Презентация на тему: "тема урока: основные направления общественно- политического и государственного развития ссср в е годы хх в. развитие экономики ссср в конце х.". скачать бесплатно и без регистрации. В республиках усиливаются сепаратистские. решение в

Презентация на тему:

«Карта мира политическая» - Типы стран. Островные Полуостровные Архипелаги Материковые. Страны. Самое большое по площади государство Земли: а) Канада; б) Россия; в)Китай; г) США. Политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи. Политическая география. Китай -1 Россия - 7. Вывод. Типология стран. Количество и группировка стран.

«Политическая раздробленность» - Следил за сбором налогов, руководил ополчением. Вече – Народное собрание. Владыка (архиепископ) Ведал церковными делами, казной, руководил внешней политикой. Карта «Политическая раздробленность Руси в XII - начале XIII». Важное значение для края имели соляные месторождения. Главные политические центры Руси.

«Политическая система России» - Единственным поводом для отказа в регистрации могут служить экстремистские положения партийной программы. Мы имеем дело с кризисом управления как государством, так и общественно-политическими процессами. 5 тезисов о российском социальном государстве. Кто будет двигать модернизацию? Предисловие раздел i. Российская модернизация в xxi веке: краткий курс раздел ii.

«Формы политического поведения» - 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения. Политический терроризм. Политическое поведение. МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. Причины терроризма:

«Изменение политической системы» - Заполнить таблицу. До 17 октября1905 года император. Особенности российской многопартийности. После 17 октября 1905 года император. Изменения в политической системе. Избирательный закон России: расставить обозначения на диаграмме. Изменения в политической системе Российской империи.

«Человек в политической системе» - Типология политической культуры. Функции политической культуры. Провинциалистская (отсутствие интереса к политике и знаний о политической системе). Вертикальные, отражающие существующие различия в политических ориентациях «масс» и «элит». Аспекты политической социализации. Подданническая (ориентация на политические институты при невысоком уровне индивидуальной активности).

- 1 –
Урок разработан учителем истории первой категории
МБОУ «СОШ №29», г.Норильска, Красноярского края
Поленок Татьяной Михайловной

Урок разработан по курсу « История России» для 9 класса
Урок «Политическое развитие в 1920-е гг.»

Цель урока: подвести учащихся к пониманию изменений произошедших в политической
сфере государства в 20-е гг., вскрыть причины и итоги внутрипартийной
борьбы.
Тип урока: комбинированный (лекция учителя в сочетании с самостоятельной работой
учащихся в группах и индивидуально с текстом учебника, документами,
таблицей, выполнение проблемных заданий, выступления учащихся по
предварительным заданиям, заполнение таблицы, проведение дискуссии)
Оборудование урока: учебник § 21 «История России ХХ – начало ХХI века»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.
Хрестоматия по истории России ХХ век
Таблица « Лидеры партии и государства в 20-е гг.»
Таблица «Борьба за власть в партии большевиков»
План урока
1.Сращивание государственного и партийного аппарата
2.Утверждение однопартийной политической системы
3.Внутрипартийная борьба за власть

Ход урока

1.Сращивание государственного и партийного аппарата.
Изучение данного вопроса начинается с постановки проблемного задания классу, далее следует лекции учителя, раскрытие понятия «политическая система», работа учащихся с текстом учебника, таблицей, завершается работа над вопросом выводами учащихся.
Учитель
Задание классу Сложившуюся в годы Гражданской войны политическую систему на ХII съезде
РКП(б) назвали «диктатурой партии»
Почему к такому выводу пришел съезд?
Учитель
Что мы понимаем под «политической системой» ?
Политическая система это совокупность институтов (т.е. органов, организаций), осуществляющих политические функции. В 20-е годы отдельными звеньями политической системы являлись: советское государство, партия большевиков, общественные организации, среди которых наиболее массовые – комсомол и профсоюзы. Считалось, что все органы и организации участвуют в государственном управлении. Но так ли было на самом деле?
Работа учащихся с текстом учебника и предложенной таблицей.
Задание учащимся. На основании текста учебника (§21,с.155) изучить состав Политбюро, вспомнить наиболее активных партийных деятелей и познакомиться с содержанием таблицы.
Какой вывод на основании этих данных можно сделать?

2 -
Таблица
Лидеры партии и государства в 20-е гг.
Председатели
ВЦИК РСФСР и
ЦИК СССР Главы
СНК РСФСР
и СССР Руководители
органов
безопасности
(ВЧК – ОГПУ – НКВД) Руководители
вооруженных
сил
Каменев Л.Б.
Октябрь-ноябрь 1917 г
Свердлов Я.М.
1917-1919 гг.
Калинин М.И.
1919-1946 гг Ленин В.И.
1917-1924 гг.
Рыков А.И.
1924-1930 гг.
Молотов В.М.
1930-1941 гг.
Сталин И.В.
1941-1953 гг. Дзержинский Ф.Э.
1917-1926 гг.
Менжинский В.Р.
1926-1934 гг.
Ягода Г.Г.
1934-1936
Ежов Н.И.
1936-1938
Берия Л.П.
1938-1941 гг. Троцкий Л.Д.
1918-1925 гг.
Фрунзе М.В.
январь-октябрь
1925 г.
Ворошилов К.Е.
1925-1940 гг.
Тимошенко С.К.
1940-1941 гг.
Сталин И.В.
1941-1947 гг.

Учитель (обобщает сказанное учащимися)
Главные позиции в политической системе в 20-х годах занимала РКП(б) (с1925 г.-ВКП(б)). РКП(б) фактически исполняла функции органов государства. Политические решения принимались сначала Центральным Комитетом партии, а затем закреплялись в решениях Советов. Государственными органами также руководили лидеры партии. Партия осуществляла «подбор и расстановку кадров».

Учащиеся формулируют ответ на поставленное перед классом задание
В СССР формируется тоталитарное государство, важнейшие признаки которого – сращивание партийного и государственного аппарата и монополии политической партии на власть. Сконцентрировав государственную и партийную власть в своих руках РКП (б) установила полный контроль над политической системой, вот почему на ХII съезде РКП(б) она была названа диктатурой партии

2.Утверждение однопартийной политической системы.
Данный вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя, самостоятельной работы учащихся с документами, заслушиваются выступления учащихся по предварительным заданиям
Работа учащихся с документами
Документ
Из вступительной речи В.И.Ленина на Х съезде РКП(б)
…..Мы пережили год исключительный, мы позволили себе роскошь дискуссий и споров внутри нашей партии. Для партии, которая окружена врагами, могущественнейшими, сильнейшими врагами, объединяющими весь капиталистический мир, для партии, которая несет на себе неслыханное бремя, эта роскошь была поистине удивительна!
Вопросы к документу
Против кого направлена речь Ленина?
Почему дискуссии в партии он называет роскошью?
Какие опасности при этом неизбежно возникают?

Документ
Из резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии»
....Съезд предписывает немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное исключение из партии.
Вопросы к документу
Какой вопрос был поднят в резолюции?
Какие меры должны быть приняты к людям, создавшим или примкнувшим к оппозиции в РКП(б)?
Какие выгоды дает партии запрет на деятельность фракций?

Учитель (обобщает ответы учащихся)
Принятие съездом резолюции «О единстве партии», запрещавшей создание в РКП(б) фракций и групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения, открывали возможность расправы над людьми, неугодными руководству партии и укрепления партии изнутри. Тяжелая экономическая и политическая ситуация в стране к началу 20-х гг., требовала уничтожения любого проявления и внешней идейно-политической оппозиции. С этой целью РКП (б) начинает решительную борьбу с эсерами и меньшевиками.

Учащиеся (заслушиваются сообщения учащихся по опережающим заданиям)
Материал для сообщения ученика: «Борьба большевиков с политической оппозицией – партиями меньшевиков и эсеров»

После разгона Учредительного собрания до лета 1918 г. партии меньшевиков и эсеров были легальными: выходили их газеты, а местные партийные комитеты выдвигали кандидатов на выборах в местные Советы, профсоюзные, кооперативные организации и т.д. Но печатные органы постепенно закрывались, а там, где на выборах в Советы эсеры и меньшевики одерживали победу, результаты выборов объявляли недействительными (так было в Тамбове весной 1918 г.) После подписания Брестского мира политическое влияние меньшевиков и эсеров возросло, к тому же правящая большевистско-левоэсеровская коалиция распалась, а в рядах большевиков появилась «левая оппозиция». Но союзника в лице левых эсеров или «левых коммунистов» меньшевикам и эсерам обрести не удалось.
В мае 1918 г эсеровские дружины приняли участие в выступлении чехословацкого корпуса, в Самаре была провозглашена власть Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). Постановлением ВЦИК от 14 июня 1918 г. эсеры и меньшевики обвинялись в организации вооруженных выступлений против рабочих и
крестьян, и было предложено удалить их из Советов. Выборы на V Всероссийский съезд Советов должны были проходить без участия в них меньшевиков и эсеров.
Представители Комуча в сентябре 1918 г. участвовали в создании Директории на территории освобожденной от большевизма. 18 ноября 1918 г. Колчак сверг Директорию, установив военную диктатуру. Оказавшись в 1918 г. между двух диктатур – большевиков и белых - меньшевики и эсеры вынуждены были выбрать из двух зол меньшее и в сложившихся обстоятельствах предпочли сотрудничество с красными. Партия меньшевиков была легализована в ноябре 1918 г., партия эсеров – в феврале 1919 г. Несмотря на это, полноправными политическими организациями эти партии так и не стали.
Лидеры меньшевиков и эсеров использовали трибуны VII и VIII Всероссийского съезда Советов для критики политики «военного коммунизма». Забастовки в Петрограде, выступления в Кронштадте, Тамбовское восстание, волнения на Дону, Кубани, в Сибири показали, что повстанцы стихийно повторяют политические лозунги меньшевиков и эсеров. Большевики каждое антибольшевистское выступление объявляли антисоветским, хотя против Советов восставшие не выступали. Таким образом, в начале 1921 г. большевики снова перешли к беспощадной борьбе с меньшевиками и эсерами, не отказываясь при этом от их программы хозяйственного возрождения страны. Эсеры, в свою очередь, приняли активное участие в вооруженном противостоянии большевизму.

Пытаясь объяснить репрессии против социалистических партий, большевики провели открытые судебные процессы, самым известным из которых был процесс июня - августа 1922 г. в Москве. Лидеров партии эсеров обвинили в организации заговоров с целью свержения Советской власти, в пособничестве
белогвардейцам и иностранным интервентам, в контрреволюционной пропаганде и агитации. Верховный трибунал ВЦИК приговорил обвиняемых к смерти, но исполнение приговора приостановил. Осужденные стали политическими заложниками, чтобы предостеречь оставшихся на свободе эсеров от выступлений против власти.
В июне 1923 г. в ЦК РКП(б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками», которая ставила задачу разгромить партию меньшевиков. В течение 1923 г. меньшевики и эсеры, подозреваемые в нелегальной политической деятельности, подвергались планомерным репрессиям.
Лучшим исходом для репрессированных была эмиграция, но она распространялась лишь на самых известных деятелей оппозиционных партий. Те, кто не проявлял раскаяния, были обречены на ссылку в Сибирь или в лагеря особого назначения – Архангельский, Холмогорский, Пертоминский. Летом 1923 г. этих заключенных отправили на Соловки.

Материал для сообщения ученика на тему: «Судьба партии левых эсеров»

Фракция левых эсеров была образована на III съезде ПСР в мае 1917г. Во всех последующих событиях, включая подготовку и проведение Октябрьского переворота, левые эсеры сотрудничали с большевиками. 19 ноября в Петрограде собрался учредительный съезд партии левых эсеров, который подтвердил курс на коалицию с большевиками, в том числе и по вопросу об Учредительном собрании. На II съезде Советов левые эсеры вошли в состав ВЦИК; действуя как оппозиционная партия, они использовали тактику запросов в СНК. 18 ноября 1917 г. ПЛСР приняла решение войти в состав СНК, возглавив шесть наркоматов. Сотрудничество партий продолжалось до ратификации Брестского договора. ПЛСР вышла из СНК, однако оставалась во ВЦИК, коллегиях наркоматов, других учреждениях. В конце весны 1918 г.эсеры активно выступили против декретов «О продовольственной диктатуре» и «О комитетах бедноты». Протестовали они и против решения ВЦИК от 14 июня 1918 г. Лидеры ПЛСР считали, что политика большевиков объясняется их ориентацией на Германию. 24 июня ЦК партии левых эсеров решили предпринять ряд террористических актов в отношении виднейших представителей германского империализма.
На V съезде Советов уже после первого заседания стало ясно, что большевики не намерены пересматривать политическую линию. Тогда ЦК ПЛСР принимает решение об убийстве немецкого посла графа Мирбаха. Это должно было, по их замыслу, склонить Германию к разрыву мирного договора. Последствия этого события оказались совершенно противоположными. Акция 6 июля не только привела к аресту видных представителей партии, но и расколола партию. Самая непримиримая ее часть не изменила своего отношения к политике большевиков.
Летом 1919 г. ЦК ПЛСР отверг методы вооруженной борьбы с советской властью. Тем не менее не все члены партии были с этим согласны. В 1920 г. был образован самостоятельный центр, не подчинившийся большинству. Но в целом ряды партии заметно редели. На последней конференции левых эсеров в июне 1922 г.присутствовало 23 делегата. К концу 1922 г. распад организации стал фактом. Одни ее деятели ушли к большевикам, другие были в ссылках и тюрьмах, третьи – в эмиграции. Партия полностью потеряла поддержку в народе.

Учитель
С разгромом партий меньшевиков и эсеров политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране установилась однопартийная политическая система.

3.Внутрипартийная борьба за власть.
Для изучения данного вопроса, после вступительного слова учителя, класс делится на четыре группы, каждая группа получает задание, после выступления каждой группы составляется таблица.

5 –
Учитель
В середине декабря 1922 г. состояние здоровья Ленина резко ухудшилось. Озабоченный судьбой партии, Ленин в конце 1922 г. – начале 1923 г. продиктовал «Письмо к съезду», известное как «Завещание» Ленина, где он характеризовал политические и личные качества шести видных деятелей партии: Сталина, Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и Пятакова и предупреждал о возможных конфликтах между Троцким и Сталиным, которые могут привести к расколу партии. Отмечая, что Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, Ленин выражал сомнение, сумеет ли Сталин, в силу отрицательных черт характера, всегда осторожно ею воспользоваться на посту Генерального секретаря. Ленин предлагал сместить Сталина с поста Генерального секретаря ЦК РКП (б). После смерти Ленина разгорелась острая борьба за власть в партийном руководстве. ХIII съезд партии решил оставить Сталина на посту Генерального секретаря, так как тот обещал исправить недостатки в своем характере.
После окончания Гражданской войны, РКП(б) пришлось решать сложные политические и экономические задачи, при решении которых в руководстве партии возникали различные точки зрения, складывались оппозиционные группировки.
Задание
Определить причины образования в партии оппозиционных группировок, суть их разногласий (работа учащихся в группах с текстом учебника)
1 группа рассматривает причины образования «рабочей оппозиции» (§21 с.155, п.1)
2 группа рассматривает причины противостояния Сталина и Троцкого (§21 с.158, п.4)
3 группа рассматривает причины образования «новой оппозиции» (§21 с.159, п.4)
4 группа рассматривает причины образования «правой оппозиции» (§21 с.160, п.5)

Выводы каждой группы записываются всеми учащимися в таблицу
Годы Противники Суть разногласий

1921 г. «Рабочая оппозиция»
Шапошников А.Г. Сталин И.В.
Коллонтай А.М. и его сторонники
Медведев С.П. «Рабочая оппозиция» выступила против вмешательства партии во все сферы жизни общества и государства (партия должна заниматься агитацией и пропагандой, Советы – государством)
На Х съезде партии принята резолюция «О единстве партии», взгляды «рабочей оппозиции» осуждены.

1923-1924 гг.
Троцкий Л.Д. Сталин И.В.
и его сторонники и его сторонники
. Троцкий Л.Д. – критиковал разделение партии на профессиональных партийных функционеров, выбираемых сверху, и на партийную массу, не участвующую в партийной жизни.
Троцкий Л.Д. считал, что без мировой революции построение социализма в СССР невозможно.
Сталин И.В. обвинил Троцкого Л.Д. и его сторонников в том, что они не верят в возможности построения социализма в СССР, антиленинизме, в подрыве единства партии.

1926 г.
«Новая оппозиция»
Каменев Л.Б. Сталин И.В.
Зиновьев Г.Е. Бухарин Н.И.

«Новая оппозиция» - выступили против курса Бухарина Н.И. в сельском хозяйстве
(аренда земли, применение наемной рабочей силы, налоговые льготы, курс на обогащение) названный «деревенским нэпом»
Сталин И.В. поддержал Бухарина Н.И.

1927 г.
«Правая оппозиция»
Бухарин Н.И. Сталин И.В.
Рыков А.И. и его сторонники
Томский М.П. Политические разногласия возникли в связи с хлебозаготовительным кризисом.
«Правая оппозиция» считала, что причинами кризиса явились ошибки партийного руководства
Сталин И.В.и его сторонники считали причинами кризиса нарушение экономических пропорций. Сталин предложил бросить все ресурсы на индустриализацию и заняться переустройством сельского хозяйства, ускорив создание крупных коллективных хозяйств.
Сталин обвинил Бухарина и всех его сторонников в «правом уклоне», несовместимом с пребыванием в партии

Учитель
К концу 20-х гг. оппозиционные группы были разгромлены Сталиным, а участники выведены из состава партии, некоторые высланы из СССР как «враги народа и шпионы иностранных государств».
Некоторые историки считают, что в 1929 г. произошел политический переворот. Он не сопровождался сменой форм власти, не было бурных событий. Просто кардинально изменился состав руководства партии, из Политбюро были устранены политические оппоненты Сталина, начались кадровые перемены в Центре и на местах; наконец в Политбюро остались только сторонники Сталина, которые признавали в нем единственного вождя партии.

4.Почему в борьбе за власть победил И.В.Сталин

Учитель
Вопрос классу
Являлись ли внутрипартийные разногласия спором о путях дальнейшего развития страны, или же это была борьба за власть?
Учитель (обобщает выступления учащихся)
В период с 1923 по 1928 гг. в партии большевиков развернулась борьба за власть между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и Сталиным. В 1929 г. победу во внутрипартийной борьбе одержал И.В.Сталин. Главные его оппоненты – Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин оказались смещены с ведущих партийных постов.
Обладавший незаурядными организаторскими способностями, он сумел добиться выдвижения на ключевые посты в центре и на местах своих соратников по революционному прошлому – В.М.Молотова, С.М.Кирова, Л.М.Кагановича, Г.К.Оржоникидзе и др.
Генеральный секретарь ЦК проводил коварную тактику в отношении своих оппонентов. Прекрасно зная их слабости, соперничество друг с другом, он разобщал их, провоцировал между ними конфликты и споры по теоретическим вопросам, в которых сам первоначально не участвовал. Так, в борьбе с Троцким основную роль в 1923-1925 гг. сыграл Зиновьев и Каменев. В свою очередь, в опровержении их взглядов наиболее активен оказался Бухарин.
И.В.Сталин и его окружение воспользовались тем, что смысл теоретических дискуссий был малопонятен большинству членов ВКП(б), привыкших к простым и ясным лозунгам. Рядовым партийцам оказалось легко убедить, что «теоретики», навязавшие ВКП(б) дискуссии, в действительности ведут раскольническую деятельность и с ними следует бороться.

7 –
Постепенно большинство членов партии стали воспринимать Сталина защитником единства партии, непримиримым борцом со всякого рода «уклонистами».
Сталин выдвинул тезис, ставший основополагающим для всей его политики: по мере продвижения страны к социализму классовая борьба будет неизбежно обостряться. Тезис, удобный тем, что легко объяснял, почему старые революционеры становились врагами, подводил к мысли о необходимости сплачиваться вокруг вождя.

Завершается урок обобщением изученного материала
Вопросы для учащихся
Какие изменения произошли в политической системе страны в 20-х гг.? Какое значение они имели для дальнейшего политического развития страны?

Домашнее задание
§ 21, вопросы и задания с.162

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №5»

План – конспект открытого урока

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 20-ГГ. ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

НА ОБЬ-ИРТЫШСКОМ СЕВЕРЕ»




Учитель истории и обществознания

Цацуева Надежда Владимировна
г.п.Федоровский

МБОУ «Федоровская СОШ №5»

План - конспект урока истории России 20в.

Тема: «Политическое развитие в 20-е годы. Первые десятилетия советской власти на Обь-Иртышском Севере.»
Цель: изучить особенности политического режима СССР в 1920-х гг. , их влияние на дальнейшую жизнь советского общества, а так же опираясь на материалы школьного музея, показать их взаимосвязь с историей ХМАО.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся понимание особенностей политического режима 1920-х гг. на примере событий и фактов из истории ХМАО;

2.Подвести учащихся к пониманию необходимости гуманного подхода к изучению вопросов Гражданской войны и установлению советской власти в ХМАО, и в целом в России, с целью сохранения преемственности поколений и учета исторического опыта;

3. Продолжить умение давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими источниками и документами, делать выводы.

Учебное оборудование:

интерактивная доска, диапроектор, презентации, материалы и экспонаты школьного музея.

Литература:


  1. Сборник научных трудов « История Сибири в биографиях» Сургут Издательский центр СурГУ 2009.

  2. В.В. Кирилов, М.Н. Чернова Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России 20 век. Пособие для учителя. Москва « Центр гуманитарного образования» 2000.

  3. Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №9 2009 Я.В. Соловьёв « Музейная педагогика на современном этапе развития исторического образования»

  4. Мстория ХМАО с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Екатеринбург НПМП «Волот» 1999

  5. Интернет-ресурсы.

Ход урока:


  1. Организационный момент .
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Изучая новую тему будем использовать краеведческий материал школьного музея. У нас гости. В том числе заведующая школьным музеем Наталья Юрьевна. Она поможет нам осветить некоторые вопросы темы урока. А в целом всё как обычно. Приготовились получить новые знания и хорошие оценки за урок.

  1. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Продолжаем изучение раздела «СССР на пути строительства нового общества»

Сегодня на уроке мы изучим тему «Политическое развитие в 20-е годы. Первые десятилетия советской власти на Обь-Иртышском Севере».

Для изучения темы нам необходимо вспомнить значение следующих понятий и терминов :

1.интервенция -вооруженное вмешательство во внутренние дела иностранных государств

2.суверените т-полная независимость государства от других государств 3.Военный коммунизм –экономическая политика большевиков в годы гражданской войны

4. аренда -использование чужого имущества на определенных условиях

5.концессия -передача в аренду иностранным предприятиям и лицам промышленных предприятий

6 .продналог -налог с крестьян

7.НЭП .

Вспомним хронологию исторических событий . Задание на доске:

ЗАДАНИЕ №1.

А Реформы Столыпина П.А.

В Русско-японская война

Г Гражданская война

Д Кровавое воскресенье

(КЛЮЧ: ВДАГБ)
ЗАДАНИЕ №2.

А Начало Первой мировой войны

Б Принятие Конституции РСФСР

В Первая Государственная дума

Г Образование СССР

Д Начало НЭПа (ключ ВАБДГ)

Изучение новой темы:

Сращивание государственного и партийного аппарата. «Диктатура партии». Составление схемы на доске.

(Серьёзные государственные решения принимались ЦК РКП(б) после предварительного обсуждения в тесном кругу большевистских лидеров в созданном в 1919г Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП(б). В состав входили(самостоятельно по тексту учебника). Руководитель партии одновременно руководитель государства. Кто? (Ленин. Должность председатель Совнаркома)

СХЕМА
ПАРТИЯ РКП(б) ПРАВИТЕЛЬТВО СНК

Политбюро (с 1919г)

ЛЕНИН председатель СНК(1918-1924) - (формально не занимал должности в партии, вёл пленум)

Секретариат ЦК-

Сталин (руководитель секретариата)

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ (1922-1953)

Кто управляет кадрами, тот управляет всем.
Наличие оппозиции (Шляпников, Клонтай, Медведев)

В связи с антибольшевистским восстанием в Кронштадте, участниками подавления которого стали делегаты 10 съезда РКП(б) 1921г, главной идеей съезда стала идея единства партии. Съезд принял резолюцию «О единстве партии». Начало утверждения ….


  1. Утверждение однопартийной политической системы.
Первый этап: июнь –август 1922г . Судебный процесс над эсерами

(обвинение в пособничестве белогвардейцам и интервентам, контрреволюционной пропаганде и агитации);

второй этап 1923г ЦК РКП(б) секретная «Инструкция о мерах борьбы с меньшевиками»

«Меньшевик» негативная идеологическая характеристика.

Распад и фактическое уничтожение партии меньшевиков
3.Противоречия НЭПа.

Меры НЭПа?(Учащиеся:Свобода торговли и предпринимательства, аренда, концессии и т.д) В экономике шаги к рынку, к свободе экономических отношений, а в политике напротив –ужесточение режима.

В конце1922-начале 1923г. Ленин «Письмо к съезду», содержащее политическую характеристику Троцкого, Бухарина, Каменева, Сталина. Приемника не назвал. Особая характеристика Сталина. (Подробнее в теме «Культ личности Сталина)


  1. Сталин против Троцкого . В чём противоречия Сталина и Троцкого? (Найти самостоятельно в учебнике стр 158.-159)
-Троцкий критиковал установившиеся в партии порядки: разделение на функционеров и партийную массу.

Сталин обвинял Троцкого и его сторонников в том, что они не верят в победу социализма в СССР «в одной отдельно взятой стране».

1924г 13 съезд . Угроза распада партии со стороны Троцкого. В 1925г РКП(б) переименован в ВКП(б)

Итог: В 1927г за попытку организовать демонстрацию исключены из партии Зиновьев, Каменев и Троцкий высланы в Алма-Ату в 1929г.


  1. «Правый уклон». Почему победил Сталин? (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

  1. Работа с источником. (Приложение 1)
Вполне очевидно, что именно люди вершили и вершат историю. Сегодня даже появилось такое выражение: история - это биография участников событий. На прошлом уроке вам предложено найти биографии участников событий Гражданской войны и становления. (Опережающее задание: найти биографию участника гражданской войны и проследить его дальнейшую судьбу в 20-30годы)

  1. Создание национального округа. Опережающее задание: у чащиеся самостоятельно готовят сообщение и презентацию Приложение (под запись 10 дек. 1930г образовался Остяко-Вогульский национальный округ, 1940 переименован в Ханты-Мансийский.)

7. Слово экскурсоводам.

С другими событиями округа нас познакомит зав. музеем.
Первые десятилетия советской власти на Обь-Иртышском севере. Идеологизация населения – музей (слайды и экспонаты, музыка)
Процессы, происходившие в центральных районах России, политические, экономические, социальные, не обошли стороной и наш округ и Сургутский район. В нашем музее есть экспонаты, которые могут рассказать о том периоде, который вы изучаете на уроках истории.

В связи с усилением роли коммунистической партии, началась массовая идеологизация населения. В 1920г. в Сургуте создана первая организация ВЛКСМ, в начале 20-х гг. пионерская и октябрятская, которые развивались под руководством комсомола. В 30-е годы пионерское движение получило особо широкое развитие. Если в октябре 1931 г. в Остяко-Вогульском округе была 1 тысяча 200 пионеров, то в апреле 1938г. – почти 4 тысячи 700. Надо отметить, что пионерские организации занимались не только классовым воспитанием детей. Вместе с другими школьниками пионеры работали в колхозах и на предприятиях, занимались охотой, рыболовством и сбором ягод, помогали отстающим в учебе, участвовали в кружках.

(экспонаты – форма школьная, галстук, значки, дневник пионерского вожатого и т.д.)

(ФОТО – пионеры, комсомольцы и т.д.)

Становление средств массовой информации. В просвещении масс важная роль принадлежала периодической печати. Вскоре после создания округа в Самарове была открыта типография, а 7 июля 1931г. вышел первый номер газеты «Ханты-Манчи шоп (шой)». С 1935 г. она стала называться «Остяко-Вогульская правда».

К 1940г. в округе издавалось 6 районных газет на русском языке и языке ханты. Надо иметь в виду, что все органы печати находились тогда под жестким партийным контролем и неуклонно проводили официальную линию мобилизации масс на социалистическое строительство, на формирование человека нового общества.

(экспонаты - «Пионерская правда», «Комсомольская правда», книги о Ленине и т.д.).
Ученица -экскурсовод: Вскоре Сургутский район становится одним из мест ссылки раскулаченных, так называемых «врагов народа», «кулаков». Именно они внесли весомый вклад в 30-е гг. в освоение и социально-экономическое развитие края. Результативность труда спецпереселенцев была бы, конечно, еще выше, если бы не крайне тяжелое положение, в котором они оказались по вине местных властей, совершенно не готовых принять такое большое количество людей (более 1700 семей только в Сургутском районе). Для строительства жилья в отведенных, как правило, необжитых местах спецпереселенцы, объявленные врагами народа, не имели самого необходимого и часто умирали в первую же зиму. Им не разрешалось переезжать из одного места в другое. Каждый день они должны были отмечаться у коменданта. Спецпереселенцев лишили гражданских прав, по месту жительства и работы они были обособлены от местного населения. Из распоряжения: «Следует твердо помнить, что спецпереселенцы есть социально-опасный элемент, который находится на известном режиме людей, лишенных гражданских и политических прав. Расценивать их как местное население не следует».

Зав.музеем: Так писали о людях, которые не совершали никаких преступлений, просто были выселены как якобы «классово чуждые элементы». Власти знали об ужасных условиях жизни, но сознательно не предпринимали никаких мер. Работающие люди вынуждены были голодать, питаться суррогатами – опилки, мох, древесное гнилье, рыбные кости, рыбная чешуя, труха, перетертое сено... Люди рваные, почти босые выходили на работу в суровый мороз, обмораживали ноги. А власти писали, что они сознательно «валяются по больницам вместо того, чтобы работать». Спецпереселенцам запрещали собирать в лесу ягоды, грибы, шишки и т.д. Во многих местах им запрещали ловить рыбу, они были лишены медицинского обслуживания, их косили эпидемии тифа и других болезней. В общем, делалось все, что способствовало физическому уничтожению спецпереселенцев. Несмотря на допущенную к ним властями несправедливость, спецпереселенцы трудились в народном хозяйстве, а в период Великой Отечественной войны вместе с другими защищали Родину.

(Экспонаты – самовар, пишущая машинка, деревянные ложки, подстаканники, граммофон).

Эта наша первая встреча на уроке, я надеюсь, перерастет в тесное сотрудничество. В музее имеется богатый материал по новейшей истории России, округа, Сургутского района, поселка, который может помочь вам в учебном процессе и внеурочной деятельности по истории. Добро пожаловать в наш музей, ждем приглашения на последующие уроки истории.

Подведём краткий итог урока:

Рефлекия. Приложение 1. СЛАЙД (3-5)

Сегодня мы познакомились с особенностями политического режима 20-х годов.

Вспомните какие политические события освещены на уроке?(по плану урока)

Что нового вы узнали о истории округа и Сургутского района? Когда образовался округ

Какова взаимосвязь событий в стране и происходящего на Обь-Иртышском севере?

Как вы оцениваете работу…
Итог урока: на доске

Д З.п . 21 выучить материал урока, по материалам учебника самостоятельно выявить причины победы Сталина, сообщения и презентации по темам: «Церковь в первые десятилетия сов. власти», «Духовная жизнь в 20- годы»

Оценки


страница 1

Тема урока: Основные направления общественно- политического и государственного развития СССР в е годы ХХ в. Развитие экономики СССР в конце х годов ХХ в. Форсированная модернизация.


План урока: 1. Советское общество х годах XX века. 2. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20 – 30-е гг. 3. Принятие Конституции СССР.


1. Советское общество х годах XX века. Экономические преобразования конца 20-х начала 30-х годов коренным образом изменили структуру населения. 7% сельских жителей работали на государственных сельскохозяйственных предприятиях - в совхозах и МТС. Интенсивное промышленное строительство привело к рождению новых городов. Численность городского населения в гг. увеличивалась ежегодно на 1,6 млн. человек, в гг. на 2,04 млн. К 1939 г. в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9% общего числа населения).


Значительно выросла численность рабочего класса: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937 г. Была ликвидирована безработица. Главным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню. Приток вчерашних крестьян пополнял ряды неквалифицированной рабочей силы, что приводило к текучести кадров, падению дисциплины, производственному травматизму, выпуску бракованной продукции, многим негативным нравственно-социальным последствиям. Однако часть квалифицированных рабочих в связи с переходом на сдельную оплату достигала высоких показателей в результатах своего труда.





Изменилась структура сельского населения. В несколько раз сократилась численность крестьян. Свыше 90% общего числа крестьян трудились в колхозах. Они составили новую социальную категорию населения («крестьяне-коллективисты», класс колхозного крестьянства).


В годы проходили: коллективизация сельского хозяйства и индустриализация Коллективиза́ция процесс объединения крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в конце 1920-х начале 1930-х гг (); в западных районах Украины, Белорусии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация была завершена в гг.

















2. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20 – 30-е гг. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. Внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Был взят курс на индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.





Что такое тоталитаризм? называют такое общество, в котором 1) ликвидирована многопартийность и существует однопартийная политическая система; 2) правящая партия срослась с государственным аппаратом и подчинила его себе; 3) утвердилась единая, общеобязательная идеология; 4) независимого от контроля партии и государства общества не существует.


5) все общественные организации и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; 6) сложился культ вождя; 7) существует разветвленный полицейский аппарат, проводящий реперсии в отношении граждан; 8) гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.


Признаки тоталитаризма: насильственное навязывание гражданам общественных порядков, утверждающих единую идеологию; тотальный контроль над всеми сферами общества; политическая монополия одной партии; идеологическая стерильность и устранение оппозиции; наличие идеологического вождя; наличие систем физического, социально- экономического и психологического устрашения; массовый террор;


Самое обсуждаемое
Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров
Тайные общества правят миром? Тайные общества правят миром?
технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета


top