Ученые которые изучали образовательные проблемы современности. Проблемы современного образования и науки

Ученые которые изучали образовательные проблемы современности. Проблемы современного образования и науки

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. Проблем у современной школы больше чем достаточно и охватить все из них невозможно. В борьбе за качество образования большая роль отводится содержанию и структуре образования. Школой чаще всего и структура и содержание «спускается сверху». Иначе нельзя – будет нарушено образовательное пространство. Не согласиться с этим нельзя.

С какими трудностями сталкивается современная школа (на мой взгляд), какие проблемы ей предстоит решить, чтобы повысить качественные результаты предоставляемых ею услуг?

  1. Недостаточная интенсивность и эффективность встречной деятельности – учения, т. е. низкая активность ученика в процессе обучения. Задача учителя, не только самому работать на уроке, а добиться не мене продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
  2. Характер обучения таков, что учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.
  3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. А чего стоит наукообразность учебных пособий для учащихся? Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми. Отсюда мы имеем проблему отсутствия творчества, поиска в работе учащихся. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике неприменимы.
  4. Почти полное забвение воспитательной стороны образовательного процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы, реально работающей повсеместно, так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. Это значит, что нарушены все ранее существовавшие и выполнявшие важнейшую функцию воспитательного процесса «внешние инструменты (средства массовой информации, цензура, кинематограф, литература и т.д.). Такое впечатление, что хороший лозунг школы для ученика «Будь успешным» в условиях современной школы звучит как «Главное быть богатым и знаменитым» или «Бери от жизни все».
  5. Отказываясь от воспитательной функции, отказываясь от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется теперь в сторону превращения себя в некую «обучающую машину». Все более и более обретая теперь функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, а отчасти коммерческо-производственного конвейера. Школа теперь приближается к облику некой «обездушенной фабрики знаний» или «копировального устройства», типа того же ксерокса, по передаче суммы знаний от одних людей – учителей, другим людям – детям. И оттого дети для школы теперь нередко словно «бездушный продукт» или столь же «бездушная продукция». Они теперь не «подрастающее поколение» не «растущая смена» и не «взрослеющая часть общества», они теперь просто «те» в кого нужно вложить (в том числе и за деньги) какие-то определенные знания. Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не в том числе – или даже, прежде всего – моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена. И не удивительно, что в таких условиях учитель теперь все более отдаляется от прежней формулы: «учитель (читай – школа) – сеятель доброго, светло, вечного.
  6. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ. Прослеживается общая ориентировка обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.
  7. Нежелание значительной части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. Старшая возрастная категория учителей (а это сегодня основной костяк любого учебного заведения) «дорабатывает» свой трудовой стаж и не считает нужным овладевать современными инновациями. Наши дети в некоторых вопросах технического обеспечения уже на шаг впереди нас. Как же можно не стремиться хотя бы догнать их? Коллеги, за окном XXI век!
  8. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не набегаешься. Отсюда - отсутствие порядка в школе.
  9. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства? Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.
На что должна обратить внимание современная школа?
  1. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. Особенности предвидения наступления результатов обучения. Повседневная организаторская деятельность педагога и специфика её проявления. Реализация целей и функций контрольно оценочной и стимулирующей деятельности на практике.
  2. Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования; распространение идей гуманизма в образовании.
  3. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры.
  4. Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп, обучающихся по определенным признакам.
  5. Развивающая и воспитывающая направленность образования. Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путем активизации их познавательных потребностей и возможностей.
  6. Организация образования на компетентностной основе. В качестве результатов освоения содержания образования для каждого выпускника должен стать комплекс компетенций.
Я желаю учителям стать необходимыми и любимыми для учеников и коллег. Это залог обретения творческой свободы, а без нее – как стать школой, в которую хочется идти утром и детям, и взрослым?

Литература

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса.- М.: ЗАО, Изд-во Экономика, 2011.
  2. Социальные проблемы образования: методология, теория, технология. Сборник научных статей. Редактор О.А. Панина. - Саратов. - 1999.
  3. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5.

Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.

1. Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы - школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».

Другое дело, что ученики отказываются и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты - всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

2. Неумение применять знания на практике

Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников - «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.

Что с этим делать?

С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно - в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!

Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.

3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями

Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.

Что с этим делать?

Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов --- так называемых предуниверсариев.

Предуниверсарий - это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.

4. Высшее образование как самоцель

Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.

Что с этим делать?

Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.

Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.

Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи.

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога


В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги


Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования


Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.


1. Введение

5. Заключение


1. Введение


На данный период времени в нашей системе образования существует достаточное количество проблем, которые требуют срочного решения. Ведь качество нашего образования, к сожалению, желает лучшего, если вспомнить систему образования в Советские время, то Россия была на 2 месте по самым читающим странам, а все потому что в те времена на развитие образования вкладывались огромные усилия, были более жесткие требования, которые за собой привлекли самое недостающее качество нынешних учеников - это ответственность. Детей с юношеских лет привлекали к образованию и рассматривали его как важную часть общественной жизни, двигателя прогресса.

система образования ученик учитель

2. Определение образования, системы образования


Чтобы говорит о проблемах образования нужно разобраться что же такое образование.

Система образования - комплекс учреждений, стандартов, программ и характеристик используемых в процессе образования.

Современное образование - целенаправленный, многогранный и многоступенчатый процесс обретения знаний и навыков, однако помимо процесса, образование - это еще и результат этого процесса. Вот такое причудливое

Образование как процесс реализует образовательную программу (комплекс основных характеристик образования: организационно-педагогических условий и форм аттестации, в случаях, в которых это предусмотрено Федеральным законом об образовании, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов а также оценочных и методических материалов)

Не стоит забывать, что образование - это многоступенчатый процесс, ведь еще Ян Амос Коменский заявлял, что образование нужно дробить на уровни соответствующие возрасту. Его поддержали многие философы того времени.

Образование в этой стране разделяется на несколько основных этапов:

Общее образование - первый этап образования, который дает основные неспециальные и непрофессиональные знания. В свою очередь общее образование разделяется на несколько этапов:

Дошкольное образование - подача основ физического и интеллектуального развития обусловленного природой. Как и во время развития эмбриона человек и в жизни проходит преобразование от более биологического к более социальному.

Начальное общее образование - характеризуется подачей знаний об основах общения, этики, понимании окружающего мира. Также этот период ознаменован закладкой фундамента личности

Среднее общее образование - можно назвать самым интересным и проблемным периодом обучения ребенка именно для педагога. Если в начальном общем образовании закладывается фундамент личности, то в этот период образования происходит возведение стен, при этом стены возводятся не совсем равномерно. Интеллект может развиваться своевременно или даже опережать возраст, но при этом эмоциональное взросление может быть замедленным. Чаще всего бывает иначе: эмоциональное и интеллектуальное взросление проходит согласно биологическому возрасту, но физическое развитие возраст опережает и это обнажает множество социальных и педагогических проблем, которые нужно решать, как ни парадоксально. Также становление ребенка как личности, тоже преподносит целый букет педагогических проблем, которые не имеют и не могут иметь в принципе типового решения.

Среднее (полное) общее образование - ступень направленная на создание системы из всех знаний полученных на прошлом этапе. Более углубленное изучение информации. Несмотря на более взрослый контингент не менее интересный этап образования, как для педагога, так и для самого обучаемого. Предыдущие этапы направлены на становление личности, на подачу духовных и культурных ценностей. А этот этап нужен скорее для осознания себя как личности.

Специальное образование - Период образования направленный на получение специальных профессиональных знаний, которые гарантируют профессиональную компетентность обучаемого в его рабочей сфере. На этом этапе человек уже сформирован как личность, по биологическим и психологическим меркам, а сейчас набирается опыта в социальной деятельности оттачивая навыки общения, взаимодействия. Наименее интересный период для педагога с точки зрения решения каких-либо нестандартных ситуаций, ведь обучаемый становится в положение, в котором он получает большую часть знаний самостоятельно, а конфликты и социальные аспекты педагогом высшей школы не обрабатываются. Это можно назвать, как плюсом, ведь это воспитывает самостоятельность, так и минусом, ведь переход от школьного контроля к университетской свободе проходит достаточно резко и болезненно.

Многогранность образования особенно показательна в Древнегреческой модели образования. Там воспитывался идеальный образ человека, развивающего в себе: физическую силу, необходимую для здоровья и долголетия; интеллект очевидно необходимый для жизни, а не существования. Не забывали так же и о духовной сфере, которая заключалась в воспитании морального образа гражданина, ответственного перед собой, понимающего суть и смысл своей жизни.


3. Основные проблемы образования, системы образования и их классификация


Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем.

Проблемы исходящие от учеников - основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками, однако не стоит забывать, что решение проблем в в процессе обучения - есть главная задача и цель существования педагогики, как науки. Сюда же стоит отнести проблемы социального характера и проблемы с родителями

Проблемы исходящие от системы образования - огромная часть проблем современного педагога связанно с бюрократизацией и непродуманностью системы образования. Эта проблема с максимально простым решением - необходимо обсуждение типовых проблем, возникающих из-за системы образования. Проблемы этого класса возникают из-за того, что чиновники от образования проводя реформы достаточно далеки от школ и учреждений образования, а не видя проблему на месте нет возможности придумать разумное и адекватное решение.

Проблемы исходящие от педагога - педагогическая деятельность, хоть и не требует физических нагрузок в традиционном понимании на самом деле очень сильно выматывает, а при таком напряжении человек работает на пределе возможностей. И приходя домой педагог нуждается в отдыхе, но в нашем государстве так бывает не всегда, напряжение сказывается и проявляется в ослаблении здоровья и во многих других аспектах. Кроме того, проблемы могут быть спровоцированы недостатком опыта.

Разберем на примерах проблемы и их источники.


3.1 Проблемы исходящие от учеников


Человек развиваясь огромный путь на котором у него возникают проблемы разного характера. Учитель - человек, который дает знание и помогает решить возникающие на этом пути проблемы. При этом хочется отметить, что лучший подход - не решать проблемы учеников, а помогать ученикам в самостоятельном их решении.

В чем же состоят проблемы исходящие от учеников? В их индивидуальности. Индивидуальность - прекрасное качество, которые ставит множество интересных задач, ведь приемы используемые для одной группы учеников (или даже отдельно взятого ученика) могут совершенно иначе работать для другой группы, даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).

Реальный пример из практики: В первом классе с литерой "А" педагог предлагает в качестве задачи суммирование количества апельсинов. Все проходит хорошо, ученики умеренно активны и прекрасно суммируют апельсины. В другом классе с литерой "Б" используется абсолютно тот же подход, но один из учеников (к примеру Коля) заявляет, что у него аллергия на апельсины. Педагог заменяет апельсины на яблоки, несколько человек заявляют, что у них аллергия на яблоки. Коля негодует и требует отказаться других учеников от своих аллергических заболеваний. Массовая детская драка - урок сорван.

Что иллюстрирует этот пример? Этот пример иллюстрирует, что одни и те же методы могут не работать для схожих коллективов, будь в них хотя бы минимальные различия.

И таких проблем и примеров существует огромное количество. При этом даже попытка систематизировать их - большая сложность.

3.2 Проблемы исходящие от системы образования


Немного проще дела обстоят с систематизацией проблем исходящих от системы образования

Проблемы материально-хозяйственного обеспечения - отходящая на второй план, но все еще актуальная проблема. Она заключается в ограниченном хозяйственном обеспечении школ и других образовательных учреждений. Нехватка учебников, методических пособий, малая возможность для практических и лабораторных работ. Вроде бы незначительная проблема, но на самом деле она вырастает в очень серьезную. Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы, которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности.

Вторая проблема вызванная системой - отсутствие достойных кадров. Множество педагогов от природы работают сейчас далеко не профессии, а почему? Боятся маленьких зарплат. А те кто решился сталкиваются с более глобальными проблемами, которые отталкивают. Учителей мало, а это значит, что свободную нагрузку переносят на уже нагруженных учителей. Перенагрузки, работа на пределе - тоже отпугивают людей из профессии и это вина системы.

Третья проблема - попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем, однако из примера ясно, что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Это проявляется в тотальной бюрократизции. Несметное количество бумажной волокиты приходит с новыми гос. стандартами образования. Стандартизация - прекрасная идея, однако реализовать ее не хватит сил в этой стране.

Четвертая проблема - слабая рефлексия и неповоротливость системы. Система очень не отзывчива. Изменить что-то в интересах учеников - почти нереально, десятки заседаний, сотни людей решают один вопрос и не факт, что этот вопрос настолько важен.

Пример: Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год. Решение не самое важное, но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это? Бюрократизация, неповоротливость.


3.3 Проблемы исходящие от учителя


Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)


В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение


В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Актуальные проблемы образования в России

Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

Утрате привычных целей школьного образования;

Остром недостатке финансирования;

Инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

Проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

Проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

Проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

Проблема развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;

Проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса

а) Проблема социальной дифференциации и качества образования

Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование - такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.

б) Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры

Ситуация в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеко от необходимого уровня.

Профессиональное образование - важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

в) Формирование нравственных ориентиров у молодёжи

Школа сейчас стоит перед непростым выбором - найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

Однако далеко не всегда школьное воспитание содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро - те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал.

г) Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования

Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.

Если придерживаться формальных критериев - наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов - женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов - тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.



Самое обсуждаемое
Сотрудники лаборатории получили премию правительства Сотрудники лаборатории получили премию правительства
Железа оксиды это. Железа оксиды. Свойства оксида железа Железа оксид другое название Железа оксиды это. Железа оксиды. Свойства оксида железа Железа оксид другое название
Амфотерные металлы и их свойства С чем реагируют амфотерные металлы Амфотерные металлы и их свойства С чем реагируют амфотерные металлы


top