Что такое технологии инновационного развития образования. Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Что такое технологии инновационного развития образования. Применение инновационных технологий в образовательном процессе

», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.

Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Современные инновационные технологии .

Современный мир муссирует то тут, то там термин-инновационные технологии. Давай те вместе в формате данный статьи попробуем понять и разобраться, что за этим стоит что представляют собой на сегодня современные инновационные технологии в той или иной сфере развития мировой науки, что и как сегодня развивается и актуально в применении именно супер новейших современных инновационных технологий..

Мы живем в самое интересное время за всю историю человечества. Технологии развиваются экспоненциально а не линейно как это было принято ранее. В настоящий момент есть предсказания по инновационным прогнозам и развития технологий на следующие сто лет. Изучение современных знаний в сфере новейших технологичных направлений, в том числе управление инновациями и организацию инновационных процессов –курирует уникальное направление модернистской науки – инноватика. По своей сути, обсуждаемые нами современные инновационные технологии имеют тренд направления на достижение удовлетворения потребностей современного мира –как общественных так и насущных, непосредственно касающихся самого человека в условиях некоторой неопределенности. Нередко инновационные технологии связаны с огромным количеством проблемных зон и вопросов и непосредственно с предметом из изучения и исследования. Если подойти к самой сущности понятия современных инновационных технологий – то это несомненно новизна в области мировых трендов технологий и решений, как с технической составляющей так и касающейся процессов управления в том числе и координации труда, в основе которого стоит уникальный опыт, последние достижения науки и конечно же эффективность в методологии. Инновационные технологии нацелены на повышение качества выпускаемой продукции и совершенства самой производственной сферы. Право на жизнь самого термина, как инновационные технологии подразумевает не просто что то новое или какое то необычное нововведение, а именно то, которо предназначено и имеет возможность и компетенции кардинально и серьезным образом увеличить эффективность какой либо зоны ответственности. Внедрение инновационных технологий влечет за собой к целостность мероприятий и организационных наработок, направленных непосредственно на разработку,производство, эксплуатацию и обслуживание а в случае необходимости проведение и непосредственно ремонта и восстановления продукта или инновации с наиболее оптимально применяемыми затратами по работам и конечно же номинальными количественными характеристиками. Внедрение совремееных инноваций направлено на совершенное и эффективное использование как экономических так и материально, социальных ресурсов. Нами будет представлена на наш взгляд довольно удобная и обзорная во всем классификация инновационных технологий

1. По процессам новшества.

А) базисные или же радикальные – относятся к масштабным изобретениям или же открытиям, в результате внедрения которых происходит формирование современны поколений или же уникальных тенденция развития технического прогресса.

Б) Инновация среднего потенциала.

В) Частичные,модификационные инновационные изобретения. Изменяющие устаревшие технологии, технику и организационные процессы на производстве.

2. По отраслям применения и масштабности значения.

А) отраслевые инновации

Б) межотраслевые инновации

В) региональные инновации

Г) Инновации в рамках фирмы или предприятия

3. Потребности возникновения инновации

А) Инновации реактивного характера- в прямом смысле помогают обеспечивать поддерживания состояние компании или фирмы, при непосредственном акте внедрения инновационного решения конкурениами.

Б)Инновации стратегического характера- решение принятое на опережение с прямым умыслом получения конкурентного превосходства во временной перспективе.

4. Эффекту самой инновации

А)Инновация экономического характера

Б) Инновация социального характера

В) Инновация экологического характера

Г) Инноваций интегрального характера.

При создании самой системы инновационных технологий часто имеет место целесообразно выделения процессов диагностики и исследования инноваций. Термин инновация впервые был замечен в латинском языке, это отслежено с середины 17 века и имеет значение как внедрение чего то нового в существующую уже некую зону ответственности, становления в данной сфере и инициации комплекса и процессов изменений в данной области. То есть инновация это процесс внедрения, новшества, реализации самого нововведения в сферу, и не представляет собой предмет. Успешность современной инновационной технологии связана именно с совокупностью связанных между собой видов работ, взаимодействие между которыми и приводит к непосредственному появлению и достижению действительной инновации (современного изобретения) Что же это именно- Научная деятельность и разработки,нацеленные на достижение новых знаний, для дальнейшего использования этого как констатации открытия или же нового изобретения. Проектные работы и процессы, имеющие направленность на достижение новых технологичных инструментов при помощи которых в данных возможных условиях целесообразно действовать и принимать решения для получения цели как инновационный проект. Для достижения реализации современного инновационного проекта на практике, то есть выполнение его реализации не мало важным фактором выступает и образовательный процесс субьекта, помогающий совершенному формированию как самих знаний так и необходимого опыта для воплощения проекта в жизнь.

В самой диагностике инновационного процесса выделяют несколько этапов —

1. До проведения новшества (путем определения имеющихся проблемных зон, которые имеют право на жизнь в процессе реализации самого инновационного процесса – обработанная таким образом информация характеризуется как информация идеологического и политического окраса.)

2. В момент проведения самого новшества,переосмысление полученных ранее знаний дает возможность производить моментальную доработку, проектные работы по реализации новшества с возможными уточнениями появляющихся ситуационных особенностей.

3. После реализации нововведения (проводится диагностический процесс сопоставления самой среды новшества и процессов его проведения.

На страницах нашего сайта мы рассматривали уже подробно тенденции и тренды развития от Future Today Institute —

Совершенно свежие аналитические предсказания от Deloitte и Guardian о современных технологиях 2017 гола были представлены нами —

Прогноз инновационного развития рынка от IDC на наш взгляд имеет уникальные формулировки и аналитические выкладки, был представлен нами в статье на сайте

В настоящий момент явно проявляется мнение и тенденция, что не существует никой конкурентной линии товаров и оказания услуг, имеет место лишь конкуренция в инновационной стратегии современного управления. В настоящий момент инновационные производственные фирмы не конкурируют за сам продукт, который стремительно меняется и инновационно совершенствуется, поэтому становится абсолютно бесполезно стараться, что то воспроизводить. В современном инновационном мире отчетливый соревновательный тренд модели управления. Несомненно явным лидером в гонуи воспроизводства товаров принадлежит Китайскому бизнесу, который в настоящий момент умеет не только что то посто делать, а принял на вооружение современную модель управления, позволяющая воплощать современные инновационные решения и технологии с небывалыми ранее скоростями и совершенно сжатые временные промежутки. Воспроизвести товар всегда было возможно, а вот выиграть в сроке современных инновационных технологий можно лишь компании имеющей с своей системе наиболее эффективную модель управления. Не одна инновационная компания взявшая тренд развития современных технологий не может выиграть в этой гонке, если она не совершенствует и не трансформирует модель управления бизнесом. Это прекрасно показали известные всем компании Google , Microsoft , JP Morgan Chase ,Uber. Современный инновационный мир развития технологий захлестнул agility , на вооружении гибкость,мобильность, скорость и даже проворность. В мире трансформации меняется отношение к commodities , если это раньше было газ, удобрение нефть и прочее, то сейчас commodity- это уже видеокамеры,телевизоры, телефоны и тд.

В мире современных инноваций появляются и совершенно новые мультипликаторы рыночной капитализации компаний. Очень интересные и яркие примеры тому развития и взлета Netflix и несомненно Uber.

Современный мир и конечно же технологи постигают серьезные изменения и преобразования,которые видны практически во всех секторах экономики.

Так в банковском секторе JP Morgan и Citigroup переходят к хранению своей информации и данных уже в публичных облаках (Amazon Cloud) , и несомненно все развитие в совершенстве Big Date , объемы хранения иноформации увеличиваются и растут с космическими скоростями. Какие перемены и изменения заметны в финансовом секторе экономике современного мира –это несомненно переход многим на agile ,дистанционное анковское обслуживание клиентов, личные финансы, совершенные кредитные платформы и корпоративный банкинг. Появились инновационные финтеховые компании, внесшие современные реорганизации в процесс, которые они делают совершенно бесплатно для клиентов и учатся извлекать прибыли и для себя. Многие банки пытаются или же перейдут в ближайшем будущем только на мобильные технологии и версии своих продуктов и полностью отойдут в скором времени от офисов и терминально- аппаратных версий. Несомненно современный банковский мир ожидает взрывной рост применения инновационных платформ PFM (персональный финансовый менеджер) использующие в своих технологиях и консультациях клиентов искусственных советников, machine learning и даже deepmachine . В настоящий момент Банк Англии и даже финансовый сектор Казахстана отрабытывают на своих рынках и практически завершают пилотные проекты с использованием blockchain в применении как виртуальным валютам на основе искусственного интеллекта, что несомненно ставит банковский сектор в очень сложные и совершенно новые конкурентные условия и можно да же сказать в борьбу за выживание.

Не плохо на наш взгляд освещено положение дел в современной инновационной медицине и в том числе в наших прошлых статьях и обзорах сайта —

Достижениям в спорте при помощи современных инноваций мы так же удили внимание в

Главным приоритетом и важнейшей ценностью практически всего человечества, считается получение качественного современного образования.

Здесь на помощь в обучение приходят достижения в области интерактивных инноваций и средства мультимедиа. В обиходе новый термин « умная школа» , оснащенная в современных условиях уже не только проекторами и компьютерами и, но и совершенно уникальными инновационными технологиями в самой сфере образовании.

Давайте рассмотрим некоторые актуальные и широко муссируемые в СМИ популярные и в некотором роде уникальные инновации —

1 .Прогнозная или предиктивная аналитика .
Предсказательная аналитика использующая в своих методах интеллектуальную аналитику баз данных , обработку прошлых и текущих событий для детализации будущего .
Современные смартфоны — инновационный продукт , обрабатывающий и принимающий огромное количество событий , информации различного рода .Через смартфон современного человека проходит как информация о самом владельце , его родственников и множества знакомых , так и информация имеющая привязку к местности событий , фотографии и используемые приложения – при помощи чего можно отрабатывать и воспроизводить уникальные будущие прогнозные модели о людях и поведение их в будущем времени .
Несомненно ,на наш взгляд предпочтительно использовать данный багаж и методы прогнозирования на благо человека и общества . Благо применений данной инновации множество —начиная от прогнозирования бизнес моделей , использование в медицине , фармацевтике , планировании городского коммунального хозяйства и многое другое .


2 . Электронные устройства к телу человека
Данный вид практически не видимых инновационных приспособлений , в основном предназначены для контроля работы человеческих органов и его состояния и самочувствия или же помощи человеку в жизненно необходимых ситуациях . Например наушники , вложенные и невидимые в ушной раковине – снимают показатели сердечно —сосудистой системы , есть датчики в виде временной татуировки на теле позволяющие контролировать состояние осанки тела и если проводится его коррекция манипулировать процессом лечения , более того татуировка снимет и вынесет не требуемый дисплей множество информации о работе и других не мало важных органов человеческого тела , а приклеенные тактильные электронные подошвы в ситуации необходимости укажут вам верную дорогу и направление по сигналу GPS и вибрации . Данная технология представляет некоего электронного поводыря для незрячего человека .
Известная всем носимая и уже набравшая популярность инновационная электроника Google Glass , так же используется в медицине при проведении оперативных вмешательств онкобольным .


3 .Нейрокомпютерный интерфейс — нейронная система , созданная для возможности свободного обмена информацией между электронным устройством и мозгом человека с другой стороны , чаще опираясь на методе биологически обратной связи .
Данная инновация дает возможность управлять компьютерным устройством одной только силой мысли .
Данная технология « мозг —компьютер » так же находит широкое применение и проходит тестирование и опробации в медицине (при параличе рук , ног и прочих недугах ).
В офтальмологии ведутся разработки и проходят испытания мозговые имплантаты способные восстановлению зрения человека .


4 . Извлечение металлов из концентрата морской воды .
Всем известна мировая экологическая проблема человечества –как постоянно уменьшающиеся природные запасы пресной воды .
Проведение искусственного опреснения позволяет значительно увеличить мировой запас пресной воды , но данная технология граничит с серьезными недостатками и проблемами экологической практики . Непосредственно для проведения процедуры опреснения необходимо очень много энергии и в процессе самой реакции получается отход в виде сильно концентрированной соленой воды . В случае непосредственного возврата этого концентрата в море , можно получить природный катаклизм в виде негативного воздействия на флору и фауну мирового океана .
Ученые изобрели новый инновационный подход к решению проблемного вопроса с данным отходом . Из концентрата морской соленой воды научились извлекать ценнейшие и самое главное очень необходимы человечеству вещества и минералы —калий ,уран , магний , литий , соду и калийные соединения .
Уникальны на сегодняшний день разработки методов получения из морской воды золота . По научной статистике и расчетам в мировом океане заключено не менее 8 —1 — млрд тонн золота . Если подсчитать , то данного запаса вполне хватит , что бы каждого человека на планете земля сделать миллионером .

5 .Инновационная фармакология из нитей PHK
Учеными изобретен инновационный вакцинный препарат из мельчайших сетей молекулярного состава РНК (рибонуклеиновой кислоты ) , способная восстанавливать иммунитет пациента , из полученной информации о бактериальном или же вирусном белке , снятой сетями РНК .
При непосредственном введении данных лекарственных средств с РНК возникает возможность в естественных условиях организма человека оптимизировать лекарственные белковые протеины и соотношение натурального белка , если он в паталогических нормах . В фармакологическом мире отслеживается по данной инновации симбиоз в работе частных клиник , крупных научных центров и фармацевтических компаний .

6 .Инновационные композитные материалы .
Ученые изобрели сверхлегкие наноструктурированные волокна для уникальных композитных материалов , используемые в автомобилестроение и и построение современных космически кораблей , гидростанциях , баллистических ракетах . Сверхлегкая техника употребляет гораздо меньшее количество топлива , более того более менее токсичны в загрязнении воздуха .

  1. Инновационные пробиотики в лечении заболеваний человека.

Еще одна уникальная технология в современной медицине помогающая излечению серьезных кишечных расстройств и заболеваний у человека. Пробиотики, представляют собой живые микроорганизмы находящиеся в теле человека, нормальный баланс которых приводит к положительному влиянию на состояние и здоровье человека и в том числе хозяина данной микрофлоры.

Научные методы в инновационной разработке совершенных пробиотиков и сами технологии их создания и производства находятся в постоянном совершенстве.

8.Цифпрвой цитоскоп.

Вновь инновационная технология на пользу здоровья человека и относящаяся к разряду медицинских технологий. Адаптер цитоскопа привязан к базе данных облачного хранилища, где вся слышимая у больного информация о сердцебиение и легочном дыхание аккумулируется в облаке и в дальнейшем подвергается аналитике. И это еше не все- вся информация через специальное приложение может быть передано на смартфон. Имея в распоряжение огромную базу данных клинических звуков и ранее проводимые диагностики с пациентом- диагноз ставится в кратчайшие сроки и назначается правильное и своевременное лечение.

9.Мобильная ДНК-лаборатория.

Современное диагностическое инновационное исследование цепочки ДНК проводимое практически настольной лабораторией и в совершенно короткий промежуток времени-три часа, ранее даже в стационарных и стандартных методах данного исследования на что тратились сутки.

10.Космические технологии.

В современном мире ученый мир ряда стран и компаний работает над программами,которые в ближайшие годы могут совершено изменить наши знания и положение человека в космосе.

Разработки космического лифта, это уже не фантастика, а действительные разработки человека, где за счет центробежной силы по тросу будет подниматься подьемник, который получит так же и ускорение за счет вращения земли. Это более дешевый способ вывода груза в космос, чем использование при этом ракетных ускорителей.Проблема запуска в промышленную эксплуатацию этого инновационного изобретения заключается в недостаточной прочности и твердости материалов, имеющиеся у науки на данном этапе времени.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Современный уровень развития общества требует использования в практике среднего образования инноваций, опирающихся на достижения психологии, педагогики и экономики. Педагогическая инновация - новая технология обучения, внутрисистемное изменение, которое призвано развивать и улучшать педагогический процесс. Современные инновационные технологии в образовании обоснованы и тщательно отобраны по принципу рациональности организационных форм и содержания. Они ориентированы на результат и призваны:

  • мотивировать учащихся к самостоятельному познанию;
  • повысить практическую ценность изучаемого и уровень образования в целом;
  • стимулировать появление нового поколения детей, а вместе с тем способствовать повышению мастерства педагогов;
  • активизировать учебно-познавательную деятельность детей.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Полезную информацию о порядке внедрения инновационного компонента в учебно-воспитательный процесс читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Организация инновационного библиотечного пространства для учащихся и педагогов (лучший опыт)
- Неформальный подход к обучению и воспитанию школьников (от идеи - к практике)

Инновационные педтехнологии в российском образовании спровоцированы социально-экономическими новациями, вхождением общеобразовательных учреждений в рыночные отношения, систематическим изменением состава и объема учебных дисциплин, гуманизацией образовательного процесса, трансформацией роли учителя.

Инновационные технологии в образовании

Несмотря на то, что советская, а после и российская система образования считалась одной из лучших в мировой практике, она нуждается в реформации. Консерватизм мешает передовым тенденциям - дополненной реальности, интерактивным доскам, онлайн-обучению, электронным тетрадям и учебникам, инновационным технологиям в образовании - быть задействованными в процессе обучения.

При этом новшества уже стоят на пороге образовательных учреждений и ждут апробации. Одним из таких нововведений может стать электронная карта ученика, которая станет универсальным мультипаспортом, пропускающим детей на занятия, помогающим оплачивать услуги школьной столовой, а также выступит в роли электронного дневника. Внедрение подобного технологического решения позволит учащимся и их родителям в режиме онлайн контролировать академическую успешность ребенка, домашнее задание, расписание занятий.

Однако пока массового появления электронных карт ждать не стоит, инновационные технологии в школе в первую очередь затрагивают образовательный процесс, поскольку развитие личности зависит от эффективности составления учебных программ, профессионализма учителя, набора апробированных методов обучения и индивидуальных психологических факторов. В связи с этим возникает потребности в поиске передовых образовательных технологий, отвечающих потребностям учеников и включающих интегрированные средства, идеи, способы организации обучения и участников этого процесса.

Значение педтехнологии распространяется не только на учащихся, но и на педагогов. Функции технологий:

  1. организационная - педагоги и учащиеся организуют совместную и индивидуальную учебную деятельность;
  2. проектировочная - участники образовательного процесса прогнозируют результаты обучения и принципы педагогического взаимодействия;
  3. коммуникативная - взаимодействие учеников между собой и представителями педагогического коллектива;
  4. рефлексивная - самооценка и самоанализ учащихся и педагогов, оценка собственных достижений и неудач;
  5. развивающая - формирование необходимых для всестороннего развития условий, обеспечение непрерывного самообразования педагога и учеников.

Методы инновационных технологий в образовании

Сравнение традиционных и новых технологий в образовании говорит в пользу последних. До реформации системы образования школьное обучение использовало репродуктивный и пояснительно-иллюстративный методы, каждый из которых предполагал передачу готовых знаний учащимся, рассеивал внимание, обеспечивал нагрузку на память, работу в среднем темпе обучения:

  • репродуктивный - не развивает мыслительный и творческий процесс, хотя отчасти стимулирует учеников на добычу информации;
  • пояснительно-иллюстративный - педагог передает учащимся готовую информацию различными доступными способами (устно, наглядными средствами, посредством печатного слова) а дети фиксируют в памяти то, что осознают.

В результате традиционных методов самостоятельность учеников находится на незначительном уровне, обеспечивая только частичное усвоение материала и полное неумение самостоятельно добывать знания и принимать решения. В отличие от них, методы инновационных технологий в образовании демонстрируют интеграцию интерактивных и активных форм работы, которые предусматривают деятельностный подход и максимальное вовлечение детей в процесс добычи знаний, а также использование всех индивидуальных средств обучения (ПК, тетрадей, учебников, интерактивных средств).

Передовые технологии подразумевают освоение знаний в процессе сотрудничества с другими учениками и партнерства с учителем, они стимулируют познавательный интерес, учат самостоятельно добывать, а после обобщать и классифицировать материал, дискутировать на тему него, отстаивая собственные взгляды. Чаще всего на уроках они реализуются через:

  • уроки-экскурсии, уроки-путешествия;
  • групповые задания, работу в мини-группах или парах;
  • упражнения, требующие креативного (творческого) подхода;
  • деловые, дидактические, образовательные игры;
  • использование средств наглядности, интернет-источников, видеоматериалов.

Наглядная демонстрация различий между инновационными и традиционными методами обучения выглядит следующим образом:

Традиционные Современные инновационные технологии в системе образования
Цель Формирование навыков и умений, получение знаний Развитие способности ставить образовательные цели, разрабатывать задачи и достигать их решения, в том числе и в нестандартных ситуациях
Формы работы Индивидуальные, фронтальные (работа со всем классом) Коллективные (совместная деятельность), групповые
Методы Информационный, пояснительно-иллюстративный, репродуктивный Исследовательский, проблемно-поисковый, частично-поисковый, проблемного изложения
Основной вид деятельности Воспроизведение, освоение Творческий, проблемный, продуктивный
Способы освоения материала Работа по алгоритму, заучивание и репродукция заученного Поисково-исследовательская работа, рефлексия
Задачи педагога Хранить традиции и нормы, быть носителем информации, передаваемой ученикам Консультировать, быть организатором исследовательской деятельности, сотрудничества
Действия ученика Пассивное восприятие передаваемой учителем информации, отсутствие интереса и мотивации к познанию Интерес к учебной деятельности, мотивация к личностному росту, активная исследовательская позиция

Инновационные методы обучения - способы сотрудничества учеников и учителя, делятся на:

  1. Организационные - словесные (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой), наглядные (демонстрация видеоматериалов, наблюдение, изучение наглядного материала), практические (лабораторные и самостоятельные работы, письменные и устные упражнения).
  2. Контролирующие - устные (фронтальный или индивидуальный опрос), письменные (диктант, изложение, сочинение, самостоятельная или контрольная работа), лабораторный контроль (опрос, тест, лабораторная работа).
  3. Стимулирующие - интеграция организационных методов, необходимая для повышения мотивации к учебной деятельности.

Применение инновационных технологий в образовании

Глубинные социальные и экономические процессы, которые переживает современное общество, находят отражение в методологии образования, склоняя его к личностно-деятельностному подходу и общей гуманизации учебно-воспитательного процесса. Инновационные педагогические технологии в современном образовании:

  • ориентированы на реализацию природных способностей и возможностей ребенка;
  • призваны подготовить его к успешной в жизни в постоянно меняющемся мире;
  • развивают творческий подход к решению задач, механизмы новаторства и нешаблонного мышления;
  • стимулируют навыки ориентирования в полученной информации, самостоятельной ее систематизации.

Инновационные процессы в образовании должны объединять и методологическую, и практическую сторону вопроса, подчеркивать возрастающую роль учителя как воспитателя, советчика и консультанта, а также разработчика, автора и пропагандиста передовых технологий. Сегодня ключевое значение имеет не транслирование рекомендованных министерством новшеств, а разработка собственных педагогических инноваций.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе Вы узнаете принципы стратегического планирования деятельности школы, этапы разработки перспективной программы, секреты формирования успешной управленческой команды.

Поскольку суть педтехнологии заключается в основополагающей роли, именно на ней выстраивается весь педагогический процесс, обеспечивается достижение поставленных целей. Она характеризуется системностью, целенаправленностью, целостностью, эффективностью, научной обоснованностью и проектируемостью. Классификация инновационных технологий в образовании является вариативной, поскольку все технологии несут в себе авторские особенности и были созданы в разное время. Методисты различают технологии: по технологическим моделям, компонентам методсистемы, принципам сочетания с традиционными методиками.

Как правило, инновационные технологии в системе образования делятся по объему охвату новаторских мероприятий на частичные, глобальные, массовые, фундаментальные, а также по способу возникновения на плановые и стихийные.

По принципу возникновения передовых технологий они делятся на:

  1. Технологии демократизации и гуманизации взаимоотношений педагогов и учащихся, ставящие приоритет на индивидуальный подход, процессуальную ориентацию. Сюда относят педагогику сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, гуманно-личностные технологии.
  2. Педтехнологии, активизирующие ученическую деятельность - проблемное обучение, игровые технологии, коммуникативное обучение.
  3. Технологии, которые опираются на управление образовательным процессом и эффективность его организации, - дифференцированное обучение, информационно-инновационные, коллективные и групповые методы, индивидуализации обучения.
  4. Природосообразные, применяющие принципы народной педагогики и естественный ход развития детей.

Инновационные технологии в образовании: примеры

Современное преподавание отказывается от ориентирования на «среднего ученика», стремясь донести информацию до каждого и в равной степени эффективно. Важно не только передавать и стимулировать получение знаний, но помогать детям получать коммуникативные и адаптивные навыки, умение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать стрессы, воспринимать информацию в интерактивном режиме. Для этого образовательный процесс использует десятки новаторских технологий, среди которых особое место занимают десять основных. Объем и количество инновационных технологий зависит от статуса школы и консерватизма ее администрации.

Информационно-инновационные технологии в образовании

Информационно-коммуникативные или ИКТ технологии - интеграция информатики в ход освоения других учебных предметов. ИКТ является наиболее ярким примером практической инновационной технологии в образовании, согласно которой ученики самостоятельно ищут источники новой информации, воспитывая в себе ответственность и самостоятельность. Информационные технологии успешно интегрируются в другие области, способствуя глубокому и всеобъемлющему освоению материала.

Дети активнее усваивают материал, который видят на интерактивной доске или экране монитора. Компьютерные программы позволяют моделировать жизненные и учебные ситуации, делать обучение индивидуально ориентированным. Информационно-коммуникативные технологии находят отражение в:

  1. Уроках-визуализациях - изучение материала, которое сопровождается демонстрацией аудио-, фото- или видеоматериалов.
  2. Практических уроках, на которых результаты исследовательской или проектной деятельности представляются в виде презентации.

Для эффективного использования ИКТ педагогам следует сформировать у себя азы информационной культуры личности, чтобы успешно выступать наставником детей в вопросах компьютерных программ, используя которые он сможет оформлять документацию, формировать иллюстративный материал к урокам, создавать презентации, обмениваться опытом с коллегами.

Личностно-ориентированные технологии

Личность ребенка является центральной в образовательной системе, в соответствии с потребностями и возможностями которой формируются безопасные и комфортные условия развития, создаются индивидуальные программы обучения.

Согласно личностно-ориентированной инновационной технологии в процессе образования, педагог концентрируется на стимулировании эмоциональных возможностей и раскрытии творческого потенциала ребенка, он направляет подопечных. Учитель создает условия, необходимые для:

  • выбора правильного способа действий на уроке;
  • беспристрастной оценки границ собственного «Я»;
  • принятии ответственности;
  • справедливой оценки своей и чужой деятельности.

Учитывая возраст, психотип, уровень интеллектуального развития, способностей, такой подход позволяет сформировать инициативных и ответственных учащихся. Ведущей целью является становление личности, развитие коммуникативных, мыслительных и творческих способностей детей. Реализация педтехнологии возможна при условии:

  • приоритета самобытности и индивидуальности ребенка;
  • единства учения и обучения;
  • сложной диагностической работы по выявлению социального опыта учащихся;
  • взаимодействия субъектного и исторического опыта;
  • развития личности ученика через преобразование субъектного опыта и его постоянное обогащение.

Технология опирается на субъектный опыт ученика, его сравнение и анализ. Именно поэтому педагоги проектируют работу, обеспечивая максимальную свободу для освоения знаний учениками, демонстрацию избирательности к форме и виду материала. Эффективная реализация технологии строится на принципах структуризации, алгоритмизации, креативности, активизации и деятельностной направленности. Личностно-ориентированное обучение реализуется в форме: разноуровневого и модульного обучения, коллективного «взаимообучения» и полного освоения знаний, благодаря чему адаптируются к потребностям и способностям учеников.

Игровые технологии

Игровая деятельность чаще используется в начальной школе, поскольку у младшеклассников она является превалирующей, помогая осваивать новую информацию и получать знаний. Однако использование инновационных технологий в образовании позволило применять игровые формы в средней и старшей школе. Игра - важный механизм воспитания и обучения, который требует от учителя предварительной разработки сюжета и правил, подготовки реквизита. Наиболее востребованные игровые формы - уроки-путешествия и уроки-соревнования.

Технологии игры находятся в тесном взаимодействии с дидактическими. Так, дидактические игры стимулируют интерес к изучаемому, реализуют развивающую и образовательную функции. Средством игры становится материал урока, дидактическое задание становится условием успешного участия в ней. Согласно функциональной и смысловой нагрузке игры могут быть диагностическими, коммуникативными, расслабляющими, эмоциональными, терапевтическими, культурно-социологическими.

Опытные педагоги используют игровые приемы, чтобы:

  • в форме игровой задачи поставить дидактическую цель;
  • учебную деятельность подчинить игровой форме и правилам;
  • ввести соревновательный элемент в процесс обучения, сделав игровым результатом успешность выполнения задания;
  • использовать изучаемый материал в качестве игрового средства.

Игровая деятельность уместна на любом этапе урока, поскольку предполагает эмоциональность, чувство удовлетворения от достигнутого результата или сопереживания, повышает интерес к изучаемому и концентрацию внимания детей. Дидактические игры облегчают усвоение материала, делают процесс преодоления учебных затруднений увлекательным.

Технология проблемного обучения

Согласно дидактической системе проблемного обучения учитель проектирует проблемные ситуации, стимулирующие осознанное освоение знаний и получение новых навыков учащимися. Проблемная ситуация вынуждает ученика искать новые или углублять имеющиеся знания, чтобы эффективно решить поставленную задачу. Ученик осознает противоречие между имеющимися у него навыками и знаниями и теми, что требуются для решения. Самостоятельное изучение материала или учительское пояснение предшествует созданию проблемной ситуации. Проблема должна интересовать учеников, сподвигать их к познанию, а решение проблемы - быть связано с определенным познавательным затруднением, которое нуждается в мыслительной активности детей.

Поскольку главная цель инновационных технологий в образовании - стимулирование познавательной активности, проблемное обучение как нельзя лучше отвечает ей, поскольку для освоения сложных знаний применяется определенная система освоения:

  • сложные упражнения делятся на мелкие;
  • в одной проблеме может быть только один неизвестный элемент;
  • информация, полученная учениками самостоятельно или от учителя, должна дифференцироваться.

Проблемное обучение является частью урока, а одним из методов такого обучения является эвристическая беседа.

Здоровьесберегающие технологии

Технология сохранения здоровья учеников предполагает ответственность педагогов за соответствие физиологических особенностей детей специфике учебного процесса. Учители должны стремиться к физиологическому ходу урока, всячески предотвращать психологические и физические недуги учеников, активно внедрять профилактические меры.

Здоровьесберегающие инновационные технологии в образовании и обучении предполагают:

  • оптимизацию учебной нагрузки;
  • снятие повышенной утомляемости и стресса;
  • профилактику физического и эмоционального переутомления;
  • обучение методикам контроля своего состояния.

В результате комплексного воздействия выпускник школы должен быть не только здоров, но и уметь следить за состоянием своего здоровья, осознавая важность ведения здорового образа жизни.

Если здоровьесберегающие технологии не используются или реализуются на недостаточно уровне, дети не могут сконцентрироваться на заданиях, демонстрируют рассеянность, отсутствие смекалки и креативности, не могут настроиться на учебу после перемены или урока физкультуры. Однако для правильной реализации педтехнологии методики сохранения детского здоровья должны быть адаптированы для определенного возраста, а учителю не стоит проявлять излишнюю авторитарность. Педагогу достаточно своевременно определить наличие проблемы и помочь ребенку (детям) сбалансировать учебные нагрузки.

Коррекционные технологии

Для снятия психоэмоционального напряжения в классе используются коррекционные технологии. Все они направлены на детскую экспериментальную деятельность, в ходе которой ученики смогут принять непосредственное участие, а также увидеть результат своих трудов. Коррекционные технологии опираются на методы наблюдения, игровое обучение, беседы, моделирование, трудовые поручения и творчество. Сложный материал в увлекательной форме воспринимается через искусство, применение художественных образов.

Среди множества инновационные технологии в сфере образования, носящих коррекционный характер, свою эффективность доказали:

  1. Арт-терапия. Арт-уроки способствуют развитию творческого подхода, высвобождению творческо-энергетических резервов, эффективному взаимодействию детей, выражению своего отношения к предмету или материалу посредством художественных образов. Арт-терапия в школе опирается на творческое взаимодействие учеников и педагога,упоминание учителем элементов (предметов) искусства в ходе объяснения материала, использование различных видов творчества в процессе изучения материала. Реализуя коррекционную технологию арт-терапии, чаще всего педагоги используют виртуальные путешествия, театрализованные постановки, прикладные виды детского творчества и моделирования. В равной степени эффективны самостоятельная творческая деятельность и создание художественных образов на школьных уроках.
  2. Музыкальная терапия. На уроках целостно или изолированно музыка применяется в качестве коррекционного средства, помогая установить контакт с детьми, способствовать формированию межличностных взаимоотношений в классе, улучшить речевую функцию, память, благотворно повлиять на эмоциональный фон - заинтересовать, мотивировать или успокоить, развить творческие, музыкальные, эмпатические и коммуникативные способности учащихся, повысить самооценку детей. Музыкотерапия особенно актуальна в работе со сложными учащимися, она оказывает мощное успокаивающее воздействие на замкнутых или гиперактивных детей. На уроках учителя используют технические средства воспроизведения музыки, либо же импровизируют с помощью музыкальных инструментов и голоса.
  3. Логоритмика. Технология преодоления речевых нарушений посредством развития двигательной сферы в сочетании музыки и слова. Логоритмическое воздействие преследует цель развить музыкальный, динамический, фонематический слух, мелкую моторику, мимику, выразительность и пространственное выражение движений,а также сформировать речевую моторику как основу артикуляции и фонационного дыхания, слухо-зрительно-двигательную координацию. Занятия логоритмикой систематически проводятся при участии музруководителя и педагога, либо же являются частью урока, опираясь на лексические темы и выступая игровой и тематической целостностью.
  4. Цветотерапия. Использование данной инновационной технологии в образовании в школе осуществляется для снятия раздражительности, апатии, агрессивности. Для укрепления психофизического здоровья учеников используются методы цветовой медитации и визуализации, которые позволяют всего за 10 минут оказать максимальное воздействие на центральную нервную систему. Посредством цветотерапии учителям удается мотивировать детей к творческой инициативности и художественной деятельности, создать благоприятный психоэмоциональный фон в классе.
  5. Сказкотерапия. Технология применяется для интеграции личности ребенка, его социализации, приобретения знаний о законах жизни, расширения сознания и развития творческих способностей. Сказкотерапия на уроках необходима для снятия тревожности, чувства апатии, агрессивности, формирования благоприятных взаимоотношений с окружающими, развития эмоциональной саморегуляции. Учителя используют дидактические, художественные, медиативные, психотерапевтические и психокоррекционные сказки. Они используются в качестве метафоры, задействуются в художественной деятельности, становятся предметом обсуждения, пересказа, драматизации и анализа.

Интерактивная или групповая технология обучения

Диалоговые формы процесса познания являются ключевыми в реализации групповых образовательных технологий - деловых игр, игрового моделирования, дискуссий, работы в группах, «мозгового штурма». Эти педтехнологии позволяют каждому ученику:

  • принять участие в работе, высказать свое мнение и выслушать чужое;
  • развить собственные коммуникативные навыки, толерантность, терпимость, умение слушать и слышать;
  • выработать навыки коллективного творчества и эффективного сотрудничества;
  • выступать в активной роли деятеля, а не наблюдателя.

Организация группового взаимодействия по программе инновационной технологии в образовании предполагает индивидуальную работу, взаимодействие в парах и последующее принятие коллективных решений. В группах имеются роли (мудрец, наблюдатель, деятель, эксперт, мыслитель), каждую из которых должны опробовать все участники работы.

Учитель помогает сформировать группы, в которых слабым ученикам подбирают доброжелательных и терпеливых партнеров, а для получения интересного и живого обсуждения намеренно объединяют учащихся с противоположными взглядами.

Интерактивная технология, позволяющая сформировать толерантную, коммуникабельную личность с мощными организаторскими и лидерскими качествами, находится в тесной взаимосвязи с технологией коллективного взаимообучения. Последняя способствует повышению ответственности за успехи минигруппы (пары) и результаты коллективного труда, позволяет сформировать беспристрастную оценку личности, развить мыследеятельность, задействовать предыдущие знания и опыт, активизировать логическое мышление и память.

Парная работа выстраивается в трех направлениях:

  1. Статическая пара - ученики объединяются и распределяют роли по своему желанию, потому при наличии взаимного расположения могут успешно взаимодействовать сильный и слабый, два сильных или два слабых учащихся;
  2. Динамическая - для выполнения задания, состоящего из четырех частей, выбирают четверых учеников, каждый из которых обсуждает упражнение с партнерами по заданию, подстраиваясь под индивидуальные особенности одноклассников для достижения максимального результата;
  3. Вариативная - каждый участник группы из четверых учеников получает индивидуальное задание, правильность выполнения которого обсуждает с педагогом, а после проводит взаимообучение одноклассников членов группы.

Кейс-метод

Метод кейса (case study) - инновационная технология в образовании, примеры которой позволяют находить проблему и пути ее решения или разрабатывать решение проблемы, когда она уже поставлена. В процессе реализации педтехнологии ученики получают от учителя пакет документов, который разбирают в индивидуальном порядке, в составе группы или фронтально, представляя итоги работы в устной или письменной форме.

Изучать кейсы, источникам которых могут быть не только готовые разработки, но и кинофильмы, произведения искусства, литературные произведения, научная или медийная информация, дети могут заранее или непосредственно в классе. Кейс-метод опирается на реальные и жизненные проблемные ситуации и предусматривает:

  • открытое обсуждение обозначенных в документах проблем;
  • получение опыта классификации, анализа и выделения информации;
  • всесторонний анализ полученной информации с последующим формированием аналитических навыков;
  • умение интегрировать имеющиеся навыки и знания, приобщение логики и творчества;
  • получение навыка принятия взвешенных решений.

Исследовательская технология

Проектная деятельность является базисом применения информационно-инновационных технологий в образовании, предусматривая стимулирование познавательного интереса, мыслительных процессов и самообразования, творческих способностей посредством планирования и осуществления проектов, формируя ключевые компетенции, которые соответствуют интересам ребенка. Метод проектов позволяет сформировать и развить поисковые умения, навыки рефлексии, практику сотрудничества, организаторские способности, коммуникабельность, презентационные навыки. Образовательный процесс, согласно технологии проектной деятельности, строится на диалоге учителя и ребенка, который учитывает возможности, интересы и индивидуальные особенности учащегося. Метод проектов опирается на проблемную деятельность, а знания, получаемые в процессе реализации задания, закрепляются в системе знаний о мире и превращаются в личное достояние ученика. Классификация проектов предполагает различные подходы:

  • по тематике они делятся на исследования природных или общественных явлений, культурных и исторических ценностей, семейных взаимоотношений;
  • по длительности на долгосрочные, средней продолжительности и краткосрочные;
  • по числу участников на групповые, парные, фронтальные и индивидуальные.

Проектная технология - это настоящее научное исследование, которое начинается с выбора и обоснования актуальности темы, определения спектра задач и целей, выдвижения гипотезы с последующим ее доказательством или опровержением. Технология позволяет сформировать у учащихся адаптационные способности, навыки ориентирования в сложных ситуациях, работать в коллективе, ставить и достигать поставленных целей.

  • Если проект практически ориентирован, продукт исследования может использоваться в жизни школы или класса.
  • Информационное исследование предполагает сбор материалов о явлении или объекте с последующим анализом и систематизацией информации.
  • Творческий проект опирается на максимальную свободу действий, креативность подхода к презентации результатов работы.
  • Ролевое исследование относится к наиболее сложным, поскольку участникам необходимо перевоплотиться в роли вымышленных персонажей, исторических личностей или литературных героев.

Технология развития критического мышления - портфолио

Применение современных инновационных технологий в образовании предполагает оценку личных достижений, акцент на рефлексивную деятельность, что связано с реализацией личностно-ориентированного подхода и гуманистической парадигмой обучения. Самоанализ и самооценка способствуют развитию ответственности, волевой регуляции, мотивации к самообразованию и развитию.

Технология портфолио как нельзя лучше отвечает потребностям накопительной системы самооценки достижений, фиксируя результаты учащегося, оценку его работ, прогресс в достижениях и интересах. Создание портфолио требует взаимодействия педагогов, ученика и его родителей, выполняя ряд важных функций:

  • целеполагания - работа в рамках целевого поля, обозначенного госстандартом;
  • мотивации - стимул к взаимодействию и активной ученической позиции;
  • диагностики - фиксация изменений за выбранный период;
  • содержания - раскрывая весь спектр реализуемых работ и ученических достижений;
  • развития - непрерывность самообразования и развития;
  • рейтинговая - демонстрирует диапазон умений и навыков.

Ученики чаще выбирают формы портфолио-самооценки, отчета, достижений и планов. Все они для ребенка служат организатором его учебной деятельности, а для учителя - инструментом оценки. Портфолио предполагает личностно-ориентированный характер, опирается на взаимооценку, самооценку и рефлексивность. Работая над портфолио, ученик демонстрирует навыки структуризации и анализа информации, беспристрастной оценки результатов.

Передовые педтехнологии оптимизируют образовательный процесс, однако не заменяют традиционные методики преподавания, а лишь интегрируются с ними. В результате нагрузка от чрезмерной концентрации на определенной теме у детей снизится, повысится эффективность обучения и общий эмоциональный настрой. При этом важно осваивать и использовать не одну, а сразу несколько новаторских технологий, чтобы повысить эффективность обучения через интеграцию образовательных областей, формирование мобильности и гибкости мышления, изменения мировоззрения учащихся и педагогов.

Сущность и разновидности инновационных образовательных технологий

Определение 1

Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.

Инновационная деятельность в образовании предполагает комплексные мероприятия, ориентированные на появление новшеств в образовательной сфере. Этими новшествами могут быть методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, ресурсы, применяемые в процессе воспитания и обучения, научные теории и концепции.

Инновации развиваются благодаря применению научно-исследовательских направлений деятельности, нацеленных на получение нового научного знания, какого-то открытия, изобретения. Кроме того, появление инноваций может быть итогом проведения проектных работ, в ходе которых развивается инструментально-технологическое знание, отражающее возможности реализации практических действий, на базе, имеющихся научных теорий и концепций. Таким образом создаются инновационные проекты, которые в последствие приводят к появлению новых технологий.

Инновации развиваются также и в процессе образовательной деятельности. В процессе обучения происходит развитие теоретических и практических знаний учащихся, которые затем могут быть применены в различных областях практической жизнедеятельности, связанных с созданием инноваций.

Инновационные образовательные технологии базируются на трех основных компонентах:

  1. Современное, грамотно выстроенное содержание, фундамент которого составляют компетенции в профессиональной деятельности, отвечающие текущим реалиям предпринимательской деятельности. содержание включает в свой состав разнообразные мультимедийные материалы, передающиеся благодаря современным средствам связи.
  2. Применение современных, инновационных методов в обучении. Такие методы должны быть ориентированы на развитие компетенций будущей профессиональной, привлечение учащихся к активному познанию и практической деятельности, проявлению инициативности в процессе познания. Исключается пассивное усвоение учебных программ.
  3. Наличие современной инфраструктуры в учебно-воспитательном процессе. Она должна основываться на информационных, технологических, организационных и коммуникационных компонентах, которые помогают применять новые формы и методы обучения, в частности дистанционное обучение.

Инновационные технологии в образовании используются на основе применения определенных подходов в обучении т.е. принципов, которые включают требования и целевые установки, являющиеся фундамент для развития новых технологий.

Все инновации в педагогической сфере основываются на их четком соответствии текущему этапу социально-экономического развития общества. В настоящее время, они должны быть ориентированы на развитие самостоятельности учащихся, формировании их способностей к самообучению и саморазвитию, осознанном, а не механическом усвоении учебных программ.

Инновационные технологии в образовательной сфере непрерывно развиваются и расширяется их спектр. Можно выделить следующие основные группы технологий:

  1. Информационно-коммуникационные технологии или ИКТ в области предметного обучения. Применение данные технологий связано с развитием информационного общества и активным внедрением информационных средств во все сферы жизнедеятельности. Такие технологии направлены на информатизацию сознания учащихся. В образовательные программы включаются новые предметы, которые ориентированы на изучение информатики, информационных процессов и ИКТ. Процесс преподавания, также, активно информатизируется, чтобы помочь повысить информационную культуру педагогического состава и учащихся;
  2. Личностно-ориентированные технологии. Данные технологии направлены на постановку личности на приоритетную позицию в обучении и воспитании. Весь учебно-воспитательный процесс ориентируется именно на развитие личности, учета ее индивидуальности и особенностей развития.
  3. Информационно-аналитическое снабжение учебно-воспитательного процесса. Использование этой группы технологий, ориентировано на исследование развития каждого учащегося, класса, параллели, учебного заведения, их адекватного оценивания;
  4. Мониторинг интеллектуального развития. Технологии базируются на применении графиков, системы тестирования, новых методик оценивания, позволяющих отследить динамику развития отдельных учащихся и качество обучения в целом;
  5. Воспитательные технологии. Процесс обучения не может быть оторван от воспитания. Поэтому внедряются новые методики, позволяющие развить личность, ее основные качества;
  6. Дидактические технологии. Они являются основным фактором развития образовательного заведения. Такие технологии основываются на комплексе приемов и средств, включающих использование традиционных и инновационных технологий: самостоятельная работа с учебной литературой, применение аудиовизуальных, мультимедийных средств, дифференцированные способы обучения.

Рисунок 1. Инновационные образовательные технологии. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные технологии личностно-ориентированного обучения

Данные технологии ставят во главу учебно-воспитательного процесса личность ребенка. В расчет берутся его индивидуальные качества, и педагог направляет свое мастерство на организацию обучения, согласно специфике потребностей учащегося.

Среди технологий личностно-направленного обучения можно выделить следующие:

  • Технология разноуровневого обучения. Согласно этой технологии предполагается построение учебного процесса в зависимости от способностей к усвоению материала каждым учащимся т.е. каждому ученику отводится время на усвоение программы, которое требуется именно ему и отвечает его возможностям. Так, продуктивно усваивается базисное ядро учебной программы.
  • Технология коллективного взаимообучения. Такая технология предполагает объединение учащихся в группы, состоящие минимум из двух человек, которые имеют психологическую совместимость. Они могут иметь разный уровень интеллектуального развития, но выполняют задания, помогая друг другу и, тем самым, развивая друг друга. Это формирует логическое мышление, чувство ответственности, адекватную самооценку, помогает раскрепощению учащихся.
  • Технология сотрудничества. Данная технология предполагает объединение учащихся в небольшие коллективы и обучение в них. Обучение должно проходить совместно, с осознание успехов и неудач друг друга. Обучение строится на базе постановки единой цели и задач, обязательного несения ответственности каждым учащимся и обеспечении равных условий для эффективного усвоения познавательной информации.

Выступление на МО начальных классов по теме:

«Инновационные технологии в образовании»

При аттестации в заключении о профессиональной деятельности педагогического работника общеобразовательной организации в разделе «Развитие образовательной среды и образовательных услуг» есть подпункт 2.3 «Использование инновационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, в учебно- воспитательном процессе. И та информация, которую я для вас приготовила по этой теме, может быть вам пригодиться. Мы немного вспомним о педагогических технологиях.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель .

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой. А.К.Гастев

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

Усвоением максимального объема знаний;

Максимальной творческой активностью;

Широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность

Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:

  • умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
  • умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
  • умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  • умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Инновационные технологии предполагают:


-повышение уровня мотивации к учебному труду.
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность.
-при активной поддержке учителя.
-постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем.
-ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
- создание когнитивной схемы мышления.
-воспитание чувства собственного достоинства
-в основе- дифференциальный подход.
-хорошее знание теоретического материала успешность обучения.
-создание проблемной ситуации.
-работа с одаренными детьми.

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Разноуровневое обучение;

Коллективная система обучения;

Технология решения задач;

Исследовательские методы обучения;

Проектные методы обучения;

Технологии модульного обучения;

Лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

Повышение квалификации педагогических работников

Вы видите на слайде варианты использования образовательных технологий на всех этапах урока и какими методами и приёмами мы их внедряем.

Значит, мы все используем педагогические технологии на каждом этапе уроке, в том числе и инновационные.

Также хочу сказать немного и о цифровых образовательных ресурсах

Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства .

Цифровые образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

К ЦОР относят:

Цифровая фотография,

Видеофрагменты,

Статические и динамические модели,

Звукозаписи,

Символьные объекты и деловая графика,

Текстовые документы,

Презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Адрес ФЦИОР(Федеральный центр образовательных информационных ресурсов) в Интернет:

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Мониторинг качества образования

Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений.

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Успешность современного педагога:
-способность управлять собой
-ставить разумные личные цели
-умение решать проблемы
-личностный рост
-изобретательность и способность к инновационному творчеству.

Приложение.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

  • развивающее обучение;

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века.

С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) высокий темп изучения материала;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

  • проблемное обучение;

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

  • разноуровневое обучение;

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того,чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.

  • коллективная система обучения;

Идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

  • технология решения задач;

Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.

  • исследовательские методы обучения;

Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.

Известно, что для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы – это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна носить поисковый характер. Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи с чем эвристические методы делятся на:

1) проблемное изложение;

2) частично-поисковые методы;

3) исследовательские методы.

  • проектные методы обучения;

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

  • технологии модульного обучения;

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно

(или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной

деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

  • лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

Лекционно - семинарско-зачетная технология – это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом, лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками.

  • использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.


Самое обсуждаемое
Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны Асы подводной войны Рейтинг британских подводников 2 й мировой войны
Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии Проективные методы. Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов Истоки проективной психологии
Главные герои повести «Барышня-крестьянка Главные герои повести «Барышня-крестьянка


top