – это пресная вода.

3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так : Запасы пресной воды на Земле (3 %) .

69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.

24-30 % - грунтовые воды.

0,5 % - атмосферная влага.

0,5 % - поверхностные воды.

Интересные факты о воде.

Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды;

Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту;

Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;

Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки;

На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды;

При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды;

При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды;

Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;

Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;

Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .

Подготовительный этап.

1. Подборка материала, пособий, экспериментов и опытов по теме.

2. Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды : «Кому нужна вода» , «Зачем беречь воду » , «Значение воды в нашей жизни» .

3. Чтение ребёнку сказки о воде : Б. Заходер «Как люди обидели реку» .

4. Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя» . (Приложение № 1)

Исследовательский этап.

В течение проекта ребёнок вместе с взрослым :

Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.

Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.

Беседует : «Как мы бережем воду дома » , «Как она попадает в кран» .

Знакомится с водой и ее свойствами.

Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу : те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям : одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очистили воду , четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно : Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.

Было проведено наблюдение за краном, который был неплотно закрыт и выяснили, что за 1 минуту утекло - 6 капель воды; за 1 час - 35 мл воды; за 1 сутки – 840 мл; за 1 месяц – 25л 200мл воды.

Эксперимент «Отношение к воде»

Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц , вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду . И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её , но и экономим деньги. (Приложение 2)

Интервью «Свойства воды»

Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды : прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.

Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой. Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды , мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.

Вопросы : 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2. Должен ли каждый человек беречь воду ?

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. (Приложение № 3)

Проведение опытов и экспериментов :

Первый опыт. (Приложение №4)

Цель

Второй опыт. (Приложение № 5)

Цель

Третий опыт. (Приложение № 6)

Цель

Четвёртый опыт. (Приложение № 7)

Цель

Пятый опыт. (Приложение № 8)

Цель

Шестой опыт. (Приложение № 9)

Цель воду ?

Седьмой опыт. (Приложение № 10)

Цель : Пар это тоже вода.

Восьмой опыт. (Приложение № 11)

Цель

Девятый опыт. (Приложение № 12)

Цель

Заключение.

В ходе реализации проекта мы (педагоги и родители) расширяли знания детей о воде, знакомили со свойствами воды, нацелили на рациональное использование воды, бережное отношение к ней .

Чтобы сократить потери воды, надо :

Не оставлять краны открытыми;

Следить за исправностью кранов;

Регулировать силу струи воды;

Мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.

Выключать воду , пока чистим зубы;

Уменьшать напор, когда моем посуду;

В унитазе снизить уровень заполнения;

Мыть посуду в чашке.

Правила бережного отношения к воде .

Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду . Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь ! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек , не мыть в них машины.

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.

Список используемой литературы :

1. Жизнь вокруг нас / Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. – Ярославль : Академия развития, 2003.

2. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание / Алексеева Е. Н. – 2000. – № 7. – С. 15-20.

3. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание / Бобылева Л. К. – 1997. – № 7. – С. 16-19.

4. Добро пожаловать в экологию/ Воронкевич О. А. - С-Пб.: «Детство-пресс» , 2001.

5. Наш дом – природа. Волшебная вода / Н. А. Рыжова - М, 1997.

Приложение № 1

1. Сказка о воде «Как люди обидели реку» .

Б. Заходер

Рассказ «Как люди речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде : и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу , а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

2. Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя» .

Приложение № 2

Эксперимент «Отношение к воде»

Приложение № 3

Интервью «Свойства воды»

Ответы да нет не знаю да нет не знаю

Родственники 5 0 2 7 0 0

Соседи 6 0 1 5 1 1

Приложение № 4

Первый опыт.

Цель : Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.

Вывод : Объём воды увеличивается.

Приложение № 5

Второй опыт.

Цель : Выяснить, может ли иголка или шашки удержаться на поверхности воды.

Вывод : Вода способна удержать иголку и шашки на поверхности.

Приложение № 6

Третий опыт.

Цель : Выяснить, сгорит ли свеча в воде до конца.

Вывод : Свеча сгорела до конца.

Приложение № 7

Четвёртый опыт.

Цель : Выяснить, как поведёт себя яйцо в пресной и солёной воде.

Вывод : В пресной воде яйцо тонет. В соленой воде – всплывает на поверхность. Если вливать по очереди пресную и солёную, яйцо плавает в толще воды.

Приложение № 8

Пятый опыт.

Цель : Можно ли склеить бумагу водой?

Вывод : Вода обладает склеивающим действием.

Берем два листа бумаги , двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду , пробуем сдвигать листы - не двигаются.

Приложение № 9

Шестой опыт.

Цель : Для чего человек использует воду ?

Вывод : Человек использует воду в разном направлении.

Приложение № 10

Седьмой опыт.

Цель : Пар это тоже вода.

Вывод : Вода испаряется.

Приложение № 11

Восьмой опыт.

Цель : В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Вывод : Сахар в воде растворился, и получилась сладкая вода. Вода – меняет цвет.

Приложение № 12

Девятый опыт.

Цель : Вода необходима для жизни и роста растений.

Вывод : выращенные цветы на участке, благодаря поливанию водой они

получили хорошее питание и выросли.


Самое обсуждаемое
Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Кукушкин, николай иванович Кукушкин, николай иванович


top