Портрет современного школьника: ожидания и реалии. Психологическая мастерская «Рисуем портрет современного ученика

Портрет современного школьника: ожидания и реалии. Психологическая мастерская «Рисуем портрет современного ученика

Феодосийская общеобразовательная школа I – III ступеней № 7

Феодосийского городского совета

Республики Крым

Психологический портрет учащегося

10 – Б класса Шевченко Александра Валерьевича

Портрет подготовлен: учителем начальной школы и истории Кудрявцевой А. А.

Г. Феодосия

    Общие сведения об учащемся.

И. Ф. О. учащегося: Шевченко Александр Валерьевич.

Обучается в школе № ….. г. Феодосии, в 11 – Б классе.

II . Психологический портрет учащегося.

Шевченко А. В. в школе зарекомендовал себя с лучшей стороны. В процессе уроков не нарушает дисциплины, а наоборот помогает учителям по мере необходимости успокоить класс. Пользуется уважением и авторитетом у одноклассников. В любой сложной ситуации готов прийти на помощь, как сверстнику, так и учителю. Имеет спокойный характер, не вспыльчив, рассудителен, понятлив, ответственен, уважителен.

В ходе наблюдения, хочу отметить, что быстро усваивает новый материал. Может, при надобности, быстро переключать внимание, схватывая полученную информацию.

По успеваемости Александр Валерьевич занимает одно из первых мест в коллективе. Сильно отличается взглядами от сверстников, более взрослые и рассудительные. Имеет собственное мнения по каждому вопросу. В классе является лидером, за которым тянутся одноклассники.

Во время индивидуальной беседы не отметила никаких проблемных ситуаций, на поставленные вопросы отвечал сдержанно, но не холодно. На вопросы, где требовалось рассудительность и собственное мнение, обдумывал, но с ответом не затягивал. В тоже время хорошо понимает шутки, умеет сам пошутить, не обидев ближнего. Хорошо влияет на коллектив класса, в общем.

В итоге хочу сказать, что Шевченко Александр Валерьевич за все время наблюдения проявил себя с самой лучшей стороны. И является образцом подражания для коллег.

Портрет современного младшего школьника

Умейте встать на позицию другого человека

и понять, что нужно ЕМУ, а не вам.

С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир.

Дейл Карнеги

Выбор темы исследования

1.Актуализация темы исследования:

Окунемся в мир фантазий с Мери Поппинс…

Демонстрируется фотографии фрагмента из фильма «Мери Поппинс»; фото воспитанников

слайд 1

– Она – няня, а это ее воспитанники.

2.Зонтик откровений.

Перед вами ЗОНТИК ОТКРОВЕНИЙ Мери Поппинс, ему лгать нельзя, любую ложь он сразу почувствует. Положив руку на зонтик, представьте и скажите откровенно какими, по вашему мнению, положительными качествами обладает современный школьник? Не повторяться.

* любящий

* уважающий

* любознательный

* самостоятельный на доске

* ответственный

* доброжелательный

* здоровьесберегающий

3. - Обязательно ли, обладая этими качествами, он должен и одеваться определённым образом в школе? (мнения 4-6 детей)

У нас с вами возник спор, а в споре рождается истина. По какой теме проведём исследование?

слайд 2

Тема исследования

Внешний вид школьника

Цель исследования

Значит, какова может быть цель нашего исследования

Определение внешнего вида современного школьника.

Задача исследования

На ваших компьютерах возможные варианты одежды современного ребенка.

Какую задачу мы поставим? (Возможно ли такое многообразие одежды в стенах школы)

    Составить: портрет внешнего вида школьника

слайд 3

Гипотеза

Давайте выдвинем предположение, в любой ли одежде вы будете в школе выглядеть гармонично?

Объект исследования

Что же мы будем исследовать? (Одежду для детей)

Методы исследования

    Практический

4. Ход исследования

Зачем человеку одежда? (2 реб.) Да, конечно, вы правы.

В каком-то виде уместно появится на празднике, в какой-то одежде удобно заниматься спортом. Для каждого случая и вида занятия своя форма одежды.

А мы большую часть времени проводим в школе. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Посмотрим, как выглядят некоторые школьники.

слайд 4

Почему девочка удивлена?

Смотри-ка, Саш, смотри-ка, Саш,

На этот странный вернисаж,

Какой пассаж, какой кураж -

Ведь это школа, а не пляж.

А вот смотри-ка, кто такой?

То ли спортсмен, то ли ковбой?

Но позабыл, наверно, он -

Что школа здесь - не стадион.

А теперь выберем из представленных вариантов одежду для современного школьника. Каждый человек индивидуален. Мы можем составить несколько портретов школьника. Сегодня я вам предлагаю поработать в 2-х группах.

Каждая группа разрабатывает свой проект внешнего вида школьника и защищает его (доказывает, почему именно эта одежда выбрана вами).

1 группа составляет комплект одежды для мальчика;

2 группа – для девочки.

слайд 5

На ваших столах лежат Памятки по организации работы в группе. слайд 4.

ПАМЯТКА

    Выберите руководителя (старшего в группе).

    Вспомните объект исследования (читает руководитель).

    Распределите обязанности между членами группы (распределяет руководитель, кто и что будет выполнять).

    Выполнение задания. (прислушиваться к мнению всех членов группы)

    Обсуждение кандидатуры того, кто будет выступать от имени группы.

    Защита проекта.

Ознакомьтесь с памяткой.

Старший в группе прочитайте задание для вашей группы.

Выполните его, действуя по инструкции.

Задание

    Одежду, подходящую для школьника перенесите на изображение школьника.

    Одежду не подходящую для школьника перенесите в шкаф.

Инструкция по выполнению задания: прижать левой кнопкой мыши выбранный предмет гардероба передвинуть его на изображение школьника.

Одежду, не подходящую для школьника, прижать левой кнопкой мыши, передвинуть на изображение шкафа.

5. Физминутка для глаз

6. Защита проектов (выслушивается по одному представителю от каждой группы)

Продукт проекта выносится на общий экран для защиты.

Мы получили два портрета современного школьника. Внешне они различны, но что их объединяет? (Строгий вид одежды).

А я вам открою секрет: из этого гардероба можно составить несколько вариантов комплектов одежды для школы. Я вам подарю диски с таким же заданием, и у вас будет возможность составить комплект одежды по вашему усмотрению для девочки и мальчика.

7. Что нужно современному школьнику для успешной учёбы?

слайд 6

Портфель. Как его можно облегчить, учитывая современные достижения науки и техники?

* компьютер

* электронные учебники

* доступ к интернету

* электронный дневник

Заключение

А теперь представьте, что ваша ладонь легла на зонтик откровений.

Поднимите ладонь синего цвета, если, вы согласны с составленным портретом современного школьника, или красную, если вы не согласны.

(Звучит музыка «Ветер перемен)

Надо меняться, меняться в лучшую сторону. А правильный выбор может сделать каждый из вас.

На первый взгляд, бытовая портретная фотосъемка — самая простая фотографическая работа. Но это только на первый взгляд. Мне довелось несколько лет снимать в школах и детских садах. Новичку с хорошей теоретической подготовкой и практикой, скажем, репортажной съемки, может потребоваться не один месяц, чтобы наладить более или менее правильный технологический цикл. Только после этого количество фотографий, не выкупленных родителями, установится примерно на уровне шести процентов.

Года два уйдет на то, чтобы отвоевать свой собственный клочок пространства в мире детских заведений, на котором можно устойчиво добывать хлеб насущный и при этом надеяться, что директор «вашей школы» не отдастся другому, более удачливому, более мастеровитому или более щедрому фотографу.

Работа начинается не со съемки, а с поиска работы. Фотографу приходится прочесывать жилые районы, получая отказ за отказом, до тех пор пока не уговорит какого-нибудь директора детского заведения допустить его до «кормушки», - и вот тогда надо быть в полной боевой готовности.
Производственный процесс требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса можно потратить только один урок. И не каждый учитель соглашается сорвать свой урок. График фото съемок обычно составляется не на один день, и если по ходу работы вдруг что-то в механизме ломается, вернуть процесс в налаженное русло бывает не просто. Вот почему соблюдение ритма — одна из самых важных составляющих технологии работы в школе. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута. Иногда за день приходится фотографировать более четырехсот человек.
Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из двух студийных вспышек с ведущими галогеновыми лампами, двух фотозонтиков, экрана-отражателя (лайтдиска), фона и пяти опорных стоек.
Студия обычно устанавливается прямо в школьном коридоре. На стойках возле стены подвешивается матерчатый фон. Стул с низкой спинкой крепится к полу любым доступным для вас способом.
Если этого не сделать, то ровно половина времени, отпущенного для съемки класса, уйдет на бессмысленную борьбу с желанием каждого ребенка подыскать для стула новое, более подходящее место.
А допускать этого ни в коем случае нельзя, так как при этом изменится расстояние от стула до фона и от источника рисующего света до лица школьника.
Минимальная мощность вспышек — 150 джоулей. Хорошо, если имеется возможность деления мощности пополам. Вспышка должна быть готова к работе практически сразу после срабатывания. Десять секунд, необходимые для зарядки некоторых вспышек, слишком долгий срок. Бытовка не терпит таких пауз.
Стойку со вспышкой и фотозонтиком, которые должны обеспечивать рисующий свет, нужно устанавливать на раз и навсегда определенном расстоянии от головы портретируемого. Для этого можно завести мерную ленту, а на полу мелом нарисовать сектор окружности. При необходимости вдоль этой линии можно будет перемещать во время работы стойку вспышки, не затрачивая драгоценные секунды на повторные замеры экспозиции. Я ставил рисующий свет слева от себя. Контровик тоже необходимо держать на строго определенном месте. В этой схеме он не только подсвечивает волосы и плечи, но и фон. Вот почему для него имеет смысл приспособить небольшой фотозонтик.
Сохранять неизменность единожды рассчитанных положений вспышек, стула и фона очень важно. Известно, что освещенность предмета уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния до источника света. Достаточно сантиметров на тридцать отодвинуть вспышку от лица ребенка или наклониться вперед, и расстояние от источника света до портретируемого изменится на тридцать процентов. На практике это приведет к весьма ощутимой разнице в плотностях соседних кадров. Ни один печатник не станет возиться с каждым кадром отдельно. У хорошего фотографа все файлы одинаковы по плотности и контрастности. У плохого - все вперемешку, и недодержанные и передержанные. Операторы вынуждены возиться с коррекцией каждого портрета, терять время. Хорошие печатники-операторы с плохими фотографами не работают. За право работать с ними фотографу надо побороться, поконкурировать.
Методом проб и ошибок я пришел к убеждению, что в школе лучше всего использовать алюминированный фотозонт (белый матерчатый слишком рассеивает свет и пожирает много энергии, диафрагма при этом падает до 5,6). Алюминированный зонт диаметром 100 см света отражает много и дает отчетливый светотеневой рисунок с мягкими переходами от света к тени. Вспышка, включенная на мощность 150 дж при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см, дает диафрагму 8 (чувствительность пленки-матрицы 100 АSА). Отодвигать такой зонт больше чем на метр тридцать от глаз портретируемого - плохо. При этом он перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонт большего диаметра не стоит, так как он занимает слишком много места, перегораживая половину рекреационного коридора. Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.
В идеале рисующий свет должен стоять так, чтобы в процессе съемки его не надо было слишком часто перемещать. Высота середины зонтика должна быть примерно на 20 см выше головы портретируемого, а угол — 45 градусов к оси объектива. Естественно, что вспышку придется поднимать при съемке выпускников и опускать при съемке первоклашек.
Отражатель света (лайтдиск) должен стоять справа от фотографа, в 40 см от плеча ребенка. Дальше отодвигать не стоит — возникнут провалы в тенях. Разница экспозиции в светах и тенях на лице в идеале должна быть равна 0,7 деления диафрагмы.
Свет надо поставить так, чтобы диафрагма была зажата до 8. При этом глубина резкости портретного объектива становится оптимальной: глаза резкие, а уши плывут. Открывать дырку еще больше плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.
Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой. Последнее очень важно: если объектив темный, глаз надолго не хватит. Четыреста раз за день навести резкость по глазам, и так несколько дней подряд… Мало не покажется. Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Если вы после съемки обнаружите по два-три «моргунчика» в каждом классе, можете считать, что больше в этой школе или детском саду вы работать не будете. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей цифровушки, не выход — сбивается темп работы.
Малышей я снимал, сидя на стуле. Это экономило силы, так как высота объектива во время съемки оказывалась оптимальной: чуть выше уровня глаз ребенка. Стул был повернут в сторону рисующего света так, чтобы ребенок садясь направлял коленки прямо на зонтик, а голову поворачивал ко мне. Поза получалась чуть динамичнее, чем при съемке на паспорт.
Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов.
Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и сами поправили прическу и одежду, сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее?» и т. п.
Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным. Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».
Если не удалось поймать сей миг прекрасный, не беда — повторите попытку. Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать. Хорошо раскупаются родителями снимки спокойных, умненьких детишек. Всякие крайности в проявлении эмоций чреваты повышенным процентом возврата снимков.
Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.
Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света слева направо и отметить несмываемым фломастером на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики - это потенциальные «возвратчики». Они снимаются, но не выкупают свои портреты. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы.
В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.
Особое дело - съемка учителей. Они подчас не молоды, а выглядеть хотят на все сто. Приготовьте софтфильтр или черный чулок. Не снимайте учительские лица крупно. Масштаб их головок лучше уменьшить в сравнении с ребячьими. Зонтик сдвиньте чуть ближе к аппарату. Свет станет более плоским, но зато и теней на лицах станет меньше. Меньше будут видны морщинки и прочие дефекты кожи. Оттого, насколько учителю понравится его собственный портрет, зависит, как будут продаваться снимки.
Не стоит самому ходить по классам и собирать деньги за фотографии. Лучше договориться с каким-то конкретным человеком в школе и сдать ему всю съемку сразу. Двадцать процентов от собранных денег уйдет на оплату согласия директора работать именно с вами. Еще одна статья расходов - бесплатные фотографии для воспитателей, учителей и их детей или внуков. Иногда эти дети учатся в той же школе, иногда малышей ясельного возраста приводят из дома. Это ломает ритм съемки. Поэтому лучше снимать таких клиентов после уроков или в паузе между первой и второй сменами.
Самое удивительное, что опыт работы в школе плавно, без особых усилий приспосабливается к съемке кабинетных портретов крупных руководителей. Оказалось, что в техническом отношении это совершенно одинаковая работа. Оборудование менять не надо. Нужно просто учитывать физиологические особенности людей. Если клиент сильно облысел, не стоит светить контровиком на его голову, можно использовать потолок в качестве огромного софтбокса. Штатив с зонтиком часто приходится ставить прямо на рабочий стол клиента. Время хоть и ограниченно - у больших людей большие заботы, но все же можно поиграть со светом. Психологически со взрослыми работать гораздо проще - они сами заинтересованы в результате съемки и в отличие от детей умеют управлять своими эмоциями.
Дорожите клиентами. Старайтесь идти им навстречу, и тогда они не будут изменять вам с другими фотографами.

Прощай, пленка, прощай!
Еще четыре года назад, сразу после первых же съемок пятимегапиксельной цифровушкой, я произнес эти слова. Но еще несколько раз через не хочу брал на репортажные съемки безотказный Nikon F-5. У меня не было для него полноценной замены. Теперь она есть. Портреты школьника для статьи о съемке бытовки сняты Nikon D2X, портрет Виктора Вексельберга - Nikon F-5 на слайд Fujiсhrome Astia 100 ACA. Это очень хорошая мелкозернистая профессиональная пленка. И в первом, и во втором случае на камеру был надет зум Nikkor 80-200/2,8, диафрагма 8. В процессе подготовки файлов к печати я посмотрел обе картинки при увеличении 200 процентов. И снова сказал себе: - Прощай, пленка! - и добавил - прощай навсегда!

P.S. Несколько слов о доходности бытовки:
Стоимость камеры и мини-студии примерно 2500 долларов. Хороший бытовой фотограф в Москве зарабатывает больше тысячи долларов в месяц. При этом рентабельность его труда составляет примерно пятьдесят процентов, то есть из собранных денег он оставляет себе около половины. Сегодня в школах востребована съемка только выпускных классов и третьего (он тоже вроде выпускного). Родительское чадолюбие резко уменьшается после достижения ребенком школьного возраста.

Общая характеристика младшего подросткового возраста.

Так как возраст детской аудитории, на которую рассчитан разработанный мною цикл занятий, а также данный конкретный вводный урок, составляет 12-13 лет, нужно обратить внимание на следующий факт. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

С психологической точки зрения это довольно благополучный возраст. Подростковые проблемы еще только "маячат" у школьников как некоторая психологическая и личностная перспектива. А корни трудностей, испытываемых школьниками при овладении новой школьной ситуацией обучения, - в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую, в несостыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом.

Какие же психологические качества и свойства обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития? Иначе говоря, какие психологические новообразования должны появиться в конце 4-го - начале 5-го класса?

Центральное и важнейшее психологическое новообразование - это так называемое "чувство взрослости". Это чувство должно проявлять себя и реализовываться в трех основных моментах:

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущим мотивом в этом случае станет для 5-ка собственно познавательный).

Новая личностная позиция по отношению к школе (как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений) и педагогам. Новое отношение к школе - это ответственная осознанная позиция школьника, а отношения с педагогами предполагает переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка к отношениям межличностным.

Новая личностная позиция по отношению к сверстникам (ведущая деятельность - общение предполагает, что от ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в классе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками).

Для формирования той или иной позиции, того или иного отношения требуется некоторый уровень собственно психической готовности и зрелости. Но он является именно предпосылкой формирования новой системы отношений. И субъектное отношение к учебной деятельности, и новая позиция в отношениях с педагогами возникают только в соответствующих социальных, педагогических условиях как ответ на специально организованную работу взрослых. Позиция в отношениях со сверстниками в большей степени зависит от психологической зрелости самого ребенка, имеющегося у него социального опыта, семейного стиля общения.

Кроме "чувства взрослости" успешность перехода определяется наличием определенного уровня когнитивной зрелости школьников. Прежде всего, она связана со способностью ребенка осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств - операций, а также использованием речи как инструмента мышления (система устных доказательств, объяснений, умения задавать вопрос и др.).

Можно выделить еще целый ряд менее важных составляющих психологической готовности. Все они представлены в психолого-педагогическом статусе пятиклассника и представлены в таблице.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации заключается в выявлении уровня адаптированности к обучению в среднем звене, индивидуальной помощи детям - дезадаптантам, усовершенствовании программ преподавания, разноплановой работе по формированию индивидуального стиля учебной деятельности - все это служит мощным средством формирования необходимого уровня психологической готовности к переходу обучения в среднем звене.

Психологические и педагогические особенности младшего подросткового возраста.

Я считаю нужным более подробно остановиться, во-первых, на психологических новообразованиях данного периода. О них шла речь ранее, однако дача более полного представления может помочь в составлении характеристики этого возраста в целом.

Контингент школьников подросткового возраста - это ученики средних классов. Важно учитывать, что обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама "кризисность" возраста. Как уже говорилось ранее, возраст 11-12 лет не является "кризисным" с психологической точки зрения. Однако необходимо учитывать, что в современном обществе, в котором технический и научный прогресс развивается с немыслимой скоростью, взросление ребенка также происходит немного быстрее.

Рассмотрим основные особенности и задачи развития современного подростка.

Сам период подростничества традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) - младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет). Детская аудитория, на которую рассчитано данное занятие, относится, к первой, негативной фазе.

Возраст ранней юности не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.

По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паровую машину построил Уатт в 1765., а юношу - Руссо в 1762 г. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону".

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Наряду с чувством взрослости возникает подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего - родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении именно рассматриваемый нами младший подростковый возраст.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель - необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения. В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. В этот период очень важно показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития подростков. Это связано с тем, "что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними". В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др. Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание - главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется особенной чувствительностью. У рассматриваемого мною возраста - младших подростков - повышается тревожность в сфере общения со сверстниками.

Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть развития ребенка в этом возрасте.

Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.


Самое обсуждаемое
М.Е. Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города": описание, герои, анализ произведения. Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин История одного города от издателя краткое содержание
У каких слов бывают антонимы У каких слов бывают антонимы
Да пребудет с тобой вдохновение: как преодолеть творческий ступор Да пребудет с тобой вдохновение: как преодолеть творческий ступор


top