Религиозные войны франции в 16 веке. Религиозные (гугенотские) войны

Религиозные войны франции в 16 веке. Религиозные (гугенотские) войны

Кальвинист 16в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности. Кальвинизм создал обширную литературу, где есть и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты. Центром кальвинизма остается Женева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он «стал буфером между лютеранским севером и католическим югом».

Французский кальвинизм по своим идеям и организации был ближе всего к кальвинизму швейцарскому. Интерес французских гуманистов к истории раннего христианства и лютеранское влияние стали факторами, стимулировавшими возникновение своих протестантских настроений. Жан Кальвин стал именно тем человеком, которого не хватало на первом этапе французской Реформации. Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. В отличие от Франциска I, нередко использовавшего протестантов в своей борьбе с императором Карлом V, этот король прямо поставил перед собой задачу искоренения этой ереси. Он издал против французских протестантов (гугенотов- huguenots) целый ряд строгих постановлений и учредил при парламентах особые палаты для суда над еретиками (chambres ardentes). Результат, однако, оказался прямо противоположным. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Сами гонения вдохновили Кальвина на его первое сочинение «Наставления в христианской вере» в 1536г.

Религиозные войны во Франции

Это сочинение было традиционной апологетикой, в которой автор пытался защитить французских христиан, доказать их верность государству и призывал покончить с гонениями. Первыми приняли кальвинизм вальденсы в Южной Франции. К концу 50-х годов в стране насчитывалось до 2 тысяч кальвинистских общин (по некоторым сведениям до 400 тысяч французов были протестантами), а в 1559г. собрался первый церковный синод в Париже, принявший «Галликанское исповедание веры», первый набросок которого был подготовлен Кальвином. В нем был излагался детальный план создания церковной организации, которая должны была охватить всю Францию. Соседние общины объединялись в коллоквии, коллоквии — в провинции. Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин. Функционировали провинциальные и генеральные собрания представителей общин. Ж. Кальвин всячески поддерживал французских протестантов и «был настолько же вождем французских протестантов, сколько и протестантов Женевы». Более 150 пасторов, обученных в Женеве, были посланы во Францию в 1555 – 1556 гг.

Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления представлялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие. Ослабление королевской власти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниям феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за власть.

Итак, с переходом гугенотов к политическим целям принципы кальвинистской организации были использованы в партийном строительстве. Особенно активно эта работа шла после Варфоломеевской ночи (1572). На юге и западе Франции гугеноты находят поддержку в сепаратистских устремлениях части дворянства и горожан и создают федерацию областей с представительными учреждениями. Целый ряд талантливых публицистов и историков (Франсуа Отман, Агриппа д’Обинье идр.) развивает с применением кальвинистских идей республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. Своего короля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.

Глава 2. Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке

2.1 Основные этапы религиозных войн

В течение всей второй половины XVI в. Францию потрясали неурядицы, которые принято называть религиозными (или гугенотскими) войнами, хотя современники предпочитали другое, более верное название — гражданские войны.

Феодальная знать раскололась на две большие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом герцогов Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия, именовавшаяся во Франции гугенотской (вероятно, это название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего «объединенные союзом*; так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму), возглавлялась принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих — впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Колиньи и др.).

Расходясь в церковных вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных и провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам «благородного* происхождения, расширение местных дворянских вольностей за счет центральной власти.

В это время в поредевшем лагере защитников абсолютизма наиболее устойчивой силой были «люди мантии* и отчасти «дворянство шпаги» Северной Франции, к которым примыкала — до поры до времени — значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии* и буржуазии в начале гражданских войн сложилась католическая партия так называемых политиков, которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотря на довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементами этой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государства выше интересов религии (отсюда и название партии); они отстаивали политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, оформленные Блонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительную независимость от папского престола.

К «политикам» и к той части «дворянства шпаги», которая была сторонником королевской власти, присоединялись то те, то другие (в основном католические) вельможи, находившие выгодным для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако эти аристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и часто переходили в лагерь оппозиции.

Первая религиозная война (1562–1563 гг.).1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д"Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.

Вторая религиозная война (1567–1568 гг.). Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

ГУГЕНОТЫ - название реформатов или кальвинистов во Франции. Происхождение этого слова довольно темное. Французские протестанты получали в разные времена различные названия, прилагаемые к ним по большей части в насмешку, как: лютеране, сакраментарии, христавдины, религиозники и проч. Собственно слово «гугеноты» вошло в общее употребление не раньше Амбуазской смуты 1566 г. и вероятно есть искаженная форма немецкого Eidgenossen (клятвенные союзники, заговорщики), каковое название патриотическая партия в Женеве носила уже с четверть века раньше. В истории гугенотов во Франции можно различать пять периодов: 1) период гонительства под видом закона, до первого признания реформатской религии январским эдиктом (1562 г.); 2) период гражданских войн при Карле IX, закончившийся побоищем Варфоломеевской ночи (1572 г.); 3) период борьбы с целью добиться полной веротерпимости в царствования Генриха III и Генриха IV, до провозглашения Нантского эдикта (1598 г.); 4) период отмены этого эдикта Людовиком XIV (1685 г.), и 5) период полного запрещения протестантизма, заканчивающийся изданием эдикта о веротерпимости Людовиком XVI (1787 г.), как раз перед первой французской революцией.

Начало реформационного движения во Франции можно считать с 1512 г., когда профессор парижского университета, ученый Жак Леффеврд Етапль, в одном латинском комментарии на Послания ап. Павла стал явно проповедовать учение об оправдании верою. В 1516 г. епископом в Mo был назначен Вильг. Брисонне, покровитель литературы и сторонник умеренной реформации. Он скоро собрал около себя группу ученых, включая Леффевра и его учеников, Вильгельма Фареля, Мартиала Мазурье, Жерарда Русселя, и других, которые с большою ревностью проповедовали евангелие в церквах его диоцеза. В 1523 г. Леффевр издал французский перевод Нового Завета, а в 1528 и перевод Ветхого Завета. Этот перевод, сделанный с латинской Вульгаты, послужил основанием для последующего перевода Оливетана, первого французского перевода с греческого и еврейского подлинника. Так как епископ Брисонне, под угрозой гонительства, должен был оставить свое намерение, то реформационное движение в Mo прекратилось вместе с рассеянием и самих учителей, хотя семя уже брошено было в почву и ждало только благоприятных условий для произрастания. Хотя Франциск I и обнаружил благорасположение к делу реформации под влиянием своей сестры, образованной Маргариты, герцогини Ангулемской, однако это происходило скорее из интереса к учености и из честолюбия, чем из действительного сочувствия к самому движению. Это вскоре обнаружилось по «делу Плакардов» (1534 г.), когда резкая прокламация против папской мессы была найдена прибитой на дверях спальни короля в замке Амбуаз. Во время большой покаянной процессии, вскоре затем устроенной (янв. 1535), шесть протестантов были заживо сожжены на глазах короля, и Франциск высказал намерение истребить ересь в своих владениях. Он готов, сказал он, отсечь собственную руку, если бы она была заражена этим ядом. Казни, следовавшие в течение нескольких месяцев, были первой серьезной попыткой к истреблению реформатов. Стали издаваться все более суровые законы. В 1545 г. произошло побоище в Мериндоле и Кабриеле. Двадцать два города и деревни на реке Дюрансе, обитаемых французскими вальденсами, одного и того же происхождения с вальденсами Пьемонта, были разрушены вооруженной экспедицией, снаряженной в Эксе (Аих), с утверждения провансальского парламента. Следующий год был свидетелем мученичества «четырнадцати мучеников в Mo». Несмотря на эти суровые меры, реформ. движение однако продолжало разрастаться и в царствование Генриха II, фанатичного и распутного сына Франциска (1547-1559 гг.). Центром реформ. движения сделалась Женева, откуда Иоанн Кальвин, посредством своих книг и огромной переписки, как и косвенно чрез посредство своих бывших учеников, оказывал чрезвычайно большое влияние. Строгие законы против ввоза каких бы то ни было книг из Женевы не достигали цели. В 1555 г. попытка ввести испанскую инквизицию не удалась, вследствие просвещенного и решительного противодействия парижского парламента, во главе с его президентом Сегье. В Париже тайно собрался первый национальный синод французских реформатов (25 мая 1559 г.). Он принял исповедание веры, которое впоследствии сделалось «символом веры» французских протестантов. Он также установил в своей «Церковной дисциплине» представительную форму церковного управления, с его судами, консисторией, провинциальными конференциями и национальными синодами. В течение следующих ста лет собиралось еще 28 национальных синодов. После 1659 г. правительство отказалось допускать собрание дальнейших национальных синодов. При Франциске II, шестнадцатилетнем юноше (1559-1560 г.), положение гугенотов было неопределенное, но уже начали появляться признаки наклонности к допущению веротерпимости. Так, на собрании нотаблей в Фонтенебло (в авг. 1560 г.) адмирал Колиньи представил в пользу гугенотов петиции о свободе богослужения, и два прелата, архиепископ Марильяк и епископ Монлюк, открыто настаивали на созыве национального собора для исцеления удручающего церковь недуга. При Карле IX, десятилетнем мальчике, на время установилась веротерпимая политика канцлера Л’ Опиталя. В Пуасси состоялась конференция (в сент. 1561 г.), на которой гугеноты впервые воспользовались случаем для защиты своих религиозных воззрений в присутствии короля. Главными ораторами с протестантской стороны были Феодор Беза и Петр Мартир, а кардинал Лотарингский был наиболее выдающимся представителем римско-католической церкви.

17 января 1562 г. издан был знаменитый эдикт, известный под названием «Январского эдикта». В нем заключалось первое формальное признание реформатской веры, приверженцам которой предоставлялась свобода собираться для богослужения, без оружия, во всех местах вне укрепленных стенами городов. Январский эдикт был великой хартией гугенотских прав. Нарушение его было источником долгого периода гражданской смуты, и в течение целого столетия усилия гугенотов были почти исключительно направляемы к поддержанию или восстановлению его положений.

Но едва эдикт был подписан, как произошло ни чем не вызванное побоище в Васеи, учиненное герцогом Гизом над собранием реформатских богомольцев, что и послужило поводом к первой междоусобной войне (1562 - 1563). Во главе гугенотов стали адмирал Колиньи и принц Конде́; а главными римско-католическими полководцами были констебль Монморанси, герцог Гиз и маршал Сент Андре. Война свирепствовала в большей части Франции с неодинаковым успехом с обеих сторон. Как Монморанси, так и Конде́, были взяты в плен, а Сент Андре убит в сражении при Дре, где гугеноты понесли поражение, и их права были значительно урезаны. Вместо безграничного права собираться на молитву вне обнесенных стенами городов по всей Франции, гугенотам было теперь позволено собираться лишь в пригородах одного какого-либо города в каждом округе, и в тех городах, которые находились в их владении при заключении мира. Несколько вельмож получили право совершать богослужение в своих собственных замках. Вскоре возгорелась вторая и третья междоусобные войны (1567-1568 и (1568-1570), из которых последняя отличалась особенною кровопролитностью. Гугеноты были разбиты в двух ожесточенных битвах, - при Жарнаке и Монконтуре, причем в первой из них был убит Людовик принц Конде́. Но Колиньи своей военной доблестью не только спас гугенотов от уничтожения, но и дал им возможность добиться мира на благоприятных условиях. Последовало два года общего спокойствия и в это время, по-видимому, начали заживать раны, причиненные междоусобицей. Генрих, король Наваррский, женился на Маргарите Валуа, младшей сестре Карла IX. Во время празднеств, совершившихся по этому случаю, Колиньи был ранен каким-то убийцей. За этим событием последовало, продолжавшееся в течение двух суток, побоище Варфоломеевской ночи (воскр. 24 авг. 1572). Этим ударом предполагалось совершенно уничтожить гугенотов, которых оказалось невозможным истребить в открытой борьбе. Колиньи и многие из наиболее известных вождей, вместе с множеством своих единоверцев, были безжалостно избиты. Число жертв в Париже и во всем остальном государстве различно определяется от 20 до 100 тысяч человек (см. под сл. Варфоломеевская ночь). Гугеноты, однако, не были истреблены и во время четвертой междоусобной войны (1572 - 1573): они не только с успехом защищали Ла-Рошель против короля, но и добились мира на почетных условиях.

Пятая междоусобная война, начавшаяся за несколько недель до восшествия на престол Генриха III, продолжалась до тех пор, пока новый король не убедился в безнадежности истребить своих протестантских подданных, подкрепленных сильным немецким вспомогательным войском. Заключен был мир, обыкновенно называемый La Paix de Monsieur (эдикт Болье, в мае 1576). Этот мир был благоприятнее для гугенотов, чем все прежние, так как в силу его им позволялось совершать богослужение повсюду во Франции, кроме Парижа, без ограничения времени и места, если только не будет протестовать тот вельможа, на земле которого предположено совершать его. Но либеральность нового постановления привела к скорой его отмене. По настоянию римско-католического духовенства и Гизов, образовалась так назыв. «Священная и христианская лига», ставившая своею целью истребление ереси, и ветви ее раскинулись по всей Франции. На собрании генеральных штатов в Блуа король согласился стать во главе этой лиги.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ

Отсюда возникла шестая междоусобная война, которая однако, продолжалась лишь несколько месяцев, так как король нашел что штаты не желали давать ему средств для ведения этой войны. Заключен был новый мир (эдикт Пуатьерский, в сент. 1577), которым вновь вводились ограничения касательно городов, где протестанты могли совершать богослужение; и вельможам предоставлено было право совершать богослужение в своих замках. Как и по прежнему миру, восемь городов оставлены были в руках протестантов в качестве залога точного исполнения условий мира и установлены были смешанные суды для решения дел, в которых стороны могут принадлежать к разным религиям.

В 1584 умер единственный брат короля. Так как Генрих III был бездетен, то наследником престола Франции делался Генрих Бурбон, гугенотский король Наваррский. Одна мысль о том, что престол может перейти в руки еретика, вновь оживила деятельность лиги. Гизы, с помощью Филиппа II, подняли войну против Генриха III, и после борьбы, в которой гугеноты не принимали участия, принудили короля подвергнуть реформ. религии запрещению эдиктом Нимурским (в июле 1585). Последовала восьмая междоусобная война (1585-1589). Самым выдающимся событием в течение нее была битва при Кутра (1587), в которой римские католики, под начальством герцога Жуайезского, были разбиты гугенотскими войсками Генриха Наваррского, причем был убит и сам герцог. Эта победа гугенотов произвела столь сильное впечатление на их врагов, что впоследствии один вид гугенотских воинов, коленопреклоненно молившихся перед началом битвы, как они это делали в Кутра, поражал ужасом римско-католических солдат. В 1589 на престол Франции взошел протестантский государь Генрих Наваррский, под именем Генриха IV, который, находя себе деятельную поддержку со стороны гугенотов, порешил вознаградить их объявлением закона о полной веротерпимости. Это был знаменитый Нантский эдикт (в апр. 1598), который обеспечивал свободу совести по всему королевству и признавал за реформатами право собираться на молитву на землях вельмож, имевших право высшей юрисдикции (таковых было около 3 500), при чем им предоставлены были и разные гражданские права, как право занятия гражданских должностей, доступа в университеты и школы на равных условиях с римскими католиками и пр.

Эдикт Генриха IV, после его умерщвления (1610), был торжественно подтвержден последующими заявлениями регента, Марии Медичи, Людовика XIII и Людовика XIV. Тем не менее гугеноты вскоре имели основания жаловаться на разные досадные нарушения, за которые они не могли добиться удовлетворения (таково было разрушение реформ. церквей в Беарне 1620) В это время гугеноты проявляли чрезвычайную умственную деятельность. Свое богослужение, по соседству с Парижем, сначала совершавшееся в деревне Аблоне, довольно отдаленной и мало доступной, они перенесли в более близкий и более удобный Шарантон. Это место сделалось центром сильного религиозного и философского влияния, которое давало себя чувствовать в столице королевства и при королевском дворе. Тут было много выдающихся писателей и проповедников. В различных частях королевства было основано целых шесть богословских семинарий или «академий», из которых наиболее важными были семинарии в Сомюре, Монтобане и Седане.

Хотя нарушения духа и даже буквы Нантского эдикта были часты, однако лишь после смерти кардинала Мазарини (1661) собственно начались те ограничения, логическим последствием которых могла быть только полная отмена эдикта. С этого времени гугенотам, хотя их не раз высоко восхвалял сам король за их преданность короне во времена смут фронды, почти не давали покоя. Разными досадными постановлениями у них постепенно отнимались места богослужения, их изгоняли с занимаемых должностей или, под видом законных мероприятий, у них отнимали собственность и даже детей. Под предлогом замышляемого восстания, на них двинуты были страшные драгонады и производились всевозможные грубые насилия над теми, кто не хотел отрешаться от своей веры. Наконец, в октябре 1685, под предлогом, будто принятые меры оказались вполне успешными и что реформатской религии более не существует в его владениях, Людовик XIV подписал отмену Нантского эдикта. В силу нового закона, реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции. Все реформатские пасторы должны были оставить королевство в течение двух недель. Из других лиц никто не мог выселяться, под страхом ссылки на галеры для мужчин, заключения в тюрьму и конфискации собственности для женщин.

Несмотря на запрещение, немедленным результатом отмены Нантского эдикта было массовое бегства гугенотов в чужеземные страны. Все число бежавших невозможно определить с достоверностью. Его определяли в 800 000; но эта цифра, несомненно, выше действительной, и все число их, вероятно, было от 300-400 тысяч. Вследствие этого страна лишилась наиболее промышленной и зажиточной части населения. В течение ста лет остававшиеся во Франции гугеноты терпели всевозможные невзгоды и гонения. Богослужения они стали совершать только тайком, в пустынях и лесах, а пасторы, совершавшие его и захваченные на месте «преступлений», подвергались колесованию. Так еще 19 февраля 1762 один пастор, по имени Рошетт, был обезглавлен с утверждения тулузского парламента за то, что проповедовал, заключал браки и совершал таинства крещения и евхаристии. В 1767 г. за те же преступления другой пастор, Беранже, был присужден на смерть и казнен в виде чучела. Но эти жестокости, наконец, возмутили общество, и под его давлением Людовик XVI издал (в ноябре 1787 г.) эдикт веротерпимости. Хотя в этом документе объявлялось, что «католическая апостольская римская религия одна будет продолжать пользоваться общественным богослужением», но он, вместе с тем, признавал регистрацию протестантских рождений, браков и смертей, и запрещал каким бы, то, ни было образом угнетать протестантов ради их веры. Национальное собрание, в 1790 г., приняло меры к восстановлению конфискованной собственности протестантских беглецов, а закон 18 Жерминаля X года (1802 г.) формально организовал реформатские и лютеранские церкви, пасторы которых отселе стали получать жалованье от государства.

Между тем бежавшие и изгнанные из Франции гугеноты повсюду встречаемы были сочувственно. Все протестантские страны Европы рады были воспользоваться их трудолюбием и знаниями для оживления своей торговли и промышленности. Самое название «гугенот» получило почетное значение и повсюду служило как бы рекомендательным свидетельством. Так они сначала переселялись в Швейцарию, «предназначенную промыслом служить местом убежища», куда они особенно двинулись после побоища Варфоломеевской ночи и после отмены Нантского эдикта. С большим сочувствием гугенотских беглецов принимали и Голландии, где о них совершались общественные богослужения и производились сборы в их пользу, а также предоставлены были (в Утрехте) все городские права и изъятия от налогов в течение двенадцати лет. И другие страны северной Европы также открывали двери свои беглецам, как Дания, Швеция и др. Даже в России указом, подписанным царями Петром и Иоанном Алексеевичами (1688 г.), открывались беглецам все провинции империи и представлялись офицерам места в войске. Вольтер утверждает, что одна треть двенадцатитысячного полка, основанного женевцем Лефортом для Петра, состояла из французских беглецов. Но более всех воспользовалась и умственным, и материальным богатством гугенотов Англия. Со времени Эдуарда VI, английские короли, за единичным исключением Марии, всегда покровительствовали им. Когда дошли слухи об ужасах драгонад, Карл II издал (28 июля 1681 г.) прокламацию, в которой предлагал гугенотам убежище, с обещанием им прав натурализации и всевозможных льгот в торговле и промышленности. После отмены Нантского эдикта, Иаков I также делал им подобные же приглашения. Число гугенотов, бежавших в Англию в течение десятилетия, следовавшего за отменой Нантского эдикта, восходило до 80 000 человек, из которых около одной трети поселилось в Лондоне. В пользу беглецов произведен был общий сбор, который дал около 200 000 ф. с. И услуги, оказанные гугенотами Англии, были весьма значительны. В войске Вильгельма Оранского, когда он выступил против своего тестя, было три полка пехоты и кавалерии, состоявшие исключительно из французских беглецов. Еще более важные услуги гугеноты оказали в области промышленности, так как они ввели многие такие отрасли ее, которые дотоле совсем неизвестны были в Англии. Даже в умственном отношении влияние беглецов было весьма значительно. Достаточно упомянуть имена Дениса Папена, первого исследователя силы пара, и Рапен-Тойра, «Истории Англии» которого не имела себе соперников до появления сочинения Давида Юма. Часть гугенотов направилась и в Америку, и они именно были основателями города Нью-Амстердама (теперь Нью-Йорк), где с самого начала господствовали французская речь и гугенотская вера. Французский приход в Нью-Йорке, долго процветавший и обладавший значительным влиянием, имел целый ряд талантливых реформатских пасторов, из которых последний принял епископское посвящение от 1806 г., когда вообще гугенотская община слилась с епископальной церковью и стала называться «церковью Св. Духа». Много приходов и церквей рассеяно было и по другим городам и странам Америки. Трудно с точностью определить, сколько именно гугенотов переселилось в Америку; но, несомненно, число их нужно определять тысячами. Они имели значительное влияние на характер американского народа, гораздо большее, чем можно бы ожидать по их численности; и в списке патриотов, государственных деятелей, филантропов, служителей евангелия и вообще выдающихся лиц всякого звания в Соединенных Штатах гугенотские имена занимают весьма важное и почетное место. Наконец, часть гугенотов в последующее время, особенно из Голландии, направилась и на вольные земли Южной Африки, и там они именно сделались главными основателями двух республик, - Оранжевой и Трансваальской, и выставили целый ряд именитых деятелей, которые прославились особенно в последнее время в борьбе с Англией; таковы имена Кронье, Жубера, Де-Ветте, имеющие чисто французский характер.

* Степан Григорьевич Рункевич,
доктор церковной истории,
секретарь Святейшего Синода.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 782. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Религиозные (или гугенотские) войны, потрясшие Францию в 1562-1598 годах, были всего лишь региональным случаем глобального идеологического конфликта, разыгравшегося в Европе в XVI веке. Необходимо понимать, что этот конфликт, изначально возникший на религиозной почве, также зависел от множества политических и социально-экономических причин.

Предыстория

Во Франции XVI века были распространены две конфессии: католичество и протестантизм. Французские короли стремились к единству нации, не желая раскола по религиозному признаку. Поэтому и Генрих II Валуа (1547-1559), и его сын Франциск II (1559-1560) решили сделать ставку на католичество и не наделять протестантов (или гугенотов, как называли их во Франции) теми же правами, что и сторонников Римской церкви. В правление Франциска протестанты попытались провести Вселенский собор, на котором представители двух конфессий могли бы достигнуть компромисса. Однако хозяйничавшая при королевском дворе могущественная семья убеждённых католиков Гизов помешала этому замыслу. А вскоре Франциск II скончался. Трон занял его малолетний брат – Карл IX.

Поскольку Карл был слишком мал для самостоятельного правления, его мать – Екатерина Медичи – стала регентшей при юном короле. Первые мероприятия Екатерины были довольно демократичными. По её указу, в Пуасси в 1562 году прошёл съезд протестантских и католических теологов. По итогам съезда, королева-мать и Генеральные штаты приняли два решения: наделить протестантов правом проводить свои богослужения и собрания, а также начать продажу церковных имуществ, что вызвало недовольство у католического духовенства и многих высших сановников, чувствовавших, что они теряют прежнее влияние на королевскую семью. Ответом на действия Екатерины Медичи стал антипротестантский триумвират, куда входили Франсуа де Гиз, маршал де Сент-Андре и коннетабль де Монморанси.

Вскоре оскорблённые католики перешли к вооружённым действиям, направленным против еретиков, какими они считали гугенотов.

Причины религиозных войн

Французские религиозные войны были вызваны целым комплексом причин:

  • Основной причиной конфликта, разумеется, были религиозные противоречия и притеснение протестантов во Франции;
  • Не менее важную роль сыграли и экономические отношения: протестанты, воспитанные на кальвинистской морали, активно занимались предпринимательством и накапливали немалые богатства. «Старая» католическая аристократия не могла тягаться с дельцами-протестантами и теряла свою финансовую мощь. Краеугольным вопросом были и богатства, собранные католическими церквями. Протестанты не были согласны с тем, чтобы церковь владела слишком большими средствами, и выступали за секуляризацию.
  • Отдельной группой причин являются причины внутриполитические. Во Франции шла борьба за власть: Гизы, короли из династии Валуа и представители семьи Бурбонов стремились стать единоправными хозяевами государства и для этого использовали те или иные противоборствующие религиозные группы.
  • Кроме того, на ситуацию во Франции оказывала влияние внешнеполитическая обстановка. Переживающая Реформацию Европа бурлила: с одной стороны, могущественные испанские короли – защитники католической веры, с другой – Англия и целый ряд немецких князей, признавших протестантизм. Франция стояла перед важным историческим выбором и от сделанного ей шага напрямую зависела не только религиозная, но и военно-политическая ситуация на материке.

Всего в период с 1562 по 1598 Франция пережила 8 гражданских войн.

Первые войны

Первые три столкновения между католиками и протестантами были довольно схожими. Уже в ходе самой первой религиозной войны обозначились два центра противоборствующих сторон:

  • католический Париж;
  • протестантский Орлеан.

Первая гугенотская война произошла в 1562-1563 годах, когда люди Гиза напали на группу молящихся кальвинистов. Эти события вошли в историю как «Резня в Васси» и положили начало целой череде гражданских войн.

После инцидента в Васси члены католического триумвирата захватили Екатерину Медичи и малолетнего короля, принудив их отменить прежние вольности для протестантов. В это время к активным действиям перешли и протестанты, возглавляемые принцем де Конде и адмиралом де Колиньи. Война шла успешно для католиков, однако, после гибели Гиза и Сент-Андре, а также пленения Монморанси и Конде военные действия сошли на нет.

Екатерина Медичи почувствовала себя свободной и немедленно издала Амбуазский эдикт, провозглашавший свободу совести на всей территории Франции, кроме Парижа (там можно было исповедовать только католическую веру). При всей своей кажущейся демократичности, эдикт имел для гугенотов важный недостаток: протестантские церкви можно было открывать только в крупных городах, поэтому основная часть народных масс не могла исповедовать свою религию. Его условия, разумеется, не устраивали и католиков, поэтому новое столкновение было неизбежным.

В 1567 году Конде предпринимает попытку взять в плен Карла IX и его мать, чтобы установить влияние протестантов на территории всей Франции. План принца провалился, но дал начало второй гугенотской войне 1567-1568 годов. При помощи немецкого пфальцграфа Вольфганга Цвайбрюкенского войско протестантов сумело прорваться в столицу. В одном из сражений за Париж пал последний член католического триумвирата – Монморанси. Екатерина Медичи, которая продолжала править вместо своего уже взрослого сына, была вынуждена принять условия победителей и подписать документ, подтверждавший условия Амбуазского мира.

Вторая война не внесла никаких политических изменений в жизненный уклад французов, но серьёзно поменяла настроение Екатерины Медичи. Королева-мать была оскорблена выходками протестантов и признала несостоятельность своей либеральной политики. Вскоре Екатерина перешла к реакционным мероприятиям: протестантских проповедников стали выдворять из страны, отправление любых культов, кроме католического и галликанского, запрещалось. Также была предпринята попытка арестовать Конде и Колиньи, что послужило поводом к началу третьей гугенотской войны 1568-1570 годов.

В ходе третьей войны был убит принц Конде. Новыми вождями гугенотов стали – принц Конде-младший и наваррский принц Генрих Бурбон, воспитанный в традициях протестантизма. Гугеноты снова одержали победу. Войну завершил Сен-Жерменский мирный договор, который, в целом, воспроизводил текст Амбуазского договора, но также содержал новое положение: протестанты получали в своё пользование на два года 4 крепости.

Сен-Жерменский договор делал шатким внешнеполитическое положение Франции. Буквально недавно началось сближение Франции с её давним врагом – Испанией. Теперь же из-за победы протестантов католический Мадрид стал настороженно относиться к Екатерине и её сыну. Многие высокопоставленные французские гугеноты открыто заявляли, что Париж должен поддержать нидерландских протестантов, которые сейчас терпят бесчинства католического фанатика испанского герцога Альбы. Хрупкий мир снова оказался под угрозой войны.

Варфоломеевская ночь (22-23 августа 1572 года)

После подписания Сен-Жерменского договора особый вес при дворе приобрёл Колиньи, оказывавший большое влияние на Карла IX. Этот факт не устраивал Гизов, которые, к тому же мечтали отомстить Колиньи за смерть Франсуа Гиза, павшего во время первой гугенотской войны.

Екатерина Медичи, размышляя о способах примирения своих подданных, решает, что символом согласия может стать брачный союз юного предводителя гугенотов Генриха Наваррского и её дочери – католички Маргариты де Валуа, которая позже с лёгкой руки Александра Дюма-отца войдёт в историю как «королева Марго». Решение Екатерины встретило бурю возмущений у католиков, причём, не только среди её соотечественников: подобный брак осуждали католические короли Европы и Папа Римский. Екатерине с большим трудом удалось найти католического прелата, готового обвенчать молодожёнов. Многих французов возмущала подготовка к пышным торжествам, ведущаяся, несмотря на растущие налоги, неурожаи и пустую казну. Наиболее проницательные парижане понимали, что скоро народное возмущение, подогреваемое вожаками той или иной партии, выльется в погромы и вспышки бессмысленного насилия, поэтому заблаговременно покинули город.

18 августа 1572 года свадьба состоялась. Чтобы поздравить молодую чету в Париж съехалось множество знатных гугенотов вместе со своими семьями. Но пока протестанты отмечали мир, католическая партия готовилась к решительным действиям. 22 августа в ходе неудавшегося покушения, организованного Гизами, был ранен адмирал Колиньи.

В ночь с 23 на 24 августа (день св. Варфоломея) прошло заседание королевского совета, на котором было принято решение о начале избиения гугенотов. Историки до сих пор ведут споры о том, кто был инициатором этих кровавых событий. Ранее всю вину возлагали на Екатерину Медичи, но в ряде современных работ французских историков доказывается, что королева-мать не обладала столь серьёзным влиянием на своих вельмож и народ. Исторические факты говорят о том, что главными виновниками резни в Варфоломеевскую ночь была семья Гизов, а также католическое духовенство и испанские агенты, подстрекавшие народ к насилию. Однако и они не смогли бы добиться таких последствий, если бы не возмущение простых французов, уставших от бесконечных гражданских войн между господами и непомерных налогов. Екатерина и её сын не имели ни денег в казне, ни достаточного влияния в армейских кругах, они сами были практически пленниками своего двора, поэтому говорить о каком-то реальном их политическом весе не приходится.

Колокольный звон, доносящийся с королевской часовни, был сигналом для начала резни. Почти все гугеноты традиционно носили чёрную одежду, поэтому убийцы сразу легко их вычисляли. Протестантов убивали целыми семьями, не щадя никого. Поскольку в Париже царила анархия, многие воспользовались ситуацией для сведения собственных счётов, никак не связанных с религиозными различиями. Волна насилия прокатилась по всей стране, в некоторых регионах аналогичные беспорядки вспыхивали вплоть до конца октября. По разным оценкам, число жертв по всей Франции могло составлять от 5000 до 30 000 человек.

Варфоломеевская ночь произвела огромное впечатление на современников. В то время как из Рима и Мадрида Екатерина Медичи получала поздравления, немецкие князья и английская королева решительно осудили эти события. Даже некоторые католики сочли произошедшее излишне жестоким. К тому же Варфоломеевская ночь заставила даже самых лояльных по отношению к королевской власти гугенотов изменить своё мнение. Протестанты начали массовое бегство либо за рубеж, либо в регион, где находились 4 хорошо вооружённых крепости, доставшихся лидерам гугенотов по Сен-Жерменскому договору. Генрих Наваррский сумел уцелеть и бежать, благодаря своей жене Маргарите, которая, несмотря на то, то оставалась верной католической вере, спасла от расправы нескольких высокопоставленных гугенотов. Нация окончательно раскололась на две части, протестанты требовали сурового суда над теми, кто учинил августовские погромы.

Четвёртую гугенотскую войну, начало которой положила Варфоломеевская ночь, завершил Булонский эдикт 1573 года. Согласно ему, протестанты получали свободу вероисповедания, но не свободу осуществления культа.

Религиозные войны 1573-1584 годов

В период с 1573 по 1584 Франция пережила ещё три религиозных войны.

Пятая гугенотская война (1574-1576) началась сразу после смерти бездетного Карла IX. Власть перешла к следующему по старшинству сыну Екатерины Медичи, коронованному под именем Генриха III. Новый конфликт отличался от предыдущих тем, что во время него по разные стороны баррикад стали непосредственно члены королевской семьи. Против Генриха III выступил его младший брат Франсуа – герцог Алансонский, желавший захватить французский престол и для этого перешедший на сторону Генриха Наваррского. Франсуа Алансонский, по сути, ввёл на политическую арену Франции новую силу – партию умеренных католиков, которые были готовы на мир с гугенотами, ради сохранения порядка в стране. При помощи немецкой армии гугеноты и сторонники Франсуа Алансонского одержали победу. Генрих III был вынужден подписать мир в Болье, по которому были реабилитированы жертвы Варфоломеевской ночи; разрешалось осуществлять протестантский культ на всей территории Франции, кроме Парижа; а гугенотам предоставлялось 8 крепостей.

Католики, возмущённые условиями мира в Болье, создали Католическую лигу. Генрих III, испугавшись излишней инициативности своих подданных, возглавил лигу и заявил, что впредь будет бороться за то, чтобы во Франции установилась единая вера. Воодушевлённые католики развязали шестую войну (1576-1577), в которой гугеноты потерпели поражение и понесли большие потери. Войну завершил эдикт Пуатье, в котором король отменял почти все условия мира в Болье.

Седьмая война или «война влюблённых» (1579-1580) была развязана Генрихом Наваррским. Поводом к ней было нежелание гугенотов отдавать обратно Франции крепости, срок пользования которыми подходил к концу. Параллельно военные действия велись на территории Нидерландов: Франсуа Алансонский решил поддержать голландских протестантов в их борьбе против испанской короны. Войну завершил мир во Флё, восстанавливающий ряд свобод для гугенотов.

1584 год ознаменовался смертью Франсуа Алансонского – наследника бездетного Генриха III. Династии Валуа предстояло уйти в прошлое вместе со смертью её последнего представителя. По иронии судьбы, следующим французским королём должен был стать еретик Генрих Наваррский – ближайший из оставшихся в живых родственник Генриха III и глава дома Бурбонов, ведущий своё происхождение от Людовика IX Святого. Это не устраивало ни Генриха III, ни испанцев, ни Папу Римского, который заявил, что Генрих Наваррский не имеет права не только на французскую корону, но и на наваррскую.

«Война трёх Генрихов» (1584-1589)

Восьмая религиозная война коренным образом отличалась от конфликтов, происходивших ранее. Сейчас речь шла о самой судьбе французской монархии и способе выхода из династического кризиса. В войне предстояло схлестнуться трём Генрихам:

  • Валуа,
  • Бурбону,
  • Гизу.

Католическая лига, распущенная Генрихом III после шестой войны, возродилась. На этот раз её возглавил Генрих де Гиз – человек властный и амбициозный, готовый бороться за французский престол. Гиз обвинил короля и его приближённых в бессилии и неспособности управлять страной. Генрих III в припадке гнева передал управление Католической лигой Гизу, чем, по сути, полностью развязал ему руки. Гиз стал хозяином Парижа и начал жестокие преследования протестантов. Между тем, король, уже давно пожалевший о своём опрометчивом решении, стал готовиться к расправе над Гизом. В декабре 1584 года, по приказу Генриха III, Гиз и его младший брат были убиты. А через две недели скончалась Екатерина Медичи.

Вся страна была возмущена поведением короля. Специально собранный совет теологов освободил французов от принесённой некогда Генриху III присяги. Парижане начали создавать собственные органы управления, не зависимые от королевской власти. Оставшийся в одиночестве Генрих III был вынужден помириться со своим давним противником – Генрихом Наваррским – и признать его своим законным наследником. Две союзные армии осадили Париж, но в самый разгар этих событий Генрих III был убит подосланным Католической лигой религиозным фанатиком.

Смерть короля привела не только к национальному, но и международному кризису. Формально под именем Генриха IV королём Франции стал Генрих Наваррский, однако, большинство его подданных не собирались ему подчиняться. В этот момент в войну решают вмешаться испанцы, которые не желали, чтобы во Франции правил протестант.

В этих сложных условиях Генрих IV решился принять католичество. Хотя мало кто из французов отнёсся к этому решению серьёзно (новый король менял свою религию уже три раза), определённое значение этот шаг возымел. Папа Римский отказался от своих прежних обвинений, а с представителями Католической лиги начались мирные переговоры.

Умиротворение королевства и Нантский эдикт (1598)

Когда среди французов возникло некоторое единство, Генрих IV приступил к ликвидации последних очагов анархии и беспорядков. Прежде всего, надо было избавиться от испанцев, хозяйничавших на французских землях. В 1595 году король объявил войну Испании, которая завершилась в его пользу в 1598. Параллельно с этим наступило и умиротворение в умах французов, которые всё же предпочитали иметь дело со своими соотечественниками, пусть и иного вероисповедания, а не с испанцами.

Добившись порядка в своём королевстве, Генрих IV выпустил Нантский эдикт, по которому:

  • провозглашалась свобода совести;
  • с некоторыми ограничениями допускалось отправление протестантского культа;
  • представители обеих религиях получали равный доступ к важным государственным должностям;
  • протестанты получали в пользование несколько крепостей.

С изданием Нантского эдикта эпоха религиозных войн во Франции завершилась.

Французские религиозные войны шли с небольшими перерывами с 1562 по 1589 гг. Главными сторонами конфликта были католики и гугеноты (протестанты). Итогом многочисленных войн стала смена правившей династии, а также закрепление права на свободное вероисповедание.

Предпосылки

Кровопролитная религиозная война во Франции между католиками и протестантами началась в 1562 году. У нее было несколько поверхностных поводов и глубоких причин. В XVI веке французское общество раскололось на два непримиримых лагеря - католический и протестантский. Новое учение проникло в страну из Германии. Его сторонники выступали за отказ от некоторых норм католической церкви (продажи индульгенций, должностей и т. д.).

Самым популярным протестантским течением во Франции стал кальвинизм. Его приверженцев называли гугенотами. Очаги этого учения были рассеяны по всей стране, из-за чего религиозная война во Франции носила такой значительный масштаб.

Заговор был раскрыт накануне исполнения. Франциск с приближенными бежал в Амбуаз. Тем не менее заговорщики не отказались от своих планов и попытались захватить короля силой прямо в этом городе. План провалился. Многие дворяне погибли в бою, другие были казнены после. Те события марта 1560 года стали поводом, из-за которого вспыхнула религиозная война во Франции.

Начало войны

Всего через пару месяцев после несостоявшегося заговора Франциск II умер из-за своего слабого здоровья. Трон перешел к его брату Карлу IX, на период правления которого пришлось начало религиозных войн во Франции. Год 1562-й ознаменовался расправой над гугенотами в Шампани. Герцог Гиз со своим войском напал на безоружных протестантов, мирно совершавших богослужение. Это событие стало сигналом для вспышки крупномасштабной войны.

У гугенотов, как и у католиков, были свои лидеры. Первым из них оказался принц Людовик де Конде из рода Бурбонов. После инцидента в Шампани он захватил несколько городов, сделав Орлеан оплотом протестантского сопротивления власти. Гугеноты заключили союз с немецкими княжествами и Англией - странами, где точно так же боролись с католическим влиянием. Втягивание в гражданское противостояние внешних сил еще более обострило религиозные войны во Франции. Годы потребовались для того чтобы страна исчерпала все свои ресурсы и, обескровленная, наконец пришла к мирному соглашению между сторонами.

Важной особенностью конфликта было то, что войн было сразу несколько. Кровопролитие то начиналось, то прекращалось, то снова возобновлялось. Так, с небольшими перерывами, война шла с 1562 по 1598 гг. Первый этап закончился в 1563-м, когда гугеноты и католики заключили Амбуазский мир. Согласно этому договору, протестанты получили право исповедовать свою религию в определенных провинциях страны. Стороны пришли к соглашению благодаря активному посредничеству Екатерины Медичи - матери трех французских королей (Франциска II, Карла IX и Генриха III). Со временем она стала главным действующим лицом конфликта. Королева-мать больше всего известна современному обывателю благодаря классическим историческим романам Дюмы.

Вторая и третья война

Гизы были недовольны уступками гугенотам. Они стали искать католических союзников за рубежом. Одновременно с этим в 1567 году протестанты, как и за несколько лет до того, попытались захватить в плен короля. Инцидент, известный как сюрприз в Мо, окончился ничем. Власти вызвали в суд лидеров гугенотов - принца Конде и графа Гаспара Колиньи. Те отказались прибыть в Париж, что послужило сигналом для возобновления кровопролития.

Причины религиозных войн во Франции заключались в том, что промежуточные мирные договоры, предполагающие небольшие уступки протестантам, не удовлетворяли ни одну из сторон. Из-за этого неразрешимого противоречия конфликт возобновлялся снова и снова. Вторая война закончилась в ноябре 1567 года из-за гибели одного из лидеров католиков - герцога Монморанси.

Но уже всего через несколько месяцев, в марте 1568-го, на полях Франции вновь зазвучала пальба и предсмертные крики солдат. Третья война в основном проходила в провинции Лангедок. Протестанты чуть было не взяли Пуатье. Им удалось перейти Рону и заставить власть вновь пойти на уступки. Привилегии гугенотов были расширены согласно Сен-Жерменскому договору, подписанному 15 августа 1570 года. Свобода вероисповедания была установлена на территории всей Франции, кроме Парижа.

Брак Генриха и Марго

В 1572 году своей кульминации достигли религиозные войны во Франции. 16 век знал множество кровопролитных и трагических событий. Но, пожалуй, ни одно из них не могло сравниться с Варфоломеевской ночью. Так в историографии была названа массовая резня гугенотов, устроенная католиками. Трагедия произошла 24 августа 1572 года в канун дня апостола Варфоломея. Сегодня ученые дают разные оценки тому, сколько тогда было убито протестантов. Подсчеты дают цифру приблизительно в 30 тысяч человек - величину, небывалую для своего времени.

Расправе предшествовало несколько важных событий. С 1570 года ненадолго прекратились религиозные войны во Франции. Дата подписания Сен-Жерменского мирного договора стала праздником для измотанной страны. Но наиболее радикальные католики, в том числе могущественные Гизы, не хотели признавать этого документа. Помимо всего прочего, они были против появления при королевском дворе Гаспара Колиньи - одного из лидеров гугенотов. Талантливый адмирал заручился поддержкой Карла IX. Монарх хотел с помощью полководца присоединить к своей стране Нидерланды. Таким образом, политические мотивы восторжествовали над религиозными.

Екатерина Медичи также на некоторое время охладила свой пыл. В казне было мало денег, чтобы вести открытое противостояние с протестантами. Поэтому королева-мать решила пользоваться дипломатическими и династическими методами. Парижский двор согласовал условия брака между Маргаритой Валуа (дочерью Екатерины) и Генрихом Наваррским - еще одним лидером гугенотов.

Варфоломеевская ночь

Свадьба должна была отмечаться в Париже. Из-за этого в преимущественно католический город прибыло огромное количество гугенотов - сторонников Генриха Наваррского. Настроения в столице были самыми взрывоопасными. Простолюдины ненавидели протестантов, обвиняя их во всех своих бедах. В верхушке власти не было единства по отношению к предстоящей свадьбе.

Бракосочетание состоялось 18 августа 1572 года. Через 4 дня ехавшего из Лувра адмирала Колиньи обстреляли из дома, принадлежавшего Гизам. Это было спланированное покушение. Лидер гугенотов получил ранение, но выжил. Однако произошедшее стало последней каплей. Еще через два дня, в ночь на 24 августа, Екатерина Медичи повелела начать расправу над гугенотами, которые еще не покинули Париж. Начало религиозных войн во Франции поразило современников своей жестокостью. Но то, что случилось в 1572 году, не шло ни в какое сравнение с прежними ужасами сражений и битв.

Погибли тысячи людей. Гаспар Колиньи, накануне чудом избежавший смерти, распрощался с жизнью одним из первых. Генриху Наваррскому (будущему королю Генриху IV) удалось выжить только благодаря заступничеству при дворе своих новых родственников. Варфоломеевская ночь стала событием, переломившим ход конфликта, известного в истории как религиозные войны во Франции. Дата расправы над гугенотами ознаменовалась потерей многих их лидеров. После ужасов и хаоса в столице из страны бежало, по разным оценкам, около 200 тысяч гугенотов. Они переселялись в немецкие княжества, Англию и Польшу, чтобы оказаться как можно дальше от кровавой католической власти. Действия Валуа были осуждены многими правителями того времени, в том числе и Иваном Грозным.

Продолжение конфликта

Мучительная Реформация и религиозные войны во Франции привели к тому, что страна не знала мира на протяжении многих лет. После Варфоломеевской ночи точка невозврата была пройдена. Стороны перестали искать компромисс, и государство вновь стало жертвой взаимного кровопролития. Четвертая война закончилась в 1573-м, но в 1574-м умер король Карл IX. У него не было наследника, поэтому в Париж прибыл править его младший брат Генрих III, который до этого недолгое время успел побыть самодержцем Польши.

Новый монарх вновь приблизил к себе неугомонных Гизов. Теперь религиозные войны во Франции, кратко говоря, возобновились вновь, из-за того что Генрих не контролировал некоторые регионы своей страны. Так, например, в Шампань вторгся немецкий граф Пфальца, прибывший на выручку местным протестантам. Тогда же появилась умеренная католическая партия, в историографии известная как «недовольные». Представители этого движения выступали за установления веротерпимости во всей стране. К ним присоединилась многочисленная патриотически настроенная знать, уставшая от бесконечной войны. В Пятой войне «недовольные» и гугеноты выступали единым фронтом против Валуа. Гизы вновь разбили и тех и других. После этого многие «недовольные» были казнены как государственные изменники.

Католическая лига

В 1576 году Генрих де Гиз учредил Католическую лигу, в которую, кроме Франции, вошли иезуиты, Испания и Целью союза был окончательный разгром гугенотов. Кроме того, на стороне лиги выступали аристократы, желавшие ограничить власть короля. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции на протяжении второй половины XVI века были главными факторами, влияющими на ход истории этой страны. Время показало, что после победы Бурбонов власть королей только усилилась, несмотря на попытки дворян ограничить ее под предлогом борьбы с протестантами.

Католическая лига развязала Шестую войну (1576-1577), по итогам которой права гугенотов были заметно ограничены. Центр их влияния переместился на юг. Общепризнанным лидером протестантов стал Генрих Наваррский, после свадьбы которого когда-то произошла бойня в Варфоломеевскую ночь.

Король небольшого королевства в Пиренеях, принадлежавший к династии Бурбонов, стал наследником всего французского престола из-за бездетности сына Екатерины Медичи. У Генриха III действительно не было отпрысков, что ставило монарха в щекотливое положение. Согласно династическим законам, наследовать ему должен был его ближайший родственник по мужской линии. По иронии судьбы им и стал Генрих Наваррский. Во-первых, он также происходил от а во-вторых, претендент был женат на сестре монарха Маргарите (Марго).

Война трех Генрихов

Династический кризис привел к войне трех Генрихов. Между собой сражались тезки - король Франции, король Наварры и герцог Гиз. Этот конфликт, шедший с 1584 по 1589 год, стал последним в череде религиозных войн. Генрих III кампанию проиграл. В мае 1588-го жители Парижа взбунтовались против него, после чего ему пришлось бежать в Блуа. В столицу Франции прибыл герцог Гиз. Несколько месяцев он фактически был правителем страны.

Чтобы как-то урегулировать конфликт, Гиз и Валуа согласились провести заседание в Блуа. Прибывший туда герцог попал в ловушку. Гвардейцы короля убили самого Гиза, охрану, а позже и его брата. Вероломный поступок Генриха III не прибавил ему популярности. Католики отвернулись от него, а папа римский и вовсе проклял.

Летом 1589 года Генрих III был заколот монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. Убийца смог с помощью подложных документов добиться аудиенции короля. Когда гвардейцы расступились перед Генрихом, монах неожиданно вонзил в того стилет. Убийца был растерзан на месте. Но и Генрих III скончался от полученного ранения. Теперь ничто не мешало королю Наварры стать правителем Франции.

Нантский эдикт

Генрих Наваррский стал королем Франции 2 августа Он был протестантом, но для того, чтобы закрепиться на троне, принял католичество. Этот поступок позволил Генриху IV получить отпущение от грехов от папы римского за свои прежние «еретические» взгляды. Первые годы правления монарх потратил на борьбу со своими политическими конкурентами, также претендовавшими на власть во всей стране.

И только после своей победы Генрих в 1598 году издал Нантский эдикт, который закреплял свободное вероисповедание по всей стране. Так закончились религиозные войны и укрепление монархии во Франции. После более чем тридцати лет кровопролития в стране наступил долгожданный мир. Гугеноты получили новые права и внушительные субсидии от власти. Итоги религиозной войны во Франции заключались не только в прекращении длительного конфликта, но и в централизации государства в правление династии Бурбонов.

Французский историк так описывал события 1568—1570 гг.: «Эта военная кампания сохранилась в памяти современников как один из самых ужасных эпизодов гражданской войны. Продвижение войска, подоб-но урагану, сопровождалось насилиями, массовыми убийствами, поджога-ми монастырей, а также ферм и амбаров с зерном».

Варфоломеевская ночь

Важнейшим достижением нового короля — Генриха IVста-ло изгнание иностранных войск и окончательное восстановление религиозного мира. В 1598 г. Генрих IV издал знаменитый Нант-ский эдикт , впервые в истории Европы узаконивший сосущество-вание двух религий в рамках одного государства . Католичество со-храняло господствующие позиции, но гугеноты получали свободу вероисповедания и гарантированные права на участие в политиче-ской жизни . В их распоряжении оставалось сто крепостей и собст-венные вооружённые силы. Сам же король в 1610 г. закончил свой жизненный путь так же, как и его предшественник, пав от руки убийцы-католика.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

Религиозные войны — то же, что и Гражданские

Религиозные войны — период французской истории ХVII века, когда граждане страны — католики и протестанты (гугеноты) воевали друг с другом. Всего войны было восемь

Годы религиозных войн во Франции 1562-1598

Кто такие гугеноты?

Гугеноты — французские протестанты, последователи реформистского учения проповедника Ж. Кальвина.
Протестантизм проник в католическую Францию в начале ХVII века из соседних Германии и Швейцарии и достаточно быстро приобрёл популярность. Его появлению способствовала деятельность философа Жака Лефевра из Этапля (1455-1536), который перевёл Новый Завет на французский язык и издал его в 1523 году. Учениками Лефевра были такие известные реформаторы и гуманисты, как Гильом Фарель, Жерар Руссель, Мишель д`Аранд. Как указывает Википедия, к 1557 году 35% французов придерживалось нового учения

«Подлая затея» (Сюрприз в Мо) вынудила королеву-мать резко изменить свое отношение к гугенотам. Им была объявлена война не нажизнь, а на смерть. В этом декларации Карл IX выражал ссожаление по поводу сделанных ранее уступок гугенотам, что ничуть не помогло умиротворить страну, напротив, реформаты упрямо продолжали раздувать смуту. Он требовал, чтобы гугеноты незамедлительно передали под королевскую юрисдикцию все занятые ими крепости, все кальвинистские проповедники должны были в течение двух недель покинуть пределы Французского королевства, все религиозные культы, кроме католического, запрещались под страхом конфискации имущества, государственные чиновники, исповедовавшие кальвинизм, лишались своих должностей. В порядке акта милосердия объявлялась амнистия всем гугенотам, которые в течение семи дней сложат оружие

  • 1569, 12 марта, 7 мая, 25 июня, 24 сентября-1570, 27 июня — сражения при Жарнаке, Ла-Рош-л’Абель, Монконтуре, д’Орне-ле-Дюк, смерть принца Конде, поочерёдно успехи и поражения сторон
  • 1570, 8 августа — Сен-Жерменский мир. Гугенотам дарована свобода вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, право занимать государственные должности, а так же крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите

1572-1573 — четвертая религиозная война

  • 1572, 22 августа — свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа
  • 1572, 24 августа — . Гибель де Колиньи
  • 1573, 11 февраля-6 июля — безуспешная осада Ла-Рошели католиками, Генрих Наваррский принял католичество, третий сын Екатерины Медичи Генрих занял польский престол
  • 1573, 11 июня — Булонский эдикт. В нём были сильно урезаны права, предоставленные Сен-Жерменским эдиктом 1570 года: при общей свободе совести свобода отправления культа была ограничена Ла-Рошелью и некоторыми другими городами, права на свободу религии для дворянских землевладельцев сохранялись теперь при определенных условиях
  • 1573, 24 июня — Ла-Рошельский мирный договор, подтвердивший Булонский эдикт
  • 1573 — создание так называемой «партии недовольных», стремившихся к примирению католиков и гугенотов, во главе партии стоял младший сын Екатерины Медичи герцог Алансонский

1574-1576 — пятая религиозная война

  • 1574, 30 мая — смерть короля Карла IX, на трон взошел под именем Генриха III третий сын Екатерины Медичи польский король Генрих Анжуйский
  • 1574, 4 ноября — третий герцог де Монморанси, будучи почти независимым правителем Лангедока, потребовал от нового короля восстановления прав для гугенотов, и не получив желаемого, начал военные действия
  • 1575 — в Ниме оформилась так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства, фактически представлявшая собой государство в государстве, имела свою армию и систему налогов, ее высшим органом были Генеральные штаты.
  • 1575, осень — в пределы Франции вторглась армия протестантов, возглавляемая Генрихом де Бурбоном, вторым принцем де Конде и пфальцграфом Рейнским Иоганном Казимиром Пфальц-Зиммернским
  • 1575 года, 10 октября — сражение при Дормане, в котором католическая армия Генриха Гиза разгромила немецких протестантов Конде
  • 1576, февраль — к мятежникам присоединился Генрих Наваррский

Конде претендовал на губернаторство в Пикардии, Дамвиль - в Лангедоке, герцог Анжуйский, надеялся выкроить себе часть наследственных земельных владений в составе Анжу, Берри и Турени, Иоганн Казимир требовал епископства в Меце, Туле и Вердене. Мятежники имели армию в 30000 человек и грозили Парижу. Не имея средств для его обороны Генрих III вступил в переговоры с младшим братом. Переговоры вела королева-мать Екатерина Медичи

  • 1576, 6 мая — Эдикт в Болье («Мир Месье» или «мир брата короля»): Протестанты обрели восемь крепостей, представительство в каждом из провинциальных парламентов и возможность свободно отправлять свой культ по всему королевству, кроме Парижа и его предместий. Дамвиль сохранил за собой должность губернатора Лангедока, сопряженную с полномочиями, которые делали его независимым вице-королем, герцог Анжуйский получил Анжу, Турень и Берри. За Конде закрепили управление Пикардией. Иоганну Казимиру предложили в порядке компенсации 300 тысяч экю. Генриху Наваррскому досталось губернаторство в Гиени

1576-1577 Шестая война

  • 1576, май — герцог Гених де Гиз создал Католическую лигу с целью объединить вокруг себя католиков, умеренных протестантов и при их поддержке завладеть короной Франции. Вскоре под знаменами Лиги уже находилось около 50 тысяч человек кавалерии и 30 тысяч пехоты
  • 1576, 6 декабря — в Блуа открылись заседания Генеральных штатов — высшего сословно-представительского учреждения Франции, которое отвергло мир в Болье. большинство депутатов разделяли идеалы Лиги, за подавление протестантизма во Франции проголосовали с готовностью, тем самым спровоцировав очередную, уже шестую по счету, гражданскую войну, которая продолжалась в течение нескольких месяцев в 1577 году и разворачивалась главным образом в Сентонже и Лангедоке.
  • 1577, 17 сентября — Бержеракский мир («мир короля»). Подтвердил положения «мира брата короля», но с дополнительным эдиктом Пуатье, где гарантировалось гугенотам право свободного отправления культа и предоставлялось в их распоряжение ряд крепостей. Были реабилитированы жертвы Варфоломеевской ночи. Объявлялось о роспуске Лиги и Протестантской конфедерации, что позволяло королю занять подобающее ему место выразителя и защитника интересов всех его подданных. Секретные статьи договора определяли юридические и административные условия мирного сосуществования католиков и протестантов.
  • 1579, 3 февраля — мирная конференция в Нераке, тридцатая после начала гражданских войн, но первая, на которой собравшиеся, отбросив разговоры о религии, обсуждали единственно политические вопросы.

    Под влиянием Конде протестанты сначала выставили совершенно немыслимые требования. Сильная королевская армия под предводительством Монморанси заставила их принять более разумные предложения королевы-матери. Екатерина поклялась, что в течение шести месяцев католики выполнят свои обещания по договору, заключенному в Бержераке. В качестве гарантии протестанты получат на этот срок восемь укрепленных крепостей в Гиени и одиннадцать в Лангедоке, которые они должны будут освободить по истечении полугода

1579-1580 Седьмая война («война влюблённых»)

    До Генриха Наваррскаого дошли распространяемые королевским двором слухи о том, что жена его Маргарита ему неверна, Генрих сделал вид, что не верит «клевете», и объявил шурину войну, дабы кровью смыть позор нанесенной обиды. Это романтическая версия причины войны. На самом деле гугенотам пришло время возвращать французской короне крепости, временно предоставленные по договору в Нераке в их распоряжение.
    Военные действия начал принц Конде, которому католики не давали вступить в управление Пикардией. 29 ноября 1579 года вон захватил город Ла-Фер. затем в войну вмешался Генрих Наваррский, 29 мая 1580 года начавший осаду города Каора. Сражение и захват его гугенотами стали главным событием «войны влюбленных». Однако целом королевские войска одерживали верх. На северном фронте Генрих III отвоевал Лa-Фер, чем спровоцировал бегство Конде в Германию. После успеха в Каоре Генрих Наваррский, военные ресурсы которого оказались исчерпанными, был вынужден перейти к оборонительной тактике.
  • 1580, 26 ноября — мир во Фле, по которому Генрих Наваррский получил на шесть лет крепости, предоставленные ему соглашением в Нераке только на шесть месяцев

1584-1589 восьмая война («Война трёх Генрихов»)

  • 1584, 10 июня — умер Франсуа Алансонский, последний сын Екатерины Медичи. Генрих Наваррский стал наследником французского престола. В том же году образована Парижская лига
  • 1584, 31 декабря — Герцог де Гиз и посол Испании Мендоса подписали в Жуанвиле секретный договор, согласно которому учреждалась «постояннно действующая Лига для сохранения католической религии»

В конце 1584 года в Париже возник «Великий страх», вселяя смятение в души населения. Прошел слух, что Генрих Наваррский получил 200000 экю для оснащения армии. Опасались Варфоломеевской ночи для католиков, священники выступили единым фронтом против беарнского дьявола с резкими речами, возбуждающими толпу. Для большинства парижан католическая религия была наивысшей ценностью. Организаторы Парижской лиги были добродетельными и серьезными людьми с основательным классическим и религиозным образованием и принадлежали к зажиточной буржуазии

  • 1585, 21 мая — Генрих де Гиз начал очередную войну
  • 1585, 7 июля — договор в Немуре. Протестантизм был запрещен. Эдикт аннулировал все мирные договоры, заключенные ранее, объявлял ересь вне закона, предписывал гугенотам перейти в другую веру или в течение шести месяцев покинуть страну
  • 1585, 9 августа — Генрих Наварский вместе с Монморанси, вождем умеренных католиков, возглавил «Контр-лигу законопослушных граждан», обратившись за помощью к королеве английской и к Германии
  • 1585, 7 октября — Кролоь издал эдикт, по которому протестанты должны в двухнедельный срок перейти в католицизм или покинуть пределы Франции. Король Наваррский собрался было начать переговоры со своим шурином и выразить королю свой протест, но принц Конде тут же занял Сентонж, развязав тем самым войну
  • 1585, декабрь — перемирие для преговоров
  • 1587 — в пределы Франции вторглась армия немецких протестантов, её поддержали местные гугеноты под водительством Генриха Наваррского
  • 1587, 20 октября — битва близ Кутра королевских и гугенотских войск, победа протестантов, немецких наемников удалось подкупом отправить восвояси
  • 1588, 5 марта — умер Генрих де Бурбон, второй принц де Конде
  • 1588, 12 мая — День баррикад — восстание парижских католиков против умеренной политики короля Генриха III. Хозяином города стал Генрих де Гиз
  • 1588, лето — Гиз заставил Генриха III подписать Эдикт единства, одобренный парижским парламентом 21 июля. Король обещал никогда не заключать перемирие или мир с «еретиками-гугенотами», запретить занятие публичных должностей любому, кто не примет публичную присягу как католик, и не передавать трон не-католику
  • 1588, 16 октября — в Блуа открылось заседание Генеральных штатов. Делегаты потребовали от короля уменьшить налоги до уровня 1576 года, преследовать протестантов «без всякой жалости и сострадания», принять против Генриха Наваррского самые суровые военные меры, и торжественного признания невозможности воцарения на троне «принца, когда-либо замеченного в ереси». Генрих III отказался, что означало открытую конфронтацию с Генрихом Гизом
  • 1588, 23 декабря — убийство Генриха де Гиза по приказу короля Генриха III
  • 1589, 1 августа — убийство Генриха III монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. смертельно раненный король приказал своим сторонникам присягать Гениху Навррскому
  • 1589-1590 — успешные битвы (при Арке, при Иври) Гериха IV с католиками

Окончание Религиозных войн

  • 1591, 4 июля — Генрих издал эдикт, в котором восстановил положения эдикта Пуатье 1577 года, заметно ограничивавшие свободу вероисповедания протестантов
  • 1593, 25 июля — Генрих Четвёртый торжественно отрёкся от протестантизма
  • 1594, 27 февраля — коронация Генриха IV
  • 1598, 13 апреля — Нантский эдикт Генриха IV, завершил тридцатилетний период Религиозных войн во Франциив. В эдикте даровалось полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них

воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом

Итог религиозных войн

Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет.

17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Приказано было разрушать храмы гугенотов и их школы. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты, самые предприимчивые, трудолюбивые, образованные граждане королевства, эмигрировали сотнями тысяч - в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Швейцарию, Пруссию, Канаду



top