Ресурсный центр: сертификация. Сертификация профессиональной подготовки педагога Какие вопросы в тестах на сертификацию учителей

Ресурсный центр: сертификация. Сертификация профессиональной подготовки педагога Какие вопросы в тестах на сертификацию учителей

Наше тестирование учителей, педагогов и работников образовательных организаций разработано, опираясь на многолетний опыт в проведении сертификаций педагогов различных направлений. Мы учли все пожелания наших клиентов:

- все сертификации разработаны по актуальным вопросам в образовании;
- интуитивно понятный интерфейс взаимодействия с сайтом;
- подтверждающие документы выдаются СРАЗУ в день обращения!

Стоимость сертификата составляет всего 85 рублей . Документы выдаются СРАЗУ после внесения личных данных педагога в интерактивную форму.

Сертификация педагогов – удаленный способ подтверждения компетентности в определенном направлении деятельности в ходе проведения независимой экспертизы знаний и навыков с последующей выдачей подтверждающих документов. Проверка навыков в ходе тестирования педагогов проводится в ритмическом последовательном ключе, охватывая актуальные области педагогических практик.

Как участвовать в сертификации педагогов?

Сертификация педагогов является дистанционным способом тестирования учителей, воспитателей, преподавателей, не требующая значительных временных и финансовых затрат. Участие в сертификациях педагогов, организованных НМП Методичка.орг, абсолютно добровольный выбор педагога. Проект не несет ответственности за полученные итоговые результаты. Количество попыток прохождения одной сертификации неограниченно, но не чаще 1 раза в сутки.

После выбора сертификации педагогу предлагается пройти проверку знаний в ходе ответа на тестовые задания в открытой. Итоговый результат успешности прохождения сертификации педагог может узнать сразу после завершения тестирования. В зависимости от набранных баллов будет предложено либо получить подтверждающий документ об участии в сертификации педагогов, либо освежить в памяти собственные знания и попробовать свои силы в тестировании педагогов в следующий раз.

Сертификация - процедура подтверждения соответствия уровня информационно-коммуникационной компьютерной компетентности педагога требованиям соответствующего стандарта.

Сертификация педагогических кадров - это процесс, рассчитанный на многолетнюю перспективу, который должен обеспечить:
- утверждение периодически обновляемого государственного стандарта профессиональной компетентности различных категорий работников образования как пользователей информационных технологий, обеспечение его соответствия современному состоянию информационных технологий, с одной стороны, и текущим и перспективным потребностям системы образования - с другой;
- постепенный переход всех кадров системы образования на уровень компьютерной компетентности, соответствующий стандарту;
- стимулирование руководящих работников и специалистов образования к достижению соответствующего уровня компьютерной компетентности, освоению и использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, в управлении образованием, в учебно-методической работе и других видах педагогической деятельности;
- принятие и освоение системой образования процедуры сертификации кадров как инструмента оценки и развития кадрового потенциала и расширение его применения на другие предметные области (виды деятельности), например, иностранный язык, образовательный менеджмент и т. п.

Сертификационный экзамен - двухкомпонентная процедура оценки знаний, умений и навыков сертифицируемого, включающая компьютерный тест и комплексное профессионально-ориентированное задание.

Сертификация проводится в 3-х категориях:

«Учебно-воспитательная работа» (для учителей-предметни¬ков, руководителей методических объединений учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, воспитателей, руководителей кружков детско¬го творчества, коррекционных педагогов и т. д.)
«Административная работа» (для директоров и заместителей директоров учебных и воспитательных учреждений, руководителей органов управления образованием и т. д.)
«Информационные технологии в образовании» (для замести¬телей руководителей учебных заведений по информационным технологиям, руководителей и сотрудников ресурсных образовательных центров, инженеров-программистов учеб¬ных заведений, преподавателей информационных технологий и т. д). Тест "ИТ в образовании" рекомендуется сдавать после прохождения тестов "УВР", "АР"


Сертификация проводится в 3 этапа:
0. самоопределение специалиста
I. компьютерное тестирование
II. выполнение комплексного профессионально-ориентированного задания по выбранной категории


Предварительный этап. Самоопределение специалиста:

Специалист системы образования определяет индивидуальную потребность в сдаче сертификационного экзамена, выбирает категорию, по которой будет сдаваться экзамен на получение сертификата. Проходит пробное сертификационное тестирование на сайте http://spk.academy.edu.by . Раздел "Готовы ли вы к сертификационному экзамену?" Логин (user), Пароль (Sert_2012). При наборе более 70% при первом прохождении теста может попробовать сдать контрольное сертификационное тестирование, обратившись в учреждение образования или отдел образования для включения его в список участников выездного экзамена или самостоятельно заполнить сведения для прохождения сертификации со своими данными в каб. 222 (для слушателей повышения квалификации).
Примечание: С февраля 2012 года сертификационный экзамен можно проходить в Microsoft Windows XP, Microsoft Office 2003 или в Microsoft Windows 7 и Microsoft Office 2010 (по выбору экзаменуемого)


1-й этап. Компьютерное тестирование

На экзамен экзаменуемый приносит с собой
- Паспорт
- документ об оплате. Р/с 3632000000576 филиал №400 ГОУ АСБ «Беларусбанк», код 752, УНП 500055348, ГУО «Гродненский ОИРО»,
- оформленный надлежащим образом договор об оказании платных услуг для физических лиц (cкачать) или для юридических лиц (cкачать)

Компьютерное тестирование проводится в режиме удаленного доступа к сайту http://spk.academy.edu.by Время выполнения теста в 1 сертификационной категории не болеее 1 академического часа. Каждый тест содержит 30 вопросов. 1 попытка. Тест считается успешно пройденным при набранном количестве баллов не менее 70 %.
Лица, успешно прошедшие тест, выполняют комплексное профессионально-ориентированное задание.

2-й этап. Выполнение комплексного профессионально-ориентированного задания

Испытуемый выбирает случайным образом у экзаменатора вариант задания. На его выполнение отводится не более 2 академических часов. Результатом его выполнения является архив, пересылаемый по электронной почте на адрес [email protected]. По результатам выполненного задания заполняется технологическая карта.Результатом заполнения технологической карты является набранная претендентом сумма баллов. При наборе более 75 % баллов задание считается успешно выполненным, а претендент - сдавшим экзамен на сертификат. Для лиц, не сдавших экзамен, допускается апелляция к экзаменатору и разбор задания, при этом окончательное решение принимает тьютор (экзаменатор).
Сертификат выдается тестируемому в течение месяца с момента прохождения сертификационного экзамена.



Рекомендации и правила выполнения сертификационного компьютерного теста

При тестировании рекомендуется выполнять следующие правила:
- при возникновении процедурных вопросов во время прохождения теста следует обращаться к тьютору, во всех остальных случаях разговоры не допускаются;
- не разрешается общаться с другими трестирующимися, обсуждать с ними вопросы или ответы, обращаться к их компьютерным экранам, тестовым материалам или письменным заметкам;
- сотовые телефоны и другие средства коммуникации должны находиться вне области тестирования.
Тьютор сертификационного центра следит за выполнением вышеупомянутых правил в течение всего сеанса тестирования. При систематическом нарушении указанных правил результаты теста аннулируются.

По материалам ГрОИРО
ПОМОЩЬ ВОТ

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению можно приложить прикладные материалы, демонстрирующие разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019 состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец по ФГОС) содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя.

Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2019 по ФГОС, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Однако вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ .

Добровольная

Любой воспитатель может пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос можно отправить не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.

д. А. МАХОТИН

СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В BV3E

Рассматривается проблема оценки качества педагогического труда в вузе. Проведенный автором анализ подходов к оценке профессиональных квалификаций и компетенций педагогических работников позво ни сформулировать предложения по созданию системы сертификации педагогических кадров в вузе.

ТСтчевые слова: качество высшего образования, оценка педагогического труда в вузе, профессиональные стандарты, сертификация педагогических кадров.

This article addresses the problem of assessing the quality of pedagogical work at the university. The author conducted an analysis of approaches to the evaluation of professional qualifications and competence of teachers allowed to formulate proposals for a system of certification of teachers in high school.

Key words: quality of higher education, evaluation of teachers working in high school, professional standards, certification of teachers.

К началу XXI века во многих странах Ев-ропы и в Америке начались процессы обновления и реформирования национальных систем образования. Общей тенденцией стало введение единых образовательных стандартов, децентрализация в управлении образованием и повышение качества образовательных услуг. Новации привели к тому, что основной проблемой модернизации стала фигура самого педагога, его профессиональные квалификации и компетенции.

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, а также подходы к оценке и измерению педагогического труда в разных странах существенно отличаются. Общей остается оценка качества труда педагога по-новому, с точки зрения создания возможностей для его профессионального и личностного роста, максимальной реализации потенциала формального и неформального обучения, включения всех форм совершенствования профессионального мастерства. При этом такая оценка должна строиться на принципах объективности, добровольности и компетентности, что предполагает ак-

тнвнос участие в процессе обмена педагогическим опытом и подтверждения его уровня всем профессиональным сообществом.

В целом можно отметить следующие тенденции в оценке профессиональной деятельности педагогов, существующие в европейских странах, США, Австралии:

Центральная идея модернизации образования сегодня - это педагог, от которого зависит обеспечение качества образования;

Поскольку качество образования напрямую связано с деятельностью преподавателя, то процесс совершенствования его профессионального мастерства, его профессионального развития должен быть управляемым, диагностируемым и градуированным;

Для оценки уровня профессионального развития преподавателей практически во всех странах существуют профессиональные стандарты, реже - требования к уровню квалификаций по разным категориям педагогических работников;

На основе разработанных стандартов происходит регулярная сертификация профессиональных квалификаций педа-

гога, оценка уровня овладения им новыми компетенциями, достижения более высоких результатов деятельности;

Для повышения преподавателями уровня квалификации используются разнообразные материальные и нематериальные стимулы, а также обязательная оценка уровня квалификации, закрепленная нормативно, необходимая для допуска его к практической деятельности;

Системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций в педагогической области в разных странах отличаются разнообразием подходов и предлагаемых моделей, что позволяет говорить об отсутствии единых методов решения данной проблемы.

Сертификация профессиональных квалификаций является объективной необходимостью в логике процессов модернизации профессионального образования, получивших название изменений Болонского процесса. Переход общества к эпохе постиндустриализма по илек за собой рост ценности знания, появление стратегии обучения в течение всей жизни, необходимости инвестиций в человеческий капитал. Новая парадигма образования, основанная на системе квалификаций и компетентности, призвана предоставить максимальные возможности для профессиональной и личностной самореализации граждан.

В рамках Болонского процесса была признана важность неформального и спонтанного обучения, т.с.такого обучения, которое ведет к овладению компетенциями вне рамок формального образования, обеспечивая в целом процесс профессионального развития и мобильности работников.

Создание профессиональных стандартов и единых квалификационных рамок повлекло за собой возможность признания результатов неформального и спонтанного обучения с использованием в качестве основы единицы квалификации.

Сертификация представляет собой процесс подтверждения овладения пе-

дагогом группой компетенций или новой квалификацией, заданных профессиональными стандартами, включая заявку, оценивание, решение о сертификации, повторную сертификацию, установление типологии и требований к сертификатам и пр.

Важным в принятии системы сертификации профессиональным сообществом, образовательными учреждениями, органами управления образованием, обучающимися и их родителями, а также другими заинтересованными в качестве образования социальными партнерами является доверие к признанию результатов неформального и спонтанного обучения педагогов. Доверие достигается путем реализации трех механизмов;

1) организация независимой процедуры оценки и признания профессиональных квалификаций педагогов, что требует вынесения системы сертификации из государственной структуры образования и бюджетного финансирования. Однако контроль стандартизации системы сертификации, а также правового обеспечения данной системы является важной функцией государственной политики в области образования.Таким образом, необходима реализация идеи общественно-государственного управления системой сертификации профессиональных квалификаций педагогических работников;

2) создание прозрачной и объективной процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций педагогов, понятной как самим педагогическим работникам, так и работодателю, и потребителям образовательных услуг;

3) создание механизма стимулирования педагогических работников, направленного на формирование условий для их профессионального развития и возможностей для успешной сертификации.

Центральной идеей сертификации педагогов, в которой преподаватель играет решающую роль, является обеспечение высокого качества образования. Недостатки и проблемы формального об-

разоваяия, в первую очередь связанные с отсутствием у обучающихся реального педагогического опыта, компенсируются путем самообразования, обмена педагогическим опытом, постоянной работой над собой, своими личностными и профессиональными качествами. По исследованиям, проводимым в России и за рубежом, педагог становится профессионалом после 12-20 лет педагогической работы при условии постоянного самосовершенствования. Эти показатели можно снизить только путем дополнительных инвестиций в человеческий капитал и создания условий для целенаправленного и управляемого профессионального развития педагогических работников (по аналогии существующих систем в менеджменте и упраатении персоналом).

Таким образом, сертификация профессиональных квалификаций и компетенций педагогов служит общественно-государственным инструментом обеспечения высокого качества образования .

Основными направлениями сертификации педагогов являются:

Подтверждение освоения новой группы компетенций, расширяющих квалификацию педагога, но не повышающих ее;

Подтверждение более высокого уровня квалификации;

Допуск к определенному виду деятельности, занятию определенных должностей;

Допуск к выполнению нового вида деятельности.

В основе построения системы квалификаций лежит профессиональный стандарт, одним из назначений которого является проведение оценки квалификации и сертификации работников, выпускников учреждений профессионального образования, а также стандартизация и унификация различных требований, предъявляемых к содержанию и качеству профессиональной деятельности, конкретным должностям и пр..

Проблема сертификации профессорско-преподавательского состава в первую очередь заключается в том, что оценка качества труда педагогов строится исключительно на их профессиональной квалификации, включающей, как правило, опыт педагогической деятельности, образование, соответствующее профилю читаемых дисциплин, наличие ученой степени и звания. В отдельных случаях учитываются также отраслевые и внутрнвузовскис требования к преподавателям, такие как способность читать лекции на иностранном языке, наличие отраслевых наград и благодарностей, общественных званий и статуса, владение современными информационными технологиями, количество научных публикаций (грантов, исследований) в преподаваемой области и пр. Для оценки уров-

ня профессиональной компетентности иногда применяют также тестирование академических знаний преподавателей.

Кроме этого, во многих зарубежных вузах используется рейтинговая оценка преподавателей самими обучающимися, которая охватывает как отношения между преподавателем и студентами, так и степень удовлетворения потребителя качеством образовательных услуг.

Данные подходы к оценке качества и реподавательского (пед аго гичсс ко го) труда отражают лишь отдельные характеристики образовательного процесса и педагога как его субъекта с позиции оценки его квалификации и компетентности и не дают комплексной оценки качества его труда, направленной на создание возможностей для роста его профессионального мастерства, управления качеством кадрового потенциала вуза.

Для создания комплексной системы оценки и сертификации квалификации и компетенций профессорско-преподавательского состава вуза необходимо:

Установить регулярную оценку квалификации и компетенций преподавателей (не реже одного раза в год);

Привлечь к оцениванию всех заинтересованных в качестве образования участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, сотрудников учебного, методического, научного и прочих подразделений, внешних экспертов, участников педагогического сообщества и др.);

Выстроить систему сертификации, включающей не менее трех (и не более семи) уровней (классов) профессионального мастерства, учитывающих разнообразие критериев и показателей по

всем направлениям педагогической деятельности (учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной, психолого-педагогической и пр.);

Организовать процедуру независимой сертификации преподавателей вуза, максимально снизив возможность необъективного оценивания и дискриминации кандидатов;

Использовать методы оценки и сертификации, направленные не на выявление уровня профессионального кругозора педагога, а на степень проявления им профессионального мастерства в реальных (или близких к реальным) ситуациях профессиональной деятельности, используя, в том числе опыт, накопленный в управлении человеческими ресурсами. Такими методами могут быть портфолио, участие в профессиональных конкурсах, имитационные упражнения и задания, самооценка, ситуационное интервью, метод круговой оценки и пр.;

Разработать систему материального и нематериального стимулирования преподавателей к участию в оценке их квалификации и компетенций, к повышению профессионального мастерства, к реализации своих возможностей по разным направлениям педагогической деятельности.

Создание системы оценки и сертификации квалификаций и компетентностей преподавателей позволит создать целостный процесс управления педагогическими кадрами в вузе, основанный на профессиональном совершенствовании и максимальном развитии профессорско-преподавательского потенциала, что, безусловно, скажется на повышении качества предоставляемых образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Европейское руководство по признанию в профессионсиьном образовании // Среднее результатов неформального и спонтанного профессиональное образование. 2010. № 12. обучения. Сес1е/ор, 2008. С. 7-10.

2. Зорин А.И., Махотин Д.А. Взаимосвязь 3. Международный стандарт 180/1ЕС понятий «квантификация» и «компетенции» 17024:2003. Оценка соответствия. Общие

требования к органам,проводящим сертификацию персонсиа.

4. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей,специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 14 августа 2009 г. № 593).

5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры: методическое пособие. М.: АНО центр ИРГ!0,2011. 6S с.

6. Положение о профессиональном стандарте (утв. Распоряжением Президента РСПП от 28 июня 2007г. № РП-46).

7. Положение о системе независимой оценки качества профессионального образования (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009 г. №АФ-318/03).

S. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образователь-

ных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в других формах (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009 г. № АФ-317/03)."

9. Рябов В. В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и обра зова тельного стандартов педагога: научно-практ. пособие для руководителей и специалистов системы образования. М.: НИЦ Инженер,2007.

10. Рябов В.В.. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификаций и компетенций // Новый учитель для новой школы: теория опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: материалы Форума педагогических вузов. М.,2011.

2018-03-02T16:22:51+03:00

Сертификация работников образования

Сертификация работников образования – процесс проверки профессионального уровня компетенций педагогов, которые проходят дистанционную проверку тестированием и получают специальный документ, доказывающий их уровень образования и профессиональную подготовку. Данная процедура рассматривается как официальное подтверждение навыков и квалификации.

Какова процедура получения сертификата?

Сертификация педагогов – удобный и не затратный процесс в плане финансов и времени. Педагогам достаточно просто подать заявку на получение сертификата дополнительного образования и после этого начнется сам процесс сертифицирования. Обычно таковым является всего лишь удаленное тестирование, которое имеет в себе ряд вопросов с несколькими вариантами ответов. После прохождения тестирования результаты отправляются на согласование и принимается решение о выдаче документа. Правда, несмотря на то, что сама процедура не такая сложная, к ней нужно хорошо подготовиться: собрать все документы, проверить соответствие основным требованиям и т.д.

Порядок сертификации педагогов и учителей

Обучение с выдачей сертификата может происходить только в определенном порядке и после полного утверждения соответствия требованиям:

  1. К сертификации работников образования допускаются только педагоги с дипломом высшего профессионального образования государственного образца.
  2. Имеется стаж 3 или более лет.
  3. Нахождение на соответствующей должности либо наличие первой или высшей категории.
  4. Нет проблем с выполнением должностных обязанностей, которые должны исполнятся в полном объеме.
  5. Имеется подтверждение эффективной работы со стороны руководителя организации, либо со стороны общественности (таковыми могут быть представители органов местного самоуправления, либо могут выступать родители).



После того, как требования удовлетворены, начинается процесс получения доступа к процедуре:

  1. Подается совместная заявка на сертификацию работников образования, которая включает заявление со стороны руководителя и органа местного самоуправления. Также к нему прилагается весь пакет необходимых документов со стороны заявителя.
  2. На протяжении двух недель комиссия рассматривает все предоставленные данные и принимает решение.
  3. Если за этим следует положительное решение, то начинается тестирование, которое затрагивает аспекты теории и практики педагогической деятельности, рассматриваются методы и средства, затрагивается психолого-педагогическое направление и т.д. (обычно общая сумма вопросов достигает показателя в 100 штук).
  4. Для успешного прохождения требуется выполнить задание на 80%.
  5. Сами результаты размещаются на сайте органа, проводящего сертифицирование.
  6. В случае неблагоприятного результата возможно проведение повторного тестирования в течении этого же года при повторном предоставлении всех необходимых документов.

Предусматривается возможность подачи апелляции в следующих ситуациях:

  1. Педагог получил отрицательное решение в приемке документов для обучения с выдачей сертификата.
  2. Получен отказ в предоставлении сертификата в случае положительного результата прохождения испытания.
  3. Можно заявить о своем несогласии с итогами тестирования (такое возможно только в случае прохождения на 75%).
  4. Необоснованное прекращение действия полученного сертификата.

Что касается законодательного регулирования, то данный процесс опирается на приказ (с приложениями) департамента образования и науки того региона, где специалист проходит сертификацию. Указанный приказ основывается 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Именно в приказе прописывается решение о сертификации работников образования, их правах, возможностях, процедуре сертификации и т.д.


Самое обсуждаемое
Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Кукушкин, николай иванович Кукушкин, николай иванович


top